Гилель Старший
В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( февраль 2023 г. ) |
Гилель | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | ок. 10 г. н. э. |
Религия | иудаизм |
Дети | Симеон бен Гилель |
Похороненный | Есть, Израиль |
Гилель ( иврит : הִלֵּל Хиллель ; по-разному называемый Гилель Старший или Гилель Вавилонянин ; [ 1 ] [ 2 ] умер в. 10 г. н. э.) — еврейский религиозный деятель, мудрец и учёный, связанный с развитием Мишны и Талмуда , а также основатель школы Дом Гиллеля» таннаим « . Он действовал в конце первого века до нашей эры и начале первого века нашей эры. [ 3 ]
Он широко известен как автор трех высказываний: [ 4 ]
- «Если я не для себя, то кто будет для меня? А будучи для себя, кто я? А если не сейчас, то когда?»
- «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему. В этом вся Тора ; остальное – объяснение; [ а ] иди и учись».
- «Будьте из учеников Аарона, любите мир и стремитесь к миру, любите человечество и приближайте его к Торе».
Биография
[ редактировать ]Он пришел из Вавилона в Израиль, [ 5 ] хотя он и происходил от Давида . [ 6 ] Его потомок Иуда хаНаси проследил свою родословную как через женскую линию колена Вениамина, так и через семью Давида . [ 7 ]
Когда Иосиф Флавий говорит о правнуке Гиллеля, Раббане Шимоне бен Гамлиэле I , как о принадлежащем к очень знаменитой семье, [ 8 ] он, вероятно, имеет в виду славу, которой семья обязана деятельности Гиллеля и раббана Гамалиила Хазакена . Упоминается только брат Гиллеля Севна; он был торговцем, а Гилель посвятил себя изучению Торы , одновременно работая дровосеком. [ 9 ]
Гилель жил в Иерусалиме во времена царя Ирода и римского императора Августа . В мидрашей сборнике «Сифре » периоды жизни Гиллеля приводятся параллельными периодам жизни Моисея . В возрасте сорока лет Гилель отправился в Землю Израиля ; сорок лет он провел в учебе; и последнюю треть своей жизни он был духовным главой еврейского народа . [ 10 ] Биографический очерк можно построить так: Гилель отправился в Иерусалим в расцвете сил и достиг преклонного возраста. Его 40 лет руководства, вероятно, охватывали период с 30 г. до н.э. по 10 г. н.э.
Согласно Мишне , Гилель отправился в Иерусалим с намерением изучить библейское толкование и традиции в возрасте 40 лет в 70 г. до н.э. О трудностях, которые пришлось преодолеть Гиллелю, чтобы поступить в школу Шмайи и Абталиона , и о невзгодах, которые он пережил, преследуя свою цель, рассказывается в Талмуде . [ 11 ] Некоторое время спустя Гиллелю удалось урегулировать вопрос, касающийся жертвенного ритуала, таким образом, чтобы показать свое превосходство над Бней Батирой , бывшими в то время главами Синедриона . Сообщается, что в тот раз они добровольно оставили свой пост Наси (президента) в пользу Гиллеля. После их отставки Гилель был признан высшим авторитетом среди фарисеев (предшественников раввинистического иудаизма ). Гиллель был главой великой школы, связанной сначала с Менахемом Ессеем (который мог быть тем же Менахемом Ессеем, о котором упоминал Флавий Иосиф Флавий в связи с царем Иродом), а затем с Шаммаем (сверстником Гиллеля в учении еврейский закон ).
Согласно Иерусалимскому Талмуду ( Недарим 5:6), у Гиллеля Старшего было восемьдесят пар учеников, величайшим из которых был Ионафан бен Уззиэль , а наименьшим из них был Йоханан бен Заккай . [ 12 ]
Какова бы ни была позиция Гиллеля, его полномочий было достаточно для введения в действие декретов, изданных от его имени. Самым известным из его постановлений был Прозбул — институт, который, несмотря на закон о списании долгов в субботний год [ 13 ] обеспечил погашение кредитов. Мотивом создания этого учреждения было « восстановление мира », т. е. социального порядка, поскольку это правовое нововведение защищало как кредитора от потери его собственности, так и нуждающегося от отказа в денежной ссуде из-за страха потери. . Похожая тенденция наблюдается и в другом институте Гилеля, касающемся продажи домов. Эти два учреждения — единственные, созданные от имени Гиллеля, хотя слова, обозначающие прозбул, показывают , что были и другие. О судебной деятельности Гиллеля можно судить по решению, которым он подтвердил легитимность некоторых александрийцев, происхождение которых оспаривалось, истолковав брачный документ ( кетубу ) их матери в ее пользу. [ 14 ] Никаких других официальных актов в источниках не упоминается.
Согласно Мидрашу , Гилель дожил до 120 лет, как и Моисей , Йоханан бен Заккай и рабби Акива . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Известные высказывания
[ редактировать ]Некоторые из учений Гилеля объясняются путем сравнения с тем, чему учил Шаммай ( главный противник, соперник или спорщик Гилеля ) по тому же предмету.
Некоторые учения Гиллеля Старшего до сих пор широко известны. Однако после него пришли по крайней мере два других известных Гиллеля , и некоторые ученые предполагают, что некоторые высказывания, приписываемые «Гиллелю», могли произойти от них. [ 19 ]
Изречение Гиллеля, которое представляет сборник его изречений в трактате Мишны « Пиркей Авот» . [ 20 ] упоминает Аарона ГаКоэна ( первосвященника ) как великий образец, которому нужно подражать в его миролюбии, в его любви к ближнему и в его стремлении привести человечество к познанию Закона. [ 21 ] (Пиркей Авот 1:12). Упоминая эти качества, которые агада приписывает брату Моисея, Гиллель указал на свои выдающиеся добродетели. Он считал «любовь к ближнему» ядром еврейского учения.
Устный закон
[ редактировать ]Нееврей пришел к Шамаю и спросил, сколько там Тор. Шаммай ответил: «два»: письменная Тора и Устная Тора. Нееврей ему не поверил и попросил обратить его в христианство при условии, что ему нужно будет выучить только письменную Тору. Шаммай отослал его. Нееврей пошел к Гиллелю, который обратил его в веру, а затем начал обучать его Торе(ам). Он начал с обучения его еврейскому алфавиту : первая буква «Алеф», следующая буква «бет» и т. д. На следующий день Гиллель учил его: первая буква «Тав», следующая буква «шин». и т. д. (алфавит наоборот). Обращенный сказал, что это отличается от того, чему его учили накануне. Гиллель ответил, что точно так же, как для изучения письменного алфавита необходимо устное обучение, так и для понимания письменной Торы необходимо устное объяснение. [ 22 ]
Золотое правило
[ редактировать ]Сравнительный ответ на вызов потенциального новообращенного, который просил, чтобы ему объяснили Тору, пока он стоял на одной ноге, иллюстрирует различия в характерах между Шаммаем и Гиллелем. Шаммай отпустил этого человека. Гилель мягко упрекнул этого человека: «Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему: в этом вся Тора; остальное — объяснение; иди и учись». [ 23 ] Это правило обычно называют Золотым правилом , которое практиковалось широким кругом народов, а через христианство, эпоху Просвещения и Канта категорический императив практикуется и по сей день.
Любовь к миру
[ редактировать ]Призыв любить мир исходил из наиболее характерных черт Гилеля — из той пресловутой кротости и мягкости, как в поговорке: «Пусть человек всегда будет смиренным и терпеливым, как Гилель, а не страстным, как Шаммай». [ 24 ] Мягкость и терпение Гиллеля иллюстрируются анекдотом, в котором описывается, как двое мужчин заключили пари на вопрос, можно ли разозлить Гиллеля. Хотя они допрашивали его и делали оскорбительные намеки на его вавилонское происхождение, они не увенчались успехом. [ 24 ]
Обязательства перед собой и другими
[ редактировать ]Из учения о подобии человека Богу Гилель вывел обязанность человека заботиться о своем теле. Согласно Мидрашу Левит рабба, он сказал: «Как в театре и цирке статуи царя должен содержать в чистоте тот, кому они вверены, так и омовение тела является обязанностью человека, созданного по образу всемогущего Царя мира». В этом произведении Гилель называет свою душу гостем на земле, по отношению к которому он должен исполнить обязанности милосердия.
В «Авот» Гилель заявил: «Если я не для себя, то кто для меня? А если я для себя, то что такое «я»? И если не сейчас, то когда?» [ 25 ] Третья часть содержит наставление не откладывать никаких обязанностей, то же наставление, которое он дал в отношении учебы: «Не говорите: «Когда у меня будет свободное время, я буду учиться», ибо у вас, возможно, никогда не будет свободного времени». [ 26 ]
Предписание о том, что человек не должен отделять себя от общества, Гилель перефразирует (ссылаясь на Экклезиаст 3:4 ) в следующем высказывании: «Не являйся ни нагим, ни одетым, ни сидящим, ни стоящим, ни смеющимся, ни плачущим». [ 27 ] Человек не должен внешне отличаться от других; он должен всегда считать себя частью целого, показывая тем самым ту любовь к человеку, которой учил Гиллель. Чувство любви к ближнему проявляется и в его увещевании (Авот 2:4).
Как далеко зашла его любовь к человеку, можно увидеть на примере, показывающем, что необходимо оказывать благотворительность в отношении нужд бедных. Так, Гилель предоставил верховую лошадь обедневшему человеку из хорошей семьи, чтобы он не был лишен своих обычных физических упражнений; он также дал ему раба, чтобы ему служили. [ 28 ]
Другие максимы
[ редактировать ]- «Не отделяй себя от общества; не верь в себя до самой смерти; не суди своих ближних, пока не достигнешь их места; не говори ничего неуместного, ибо тогда это будет присвоено; и не говори: «Когда я буду свободен, я буду учиться», ибо, возможно, ты не станешь свободным». [ 26 ]
- «Кто уничтожит одну душу, это как если бы он уничтожил весь мир. А кто спасает жизнь, это как если бы он спас весь мир». [ 29 ]
- «Обретенное имя – это потерянное имя». [ 30 ]
- «Там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной!» [ 31 ]
- «Мое унижение — это мое возвышение, мое возвышение — это мое унижение». [ 32 ]
Изучение Торы
[ редактировать ]Множество анекдотов, согласно которым Гилель обращал в свою веру прозелитов, соответствуют третьей части его максимы: «Приведите людей к Закону». Более поздний источник ( «Авот рабби Натана» ) дает следующее объяснение учения: «Однажды Гилель стоял у ворот Иерусалима и увидел людей, идущих на работу. «Сколько, — спросил он, — ты заработаешь сегодня?» Один сказал: « Динарий »; второй: «Два динария». «Что ты будешь делать с деньгами?» — спросил он. «Мы обеспечим все необходимое для жизни». Затем он сказал им: «Не лучше ли вам прийти и сделать Тору своей собственностью, чтобы вы могли владеть и этим, и будущим миром?»
Это повествование имеет те же моменты, что и эпиграмматическая группа высказываний Гиллеля (Авот 2:7), начинающаяся: «Чем больше плоти, тем больше червей» и заканчивающаяся словами: «Кто усвоил слова Закона, тот приобрел жизнь». мира грядущего». В арамейском изречении Гиллель звучит предостережение против пренебрежения обучением или злоупотребления им в корыстных целях: «Кто хочет сделать себе имя (т.е. славу), тот теряет имя; тот, кто не увеличивает [свои знания], уменьшается; кто не учится [в авоте Рабби Натан 12: «кто не служит мудрым и не учится»] достоин смерти; всякий, кто использует в своих целях венец (Торы), погибнет» (Авот 1:13).
Галахическое учение
[ редактировать ]Лишь несколько галахических решений были приняты от имени Гиллеля; но большая часть древнейшей анонимной традиционной литературы приписывается непосредственно ему или учениям его учителей. Закрепление герменевтических норм для Мидраша и изложения галахических писаний впервые было произведено Гиллелем в «семи правилах Гилеля», которые, как сообщается в одном источнике, он применил в день победы над Бней Батирой . [ 33 ] На этих семи правилах основаны тринадцать правил Р. Измаила ; они сыграли эпохальную роль в систематическом развитии изложения древнего Священного Писания.
Влияние Гилеля: «Дом Гиллеля» против «Дома Шаммая»
[ редактировать ]Учеников Гилеля обычно называют «Домом Гиллеля», в отличие от учеников Шамая , «Домом Шамая». Их споры касаются всех отраслей еврейского закона.
сэндвич Гиллеля
[ редактировать ]Во время пасхального седера воспроизводятся древние обычаи (ежегодного празднования Исхода из Египта) в Агаде . В разделе «Корех» , или « сэндвич », участникам предлагается положить горькие травы между двумя кусочками мацы и съесть их, сказав на иврите: « Это воспоминание о Гиллеле во времена Храма. Вот что делал Гилель, когда существовал Храм». : Он завернул пасхального агнца, мацу и горькие травы, чтобы съесть их как одно, во исполнение стиха: «С мацой и марором они будут есть ее». (Числа 9:11). Этот сэндвич, очевидно, относится к традиционной мягкой маце, а не к современной хрустящей маце, и поэтому имел поразительное сходство с современной шаурмой . [ 34 ]
В наше время, когда нет пасхального агнца , Вавилонский Талмуд требует подражать примеру Гиллеля, делая бутерброд из мацы и марора («горьких трав»: салата, эндивия или хрена). Марор, если это салат или эндивий, непосредственно перед сэндвичем обмакивают в традиционный чаросет (мелко нарезанную сладкую смесь фруктов и орехов; среди евреев-ашкенази его обычно готовят из яблок, грецких орехов, красного вина, корицы и меда). сделано. [ 35 ] В семьях ашкенази, где для марора вместо салата или эндивия используется тертый хрен, марор нельзя обмакивать в чаросет, поэтому существует обычай намазывать нижний кусок мацы марором из хрена, накрывать его кучей харосета, и положите сверху еще один кусок мацы, чтобы получился сладкий сэндвич. [ 36 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Репутация Гиллеля такова, что его влияние выходит за рамки иудаизма и проникло в массовую культуру.
- Начиная с конца 1940-х годов, мыловар Эмануэль Броннер (1 февраля 1908 г. - 7 марта 1997 г.), немецко-еврейский иммигрант в США, размещал принципы Гилеля на миллионах этикеток продуктов. Он называл их «Азбукой морали раввина Гиллеля». Тексты этикеток позже были собраны в самоизданную книгу под названием «Азбука морали I и II» доктора Эммануэля Броннера . На странице 23 Броннер написал: «Раввин Гилель учил Иисуса объединять весь человеческий род в великой Вере нашего Вечного Отца, Всеединого Бога». На странице 39 он заявил: «Маленькие умы обсуждают людей. Средние умы обсуждают события. Великие умы преподают азбуку морали раввина Гиллеля». Эти ссылки на раввина Гиллеля остаются в печати в книге и на еще миллионе этикеток мыла, выпущенных после смерти доктора Броннера. [ 37 ]
- Роман Примо Леви 1982 года о еврейских партизанах во Второй мировой войне: Если не сейчас, то когда? (роман) .
- В книге Джонатана Перла и Джудит Перл «Выбранный образ: телевизионное изображение еврейских тем и персонажей» (MacFarland, 2005) авторы упоминают «эпизоды [сериала 1960-х годов] « Есть оружие – будет путешествовать » [в которых] Паладин, персонаж программы эрудированный стрелок [...] использует пословицу мудреца Гиллеля» — и далее они отмечают, что «популярность раввина Гиллеля как распространителя мудрости распространилась до эпизода 1973 года « Медицинского центра », где звезда сериала доктор Ганнон, кажется, я тоже его поклонник» [ 38 ]
- В стенограмме передачи Национального общественного радио «Современные уроки Гиллеля», которая первоначально транслировалась в новостном шоу « Все учтено» с соведущими Мелиссой Блок и Робертом Сигелом 7 сентября 2010 года, Сигел сказал: «Ну, я упомянул то, что великий еврейский мудрец, рабби Гилель, сказал незадолго до времен Иисуса. Один человек попросил рабби Гиллеля научить его всей Торе, пяти книгам Моисея, стоя на одной ноге. [ 39 ]
- В книге Шэрон Баркан Элсвит «Искатель еврейских историй: Путеводитель по 668 сказкам со списком тем и источников» (McFarland, 2012) рассказывается знаменитая история о человеке, который стоит на одной ноге, включая этот отрывок: «Затем этот человек идет к великий раввин Гилель. Он говорит Гиллелю, что у него мало времени... Рабби Гилель отвечает..." [ 40 ]
- В книге «Делай справедливо, люби милосердие и смиренно ходи перед Богом» Дейл Гуннар Ренлунд, член Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, рассказал о Гиллеле Старшем перед мировой аудиторией в прямом эфире. Генеральной конференции в октябре 2020 года: «Важность не плохого обращения с другими подчеркивается в анекдоте о Гиллеле Старшем, еврейском ученом, жившем в первом веке до нашей эры. Один из учеников Гилеля был раздражен сложностью Торы — пять книг Моисея с 613 заповедями и соответствующими раввинскими сочинениями. Студент предложил Гиллелю объяснить Тору, используя только то время, когда Гилель мог стоять на одной ноге. сказав: «Не мсти и не держи зла на детей народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Затем Гиллель заключил: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему твоему. В этом вся Тора; остальное - комментарии. Иди и учись». [ 41 ]
- В пятой серии христианской телевизионной драмы «Избранные » фраза Гилеля «Если не сейчас, то когда?» – это ключевая фраза, которой обменялись Иисус и Мария . [ 42 ] Во втором сезоне фарисеи Янни и Шмуэль обсуждают политику Синедриона , который, по их мнению, можно разделить на две школы мысли: Школу Гиллеля и Школу Шаммая . [ 43 ]
- Принцип Гиллеля «Если не сейчас, то когда?» занимает видное место в фильме 2018 года «Робин Гуд» . Это повторяется несколько раз на протяжении всего фильма, а затем появляется на титульной карточке (без цитирования).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В МСС; в печатных изданиях «ее объяснение».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шуламис Фриман, Кто есть кто в Талмуде , Джейсон Аронсон, Inc., 2000, стр. 163.
- ^ Пирке Авот , Архив CUP, 1939, стр. 20.
- ^ Еврейская энциклопедия: Гилель : «Его сорокалетняя деятельность, возможно, является исторической; и поскольку она началась, согласно заслуживающей доверия традиции (Шаб. 15а), за сто лет до разрушения Иерусалима, она, должно быть, охватывала период 30 г. до н. э. — 10 г. н. э.»
- ^ Сокол, Тед; Блатнер, Дэвид (2019). Иудаизм для чайников (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., стр. 42, 364, 405. ISBN. 978-1-119-64307-4 . OCLC 1120116712 .
- ^ Упоминается «Сукка 20а:11» . в большинстве рукописей.
- ^ «Иерусалимский Талмуд Талмуд 4:2:13» . www.sefaria.org . Проверено 16 августа 2024 г.
- ^ Кетубот 62б и Ю. Кетуббот 12:3 .
- ^ род Sphodra Lambros ; «Вита», § 38
- ^ Герц 1936 г.
- ↑ Сифре , Второзаконие 357.
- ^ Йома 35б
- ^ Иерусалимский Талмуд ( Недарим 5:6 [19b]).
- ^ Второзаконие 15
- ^ Тосефта Кетувот 4:9; Бава Меция 104а
- ^ «Второзаконие 34 / Еврейско-английская Библия / Мехон-Мамре» . mechon-mamre.org . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Раввин Джей Кельман (25 сентября 2013 г.). «Взот ха-Браха: Четыре гиганта» . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Данид Хадад (2007). Что со мной не так ? Издательство Фельдхайм. п. 48. ИСБН 9781583309636 .
- ^ Рональд Л. Айзенберг (2013). Основные фигуры Талмуда . Роуман и Литтлфилд. п. 92. ИСБН 9780765709417 .
- ^ Ицхак Буксбаум Жизнь и учение Гиллеля - 1994 - 376 страниц «Клаузнер предполагает, что, хотя учения другого Гилеля, возможно, вошли в этот блок высказываний, большинство из них исходит от Гилеля Старшего. Глатцер и Блюменталь не затрагивают эту тему явно, но поскольку изречения из этого блока они употребляют без комментариев [Гилель Старший, стр. 35 с. 4, стр. 48-50], то они должны считать их от Гилеля».
- ^ Гилель Старший . Доктор Джошуа Кулп (ред.). Пиркей Авот Родовые суставы [ Этика отцов ]. Мишна Йомит. Перевод доктора Джошуа Кулпа . Иерусалимский центр Фуксберга . Проверено 9 ноября 2022 г. - через Sefaria .
- ^ «1:12» . Пиркей Авот .
Похвалу и славу они получили от них. Гиллель говорит: Горе ученикам Аарона, которые любят мир и стремятся к миру, которые любят народы и приносят жертвы Торе
[Гилель и Шаммай получили [устное предание] от них. Гилель говорил: будьте из учеников Аарона, любите мир и стремитесь к миру, любите человечество и приближайте его к Торе.] - ^ «Шаббат 31а:5» . www.sefaria.org . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Шаб. 31а.
- ^ Перейти обратно: а б Шаббат 30б ; Авот рабби Натана 15
- ^ «1:14» . Пиркей Авот .
Он сказал бы: если я не мой, то кто мой? А когда я один, кто я? А если не сейчас, то я уверен:
[Он [также] говорил: Если я не за себя, то кто за меня? Но если я за себя [только], то что я? И если не сейчас, то когда?] - ^ Перейти обратно: а б «2:4» . Пиркей Авот .
Гиллель говорит: «Не выходи из группы, и не верь в себя до самой смерти, и не осуждай своего друга, пока не доберешься до его места, и не говори ничего, что я не позволю ему услышать
» [Гиллель сказал : не отделяй себя от общества, Не надейся на себя до дня своей смерти, Не суди ближнего своего, пока не достигнешь его места. Не говорите того, чего невозможно понять [веря], что в конце концов это будет понято. Не говорите: «Когда у меня будет свободное время, я буду учиться»; возможно, у вас не будет досуга.] - ^ Тосефта Берахот 2
- ^ Тосефта, Пери, 4:10; Кетувоте 67б
- ^ Иерусалимский Талмуд Синедрион 4:9
- ^ Шмуэль Йерушалми (ред.), Авот де-Рабби Натан (12:13), Масорет: Иерусалим без даты, стр. 51
- ^ «2:5» . Пиркей Авот .
А там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной:
[Там, где нет мужчин, стремись быть мужчиной.] - ^ Левит Раба 1:5; это было сказано посредством толкования Псалмов 112:5–6 , которое он истолковал следующим образом: «Кто подобен Господу Богу нашему, Который возвышает меня только для того, чтобы посадить меня. И который смиряет меня только для того, чтобы я мог видеть на небесах и на земле».
- ^ Тосефта Синедрион 7 (ближе к концу); Сифра , Введение, конец; Авот рабби Натана 37
- ^ Рабинович, Рэйчел Энн «Пасхальная Агада: Праздник свободы» Раввинская ассамблея, 1982 г.
- ^ http://www.chabad.org/holidays/passover/pesach_cdo/aid/1487978/jewish/Hillels-Passover-Sandwich-A-Dose-of-Positivity.htm Хабад : «Пасхальный сэндвич Гиллеля: доза позитива» Довид Закликовски. «Сэндвич состоит из мацы и горьких трав».
- ^ http://www.hillel.org/about/news-views/news-views---blog/news-and-views/2015/04/02/better-together-hillels-sandwich . Архивировано 3 декабря 2022 г. в Wayback Machine Hillel International : «Лучше вместе: сэндвич Гиллеля», Лора Томес, 2 апреля 2015 г. «Гилель Старший, раввин I века, в честь которого названо наше движение, утверждал, что элементы пасхального седера, включая марор ( горькие травы) и харосет (сладкие яблоки и орехи) следует положить между двумя ломтиками мацы и съесть в бутерброде».
- ^ https://www.drbronner.com/resources/images/read-the-moral-abcs/Moral_ABC_book.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] «Азбука морали I и II» доктора Эммануэля Броннера.
- ^ Джонатан Перл и Джудит Перл (2005). Выбранный образ: изображение еврейских тем и персонажей на телевидении . МакФарланд. ISBN 9780786405220 .
- ^ https://www.npr.org/2010/09/07/129706379/modern-lessons-from-hillel «Современные уроки Гиллеля» Мелиссы Блок и Роберта Сигела (NPR, 7 сентября 2010 г.)
- ^ Поисковик еврейских историй: Путеводитель по 668 сказкам со списком тем и источников , Шэрон Баркан Элсвит (МакФарланд, 2012)
- ↑ Дейл Г. Ренлунд, «Поступайте справедливо, любите милосердие и смиренно ходите с Богом», Лиахона , ноябрь 2020 г.
- ^ ФильмЧат (25.06.2020). «Избранные — первый сезон, пятая серия» . ФильмЧат . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ ИЗБРАННЫЕ Сезон 2 Эпизод 5 | Вы это поняли? Позвольте мне помочь! (часть 4) , 3 июня 2021 г. , получено 8 ноября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Герц, Дж. Х. (1936). Пятикнижие и Гафтор. Второзаконие . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Шехтер, Соломон ; Бахер, Вильгельм (1901–1906). «Гилель» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Гилель: основы раввинистической культуры», видеолекция доктора Генри Абрамсона
- Еврейская энциклопедия: Гилель
- Еврейская энциклопедия: Бет Гилель и Бет Шаммай
- Тексты в Wikisource:
- « Гилель ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Гилель ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Гилель ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- « Гилель ». Американская энциклопедия . 1920.
- « Гилель Старший ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.
- Мишна