Халафская культура
Культура Халаф (зеленым цветом), рядом с Самарра , Хассуна и Убайд . культурами | |
Географический диапазон | Месопотамия |
---|---|
Период | Неолит 3 – Керамика неолита (ПН) |
Даты | в. 6100–5100 до н.э. |
Тип сайта | Скажи Халафу |
Основные сайты | Скажи Браку |
Предшественник | Докерамический неолит Б , ярмукская культура |
С последующим | Халаф-Убайд Переходный период , Культура Хассуна , Культура Самарры |
Неолит |
---|
↑ Мезолит |
↓ Энеолит |
Культура Халаф — это доисторический период, который длился примерно между 6100 и 5100 годами до нашей эры. [1] Этот период представляет собой непрерывное развитие раннего керамического неолита и расположен в основном в плодородной долине реки Хабур (Нахр аль-Хабур) на юго-востоке Турции , Сирии и северном Ираке , хотя обнаружены материалы, находящиеся под влиянием Халафа. по всей Великой Месопотамии .
Хотя этот период назван в честь городища Телль-Халаф на севере Сирии , раскопанного Максом фон Оппенгеймом между 1911 и 1927 годами, самый ранний материал периода Халаф был раскопан Джоном Гарстангом в 1908 году на месте Сакче-Гезю . [2] Небольшое количество материалов Халафа было также раскопано в 1913 году Леонардом Вулли в Каркемише, на турецко-сирийской границе. [3] Однако наиболее важным местом для традиции Халаф было место Телль-Арпахия , ныне расположенное в пригороде Мосула , Ирак . [4]
На смену периоду Халаф пришел Переходный период Халаф-Убайд , который включал поздний Халаф (ок. 5400–5000 гг. до н. э.), а затем период Убайда .
Источник
[ редактировать ]Раньше сирийские равнины не считались родиной халафской культуры, а халафийцев считали либо горными людьми , спустившимися с близлежащих гор юго-восточной Анатолии, либо пастухами из северного Ирака. [5] Однако эти взгляды изменились после недавних археологических раскопок, проводимых с 1986 года Питером Аккермансом , которые позволили по-новому взглянуть на возникновение культуры Халаф. [6] Ранее неизвестная переходная культура между эпохой до-Халафа неолита и эпохой Халафа была обнаружена в долине Балих , в Телль-Саби-Абьяде (Курган Белого Мальчика).
В настоящее время в Саби Абьяде обнаружено одиннадцать профессиональных слоев. Уровни с 11 по 7 считаются пре-Халафом ; от 6 до 4 – переходный; и от 3 до 1 — ранний Халаф . Никаких перерывов в занятости не наблюдается, за исключением уровней 11 и 10. [5] Новая археология продемонстрировала, что культура Халаф не возникла внезапно и не была результатом деятельности иностранцев, а, скорее, непрерывным процессом коренных культурных изменений на севере Сирии. [7] которое распространилось на другие регионы. [1]
Культура
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Халаф Керамика
[ редактировать ]Керамика Халаф была найдена в других частях северной Месопотамии, например, в Ниневии и Тепе-Гавре , Чагар-Базаре , Телль-Амарне. [8] и во многих местах в Анатолии (Турция), что позволяет предположить, что он широко использовался в регионе.
- Фрагмент чаши; 5600–5000 гг. до н.э.; керамический; 8,2 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Галафийская посуда
- Фигурка Плодородия (может, богиня?); 5000–4000 гг. до н. э.; терракота со следами пигмента; 8,1×5×5,4 см; культурой Халаф; Художественный музей Уолтерса ( Балтимор , США)
Штамповые печати
[ редактировать ]Культура Халаф стала свидетелем самого раннего известного появления печатей на Ближнем Востоке. [9] Они имели по существу геометрические узоры. [9]
- Прямоугольная печать с петлевой ручкой, культура Халаф.
- Круглая печать с петлевой ручкой.
- Штамповая печать и современное впечатление – геометрический узор. Халафская культура
Конец Халафа (Северный Убайд)
[ редактировать ]Культура Халаф прекратила свое существование к 5000 г. до н.э. после наступления так называемого переходного периода Халаф-Убайд . [10] Многие халафийские поселения были заброшены, а оставшиеся имели убайдийский характер. [11] Новый период назван Северным Убайдом, чтобы отличить его от настоящего Убайда в южной Месопотамии. [12] и были представлены два объяснения трансформации. Первый предполагает вторжение и замену халафийцев убайдами; однако между Халафом и северным Убайдом нет разрыва, который исключал бы теорию вторжения. [11] [13] Наиболее правдоподобной теорией является заимствование халафианцами культуры Убайд. [11] что поддерживается большинством учёных, в том числе Оутсом , Бренике и Аккермансом. [12] [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Марио Ливерани (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . п. 48. ИСБН 9781134750849 .
- ^ Кастро Гесснер, Г. 2011. «Краткий обзор традиции Халаф» в Стедман, С. и МакМахон, Г. (ред.) Оксфордский справочник по древней Анатолии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 780
- ^ Кастро Гесснер, Г. 2011. «Краткий обзор традиции Халаф» в Стедман, С. и МакМахон, Г. (ред.) Оксфордский справочник по древней Анатолии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 781
- ^ Кэмпбелл, С. 2000. «Сгоревший дом в Арпахии: повторный анализ» Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 318. с. 1
- ^ Jump up to: а б Мария Грация Масетти-Руо; Оливье Руо; М. Вафлер (2000). Сирийские Джезире и Евфрат от протоистории до конца второго тысячелетия до нашей эры. JC, Тенденции в исторической интерпретации новых данных, (Субарту) – Глава: Старые и новые взгляды на истоки культуры Халаф, Питер Аккерманс . стр. 43–44.
- ^ Питер ММГ Аккерманс, Гленн М. Шварц (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . п. 101. ИСБН 9780521796668 .
- ^ Питер ММГ Аккерманс, Гленн М. Шварц (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . п. 116. ИСБН 9780521796668 .
- ^ Клоп Гарсия, X.; Альварес Перес, А.; Хатерт, Фредерик (2004). «Характеристика производства керамики Халаф в Телль-Амарне (Долина Евфрата, Сирия)» . hdl : 2268/102885 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 304. ИСБН 978-1614510352 .
- ^ Джон Л. Брук (2014). Изменение климата и ход глобальной истории: трудный путь . п. 204. ИСБН 9780521871648 .
- ^ Jump up to: а б с Жорж Ру (1992). Древний Ирак . п. 101. ИСБН 9780141938257 .
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Поллок; Рейнхард Бернбек (2009). Археологии Ближнего Востока: критические перспективы . п. 190. ИСБН 9781405137232 .
- ^ Jump up to: а б Питер ММГ Аккерманс, Гленн М. Шварц (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . п. 157. ИСБН 9780521796668 .
- ^ Роберт Дж. Спикман; Гектор Нефф (2005). Лазерная абляция ИСП-МС в археологических исследованиях . п. 128. ИСБН 9780826332547 .
Библиография
[ редактировать ]- Аккерманс, Питер ММГ; Шварц, Гленн М. (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-52179-666-8 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-1-134-75091-7 .
- Масетти-Руо, Мария Грация; Руо, Оливье; Вафлер, Маркус (2000). Сирийские Джезире и Евфрат от протоистории до конца второго тысячелетия до нашей эры. Д.К., Тенденции в исторической интерпретации новых данных, (Субарту) . Бреполи . ISBN 978-2-50351-063-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура Халаф Метрополитен-музей
- Чаша Халаф из Арпахии - Британский музей