Бежать
Корабль затопляется , когда его команда намеренно топит его, обычно проделывая дыры в корпусе. [1]
Затопление может быть произведено для утилизации брошенного, старого или захваченного судна; не допускать превращения судна в опасность для мореплавания; как акт самоуничтожения, направленный на предотвращение захвата корабля вражескими силами; в качестве блок-корабля для ограничения судоходства через канал или в гавани ; создать искусственный риф для дайверов и морских обитателей; или изменить течение рек.
Известные исторические примеры
[ редактировать ]Корабли Скулделева (около 1070 г.)
[ редактировать ]Корабли Скулделева , пять кораблей викингов , были потоплены, чтобы предотвратить нападения с моря на датский город Роскилле . Затопление заблокировало главный водный путь, перенаправив корабли на меньший, что потребовало значительных знаний местности. [2]
Зубец возле Кампена (начало 15 века)
[ редактировать ]В 2012 году винтик, сохранившийся от киля до палубы в иле, был обнаружен рядом с двумя меньшими судами на реке Эйссел в городе Кампен в Нидерландах . [3] Предполагалось, что корабль начала 15 века был намеренно затоплен в реке, чтобы повлиять на ее течение. [4] [5]
Эрнан Кортес (1519)
[ редактировать ]Испанский Кубу конкистадор Эрнан Кортес , который возглавил первую экспедицию, которая привела к падению Империи ацтеков , приказал своим людям раздеть и затопить свой флот, чтобы предотвратить тайно запланированное возвращение на тех , кто был верен кубинскому губернатору Диего Веласкесу де Куэльяру . Их успех остановил бы его поход вглубь страны и завоевание Империи ацтеков .
HMS Сапфир (1696 г.)
[ редактировать ]HMS Sapphire — 32-пушечный пятого ранга парусный фрегат Королевского флота в колонии Ньюфаундленд, предназначенный для защиты мигрирующего рыболовства Англии. Судно было захвачено в гавани Бэй-Буллс четырьмя французскими военными кораблями под командованием Жака-Франсуа де Бруйяна. Чтобы избежать его захвата, англичане затопили судно 11 сентября 1696 года.
HMS Endeavour (1778 г.)
[ редактировать ]HMS Endeavour был капитана Джеймса Кука кораблем , на котором он путешествовал в Австралию . После продажи в частные руки он был окончательно затоплен при блокаде залива Наррагансетт в Род-Айленде в 1778 году.
Осада Йорктауна (1781 г.)
[ редактировать ]Британцы потопили один корабль 10 октября 1781 года, чтобы не допустить его захвата французским флотом. Кроме того, река Йорк, хотя и защищалась французским флотом, также содержала несколько затопленных кораблей, которые должны были служить блокадой в случае, если какие-либо британские корабли войдут в реку.
HMS Баунти (1790)
[ редактировать ]HMS Bounty после мятежа экипажа был затоплен мятежниками в заливе Баунти у острова Питкэрн 23 января 1790 года.
Флотилия Чесапикского залива (1814 г.)
[ редактировать ]Во время войны 1812 года коммодор Джошуа Барни из ВМС США, флотилия Чесапикского залива , потопил все девятнадцать своих боевых кораблей, чтобы предотвратить их захват британцами, когда он и его люди маршировали вглубь страны, в безуспешной обороне. Вашингтона, округ Колумбия
Ян ван Спейк (1831)
[ редактировать ]Во время войны за независимость Бельгии командир голландской канонерской лодки Ян ван Спейк подвергся нападению со стороны толпы рабочих Антверпена. Когда они заставили его и его команду сдаться, он поджег бочку с порохом, тем самым потопив свой корабль и убив себя и большую часть команды. Ван Спейк стал национальным героем Нидерландов.
Черноморский флот России в Севастополе (1854 г.)
[ редактировать ]Во время Крымской войны , в ожидании осады Севастополя , русские затопили корабли Черноморского флота , чтобы защитить гавань, использовать свои корабельные пушки в качестве дополнительной артиллерии и высвободить экипажи кораблей в качестве морской пехоты. Среди кораблей, которые были намеренно потоплены, были «Великий князь Константин» , «Город Париж » (оба со 120 орудиями ), «Храбрый» , «Императрица Мария» и «Чесме».
Клотильда
[ редактировать ]« Клотильда » (невольничий корабль) (часто пишется с ошибкой «Клотильда») был последним известным американским невольничьим кораблем, который доставлял пленников из Африки в Соединенные Штаты и прибывал в залив Мобил осенью 1859 года или 9 июля 1860 года со 110 африканскими мужчинами, женщинами, и дети. Корабль представлял собой двухмачтовую шхуну длиной 86 футов (26 м) и шириной 23 фута (7,0 м).Участие США в работорговле в Атлантике было запрещено Конгрессом Законом о запрете ввоза рабов, принятым 2 марта 1807 года (вступил в силу 1 января 1808 года), но эта практика продолжалась незаконно, особенно через работорговцев, базировавшихся в Нью-Йорке в 1850-х годах. и в начале 1860 года. В случае с «Клотильдой» спонсоры путешествия базировались на юге и планировали купить африканцев в Королевстве Уайда , Дагомея . После путешествия корабль был сожжен и затоплен в заливе Мобил в попытке уничтожить улики.
Военный корабль США Мерримак / CSS Вирджиния (1861 г.)
[ редактировать ]В апреле 1861 года ВМС США паровой фрегат USS Merrimack был среди нескольких кораблей, которые силы Союза подожгли или затопили на военно-морской верфи Госпорта (ныне Норфолкская военно-морская верфь ) в Портсмуте , штат Вирджиния , чтобы не допустить их попадания в руки Конфедерации во время вспышки войны. Гражданская война в США . Неудачная попытка затопить Мерримак позволила ВМС Конфедеративных Штатов поднять и перестроить его как броненосный залп CSS Virginia . ВМС США Вскоре после ее знаменитого сражения с монитором USS Monitor в битве на Хэмптон-Роудс в марте 1862 года конфедераты затопили Вирджинию , чтобы не допустить ее захвата силами Союза.
Каменный флот (1861–1862)
[ редактировать ]В декабре 1861 и январе 1862 года силы Союза затопили несколько бывших китобоев и других торговых судов , пытаясь заблокировать доступ к портам Конфедерации во время Гражданской войны в США . Затопленные корабли, нагруженные камнем перед затоплением, были известны как « Каменный флот ». Те, что были затоплены в декабре 1861 года, иногда называют «Первокаменным флотом», а затонувшие в январе 1862 года — «Вторым каменным флотом».
Перуанский флот в Эль-Кальяо (1881 г.)
[ редактировать ]Во время войны на Тихом океане , когда чилийские войска вошли в Лиму и Эль-Кальяо , перуанский военно-морской офицер Херман Астете приказал затопить весь перуанский флот, чтобы предотвратить его захват Чили.
Военный корабль США Мерримак (1898 г.)
[ редактировать ]Во время испано-американской войны команда добровольцев ВМС США попыталась затопить угольщик USS Merrimac у входа в гавань Сантьяго-де-Куба на Кубе в ночь со 2 на 3 июня 1898 года, пытаясь поймать испанцев ВМФ в ловушку. Эскадра Мануэля вице-адмирала де ла Камара-и-Либермура в порту. Попытка провалилась, когда он попал под обстрел испанских кораблей и укреплений и затонул, не заблокировав вход.
Порт-Артур (1904–1905)
[ редактировать ]В 1904 году, во время русско-японской войны , Императорский флот Японии предпринял три попытки заблокировать вход на базу Императорского российского флота в Порт-Артуре , Маньчжурия , Китай , путём затопления транспортов . Хотя японцы потопили пять транспортов 23 февраля, четыре 27 марта и восемь 3 мая, ни одна из атак не смогла заблокировать вход. [6] В марте 1904 года русские также затопили четыре парохода у входа в гавань, пытаясь защитить гавань от японского вторжения. [7]
Во время осады Порт-Артура русские затопили уцелевшие корабли своей Тихоокеанской эскадры , застрявшие в порту Порт-Артура в конце 1904 — начале января 1905 года, чтобы не допустить их захвата японцами в целости и сохранности.
СМС Дрезден (1915)
[ редактировать ]В декабре 1914 года SMS Dresden был единственным немецким военным кораблем, избежавшим разрушения в битве за Фолклендские острова . Она ускользала от своих британских преследователей еще несколько месяцев, пока не вошла в Мас-а-Тьерра в марте 1915 года. Ее двигатели были изношены, и у нее почти не осталось угля для котлов. Там он попал в ловушку британских крейсеров, которые нарушили чилийский нейтралитет и открыли по кораблю огонь. Главный офицер Дрездена Дрезден – будущий адмирал Вильгельм Канарис – провел переговоры с британцами и выиграл время для своей команды, чтобы затопить « » .
Рейд Зебрюгге (1918)
[ редактировать ]В рейде на Зебрюгге участвовали три устаревших британских крейсера, выбранных в качестве блокпостов в контролируемом немцами бельгийском порту Брюгге-Зебрюгге, из которого операции немецких подводных лодок угрожали британскому судоходству. «Фетида» , «Интрепид» и «Ифигения» были залиты бетоном, а затем отправлены для перекрытия критического канала. Сильный оборонительный огонь заставил « Фетиду» преждевременно уйти; два других крейсера успешно затонули в самой узкой части канала. Однако в течение трех дней немцы прорвались через западный берег канала, чтобы создать неглубокий обход для своих подводных лодок и пройти мимо блок-кораблей во время прилива.
Немецкий флот в Скапа-Флоу (1919 г.)
[ редактировать ]В 1919 году более 50 военных кораблей немецкого флота открытого моря были затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу на севере Шотландии после освобождения флота в рамках условий капитуляции Германии. Контр-адмирал Людвиг фон Рейтер большинства кораблей приказал затопить, лишив союзников . Фон Ройтер был взят в плен в Великобритании, но его акт неповиновения был отмечен в Германии. Хотя большая часть флота впоследствии была спасена инженером Эрнестом Коксом , несколько военных кораблей (в том числе три линкора) остались, что делает этот район очень популярным среди любителей подводного дайвинга.
Вашингтонский военно-морской договор (1922 г.)
[ редактировать ]По условиям Вашингтонского военно-морского договора 1922 года великие военно-морские державы были обязаны ограничить размер своих боевых флотов, что привело к избавлению от некоторых старых или некомплектных крупных кораблей . В 1924 и 1925 годах договор привел к затоплению линейного Королевского флота Австралии крейсера HMAS Australia и недостроенного Императорского флота Японии линкора Тоса , а также четырех старых японских линкоров, Королевского флота линкора HMS Monarch и недостроенного ВМС США линкора USS Washington. (BB-47) все были утилизированы как мишени .
Адмирал граф Шпее (1939)
[ редактировать ]После битвы на реке Плейт поврежденный немецкий карманный линкор «Адмирал Граф Шпее» нашел убежище в порту Монтевидео . 17 декабря 1939 года, когда британские и крейсеры Содружества крейсеры HMS Ajax , HMS Cumberland и HMNZS Achilles ждали в международных водах за пределами устья Рио -де-ла-Плата , капитан Ганс Лангсдорф отплыл под парусом «Граф Шпее» недалеко от гавани и затопил судно, чтобы избежать столкновения. рисковать жизнями своей команды в битве, которая, как он ожидал, будет проигрышной. Лангсдорф застрелился три дня спустя.
Сан-Джорджо в Тобруке (1941)
[ редактировать ]Когда сухопутные войска Великобритании и Содружества атаковали Тобрук 21 января 1941 года, итальянский крейсер Сан-Джорджо направил свои орудия против атакующих сил, отразив атаку танков. Когда британские войска вошли в Тобрук, Сан-Джорджо был затоплен в 4:15 утра 22 января. Сан-Джорджо была награждена Золотой медалью за воинскую доблесть за действия по защите Тобрука. Корабль был спасен в 1952 году, но во время буксировки в Италию у него порвался буксирный трос, и он затонул в сильном волнении.
Блокада Массауа (1941)
[ редактировать ]Когда союзники продвигались к Эритрее во время своей восточноафриканской кампании во Второй мировой войне , Марио Бонетти — итальянский командующий флотилией Красного моря , базирующейся в Массауа — понял, что британцы захватят его гавань. В первую неделю апреля 1941 года он начал разрушать объекты гавани и лишать ее полезности для союзников. Бонетти приказал затопить два больших плавучих сухих дока и руководил расчетливым затоплением восемнадцати крупных коммерческих судов в устьях северной военно-морской гавани, центральной торговой гавани и главной Южной гавани. Это заблокировало навигацию внутрь и наружу. Он также приказал затопить большой плавучий кран. Эти действия сделали гавань бесполезной к 8 апреля 1941 года, когда Бонетти сдал ее британцам. Среди затопленных кораблей были немецкие пароходы «Либенфельс» , «Фрауэнфельс» , «Лихтенфельс» , «Крефельд» , «Гера» и «Олива» . Также были затоплены итальянские пароходы «Адуа» , «Брента» , «Арабия» , «Ромоло Джесси» , «Везувио» , XXIII «Марцо» , «Антония К.» , «Рива Лигуре» , «Клелия Кампенелла» , «Прометео». и итальянский танкер «Джове» . водоизмещением 11 760 тонн «Коломбо» Самым большим затопленным судном был итальянский пароход . Также были затоплены тринадцать прибрежных пароходов и небольших военно-морских судов. [8] [9] [10]
Британцы захватили гавань и начали спасательные операции на море под командованием командующего Джозефа Стенхауса, чтобы восстановить судоходство внутри и снаружи. Стенхаус замедлился из-за теплового истощения , но его команда сняла с мели нефтяной танкер «Джове» ; он погиб в сентябре 1941 года, когда спасательный буксир «Тай Ку», перевозивший его в качестве пассажира, потонул на морской мине в Красном море. [11] Его смерть заставила гражданского подрядчика открыть канал, но эта команда не добилась прогресса. Лишь год спустя удалось добиться прогресса в усилиях по возвращению Массауа к военной службе. Командующий ВМС США Эдвард Эллсберг прибыл в апреле 1942 года со спасательной командой и небольшой коллекцией специализированных инструментов и начал методично устранять повреждения. Его усилия по спасению принесли значительные результаты всего за 5,5 недель. Американские водолазы герметизировали корпуса под водой, и для поднятия корпусов на поверхность закачивали воздух. Водолазы обезвредили мину-ловушку в Бренте которой находилась боевая морская мина, установленная на трех боеголовках торпед , в трюме . Другой опасностью был «Регия Марина» минный заградитель «Остия» , который был потоплен Королевскими ВВС, и несколько его мин все еще были установлены. 8 мая 1942 года SS Koritza вооруженный греческий пароход зашёл в сухой док для чистки и мелкого ремонта корпуса. Первым крупным «заказчиком» надводного флота Массауа был HMS Dido , которому потребовался ремонт сильно поврежденной кормы в середине августа 1942 года, в начале периода ремонта и технического обслуживания измученного войной корабля. 15-я крейсерская эскадра . [12] Многие затонувшие в гавани корабли были отремонтированы водолазами Эллсберга, сняты с мели, отремонтированы и приняты на вооружение. [13] Остию и Бренту удалось спасти, несмотря на наличие там мин. Все это произошло в то время, когда британский гражданский подрядчик боролся и не смог снять с мели один корабль. [9]
Бисмарк (1941)
[ редактировать ]В 1941 году линкор «Бисмарк» , тяжело поврежденный Королевским флотом, с утечкой топлива, креном , неспособный управляться и не имеющий эффективного вооружения, но все еще на плаву и с работающими двигателями, был затоплен экипажем, чтобы избежать захвата. Это было подтверждено отчетами выживших в книге «Погоня: затопление Бисмарка » Людовика Кеннеди , 1974 год, а также более поздним исследованием самого крушения, проведенным доктором Робертом Баллардом в 1989 году. палуба, обычно всегда над водой и возможна только на уже тонущем корабле, что еще раз подтверждает, что затопление сделало последнюю торпедацию ненужной. [14]
Коралловое море и Мидуэй (1942)
[ редактировать ]После сражений в Коралловом море и на Мидуэе тяжело поврежденный американский авианосец «Лексингтон» и японские авианосцы «Хирю» , «Сорью» , «Акаги» и «Кага» были затоплены, чтобы предотвратить их сохранение и использование соответствующими врагами.
Французский флот в Тулоне (1942 г.)
[ редактировать ]В ноябре 1942 года в ходе операции под кодовым названием « Дело Антон» силы нацистской Германии оккупировали так называемую « Свободную зону » в ответ на высадку союзников в Северной Африке. 27 ноября они достигли Тулона большая часть французского флота , где стояла на якоре . Чтобы избежать захвата нацистами (операция «Лила»), французские адмиралы ( Лаборд и Маркиз ) решили затопить 230-тысячный флот , в первую очередь линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург» . Восемьдесят процентов флота было полностью уничтожено, все крупные корабли оказалось невозможно отремонтировать. Юридически затопление флота допускалось по условиям перемирия 1940 года с Германией .
Датский флот (1943 г.)
[ редактировать ]Предвидя захват немцами всех подразделений датского военно-морского флота в рамках операции «Сафари» , главным образом в Копенгагене, а также в других гаванях и на море в датских водах, датское Адмиралтейство проинструктировало своих капитанов сопротивляться любым попыткам немцев, за исключением прямых боевых действий. взять на себя контроль над своими судами путем затопления, если побег в Швецию невозможен и были сделаны соответствующие приготовления. Из пятидесяти двух судов [15] 29 августа в ВМС Дании два находились в Гренландии, тридцать два были затоплены, четыре достигли Швеции и четырнадцать были взяты немцами неповрежденными. Девять датских моряков погибли и десять были ранены. Впоследствии большая часть личного состава ВМФ была на время интернирована.
Высадка союзников в Нормандии (1944 г.)
[ редактировать ]Старые корабли под кодовым названием «Кукурузные початки» были затоплены, чтобы сформировать защитный риф для гаваней Малберри в Арроманше и на пляже Омаха для высадки в Нормандии . Защищенные воды, созданные этими затопленными кораблями, назывались «Крыжовник» и защищали гавани, чтобы транспортные суда могли разгружаться, не подвергаясь помехам волн.
Операция «Мёртвый свет» (1945–1946)
[ редактировать ]Из 156 немецких подводных лодок (« Подводных лодок »), сдавшихся союзникам в конце Второй мировой войны , 116 были затоплены Королевским флотом в ходе операции «Дедлайт » . Планировалось, что они будут затоплены в трех районах северной части Атлантического океана к западу от Ирландии , но 56 подводных лодок затонули, не достигнув назначенных районов из-за плохого материального состояния. Большинство подводных лодок было потоплено артиллерийским огнем, а не взрывчатыми веществами. Первое затопление произошло 17 ноября 1945 года, последнее — 11 февраля 1946 года. [16] [17]
Японские подводные лодки (1946 г.)
[ редактировать ]Чтобы помешать советской инспекционной группе осмотреть сданные подводные лодки Императорского флота Японии после Второй мировой войны, ВМС США провели операцию «Конец дороги» было затоплено 24 подводные лодки. в Восточно-Китайском море у острова Фукуэ , в ходе которой 1 апреля 1946 года Японские подводные лодки последовали за ними 5 апреля, а к началу мая затонули еще шесть. Кроме того, подводные лодки ВМС США потопили четыре сдавшиеся японские подводные лодки в качестве целей в Тихом океане недалеко от Гавайских островов в мае и июне 1946 года, а Королевский флот Австралии потопил шесть или семь (источники расходятся) сдавшихся японских подводных лодок во Внутреннем море Сето 8 мая 1946 года. в операции «Дно» .
Современная эпоха
[ редактировать ]Сегодня корабли (и другие объекты аналогичного размера) иногда затопляют, чтобы сформировать искусственные рифы , как это было сделано с бывшим авианосцем USS Oriskany организации также часто в 2006 году. Военные используют старые корабли в качестве целей в военных играх или для различных других экспериментов. Например, списанный авианосец USS America в 2005 году подвергся надводным и подводным взрывам в рамках секретных исследований, направленных на проектирование авианосцев следующего поколения ( Джеральда Р. Форда класс ), прежде чем был потоплен подрывными зарядами.
Корабли все чаще затоплены в качестве метода утилизации. Экономическая выгода от затопления судна включает в себя устранение текущих эксплуатационных расходов на поддержание мореходных качеств судна. Споры вокруг этой практики. Известные действия против этой практики включают в себя авианосец USS Oriskany , который был затоплен с 700 фунтами печатных плат, оставшихся на борту в качестве компонента изоляции кабеля, [18] Это противоречит Стокгольмской конвенции о безопасном удалении стойких органических загрязнителей , которая не допускает сброса ПХБ в морскую среду. Запланированное затопление австралийского фрегата HMAS Adelaide в Авока-Бич, Новый Южный Уэльс, в марте 2010 года было приостановлено после того, как местные инициативные группы выразили обеспокоенность по поводу возможного воздействия на приливы в этом районе и того, что удаление опасных веществ с корабля было недостаточно тщательным. . [19] Было приказано продолжить работы по очистке корпуса, и, несмотря на дальнейшие попытки отсрочки, Аделаида была затоплена 13 апреля 2011 года. [20] [21]
Затопленные корабли использовались для перевозки опасных материалов. В конце 1960-х годов армия Соединенных Штатов затопила капрала СС Эрика Дж. Гибсона и СС Мормактерна с ракетами VX на борту с нервно-паралитическим газом в рамках операции «Погоня » (CHASE — сокращение Пентагона от «Вырезать дыры и потопить их»). Другие корабли были «преследованы» и содержали иприты , бомбы , фугасы и радиоактивные отходы . [22]
В сомалийских водах пиратские корабли затоплены захваченные . Большинство стран мало заинтересованы в судебном преследовании пиратов, поэтому обычно это единственное последствие.
В марте 2022 года Украина была вынуждена затопить украинский фрегат класса «Кривак» «Гетман Сагайдачный» из-за вторжения российских наступательных операций, которые угрожали захватом фрегата. [23]
В феврале 2023 года ВМС Бразилии затопили списанный авианосец «Сан-Паулу» в Атлантический океан после отклонения судебных запретов со стороны Министерства окружающей среды и Федерального общественного министерства . [24]
В популярной культуре
[ редактировать ]Термин «затопление» также используется в научной фантастике для описания намеренного уничтожения космического корабля . Например, в The Expanse корабля это делается путём намеренной перегрузки реактора . [25]
В 13-м эпизоде 12-го сезона «Бургеров Боба» Тедди и его семья присутствуют на церемонии затопления военного корабля США «Гертруда Стайн» , корабля, на котором Тедди работал во время своей службы на флоте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение СКАТТЛА» . Мерриам-Вебстер . 12 апреля 2023 г. Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Отчеты о раскопках викингов – Роскилле» . Древняя история в глубине . Би-би-си. 2014.
- ^ «Раскопки, восстановление и консервация шестерни XV века из реки Эйссел недалеко от Кампена» . Место для реки Эйсселдельта . Рейксватерштат . Сентябрь 2015. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Гоуз, Тиа (17 февраля 2016 г.). «Средневековое кораблекрушение, вытащенное из глубины» . Живая наука . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Позднесредневековая шестерня из Кампена» . Средневековые истории . 21 февраля 2016 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Аноним (1904). «Русско-японская война» . Издательство Кинкодо. стр. 83–86. 91–93, 251–256.
- ^ Аноним (15 марта 1905 г.). «Гавань заблокирована» (PDF) . Вечерний вестник . Мейсвилл, Кентукки. п. 1.
- ^ Playfair, Ян Стэнли Орд (1954). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . Канцелярский офис HM. п. 442.
- ^ Jump up to: а б Эллсберг, Эдвард (1946). Под солнцем Красного моря . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
- ^ «Спасение в Массауа». Учет судостроения и судоходства . Том. 73. Вестминстер, Лондон. 16 июня 1949 г. с. 705.
- ^ Хэдделси, Стивен (2008). Ледяной капитан: Жизнь Дж. Р. Стенхауса . История Пресс. стр. 207–210. ISBN 9780750943482 .
- ^ О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940-1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 163. ИСБН 9781612514086 .
- ^ Тойин Фалола; Р. Джозеф Пэрротт; Даниэль Портер Санчес, ред. (2019). Африканские острова: передовые рубежи империи и глобализации . Бойделл и Брюэр. стр. 188–189. ISBN 9781580469548 .
- ^ Битва при Худе и Бисмарке . ПБС. 2002.
- ^ Норбю, Сёрен. «Операция Сафари – 29 августа 1943 года» . Датская военная история . Архивировано из оригинала 13 января 2014 года.
- ^ Патерсон, Лоуренс (2009). Черный флаг: Капитуляция немецких подводных лодок, 1945 год . Книги «Перо и меч». стр. 161–163. ISBN 978-1-84832-037-6 .
- ^ Патерсон (2009) , с. 174.
- ^ Шаллал, Сухейр. «ПХБ, выброшенные из бывшего Орискани после его использования в качестве искусственного рифа: подход к оценке рисков для здоровья человека и окружающей среды» . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Уэст, Эндрю (30 марта 2010 г.). «Судья открыл залп по стремящемуся потопить военный корабль» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 апреля 2010 г.
- ^ Харви, Элли; Уэст, Эндрю (16 сентября 2010 г.). «Судья ввел новые жесткие правила для потопления» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ МакМахон, Жанетт (13 апреля 2011 г.). «Дельфины задерживают затопление HMAS Adelaide» . 1223 год – Эй-би-си Ньюкасл . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ Булл, Джон. «Специальный отчет, часть 1: Смертоносность внизу» . Ежедневная пресса . Норфолк, Вирджиния . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ «Фрегат «Гетман Сагайдачный», находившийся в ремонте, затоплен, чтобы не попасть к противнику – Резникову» . Архивировано из оригинала 8 июня 2022 года.
- ^ «Бразилия затопила военный корабль в Атлантике, несмотря на опасения по поводу загрязнения» . РФИ . 4 февраля 2023 г. Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Кори, Джеймс С.А. (сентябрь 2021 г.). Левиафан просыпается . ISBN 978-0-316-33342-9 . OCLC 1259540286 .
Библиография
[ редактировать ]- Джордж, Южная Каролина (1981). От Ютландии до Свалки . Эдинбург: Издательство Пола Харриса. ISBN 9780862280291 .