Jump to content

Гилель Старший

(Перенаправлено из «Гиллеля I» )
Гилель
Гилель Старший обучает человека смыслу всей Торы , пока человек стоит на одной ноге (фрагмент из Меноры Кнессета , Иерусалим)
Персональный
Рожденный
Умер ок. 10 г. н. э.
Религия иудаизм
Дети Симеон бен Гилель
Похороненный Есть, Израиль

Гилель ( иврит : הִלֵּל Хиллель ; по-разному называемый Гилель Старший или Гилель Вавилонянин ; [ 1 ] [ 2 ] умер в. 10 г. н. э.) — еврейский религиозный деятель, мудрец и учёный, связанный с развитием Мишны и Талмуда , а также основатель школы Дом Гиллеля» таннаим « . Он действовал в конце первого века до нашей эры и начале первого века нашей эры. [ 3 ]

Он широко известен как автор трех высказываний: [ 4 ]

  • «Если я не для себя, то кто будет для меня? А будучи для себя, кто я? А если не сейчас, то когда?»
  • «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему. В этом вся Тора ; остальное – объяснение; [ а ] иди и учись».
  • «Будьте из учеников Аарона, любите мир и стремитесь к миру, любите человечество и приближайте его к Торе».

Биография

[ редактировать ]

Он пришел из Вавилона в Израиль, [ 5 ] хотя он и происходил от Давида . [ 6 ] Его потомок Иуда хаНаси проследил свою родословную как через женскую линию колена Вениамина, так и через семью Давида . [ 7 ]

Когда Иосиф Флавий говорит о правнуке Гиллеля, Раббане Шимоне бен Гамлиэле I , как о принадлежащем к очень знаменитой семье, [ 8 ] он, вероятно, имеет в виду славу, которой семья обязана деятельности Гиллеля и раббана Гамалиила Хазакена . Упоминается только брат Гиллеля Севна; он был торговцем, а Гилель посвятил себя изучению Торы , одновременно работая дровосеком. [ 9 ]

Гилель жил в Иерусалиме во времена царя Ирода и римского императора Августа . В мидрашей сборнике «Сифре » периоды жизни Гиллеля приводятся параллельными периодам жизни Моисея . В возрасте сорока лет Гилель отправился в Землю Израиля ; сорок лет он провел в учебе; и последнюю треть своей жизни он был духовным главой еврейского народа . [ 10 ] Биографический очерк можно построить так: Гилель отправился в Иерусалим в расцвете сил и достиг преклонного возраста. Его 40 лет руководства, вероятно, охватывали период с 30 г. до н.э. по 10 г. н.э.

Согласно Мишне , Гилель отправился в Иерусалим с намерением изучить библейское толкование и традиции в возрасте 40 лет в 70 г. до н.э. О трудностях, которые пришлось преодолеть Гиллелю, чтобы поступить в школу Шмайи и Абталиона , и о невзгодах, которые он пережил, преследуя свою цель, рассказывается в Талмуде . [ 11 ] Некоторое время спустя Гиллелю удалось урегулировать вопрос, касающийся жертвенного ритуала, таким образом, чтобы показать свое превосходство над Бней Батирой , бывшими в то время главами Синедриона . Сообщается, что в тот раз они добровольно оставили свой пост Наси (президента) в пользу Гиллеля. После их отставки Гилель был признан высшим авторитетом среди фарисеев (предшественников раввинистического иудаизма ). Гиллель был главой великой школы, связанной сначала с Менахемом Ессеем (который мог быть тем же Менахемом Ессеем, о котором упоминал Флавий Иосиф Флавий в связи с царем Иродом), а затем с Шаммаем (сверстником Гиллеля в учении еврейский закон ).

Согласно Иерусалимскому Талмуду ( Недарим 5:6), у Гиллеля Старшего было восемьдесят пар учеников, величайшим из которых был Ионафан бен Уззиэль , а наименьшим из них был Йоханан бен Заккай . [ 12 ]

Какова бы ни была позиция Гиллеля, его полномочий было достаточно для введения в действие декретов, изданных от его имени. Самым известным из его постановлений был Прозбул — институт, который, несмотря на закон о списании долгов в субботний год [ 13 ] обеспечил погашение кредитов. Мотивом создания этого учреждения было « восстановление мира », т. е. социального порядка, поскольку это правовое нововведение защищало как кредитора от потери его собственности, так и нуждающегося от отказа в денежной ссуде из-за страха потери. . Похожая тенденция наблюдается и в другом институте Гилеля, касающемся продажи домов. Эти два учреждения — единственные, созданные от имени Гиллеля, хотя слова, обозначающие прозбул, показывают , что были и другие. О судебной деятельности Гиллеля можно судить по решению, которым он подтвердил легитимность некоторых александрийцев, происхождение которых оспаривалось, истолковав брачный документ ( кетубу ) их матери в ее пользу. [ 14 ] Никаких других официальных актов в источниках не упоминается.

Согласно Мидрашу , Гилель дожил до 120 лет, как и Моисей , Йоханан бен Заккай и рабби Акива . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Известные высказывания

[ редактировать ]

Некоторые из учений Гилеля объясняются путем сравнения с тем, чему учил Шаммай ( главный противник, соперник или спорщик Гилеля ) по тому же предмету.

Некоторые учения Гиллеля Старшего до сих пор широко известны. Однако после него пришли по крайней мере два других известных Гиллеля , и некоторые ученые предполагают, что некоторые высказывания, приписываемые «Гиллелю», могли произойти от них. [ 19 ]

Изречение Гиллеля, которое представляет сборник его изречений в трактате Мишны « Пиркей Авот» . [ 20 ] упоминает Аарона ГаКоэна ( первосвященника ) как великий образец, которому нужно подражать в его миролюбии, в его любви к ближнему и в его стремлении привести человечество к познанию Закона. [ 21 ] (Пиркей Авот 1:12). Упоминая эти качества, которые агада приписывает брату Моисея, Гиллель указал на свои выдающиеся добродетели. Он считал «любовь к ближнему» ядром еврейского учения.

Устный закон

[ редактировать ]

Нееврей пришел к Шамаю и спросил, сколько там Тор. Шаммай ответил: «два»: письменная Тора и Устная Тора. Нееврей ему не поверил и попросил обратить его в христианство при условии, что ему нужно будет выучить только письменную Тору. Шаммай отослал его. Нееврей пошел к Гиллелю, который обратил его в веру, а затем начал обучать его Торе(ам). Он начал с обучения его еврейскому алфавиту : первая буква «Алеф», следующая буква «бет» и т. д. На следующий день Гиллель учил его: первая буква «Тав», следующая буква «шин». и т. д. (алфавит наоборот). Обращенный сказал, что это отличается от того, чему его учили накануне. Гиллель ответил, что точно так же, как для изучения письменного алфавита необходимо устное обучение, так и для понимания письменной Торы необходимо устное объяснение. [ 22 ]

Золотое правило

[ редактировать ]

Сравнительный ответ на вызов потенциального новообращенного, который просил, чтобы ему объяснили Тору, пока он стоял на одной ноге, иллюстрирует различия в характерах между Шаммаем и Гиллелем. Шаммай отпустил этого человека. Гилель мягко упрекнул этого человека: «Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему: в этом вся Тора; остальное — объяснение; иди и учись». [ 23 ] Это правило обычно называют Золотым правилом , которое практиковалось широким кругом народов, а через христианство, эпоху Просвещения и Канта категорический императив практикуется и по сей день.

Любовь к миру

[ редактировать ]

Призыв любить мир исходил из наиболее характерных черт Гилеля — из той пресловутой кротости и мягкости, как в поговорке: «Пусть человек всегда будет смиренным и терпеливым, как Гилель, а не страстным, как Шаммай». [ 24 ] Мягкость и терпение Гиллеля иллюстрируются анекдотом, в котором описывается, как двое мужчин заключили пари на вопрос, можно ли разозлить Гиллеля. Хотя они допрашивали его и делали оскорбительные намеки на его вавилонское происхождение, они не увенчались успехом. [ 24 ]

Обязательства перед собой и другими

[ редактировать ]

Из учения о подобии человека Богу Гилель вывел обязанность человека заботиться о своем теле. Согласно Мидрашу Левит рабба, он сказал: «Как в театре и цирке статуи царя должен содержать в чистоте тот, кому они вверены, так и омовение тела является обязанностью человека, созданного по образу всемогущего Царя мира». В этом произведении Гилель называет свою душу гостем на земле, по отношению к которому он должен исполнить обязанности милосердия.

В «Авот» Гилель заявил: «Если я не для себя, то кто для меня? А если я для себя, то что такое «я»? И если не сейчас, то когда?» [ 25 ] Третья часть содержит наставление не откладывать никаких обязанностей, то же наставление, которое он дал в отношении учебы: «Не говорите: «Когда у меня будет свободное время, я буду учиться», ибо у вас, возможно, никогда не будет свободного времени». [ 26 ]

Предписание о том, что человек не должен отделять себя от общества, Гилель перефразирует (ссылаясь на Экклезиаст 3:4 ) в следующем высказывании: «Не являйся ни нагим, ни одетым, ни сидящим, ни стоящим, ни смеющимся, ни плачущим». [ 27 ] Человек не должен внешне отличаться от других; он должен всегда считать себя частью целого, показывая тем самым ту любовь к человеку, которой учил Гиллель. Чувство любви к ближнему проявляется и в его увещевании (Авот 2:4).

Как далеко зашла его любовь к человеку, можно увидеть на примере, показывающем, что необходимо оказывать благотворительность в отношении нужд бедных. Так, Гилель предоставил верховую лошадь обедневшему человеку из хорошей семьи, чтобы он не был лишен своих обычных физических упражнений; он также дал ему раба, чтобы ему служили. [ 28 ]

Другие максимы

[ редактировать ]
  • «Не отделяй себя от общества; не верь в себя до самой смерти; не суди своих ближних, пока не достигнешь их места; не говори ничего неуместного, ибо тогда это будет присвоено; и не говори: «Когда я буду свободен, я буду учиться», ибо, возможно, ты не станешь свободным». [ 26 ]
  • «Кто уничтожит одну душу, это как если бы он уничтожил весь мир. А кто спасает жизнь, это как если бы он спас весь мир». [ 29 ]
  • «Обретенное имя – это потерянное имя». [ 30 ]
  • «Там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной!» [ 31 ]
  • «Мое унижение — это мое возвышение, мое возвышение — это мое унижение». [ 32 ]

Изучение Торы

[ редактировать ]

Множество анекдотов, согласно которым Гилель обращал в свою веру прозелитов, соответствуют третьей части его максимы: «Приведите людей к Закону». Более поздний источник ( «Авот рабби Натана» ) дает следующее объяснение учения: «Однажды Гилель стоял у ворот Иерусалима и увидел людей, идущих на работу. «Сколько, — спросил он, — ты заработаешь сегодня?» Один сказал: « Динарий »; второй: «Два динария». «Что ты будешь делать с деньгами?» — спросил он. «Мы обеспечим все необходимое для жизни». Затем он сказал им: «Не лучше ли вам прийти и сделать Тору своей собственностью, чтобы вы могли владеть и этим, и будущим миром?»

Это повествование имеет те же моменты, что и эпиграмматическая группа высказываний Гиллеля (Авот 2:7), начинающаяся: «Чем больше плоти, тем больше червей» и заканчивающаяся словами: «Кто усвоил слова Закона, тот приобрел жизнь». мира грядущего». В арамейском изречении Гиллель звучит предостережение против пренебрежения обучением или злоупотребления им в корыстных целях: «Кто хочет сделать себе имя (т.е. славу), тот теряет имя; тот, кто не увеличивает [свои знания], уменьшается; кто не учится [в авоте Рабби Натан 12: «кто не служит мудрым и не учится»] достоин смерти; всякий, кто использует в своих целях венец (Торы), погибнет» (Авот 1:13).

Галахическое учение

[ редактировать ]

Лишь несколько галахических решений были приняты от имени Гиллеля; но большая часть древнейшей анонимной традиционной литературы приписывается непосредственно ему или учениям его учителей. Закрепление герменевтических норм для Мидраша и изложения галахических писаний впервые было произведено Гиллелем в «семи правилах Гилеля», которые, как сообщается в одном источнике, он применил в день победы над Бней Батирой . [ 33 ] На этих семи правилах основаны тринадцать правил Р. Измаила ; они сыграли эпохальную роль в систематическом развитии изложения древнего Священного Писания.

Влияние Гилеля: «Дом Гиллеля» против «Дома Шаммая»

[ редактировать ]
Могила Гиллеля, около 1900 г.

Учеников Гилеля обычно называют «Домом Гиллеля», в отличие от учеников Шамая , «Домом Шамая». Их споры касаются всех отраслей еврейского закона.

сэндвич Гиллеля

[ редактировать ]

Во время пасхального седера воспроизводятся древние обычаи (ежегодного празднования Исхода из Египта) в Агаде . В разделе «Корех» , или « сэндвич », участникам предлагается положить горькие травы между двумя кусочками мацы и съесть их, сказав на иврите: « Это воспоминание о Гиллеле во времена Храма. Вот что делал Гилель, когда существовал Храм». : Он завернул пасхального агнца, мацу и горькие травы, чтобы съесть их как одно, во исполнение стиха: «С мацой и марором они будут есть ее». (Числа 9:11). Этот сэндвич, очевидно, относится к традиционной мягкой маце, а не к современной хрустящей маце, и поэтому имел поразительное сходство с современной шаурмой . [ 34 ]

В наше время, когда нет пасхального агнца , Вавилонский Талмуд требует подражать примеру Гиллеля, делая бутерброд из мацы и марора («горьких трав»: салата, эндивия или хрена). Марор, если это салат или эндивий, непосредственно перед сэндвичем обмакивают в традиционный чаросет (мелко нарезанную сладкую смесь фруктов и орехов; среди евреев-ашкенази его обычно готовят из яблок, грецких орехов, красного вина, корицы и меда). сделано. [ 35 ] В семьях ашкенази, где для марора вместо салата или эндивия используется тертый хрен, марор нельзя обмакивать в чаросет, поэтому существует обычай намазывать нижний кусок мацы марором из хрена, накрывать его кучей харосета, и положите сверху еще один кусок мацы, чтобы получился сладкий сэндвич. [ 36 ]

В современной культуре

[ редактировать ]

Репутация Гиллеля такова, что его влияние выходит за рамки иудаизма и проникло в массовую культуру.

  • Начиная с конца 1940-х годов, мыловар Эмануэль Броннер (1 февраля 1908 г. - 7 марта 1997 г.), немецко-еврейский иммигрант в США, размещал принципы Гилеля на миллионах этикеток продуктов. Он называл их «Азбукой морали раввина Гиллеля». Тексты этикеток позже были собраны в самоизданную книгу под названием «Азбука морали I и II» доктора Эммануэля Броннера . На странице 23 Броннер написал: «Раввин Гилель учил Иисуса объединять весь человеческий род в великой Вере нашего Вечного Отца, Всеединого Бога». На странице 39 он заявил: «Маленькие умы обсуждают людей. Средние умы обсуждают события. Великие умы преподают азбуку морали раввина Гиллеля». Эти ссылки на раввина Гиллеля остаются в печати в книге и на еще миллионе этикеток мыла, выпущенных после смерти доктора Броннера. [ 37 ]
  • Роман Примо Леви 1982 года о еврейских партизанах во Второй мировой войне: Если не сейчас, то когда? (роман) .
  • В книге Джонатана Перла и Джудит Перл «Выбранный образ: телевизионное изображение еврейских тем и персонажей» (MacFarland, 2005) авторы упоминают «эпизоды [сериала 1960-х годов] « Есть оружие – будет путешествовать » [в которых] Паладин, персонаж программы эрудированный стрелок [...] использует пословицу мудреца Гиллеля» — и далее они отмечают, что «популярность раввина Гиллеля как распространителя мудрости распространилась до эпизода 1973 года « Медицинского центра », где звезда сериала доктор Ганнон, кажется, я тоже его поклонник» [ 38 ]
  • В стенограмме передачи Национального общественного радио «Современные уроки Гиллеля», которая первоначально транслировалась в новостном шоу « Все учтено» с соведущими Мелиссой Блок и Робертом Сигелом 7 сентября 2010 года, Сигел сказал: «Ну, я упомянул то, что великий еврейский мудрец, рабби Гилель, сказал незадолго до времен Иисуса. Один человек попросил рабби Гиллеля научить его всей Торе, пяти книгам Моисея, стоя на одной ноге. [ 39 ]
  • В книге Шэрон Баркан Элсвит «Искатель еврейских историй: Путеводитель по 668 сказкам со списком тем и источников» (McFarland, 2012) рассказывается знаменитая история о человеке, который стоит на одной ноге, включая этот отрывок: «Затем этот человек идет к великий раввин Гилель. Он говорит Гиллелю, что у него мало времени... Рабби Гилель отвечает..." [ 40 ]
  • В книге «Делай справедливо, люби милосердие и смиренно ходи перед Богом» Дейл Гуннар Ренлунд, член Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, рассказал о Гиллеле Старшем перед мировой аудиторией в прямом эфире. Генеральной конференции в октябре 2020 года: «Важность не плохого обращения с другими подчеркивается в анекдоте о Гиллеле Старшем, еврейском ученом, жившем в первом веке до нашей эры. Один из учеников Гилеля был раздражен сложностью Торы — пять книг Моисея с 613 заповедями и соответствующими раввинскими сочинениями. Студент предложил Гиллелю объяснить Тору, используя только то время, когда Гилель мог стоять на одной ноге. сказав: «Не мсти и не держи зла на детей народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Затем Гиллель заключил: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему твоему. В этом вся Тора; остальное - комментарии. Иди и учись». [ 41 ]
  • В пятой серии христианской телевизионной драмы «Избранные » фраза Гилеля «Если не сейчас, то когда?» – это ключевая фраза, которой обменялись Иисус и Мария . [ 42 ] Во втором сезоне фарисеи Янни и Шмуэль обсуждают политику Синедриона , который, по их мнению, можно разделить на две школы мысли: Школу Гиллеля и Школу Шаммая . [ 43 ]
  • Принцип Гиллеля «Если не сейчас, то когда?» занимает видное место в фильме 2018 года «Робин Гуд» . Это повторяется несколько раз на протяжении всего фильма, а затем появляется на титульной карточке (без цитирования).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В МСС; в печатных изданиях «ее объяснение».
  1. ^ Шуламис Фриман, Кто есть кто в Талмуде , Джейсон Аронсон, Inc., 2000, стр. 163.
  2. ^ Пирке Авот , Архив CUP, 1939, стр. 20.
  3. ^ Еврейская энциклопедия: Гилель : «Его сорокалетняя деятельность, возможно, является исторической; и поскольку она началась, согласно заслуживающей доверия традиции (Шаб. 15а), за сто лет до разрушения Иерусалима, она, должно быть, охватывала период 30 г. до н. э. — 10 г. н. э.»
  4. ^ Сокол, Тед; Блатнер, Дэвид (2019). Иудаизм для чайников (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., стр. 42, 364, 405. ISBN.  978-1-119-64307-4 . OCLC   1120116712 .
  5. ^ Упоминается «Сукка 20а:11» . в большинстве рукописей.
  6. ^ «Иерусалимский Талмуд Талмуд 4:2:13» . www.sefaria.org . Проверено 16 августа 2024 г.
  7. ^ Кетубот 62б и Ю. Кетуббот 12:3 .
  8. ^ род Sphodra Lambros ; «Вита», § 38
  9. ^ Герц 1936 г.
  10. Сифре , Второзаконие 357.
  11. ^ Йома 35б
  12. ^ Иерусалимский Талмуд ( Недарим 5:6 [19b]).
  13. ^ Второзаконие 15
  14. ^ Тосефта Кетувот 4:9; Бава Меция 104а
  15. ^ «Второзаконие 34 / Еврейско-английская Библия / Мехон-Мамре» . mechon-mamre.org . Проверено 13 октября 2022 г.
  16. ^ Раввин Джей Кельман (25 сентября 2013 г.). «Взот ха-Браха: Четыре гиганта» . Проверено 12 января 2020 г.
  17. ^ Данид Хадад (2007). Что со мной не так ? Издательство Фельдхайм. п. 48. ИСБН  9781583309636 .
  18. ^ Рональд Л. Айзенберг (2013). Основные фигуры Талмуда . Роуман и Литтлфилд. п. 92. ИСБН  9780765709417 .
  19. ^ Ицхак Буксбаум Жизнь и учение Гиллеля - 1994 - 376 страниц «Клаузнер предполагает, что, хотя учения другого Гилеля, возможно, вошли в этот блок высказываний, большинство из них исходит от Гилеля Старшего. Глатцер и Блюменталь не затрагивают эту тему явно, но поскольку изречения из этого блока они употребляют без комментариев [Гилель Старший, стр. 35 с. 4, стр. 48-50], то они должны считать их от Гилеля».
  20. ^ Гилель Старший . Доктор Джошуа Кулп (ред.). Пиркей Авот Родовые суставы [ Этика отцов ]. Мишна Йомит. Перевод доктора Джошуа Кулпа . Иерусалимский центр Фуксберга . Проверено 9 ноября 2022 г. - через Sefaria .
  21. ^ «1:12» . Пиркей Авот . Похвалу и славу они получили от них. Гиллель говорит: Горе ученикам Аарона, которые любят мир и стремятся к миру, которые любят народы и приносят жертвы Торе [Гилель и Шаммай получили [устное предание] от них. Гилель говорил: будьте из учеников Аарона, любите мир и стремитесь к миру, любите человечество и приближайте его к Торе.]
  22. ^ «Шаббат 31а:5» . www.sefaria.org . Проверено 28 января 2023 г.
  23. ^ Шаб. 31а.
  24. ^ Перейти обратно: а б Шаббат 30б ; Авот рабби Натана 15
  25. ^ «1:14» . Пиркей Авот . Он сказал бы: если я не мой, то кто мой? А когда я один, кто я? А если не сейчас, то я уверен: [Он [также] говорил: Если я не за себя, то кто за меня? Но если я за себя [только], то что я? И если не сейчас, то когда?]
  26. ^ Перейти обратно: а б «2:4» . Пиркей Авот . Гиллель говорит: «Не выходи из группы, и не верь в себя до самой смерти, и не осуждай своего друга, пока не доберешься до его места, и не говори ничего, что я не позволю ему услышать » [Гиллель сказал : не отделяй себя от общества, Не надейся на себя до дня своей смерти, Не суди ближнего своего, пока не достигнешь его места. Не говорите того, чего невозможно понять [веря], что в конце концов это будет понято. Не говорите: «Когда у меня будет свободное время, я буду учиться»; возможно, у вас не будет досуга.]
  27. ^ Тосефта Берахот 2
  28. ^ Тосефта, Пери, 4:10; Кетувоте 67б
  29. ^ Иерусалимский Талмуд Синедрион 4:9
  30. ^ Шмуэль Йерушалми (ред.), Авот де-Рабби Натан (12:13), Масорет: Иерусалим без даты, стр. 51
  31. ^ «2:5» . Пиркей Авот . А там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной: [Там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной.]
  32. ^ Левит Раба 1:5; это было сказано посредством толкования Псалмов 112:5–6 , которое он истолковал следующим образом: «Кто подобен Господу Богу нашему, Который возвышает меня только для того, чтобы посадить меня. И который смиряет меня только для того, чтобы я мог видеть на небесах и на земле».
  33. ^ Тосефта Синедрион 7 (ближе к концу); Сифра , Введение, конец; Авот рабби Натана 37
  34. ^ Рабинович, Рэйчел Энн «Пасхальная Агада: Праздник свободы» Раввинская ассамблея, 1982 г.
  35. ^ http://www.chabad.org/holidays/passover/pesach_cdo/aid/1487978/jewish/Hillels-Passover-Sandwich-A-Dose-of-Positivity.htm Хабад : «Пасхальный сэндвич Гиллеля: доза позитива» Довид Закликовски. «Сэндвич состоит из мацы и горьких трав».
  36. ^ http://www.hillel.org/about/news-views/news-views---blog/news-and-views/2015/04/02/better-together-hillels-sandwich . Архивировано 3 декабря 2022 г. в Wayback Machine Hillel International : «Лучше вместе: сэндвич Гиллеля», Лора Томес, 2 апреля 2015 г. «Гилель Старший, раввин I века, в честь которого названо наше движение, утверждал, что элементы пасхального седера, включая марор ( горькие травы) и харосет (сладкие яблоки и орехи) следует положить между двумя ломтиками мацы и съесть в бутерброде».
  37. ^ https://www.drbronner.com/resources/images/read-the-moral-abcs/Moral_ABC_book.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] «Азбука морали I и II» доктора Эммануэля Броннера.
  38. ^ Джонатан Перл и Джудит Перл (2005). Выбранный образ: изображение еврейских тем и персонажей на телевидении . МакФарланд. ISBN  9780786405220 .
  39. ^ https://www.npr.org/2010/09/07/129706379/modern-lessons-from-hillel «Современные уроки Гиллеля» Мелиссы Блок и Роберта Сигела (NPR, 7 сентября 2010 г.)
  40. ^ Поисковик еврейских историй: Путеводитель по 668 сказкам со списком тем и источников , Шэрон Баркан Элсвит (МакФарланд, 2012)
  41. Дейл Г. Ренлунд, «Поступайте справедливо, любите милосердие и смиренно ходите с Богом», Лиахона , ноябрь 2020 г.
  42. ^ ФильмЧат (25.06.2020). «Избранные — первый сезон, пятая серия» . ФильмЧат . Проверено 11 ноября 2021 г.
  43. ^ ИЗБРАННЫЕ Сезон 2 Эпизод 5 | Вы это поняли? Позвольте мне помочь! (часть 4) , 3 июня 2021 г. , получено 8 ноября 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник Рис
ок. 31 г. до н.э. – 9 г. н.э.
Преемник
АхаронимРишонимГеонимСавораимАмораимТаннамЗугот
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35f89014d0146ab740166470d5deb683__1723154040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/83/35f89014d0146ab740166470d5deb683.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hillel the Elder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)