Jump to content

Бежать

(Перенаправлено с «Умышленного затопления »)

Памятник затонувшим кораблям , посвященный кораблям, уничтоженным при осаде Севастополя во время Крымской войны , автор: Амандус Адамсон

Корабль затопляется , когда его команда намеренно топит его, обычно проделывая дыры в корпусе. [1]

Затопление может быть произведено для утилизации брошенного, старого или захваченного судна; не допускать превращения судна в опасность для мореплавания; как акт самоуничтожения, направленный на предотвращение захвата корабля вражескими силами; в качестве блок-корабля для ограничения судоходства через канал или в гавани ; создать искусственный риф для дайверов и морских обитателей; или изменить течение рек.

Известные исторические примеры

[ редактировать ]

Корабли Скулделева (около 1070 г.)

[ редактировать ]

Корабли Скулделева , пять кораблей викингов , были потоплены, чтобы предотвратить нападения с моря на датский город Роскилле . Затопление заблокировало главный водный путь, перенаправив корабли на меньший, что потребовало значительных знаний местности. [2]

Зубец возле Кампена (начало 15 века)

[ редактировать ]

В 2012 году винтик, сохранившийся от киля до палубы в иле, был обнаружен рядом с двумя меньшими судами на реке Эйссел в городе Кампен в Нидерландах . [3] Предполагалось, что корабль начала 15 века был намеренно затоплен в реке, чтобы повлиять на ее течение. [4] [5]

Эрнан Кортес (1519)

[ редактировать ]

Испанский Кубу конкистадор Эрнан Кортес , который возглавил первую экспедицию, которая привела к падению Империи ацтеков , приказал своим людям раздеть и затопить свой флот, чтобы предотвратить тайно запланированное возвращение на тех , кто был верен кубинскому губернатору Диего Веласкесу де Куэльяру . Их успех остановил бы его поход вглубь страны и завоевание Империи ацтеков .

HMS Сапфир (1696 г.)

[ редактировать ]

HMS Sapphire — 32-пушечный пятого ранга парусный фрегат Королевского флота в колонии Ньюфаундленд, предназначенный для защиты мигрирующего рыболовства Англии. Судно было захвачено в гавани Бэй-Буллс четырьмя французскими военными кораблями под командованием Жака-Франсуа де Бруйяна. Чтобы избежать его захвата, англичане затопили судно 11 сентября 1696 года.

HMS Endeavour (1778 г.)

[ редактировать ]

HMS Endeavour был капитана Джеймса Кука кораблем , на котором он путешествовал в Австралию . После продажи в частные руки он был окончательно затоплен при блокаде залива Наррагансетт в Род-Айленде в 1778 году.

Осада Йорктауна (1781 г.)

[ редактировать ]

Британцы потопили один корабль 10 октября 1781 года, чтобы не допустить его захвата французским флотом. Кроме того, река Йорк, хотя и защищалась французским флотом, также содержала несколько затопленных кораблей, которые должны были служить блокадой в случае, если какие-либо британские корабли войдут в реку.

HMS Баунти (1790)

[ редактировать ]

HMS Bounty после мятежа экипажа был затоплен мятежниками в заливе Баунти у острова Питкэрн 23 января 1790 года.

Флотилия Чесапикского залива (1814 г.)

[ редактировать ]

Во время войны 1812 года коммодор Джошуа Барни из ВМС США, флотилия Чесапикского залива , потопил все девятнадцать своих боевых кораблей, чтобы предотвратить их захват британцами, когда он и его люди маршировали вглубь страны, в безуспешной обороне. Вашингтона, округ Колумбия

Ян ван Спейк (1831)

[ редактировать ]

Во время войны за независимость Бельгии командир голландской канонерской лодки Ян ван Спейк подвергся нападению со стороны толпы рабочих Антверпена. Когда они заставили его и его команду сдаться, он поджег бочку с порохом, тем самым потопив свой корабль и убив себя и большую часть команды. Ван Спейк стал национальным героем Нидерландов.

Черноморский флот России в Севастополе (1854 г.)

[ редактировать ]
Затонувший корабль в Севастополе, 1858 г.

Во время Крымской войны , в ожидании осады Севастополя , русские затопили корабли Черноморского флота , чтобы защитить гавань, использовать свои корабельные пушки в качестве дополнительной артиллерии и высвободить экипажи кораблей в качестве морской пехоты. Среди кораблей, которые были намеренно потоплены, были «Великий князь Константин» , «Город Париж » (оба со 120 орудиями ), «Храбрый» , «Императрица Мария» и «Чесме».

Клотильда

[ редактировать ]

« Клотильда » (невольничий корабль) (часто пишется с ошибкой «Клотильда») был последним известным американским невольничьим кораблем, который доставлял пленников из Африки в Соединенные Штаты и прибывал в залив Мобил осенью 1859 года или 9 июля 1860 года со 110 африканскими мужчинами, женщинами, и дети. Корабль представлял собой двухмачтовую шхуну длиной 86 футов (26 м) и шириной 23 фута (7,0 м).Участие США в работорговле в Атлантике было запрещено Конгрессом Законом о запрете ввоза рабов, принятым 2 марта 1807 года (вступил в силу 1 января 1808 года), но эта практика продолжалась незаконно, особенно через работорговцев, базировавшихся в Нью-Йорке в 1850-х годах. и в начале 1860 года. В случае с «Клотильдой» спонсоры путешествия базировались на юге и планировали купить африканцев в Королевстве Уайда , Дагомея . После путешествия корабль был сожжен и затоплен в заливе Мобил в попытке уничтожить улики.

Военный корабль США Мерримак / CSS Вирджиния (1861 г.)

[ редактировать ]
Мерримак загорелся 20 апреля 1861 г.

В апреле 1861 года ВМС США паровой фрегат USS Merrimack был среди нескольких кораблей, которые силы Союза подожгли или затопили на военно-морской верфи Госпорта (ныне Норфолкская военно-морская верфь ) в Портсмуте , штат Вирджиния , чтобы не допустить их попадания в руки Конфедерации во время вспышки войны. Гражданская война в США . Неудачная попытка затопить Мерримак позволила ВМС Конфедеративных Штатов поднять и перестроить его как броненосный залп CSS Virginia . ВМС США Вскоре после ее знаменитого сражения с монитором USS Monitor в битве на Хэмптон-Роудс в марте 1862 года конфедераты затопили Вирджинию , чтобы не допустить ее захвата силами Союза.

Каменный флот (1861–1862)

[ редактировать ]

В декабре 1861 и январе 1862 года силы Союза затопили несколько бывших китобоев и других торговых судов , пытаясь заблокировать доступ к портам Конфедерации во время Гражданской войны в США . Затопленные корабли, нагруженные камнем перед затоплением, были известны как « Каменный флот ». Те, что были затоплены в декабре 1861 года, иногда называют «Первокаменным флотом», а затонувшие в январе 1862 года — «Вторым каменным флотом».

Перуанский флот в Эль-Кальяо (1881 г.)

[ редактировать ]

Во время войны на Тихом океане , когда чилийские войска вошли в Лиму и Эль-Кальяо , перуанский военно-морской офицер Херман Астете приказал затопить весь перуанский флот, чтобы предотвратить его захват Чили.

Военный корабль США Мерримак (1898 г.)

[ редактировать ]
Крушение военного корабля США Мерримак

Во время испано-американской войны команда добровольцев ВМС США попыталась затопить угольщик USS Merrimac у входа в гавань Сантьяго-де-Куба на Кубе в ночь со 2 на 3 июня 1898 года, пытаясь поймать испанцев ВМФ в ловушку. Эскадра Мануэля вице-адмирала де ла Камара-и-Либермура в порту. Попытка провалилась, когда он попал под обстрел испанских кораблей и укреплений и затонул, не заблокировав вход.

Порт-Артур (1904–1905)

[ редактировать ]

В 1904 году, во время русско-японской войны , Императорский флот Японии предпринял три попытки заблокировать вход на базу Императорского российского флота в Порт-Артуре , Маньчжурия , Китай , путём затопления транспортов . Хотя японцы потопили пять транспортов 23 февраля, четыре 27 марта и восемь 3 мая, ни одна из атак не смогла заблокировать вход. [6] В марте 1904 года русские также затопили четыре парохода у входа в гавань, пытаясь защитить гавань от японского вторжения. [7]

Во время осады Порт-Артура русские затопили уцелевшие корабли своей Тихоокеанской эскадры , застрявшие в порту Порт-Артура в конце 1904 — начале января 1905 года, чтобы не допустить их захвата японцами в целости и сохранности.

СМС Дрезден (1915)

[ редактировать ]

В декабре 1914 года SMS Dresden был единственным немецким военным кораблем, избежавшим разрушения в битве за Фолклендские острова . Она ускользала от своих британских преследователей еще несколько месяцев, пока не вошла в Мас-а-Тьерра в марте 1915 года. Ее двигатели были изношены, и у нее почти не осталось угля для котлов. Там он попал в ловушку британских крейсеров, которые нарушили чилийский нейтралитет и открыли по кораблю огонь. Главный офицер Дрездена Дрезден – будущий адмирал Вильгельм Канарис – провел переговоры с британцами и выиграл время для своей команды, чтобы затопить « » .

Рейд Зебрюгге (1918)

[ редактировать ]

В рейде на Зебрюгге участвовали три устаревших британских крейсера, выбранных в качестве блокпостов в контролируемом немцами бельгийском порту Брюгге-Зебрюгге, из которого операции немецких подводных лодок угрожали британскому судоходству. «Фетида» , «Интрепид» и «Ифигения» были залиты бетоном, а затем отправлены для перекрытия критического канала. Сильный оборонительный огонь заставил « Фетиду» преждевременно уйти; два других крейсера успешно затонули в самой узкой части канала. Однако в течение трех дней немцы прорвались через западный берег канала, чтобы создать неглубокий обход для своих подводных лодок и пройти мимо блок-кораблей во время прилива.

Немецкий флот в Скапа-Флоу (1919 г.)

[ редактировать ]
СМС Гинденбург в Скапа-Флоу

В 1919 году более 50 военных кораблей немецкого флота открытого моря были затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу на севере Шотландии после освобождения флота в рамках условий капитуляции Германии. Контр-адмирал Людвиг фон Рейтер большинства кораблей приказал затопить, лишив союзников . Фон Ройтер был взят в плен в Великобритании, но его акт неповиновения был отмечен в Германии. Хотя большая часть флота впоследствии была спасена инженером Эрнестом Коксом , несколько военных кораблей (в том числе три линкора) остались, что делает этот район очень популярным среди любителей подводного дайвинга.

Вашингтонский военно-морской договор (1922 г.)

[ редактировать ]
HMAS Австралия тонет
HMAS Australia затонул в Тасмановом море 12 апреля 1924 года.
Японский линкор Тоса тонет
Тоса тонет в проливе Бунго 9 февраля 1925 года.

По условиям Вашингтонского военно-морского договора 1922 года великие военно-морские державы были обязаны ограничить размер своих боевых флотов, что привело к избавлению от некоторых старых или некомплектных крупных кораблей . В 1924 и 1925 годах договор привел к затоплению линейного Королевского флота Австралии крейсера HMAS Australia и недостроенного Императорского флота Японии линкора Тоса , а также четырех старых японских линкоров, Королевского флота линкора HMS Monarch и недостроенного ВМС США линкора USS Washington. (BB-47) все были утилизированы как мишени .

Адмирал граф Шпее (1939)

[ редактировать ]

После битвы на реке Плейт поврежденный немецкий карманный линкор «Адмирал Граф Шпее» нашел убежище в порту Монтевидео . 17 декабря 1939 года, когда британские и крейсеры Содружества крейсеры HMS Ajax , HMS Cumberland и HMNZS Achilles ждали в международных водах за пределами устья Рио -де-ла-Плата , капитан Ганс Лангсдорф отплыл под парусом «Граф Шпее» недалеко от гавани и затопил судно, чтобы избежать столкновения. рисковать жизнями своей команды в битве, которая, как он ожидал, будет проигрышной. Лангсдорф застрелился три дня спустя.

Сан-Джорджо в Тобруке (1941)

[ редактировать ]

Когда сухопутные войска Великобритании и Содружества атаковали Тобрук 21 января 1941 года, итальянский крейсер Сан-Джорджо направил свои орудия против атакующих сил, отразив атаку танков. Когда британские войска вошли в Тобрук, Сан-Джорджо был затоплен в 4:15 утра 22 января. Сан-Джорджо была награждена Золотой медалью за воинскую доблесть за действия по защите Тобрука. Корабль был спасен в 1952 году, но во время буксировки в Италию у него порвался буксирный трос, и он затонул в сильном волнении.

Блокада Массауа (1941)

[ редактировать ]

Когда союзники продвигались к Эритрее во время своей восточноафриканской кампании во Второй мировой войне , Марио Бонетти — итальянский командующий флотилией Красного моря , базирующейся в Массауа — понял, что британцы захватят его гавань. В первую неделю апреля 1941 года он начал разрушать объекты гавани и лишать ее полезности для союзников. Бонетти приказал затопить два больших плавучих сухих дока и руководил расчетливым затоплением восемнадцати крупных коммерческих судов в устьях северной военно-морской гавани, центральной торговой гавани и главной Южной гавани. Это заблокировало навигацию внутрь и наружу. Он также приказал затопить большой плавучий кран. Эти действия сделали гавань бесполезной к 8 апреля 1941 года, когда Бонетти сдал ее британцам. Среди затопленных кораблей были немецкие пароходы «Либенфельс» , «Фрауэнфельс» , «Лихтенфельс» , «Крефельд» , «Гера» и «Олива» . Также были затоплены итальянские пароходы «Адуа» , «Брента» , «Арабия» , «Ромоло Джесси» , «Везувио» , XXIII «Марцо» , «Антония К.» , «Рива Лигуре» , «Клелия Кампенелла» , «Прометео». и итальянский танкер «Джове» . водоизмещением 11 760 тонн «Коломбо» Самым большим затопленным судном был итальянский пароход . Также были затоплены тринадцать прибрежных пароходов и небольших военно-морских судов. [8] [9] [10]

Британцы захватили гавань и начали спасательные операции на море под командованием командующего Джозефа Стенхауса, чтобы восстановить судоходство внутри и снаружи. Стенхаус замедлился из-за теплового истощения , но его команда сняла с мели нефтяной танкер «Джове» ; он погиб в сентябре 1941 года, когда спасательный буксир «Тай Ку», перевозивший его в качестве пассажира, потонул на морской мине в Красном море. [11] Его смерть заставила гражданского подрядчика открыть канал, но эта команда не добилась прогресса. Лишь год спустя удалось добиться прогресса в усилиях по возвращению Массауа к военной службе. Командующий ВМС США Эдвард Эллсберг прибыл в апреле 1942 года со спасательной командой и небольшой коллекцией специализированных инструментов и начал методично устранять повреждения. Его усилия по спасению принесли значительные результаты всего за 5,5 недель. Американские водолазы герметизировали корпуса под водой, и для поднятия корпусов на поверхность закачивали воздух. Водолазы обезвредили мину-ловушку в Бренте которой находилась боевая морская мина, установленная на трех боеголовках торпед , в трюме . Другой опасностью был «Регия Марина» минный заградитель «Остия» , который был потоплен Королевскими ВВС, и несколько его мин все еще были установлены. 8 мая 1942 года SS Koritza вооруженный греческий пароход зашёл в сухой док для чистки и мелкого ремонта корпуса. Первым крупным «заказчиком» надводного флота Массауа был HMS Dido , которому потребовался ремонт сильно поврежденной кормы в середине августа 1942 года, в начале периода ремонта и технического обслуживания измученного войной корабля. 15-я крейсерская эскадра . [12] Многие затонувшие в гавани корабли были отремонтированы водолазами Эллсберга, сняты с мели, отремонтированы и приняты на вооружение. [13] Остию и Бренту удалось спасти, несмотря на наличие там мин. Все это произошло в то время, когда британский гражданский подрядчик боролся и не смог снять с мели один корабль. [9]

Бисмарк (1941)

[ редактировать ]

В 1941 году линкор «Бисмарк» , тяжело поврежденный Королевским флотом, с утечкой топлива, креном , неспособный управляться и не имеющий эффективного вооружения, но все еще на плаву и с работающими двигателями, был затоплен экипажем, чтобы избежать захвата. Это было подтверждено отчетами выживших в книге «Погоня: затопление Бисмарка » Людовика Кеннеди , 1974 год, а также более поздним исследованием самого крушения, проведенным доктором Робертом Баллардом в 1989 году. палуба, обычно всегда над водой и возможна только на уже тонущем корабле, что еще раз подтверждает, что затопление сделало последнюю торпедацию ненужной. [14]

Коралловое море и Мидуэй (1942)

[ редактировать ]

После сражений в Коралловом море и на Мидуэе тяжело поврежденный американский авианосец «Лексингтон» и японские авианосцы «Хирю» , «Сорью» , «Акаги» и «Кага» были затоплены, чтобы предотвратить их сохранение и использование соответствующими врагами.

Французский флот в Тулоне (1942 г.)

[ редактировать ]

В ноябре 1942 года в ходе операции под кодовым названием « Дело Антон» силы нацистской Германии оккупировали так называемую « Свободную зону » в ответ на высадку союзников в Северной Африке. 27 ноября они достигли Тулона большая часть французского флота , где стояла на якоре . Чтобы избежать захвата нацистами (операция «Лила»), французские адмиралы ( Лаборд и Маркиз ) решили затопить 230-тысячный флот , в первую очередь линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург» . Восемьдесят процентов флота было полностью уничтожено, все крупные корабли оказалось невозможно отремонтировать. Юридически затопление флота допускалось по условиям перемирия 1940 года с Германией .

Датский флот (1943 г.)

[ редактировать ]

Предвидя захват немцами всех подразделений датского военно-морского флота в рамках операции «Сафари» , главным образом в Копенгагене, а также в других гаванях и на море в датских водах, датское Адмиралтейство проинструктировало своих капитанов сопротивляться любым попыткам немцев, за исключением прямых боевых действий. взять на себя контроль над своими судами путем затопления, если побег в Швецию невозможен и были сделаны соответствующие приготовления. Из пятидесяти двух судов [15] 29 августа в ВМС Дании два находились в Гренландии, тридцать два были затоплены, четыре достигли Швеции и четырнадцать были взяты немцами неповрежденными. Девять датских моряков погибли и десять были ранены. Впоследствии большая часть личного состава ВМФ была на время интернирована.

Высадка союзников в Нормандии (1944 г.)

[ редактировать ]

Старые корабли под кодовым названием «Кукурузные початки» были затоплены, чтобы сформировать защитный риф для гаваней Малберри в Арроманше и на пляже Омаха для высадки в Нормандии . Защищенные воды, созданные этими затопленными кораблями, назывались «Крыжовник» и защищали гавани, чтобы транспортные суда могли разгружаться, не подвергаясь помехам волн.

Операция «Мёртвый свет» (1945–1946)

[ редактировать ]
Пятьдесят две сданные немецкие подводные лодки ожидают затопления в Лисахалли 12 июня 1945 года.

Из 156 немецких подводных лодок Подводных лодок »), сдавшихся союзникам в конце Второй мировой войны , 116 были затоплены Королевским флотом в ходе операции «Дедлайт » . Планировалось, что они будут затоплены в трех районах северной части Атлантического океана к западу от Ирландии , но 56 подводных лодок затонули, не достигнув назначенных районов из-за плохого материального состояния. Большинство подводных лодок было потоплено артиллерийским огнем, а не взрывчатыми веществами. Первое затопление произошло 17 ноября 1945 года, последнее — 11 февраля 1946 года. [16] [17]

Японские подводные лодки (1946 г.)

[ редактировать ]

Чтобы помешать советской инспекционной группе осмотреть сданные подводные лодки Императорского флота Японии после Второй мировой войны, ВМС США провели операцию «Конец дороги» было затоплено 24 подводные лодки. в Восточно-Китайском море у острова Фукуэ , в ходе которой 1 апреля 1946 года Японские подводные лодки последовали за ними 5 апреля, а к началу мая затонули еще шесть. Кроме того, подводные лодки ВМС США потопили четыре сдавшиеся японские подводные лодки в качестве целей в Тихом океане недалеко от Гавайских островов в мае и июне 1946 года, а Королевский флот Австралии потопил шесть или семь (источники расходятся) сдавшихся японских подводных лодок во Внутреннем море Сето 8 мая 1946 года. в операции «Дно» .

Современная эпоха

[ редактировать ]
Небольшой военный корабль пришвартовался у пристани. Его мачты связи и радара были сильно уменьшены в размерах, он не несет вооружения, а в корпусе корабля вырезано несколько больших квадратов.
HMAS Adelaide перед затоплением будет использоваться в качестве искусственного рифа.

Сегодня корабли (и другие объекты аналогичного размера) иногда затопляют, чтобы сформировать искусственные рифы , как это было сделано с бывшим авианосцем USS Oriskany организации также часто в 2006 году. Военные используют старые корабли в качестве целей в военных играх или для различных других экспериментов. Например, списанный авианосец USS America в 2005 году подвергся надводным и подводным взрывам в рамках секретных исследований, направленных на проектирование авианосцев следующего поколения ( Джеральда Р. Форда класс ), прежде чем был потоплен подрывными зарядами.

Корабли все чаще затоплены в качестве метода утилизации. Экономическая выгода от затопления судна включает в себя устранение текущих эксплуатационных расходов на поддержание мореходных качеств судна. Споры вокруг этой практики. Известные действия против этой практики включают в себя авианосец USS Oriskany , который был затоплен с 700 фунтами печатных плат, оставшихся на борту в качестве компонента изоляции кабеля, [18] Это противоречит Стокгольмской конвенции о безопасном удалении стойких органических загрязнителей , которая не допускает сброса ПХБ в морскую среду. Запланированное затопление австралийского фрегата HMAS Adelaide в Авока-Бич, Новый Южный Уэльс, в марте 2010 года было приостановлено после того, как местные инициативные группы выразили обеспокоенность по поводу возможного воздействия на приливы в этом районе и того, что удаление опасных веществ с корабля было недостаточно тщательным. . [19] Было приказано продолжить работы по очистке корпуса, и, несмотря на дальнейшие попытки отсрочки, Аделаида была затоплена 13 апреля 2011 года. [20] [21]

Затопленные корабли использовались для перевозки опасных материалов. В конце 1960-х годов армия Соединенных Штатов затопила капрала СС Эрика Дж. Гибсона и СС Мормактерна с ракетами VX на борту с нервно-паралитическим газом в рамках операции «Погоня » (CHASE — сокращение Пентагона от «Вырезать дыры и потопить их»). Другие корабли были «преследованы» и содержали иприты , бомбы , фугасы и радиоактивные отходы . [22]

В сомалийских водах пиратские корабли затоплены захваченные . Большинство стран мало заинтересованы в судебном преследовании пиратов, поэтому обычно это единственное последствие.

В марте 2022 года Украина была вынуждена затопить украинский фрегат класса «Кривак» «Гетман Сагайдачный» из-за вторжения российских наступательных операций, которые угрожали захватом фрегата. [23]

В феврале 2023 года ВМС Бразилии затопили списанный авианосец «Сан-Паулу» в Атлантический океан после отклонения судебных запретов со стороны Министерства окружающей среды и Федерального общественного министерства . [24]

[ редактировать ]

Термин «затопление» также используется в научной фантастике для описания намеренного уничтожения космического корабля . Например, в The Expanse корабля это делается путём намеренной перегрузки реактора . [25]

В 13-м эпизоде ​​12-го сезона «Бургеров Боба» Тедди и его семья присутствуют на церемонии затопления военного корабля США «Гертруда Стайн» , корабля, на котором Тедди работал во время своей службы на флоте.

  1. ^ «Определение СКАТТЛА» . Мерриам-Вебстер . 12 апреля 2023 г. Проверено 11 июня 2023 г.
  2. ^ «Отчеты о раскопках викингов – Роскилле» . Древняя история в глубине . Би-би-си. 2014.
  3. ^ «Раскопки, восстановление и консервация шестерни XV века из реки Эйссел недалеко от Кампена» . Место для реки Эйсселдельта . Рейксватерштат . Сентябрь 2015. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
  4. ^ Гоуз, Тиа (17 февраля 2016 г.). «Средневековое кораблекрушение, вытащенное из глубины» . Живая наука . Проверено 14 сентября 2017 г.
  5. ^ «Позднесредневековая шестерня из Кампена» . Средневековые истории . 21 февраля 2016 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
  6. ^ Аноним (1904). «Русско-японская война» . Издательство Кинкодо. стр. 83–86. 91–93, 251–256.
  7. ^ Аноним (15 марта 1905 г.). «Гавань заблокирована» (PDF) . Вечерний вестник . Мейсвилл, Кентукки. п. 1.
  8. ^ Playfair, Ян Стэнли Орд (1954). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . Канцелярский офис HM. п. 442.
  9. ^ Jump up to: а б Эллсберг, Эдвард (1946). Под солнцем Красного моря . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
  10. ^ «Спасение в Массауа». Учет судостроения и судоходства . Том. 73. Вестминстер, Лондон. 16 июня 1949 г. с. 705.
  11. ^ Хэдделси, Стивен (2008). Ледяной капитан: Жизнь Дж. Р. Стенхауса . История Пресс. стр. 207–210. ISBN  9780750943482 .
  12. ^ О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940-1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 163. ИСБН  9781612514086 .
  13. ^ Тойин Фалола; Р. Джозеф Пэрротт; Даниэль Портер Санчес, ред. (2019). Африканские острова: передовые рубежи империи и глобализации . Бойделл и Брюэр. стр. 188–189. ISBN  9781580469548 .
  14. ^ Битва при Худе и Бисмарке . ПБС. 2002.
  15. ^ Норбю, Сёрен. «Операция Сафари – 29 августа 1943 года» . Датская военная история . Архивировано из оригинала 13 января 2014 года.
  16. ^ Патерсон, Лоуренс (2009). Черный флаг: Капитуляция немецких подводных лодок, 1945 год . Книги «Перо и меч». стр. 161–163. ISBN  978-1-84832-037-6 .
  17. ^ Патерсон (2009) , с. 174.
  18. ^ Шаллал, Сухейр. «ПХБ, выброшенные из бывшего Орискани после его использования в качестве искусственного рифа: подход к оценке рисков для здоровья человека и окружающей среды» . Проверено 15 марта 2010 г.
  19. ^ Уэст, Эндрю (30 марта 2010 г.). «Судья открыл залп по стремящемуся потопить военный корабль» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 апреля 2010 г.
  20. ^ Харви, Элли; Уэст, Эндрю (16 сентября 2010 г.). «Судья ввел новые жесткие правила для потопления» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 20 сентября 2010 г.
  21. ^ МакМахон, Жанетт (13 апреля 2011 г.). «Дельфины задерживают затопление HMAS Adelaide» . 1223 год – Эй-би-си Ньюкасл . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 14 апреля 2011 г.
  22. ^ Булл, Джон. «Специальный отчет, часть 1: Смертоносность внизу» . Ежедневная пресса . Норфолк, Вирджиния . Проверено 18 июня 2007 г.
  23. ^ «Фрегат «Гетман Сагайдачный», находившийся в ремонте, затоплен, чтобы не попасть к противнику – Резникову» . Архивировано из оригинала 8 июня 2022 года.
  24. ^ «Бразилия затопила военный корабль в Атлантике, несмотря на опасения по поводу загрязнения» . РФИ . 4 февраля 2023 г. Проверено 4 февраля 2023 г.
  25. ^ Кори, Джеймс С.А. (сентябрь 2021 г.). Левиафан просыпается . ISBN  978-0-316-33342-9 . OCLC   1259540286 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Джордж, Южная Каролина (1981). От Ютландии до Свалки . Эдинбург: Издательство Пола Харриса. ISBN  9780862280291 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 301a8cd200d336015b729079a342e4da__1715798460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/da/301a8cd200d336015b729079a342e4da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scuttling - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)