Орк (Блейк)

Орк — имя собственное одного из персонажей сложной мифологии Уильяма Блейка . Падшая фигура, Орк является воплощением бунта и противостоит Уризену , воплощению традиции .
В иллюстрированной книге Блейка «Америка — пророчество » его мифический противник, «Ангел Альбиона», описывает Орка как «любителя дикого восстания и нарушителя Закона Божьего». Он символизирует дух бунта и свободы, спровоцировавший Французскую революцию .
Фон
[ редактировать ]Имя Орк, возможно, является анаграммой слова cor (сердце), поскольку в мифе Блейка он был рожден из косатки сердца Энитармона или ( кита), потому что иногда он принимает форму кита. Оркус также является латинским словом, обозначающим ад , а Орк представлен как мятежный люциферианский персонаж. Он был создан, чтобы служить Блейку для анализа революций в США и Франции . [1]
Характер
[ редактировать ]
В мифе Блейка Орк рассматривается как первый ребенок Лоса от Энитармон и иногда либо заменяется в этом положении другим, либо вообще не упоминается как ребенок. В « Четырех Зоаса » дети Лоса представляют собой справедливую форму гнева, жалости, неудовлетворенного желания и логики, которые служат анализом бытия Орка. Создание Орка было основано на расколе между Лосом и Энитармоном, и он превратился из червя в форму змеи. Судя по отношениям Орка с Энитармоном, между ним и Лосом существует раскол. Лос использует Цепи Ревности, чтобы привязать Орка к горе, и Орк становится частью скалы. Будучи связанным, его воображение может существовать в пещере, расположенной в королевстве Уризена, что пробуждает Уризена. Когда Уризен ищет Орка, Орк освобождается, превращаясь в змею. Форма испорчена и он превращен в сатанинский образ. Орк проводит время, восставая против Уризена, и только когда Уризен перестает сражаться с Орком, Орк может стать Лувой. [4]
Орк — это сила революции, возрождения и страсти, полная противоположность Уризена, жестокого и деспотичного бога. Орк — это сила новой жизни в цикле, а Уризен представляет старую версию Орка, которая умирает в конце цикла. Таким образом, Орк и Уризен появляются в своей эволюции от одного к другому в «Семи глазах Бога», или семи исторических циклах мифа Блейка. Каждый цикл разделен на три фазы, которые начинаются с рождения орка, а затем описывают привязку орка, связанную с тем временем в жизни человека, когда он достигает своего воображаемого величия. За этим следует создание абстрактной религии и взгляд на Вселенную как на механическую. Затем следует рационализм, который привел к Аристотелю, Бэкону, Локку и другим ученым, основанным на эмпирическом подходе. На второй фазе Уризен захватывает падший мир, который представлен Просветлением в седьмом цикле. Это ведет к материализму, смерти души и войне. Эта фаза заканчивается тем, что пророки объявляют, что появится Орк. Третий этап описывает распятие Орка и возвращение человеческой жизни к природе. [5]
Персонаж Орк связан с библейским змеем, образом повешенного на мертвом дереве и с солнцем. Что касается последнего, то волосы орка подобны солнцу и связывают орка с другими историями, включая историю Самсона или смерть бога Бальдра. Точно так же изображение дерева похоже на то, как Одина проткнули копьем и повесили на виселице в качестве жертвоприношения. Поскольку Один — повешенный бог и тиран, образ еще больше связывает образ Орка с образом Уризена. Другой образ, связанный с Орком, — это копье, фаллический символ, связанный с воображением. Орк использует копье, чтобы атаковать Уризена, и изображение также связывает Орка с Иисусом и Одином как с жертвами себе. Как и Иисус, Орк также рождается во время зимнего солнцестояния, когда солнце не может согреть холодную землю. [6]
Орк также связан с внутренней работой человека. После того как Блейк отказался от людей-орков, революционных лидеров, которые, по его мнению, были похожи на орков, он перестал доверять любому поклонению героям. Точно так же Блейк считал, что воображение, представленное Орком, было чисто умственным и не могло иметь ту же форму, что и физическая вещь. Напротив, это была часть божественной энергии в человеке. По сути, Орк представляет собой внутренний жизненный цикл, который заканчивается перерождением самого себя. В целом, Орк олицетворял свободу личности в прометеевской манере, что связывает Орка с версией Сатаны Мильтона. В версии Блейка истинным сатаной был Бог, создавший физическую реальность, а фигура сатаны/орка представляет собой человеческое желание, которое трансформируется в принятие закона и разума. Таким образом, Блейк считает, что в эпосе Мильтона отсутствует герой, и не позволяет Орку рассматриваться как героическая фигура. [7]
Появления
[ редактировать ]
В «Америке пророчество» (1793) орк описывается как угроза британским колониям в Америке и обществу. Ангел Альбиона видит в Орке фигуру антихриста, а Орк рассматривает принца Альбиона как дракона. Во время работы Орку снится апокалиптическое видение, в котором империя разрушена и угнетатели мира остановлены. Следуя видению, Орк может заставить американцев подняться на революцию, и они начнут атаковать своих угнетателей посредством ментальной революции. [10] В «Пророчестве Европы» (1794 г.) Орк связан с революцией во Франции, но именно Лос призывает людей к революции. [11] В «Песне о Лосе » Орк вызывает мысли во второй половине «Азии», которая тревожит королей земли, а Орк описывается как свирепствующий по всей Европе. [12] В этих континентальных работах Лос и Орк описываются апокалипсисом, результатом которого станет свобода. [13]
В «Книге Уризена » африканская цивилизация заканчивается вместе с завершением третьего цикла, описывающего Адама и Еву. Орк, которого символизирует змей в Эдемском саду, проклят. За этим следует в Книге Ахании новый цикл, начинающийся в Азии, параллельный Исходу. В израильской цивилизации орк и фигура Уризена сражаются друг против друга: Орк представляет собой огненный столп, который ведет израильтян в ночное время, а Уризен - это облачный столп, стремящийся ввести их в заблуждение. Уризен способен расположить к себе израильтян, дав им десять заповедей и моральные законы. Эти заповеди подвергаются нападкам со стороны Орков в «Американском пророчестве» . [14]
Позже в Вале Орк описывает разделенные аспекты души, которая в мифологической системе Блейка имеет двойственную сущность, способную на добро и зло. Эта идея соответствует личному убеждению Блейка в том, что внутри него существует разделение. [15] В этой более поздней работе Орк рождается во время зимнего солнцестояния, и Уризен начинает его искать. В это время Уризен становится свидетелем жизненных циклов, частью которых является Орк. Когда Уризен наконец достигает Орка, взгляд на цикл Орков описывается в деистической манере, точка зрения, которая, возможно, противоположна собственным богословским убеждениям Блейка. Уризен, полагая, что Орк связан с хаосом, стремится к предсказуемости и порядку. Он стремится сделать это, создавая законы, которые порабощают человечество. Уризен распинает орка в образе змея, и война распространяется по земле. [16]
В «Четырех Зоасе» это отвергается: там родители производят на свет четырех сыновей Ринтру , Паламаброна , Бромиона и Теотормона . Это скорее двойной диалектический анализ, чем противоречие как таковое.
С другой стороны, Орк связан с Лувой в «Четырех Зоасе VIII».
В художественной литературе
[ редактировать ]В свою World of Tiers серию Филип Хосе Фармер включил множество персонажей с именами Блейка; два - «Слепой орк» и «Красный орк». Это не толкиновские орки, а человекоподобные «Лорды», создающие искусственные миры. Красный Орк — «тайный Лорд Земли».
В фильме Ридли Скотта « Бегущий по лезвию» (1982) одна из строк Роя Бэтти представляет собой неверную цитату из стихотворения Блейка:«Огненные ангелы пали; глубокий гром прокатился вокруг их берегов, пылая орочьим огнем».Эту линию предложил Рутгер Хауэр, адаптировав книгу Блейка «Америка: пророчество» . «Яркие ангелы поднялись, и когда они поднялись, грянул гром. Вокруг их берегов: возмущенное пламя орков».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэймон 1988 с. 309
- ^ Моррис Ивз; Роберт Н. Эссик; Джозеф Вискоми (ред.). «Заметки к «Европе Пророчеству, копия Б, объект 2 (Бентли 2, Эрдман II, Кейнс II)» » . Архив Уильяма Блейка . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Моррис Ивз; Роберт Н. Эссик; Джозеф Вискоми (ред.). «Европа Пророчество, копия Б, объект 2 (Бентли 2, Эрдман II, Кейнс II)» . Архив Уильяма Блейка . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Дэймон 1988, стр. 309–310.
- ^ Фрай, 1990, стр. 209–211.
- ^ Фрай, 1990, стр. 214–215, 220.
- ^ Фрай, 1990, стр. 218–219.
- ^ Моррис Ивз; Роберт Н. Эссик; Джозеф Вискоми (ред.). «Заметки к: Большой книге проектов, копия А, объект 2 (Бентли 85.2, Батлин 262.3)» . Архив Уильяма Блейка . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Моррис Ивз; Роберт Н. Эссик; Джозеф Вискоми (ред.). «Большая книга дизайнов, экземпляр А, объект 2 (Бентли 85.2, Батлин 262.3)» . Архив Уильяма Блейка . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Бентли 2003, стр. 138–139.
- ^ Бентли 2003, стр. 151–152.
- ^ Бентли 2003, стр. 155.
- ^ Бентли 2003 с. 160
- ^ Фрай 1990 стр. 213
- ^ Бентли 2003 с. 271
- ^ Фрай, 1990, стр. 221–223.
Ссылки
[ редактировать ]- Бентли, GE (младший). Незнакомец из рая . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003.
- Дэймон, С. Фостер. Словарь Блейка . Ганновер: Университетское издательство Новой Англии, 1988.
- Фрай, Нортроп. Страшная симметрия . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1990.