Призрак блохи

«Призрак блохи» — миниатюрная картина английского поэта, художника и гравёра Уильяма Блейка , хранящаяся в галерее Тейт в Лондоне. Имея размеры всего 8,42 на 6,3 дюйма (21,4 на 16,0 см), он выполнен смесью темперы с золотом на панели тропических лиственных пород красного дерева. [1] Он был завершен между 1819 и 1820 годами как часть серии изображений « Головы провидцев » по заказу акварелиста и астролога Джона Варли (1778–1842). [2] Фантастическое , духовное искусство было популярно в Британии примерно с 1770 по 1830 годы. [3] и в это время Блейк часто работал над неземными, сверхъестественными панелями, чтобы развлечь и удивить своих друзей. [4]
Работа размером 21,4 × 16,2 см представляет собой сильно уменьшенный миниатюрный портрет. Блейк обычно работал в небольших масштабах; Большинство его иллюминированных страниц, гравюр и многих его картин имеют высоту всего несколько дюймов. [5] Хотя «Призрак блохи» — одно из самых маленьких произведений Блейка, оно монументально по своему воображению. Его крошечный масштаб достигает драматизма за счет контраста мускулистой массы и очевидной силы существа с его воплощением на панели в виде насекомого. [6]
Фон
[ редактировать ]Блейк впервые встретил Джона Варли осенью 1818 года. Варли был на 21 год моложе художника. и был описан как «гениальный человек-медведь из 17 камней». Изучая астрологию и зодиакальную физиогномику , Варлей твердо верил в существование духов, но был разочарован своей неспособностью их видеть. Таким образом, его привлек Блейк, который утверждал, что видел видения ежедневно с тех пор, как, будучи маленьким ребенком, он увидел дерево, «наполненное ангелами, яркие ангельские крылья усеивали каждую ветку, как звезды». [7] Эти двое часто собирались поздно ночью в доме Варли и играли в игру, в которой Варлей пытался вызвать дух исторического или мифологического человека. При появлении духа Блейк затем пытался нарисовать их подобие. [8]

По словам Варли, образ Блохи пришел к Блейку во время сеанса 1819 года . Варли описал эту сцену:
«Поскольку я стремился как можно точнее исследовать истинность этих видений, услышав об этом духовном видении Блохи, я спросил его, может ли он нарисовать для меня подобие того, что он видел: он тотчас же сказал: «Теперь я вижу его перед собой». Поэтому я дал ему бумагу и карандаш, которыми он нарисовал портрет... Его манера действий убедила меня, что перед ним был реальный образ, потому что он остановился и начал с другой части бумаги, чтобы сделать отдельный рисунок рта Блохи, который, открыв дух, не позволил ему приступить к первому наброску, пока он не закрыл его». [9]
Викторианский биограф Блейка Александр Гилкрист (1828–1861) писал, что тремя десятилетиями ранее, в 1790 году, «Блейк единственный раз в своей жизни увидел призрак ... Однажды вечером он стоял у своей садовой двери в Ламбете и случайно увидел взглянув вверх, он увидел ужасную мрачную фигуру, «чешуйчатую, крапчатую, очень ужасную», идущую вниз к нему, более испуганный, чем когда-либо до или после, он бросился наутек и выбежал из дома». [10]

Хотя Гилкрист прямо не заявил об этом, существует тесная связь между призраком и более поздней «Головой призрака блохи» . [11]
Блейк часто говорил, что, когда он их рисовал, к нему присоединялись невидимые натурщики, в том числе, как он утверждал, ряд ангелов, Вольтер , Моисей и Блоха, которые говорили ему, что «в блохах обитают души таких людей, которые были по своей природе кровожадный до крайности». [12] В одном из некрологов Блейка говорилось, что «блоха сообщила мистеру Блейку о том, что произошло, по отношению к нему самому, при Творении . «Сначала предполагалось, — сказал он (блоха), — сделать меня размером с быка; затем, когда было принято во внимание мое устройство, настолько вооруженное — и при этом настолько мощное, что, пропорционально моему размеру (каким бы зловредным я ни был сейчас), я должен был быть слишком могущественным разрушителем, оно решило сделать меня — не больше; чем я». [13]
И в своих произведениях искусства, и в поэзии Блейк часто придавал индивидуальность и человеческую форму таким абстракциям, как время, смерть, чума и голод. Блохи часто ассоциируются с нечистоплотностью и деградацией; в этой работе художник стремился превратить блоху в «чудовищное существо, кровожадный инстинкт которого был запечатлен в каждой детали его внешности, с «горящими глазами, жаждущими влаги», и «лицом, достойным убийцы». [14]
Описание
[ редактировать ]Мускулистая и обнаженная Блоха изображена использующей высунутый язык, чтобы наглотаться чаши с кровью. Частично человек, частично вампир [3] наполовину рептилия, зверь шагает справа налево между тяжелыми занавесками с богатым узором. В левой руке он держит желудь, а в правой — шип — оба предмета взяты из традиции иконографии фей. [2] Его массивная шея похожа на бычью, на ней находится непропорционально маленькая голова со сверкающими глазами, открытой пастью и ядовитым скользящим языком. [15] По словам искусствоведа Джонатана Джонса, блоха изображена как «злое, готическое, гротескное существо, крадущееся по звездному царству между кулисами». [6]
Ghost of a Flea отличается новаторским использованием сусального золота . Под складками занавески, плотью блохи и яркими звездами Блейк поместил тонкую фольгу из «белого» золота, которую он сделал из золото-серебряного сплава. Затем он использовал кисть и золотую фольгу, превращенную в краску, чтобы раскрасить большую часть мельчайших деталей. Блейк покрыл его густой коричневой краской, полученной из сахара, жевательной резинки и клея. [16]

Картина была создана с использованием характерной темперной техники Блейка, которую он описывает в правом нижнем углу панели, под подписью из ракушки , как « фреску ». [17] На оборотной стороне панели написано: «Видение духа, обитающего в теле блохи и явившегося покойному мистеру Блейку, дизайнеру виньеток для «Блэр Грейв» и «Книги Иова». Сначала видения. явился ему при мне и после, пока он не закончил эту картину. «Блоха» пролила на этом кровь». [15] Сегодня работа находится в относительно плохом состоянии, отчасти из-за техники, использованной Блейком. С возрастом участки поверхности потрескались и потускнели. [18]
Хотя Блейк был уникален в своей способности напрямую переносить видения на холст или бумагу, в этой работе можно обнаружить ряд визуальных и литературных источников. Историк искусства Хоуп Вернесс предположила, что «Блоха» может быть вдохновлена работой 1665 года раннего микроскописта Роберта Гука (1635–1703), чья «Микрография» включает рисунок блохи, наблюдаемой под микроскопом. [19]
Сравнения проводились с чудовищными бесами Генри Фюзели , в то время как образ блохи перекликается с фигурами в более ранних работах Блейка, а его чешуйчатое тело похоже на чудовище на его рисунке пером и тушью 1805 года « Чума: смерть первенцев» . [2] В 2006 году галерея Тейт повесила «Призрак блохи» и гравюру Уильяма Рэддона 1827 года по мотивам « Кошмара » Фюзели в зале «Кошмар в современной культуре» на своей выставке «Фюсели, Блейк и романтическое воображение». рядом [3] [20]
Прием
[ редактировать ]При жизни гравюры Блейка описывали как работу сумасшедшего. Эта точка зрения укрепилась, когда распространились слухи о том, что Блейк был вдохновлен видениями, и, по словам Дж. Э. Бентли, «безумие Блейка было настолько очевидным для некоторых, что они предположили, что он, должно быть, был заключен в сумасшедший дом», и немногие были готовы поверить, что художник вообще ничего не видел. [21]
назвала картину В 2006 году газета The New York Times «самой странной и, безусловно, самой готической работой» Блейка. [22]
Провенанс
[ редактировать ]«Призрак блохи» был куплен Варлеем около 1820 года, а позже перешел к его сыну Альберту Варлею. На этикетке на оборотной стороне холста указано, что панно было продано Альбертом в феврале 1878 года. Этот факт подтверждается надписью поэта и художника Уильяма Белла Скотта (1811–1890) на внутренней стороне задней обложки книги Блейка-Варли. Альбом для рисования, в котором написано: «С тех пор, как я получил эту книгу [в 1870 году], я купил картину «Призрак» Блохи у мистера Варли из Окли-Сент-Челси, сына Джона Варли». 14 июля 1892 года он был продан на аукционе Sotheby's У. Грэму Робертсону за 10,50 фунтов стерлингов. [23]
Впервые оно было выставлено в Карфаксе, Оксфорд , в 1906 году. При подготовке к этому показу панель была частично очищена от пыли. После завершения выставки его обработали Стэнли Литтлджон (1877–1917), [24] который, по словам коллекционера Блейка У. Грэма Робертсона, снял «завесу тьмы… с нее, не повредив поверхность, и теперь картина выглядит точно так, как описал Аллан Каннингем» . [25] Цвета хоть и глубокие, но ясные и блестящие; золото, использованное для усиления света, сияет прежней силой и на полу, между ногами идущих». [26] Впервые она была выставлена в галерее Тейт во временное пользование в 1913 году и подарена галерее Робертсоном в 1948 году. [15] Эскиз, наряду с несколькими другими рисунками и акварелью Блейка, был подарен галерее в 1940 году Элис Дж. Э. Картью. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Таунсенд, 129
- ^ Jump up to: а б с Myrone, 157
- ^ Jump up to: а б с « Готические кошмары ». Тейт, 2006. Проверено 9 августа 2009 года.
- ^ Спенсер, 21 год.
- ^ Рейн, 7 лет
- ^ Jump up to: а б Джонс, Джонатан. « Призрак блохи, Уильям Блейк ». The Guardian , 19 апреля 2003 г. Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Грэм-Диксон , Эндрю. « Призрак блохи Уильяма Блейка, ок. 1819–1820 гг .». Sunday Telegraph : «In the Picture; No. 32», 26 ноября 2000 г. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ « Голова призрака блохи ». Тейт . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ qtd в Bentley 2003, 377–378.
- ^ qtd в Bentley, 1969, 54.
- ^ Бентли 2003, 123, PL. 126
- ^ Куйстен, 72
- ^ Бентли, Джеральд Идс и Бентли-младший, Дж. Уильям Блейк . 1996, стр. 168.
- ^ « Внутреннее видение Уильяма Блейка и его влияние на небольшую группу, к которой принадлежали Уильям Джеймс и Джон Ла Фарж ». «Нью-Йорк Таймс» , 25 сентября 1910 г.
- ^ Jump up to: а б с Робертсон, 77 лет
- ^ « Призрак блохи около 1819–1820 гг .». Тейт , 2004. Проверено 2 ноября 2008 года.
- ^ « Призрак блохи, ок. 1819–20 ». Метрополитен-музей . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ « Один из «духовных посетителей» Блейка . Тейт. Получено 8 ноября 2008 г.
- ^ Вернесс, 180
- ^ « Кошмар в современной культуре» . Тейт, 2006. Проверено 9 августа 2009 года.
- ^ Бентли 2003, 379.
- ^ Верховая езда, Алан. « Духи, готические фантазии и секс, пожалуйста, мы британцы ». The New York Times , 27 февраля 2006 г. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ « N05889 Призрак блохи ок. 1819–1820 гг .». Тейт. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ См. также Национальную портретную галерею британских реставраторов картин.
- ^ В книге Каннингема «Жизнь самых выдающихся британских художников, скульпторов и архитекторов», 11, 2-е изд. 1830, 169–70.
- ^ Робертсон, 79 лет.
- ^ Р. Айронсайд. «Галерея Тейт: приобретения военного времени». Журнал Burlington для знатоков , том 78, № 455, февраль 1941 г., с. 53
Источники
[ редактировать ]- Бентли, GE «Незнакомец из рая» . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 0-300-10030-2
- Бентли, GE Blake Records Оксфорд: Кларендон, 1969 г.
- Батлин, Мартин. Уильям Блейк 1757–1827 гг . Лондон: Коллекции галереи Тейт, V, 1990. ASIN B00188DELU.
- Куйстен, Марсель. Размышления о заре сознания: Джулиана Джейнса новый взгляд на двухпалатную теорию разума . Общество Джулиана Джейнса, 2007. ISBN 0-9790744-0-1
- Мирон, Мартин. Книга Блейка . Лондон: Галерея Тейт , 2007. ISBN 978-1-85437-727-2
- Рейн, Кэтлин. Уильям Блейк . Лондон: Темза и Гудзон, 1970. ISBN 0-500-20107-2
- Робертсон, Грэм. Коллекция Блейка У. Грэма Робертсона . Лондон: Faber and Faber Limited, 1952 г.
- Спенсер, Теренс. Иконография Крэбтри . Речи Крэбтри 1954–1994. Лондон: Фонд Крэбтри, 1997 г.
- Таунсенд, Джойс (ред.). Уильям Блейк: Художник за работой . Лондон: Издательство Тейт , 2003. ISBN 1-85437-468-0
- Вернесс, Хоуп Д. Энциклопедия континуума анималистического символизма в мировом искусстве . Международная издательская группа Continuum, 2004. ISBN 0-8264-1525-3
- «Уильям Блейк» (некролог). Литературная хроника , 1 сентября 1827 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]