Четыре царства Даниила
Четыре царства Даниила — это четыре царства, которые, согласно Книге Даниила , предшествуют « последним временам » и « Царству Божьему ».
Четыре королевства
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Книга Даниила возникла на основе сборника легенд, циркулировавших в еврейской общине Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (V-III вв. до н.э.), а позже была дополнена видениями глав 7–12 в Маккавеев эпоху . (середина II века до н. э.). [1]
Тема «четырех царств» явно появляется во Даниила 2-й и 7-й главах и неявно присутствует в образах 8-й главы Даниила . Концепция Даниила о четырех последовательных мировых империях заимствована из греческих теорий мифологической истории. [2] Символика четырех металлов в статуе во второй главе заимствована из персидских писаний. [2] в то время как четыре «зверя морские» в главе 7 отражают Осию 13: 7–8, в котором Бог угрожает Израилю, что он будет подобен льву, леопарду, медведю или дикому зверю. [3] Ученые пришли к единому мнению, что четыре зверя из главы 7, как и металлы из главы 2, символизируют Вавилон, Мидию, Персию и греков Селевкидов, а Антиох IV — «маленький рог», выкорчевывающий трех других (Антиох узурпировал права несколько других претендентов на престол). [4]
Дэниел 2
[ редактировать ]Во второй главе Навуходоносору снится статуя, сделанная из четырех разных материалов, обозначающих четыре царства:
- Голова из золота. Явно идентифицирован как царь Навуходоносор (ст. 37–38). Вавилонский
- Грудь и руки из серебра. Обозначается как «низшее» царство после Навуходоносора (ст. 39).
- Живот и бедра бронзовые. Третье царство, которое будет править всей землей (ст. 39).
- Ноги железные, со ступнями из смеси железа и глины. Истолковывается как четвертое царство, крепкое, как железо, но ступни и пальцы на ногах частично из глины, а частично из железа показывают, что это будет разделенное царство (ст. 41).
Дэниел 7
[ редактировать ]В главе 7 Даниил видит четырех зверей, выходящих из моря, и ему сказано, что они представляют четыре царства:
- Зверь, подобный льву , с орлиными крыльями (ст. 4).
- Зверь, подобный медведю , поднятый набок, с тремя изгибами между зубами (ст. 5).
- Зверь, подобный барсу крыльями , с четырьмя птичьими и четырьмя головами (ст. 6).
- Четвертый зверь с большими железными зубами и десятью рогами (ст. 7–8).
Это объясняется как четвертое царство, отличное от всех других царств; оно «пожрет всю землю, попирая и сокрушая ее» (ст. 23). Десять рогов — это десять царей, которые придут из этого царства (ст. 24). Затем появляется следующий рог («маленький рог») и вырывает с корнем три предыдущих рога: это объясняется как будущий король.
Дэниел 8
[ редактировать ]В 8-й главе Даниил видит овна с двумя рогами, уничтоженного козлом с одним рогом; рог ломается, и появляются четыре рога, за которыми снова следует «небольшой рог».
Школы мысли
[ редактировать ]Интерпретация Раши
[ редактировать ]Раши , средневековый раввин , интерпретировал четыре царства как Навуходоносора («ты — голова золота»), Валтасара («другое царство ниже тебя»), Александра Македонского («третье медное царство») и римского Империя («и во дни этих царей»). [5] Раши объясняет, что пятое царство, которое установит Бог, — это царство мессии . [5]
Христианская интерпретация
[ редактировать ]Со времени протестантской Реформации XVI века модель «четырех монархий» стала широко использоваться всеми для всеобщей истории , параллельно с эсхатологией , среди протестантов. Некоторые продолжали защищать его использование во всемирной истории в начале 18 века.
Кристофер Целлариус (1638–1707), основанный на своеобразии средневековой латыни . [ нужны разъяснения ] [6] Современные историцистские интерпретации и эсхатологические взгляды на Книгу Даниила и Книгу Откровения очень напоминают и продолжают более ранние исторические протестантские интерпретации.
В классической литературе и искусстве есть упоминания, которые, по-видимому, предшествовали использованию преемственности царств в Книге Даниила . [7] Один из них появляется в суре Эмилия: [8] автор, цитируемый Веллеем Патеркулом (ок. 19 г. до н.э. - ок. 31 г. н.э.). Это дает Ассирии, Мидии , Персии и Македонии имперские державы. Пятая империя стала отождествляться с римлянами. (После 17 века концепция пятой монархии была вновь введена на основе христианских тысячелетия идей .)
Интерпретация, предложенная Суэйном (1940). [9] считает, что теория «четырех царств», импортированная из Малой Азии, стала достоянием греческих и римских писателей в начале II века до нашей эры. Они основывались на последовательности трех царств, уже упомянутой Геродотом (ок. 484–425 до н. э.) и Ктесием (ок. 401 до н. э.). [10] С тех пор несколько других авторов оспаривали эту датировку и происхождение, относя время жизни Суры и римскую адаптацию модели к I веку до нашей эры. [11] [12]
Христианские реконструктивисты и полные претеристы верят, что Даниил полностью исполнился и что верующие сейчас работают над установлением Царства Божьего на земле.
Две основные школы мысли о четырех царствах Даниила:
- традиционалистский взгляд, поддерживающий объединение Мидо-Персии и определяющий последнее царство как Римскую империю .
- Маккавейский тезис , точка зрения, которая поддерживает отделение мидян от персов и определяет последнее царство как империю Селевкидов . [13]
Схема Римской Империи
[ редактировать ]Следующая интерпретация представляет собой традиционный взгляд еврейских и христианских историков , футуристов , диспенсационалистов , частичных претеристов и других футуристических еврейских и христианских гибридов, а также некоторых мессианских евреев , которые обычно идентифицируют царства Даниила (с вариациями) как:
- Вавилонская империя
- Мидо -Персидская империя
- Греческая империя
- Римская империя , с другими последствиями, которые появятся позже
Иероним (ок. 347–420) описал эту схему в своем «Комментарии к книге Даниила» . [14] В рамках этой структуры существует множество вариаций.
Используйте с Книгой Откровения.
[ редактировать ]Христианские переводчики обычно читают Книгу Даниила вместе с Нового Завета Книгой Откровения . интерпретировали Отцы церкви зверя в Откровении 13 как Римскую империю. [15] Большинство современных ученых-комментаторов понимают «город на семи холмах» в Откровении как ссылку на Рим. [16]
Теория второго храма
[ редактировать ]Полные претеристы , идеалисты , некоторые реконструктивисты и другие нефутуристы также обычно верят в ту же общую последовательность, но учат, что пророчества Даниила закончились разрушением Второго Храма в Иерусалиме , и практически не имеют никаких последствий, кроме этого. Еврейские и христианские футуристы, диспенсационалисты и, в некоторой степени, частичные претеристы полагают, что пророчества Даниила прекратились с разрушением Второго Храма в Иерусалиме; но возобновится в какой-то момент в будущем после перерыва в пророчествах, объясняющих Эпоху Церкви .
Традиционные взгляды
[ редактировать ]Эсхатологические темы
[ редактировать ]На протяжении более двух тысяч лет читатели размышляли о значении тем, проходящих через Книгу Даниила: [17]
- Четыре царства: Во 2-й главе книги Даниила Навуходоносор видит во сне гигантскую статую из четырех металлов, символизирующих царства, а в 7-й главе Даниила Даниил видит четырех морских зверей, которые снова идентифицируются как царства. В 8-й главе Даниила, в соответствии с темой, согласно которой цари и царства символизируются «рогами», Даниил видит козла с одним рогом, замененным четырьмя рогами. В каждом из них присутствуют второстепенные символы: статую разбивает таинственный камень, который вырастает в гору, а у четвертого зверя десять рогов и дополнительный человекоподобный рог, идентифицируемый как царь. из Даниила 7 Дальнейшие образы включают Сына Человеческого (точнее, «подобного сыну человеческому»), «святых Всевышнего» и вечное Царство Божье , которое последует за четырьмя царствами и «маленьким рогом». [18]
- Хронологические предсказания: Даниил предсказывает в несколько раз больший срок, который должен пройти до наступления Царства Божьего. Пророчество Иеремии интерпретируется так, что «70 лет» означает «70 седмин лет», а вторая половина последней «недели» определяется как «время, времена и полвремени», а затем как 2300 «вечеров». и утра», а дальнейшее количество дней указано в самом конце книги. [19]
- «Помазанник истреблен»: в Даниила 9 есть два упоминания о «помазаннике», что имело большое значение для христианской эсхатологии. В Даниила 9:25 говорится: «До появления помазанника будет семь недель»; В следующем стихе говорится: «По истечении шестидесяти двух седьмин помазанник будет истреблен». Ученые считают, что они относятся к первосвященнику Иисусу Навину из ранней персидской эпохи и к первосвященнику Ониасу III , убитому во II веке, но христиане считают, что они оба относятся к смерти Христа, которая затем обеспечивает фиксированную точку для расчет времени до конца света. [20]
- «Мерзость запустения»: об этом упоминается в Даниила 8, 9 и 11. В Новом Завете это было истолковано как относящееся к эсхатологическому будущему и разрушению Иерусалима (Матфея 24:15, Марка 13:14), а позже тем не менее его интерпретировали как Антихриста . [21]
- отдают свою жизнь Мученичество и воскресение: Даниил 11 рассказывает, как «мудрые» мученически во время гонений последнего времени ради воскресения в последнее царство. Даниил 3 (история о огненной печи ) и Даниил 6 ( Даниил во львином рве ) были прочитаны в этом свете, предоставив прототип христианского мученичества и спасения на протяжении веков. [21]
Адвентисты седьмого дня
[ редактировать ]Пророчество о 2300 днях в Даниила 8:14 играет важную роль в эсхатологии адвентистов седьмого дня . 2300 дней интерпретируются как 2300 лет по принципу день-год . [22] Согласно адвентистскому учению, этот период начинается одновременно с Пророчеством о семидесяти седминах в 457 году до нашей эры и заканчивается в 1844 году нашей эры. [23] Считалось, что конец этого периода ознаменует конец дней , за которые выступало миллеритское движение на рубеже XIX века.
Глава | Параллельная последовательность пророческих элементов в понимании историков [24] [25] | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Прошлое | Подарок | Будущее | ||||
Дэниел 2 | Голова Золото (Вавилон) | Грудь и две руки Серебро | Живот и бедра Бронза | Две ноги Железо | Две ноги с пальцами Глина и железо | Камень Божие Бесконечное Царство не осталось никому другому |
Дэниел 7 | Крылатый лев | Покосившийся медведь | Четырехглавый / четырехкрылый Леопард | Железнозубый зверь с маленьким рогом | Сцена суда Зверь убит | Сын человеческий приходит в облаках Получает вечную власть и передает ее святым . [26] |
Дэниел 8 | Двурогий баран (Медиа-Персия) | Однорогий/ четырёхрогий козел Четыре ветра (Греция) | Маленький рог Мастер интриг | Очищение святилища Ведет → | (Царство Божие) | |
Даниил 11–12 | Короли (Персия) | Северные и южные короли 4 ветра (Греция) | Северные и Южные короли Презренный интриган (языческий и папский Рим) | Северные и южные короли Конец времен (глобальное религиозно-политическое правительство) | Майкл встает Многие мертвецы пробудились к вечной жизни | |
(Нации в скобках представляют собой интерпретацию символов, данных в тексте. Нации в скобках, выделенных курсивом, представляют собой историческую интерпретацию. «Единый, подобный сыну человеческому» и «Майкл» понимаются как одно и то же существо.) |
Большинство адвентистских групп миллеритской традиции придерживаются схожих представлений о Великом отступничестве , как и убеждения других реставраторских типов христианской веры. Некоторые из них, в первую очередь Церковь адвентистов седьмого дня , традиционно считали, что отступническая церковь образовалась, когда епископ Рима начал доминировать и привнес языческую коррупцию, допустил появление языческого идолопоклонства и верований и сформировал Римско-католическую церковь. и отдыхать от работы в воскресенье вместо субботы , что не соответствует Писанию.
Адвентисты седьмого дня учат, что власть Малого Рога, которая, как и предсказывалось, возникла после распада Римской империи, — это папство . В 533 году нашей эры Юстиниан , император Восточной Римской империи , юридически признал епископа (папу) Рима главой всех христианских церквей. Из-за арианского доминирования варварских племен в некоторых частях Римской империи епископ Рима не мог осуществлять эту власть. Наконец, в 538 году нашей эры Велизарий , один из генералов Юстиниана, разгромил остготов , последнее из варварских королевств, из города Рима, и римский епископ смог приступить к установлению своей универсальной гражданской власти. Итак, благодаря военному вмешательству Восточной Римской империи епископ Рима стал всемогущим на всей территории старой Римской империи.
Как и многие протестантские лидеры эпохи реформации, труды адвентистского пионера Елены Уайт выступают против католической церкви как падшей церкви и готовятся к гнусной эсхатологической роли антагониста против истинной церкви Бога, а также о том, что Папа является антихристом . Многие протестантские реформаторы, такие как Мартин Лютер , Джон Нокс , Уильям Тиндейл и другие, придерживались подобных убеждений в отношении католической церкви и папства, когда они отделились от католической церкви во время Реформации . [27]
Эллен Уайт пишет:
Его слово предупредило о надвигающейся опасности; пусть это останется без внимания, и протестантский мир узнает, каковы на самом деле цели Рима, только тогда, когда будет слишком поздно выбираться из ловушки. Она молча набирает силу. Ее доктрины оказывают влияние в законодательных залах, в церквях и в сердцах людей. Она складывает свои высокие и массивные сооружения, в тайных уголках которых будут повторяться ее прежние преследования. Скрытно и неожиданно она укрепляет свои силы для достижения своих целей, когда придет время нанести удар. Все, чего она желает, — это выгодная позиция, и она ей уже дана. Вскоре мы увидим и почувствуем, в чем состоит цель римского элемента. Всякий, кто поверит и повинуется слову Божьему, тем самым подвергнется поношению и гонению. [28]
[ соответствующий? ]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Вера Бахаи интерпретирует пророчество о 2300 днях и 70 неделях так же, как и адвентисты седьмого дня, с периодом, заканчивающимся в 1844 году. [29] По вере бахаи, 1844 год ознаменовал конец старого мира и начало тысячелетия. [30] Это означало конец исламской эпохи , конец пророческого цикла всех религий и начало общей эры, когда исполнение пророчеств произойдет для всех религий. Для бахаи обещание возвращения Посланника Божьего исполнилось в этом году с появлением Баба , за которым 19 лет спустя последовал Бахаулла . [31]
Методисты
[ редактировать ]Методистский богослов и историк Адам Кларк предложил альтернативу дате 1844 года, используемой адвентистами седьмого дня и последователями Веры Бахаи. Кларк рассматривал 8-ю главу Даниила как отдельное видение от 7-й главы Даниила. В своем комментарии 1831 года к Даниилу 8:14 он утверждает, что 2300-летний период следует отсчитывать от 334 года до нашей эры, года, когда Александр Македонский начал свое завоевание Персидской империи . Его расчет заканчивается в 1966 году, где он ссылается на Даниила 7:25 . [32]
Традиционная интерпретация четырех царств, разделяемая еврейскими и христианскими толкователями на протяжении более двух тысячелетий, идентифицирует эти царства как империи Вавилона , Мидо-Персии , Греции и Рима . Эта точка зрения соответствует тексту Даниила, который рассматривает Мидо-Персидскую империю как единое целое, как и «закон мидян и персов». (6:8, 12, 15) Эти взгляды поддерживаются еврейским Талмудом , средневековыми еврейскими комментаторами, отцами христианской церкви , Иеронимом и Кальвином . [33]
Таким образом, Иероним конкретно определил четыре царства из Книги Даниила 2. [34] Теория «четырех монархий» существовала наряду с Шестью веками и Тремя эпохами как общеисторические структуры в творчестве Августина Гиппопотама , современника Иеронима. [35]
Однако альтернативная точка зрения, согласно которой последовательность событий заканчивается Грецией и диадохами , исключая, таким образом, Рим, не лишена исторического прецедента. Языческий критик христианства Порфирий предложил вариант этой интерпретации в третьем веке нашей эры. В последующие столетия несколько восточных христиан поддержали эту точку зрения, в том числе Ефрем Сирин , Полихроний и Косма Индикоплевст . [36]
В средние века ортодоксальная христианская интерпретация следовала комментариям Иеронима к Книге Даниила. [37] Он связал четвертую монархию и ее конец с концом Римской империи, который, как считалось, еще не наступил ( Восточная Римская империя просуществовала до 1453 года). Так обстоит дело, например, с писателем X века Адсо , чья «Libellus de Antichristo» включила в себя характерный средневековый миф о Последнем римском императоре . [38] [39] Оттон Фрайзингский использовал принцип translatio imperii и рассматривал Священную Римскую империю как продолжение Римской империи (как четвертую монархию).
Протестантская Реформация
[ редактировать ]Ряд протестантских богословов, таких как Иероним Занкиус (1516–1590), Джозеф Мид (1586–1639) и Джон Лайтфут (1602–1675), особенно подчеркивали эсхатологическую теорию четырех монархий. [41] Мид и другие писатели (такие как Уильям Гилд (1586–1657), Эдвард Хотон и Натаниэль Стивенс ( ок. 1606–1678 )) ожидали неминуемого конца четвертой империи и новой эпохи. [42] Раннесовременную версию четырех монархий во всемирной истории впоследствии часто приписывали хронологу и астрологу Иоганну Кариону на основе его «Хроники» (1532 г.). Развитие его протестантской мировой хронологии было одобрено во влиятельном предисловии Филиппа Меланхтона (опубликовано в 1557 г.).
Теория была актуальна в 1550-х годах. Иоганн Слейдан в своей работе «De quatuor imperiis summis» (1556 г.) попытался обобщить статус «четырех монархий» как историческую теорию; он уже упоминал об этом в предыдущих работах. Влиятельный взгляд Слейдана на эту теорию был одновременно теологическим, с протестантским тоном апокалиптического упадка с течением времени, и апелляцией к немецким националистическим чувствам с точки зрения translatio imperii . [6] [43] [44] Speculum coniugiorum (1556 г.) юриста Алонсо Де ла Вера Крус из Новой Испании косвенно проанализировал эту теорию. императора Священной Римской империи Он поставил под сомнение универсальный империй , указав, что рассматриваемые исторические «монархии» ни в коем случае не имели исключительной власти. [45] Точка зрения Кариона/Меланхтона заключалась в том, что Египетское королевство следует рассматривать как вспомогательную державу по отношению к Вавилону: точно так же, как Франция была второстепенной по сравнению с Империей. [46]
Католик Жан Боден был озабочен тем, чтобы выступить против всей теории «четырех монархий» как исторической парадигмы. Он посвятил главу опровержению этого, наряду с классической схемой Золотого века , в своем «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» 1566 года . [47]
В 1617 году над дверями Нюрнбергской ратуши были установлены скульптуры, изображающие четыре царства Даниила: [48]
- Лев представляет царя Вавилона Навуходоносора. Медведь представляет персидского царя Кира.
- Леопард представляет короля Греческой империи Александра. Четвертый зверь представляет Римскую империю, Юлия Цезаря.
Пятые монархисты
[ редактировать ]В условиях, приведших к Гражданской войне в Англии 1642–1651 годов и последовавшим за ней потрясениям, многие англичане выдвигали милленаристские идеи, полагая, что они живут в «конце дней». [49] [ нужна страница ] Пятые монархисты были значительным [ нужна ссылка ] член парламентской группировки, а в январе 1661 года, после того как Карл II занял трон после Реставрации Англии 1660 года, 50 воинствующих Пятых монархистов под руководством Томаса Веннера попытались захватить Лондон, чтобы положить начало «Пятой монархии короля Иисуса». После провала этого восстания Пятые монархисты стали молчаливой и преданной частью религиозного инакомыслия. [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллинз 1984 , стр. 29, 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Нисканен 2004 , стр. 27, 31.
- ^ Коллинз 1984 , с. 80.
- ^ Мэтьюз и Мойер 2012 , стр. 260, 269.
- ^ Перейти обратно: а б «Хабад Танах: комментарий Раши к Даниила 2» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 г. Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Герберт Баттерфилд , Человек о своем прошлом (1955), стр. 45–56.
- ^ Оэллиг 2023 .
- ^ Джон Дж. Коллинз , Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу (1998), с. 93.
- ^ Суэйн, Джозеф Уорд (январь 1940 г.). «Теория четырех монархий: история оппозиции в Римской империи». Классическая филология . 35 (1). Издательство Чикагского университета : 1–21. дои : 10.1086/362315 . ISSN 0009-837X . S2CID 161334013 .
- ^ Эрих С. Грюн , Эллинистический мир и пришествие Рима (1986), с. 329.
- ↑ Историю дебатов и выдвинутые аргументы см. в Oellig 2023 , стр. 546–564.
- ^ Мендельс, Дорон (осень 1981 г.). «Пять империй: заметка о пропагандистском топосе». Американский журнал филологии . 102 (3). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 330–337. дои : 10.2307/294139 . ISSN 0002-9475 . JSTOR 294139 .
- ^ Джон Дж. Коллинз , Краткое введение в еврейскую Библию (2007), с. 282
- ^ «Св. Иероним, Комментарии к Даниилу (1958). стр. 15–157» . Архивировано из оригинала 16 октября 2011 г. Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ «Однако четыре зверя Даниила снова появляются в чудовище из главы 13 Книги Откровения с десятью рогами, семью головами, медвежьими ногами и львиной пастью, которое отцы церкви приняли за Римскую империю. " Гелстон и др., Пророчества о новом небе и новой земле и тысячелетие: эссе в честь Энтони Гелстона , стр. 297 (1999).
- ^ Уолл, RW (1991). Новый международный библейский комментарий: Откровение (207). Пибоди, Массачусетс: Хендриксон.
- ^ Коллинз 2013 , с. 82.
- ^ Коллинз 2013 , стр. 83–85.
- ^ Коллинз 2013 , стр. 85–86.
- ^ Коллинз 2013 , стр. 86–87.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2013 , с. 87.
- ^ Уайт, Эллен. «Великая борьба, издание 1888 года» . Поместье Эллен Дж. Уайт. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Уайт, Эллен. «Великая борьба, издание 1888 года» . Поместье Эллен Дж. Уайт. Архивировано из оригинала 18 июня 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Смит, Урия (1944). Даниил и Откровение . Нэшвилл, Теннесси: Южная издательская ассоциация.
- ^ Андерсон, Рой Аллан (1975). Раскрытие пророчеств Даниила . Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press.
- ↑ Даниил 7:13–27 см. стихи 13, 14, 22, 27.
- ^ «Антихрист и протестантская Реформация» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Уайт, Эллен Г. (1999) [1888]. «Вражда между человеком и сатаной» . Великая борьба: между Христом и сатаной . Поместье Эллен Уайт. п. 581. ИСБН 0-8163-1923-5 . Архивировано из оригинала 31 мая 2007 г. Проверено 6 июня 2006 г.
- ^ Некоторые ответы на вопросы Абдул-Баха (Глава 10)
- ^ Крупицы из Писаний Бахауллы , CLXVI.
- ^ Крупицы из Писаний Бахауллы , XXV.
- ^ Эрл, сокращенный Ральфом (1831 г.). Комментарий Адама Кларка к Библии (переиздание 1967 г.). Гранд-Рапидс, Мичиган: World Pub. ISBN 978-0529106346 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 г. Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Макдауэлл, Шон (2009). Апологетика изучения Библии для студентов: сложные вопросы, прямые ответы . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Holman Bible Publishers . п. 899. ИСБН 978-1-58640-493-2 .
- ^ «Иероним определил четыре царства аналогично интерпретации пророчества Даниила 2, в диахронической системе. В первом царстве, символизируемом львом, он увидел Нововавилонскую империю. Он отождествил медведя с Персидским царством, барс с властью Македонии и четвертый зверь с Римской империей». Фрелих, «Время, времена и половина времени: историческое сознание в еврейской литературе персидской и эллинистической эпох», JSP Supplements , стр. 71–72 (1996).
- ^ Изабель Риверс , Классические и христианские идеи в английской поэзии эпохи Возрождения: Путеводитель для студентов (1994), с. 56.
- ^ Беатрис, Пьер Франко (1991). «Язычники и христиане по книге Даниила» . Студия Патристика . XXV : 27. ISBN. 978-9068315196 .
- ^ Крис Гивен-Уилсон, Хроники: написание истории в средневековой Англии (2004), стр. 115.
- ^ К. А. Патридс , Джозеф Энтони Виттрейх, Апокалипсис в английской мысли и литературе эпохи Возрождения: закономерности, предшественники и последствия. Архивировано 7 июня 2023 г. в Wayback Machine (1984), стр. 45.
- ^ «Апокалипсис» . Апокалиптические идеи в древнеанглийской литературе. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 г. Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ «PAL: Энн Брэдстрит (1612?–1672)» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 г. Проверено 2 января 2012 г.
- ^ «Произведения епископа Джона Лайтфута (1684 г.)» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2006 г. Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Брайан В. Болл, Большое ожидание: эсхатологическая мысль в английском протестантизме до 1660 г. (1975), с. 140.
- ^ Александра Кесс , Иоганн Слейдан и протестантское видение истории. Архивировано 7 июня 2023 г. в Wayback Machine (2008), стр. 83–85.
- ^ Энтони Графтон, Что такое история?: Искусство истории в Европе раннего Нового времени (2007), с. 171.
- ^ Дэвид Эндрю Люфер, Римляне в новом мире: классические модели в испанской Америке шестнадцатого века (2006), с. 163.
- ^ Паула Финдлен, Афанасий Кирхер: последний человек, который знал все. Архивировано 7 июня 2023 г. в Wayback Machine (2004), стр. 177.
- ^ «Жан Боден» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2018.
- ^ Томпсон, Рональд Чарльз (1996). Защитники христианства в поисках истины . Обучающие услуги. п. 29. ISBN 978-1572581227 . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 г. Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Кэпп, Бернард (1972). Люди пятой монархии: исследование английского милленаризма семнадцатого века (переиздание). Фабер и Фабер (опубликовано в 2012 г.). п. 1487. ИСБН 978-0571286867 . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
... ряд новых книг... имеют общую тему, подчеркивая нормальность и широкую распространенность милленаризма в Англии в семнадцатом веке...
- ^ Сравните: Кэпп, Бернард (1972). Люди пятой монархии: исследование английского милленаризма семнадцатого века (переиздание). Фабер и Фабер (опубликовано в 2012 г.). п. 1665. ISBN 978-0571286867 . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
История Пятых монархистов 1670-х годов показывает продолжающуюся поляризацию движения: большинство двигалось в сторону квиетизма и было принято другими современными сектантами, в то время как меньшинство стало более активно участвовать в насилии и заговорах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернард Кэпп (1972), Люди пятой монархии: исследование английского милленаризма семнадцатого века , Фабер ISBN 0-571-09791-X
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 978-0802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (2013). «Дэниел» . Ин Либ, Майкл; Мейсон, Эмма; Робертс, Джонатан (ред.). Оксфордский справочник по истории получения Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0191649189 .
- Деферрари, Паулюс Орозий ; перевод Роя Дж. (2001). Семь книг истории против язычников (1-е краткое переиздание). Вашингтон: Издательство Католического университета Америки . ISBN 978-0-8132-1310-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Герхард Ф. Хазель, «Четыре мировые империи из Даниила 2 в сравнении с ближневосточной средой», Журнал по изучению Ветхого Завета , 1979 г. 12: 17–30.
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 978-0801048357 .
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 978-0567082138 .
- Оэллиг, Мари (2023). Преемственность империй. К древним корням исторически мощной идеи . Востоки и Запады. Том 38. Штутгарт: Франц Штайнер. ISBN 978-3-515-13195-7 .
- Х. Х. Роули (1935), Дарий Мидянин и четыре мировых империи в Книге Даниила. Историческое исследование современных теорий .
- Служительская ассоциация, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня (2005 г.). Адвентисты седьмого дня верят (2-е изд.) . Пасифик Пресс. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джон Х. Уолтон , « Четыре королевства Даниила », JETS 29 (1986), 25–36.
- Утопическое и историческое мышление: взаимодействие и перенос (PDF)