Христианизация англосаксонской Англии
Христианизация англосаксонской Англии происходила в VII веке. По сути, это был результат григорианской миссии 597 г., к которой присоединились усилия Хиберно-Шотландской миссии 630-х гг. С VIII века англосаксонская миссия , в свою очередь, сыграла важную роль в обращении населения Франкской империи .
Этельберт Кентский был первым королем, принявшим крещение около 601 года. За ним последовали Саеберт Эссексский и Редвальд Восточной Англии в 604 году. Однако, когда Этельберт и Саеберт умерли в 616 году, им обоим наследовали языческие сыновья, которые были настроены враждебно. принял христианство и изгнал миссионеров, побуждая их подданных вернуться к родному язычеству. Христианство держалось только благодаря Редвальду, который все еще поклонялся языческим богам наряду с Христом .
Первые архиепископы Кентерберийские в первой половине VII века были членами первоначальной григорианской миссии. Первым коренным саксонцем, рукоположенным в архиепископа, был Деусдедит Кентерберийский , возведенный на трон в 655 году. Первым коренным англосаксонским епископом был Итамар , возведенный на трон епископом Рочестерским в 644 году.
Решающий переход к христианству произошел в 655 году, когда король Пенда был убит в битве при Винваэде , и Мерсия впервые стала официально христианской. Смерть Пенды также позволила Кенвалху Уэссекскому вернуться из изгнания и вернуть Уэссекс , еще одно могущественное королевство, в христианство. После 655 года только Сассекс и остров Уайт оставались открыто языческими, хотя Уэссекс и Эссекс позже короновали языческих королей. В 686 году Арвальд , последний открыто языческий король, был убит в бою, и с этого момента все англосаксонские короли были, по крайней мере, номинально христианскими (хотя существует некоторая путаница относительно религии Каэдваллы , который правил Уэссексом до 688 года).
Сохранившееся среди простого населения язычество постепенно стало английским фольклором .
Фон
[ редактировать ]Есть свидетельства присутствия христианства в Римской Британии еще в III веке. [1] В 313 году Константин I , император на западе, и император Лициний издали Миланский эдикт, разрешающий исповедовать христианство в Римской империи . [2] В следующем году три епископа из Британии присутствовали на Арльском соборе . Это были Эбориус из города Эборакум (Йорк), Реститут из города Лондиниум (Лондон) и Адельфиус из неизвестного места. Присутствие этих епископов указывает на то, что к началу IV века британская христианская община уже была организована на региональной основе и имела четкую епископскую иерархию . [3]
Римское правление закончилось в начале V века. Примерно в то же время германские народы , называемые англосаксами, вторглись и завоевали восточную Британию. В VIII веке Беда разделил англосаксов на три основные группы: англов , саксов и ютов . Англы основали королевства Восточная Англия , Мерсия и Нортумбрия . Саксы основали королевства Сассекс (южные саксы), Эссекс (восточные саксы) и Уэссекс (западные саксы). Юты основали королевство Кент , а также поселились на острове Уайт . [4] Новые жители практиковали англосаксонское язычество . Это была политеистическая религия, в которой поклонялись множеству богов, в том числе Водену , Тору и Тиву . Воден был царем богов, и ранние английские короли вели свою родословную от него. . [5]
Британские миссионеры, наиболее известный из которых — Святой Патрик , обратили Ирландию в христианство . Ранние британские и ирландские церкви имели общие характеристики, которые часто называют кельтским христианством . [6] После англосаксонского завоевания восточной Британии кельтское христианство сохранилось в британских королевствах на западе и севере. В этих регионах церковь была организована вокруг епархий, соответствующих племенным подразделениям. Влияние Галлии способствовало распространению монашества в британской церкви в VI веке. [7]
Кент, 588–640 гг.
[ редактировать ]Конец шестого века: Этельберт Кентский женится на Берте.
[ редактировать ]В 595 году, когда папа Григорий I решил послать миссию для обращения англосаксов в христианство, [8] Королевством Кент правил Этельберт. Он женился на христианской принцессе по имени Берта до 588 года. [9] и, возможно, раньше 560 г. [10] Берта была дочерью Хариберта I , одного из Меровингов франков королей . В качестве одного из условий своего брака она привезла с собой в Кент епископа по имени Людхард в качестве своего капеллана. [11] Они восстановили церковь в Кентербери, построенную еще во времена Римской империи. [12] возможно, современная церковь Святого Мартина . Этельберт был в то время язычником, но предоставил своей жене свободу вероисповедания. [11] Людхард, похоже, не привлек много сторонников среди англосаксов. [13] и если бы не обнаружение золотой монеты с надписью Leudardus Eps ( Eps — аббревиатура от Episcopus , латинского слова «епископ»), его существование можно было бы поставить под сомнение. [14] Один из биографов Берты утверждает, что под влиянием своей жены Этельберт попросил Папу Григория прислать миссионеров. [11] Историк Ян Вуд считает, что инициатива исходила не только от королевы, но и от двора Кента. [15]
597: Прибытие григорианской миссии.
[ редактировать ]
Миссия высадилась в Кенте в 597 г. [16] и быстро добился некоторого первоначального успеха: [17] [18] Этельберт разрешил миссионерам поселиться и проповедовать в его столице Кентербери , где они использовали для служб церковь Св. Мартина. [19] и эта церковь стала резиденцией епископства. [17] Ни Беда , ни Грегори не упоминают дату обращения Этельберта. [20] но это, вероятно, произошло в 597 году. [19] [примечания 1] В период раннего средневековья обращение правителя часто предвещало крупномасштабное обращение подданных, и большое количество обращенных было зарегистрировано в течение года после прибытия миссии в Кент. [19] К 601 году Григорий писал Этельберту и Берте, называя короля своим сыном и упоминая о его крещении. [примечания 2] Согласно позднесредневековой традиции, записанной летописцем 15-го века Томасом Элмхэмом , датой обращения короля является Воскресенье Троицы , или 2 июня 597 года; нет никаких оснований сомневаться в этой дате, но иных подтверждений ей нет. [19] В письме Григория патриарху Александрийскому Евлогию в июне 598 г. упоминается количество обращенных, но не упоминается ни о каком крещении царя в 597 г., хотя ясно, что к 601 г. он был обращен. [21] [примечания 3] Королевское крещение, вероятно, произошло в Кентербери, но Беда не называет его места. [23]
Почему Этельберт решил обратиться в христианство, неизвестно. Беда предполагает, что король принял христианство исключительно по религиозным причинам, но большинство современных историков видят в решении Этельберта другие мотивы. [24] Конечно, учитывая тесные контакты Кента с Галлией, вполне возможно, что Этельберт искал крещения, чтобы сгладить свои отношения с королевствами Меровингов или присоединиться к одной из фракций, соперничавших тогда в Галлии. [25] Другое соображение, возможно, заключалось в том, что новые методы управления часто следовали за обращением, будь то непосредственно из вновь созданной церкви или косвенно из других христианских королевств. [26]
Свидетельства Беды свидетельствуют о том, что, хотя Этельберт поощрял обращение, он не смог заставить своих подданных стать христианами. Историк Р. А. Маркус считает, что это произошло из-за сильного языческого присутствия в королевстве, которое вынудило короля полагаться на косвенные средства, включая королевское покровительство и дружбу, для обеспечения обращения. [27] По мнению Маркуса, это демонстрируется тем, как Беда описывает усилия короля по обращению, которые, когда подданные обращались, заключались в том, чтобы «радоваться их обращению» и «сдерживать верующих в большей привязанности». [28]
616: Языческая реакция Эдбальда
[ редактировать ]![]() ![]() | |
О: Бюст Эдбальда справа. АВДВ[АЛД РЕГЕС] | Р: Крест на земном шаре внутри венка. ++IÞNNBALLOIENVZI |
Золотая тримса Эдбальда Кентского, Лондон (?), 616–40 гг. |
Эдбальд взошел на трон после смерти своего отца 24 февраля 616, или, возможно, 618 года. Хотя Этельберт был христианином примерно с 600 года, и его жена Берта также была христианкой, Эдбальд был язычником. Берта умерла незадолго до вступления на престол Эдбальда, и Этельберт снова женился. Имя второй жены Этельберта не записано, но вполне вероятно, что она была язычницей, поскольку после его смерти она вышла замуж за Эдбальда, своего пасынка: брак между мачехой и пасынком был запрещен церковью. [29] [30]
Беда пишет, что отказ Эдбальда от христианства был «серьезным препятствием» на пути роста церкви. Себерт, король Эссекса, стал христианином под влиянием Этельберта, но после смерти Себерта, примерно в то же время, его сыновья изгнали Меллита , епископа Лондона. [30] По словам Беды, Эдбальд был наказан за свою неверность «частыми припадками безумия» и одержимостью «злым духом» (возможно, имея в виду эпилептические припадки). [30] [31] но в конце концов его убедили бросить жену и принять христианство. [30] Вторая жена Эдбальда, Имме, была франккой. [32] и вполне возможно, что прочные связи Кента с Франсией сыграли роль в обращении Эдбальда. Вполне вероятно, что миссионеры в Кентербери пользовались поддержкой франков. [33] В 620-х годах сестра Эдбальда Этельбург приехала в Кент, но отправила своих детей ко двору короля Дагоберта I во Франции; Помимо дипломатических связей, для Кента была важна торговля с франками. Считается, что давление франков сыграло важную роль в том, чтобы убедить Этельберта стать христианином, а обращение Эдбальда и женитьба на Имме, вероятно, были тесно связаны с дипломатическими решениями. [33] [34]
шестого и седьмого веков В двух могилах на хорошо сохранившемся англосаксонском кладбище в Финглшеме были обнаружены бронзовый кулон и позолоченная пряжка с рисунками, которые связаны друг с другом и могут символизировать религиозную деятельность с участием германского божества Водена . Эти предметы, вероятно, датируются периодом языческой реакции. [35]
Аккаунт Беды
[ редактировать ]Рассказ Беды об отказе Эдбальда от церкви и последующем обращении в веру весьма подробен, но не лишен некоторых внутренних противоречий. [33] Версия событий Беды изложена следующим образом:
- 24 февраля 616 г.: Этельберт умирает, и Эдбальд добивается успеха. [30]
- 616: Эдбальд возглавляет языческую реакцию на христианство. Он женится на мачехе вопреки церковному закону и отказывается от крещения. Примерно в это же время Меллит, епископ Лондона, изгнан сыновьями Себерта в Эссексе и отправляется в Кент. [30]
- 616: Меллит и Юст, епископ Рочестера, покидают Кент и направляются во Францию. [30]
- 616/617: Через некоторое время после отъезда Меллита и Юста Лаврентий, архиепископ Кентерберийский, планирует отправиться во Францию, но видит видение, в котором Святой Петр бичует его. Утром он показывает шрамы Эдбальду, который в результате обращается в христианство. [36]
- 617: Юст и Меллит возвращаются из Франции «через год после их ухода». Юстус возвращается в Рочестер. [30]
- в. 619: Лоуренс умирает, и Меллит становится архиепископом Кентерберийским. [37]
- 619–624: Эдбальд строит церковь, которую освятил архиепископ Меллит. [36]
- 24 апреля 624 г.: Меллит умирает, и Юст становится его преемником на посту архиепископа Кентерберийского. [37]
- 624: после преемственности Юстуса Папа Бонифаций пишет ему, чтобы сообщить, что он слышал в письмах от короля Адулуальда (возможно, ошибка переписчика Эдбальда) об обращении короля в христианство. Вместе с этим письмом Бонифаций посылает паллий , добавляя, что его следует носить только во время совершения «Святых Тайн». [38]
- В 625 году , король Эдвин Дейрский Нортумбрии, просит руки Этельбурга, сестры Эдбальда. Эдвину говорят, что он должен позволить ей исповедовать христианство и сам должен подумать о крещении. [39]
- 21 июля 625 г.: Юст посвящает Паулина в епископа Йорка. [39]
- Июль или позже 625 года: Эдвин соглашается с условиями, и Этельбург отправляется в Нортумбрию в сопровождении Паулина. [39]
- Пасха 626 г.: У Этельбурга рождается дочь Энфлед. [39]
- 626: Эдвин завершает военную кампанию против западных саксов. [39] «Примерно в это время» Бонифаций пишет Эдвину и Этельбургу. В письме Эдвину содержится призыв принять христианство и говорится об обращении Эдбальда. В письме Этельбургу упоминается, что Папа недавно услышал новость об обращении Эдбальда, и призывает ее работать над обращением ее мужа Эдвина. [40]
Альтернативная хронология
[ редактировать ]Хотя повествование Беды широко принято, альтернативная хронология была предложена Д. П. Кирби. Кирби отмечает, что письмо Бонифация Этельбургу ясно дает понять, что новости об обращении Эдбальда появились недавно, и что немыслимо, чтобы Бонифаций не был в курсе статуса обращения Эдбальда. Следовательно, Эдбальд, должно быть, был обращен Юстом, как это подразумевается в письме Бонифация Юстусу. Паллий, сопровождающий это письмо, указывает на то, что Юст был к тому времени архиепископом, а продолжительность архиепископства Меллита означает, что, даже если даты Беды несколько неверны в других деталях, Эдбальд был обращен не ранее 621 года и не позднее апреля 624 года, поскольку Меллит рукоположил церковь Эдбальда перед его смертью в том же месяце. Рассказ о чудесном бичевании Лаврентия Петром можно не принимать во внимание как более позднее агиографическое изобретение монастыря Святого Августина в Кентербери . [33]
Как упоминалось выше, было высказано предположение, что король «Адулуальд» в письме Юстусу - это настоящий король Этельвальд, возможно, младший король западного Кента. В этом случае могло бы показаться, что Лоуренс обратил Эдбальда, а Юстус обратил Этельвальда. [41] Также было высказано предположение, что паллий не указывал на то, что Юстус был архиепископом, поскольку Юстусу сообщают об ограниченных обстоятельствах, при которых он может его носить; однако та же формулировка встречается в письме о передаче мантии архиепископу Августину, также цитируемом у Беды. Другая возможность состоит в том, что изначально это письмо состояло из двух букв. С этой точки зрения Беда объединил письмо с передачей мантии с письмом, поздравляющим Юстуса с обращением, которое, по словам Беды, произошло примерно семь лет назад; но грамматические детали, на которых основано это предположение, не являются уникальными для этого письма, и в результате его обычно считают единым произведением. [33]
Из письма Этельбургу становится ясно, что она уже была замужем, когда известие об обращении Эдбальда достигло Рима. Это совершенно не согласуется с более ранней датой, которую Беда называет принятием христианства Эдбальдом, и в защиту Беды высказывалось предположение, что Этельбург вышла замуж за Эдвина существенно раньше и оставалась в Кенте до 625 года, прежде чем отправиться в Нортумбрию, и что письмо было написано, когда она была в Кент. Однако из письма Бонифация следует, что Бонифаций думал, что Этельбург находится рядом с ее мужем. Также оказывается, что письмо Юстусу было написано после писем Эдвину и Этельбургу, а не раньше, как утверждает Беда; В письме Бонифация Эдвину и Этельбургу указывается, что он получил новости от посланников, но когда он писал Юсту, он получил известие от самого короля. [33]
История о том, что брак Этельбурга зависел от того, чтобы Эдвин позволил ей исповедовать свою веру, была подвергнута сомнению, поскольку пересмотр хронологии делает вероятным, хотя и не бесспорным, что брак был устроен до обращения Эдбальда. С этой точки зрения, именно церковь возражала бы против брака, а Этельбург был бы христианином до обращения Эдбальда. История посвящения Паулина также проблематична, поскольку он был посвящен только в 625 году, а возможно и позже, то есть после самой последней возможной даты свадьбы Этельбурга. Однако возможно, что до своего хиротонии он отправился в Нортумбрию и лишь позже стал епископом. [33]
Ниже приводится пересмотренная хронология некоторых из этих событий с учетом вышеизложенных соображений.
- 616: Эдбальд возглавляет языческую реакцию на христианство.
- 616: Меллит и Юст, епископ Рочестера, покидают Кент и направляются во Францию. [30]
- в. 619: Лоуренс умирает, и Меллит становится архиепископом Кентерберийским. [36]
- Начало 624 года?: Юст обращает Эдбальда. Посланники отправляются в Рим. [38] Примерно в это же время организуется брак Этельбурга с Эдвином, возможно, до обращения. [39] Эдбальд строит церковь, а Меллит освящает ее. [36]
- 24 апреля 624 г.: Меллит умирает, и Юст становится его преемником на посту архиепископа Кентерберийского. [37]
- Середина 624: Эдвин соглашается на условия брака, и Этельбург отправляется в Нортумбрию в сопровождении Паулина. [39]
- Позже 624 г.: папа получает известие об обращении Эдбальда и пишет Этельбургу и Эдвину. [40]
- Еще позже, 624 г.: папа узнает от Эдбальда о его обращении, а также о смерти Меллита. Он пишет Юстусу, чтобы тот прислал ему паллий. [38]
- 21 июля 625 или 626 г.: Юст посвящает Павлина в епископа Йоркского. [39]
Эта временная шкала увеличивает продолжительность языческой реакции с менее чем года в повествовании Беды до примерно восьми лет. Это представляет собой более серьезную неудачу для церкви. [33]
640: Йорценберт приказывает уничтожить идолов.
[ редактировать ]По словам Беды ( HE III.8), Йорсенберт был первым королем в Британии, который приказал языческие « идолы » ( культовые изображения уничтожить Великий пост ) и соблюдать . Было высказано предположение, что эти приказы могли быть официально записаны в соответствии с традициями Кентских сводов законов, инициированных Этельбертом, но такого текста не сохранилось. [42] Это указывает на то, что, хотя король Эдбальд обратился в христианство по крайней мере 16 лет назад, в 640 году основная часть населения все еще была открыто язычницей.
Эссекс, 604–665 гг.
[ редактировать ]- 604: Саберт из Эссекса крестится Меллитом. [43]
- 616: Сексред и Сэвард Эссексские коронованы: языческое возрождение. [44]
- 653: Сигеберта Доброго. Крещение [45]
- 660: Эссексского : языческое возрождение. Коронация Суитхельма
- 662: Крещение Суитхельма.
- 665: Сигер Эссексский возглавил языческое возрождение. [46]
- 665: Джарумана посылает Вульфхер из Мерсии вновь обратить восточных саксов в свою веру. [47]
Саберт Эссексский был крещен Меллитом в 604 году. [43] но после его смерти в 616 году его сыновья Сексред и Сэвард изгнали Мелита и «побудили свой народ вернуться к старым богам». Меллит вернулся в Эссекс, когда Эдбальд Кентский обратился в христианство, но язычники снова изгнали его. Эссекс официально оставался язычником до 653 года, когда Осви Нортумбрийский убедил Сигеберта Доброго принять христианство и позволить Седду проповедовать там. В 660 году Сигеберт был убит своими братьями-язычниками за то, что он слишком снисходительно относился к христианству. Суитхельм вступил во владение, но Этельволд из Восточной Англии убедил его принять христианство в 662 году. Суитхельм умер в 664 году, и два его двоюродных брата Сигер и Себби правили Эссексом совместно. Хотя нет никаких упоминаний о том, что Сигере принял христианство, когда в 665 году разразилась чума, он «оставил тайны христианской веры и снова впал в язычество». Люди на половине Эссекса, принадлежащей Сигере, снова стали открытыми язычниками, но союзник Себби Вульфхер из Мерсии послал Джарумана обратить их в свою веру и заставил Сигера жениться на своей племяннице Осит, с которой он позже развелся. Сигере был последним языческим королем Эссекса.
Восточная Англия, 604–630 гг.
[ редактировать ]604: Крещение Редвальда.
[ редактировать ]Рэдвальд из Восточной Англии получил христианские таинства от Меллита в Кенте, предположительно по приглашению Этельберта, который, возможно, был спонсором его крещения. Дата этого посвящения точно не известна, но, поскольку утверждается, что Августин (ум. ок. 604) освятил церковь недалеко от Эли , оно, возможно, последовало за обращением Саберта довольно быстро. Таким образом, Редвальд присоединился к системе власти Этельберта. Беде утверждает, что даже при жизни Этельберта Редвальд укреплял лидерство южных англичан для своей собственной нации восточных англов.
В Восточной Англии обращение Редвальда не было повсеместно приемлемо ни для его семьи, ни для его жены. Она и ее языческие учителя, вероятно, убедили его частично отказаться от своих обязательств. Поэтому в его храме было два алтаря: один посвящен Христу, а другой — посвящению англосаксонским богам . Рэдвальд считается наиболее вероятным кандидатом на захоронение корабля Саттон-Ху , на котором изображены как языческая, так и христианская иконография.
В 616 году языческая реакция в Кенте и Эссексе оставила Редвальда единственным (частично) христианским королем в англосаксонских королевствах . Редвальд умер в 624 году, и ему наследовал его сын Йорпвальд .
627: Крещение Йорпвальда.
[ редактировать ]Паулин предпринял обращение жителей Нортумбрии, а также жителей Королевства Линдси ( Линкольншир ) и Восточной Англии. Это христианское покровительство помогло утвердить положение Эдвина как старшего правителя Англии, и до его последней конфронтации с Кадваллоном, сыном Кадфана Гвинедского в 632–633 годах , он также держал под своей властью британские и валлийские державы.
Именно по наущению Эдвина Йорпвальд вместе со своим королевством принял христианскую веру и таинства. Таким образом, Йорпвальд еще не был христианином ни при жизни своего отца, ни при своем вступлении на престол. Неизвестно, произошло ли его крещение в Восточной Англии, Нортумбрии или Кенте, но весьма вероятно, что Эдвин, ныне старший правитель, был его спонсором при крещении. Обращение имело политическую выгоду, поскольку все восточное побережье от Нортумбрии до Кента оказалось под властью христианских правителей в союзе с Эдвином, за единственным исключением «Эссекса».
627: Языческая реакция Рикберта
[ редактировать ]Вскоре после своего обращения Йорпвальд был убит ( occisus ) язычником ( viro gentili ) по имени Рикберт . Обстоятельства не зафиксированы, поэтому неизвестно, представлял ли Рикберт внутреннюю оппозицию Восточной Англии христианскому правлению или был эмиссаром внешней державы, желающей уменьшить влияние Эдвина.
Беда утверждает, что после убийства Йорпвальда королевство вернулось под языческое правление ( in errore versata est ) на три года. Это не обязательно означает открытую борьбу между поклонением англосаксонским богам и поклонением Христу, но в равной степени может выражать конфликт в политических пристрастиях, который вызвал приход Эдвина к власти. Приписывание этих трех лет предполагаемому правлению Рикберта является удобным знаменем, хотя тот факт, что его имя вообще помнили (хотя история Восточной Англии этого периода зависит от очень фрагментарных записей), указывает на то, что он был человеком некоторая важность.
630: Сигеберт из Восточной Англии возвращается из изгнания.
[ редактировать ]После междуцарствия, вызванного убийством Йорпвальда, Сигеберт был отозван из Галлии, чтобы стать правителем Восточных англов. Вполне вероятно, что он завоевал королевство военным путем, потому что позже вспомнили о его доблести как военачальника. Во время его правления частью королевства управлял его родственник Экгрик , отношения, описанные латинским термином cognatus . Это может означать, что Экгрик был сыном Редвальда. Однако некоторые авторитеты считают, что Экгрик — это тот же человек, что и Этилрик, названный в восточно-английском списке (в Английском сборнике ) сыном Эни , брата Рэдвальда. Кем бы ни был Экгрик, Сигеберт обладал равной или старшей властью во время своего правления, поскольку влияние его религиозного покровительства ощущалось как в восточной, так и в западной частях королевства.
Обращение Сигеберта в христианство, возможно, стало решающим фактором в достижении им королевской власти, поскольку в то время Эдвин Нортумбрийский (616–632/3) был старшим английским королем, и только он и Эдбальд Кентский были христианскими правителями. Эдбальд наверняка имел контакты с франкскими правителями. После того, как Дагоберт сменил Хлотара II во Франции в 628 году, появление Сигеберта помогло усилить обращение англичан, на котором основывалась власть Эдвина. Сигеберт, вероятно, поощрял обращение Экгрика, если он еще не был христианином. Ободрение Эдвина выразилось в браке его внучатой племянницы Хересвит, сестры святой Хильды , с Этильриком, племянником Редвальда. Хересвит и Хильда находились под защитой Эдвина и крестились вместе с ним в 626 году. Этот брак предполагал, что Этилрик был или станет христианином, и, вероятно, также что он должен в какое-то время стать королем Восточной Англии.
Беда сообщает, что восточноанглийский апостол Святой Феликс приехал в Англию из Бургундии в качестве епископа-миссионера и был послан Гонорием , архиепископом Кентерберийским, для помощи Сигеберту. У Уильяма Малмсберийского есть более поздняя история о том, что Феликс сопровождал Сигеберта в Восточную Англию. В любом случае это датирует присоединение Сигеберта к ок. 629–630, потому что Феликс был епископом в течение 17 лет, его преемник Томас - пять, а его преемник Берхтгисл Бонифаций - 17 лет, а Берхтгисл умер примерно в 669 году. Сигеберт основал резиденцию епископа своего королевства для Феликса в Доммоке , на который по-разному претендовали Данвич. или Уолтон , Феликстоу (оба прибрежных участка в Саффолке). Если в Уолтоне (как утверждал Рочестер в тринадцатом веке), доммок мог находиться на территории римского форта, который раньше стоял там.
Сигеберт также основал в своем королевстве школу для мальчиков, где их обучали чтению и письму на латыни, по образцу, свидетелем которого он стал в Галлии. Феликс помог ему, найдя учителей, подобных тем, которые преподавали в Кенте . Паулин Йоркский был с 633 по 644 год епископом Рочестера на Медуэе , тогдашнего епископства Кента, ближайшего к Восточной Англии. Паулин (согласно « » Уитби Жизни Григория Великого ) был связан со двором Редвальда во время изгнания Эдвина.
Верность Феликса Кентербери определила римскую основу Восточно-английской церкви, хотя его обучение в Бургундии, возможно, было окрашено учением ирландского миссионера Колумбана в Люксейле . Примерно в 633 году, возможно, незадолго до того, как Эйдана отправили в Линдисфарн из Ионы , ирландский королевский отшельник и миссионер Фурси прибыл из района Атлона со своими священниками и братьями в Восточную Англию. Сигеберт предоставил ему место для монастыря в старом римском форте под названием Кноберсбург, обычно называемом замком Бург недалеко от Ярмута . Феликс и Фурси совершили множество обращений и основали церкви в королевстве Сигеберта. Беда пишет, что архиепископ Гонорий и епископ Феликс очень восхищались работой Эйдана Линдисфарнского. Поэтому вполне вероятно, что они ценили и Фурси, община которого также жила по аскетическим принципам ирландского христианства .
Нортумбрия, 625–634 гг.
[ редактировать ]- 625: Паулин начинает проповедовать.
- 627: Эдвина. Крещение
- 633: Осрик и Энфрит из Берникии : языческое возрождение. Коронуются
- 634: Освальд коронован.
Паулин прибыл в Берницию в 625 году, чтобы убедить Эдвина принять крещение. Эдвин позволил крестить свою дочь Энфледа и поклялся принять крещение сам, если его кампания против Квихельма Уэссекского будет успешной. Беда рассказывает, что Эдвин наконец крестился 12 апреля 627 года, но, похоже, он не предпринял никаких усилий для обращения своих подданных. Он умер в 633 году, и Озрик и Энфрит, его двоюродный брат и племянник соответственно, захватили Бернисию и Дейру . Озрик и Энфрит оба приняли крещение, находясь в изгнании у пиктов , но, взяв их троны, вернули свои королевства в язычество . Они оба были убиты Кадваллоном, сыном Кадфана из Гвинеда, в 634 году, который, в свою очередь, был убит братом Энфрита Освальдом в том же году. Освальд был крещен в изгнании у шотландцев и убедил свой совет принять крещение, если они одержат победу над Кадваллоном. Освальд попросил миссионеров обратить язычников берникийцев и дейранцев. Первый епископ, предпринявший попытку, в конце концов сдался и вернулся в Иона , сообщающий, что нортумбрийцы были ярыми язычниками и отказывались принять христианство. Эйдан прибыл в 635 году и провел остаток своей жизни, обращая нортумбрийцев , и умер в 651 году.
Мерсия, 653–655 гг.
[ редактировать ]- 653: Начало проповеди
- 655: Пиада коронована .
Языческий король Пенда позволил христианским миссионерам начать проповедовать в Мерсии в 653 году, когда крестился его сын Пеада. Пеада принял крещение, чтобы жениться на Альфледе, дочери Освиу из Берникии. Пенда был убит в битве против Освиу 15 ноября 655 года, и Пеада занял трон, став первым христианским королем. Необычно то, что в Мерсии не было официального рецидива язычества.
Сассекс, 675–681 гг.
[ редактировать ]- 675: Этельвел . Крещение
- 681: Уилфрид начинает проповедовать.
Этельвел Сассекский был крещен в Мерсии где-то во время или незадолго до 675 года, вероятно, в качестве условия женитьбы на христианской королеве Иафе из Хвичче. В 681 году Уилфрид прибыл в Сассекс, чтобы начать обращение населения. Беда говорит, что Вульфхер обратился к нему «незадолго до этого», но это не могло быть позднее 675 года, потому что именно тогда Вульфхер умер. Этельвел подарил Уилфриду землю в Селси, где он основал аббатство Селси . Там Уилфрид встретился с Кэдваллой Уэссекским и гарантировал поддержку его вторжения в Сассекс (несмотря на то, что Этельвел предоставила ему землю и позволила ему проповедовать в своем королевстве). В 685 году Кедвалла, который теперь был королем Уэссекса, вторгся в Суссекс и убил Этельвела. Два элдормена Этельвела, Бертун и Андхун , изгнали его и с тех пор управляли королевством. Их религиозная принадлежность не зафиксирована. В 686 году Уилфрид был отозван в Йорк, Бертун и Андхун напали на Кент, Бертун был убит где-то на пути, а Сассекс был завоеван Кедваллой.
Уэссекс, 603–685 гг.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
- 603: Августин Кентерберийский начинает проповедь (возможно, апокрифическую).
- 635: Кинегилса Уэссекского и Квихельма Уэссекского. Крещение
- 643: Кенвалх коронован: языческое возрождение.
- 655: Кенвал возвращается из изгнания, теперь уже крещеный.
- 676: Сентвайна , возрождение язычников. Коронация
- 685: Кедвалла коронован, некрещеный, но прохристианский.
Монах Госселин записал короткую легенду о том, что после обращения Этельберта Кентского Августин отправился в Уэссекс, чтобы обратить население. В деревне Сернель местные жители издевались над ним и выгнали его из города, прикалывая к нему рыбу в насмешку над его религией. Согласно этой легенде, Августин в конце концов вернулся и обратил их, разбив их идола. Беда , однако, говорит, что западные саксы были «полностью язычниками» до 635 года, когда Бирин начал там проповедовать. Совместные короли Синигилс и Квихельм были крещены в 635 или 636 году, а их крестным отцом стал король Нортумбрии Освин , и Беда утверждает, что простое население также обратилось в веру. Когда Кинегилс умер в 643 году, на трон взошел его сын Кенвалх; Беда сказал о Кенвале, что он «отказался принять тайны веры и Царства Небесного; и вскоре после этого он также потерял власть над своим земным царством; ибо он отверг сестру Пенды, короля Мерсии , на которой женился, и взял другую жену; после чего последовала война, и он был изгнан из своего королевства». [48] Языческий король Пенда захватил Уэссекс, а Кенвалх принял крещение, находясь под защитой христианского короля Анны Восточной Англии . Пенда был убит в 655 году, что позволило теперь христианину Кенвалху вернуться в Уэссекс. Ему наследовала его вдова Сиксбер, а затем Эсквайн; их религия неизвестна. В 676 году Кентвайн занял трон. Сентвайн был язычником на протяжении всего своего правления, но отрекся от престола и стал христианским монахом. Кедвалла стал королем Уэссекса в 685 или 686 году, и его религию трудно определить. Он оставался некрещеным на протяжении всего своего правления, но поддерживал христианство. Прежде чем атаковать языческий остров Уайт, примите клятву отдать 1/4 земли и добычу Церкви, если он добьется успеха, и он выполнил эту клятву, предоставив поместья Уилфриду. Он также «позволил» креститься наследникам Арвальда, последнего языческого короля Уайта, прежде чем казнить их. В другом месте записано, что он предоставил землю церкви. Перед завоеванием Сассекса он работал с епископами Уилфридом и Йорценвальдом. основать там церковную структуру. Он был серьезно ранен при завоевании острова Уайт в 686 году. В 688 году он отрекся от престола и отправился в паломничество в Рим, где был крещен Папой Сергием I 10 апреля 689 года и умер через 10 дней от ран.
Его преемник Ине в 695 году издал свод законов, в которых раскрывалось, что он христианин. Однако один из законов Ине предписывал штраф за отказ крестить детей и еще один штраф за неуплату десятины, что указывает на то, что простое население не спешило добровольно принимать христианские привычки.
Остров Уайт, 661–686 гг.
[ редактировать ]- 661: Вульфхер Мерсийский вторгается, островитян насильно крестят.
- 661: Вульфхер из Мерсии уходит, островитяне немедленно возвращаются в язычество.
- 686: Вторжение Кедваллы из Уэссекса , этническая чистка островитян и аннексия королевства.
Юты . с острова Уайт были насильно крещены во время вторжения Вулфера в 661 году. Когда Вульфхер вернулся в Мерсию, он оставил священника Эоппу в Уайте, но не смог помешать островитянам быстро вернуться к открытому язычеству Уайт оставался язычником до 686 года, когда он был захвачен сторонником христианства Кэдваллой из Уэссекса . Их языческий король Арвальд был убит в бою, а его наследники были крещены и казнены. Большая часть языческого населения якобы была истреблена и заменена христианскими западными саксами . Те, кто остался, были вынуждены принять крещение, а также западно-саксонский диалект, а остров Уайт был включен в состав Королевства Уэссекс. Король Арвальд был последним английским королем, умершим язычником.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хронология Беды может быть немного неверной, поскольку он указывает, что смерть короля произошла в феврале 616 года, и говорит, что король умер через 21 год после своего обращения, что датирует обращение 595 годом. Это должно было произойти до миссии и означало бы, что либо королева, либо Людхард обратили Этельберта, что противоречит собственному заявлению Беды о том, что обращение короля произошло благодаря григорианской миссии. [10] Поскольку Григорий в своем письме 601 года королю и королеве решительно подразумевает, что королева не смогла добиться обращения своего мужа, тем самым предоставляя независимое свидетельство об обращении Этельберта миссией, проблема датировки, вероятно, является хронологической ошибкой Беды. часть. [21]
- ↑ Письмо в переводе из книги Брукса « Ранняя история церкви Кентербери» , стр. 8, говорит: «Сохрани полученную им благодать». Благодать в данном контексте означала благодать крещения.
- ↑ Попытки Сузо Брехтера утверждать, что Этельберт обратился в христианство только после 601 года, не встретили большого согласия среди медиевистов. [21] [22]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мурман 1973 , стр. 3–4.
- ^ ДиМайо, Майкл мл. (23 февраля 1997 г.). «Ликиний (308–324 гг. н.э.)» . О римских императорах .
- ^ Петтс 2003 , с. 39.
- ^ Йорк 2006 , стр. 56–57.
- ^ Майр-Хартинг 1991 , стр. 18 и 25–26.
- ^ Йорк 2006 , с. 3.
- ^ Майр-Хартинг 1991 , стр. 34–36.
- ^ Stenton 1971 , pp. 104–105.
- ^ Stenton 1971 , p. 105.
- ^ Jump up to: а б Кирби «Самые ранние английские короли» , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с Нельсон, Джанет Л. (23 сентября 2004 г.). «Берта, королева Кента, супруга Этельберта» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2269 . Проверено 3 июня 2023 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ Хиндли Краткая история англосаксов, стр. 33–36.
- ^ Херрин Формирование христианского мира с. 169
- ^ Хайэм Конверт Кингс с. 73
- ^ Вуд «Миссия Августина Кентерберийского», Зеркало, стр. 9–10.
- ^ Stenton Anglo-Saxon England pp. 105–106
- ^ Jump up to: а б Майр-Хартинг, Генри (23 сентября 2004 г.). «Августин [Святой Августин] (ум. 604), миссионер и архиепископ Кентерберийский» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/899 . Проверено 3 июня 2023 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ↑ Флетчер: Обращение в варваров, стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б с д Брукс Ранняя история Кентерберийской церкви, стр. 8–9.
- ^ Вуд "Миссия Августина Кентерберийского" Зеркало с. 11
- ^ Jump up to: а б с Кирби «Самые ранние английские короли» с. 28
- ^ Маркус «Хронология григорианской миссии» Журнал церковной истории с. 16
- ^ Хайэм Конверт Кингс с. 56
- ^ Хайэм Конверт Кингс с. 53
- ^ Хайэм Конверт Кингз, стр. 90–102.
- ^ Очерки Кэмпбелла «Наблюдения» по англосаксонской истории с. 76
- ^ Маркус Григорий Великий и его мир , стр. 182–183.
- ^ Цитируется в Маркусе Григории Великом и его мире , с. 183
- ↑ Кирби, «Ранние английские короли» , стр. 31–33, содержит расширенное обсуждение хронологии правления Этельберта.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Беда, Церковная история , кн. II, гл. 5, с. 111.
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 175.
- ^ Ролласон, Милдрит Легенд , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кирби, Самые ранние английские короли , стр. 37–42.
- ^ Йорк, Короли и королевства , с. 39.
- ^ Комментарии и изображения обоих объектов можно найти в книгах С. Чедвика Хоукса, «Финглшем. Кладбище в Восточном Кенте» и «Археология конверсии: Кладбища», оба в Кэмпбелле, Англосаксы , стр. 24–25 и 48–49.
- ^ Jump up to: а б с д Беда, Церковная история , кн. II, гл. 6, с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Беда, Церковная история , кн. II, гл. 7, с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Беда, Церковная история , кн. II, гл. 8, с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беда, Церковная история , кн. II, гл. 9, с. 117.
- ^ Jump up to: а б Беда, Церковная история , кн. II, гл. 10, с. 120.
- ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 32–33.
- ^ Дороти Уайтлок, Английские исторические документы . Том. 1. п. 361.
- ^ Jump up to: а б Хиндли, Джеффри Краткая история англосаксов: истоки английской нации Нью-Йорк: Carrol & Graf Publishers 2006 ISBN 978-0-7867-1738-5 стр. 33-36
- ^ Йорк, Барбара. «Королевство восточных саксов». Англосаксонская Англия 14 (1985): 1–36.
- ^ Хайэм, Нью-Джерси Новообращенные короли. Власть и религиозная принадлежность в ранней англосаксонской Англии . Манчестер, 1997. с. 234
- ^ Чейни, Уильям А. (1970). Культ королевской власти в англосаксонской Англии: переход от язычества к христианству . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 168
- ^ Майр-Хартинг, Генри (1991). Приход христианства в англосаксонскую Англию . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 117 ISBN 0-271-00769-9
- ^ Беда, Церковная история , кн. III, гл. 7, с. 153.
Ссылки
[ редактировать ]- Брукс, Николас (1984). Ранняя история Кентерберийской церкви: Церковь Христа с 597 по 1066 год . Лондон: Издательство Лестерского университета. ISBN 978-0-7185-0041-2 .
- Кэмпбелл, Джеймс (1986). «Наблюдения за обращением Англии». Очерки англосаксонской истории . Лондон: Хэмблдон Пресс. стр. 69–84. ISBN 978-0-907628-32-3 .
- Кэмпбелл, Джеймс; Джон, Эрик; Вормальд, Патрик (1991). Англосаксы . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-014395-9 .
- Чейни, Уильям А. (1970). Культ королевской власти в англосаксонской Англии: переход от язычества к христианству . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Флетчер, РА (1998). Обращение в варваров: от язычества к христианству . Х. Холта и Ко. Нью-Йорк: ISBN 978-0-8050-2763-1 .
- Херрин, Джудит (1989). Становление христианского мира . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00831-8 .
- Хиндли, Джеффри (2006). Краткая история англосаксов: Начало английской нации . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 978-0-7867-1738-5 .
- Хайэм, Нью-Джерси (1997). Обращенные короли: власть и религиозная принадлежность в ранней англосаксонской Англии . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4827-2 .
- Кирби, ДП (1992). Первые английские короли . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-09086-5 .
- Кирби, ДП (2000). Первые английские короли . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-24211-0 .
- Маркус, Р.А. (апрель 1963 г.). «Хронология григорианской миссии в Англии: рассказ Беды и переписка Григория». Журнал церковной истории . 14 (1): 16–30. дои : 10.1017/S0022046900064356 . S2CID 162545648 .
- Маркус, Р.А. (1997). Григорий Великий и его мир . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-58430-2 .
- Майр-Хартинг, Генри (1991). Приход христианства в англосаксонскую Англию (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-00769-4 .
- Мурман, Джон Р.Х. (1973). История Церкви в Англии (3-е изд.). Издательство Морхаус. ISBN 978-0819214065 .
- Петтс, Дэвид (2003). Христианство в римской Британии . Страуд, Великобритания: Темпус. ISBN 0-7524-2540-4 .
- Ролласон, Д.В. (1982). Легенда о Милдрите: исследование раннесредневековой агиографии в Англии . Атлантик-Хайлендс: Издательство Лестерского университета. ISBN 978-0-7185-1201-9 .
- Стентон, Фрэнк Мерри (1971). Англосаксонская Англия . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-821716-9 .
- Уайтлок, Дороти. Английские исторические документы . Том. 1.
- Вуд, Ян (январь 1994 г.). «Миссия Августина Кентерберийского к англичанам». Зеркало . 69 (1): 1–17. дои : 10.2307/2864782 . JSTOR 2864782 . S2CID 161652367 .
- Йорк, Барбара. «Королевство восточных саксов». Англосаксонская Англия 14 (1985): 1–36.
- Йорк, Барбара (1990). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон: Сиби. ISBN 978-1-85264-027-9 .
- Йорк, Барбара (2006). Обращение Британии: религия, политика и общество в Британии c. 600–800 . Религия, политика и общество в Великобритании. Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-582-77292-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Беде (1991). Д.Х. Фармер (ред.). Церковная история английского народа . Перевод Лео Шерли-Прайса . Р.Э. Лэтэм . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-044565-7 .
- Беде Венераблис ; перевод Лео Шерли-Прайса (1988). История английской церкви и народа . Пингвинская классика. ISBN 978-0-14-044042-3 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Блэр, Джон П. (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921117-3 .
- Блэр, Питер Хантер ; Блэр, Питер Д. (2003). Введение в англосаксонскую Англию (Третье изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53777-3 .
- Браун, Питер Г. (2003). Возвышение западного христианского мира: триумф и разнообразие, 200–1000 гг. н.э. Кембридж, Массачусетс: Издательство Blackwell. ISBN 978-0-631-22138-8 .
- Чейни, Уильям А. (1967). «От язычества к христианству в англосаксонской Англии». В Траппе, Сильвия Л. (ред.). Раннесредневековое общество . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. стр. 67–83.
- Черч, SD (2008). «Язычество в англосаксонской Англии эпохи обращения: свидетельства пересмотра церковной истории Беды ». История . 93 (310): 162–180. дои : 10.1111/j.1468-229X.2008.00420.x .
- Коутс, Саймон (февраль 1998 г.). «Создание епископальной святости в ранней англосаксонской Англии: влияние Венантия Фортуната». Исторические исследования . 71 (174): 1–13. дои : 10.1111/1468-2281.00050 .
- Колгрейв, Бертрам (2007). "Введение". Самая ранняя жизнь Григория Великого (переиздание в мягкой обложке, изд. 1968 г.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31384-1 .
- Коллинз, Роджер (1999). Раннесредневековая Европа: 300–1000 (второе изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-21886-7 .
- Дейлс, Дуглас (2005). « «Апостолы Англии»: англосаксонские представления». Духовное наследие Григория Великого между Западом и Востоком . Il Segno Gabrielli Editori. ISBN 978-88-88163-54-3 .
- Динсли, Маргарет; Грожан, Поль (апрель 1959 г.). «Кентерберийское издание ответов Папы Григория I святому Августину». Журнал церковной истории . 10 (1): 1–49. дои : 10.1017/S0022046900061832 . S2CID 161831302 .
- Демакопулос, Джордж (осень 2008 г.). «Григорий Великий и языческие святыни Кента». Журнал поздней античности . 1 (2): 353–369. дои : 10.1353/jla.0.0018 . S2CID 162301915 .
- Додуэлл, ЧР (1985). Англосаксонское искусство: новая перспектива (изд. Cornell University Press, 1985 г.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9300-3 .
- Додуэлл, ЧР (1993). Живописное искусство Запада: 800–1200 гг . Пеликан История искусства. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06493-3 .
- Фоли, У. Трент; Хайэм, Николас. Дж. (2009). «Беда о британцах». Раннесредневековая Европа . 17 (2): 154–185. дои : 10.1111/j.1468-0254.2009.00258.x . S2CID 161128808 .
- Френд, Уильям ХК (2003). Мартин Карвер (ред.). Римская Британия: невыполненное обещание . Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе 300–1300 гг. н.э. Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. стр. 79–92. ISBN 1-84383-125-2 .
- Фрайд, Э.Б.; Гринуэй, Делавэр; Портер, С.; Рой, И. (1996). Справочник британской хронологии (Третье исправленное издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56350-5 .
- Гамсон, Ричард и Гамсон, Фиона (2006). «От Августина до Паркера: меняющееся лицо первого архиепископа Кентерберийского». В Смит, Альфред П. и Кейнс, Саймон (ред.). Англосаксы: исследования, представленные Сирилу Рою Харту . Дублин: Four Courts Press. стр. 13–38. ISBN 978-1-85182-932-3 .
- Джон, Эрик (1996). Переоценка англосаксонской Англии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5053-4 .
- Джонс, Патнэм Феннелл (июль 1928 г.). «Григорианская миссия и английское образование». Зеркало . 3 (3): 335–348. дои : 10.2307/2847433 . JSTOR 2847433 . S2CID 162352366 .
- Кирби, ДП (1967). Создание ранней Англии (переиздание). Нью-Йорк: Schocken Books.
- Лапидж, Майкл (2006). Англосаксонская библиотека . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926722-4 .
- Лапидж, Майкл (1999). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Лапидж, Майкл (2001). «Лаврентий». В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 279. ИСБН 978-0-631-22492-1 .
- Лоуренс, CH (2001). Средневековое монашество: формы религиозной жизни в Западной Европе в средние века . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 978-0-582-40427-4 .
- Маркус, Р.А. (1970). «Григорий Великий и папская миссионерская стратегия». Исследования по истории церкви 6: Миссия Церкви и распространение веры . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 29–38. OCLC 94815 .
- Майр-Хартинг, Генри (2004). «Августин (Святой Августин) (ум. 604)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/899 . Проверено 30 марта 2008 г.
- Макгоуэн, Джозеф П. (2008). «Введение в корпус англо-латинской литературы». У Филиппа Пульсиано; Элейн Трехарн (ред.). Товарищ по англосаксонской литературе (изд. в мягкой обложке). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 11–49. ISBN 978-1-4051-7609-5 .
- Минс, Роб (1994). «Предыстория миссии Августина в англосаксонской Англии». В Лапидже, Майкл (ред.). Англосаксонская Англия 23 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 5–17. ISBN 978-0-521-47200-5 .
- Нельсон, Джанет Л. (2006). «Берта (565 г. до н. э., ум. в 601 г. или после него)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2269 . Проверено 30 марта 2008 г.
- Ортенберг, Вероника (1965). «Англосаксонская церковь и папство». В Лоуренсе, CH (ред.). Английская церковь и папство в средние века (переиздание 1999 г.). Страуд: издательство Sutton Publishing. стр. 29–62. ISBN 978-0-7509-1947-0 .
- Шапиро, Мейер (1980). «Оформление ленинградской рукописи Беды». Избранные статьи: Том 3: Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство . Лондон: Чатто и Виндус. стр. 199 и 212–214. ISBN 978-0-7011-2514-1 .
- Сисам, Кеннет (январь 1956 г.). «Кентербери, Личфилд и Веспасианская Псалтырь». Обзор исследований английского языка . Новая серия. 7 (25): 1–10. дои : 10.1093/res/VII.25.1 .
- Шпигель, Флора (2007). «Табернакула» Григория Великого и обращение англосаксонской Англии». Англосаксонская Англия 36 . Том. 36. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–13. дои : 10.1017/S0263675107000014 . S2CID 162057678 .
- «Евангелие святого Августина» . Словарь искусства Гроува . Арт.нет. 2000. По состоянию на 10 мая 2009 г.
- Стентон, Фрэнк Мерри (7 июня 2001 г.). Англосаксонская Англия (Третье изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280139-5 .
- Такер, Алан (1998). «Увековечивая память Григория Великого: происхождение и распространение папского культа в VII и начале VIII веков». Раннесредневековая Европа . 7 (1): 59–84. дои : 10.1111/1468-0254.00018 . S2CID 161546509 .
- Уолш, Майкл Дж. (2007). Новый словарь святых: Восток и Запад . Лондон: Бернс и Оутс. ISBN 978-0-86012-438-2 .
- Уильямс, Энн (1999). Царство и правительство в Англии до завоевания ок. 500–1066 . Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN 978-0-333-56797-5 .
- Уилсон, Дэвид М. (1984). Англосаксонское искусство: от седьмого века до норманнского завоевания . Лондон: Темза и Гудзон. OCLC 185807396 .