Jump to content

Наньюэ

(Перенаправлено с Короля Наньюэ )
Наньюэ
Южный Вьетнам   ( китайский )
Нанюэ
Нам Вьет   ( вьетнамский )
Намз Йед   ( Чжуан )
204 г. до н.э. – 111 г. до н.э.
Расположение Наньюэ в наибольшей степени
Расположение Наньюэ в наибольшей степени
Капитал Панью
Общие языки Старый китайский
Языки байюэ
Этнические группы
Китайцы ( Хуася ) народ
Народы Байюэ
Религия
Китайская народная религия
местный шаманизм
Правительство Монархия
Император или король  
• 204–137 гг. до н.э.
Чжао Туо
• 137–122 гг. до н.э.
Чжао Ху
• 122–113 гг. до н.э.
Чжао Инци
• 113–112 гг. до н. э.
Чжао Син
• 112–111 гг. до н.э.
Чжао Цзянде
премьер-министр  
• 130–111 гг. до н.э.
Лю Цзя
История  
Цинь «Война за умиротворение»
218 г. до н.э.
• Учреждение
204 г. до н.э.
• Первая дань уважения династии Хань
196 г. до н.э.
• Присоединение Чжао То
183 г. до н.э.
• Завоевание О-Лака
179 г. до н.э.
• Вторая дань уважения династии Хань.
179 г. до н.э.
111 г. до н.э.
Население
• 111 г. до н.э.
1,302,805
Валюта Бан Лян
Предшественник
Преемник
Династия Цинь
О Лак
Династия Западная Хань
Первое китайское господство во Вьетнаме
Сегодня часть Китай
Вьетнам
Наньюэ
Китайское имя
китайский Южный Вьетнам
Ханью Пиньинь Нанюэ
Джютпинг Наам4 Джют6
Буквальный смысл «Южный Юэ »
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinNányuè
Bopomofoㄋㄢˊ ㄩㄝˋ
Gwoyeu RomatzyhNanyueh
Wade–GilesNan2-yüeh4
Tongyong PinyinNányuè
IPA[nǎn.ɥê]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationNàahm Yuht
JyutpingNaam4 Jyut6
IPA[nam˩ jyt̚˨]
Southern Min
Hokkien POJLâm-oa̍t
Tâi-lôLâm-ua̍t
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*nˤ[ə]m [ɢ]ʷat
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит Нам Вьет
Китайские иероглифы Южный Вьетнам
Имя Чжуан
Чжуан Намз Йид

Наньюэ ( китайский : 南Вьетнам) [ 1 ] или Наньюэ [ 2 ] ; пиньинь : Наньюэ ; Джютпинг : Наам4 Джют6 ; горит. «Южный Юэ», вьетнамский : Нам Вьет , Чжуан : Намз Йед ), [ 3 ] было древним королевством, основанным в 204 г. до н.э. китайским генералом Чжао То , чья семья (известная на вьетнамском языке как династия Триу ) продолжала править до 111 г. до н.э. [ 4 ] [ 5 ] Географические просторы Наньюэ охватывали современные китайские подразделения Гуандуна , [ 6 ] Гуанси , [ 6 ] Хайнань , [ 7 ] Гонконг , [ 7 ] Макао , [ 7 ] южный Фуцзянь [ 8 ] и центральная часть северного Вьетнама . [ 6 ] Чжао То, тогдашний командующий Наньхайским командованием династии Цинь , основал Наньюэ в 204 г. до н.э. после распада династии Цинь. Сначала в его состав входили , Гуйлинь командования Наньхай и Сян .

Наньюэ и его правители имели враждебные отношения с династией Хань , которая называла Наньюэ вассальным государством, хотя на практике оно было автономным. Правители Наньюэ иногда выражали символическое почтение династии Хань, но называли себя императорами. В 113 г. до н. э. лидер четвертого поколения Чжао Син стремился официально включить Наньюэ в состав Империи Хань. Его премьер-министр Лю Цзя яростно возражал и впоследствии убил Чжао Сина, посадив на трон его старшего брата Чжао Цзяньдэ и вызвав конфронтацию с династией Хань. В следующем году император Хань У послал 100-тысячное войско на войну против Наньюэ . К концу года армия уничтожила Наньюэ и установила власть Хань . Династическое государство просуществовало 93 года и сменило пять поколений монархов.

Существование Наньюэ позволило региону Линнань избежать хаоса и невзгод, связанных с крахом династии Цинь, с которыми столкнулись северные, преимущественно ханьские китайские регионы. Королевство было основано лидерами родом из Центрального равнинного Китая, и все они были ханьцами по происхождению. [ 5 ] Они отвечали за распространение бюрократии и ремесленных технологий в китайском стиле среди жителей южных регионов, а также знание китайского языка и системы письменности . Правители Наньюэ продвигали политику «гармонизации и объединения ста племен Юэ » ( китайский : 和集百越 ) и поощряли этнических хань иммигрировать из региона Хуанхэ на юг. Правители Наньюэ тогда не были против ассимиляции культур Юэ и Хань. [ 9 ]

Во Вьетнаме правителей Наньюэ называют династией Триу . Название «Вьетнам» ( Việt Nam ) происходит и переворачивается от Nam Việt , вьетнамского произношения Наньюэ. [ 10 ] В традиционной вьетнамской историографии такие важные работы, как Đại Việt sử ký, считали Наньюэ законным государством Вьетнама и официальной отправной точкой их истории. Однако, начиная с 18 века, мнение о том, что Наньюэ не был законным вьетнамским государством, а Чжао То был иностранным захватчиком, начало набирать силу. После Второй мировой войны эта точка зрения стала основной точкой зрения среди вьетнамских историков в Северном Вьетнаме , а после воссоединения Вьетнама она стала официальной государственной ортодоксальностью, продвигаемой правящей Коммунистической партией Вьетнама . Наньюэ была исключена из национальной истории , а Чжао То был признан иностранным захватчиком. [ 11 ]

Подробная история Наньюэ была написана в «Записках великого историка» историком династии Хань . Сыма Цянем В основном он содержится в разделе ( цзюань ) 113 «Упорядоченные анналы Наньюэ» ( китайский : 南越列傳 ; пиньинь : Наньюэ Лиэ Чжуан ; Джютпинг : Naam4jyut6 Lit6 Zyun2 ). [ 12 ] Похожая запись также встречается в книге Хань, том 95: «Народы Юго-Запада», «Два Юэ» и «Чаосянь». [ 13 ]

Основание

[ редактировать ]

Расширение Цинь на юг (218 г. до н.э.)

[ редактировать ]
Хуфу 虎符, или Тигровый счет, сделанный из бронзы с золотой инкрустацией, найденный в гробнице короля Наньюэ Гуанчжоу ), датируемый II веком до нашей эры, в эпоху Западной Хань в Китае; Тигровые бирки были разделены на две части: одна принадлежала императору, а другая вручалась военачальнику как символ имперской власти и способности командовать войсками.

После того, как Цинь Ши Хуан завоевал шесть других китайских королевств Хань , Чжао , Вэй , Чу , Янь и Ци , он обратил свое внимание на племена хунну на севере и западе и народы Сотни Юэ на территории нынешнего южного Китая. Около 218 г. до н. э. Первый император послал генерала Ту Суя с армией из 500 000 солдат Цинь, чтобы разделить ее на пять рот и атаковать племена Сотни Юэ в регионе Линнань . Первая рота собралась в Юхане (современный округ Югань в провинции Цзянси ) и напала на Миньюэ , разгромив их и основав командование Миньчжун. Вторая рота укреплялась в Нанье (на территории современного уезда Нанькан провинции Цзянси ) и предназначалась для оказания оборонительного давления на южные кланы. Третья рота заняла Панью . Гарнизон четвертой роты располагался возле гор Цзюи , а гарнизон пятой роты располагался за пределами Таньчэна (в юго-западной части современного округа Цзинчжоу Мяо и Дун в современной ) провинции Хунань . Первый император поручил чиновнику Ши Лу контролировать логистику снабжения. Ши сначала повел полк солдат через Канал Лин (который соединял реки Сян и реки Ли ), а затем проходил через водные системы реки Янцзы и Жемчужной реки, обеспечивал безопасность маршрутов снабжения Цинь. Нападение Цинь на племя Юэ Западной долины ( китайский : 西甌 ) прошло гладко, и вождь Западной долины И-Сюй-Сун был убит. Однако жители Западной долины Юэ не пожелали подчиняться Цинь и бежали в джунгли, где выбрали нового лидера, который продолжит сопротивление китайской армии. Позже ночная контратака Юэ Западной долины опустошила войска Цинь, а генерал Ту Суй был убит в бою. Цинь понесла тяжелые потери, и императорский двор выбрал генерала Чжао То, чтобы принять на себя командование китайской армией. В 214 г. до н. э. Первый император отправил Жэнь Сяо и Чжао То во главе подкрепления, чтобы снова организовать атаку. На этот раз Западная долина Юэ была полностью разгромлена, а регион Линнань оказался полностью под контролем Китая. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В том же году двор Цинь учредил командования Наньхай , Гуйлинь и Сян , а Жэнь Сяо был назначен лейтенантом Наньхая. Наньхай был далее разделен на уезды Панью, Лунчуань , Болуо и Цзеян (среди нескольких других), а Чжао То был назначен мировым судьей Лунчуаня.

Первый император умер в 210 г. до н. э., и его сын Чжао Хухай стал вторым императором Цинь. В следующем году солдаты Чэнь Шэн , У Гуан и другие воспользовались возможностью восстать против правительства Цинь. Восстания распространились по большей части Китая (в том числе под руководством Сян Юя и Лю Банга , которые позже столкнулись с основанием следующей династии), и весь регион Хуанхэ погрузился в хаос. Вскоре после первых восстаний лейтенант Наньхай Жэнь Сяо серьезно заболел и вызвал Чжао То, чтобы выслушать его предсмертные инструкции. Жэнь описал естественные преимущества южного региона и описал, как можно основать королевство с участием множества китайских поселенцев в этом районе для борьбы с враждующими группировками на севере Китая. [ 17 ] Он подготовил указ о назначении Чжао То новым лейтенантом Наньхая и вскоре умер.

После смерти Жэня Чжао То разослал приказы своим войскам на перевале Хэнпу (к северу от современного Наньсюн , провинция Гуандун ), перевале Яншань (север уезда Яншань ), перевале ручья Хуан (современный регион Индэ , где река Лянь впадает в Северную реку ). и другие гарнизоны, чтобы укрепиться против любых северных войск. Он также казнил чиновников Цинь, все еще находившихся в Наньхае, и заменил их своими доверенными друзьями. [ 18 ]

Завоевание О Лака

[ редактировать ]

Королевство Ау Лок располагалось к югу от Наньюэ в первые годы существования Наньюэ, при этом Ау Лук располагался в основном в районе дельты Красной реки , а Наньюэ включал в себя Наньхай, Гуйлинь и Сян Коммандери. В то время, когда Наньюэ и У Лук сосуществовали, У Лук признал сюзеренитет Наньюэ , особенно из-за их взаимных антиханьских настроений . Чжао То собрал и усилил свою армию, опасаясь нападения Хань. Однако, когда отношения между Хань и Наньюэ улучшились, в 179 г. до н. э. Чжао То двинулся на юг и успешно аннексировал Оу Лок. [ 19 ]

Провозглашение (204 г. до н. э.)

[ редактировать ]

В 206 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование, и народы Юэ в Гуйлине и Сяне снова стали в значительной степени независимыми. В 204 г. до н. э. Чжао То основал Королевство Наньюэ со столицей Паньюй и объявил себя военным королем Наньюэ ( китайский : 南越武王 , вьетнамский : Нам Вьет Во Вонг ).

Статуя Чжао То перед Хэюань железнодорожным вокзалом

Наньюэ под руководством Чжао То

[ редактировать ]

Лю Бан после многих лет войны со своими соперниками основал династию Хань и воссоединил Центральный Китай в 202 г. до н.э. В результате боевых действий многие районы Китая обезлюдели и обнищали, а феодалы продолжали восставать, в то время как сюнну совершали частые вторжения на территорию северного Китая. Таким образом, шаткое состояние империи вынудило ханьский двор поначалу относиться к Наньюэ с предельной осторожностью. В 196 г. до н.э. Лю Бан, ныне император Гаозу , отправил Лу Цзя ( 陸賈 , не путать с Лю Цзя 呂嘉 ) в Наньюэ в надежде заручиться преданностью Чжао То. По прибытии Лу встретился с Чжао То и, как говорят, нашел его одетым в одежду Юэ и встреченным в соответствии со своими обычаями, что привело его в ярость. Завязалась долгая беседа. [ 20 ] при этом Лу, как говорят, упрекнул Чжао То, указав, что он был китайцем, а не Юэ, и должен был поддерживать одежду и приличия китайцев и не забывать традиций своих предков. Лу восхвалял силу ханьского двора и предостерег от такого маленького королевства, как Наньюэ, осмелившегося противостоять ему. Он также угрожал убить родственников Чжао в самом Китае и разрушить кладбища их предков, а также принудить Юэ свергнуть самого Чжао. После угрозы Чжао То решил получить печать императора Гаозу и подчиниться власти Хань. Торговые отношения были установлены на границе между Наньюэ и ханьским королевством Чанша . Несмотря на то, что Наньюэ формально являлся подданным Хань, он, похоже, сохранил значительную степень фактической автономии.

После смерти Лю Банга в 195 г. до н. э. правительство перешло в руки его жены, императрицы Люй Чжи , которая служила вдовствующей императрицей над их сыном, императором Хуэй Хань , а затем сыновьями императора Хуэя Лю Гун и Лю Хун . В ярости императрица Люй отправила людей в родной город Чжао То Чжэндин (современный округ Чжэндин в провинции Хэбэй ), которые убили большую часть большой семьи Чжао и осквернили тамошнее родовое кладбище. Чжао То считал, что У Чэнь, принц Чанши, выдвинул против него ложные обвинения, чтобы заставить вдовствующую императрицу Лю заблокировать торговлю между государствами и подготовиться к завоеванию Наньюэ и слиянию с его княжеством Чанша. В отместку он затем объявил себя императором Наньюэ, напал на княжество Чанша и захватил несколько соседних городов, находящихся под властью Хань. Люй послал генерала Чжоу Цзао наказать Чжао То. Однако в жарком и влажном климате юга среди солдат быстро вспыхнула эпидемия, и ослабленная армия не смогла перейти горы, что вынудило их отступить, что закончилось победой Наньюэ, но военный конфликт не прекратился до тех пор, пока Императрица умерла. Затем Чжао То аннексировал соседнее государство Миньюэ на востоке как подвластное королевство. Королевство Еланг и Тонгши ( 通什 ) также подчинилось правлению Наньюэ.

Карта, найденная в гробнице 3 гробницы Мавандуй-Хань , на которой отмечены позиции ханьских военных гарнизонов, которые участвовали в нападении на Наньюэ в 181 г. до н.э. [ 21 ]

В 179 г. до н.э. Лю Хэн взошел на трон как император Хань. Он отменил многие из предыдущих политик императрицы Лю и занял примирительную позицию по отношению к Чжао То и королевству Наньюэ. Он приказал чиновникам вновь посетить Чжэндин, разместить в городе гарнизон и регулярно делать подношения предкам Чжао То. Его премьер-министр Чэнь Пин предложил отправить Лу Цзя в Наньюэ, поскольку они были знакомы друг с другом. Лу снова прибыл в Паньюй и доставил письмо императора, в котором подчеркивалось, что политика императрицы Лю вызвала враждебность между Наньюэ и ханьским двором и принесла страдания приграничным гражданам. Чжао То решил снова подчиниться Ханю, отозвав свой титул «императора» и вернувшись к «королю», а Наньюэ стал подданным Ханя. Однако большинство изменений были поверхностными, и Чжао То по-прежнему называли «императором» во всем Наньюэ. [ 22 ]

В 137 г. до н. э. Чжао То умер, прожив более ста лет. Из-за его преклонного возраста его сын, наследный принц Чжао Ши, умер раньше него, и поэтому внук Чжао То Чжао Мо стал королем Наньюэ. В 135 г. до н.э. король соседней Миньюэ начал нападение на города вдоль границ двух стран. Поскольку Чжао Мо еще не укрепил свое правление, он был вынужден умолять императора Хань У послать войска на помощь Наньюэ против тех, кого он называл «повстанцами Миньюэ». Император похвалил Чжао Мо за его вассальную лояльность и послал Ван Хуэя, чиновника, управляющего этническими меньшинствами, и сельскохозяйственного чиновника Хань Аньго во главе армии с приказом отделить Миньюэ и атаковать ее с двух направлений: одного со стороны Юйчжанского командования, а другого - с другого. из Куайджи Коммандери . Однако прежде чем они достигли Миньюэ, король Миньюэ был убит своим младшим братом Ю Шанем, который сразу же сдался. [ 23 ] [ 24 ]

Нефритовый саркофаг Чжао Мо, отделанный красным шелком

Император послал придворного эмиссара Янь Чжу в столицу Наньюэ, чтобы передать официальный отчет о капитуляции Миньюэ Чжао Мо, который заставил Яня выразить свою благодарность императору вместе с обещанием, что Чжао посетит императорский двор в Чанъане , и даже отправил своего сына Чжао Инци вернуться с Яном в китайскую столицу. Прежде чем король смог сам уехать в Чанъань, один из его министров настоятельно посоветовал не ехать, опасаясь, что император У найдет какой-нибудь предлог, чтобы помешать ему вернуться, что приведет к разрушению Наньюэ. После этого король Чжао Мо притворился больным и никогда не ездил в столицу Хань.

Сразу после капитуляции Миньюэ ханьской армии Ван Хуэй отправил человека по имени Тан Мэн, местного губернатора округа Паньян, передать эту новость Чжао Мо. Находясь в Наньюэ, Тан Мэн познакомился с обычаем Юэ есть приготовленный соус. из плодов мушмулы, импортированных из Шу Коммандери . Удивленный тем, что такой продукт доступен, он узнал, что существует маршрут из Шу (современная провинция Сычуань ) в Елан , а затем вдоль реки Цзангке (современная река Бэйпань в Юньнани и Гуйчжоу ), который обеспечивает прямой доступ к столице Наньюэ Паньюй. . Вслед за этим Тан Мэн разработал мемориал императору У, предлагая собрать 100 000 элитных солдат в Елане, которые перейдут по реке Цзангке и начнут внезапное нападение на Наньюэ. Император У согласился с планом Тана, повысил его до генерала Ланчжуна и приказал ему вести тысячу солдат с множеством провианта и повозками с продовольствием от перевала Бафу (недалеко от современного уезда Хэцзян ) в Елан. Многие из телег везли церемониальные подарки, которые Еланг преподнес феодалам Елана в качестве взятки за то, чтобы они заявили о своей верности династии Хань, что они и сделали, и Еланг стал командором Цяньвэй Империи Хань. [ 25 ]

Более десяти лет спустя Чжао Мо серьезно заболел и умер около 122 г. до н.э.

Чжао Инци

[ редактировать ]

Узнав о серьезной болезни своего отца, Чжао Инци получил разрешение от императора У вернуться в Наньюэ. После смерти Чжао Мо Инци занял трон Наньюэ. Перед отъездом в Чанъань он женился на молодой женщине Юэ и имел старшего сына Чжао Цзяньдэ. Находясь в Чанъане, он также женился на ханьской китаянке , как и он сам, которая была родом из Ханьдани . Вместе у них родился сын Чжао Син. Приняв королевский сан Наньюэ, он обратился к ханьскому императору с просьбой назначить его китайскую жену (которая была из семьи Цзю ) королевой, а Чжао Сина наследным принцем, что в конечном итоге привело к катастрофе для Наньюэ. Чжао Инци слыл тираном, который легкомысленно убивал граждан. Он умер от болезни около 113 г. до н.э.

Чжао Син и Чжао Цзяньде

[ редактировать ]
Ламеллярный доспех и репродукция из гробницы Чжао Мо.

Чжао Син сменил своего отца на посту короля, а его мать стала вдовствующей королевой. В 113 г. до н. э. император У Хань послал старшего министра Аньго Шаоцзи в Наньюэ вызвать Чжао Сина и его мать в Чанъань для аудиенции у императора, а также двух других чиновников с солдатами, чтобы дождаться ответа в Гуйяне . В то время Чжао Син был еще молод, а вдовствующая королева недавно иммигрировала в Наньюэ, поэтому окончательная власть в государственных вопросах находилась в руках премьер-министра Лю Цзя. До того, как вдовствующая королева вышла замуж за Чжао Инци, широко ходили слухи, что у нее был роман с Анго Шаоцзи, и, как говорят, они возобновили его, когда его отправили в Наньюэ, из-за чего граждане Наньюэ потеряли доверие к ее правлению.

Боясь потерять свою власть, вдовствующая королева Цзю убедила Чжао Сина и его министров полностью подчиниться правлению династии Хань. В то же время она отправила мемориал императору У с просьбой, чтобы они могли присоединиться к ханьскому Китаю, чтобы они могли иметь аудиенцию у императора каждые три года и чтобы границы между ханьским Китаем и Наньюэ могли быть растворены. Император удовлетворил ее просьбу и отправил императорские печати премьер-министру и другим высокопоставленным чиновникам, символизируя, что ханьский двор рассчитывал напрямую контролировать назначения высокопоставленных чиновников. Он также отменил уголовные наказания за нанесение татуировок и удаление носа, которые практиковались среди Юэ, и ввел ханьские правовые законы. Эмиссарам, отправленным в Наньюэ, было приказано оставаться там, чтобы обеспечить стабильность контроля Хань. Получив императорские указы, король Чжао и вдовствующая королева начали планировать отъезд в Чанъань. [ 26 ]

Премьер-министр Люй Цзя был намного старше большинства чиновников и служил со времен правления деда Чжао Сина, Чжао Мо. Его семья была выдающейся семьей Юэ в Наньюэ и состояла в смешанных браках с королевской семьей Чжао. Он яростно выступал против подчинения Наньюэ династии Хань и неоднократно критиковал Чжао Сина, хотя его протесты были проигнорированы. Люй решил начать планирование государственного переворота и симулировал болезнь, чтобы избежать встречи с эмиссарами ханьского двора. Эмиссары были хорошо осведомлены о влиянии Люя в королевстве - оно легко могло соперничать с влиянием короля - но так и не смогли устранить его. Сыма Цянь записал историю о том, как вдовствующая королева и Чжао Син пригласили Люй на банкет с несколькими ханьскими эмиссарами, где они надеялись найти шанс убить Лю: во время банкета вдовствующая королева упомянула, что премьер-министр Лу был против того, чтобы Наньюэ подчинилась династия Хань в надежде, что эмиссары Хань придут в ярость и убьют Люя. Однако младший брат Люя окружил дворец вооруженной охраной, а ханьские эмиссары во главе с Аньго Шаоцзи не осмелились напасть на Люя. Почувствовав опасность момента, Люй извинился и встал, чтобы покинуть дворец. Сама вдовствующая королева пришла в ярость и попыталась схватить копье, чтобы убить лично премьер-министра, но ее остановил сын, король. Люй Цзя приказал вооруженным людям своего брата окружить его территорию, стоять на страже и симулировать болезнь, отказываясь встречаться с королем Чжао или любыми ханьскими эмиссарами. В то же время он вместе с другими чиновниками начал серьезно готовить предстоящий переворот. [ 27 ]

Когда новости о ситуации дошли до императора У , он отправил человека по имени Хань Цяньцю с 2000 чиновниками в Наньюэ, чтобы вырвать контроль у Люй Цзя. В 112 г. до н.э. люди перешли на территорию Наньюэ, и Люй Цзя наконец осуществил свой план. Он и те, кто ему верен, обратились к гражданам, что Чжао Син был всего лишь юношей, вдовствующая королева Цзю - иностранкой, которая вместе с ханьскими эмиссарами составляла заговор с намерением передать страну ханьскому Китаю, отдав все сокровища Наньюэ ханьскому Китаю. Хань и продавал граждан Юэ императорскому двору в рабство, не заботясь о благополучии самих людей Юэ. При поддержке народа Люй Цзя и его младший брат привели большую группу людей в королевский дворец, убив Чжао Син, вдовствующую королеву Цзю и всех ханьских эмиссаров в столице.

После убийств Чжао Син, вдовствующей королевы и ханьских эмиссаров Лю Цзя добился того, чтобы Чжао Цзяньдэ, старший сын Чжао Инци от его родной жены Юэ, занял трон, и быстро отправил гонцов, чтобы распространить эту новость среди феодальных правителей и чиновники различных районов Наньюэ.

Война и упадок Наньюэ

[ редактировать ]
Карта, показывающая расширение династии Хань во II веке до нашей эры.

2000 человек во главе с Хань Цяньцю начали атаковать города вдоль границы Хань-Наньюэ, и жители Юэ перестали им сопротивляться, вместо этого предоставив им припасы и безопасный проход. Группа мужчин быстро продвинулась через территорию Наньюэ и находилась всего в 40 ли от Паньюя, когда они попали в засаду полка солдат Наньюэ и были полностью уничтожены. Затем Лю Цзя взял императорские жетоны ханьских эмиссаров и поместил их в церемониальный деревянный ящик, затем прикрепил к нему фальшивое письмо с извинениями и установил его на границе Хань и Наньюэ вместе с военным подкреплением. Когда император У услышал о перевороте и действиях премьер-министра Лю, он пришел в ярость. Выдав компенсацию семьям убитых эмиссаров, он издал указ о немедленной мобилизации армии для нападения на Наньюэ.

Осенью 111 г. до н. э. император У послал 100-тысячную армию, разделенную на пять рот, для нападения на Наньюэ . Первая рота под командованием генерала Лу Бодэ двинулась из Гуйяна (современный Ляньчжоу ) вниз по реке Хуан (ныне река Лянь ). Вторая рота под командованием командующего Ян Пу и продвигалась из Юйчжан Коммандери (современный Наньчан ) через перевал Хэнпу и вниз по реке Чжэнь . Третью и четвертую роты возглавляли Чжэн Янь и Тянь Цзя, вожди Юэ, присоединившиеся к династии Хань. Третья рота вышла из Линлинга (современный Юнчжоу ) и поплыла вниз по реке Ли , а четвертая рота направилась непосредственно в гарнизон Цанву (современный Учжоу ). Пятую роту возглавлял Хэ И и она состояла в основном из пленных из Шу и Ба, а также солдат из Елана; они плыли прямо по реке Зангке (современная река Бэйпан ). В то же время Юй Шань, король Дунъоу , заявил о своем намерении участвовать в нападении династии Хань на Наньюэ и послал 8000 человек для поддержки роты Ян Пу. Однако, достигнув Цзеяна, они притворились, что столкнулись с сильным ветром, который помешал им продвинуться, и тайно отправили подробности вторжения в Наньюэ.

Могила премьер-министра Лю Цзя и генерала Нгуен Дань Ланга в районе Антхи , провинция Хынгйен , Вьетнам .

К зиме того же года рота Ян Пу атаковала Сюнься и двинулась дальше, чтобы разрушить северные ворота Паньюя (современный Гуанчжоу ), захватив военно-морской флот Наньюэ и продовольствие. Воспользовавшись возможностью, они продолжили путь на юг и разбили первую волну защитников Наньюэ, прежде чем остановиться, чтобы дождаться роты во главе с Лу Боде. Силы Лу в основном состояли из заключенных, освобожденных в обмен на военную службу и медливших, поэтому к запланированной дате встречи с Ян Пу прибыла только тысяча людей Лу. Они все равно продолжили атаку, и люди Яна возглавили наступление на Паньюй, где Люй Цзя и Чжао Цзяньде укрепились внутри внутренних стен. Ян Пу разбил лагерь к юго-востоку от города и с наступлением темноты поджег город. Лу Бодэ расположил лагерь на северо-западной стороне города и послал солдат к стенам, чтобы убедить солдат Наньюэ сдаться. По прошествии ночи все больше и больше защитников Паньюя в отчаянии перешли в лагерь Лу Бодэ, так что с наступлением рассвета большая часть солдат Наньюэ ушла. Люй Цзя и Чжао Цзяньде поняли, что Паньюй заблудился, и покинули город на лодке, направляясь на запад до восхода солнца. Допросив сдавшихся солдат, ханьские генералы узнали о побеге двух лидеров Наньюэ и послали за ними людей. Чжао Цзяньде был пойман первым, а Люй Цзя был схвачен на территории, которая сейчас находится в плену. Северный Вьетнам . Судя по многочисленным храмам Лю Цзя (Лу Цзя), его жен и солдат, разбросанных по дельте Красной реки на севере Вьетнама , война могла продлиться до 98 г. до н.э. [ 28 ] [ 29 ]

После падения Паньюя Тай Ву Вонг (капитан области Тай Ву, центром которой является Ку Лоа ) восстал против Первого китайского господства из династии Западная Хань . [ 30 ] Он был убит своим помощником Хоанг Донгом ( 黄同 ). [ 31 ] [ 32 ]

После этого другие округа и округа Наньюэ сдались династии Хань, положив конец 93-летнему существованию Наньюэ как автономного и в основном суверенного королевства. Когда новости о поражении Наньюэ достигли императора У , он остановился в округе Цзои в провинции Шаньси , путешествуя для проведения имперских инспекций, и быстро создал новый округ Вэньси , что означает «Услышание радостных новостей». После пленения Лю Цзя был казнен ханьскими солдатами, а его голова была отправлена ​​императору. Получив его, он создал округ Хоцзя , по которому путешествовал, что означает «Захват [Люй] Цзя».

География и демография

[ редактировать ]
Командорства и известные округа Наньюэ

Первоначально Наньюэ включал в себя циньские командования Наньхай , Гуйлинь и Сян . После 179 г. до н. э. Чжао То убедил Миньюэ, Елан, Тунши и другие районы подчиниться правлению Наньюэ, но они не находились под строгим контролем Наньюэ. После того, как династия Западная Хань победила Наньюэ, ее территория была разделена на семь командований Наньхай, Цанву, Юлинь, Хэпу, Цзяочжи, Цзючжэнь и Ринан . Традиционно считалось, что завоевание Цинь южных регионов включало северную половину Вьетнама и что эта территория также находилась под контролем Наньюэ. Однако ученые недавно заявили, что Цинь, вероятно, никогда не завоевывали территорию на территории нынешнего Вьетнама и что китайское господство там впервые было достигнуто самими Наньюэ. [ 33 ]

Административное деление

[ редактировать ]

Чжао То следовал системе командования-округа династии Цинь при организации Королевства Наньюэ. Он оставил командование Наньхай и командование Гуйлинь нетронутыми, а затем разделил командование Сян на командование Цзяочжи и Цзючжэнь. [ 34 ] Наньхай включал большую часть современной провинции Гуандун и был разделен Цинь на уезды Панью, Лунчуань, Болуо и Цзеян, к которым Чжао То добавил Чжэньян и Ханькуан.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Большинство жителей Наньюэ состояли в основном из народа юэ . Население ханьских китайцев состояло из потомков циньских армий, посланных для завоевания юга, а также девушек, которые работали армейскими проститутками, ссыльных циньских чиновников, ссыльных преступников, торговцев и так далее.

Народ Юэ делился на многочисленные ветви, племена и кланы.

Наньюэ жили на севере, востоке и в центре Гуандуна , а также небольшая группа на востоке Гуанси .

Сиоу и в районах к югу от проживали на большей части территории Гуанси и западного Гуандуна, при этом большая часть населения была сосредоточена в районе реки Сюнь реки Гуй, которые являются частью водораздела реки Си . Потомки И-Сюй-Суна, вождя, убитого при сопротивлении армиям Цинь, действовали как добровольные правители кланов Сиоу. На момент поражения Наньюэ от династии Хань только в Гуйлине проживало несколько сотен тысяч человек сиоу.

Кланы Лоюэ жили на территории современного западного и южного Гуанси, северного Вьетнама, полуострова Лэйчжоу , Хайнаня и юго-западного Гуйчжоу . Население было сосредоточено в водоразделах Цзо и Ю в Гуанси , дельте Красной реки на севере Вьетнама и водоразделе реки Пан в Гуйчжоу. Говорят, что китайское имя «Ло», обозначающее белую лошадь с черной гривой, было применено к ним после того, как китайцы увидели подсечно-огневой метод обработки склонов холмов.

Правительство

[ редактировать ]

Административная система

[ редактировать ]
Колодец Юэ Кинга в Лунчуане , который, как говорят, был выкопан Чжао То во время его пребывания на посту губернатора округа.

Поскольку Королевство Наньюэ было основано Чжао То, китайским генералом династии Цинь , политические и бюрократические системы Наньюэ поначалу были, по сути, просто продолжением систем самой Империи Цинь. Из-за подчинения Чжао То династии Хань , Наньюэ также принял многие изменения, принятые Хань. В то же время Наньюэ пользовалась полной автономией – и фактическим суверенитетом – на протяжении большей части своего существования, поэтому ее правители приняли несколько систем, которые были совершенно уникальными для Наньюэ. [ 35 ]

Наньюэ была монархией , и ее глава государства обычно носил титул «короля» ( китайский : ), хотя ее первых двух правителей Чжао То и Чжао Мо в пределах границ Наньюэ называли «императорами». В королевстве существовала собственная система календарных эпох, основанная (как и в Китае) на периодах правления императоров. Наследование в монархии основывалось на наследственном правлении , при этом король или преемник императора назначался наследным принцем . Мать правителя называлась вдовствующей императрицей , его жена — императрицей или королевой , а его наложницы — «госпожой» ( китайский : 夫人 ). Формальности, распространявшиеся на семью правителя, были на уровне императора династии Хань, а не на уровне феодального короля. [ 36 ]

Хотя Наньюэ продолжила систему командорства-округа династии Цинь, ее лидеры позже лишили своих собственных феодальных принцев и лордов - знак своего суверенитета - аналогично тому, как это было в Западной Хань . Имперские документы из Наньюэ свидетельствуют о том, что принцы были изгнаны из Цанву, Сису, а также местных лордов в Гаочанге и других местах. Чжао Гуан, родственник Чжао То, стал королем Цанву, и его владениями было то, что сейчас называется Учжоу в Гуанси-Чжуанском автономном районе . Что считается проявлением уважения Чжао То к Сотне Юэ , он объявил вождя Юэ королем Сюэ, чтобы позволить Юэ этой области пользоваться автономией под властью правителя своей собственной этнической принадлежности. Имя вождя неизвестно, но он был потомком И-Сюй-Суна, вождя, убитого во время борьбы с первоначальным китайским вторжением при династии Цинь. [ 37 ]

Бюрократия Наньюэ, как и знаменитая бюрократия династии Цинь, была разделена на центральное и региональное правительство. Центральное правительство состояло из премьер-министра, обладавшего военной и административной властью, внутренних писцов, служивших под началом премьер-министра и контролирующих цензоров различного ранга и положения, командиров Имперской гвардии, старших чиновников, осуществлявших официальную администрацию короля, а также все военные офицеры и служащие продовольственного, музыкального, транспортного, сельского хозяйства и других управлений. [ 38 ]

Наньюэ принял несколько других мер, отражающих доминирование Китая, таких как система регистрации домохозяйств (ранняя форма переписи населения), а также распространение использования китайских иероглифов среди населения Сотни Юэ и использование китайских мер и весов. [ 39 ]

Бронзовый меч, раскопанный в гробнице в Гуанси , датируемой поздним периодом Воюющих царств или ранним периодом царства Наньюэ.

Армия Наньюэ в основном состояла из нескольких сотен тысяч (до 500 000) китайских войск Цинь, вторгшихся во времена династии Цинь, и их потомков. После основания королевства в 204 г. до н.э. некоторые граждане Юэ также присоединились к армии. Офицеры Наньюэ были известны как генерал, генерал левых сил, Сяо («полковник»), Вэй («капитан») и т. д., что по сути идентично китайской системе. Армия имела пехоту , морские войска и кавалерию . [ 40 ]

Этническая политика

[ редактировать ]

Королевство продолжило большую часть политики и практики Циньских командований, касающихся взаимодействия между местными юэ и ханьскими иммигрантами, а Чжао То активно продвигал политику ассимиляции двух культур друг с другом. Хотя ханьцы, безусловно, доминировали на руководящих позициях, подавляющее неравенство стало наибольшим сразу после завоевания Цинь. Со временем Юэ постепенно стали занимать все больше властных должностей в правительстве. Люй Цзя, последний премьер-министр Королевства, был гражданином Юэ, и более 70 его родственников служили должностными лицами в различных частях правительства. В областях особой «сложности», как их называли, вожди Юэ часто пользовались большой автономией, как, например, в Сисюй. Под руководством Чжао То китайские иммигранты были поощрены перенять обычаи Юэ. Браки между ханьскими китайцами и Юэ становились все более распространенными на протяжении всего существования Наньюэ и даже происходили в королевской семье Чжао. Было зарегистрировано множество браков между королевской семьей Чжао (которая была китайцами хань) и семьей Люй (Юэ - они, вероятно, приняли китайские имена в начале истории Наньюэ). Чжао Цзяньде, последний король Наньюэ, был сыном предыдущего короля Чжао Инци и его жены Юэ. Несмотря на доминирующее влияние китайских пришельцев на Сотню Юэ, степень ассимиляции со временем постепенно увеличивалась. [ 41 ]

Помимо древнекитайского языка , который использовался ханьскими поселенцами и правительственными чиновниками, коренные жители Наньюэ, вероятно, говорили на древнем языке Юэ , ныне вымершем языке. Некоторые учёные предполагают, что они говорили на языке, родственном современному чжуанскому языку . Некоторые предполагают, что вместо этого потомки говорили на австроазиатских языках . [ 42 ] Можно сказать, что юэ говорили более чем на одном языке. Старый китайский язык в этом регионе, вероятно, находился под сильным влиянием речи Юэ (и наоборот ), и современные ученые выявили множество заимствований в китайском языке. [ 43 ]

Бронзовый барабан из гробницы Луобован №1. В правом верхнем углу крупным планом изображен китайский язык : 百廿斤 ; горит. «120 котов ». Внизу справа крупным планом изображена цапля-рыболов и несколько фигурок людей-птиц.

Дипломатия

[ редактировать ]

С Западной Хань

[ редактировать ]

Начиная со своей первой преданности династии Хань в 196 г. до н.э., Наньюэ поочередно прошла через два периода верности, а затем противостояния династии Хань, которые продолжались до разрушения Наньюэ от рук династии Хань в начале 111 г. до н.э.

Золотая печать, найденная в гробнице Чжао Мо, второго короля Наньюэ. Символы печати, подробно показанные справа, читаются как 文帝行壐 («Императорская печать императора Вэня»), что демонстрирует статус императора первых правителей Наньюэ внутри самой Наньюэ.

Первый период подчинения Наньюэ династии Хань начался в 196 г. до н.э., когда Чжао То встретил Лю Цзя, эмиссара ханьского императора Гаозу Хань, , и получил от него императорскую печать возводящую на трон Чжао То как короля Наньюэ. Этот период длился тринадцать лет до 183 г. до н.э., во время которого велась значительная торговля. Наньюэ платила дань редкостями с юга, а ханьский двор дарил Наньюэ железные инструменты, лошадей и крупный рогатый скот. При этом границы стран всегда тщательно охранялись. [ 44 ]

Первый период антагонизма Наньюэ с династией Хань длился с 183 по 179 год до нашей эры, когда торговля была приостановлена, а Чжао То разорвал отношения с Хань. В этот период Чжао То открыто называл себя императором и начал нападение на Королевство Чанша , феодальное государство династии Хань, и войска Хань были отправлены, чтобы вступить в бой с Наньюэ. Армии Наньюэ успешно остановили продвижение на юг, завоевав уважение, а затем и преданность соседних королевств Миньюэ и Еланг. [ 45 ]

Второй период подчинения Наньюэ династии Хань длился с 179 по 112 год до нашей эры. Этот период начался с того, что Чжао То отказался от своего титула «Император» и заявил о своей верности Империи Хань, но подчинение в основном поверхностное, поскольку Чжао То назывался императором во всем Наньюэ, и королевство сохранило свою автономию. Четыре преемника Чжао То не проявили той силы, которую он имел, и зависимость Наньюэ от Хань Китай медленно росла, что характеризовалось тем, что второй король Чжао Мо призвал императора Хань У защитить Наньюэ от Миньюэ.

Последним периодом антагонизма Наньюэ с ханьским Китаем стала война, доказавшая разрушение Наньюэ как королевства. Во время восстания премьер-министра Лю Цзя ханьский Китай переживал период роста, экономического процветания и военного успеха, последовательно побеждая племена хунну вдоль северных и северо-западных границ Китая. Ослабленное государство Наньюэ и сила Китая в то время позволили императору У развязать разрушительное нападение на Наньюэ, как описано выше .

С Чаншей

[ редактировать ]
Ранняя западно-ханьская шелковая карта, найденная в гробнице 3 места гробниц Мавандуй-Хань , на которой изображены королевство Чанша и королевство Наньюэ (примечание: южное направление ориентировано вверху).

Королевство Чанша в то время было феодальным королевством, входившим в состав династии Хань. Его территория включала большую часть современной провинции Хунань и часть провинции Цзянси . Когда император Гаозу из Хань объявил У Жуя первым королем Чанши, он также дал ему власть управлять Наньхаем, Сян и Гуйлин-командириями, что с самого начала вызвало раздор между Чанша и Наньюэ. Граница Ханьского Китая и Наньюэ по сути была границей Чанши и поэтому постоянно укреплялась с обеих сторон. Что касается политики, поскольку Королевство Чанша не имело никакого суверенитета, любая политика ханьского двора в отношении Наньюэ по умолчанию также была политикой Чанши.

С Миньюэ

[ редактировать ]

Миньюэ располагалась к северо-востоку от Наньюэ вдоль юго-восточного побережья Китая и включала большую часть современной провинции Фуцзянь . Миньюэ потерпели поражение от армий династии Цинь в III веке до нашей эры, и эта территория была организована под контролем Цинь как командование Миньчжун, а правитель Миньюэ Учжу был свергнут. Из-за поддержки Учжу Лю Банга после распада династии Цинь и основания Хань, он был восстановлен двором Хань в должности короля Миньюэ в 202 г. до н.э.

Отношения между Наньюэ и Миньюэ можно разделить на три этапа: первый, с 196 г. до н. э. по 183 г. до н. э., произошел во время первого подчинения Чжао То династии Хань, и два королевства находились в относительно равных отношениях. Второй этап длился с 183 по 135 год до нашей эры, когда Миньюэ подчинилась Наньюэ, увидев, как она отразила первое нападение династии Хань на Наньюэ. Третий этап начался в 135 г. до н.э., когда король Ван Ин напал на ослабленную Наньюэ, вынудив Чжао Мо обратиться за помощью к ханьскому Китаю. Миньюэ снова подчинилась династии Хань, снова сделав себя и Наньюэ равными.

С племенами Йи

[ редактировать ]

Юго-западный народ И жил к западу от Наньюэ и граничил с Наньюэ в Елане, Уляне, Джудине и других регионах. Елан был крупнейшим государством народа И, включавшим большую часть современных провинций Гуйчжоу и Юньнань , а также южную часть провинции Сычуань . Некоторые полагают, что древний И был связан с Сотней Юэ , что объясняет тесную связь между Еланом и Наньюэ. После того, как Наньюэ впервые отразил нападение ханьцев, почти все племена И заявили о своей верности Наньюэ, и большинство из них сохраняли эту верность до кончины Наньюэ в 111 г. до н.э. Во время последнего нападения императора У Хань на Наньюэ большинство племен И отказались помочь во вторжении. Один вождь по имени Це-Лан зашел так далеко, что открыто выступил против этого шага, позже убив эмиссара, посланного Хань на его территорию, а также губернатора провинции, назначенного в командование Цяньвэй.

Личное имя Период правления Царствовал из Другие имена
Имя Кантонский диалект Стандартный мандаринский диалект Чжуан вьетнамский Имя Кантонский диалект Стандартный мандаринский диалект вьетнамский
Чжао Туо дядя 6 к 4 Чжао Туо Малая доза Триу Да Король Ву Моу 5 люди 4 Во Ван Ву Выонг 203–137 гг. до н.э.  
Чжао Хуан дядя 6 но 6 Чжао Мо Чук Хуз Трие Мат Король Вэнь мужчина 4 люди 4 Вэнь Ван Ван Выонг 137–122 гг. до н.э. Чжао Ху
Чжао Инци дядя 6 цзин 1 закон 4 Чжао Инци Чук Йингсаез Триу Ань Те Мюо Мин 4 люди 4 Тысяча Ван Минь Выонг 122–113 гг. до н.э.  
Чжао Син дядя 6 хинг 1 Чжао Син Чук Хингх Триу Хунг Король Ай привет 1 люди 4 Ай Ван Ай Выонг 113–112 гг. до н.э.  
Чжао Цзянде дядя 6 Джин 3 что 1 Чжао Цзянде Чук Гендз Триё Кьен Дюк Король Ян Джонг 4 люди 4 Ян Ван Дуонг Выонг 112–111 гг. до н.э.  

Археологические находки

[ редактировать ]
Вид на могилу Чжао Мо
Нефритовый сосуд для питья обнаружен в гробнице Чжао Мо
Нефритовый ажурный диск с Драконом и Фениксом, раскопанный из гробницы Чжао Мо.

Руины дворца королевства Наньюэ, расположенные в городе Гуанчжоу , занимают площадь 15 000 квадратных метров. Раскопанный в 1995 году, он содержит остатки древнего дворца Наньюэ. внесло его в список охраняемых национальных культурных ценностей В 1996 году правительство Китая . пруды в форме полумесяца, китайские сады и другая архитектура Цинь В ходе раскопок были обнаружены .

древняя гробница короля Наньюэ Ван Му ( 王墓 , была обнаружена В 1983 году в Гуанчжоу , провинция Гуандун ) . Позже оно было идентифицировано как могила Чжао Мо , второго правителя Наньюэ. До этого открытия гробницу никогда не трогали грабители, поэтому большая часть артефактов осталась нетронутой. В 1988 году на этом месте был построен Музей мавзолея короля Наньюэ , в котором представлено более 1000 раскопанных артефактов, в том числе 500 предметов из китайской бронзы , 240 кусочков китайского нефрита и 246 кусочков металла, все из которых предоставляют бесценную информацию о Наньюэ. В 1996 году правительство Китая включило это место в список охраняемых объектов национального наследия.

Бронзовая печать с надписью «Tư Phố hầu ấn» (Печать капитана округа Ту Пхо) была обнаружена в Тхань Хоа на севере Вьетнама в 1930-х годах. [ 46 ] Благодаря сходству с печатями, найденными в гробнице второго короля Нам Вьет , эта бронзовая печать признана официальной печатью Королевства Нам Вьет . Были найдены артефакты, принадлежащие культуре Донг Сон северного Вьетнама . Товары были найдены похороненными рядом с могилой второго короля Нам Вьета.

Статус во вьетнамской историографии

[ редактировать ]

Во Вьетнаме правителей Наньюэ называют династией Триу фамилии , вьетнамское произношение китайской : ; Пиньинь : Чжао . В то время как традиционная вьетнамская историография считала династию Триу ортодоксальным режимом, современные вьетнамские ученые обычно считают ее иностранным режимом, правившим Вьетнамом. Самый старый текст, составленный вьетнамским двором, Đại Việt sử ký , XIII век , считал Наньюэ официальной отправной точкой своей истории. Согласно Đại Việt sử ký , Чжао То основал фонд Đại Việt . Однако более поздние историки XVIII века начали подвергать сомнению эту точку зрения. Нго Тхи Си утверждал, что Чжао То был иностранным захватчиком, а Наньюэ - иностранной династией, которую не следует включать в историю Вьетнама. Эта точка зрения стала основной среди вьетнамских историков в Северном Вьетнаме , а позже, после воссоединения, стала государственной ортодоксальностью. Наньюэ была исключена из национальной истории, а Чжао То был преобразован в иностранного захватчика. [ 47 ]

Было высказано предположение, что название «Вьетнам» произошло от комбинации слов Куанг Нам Куок (владения лордов Нгуен , от которых произошла династия Нгуен ) и Ди Вьет (который первый император династии Нгуен Гиа Лонг , завоеван). [ 48 ] Цинский император Цзяцин отклонил просьбу Гя Лунга изменить название его страны на Нам Вьет и вместо этого изменил название на Вьетнам. [ 49 ] Дай Нам Тхук Люк содержит дипломатическую переписку по поводу названия. [ 50 ]

Питер Беллвуд предположил, что этнические вьетнамцы произошли от древних юэ северного Вьетнама и западного Гуандуна. [ 51 ] Однако доказано, что австроазиатский предшественник современного вьетнамского языка возник в современных провинциях Болихамсай и Кхаммуан в Лаосе, а также в некоторых частях провинций Нгоан и Куангбинь во Вьетнаме , а не в регионе к северу от Красной реки. дельта . Чемберлен с помощью текстовых свидетельств демонстрирует, что многие повстанческие группы во времена династии Тан возникли из реки Цу и впоследствии двинулись на север, к Красной реке, связывая это с лингвистическим сдвигом. [ 52 ] Чемберлен, основываясь на концентрации языкового разнообразия вьетийцев , отсутствии каких-либо следов австроазиатского языка в соответствующих древних записях или в соседних тайских языках, а также на кратковременной глубине прото-вьетского языка, что «[t] нет никаких свидетельств того, что вьетийцы, прото-вьет-монги или другие носители австроазиатского языка жили в Цзяочжи и вокруг него в нижнем бассейне Красной реки до 10-го или 11-го века. столетия». [ 53 ] Однако Джон Фан (2010), цитируя Maspero 1912, Wang 1948 и Miyake 2003, указывает на существование «раннего китайско-вьетнамского» слоя заимствований, восходящего к позднему ханьскому китайцам (25–220 гг. н. э.), который он претензии были высказаны во 2 веке до нашей эры. [ 54 ] Ферлус (2009) также демонстрирует, что северный вьетнамский (Việt-Mường) и центральный вьетнамский язык ( Cuoi-Toum ) были изобретены из оригинальных глаголов, а не из заимствованных иностранных слов, лексические единицы, соответствующие таким инновациям, как «трезубец», «весло», «кастрюля для готовить клейкий рис» и «пестик», характерные для культуры Донг Сон , существовавшей в I тысячелетии до нашей эры в дельте Красной реки. [ 55 ]

Данные, собранные современными западными учеными, указывают на то, что культура Донг Сон, скорее всего, была этнически хлай ( народ тай ), австронезийцы или и то, и другое. [ 56 ] Цитируя других ученых (Шафер 1970, Бласт 1996, Сагарт 2004, Сагарт 2005, Остапират 2013, Келли 2013 и Чемберлен), Иоахим Шлизингер утверждает, что теория о том, что вьетнамский язык первоначально базировался в районе Красной реки, на территории, которая сейчас находится Северный Вьетнам широко отвергается современной западной наукой, основываясь на исторических записях и лингвистических данных. В настоящее время считается, что в районе дельты Красной реки изначально проживали тайскоязычные люди, в частности этнические хлай. Считается, что этот район стал вьетнамоязычным еще в десятом веке в результате иммиграции с юга, то есть из современного центрального Вьетнама. [ 57 ] [ 56 ]

Чжао То писал, что считал своих родных подданных только «варварами». [ 58 ] Вьетнамский историк Нго Тхи Си (1726–1780) отказался считать Чжао То вьетнамским лидером, заявив, что он базировался в Панью (Гуанчжоу) и лишь управлял дельтой реки Хун косвенно . Он сравнил это с примером династии Южная Хань, базирующейся в Гуанчжоу. [ 59 ]

Есть свидетельства того, что вьетнамская элита дельты Красной реки в средние века пыталась изобрести собственное происхождение (легендарная династия Хонг Банг ) на основе древних китайских текстов, в которых зафиксированы перемещения тайскоязычных народов по региону. Южного Китая. [ 60 ]

Культура

[ редактировать ]

Произошло значительное слияние культур Хань и Наньюэ, о чем свидетельствуют артефакты, обнаруженные археологами в гробнице короля Чжао Мо в Гуанчжоу. Гробница Наньюэ в Гуанчжоу чрезвычайно богата. Существует немало бронзовых изделий, демонстрирующих культурное влияние регионов Хань, Чу, Юэ и Ордос. [ 61 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сыма Цянь (1959) · Биографии Южного Вьетнама (Том 113) . Пекин: Книжная компания Чжунхуа , стр. 2967–2977.
  2. ^ Бан Гу (1962) : Биография Юго-Запада И, Гуандуна и Кореи (Том 95) . Пекин: Zhonghua Book Company , стр. 3837–3863.
  3. ^ «Сайт штата Южный Юэ» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 26 августа 2019 г.
  4. ^ Уикс, Роберт (2018). Деньги, рынки и торговля в ранней Юго-Восточной Азии: развитие местных денежных систем до 1400 года нашей эры . Издательство Корнельского университета. п. 27. ISBN  9781501719479 .
  5. ^ Jump up to: а б Уокер, Хью (2012). Восточная Азия: новая история . АвторДом. п. 107. ИСБН  9781477265178 .
  6. ^ Jump up to: а б с Ян, Ваньсю; Чжун, Чжоань (1996). Краткая история Народного издательства Гуандуна, стр. 24 .  9787218020853 .
  7. ^ Jump up to: а б с Избранные статьи семинара по историческим местам Южного Вьетнама . Издательство «Культурные реликвии», 2005. стр. 225. ISBN.  9787501017348 .
  8. ^ Се, Сюаньцзюнь (2017). Онтология, явление, разделение, обозначение, расширение, отзыв, перспектива и интеграция . Lulu.com, стр. 57 .  9781365677250 .
  9. ^ Чжан Жунфан, Хуан Мяочжан, Нань Юэ Го Ши , 2-е изд., стр. 418–422.
  10. ^ Шелтон Вудс, Л. (2002). Вьетнам: справочник по глобалистике . АВС-КЛИО. п. 38 . ISBN  1576074161 .
  11. ^ Кит Джин Оой (2004). Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 932–934. ISBN  1-57607-770-5 .
  12. ^ Сыма Цянь – Записи великого историка , раздел 113 «Исторические записи Южного Вьетнама»
  13. ^ Эмис, Алекс; Бан, Гу (2020). Ханьшу, том 95. Юго-западные народы, два юэ и чаосянь: перевод с комментариями . Самоиздательство Гутенберга. стр. 26–42. ISBN  978-0-9833348-7-3 .
  14. ^ Сыма Цянь, Записи великого историка , раздел 112.
  15. ^ Хуай Нань Цзы , раздел 18
  16. ^ Чжан и Хуан, стр. 26–31.
  17. ^ Тейлор (1983), с. 23
  18. ^ Ху Шоувэй, Нань Юэ Кай Туо Сянь Цюй – Чжао То , стр. 35–36.
  19. ^ Тейлор, Кейт Веллер (1991). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. стр. 23–27. ISBN  0520074173 .
  20. ^ Записи великого историка, раздел 97 «Исторические записи: биография Ли Шэна и Лу Цзя»
  21. ^ Хансен, Валери (2000). Открытая империя: история Китая до 1600 года . Нью-Йорк, США и Лондон, Великобритания: WW Norton & Company. п. 125. ИСБН  0-393-97374-3 .
  22. ^ Чжан и Хуан, стр. 196-200; также Ши Цзи 130
  23. Записи великого историка , раздел 114.
  24. ^ Ху Шоувэй, Нань Юэ Кай Туо Сянь Цюй --- Чжао То , стр. 76–77.
  25. Записи великого историка , раздел 116.
  26. ^ Чжан и Хуан, стр. 401–402.
  27. Записи великого историка , раздел 113.
  28. ^ «Фестиваль борьбы с буйволами в коммуне Хай Луу (16–17 января каждого года), Часть I (продолжение)» . 03.02.2010. Согласно многочисленным древним библиографиям и исследовательским трудам и сборникам многих известных ученых страны, а также передаче из поколения в поколение людьми и пожилыми людьми в Бах Луу и Хай Луу и соседних коммунах, в конце II века. династия Хань напала на королевство Нам Вьет Трие Де, двор Трие в это время распался, премьер-министр Лу Цзя, талантливый придворный генерал, отступил. Столица Панью (Гуандун - Китай). Настоящее время). Он находился у горы Лонг Донг – Лап Тхач, сражаясь против ханьской армии под предводительством Ло Бак Дыка более 10 лет (с 111 по 98 г. до н. э.), в течение которых он, соотечественники и народ сражались против безумной ханьской армии. .восемь островов».
  29. ^ «Список храмов, связанных с династией Триу и королевством Нам Вьет в современном Вьетнаме и Китае» . 28 января 2014 г.
  30. ^ Вьетнамская военная энциклопедия, 2004, стр. 564 «ВОССТАНИЕ ТАЙ ВУ ВУОНГ (lll до н.э.), восстание вьетнамского народа в Джаочи против господства династии Триу (Китай). Примерно в конце lll до н.э., в то время, когда династия Триу ослабла. , был аннексирован династией Западная Хань (Китай), вьетнамским лидером (по имени Тай Ву Выонг, "
  31. ^ Вьетнамские социальные науки , том 1-6, стр. 91, 2003 «В 111 г. до н.э. преобладал исторический персонаж по имени Тай Ву Выонг, который воспользовался неприятными обстоятельствами в ранний период китайского господства, чтобы поднять свою власть, и, наконец, был убит своим главным помощником Хоанг Донгом, профессором Чан Куок Выонгом, который видел в нем вождя Тай Ву, владеющего десятками тысяч семей, управляющего тысячами миль. земли и создание своего центра в районе Ко Лоа (59.239) — это фактически одно и то же.
  32. Книга Хань , том 95, «История Си Нань И Лян Юэ Чжао Сянь», писала: «Поэтому генерал Оу Ло Цзо Хуантун обезглавил короля Сию и получил имя Ся Сяохоу»
  33. ^ Чжан и Хуан, стр. 83–84.
  34. ^ Чжан и Хуан, с. 114.
  35. ^ Чжан и Хуан, стр. 112–113.
  36. ^ Ю Тяньчи, Цинь Шэнминь, Лань Риюн, Лян Сюда, Цинь Цайлуань, Гу Нань Юэ Го Ши , стр. 60–63.
  37. ^ Чжан и Хуан, стр. 113–121.
  38. ^ Чжан и Хуан, стр. 134–152.
  39. ^ Чжан и Хуан, стр. 121–126, 133–134.
  40. ^ Чжан и Хуан, стр. 127–131.
  41. ^ Чжан и Хуан, стр. 170–174.
  42. ^ Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (13 марта 1999 г.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521470308 .
  43. ^ Чжан и Хуан, 320-321.
  44. ^ Чжан и Хуан, стр. 189-191.
  45. ^ Лю Минь, «Окончательные выводы по «Кай Гуань» - взгляд на отношения Хань-Наньюэ с Вэнь Ди, печати китайский : окончательный вывод '开杯» - взгляд на отношения Хань-Наньюэ с печати императора Вэнь ), в Наньюэ Го Шиджи Яньтаохуэй Лунвэнь Сюаньцзи Избранные доклады семинара по историческим местам Южного Вьетнама, стр. 26-27.
  46. ^ «Бронзовый кувшин Донг Сон из района Лонг Соанг (Сюен) Триеу Да» . 11 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Квадратная бронзовая печать «Ту (Вьет) Пхо Хау Ан» с отлитым на спине изображением черепахи была куплена в Тханьхоа бельгийским бизнесменом и коллекционером по имени Клемент Уэт в Тханьхоа перед Второй мировой войной (в настоящее время экспонируется в музее). Бельгийское королевское искусство и история, Брюссель), приписываемая посланнику маркиза в Куу-Чане. Ту Пхо — название района, расположенного сегодня в районе деревни Ранг (Тхиеу Зыонг, Тханьхоа).
  47. ^ Йошикай Масато, «Древний Вьетнам в исторических описаниях», Юго-Восточная Азия: историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора , Том 2, ABC-CLIO, 2004, стр. 934.
  48. ^ См., например, Бо Ян , Очерки истории китайцев , т. 2, стр. 880-881.
  49. ^ Александр Вудсайд (1971). Вьетнам и китайская модель: сравнительное исследование вьетнамского и китайского правительства в первой половине девятнадцатого века . Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 120–. ISBN  978-0-674-93721-5 .
  50. ^ Джефф Кьонг-Макклейн; Юнтао Ду (2013). История Китая в географической перспективе . Роуман и Литтлфилд . стр. 67–. ISBN  978-0-7391-7230-8 .
  51. ^ Питер Беллвуд . «Предыстория Индо-Тихоокеанского региона: документы Чиангмая. Том 2». Индо-Тихоокеанская ассоциация предыстории Австралийского национального университета : 96. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  52. ^ Чемберлен, младший 1998, Происхождение сека: значение для тайской и вьетнамской истории », в Международной конференции по тайским исследованиям, под редакцией С. Бурусфата, Бангкок, Таиланд, стр. 97–128. Институт языка и культуры сельских районов. Развитие, Университет Махидол.
  53. ^ Чемберлен, Джеймс Р. (2016). « Кра-Дай и протоистория Южного Китая и Вьетнама », с. 30. В журнале Сиамского общества , Vol. 104, 2016.
  54. ^ Фан, Джон. 2010. Фан, Джон. «Переосмысление «Аннама»: новый анализ китайско-вьетнамско-мыонгских языковых контактов» в исследованиях китайской южной диаспоры . (4). п. 8
  55. ^ Ферлус, Майкл (2009). «Слой донгсонийской лексики на вьетнамском языке» (PDF) . Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии . 1 : 95–108.
  56. ^ Jump up to: а б Шлизингер, Иоахим (2018). Происхождение народа тай 6 — Народы, говорящие на северном языке дельты Красной реки, и их среда обитания сегодня. Том 6 книги «Происхождение народа тай» . Буксманго. стр. 3–4, 22, 50, 54. ISBN.  978-1641531832 .
  57. ^ Шлизингер, Иоахим (2018). Происхождение народа тай 5 — Колыбель народа тай и этническая структура сегодня. Том 5 книги «Происхождение народа тай» . Буксманго. стр. 21, 97. ISBN.  978-1641531825 .
  58. ^ Полная история Дай Вьета, Том 2, Династия Триу
  59. ^ Нго, Ти Си. «Иностранная эпоха, Книга II». Исторические записи Дай Вьетнама до поля .
  60. ^ Келли, Лиам К. (2012). Биография клана Хонг Банг как средневековая вьетнамская традиция ». Журнал вьетнамских исследований, Том 7, № 2: 87-130, опубликовано: University of California Press.
  61. ^ Гуанчжоу Си Хань Наньюэ Ван Му Бо Ву Гуан, Питер Ю.К. Лам, Китайский университет Гонконга. Художественная галерея – 1991 г. – 303 страницы – Просмотр фрагмента [1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник Династии в истории Лингнаня
204–111 гг. до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24de4cec8c650431f5bbe8d1a4d3b4ee__1721472720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/ee/24de4cec8c650431f5bbe8d1a4d3b4ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nanyue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)