Jump to content

Мотокросс

(Перенаправлено из гонок по мотокроссу )

Гонщик мотокросса совершает прыжок
Чемпионат по мотокроссу

Мотокросс — это разновидность по бездорожью, гонок на мотоциклах проводимых на закрытых внедорожных трассах. Этот вид спорта развился из соревнований по мототриалу , проводимых в Великобритании . [1] [2]

Мотокросс впервые возник в Великобритании из соревнований по триалу на мотоциклах , таких как первое ежеквартальное испытание автовелосипедных клубов в 1909 году и шотландское шестидневное испытание , начавшееся в 1912 году. [1] [2] Когда организаторы отказались от деликатного балансирования и строгого подсчета очков в испытаниях в пользу гонки за звание самого быстрого гонщика до финиша, это занятие стало известно как « заячьи схватки », что, как говорят, произошло от фразы «редкая старая схватка», описывающей одна из таких ранних гонок. [1] Хотя в Соединенном Королевстве этот вид спорта известен как скрембл-рейсинг (или просто скрембл ), популярность этого вида спорта росла, и соревнования стали известны во всем мире как «мотокросс-гонки», благодаря объединению французских слов, обозначающих мотоцикл, мотоциклетт или для краткости мото , в чемодан. с «кросскантри». [1]

Первая известная гонка в Кэмберли , графство Суррей, в 1924 году. 100-летие самой первой гонки по мотокроссу будет отмечаться в марте 2024 года. Тот же самый детеныш, который участвовал в соревнованиях 1924 года, снова будет участвовать в гонках по той же земле. Заявка будет ограничена 150 участниками – см. https://www.camberleyanddistrictmotorclub.co.uk/. [3] команды Birmingham Small Arms Company (BSA), Norton , Matchless , Rudge и AJS В 1930-е годы популярность этого вида спорта росла, особенно в Великобритании, где в соревнованиях участвовали . Первая гонка по мотокроссу, проведенная на искусственной трассе внутри стадиона, состоялась 28 августа 1948 года на стадионе Буффало в пригороде Парижа Монруж. [4] Это мероприятие стало предшественником соревнований по суперкроссу . [4]

Внедорожные мотоциклы той эпохи мало чем отличались от тех, что использовались на улице. Острая конкуренция на пересеченной местности привела к техническому совершенствованию мотоциклов. жесткие рамы уступили место подвескам К началу 1930-х годов с качающейся вилкой , а задняя подвеска появилась к началу 1950-х годов, за несколько лет до того, как производители включили ее в большинство серийных уличных велосипедов. В период после Второй мировой войны доминировала компания BSA , ставшая крупнейшей мотоциклетной компанией в мире. Гонщики BSA доминировали на международных соревнованиях на протяжении 1940-х годов. [5]

Maico . объемом 360 куб.см с двигателем воздушного охлаждения и двумя амортизаторами на задней подвеске

В 1952 году FIM , международный руководящий орган по мотоспорту, учредил индивидуальный чемпионат Европы с использованием формулы объёма двигателя 500 куб.см. В 1957 году ему был присвоен статус чемпионата мира. [5] В 1962 году был учрежден чемпионат мира в классе 250 куб.см, и были приняты новые правила, разделившие гонки на две 45-минутные гонки, которые назывались мото. [5] [6]

В меньшей категории 250 куб.см компании, выпускающие двухтактные мотоциклы, заняли свое место. Такие компании, как Husqvarna из Швеции, CZ из бывшей Чехословакии, Bultaco из Испании и Greeves из Англии, стали популярными благодаря своей легкости и маневренности. [5]

Важный момент в истории мотокросса произошел во время чемпионата мира по мотокроссу FIM 1963 года , когда гонщик завода ČZ Властимил Валек на двухтактном мотоцикле объемом 263 куб.см выиграл первый мотоцикл Гран-при Чехословакии по мотокроссу объемом 500 куб.см, опередив поле первоклассных четырехтактных мотоциклов. мотоциклы. Эта победа стала поворотным моментом в истории мотокросса, поскольку это была первая победа мотоцикла с двухтактным двигателем в высшем дивизионе чемпионата мира по мотокроссу. [7]

К середине 1960-х годов развитие технологии двухтактных двигателей привело к тому, что более тяжелые четырехтактные машины были отнесены к нишевым соревнованиям. [5] В этот период в спорте начали доминировать гонщики из Бельгии и Швеции. [2] [8] Мотокросс прибыл в Соединенные Штаты в 1966 году, когда чемпион Швеции Торстен Холлман участвовал в показательных соревнованиях против лучших американских гонщиков TT на ранчо Corriganville Movie Ranch, также известном как Hopetown в Сими-Вэлли, Калифорния . В следующем году к Холлману присоединились другие звезды мотокросса, включая Роджера ДеКостера , Жоэля Роберта и Дэйва Бикерса . [9] Они доминировали в соревновании, поместив свои легкие двухтактные двигатели в шесть лучших финишных позиций. [10] [11] Бум продаж мотоциклов в Соединенных Штатах, вызванный поколением бэби-бумеров , помог спровоцировать рост популярности мотокросса среди молодых американцев. [12]

К концу 1960-х годов японские производители мотоциклов начали бросать вызов европейским заводам за первенство в мире мотокросса. Suzuki выиграла первый чемпионат мира для японского завода, когда Жоэль Робер выиграл корону 250-кубового двигателя 1970 года . [13] В 1972 году Американская ассоциация мотоциклистов (АМА) открыла чемпионат АМА по мотокроссу и провела свою первую гонку на стадионе в Колизее Лос-Анджелеса при поддержке Майка Гудвина и Терри Тирнана, тогдашнего президента АМА. Соревнования на стадионе, которые выиграл 16-летний Марти Трайпс , проложили путь к построенным на стадионах соревнованиям по мотокроссу, известным как суперкросс. [14]

В 1975 году FIM ввела чемпионат мира в классе 125 куб.см. [2] Европейские гонщики продолжали доминировать на международных соревнованиях по мотокроссу на протяжении 1970-х годов: бельгийские или шведские гонщики выиграли десять соревнований по мотокроссу Наций (MXDN) в период с 1969 по 1980 год, но к 1980-м годам американские гонщики догнали американские команды, выигравшие серию из 13 гонок MXDN подряд. победы с 1981 по 1993 год. [15] [16] [17] В 1978 году Акира Ватанабе стал первым неевропейским участником, выигравшим чемпионат мира по мотокроссу, а в 1982 году Брэд Лэки стал первым индивидуальным чемпионом мира по мотокроссу из Америки. [18]

С конца 1970-х до начала 1990-х годов японские производители мотоциклов переживали период бума технологий мотокросса. Типичные двухтактные двигатели с воздушным охлаждением, двойной задней подвеской и телескопической передней вилкой уступили место двигателям с водяным охлаждением , задней подвеской с одним амортизатором и «перевернутой» (или перевернутой) передней вилкой. Хотя развитие технологии двухтактных двигателей было основным направлением деятельности крупных японских производителей мотоциклов вплоть до середины 1990-х годов, возродившийся интерес к разработке конкурентоспособного, легкого четырехтактного гоночного мотоцикла для мотокросса был выражен среди нескольких брендов, включая Yamaha Motor Corporation. и Хускварна. [ нужна ссылка ]

Столкнувшись с ужесточением федеральных правил выбросов в Соединенных Штатах, AMA увеличила допустимый рабочий объем четырехтактных двигателей в 1997 году, стремясь побудить производителей разрабатывать более экологически чистые четырехтактные машины. [19] Из-за низкой относительной выходной мощности четырехтактного двигателя по сравнению с доминирующей в то время двухтактной конструкцией предел рабочего объема четырехтактного мотоцикла для мотокросса был повышен до 250 куб.см в классе 125 и 550 куб.см в классе 250. [19]

Новые правила привели к тому, что участники соревновались на четырехтактных двигателях небольших европейских производителей, а Husqvarna, Husaberg и KTM выиграли чемпионаты мира на четырехтактных машинах. В 1997 году Yamaha представила прототип четырехтактного мотоцикла объемом 400 куб.см YZM 400, который дебютировал на чемпионате мира по мотокроссу FIM . Мотоцикл дебютировал в США в 1997 году, когда гонщик Yamaha Factory Racing Дуг Генри лидировал на каждом круге главного события финала AMA Supercross 1997 года и стал первым человеком, выигравшим гонку AMA Supercross на мотоцикле с четырехтактным двигателем. [20] После выпуска Yamaha серийной модели YZ400F в 1998 году Генри выиграл чемпионат AMA по мотокроссу 250 и стал первым человеком, выигравшим крупный титул AMA по мотокроссу на мотоцикле с четырехтактным двигателем. Этот успех побудил остальных крупных производителей, Honda , Kawasaki и Suzuki , разработать свои собственные четырехтактные гоночные мотоциклы для мотокросса. К 2006 году каждый производитель начал конкурировать с четырехтактными машинами классов AMA 125 (FIM MX2) и 250 (MX1).

В дальнейшем этот вид спорта превратился в субдисциплину, похожую на суперкросс , известную как аренакросс , которая проводится на небольших крытых аренах. Также были сформированы классы для вездеходов . Соревнования по фристайл-мотокроссу (FMX), где гонщиков оценивают по их прыжковым и воздушным акробатическим навыкам, приобрели популярность, а также супермото , где машины для мотокросса соревнуются как по асфальту , так и по бездорожью. Обычно проводятся соревнования по винтажному мотокроссу (VMX). [ количественно ] для мотоциклов, выпущенных до 1975 года выпуска. [21] Многие гонки VMX также включают в себя часть «Post Vintage», которая обычно включает велосипеды, выпущенные до 1983 года.

Основные соревнования

[ редактировать ]

Чемпионат мира FIM по мотокроссу

[ редактировать ]
Чемпионат мира FIM по мотокроссу

Чемпионат мира по мотокроссу Гран- при FIM преимущественно проводится в Европе, но также включает соревнования в Северной Америке, Южной Америке, Азии, Австралии и Африке. [22] Это крупнейшая серия мотокросса в мире. Существует три класса: MXGP для машин объемом 450 куб.см, MX2 для машин объемом 250 куб.см и женский MX. Соревнования состоят из двух гонок, которые называются мото , продолжительностью 30 минут плюс два круга.

Чемпионат АМА по мотокроссу

[ редактировать ]

Чемпионат AMA по мотокроссу начинается в середине мая и продолжается до конца августа. Чемпионат состоит из одиннадцати этапов на одиннадцати основных трассах континентальной части США. Есть три класса: [23] Класс мотокросса 250 куб. См для 4-тактных машин объемом 150–250 куб. См, класс мотокросса 450 куб. См для 4-тактных машин объемом 251–450 куб. См и женский класс 250 куб. См, использующий те же правила, что и мужские 250 куб.см. Гонки состоят из двух заездов по 30 минут плюс два круга каждый.

Мотокросс Наций

[ редактировать ]
Мотокросс Наций

Ежегодный Мотокросс Наций проводится в конце года, когда завершились серии национальных и мировых чемпионатов. [5] В соревнованиях участвуют команды из трех гонщиков, представляющие свои страны. [2] Каждый гонщик соревнуется в своем классе (MX1, MX2 и «Открытый»). Есть три мотоцикла, в каждом из которых соревнуются два класса. Место проведения мероприятия меняется каждый год. Наибольшего успеха добились США, Бельгия и Великобритания. [15]

Чемпионат Великобритании по мотокроссу

[ редактировать ]

Чемпионат Великобритании по мотокроссу — главное соревнование по бездорожью в Великобритании, организованное в классах MX1 и MX2. MX1 предназначен для четырехтактных мотоциклов с объемом двигателя от 250 до 450 куб.см, а MX2 — для четырехтактных мотоциклов с объемом двигателя от 175 до 250 куб.см. [24] В 2007 году в программу на отдельных этапах был добавлен дополнительный молодежный класс - класс MXY2. [25]

Серия «Ветераны» была введена в 2009 году и включала всего два этапа, но спрос на места был настолько высок, что с 2011 года серия «Ветераны» будет состоять из трех этапов, состоящих из шести гонок. [26]

Виды спорта, заимствованные из мотокросса

[ редактировать ]

Ряд других видов мотоциклетного спорта произошли от мотокросса.

Суперкросс

[ редактировать ]
Джереми МакГрат выиграл 7 титулов Премьер-класса AMA Supercross, за что получил прозвище «Король суперкросса».

Суперкросс — это велогонка, в которой участвуют специализированные высокопроизводительные внедорожные мотоциклы на построенных грунтовых трассах с крутыми трамплинами и препятствиями. По сравнению с обычным мотокроссом, трассы суперкросса обычно имеют гораздо более короткие прямые и более крутые повороты. Профессиональные гонки по суперкроссу, проводимые как чемпионат AMA по суперкроссу в США , проводятся почти исключительно на профессиональных бейсбольных и футбольных стадионах.

Сезон суперкросса проходит в зимние и весенние месяцы, каждые выходные проводятся гонки в разных городах. 17 гонок В расписании чемпионата AMA по суперкроссу , которые обычно начинаются в Анахайме, Калифорния, и заканчиваются в Лас-Вегасе, Невада. Класс 250 куб.см разделен на две серии: восточную и западную. Класс 450 куб.см имеет одну большую серию с мероприятиями в США и Канаде.

В 2022 году чемпионат мира по суперкроссу был выделен из чемпионата AMA по суперкроссу и снова будет проводиться как отдельная серия. Ранее серия проходила с 2003 по 2008 год. Мероприятия по суперкроссу также проводятся в Австралии , известные как Чемпионат Австралии по суперкроссу, проводимый Motorcycling Australia . Наряду с SX Open, проводимым в Окленде , Новая Зеландия , крупнейшее событие страны Aus X-Open является частью чемпионата Океании по суперкроссу. [27]

Фристайл

[ редактировать ]
"захват сиденья супермена"

Фристайл мотокросс (FMX), относительно новая разновидность суперкросса, созданная чемпионом Южной Африки Марко Урзи, не предполагает гонок, а вместо этого концентрируется на выполнении акробатических трюков во время прыжков на мотоциклах для мотокросса. Победителя выбирает группа судей. Гонщики оцениваются по стилю, уровню сложности трюков, лучшему использованию трассы и, зачастую, по реакции толпы. FMX был представлен X Games и основной аудитории в 1999 году. [ нужна ссылка ]

СуперМото

[ редактировать ]
Гонщик супермото на трассе

В Supermoto используются мотоциклы для мотокросса, переоборудованные для гонок на трассах, состоящих из трех участков: ровный грунт, грунтовые препятствия и дорога с твердым покрытием. Велосипеды оснащены специальными гоночными шинами с рифленым протектором, обеспечивающим сцепление как с тротуаром, так и с грязью. На некоторых трассах этих гонок есть трамплины, бермы и крики, как на трассах для мотокросса. Для особых мероприятий на трассе Супермото могут быть предусмотрены металлические пандусы для прыжков, которые можно разобрать и перевезти в другие места. Гонки супермото могут проходить на модифицированных трассах для картинга, шоссейных гонок или даже на трассах для уличных гонок. Есть также классы для детей, например, класс 85 куб.см. [ нужна ссылка ]

Супермото зародилось в США в конце 1970-х годов, когда тележурналист Гэвин Трипп задумал гоночное соревнование, которое должно было доказать, кто лучший мотогонщик. С 1980 по 1985 год он организовал ежегодное мероприятие под названием «Супербайкеры», в котором лучшие гонщики из трех дисциплин: флэт-трека , шоссейных гонок и мотокросса соревновались друг с другом на модифицированных велосипедах, гонявшихся на специальных трассах телешоу. Впервые он был представлен широкой аудитории в американской телевизионной программе ABC « Wide World of Sports» в 1979 году. После 1985 года этот вид спорта пришел в упадок и мало освещался в США, но в Европе он начал набирать популярность, а в 2003 году был возрожден. в США, когда название стало Супермото. [ нужна ссылка ]

Квадроцикл/квадроцикл для мотокросса

[ редактировать ]
Профессиональный гонщик на квадроциклах Тим Фарр на национальном этапе Glen Helen MX 2006 года.

По всей территории США и Великобритании существует множество клубов квадроциклов со секциями эндуро и квадкросса. GNCC Racing началась примерно в 1980 году и включает в себя гонки типа зайцев и эндуро. На сегодняшний день мероприятия в основном проводятся в восточной части США. Гонки GNCC включают в себя множество типов препятствий, таких как подъем на холм, пересечение ручьев и бревен, грунтовые дороги и лесные тропы. [ нужна ссылка ]

Национальный чемпионат по мотокроссу ATV был основан примерно в 1985 году. [28] Мероприятия ATVMX проводятся на гоночных трассах для мотокросса по всей территории Соединенных Штатов. ATVMX состоит из нескольких групп, включая серию Pro (AMA Pro) и любительскую серию (ATVA). Чемпионат по гонкам по грязи (CMR) [29] находился в зачаточном состоянии в 2006 году, когда лидеры индустрии квадроциклов осознали необходимость единообразия классов и правил различных местных мероприятий по грязевым болотам. Предоставление стандартизированных правил создало потребность в руководящем органе, к которому могли бы обратиться как гонщики, так и организаторы мероприятий, и родился CMR. После объединения была создана настоящая серия очков, которая привела к национальному чемпионату, что когда-то для большинства было не более чем хобби. В 2007 году был сформирован совет директоров, и первые гонки были проведены в 2008 году. В настоящее время расписание CMR включает восемь дат соревнований, охватывающих период с марта по ноябрь. Очки начисляются в течение сезона в нескольких различных классах соревнований ATV и SxS Mud Racing. В 2008 году были проведены соревнования Mud Bog и Mudda-Cross, но в 2009 и последующих сезонах будут только соревнования Mudda-Cross. Классы варьируются от 0 до 499 куб.см, до супермодифицированного класса, который позволяет участвовать в соревнованиях на квадроциклах любого размера. [ нужна ссылка ]

Сайдкаркросс

[ редактировать ]
Коляска Zabel с двигателем

Гонки на колясках , известные как Sidecarcross, существуют с 1950-х годов, но с середины 1980-х годов их популярность снизилась. Этот вариант распространен в Европе, у него есть несколько последователей в США, Новой Зеландии и Австралии. Главное соревнование, чемпионат мира по сайдкаркроссу , проводится только на европейских трассах и почти исключительно с участием европейцев. [ нужна ссылка ]

Коляски для мотокросса представляют собой специально построенные рамы, напоминающие обычный велосипед для мотокросса, с плоской платформой, на которой можно стоять, прикрепленной с обеих сторон, и рулем на высоте талии, за который можно держаться. Сторона «стула» (сленговое обозначение платформы) обычно следует по стороне дороги, по которой едет данная нация, но не всегда. Пассажир уравновешивает велосипед, выступая в качестве противовеса, особенно в поворотах и ​​на прыжках. Ездит по обычным перекресткам. [ нужна ссылка ]

Это очень тяжело физически, особенно для пассажира. Во многом это отражено в шведском термине, обозначающем пассажира, burkslav , который примерно переводится как «хобот/бочка-раб». Это название происходит от первых колясок, которые напоминали коляски дорожных мотоциклов, а не сегодняшнюю платформу. [ нужна ссылка ]

Сегодня основными производителями каркасов являются VMC, BSU, AYR, EML и Woodenleg. Можно использовать обычные двигатели, но размер имеет значение, и существуют два двигателя, специально созданные для колясок: Zabel (Германия) и MTH (Австрия) являются наиболее распространенными. Четырехтактные двигатели становятся все более распространенными, обычно это KTM (Австрия). [ нужна ссылка ]

Питбайки и мини-мотокросс

[ редактировать ]
Два гонщика заезжают в поворот на соревнованиях по мини-мотокроссу в Западной Вирджинии .

Питбайки — это небольшие мотоциклы, на которых участники соревнований по силовому спорту ездят по пит-лейнам, которые являются плацдармами, где расположены машины поддержки команды. Совсем недавно они использовались в гонках, проводимых на трассах суперкросса или мотокросса. К пит-байкам часто применяются многочисленные улучшения производительности и эстетики. [ нужна ссылка ]

Изначально существовал только один способ приобрести питбайк. Гонщик покупал детский минибайк, обычно Honda CRF110 или Kawasaki KLX110, и применял все необходимые обновления и модификации, чтобы создать конкурентоспособный пит-байк. Конечно, гонщик также может купить подержанный велосипед. С 2004 года такие производители, как Thumpstar, начали проектировать, производить, импортировать и продавать уже готовые питбайки. Эти велосипеды дешевле и требуют меньше времени на изготовление. [30]

Питбайки оснащены 4-тактными горизонтальными одноцилиндровыми двигателями с рабочим объемом от 49 до 195 куб.см. Типичный пит-байк обычно представляет собой небольшой мотоцикл для бездорожья, но стало обычным явлением покупать пит-байки с колесами и шинами уличного типа. Питбайки с уличными шинами, а не с шипованными шинами , используются в Mini Supermoto Racing. [ нужна ссылка ]

Питбайки часто сильно модифицируются с использованием декоративных надстроек и деталей, повышающих производительность. Многие гонщики и механики растачивают или заменяют двигатели, чтобы увеличить рабочий объем и, следовательно, выходную мощность. Системы подвески для тяжелых условий эксплуатации часто являются необходимым дополнением, поскольку штатная подвеска мини-велосипеда была разработана для маленького ребенка. Иногда для улучшения управляемости проводят модернизацию колес, тормозов и шин. [ нужна ссылка ]

Для питбайков также проводятся отдельные соревнования, классы которых обычно соответствуют размеру колес. Это заметное отличие от соревнований по мотокроссу и суперкроссу, где классы разделяются по объему двигателя. Гонки на питбайках — относительно новая ниша мотокросса, и поэтому официального руководящего органа, подобного AMA, не существует. [ нужна ссылка ]

Оборудование

[ редактировать ]

Мотоцикл для мотокросса

[ редактировать ]
Основные производители
Незначительный
  • TM (Италия), TM занимает самую большую долю рынка велосипедов для мотокросса, не считая семи основных.
  • Fantic (Италия), хорошо известная своими моделями XX и XXF, которые аналогичны YZ и YZF от Yamaha, но с изменениями в эстетике и деталях двигателя.
Нишевые производители рынка
Китайские производители

Производители, прекратившие производство

Руководящие органы

[ редактировать ]

Мотокроссом во всем мире управляет Международная федерация мотоциклистов (FIM), имеющая федерации во многих странах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Сетрайт, LJK (1979), Книга рекордов Гиннеса, посвященная мотоциклетным фактам и подвигам , Guinness Superlatives, стр. 202, 211, ISBN  0-85112-200-0
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «История индивидуальных чемпионатов мира по суперкроссу» (PDF) . Международная федерация мотоциклистов. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2011 г.
  3. ^ «Рождение мотокросса: 1924–1939 годы» . pigtailpals.com. 17 сентября 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Несу мотокросс людям» . pigtailpals.org. 17 сентября 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Мотокросс выходит на международный уровень с 1947 по 1965 год» . pigtailpals.com. 17 сентября 2019 г. Проверено 19 октября 2019 г.
  6. ^ «Намюр М.Х. Героические годы» . namurmx.be . Проверено 8 марта 2023 г.
  7. ^ Дьюхерст, Дэвид (2022), Мотокросс «Золотые годы» , Уолсуорт, Марселин, Миссури, ISBN  978-0-578-29016-4 Битвы между Холлманом и Робертом быстро стали легендой, но самый значительный момент в десятилетии 1960-х годов наступил, когда заводской гонщик ČZ Властимил Валек проехал на велосипеде с надоевшим двухтактным однотактным двигателем объемом 250 куб.см и обыграл всех представителей высшего класса, Четырехтактные мотоциклы объемом 500 куб.см, выигравшие Гран-при Чехословакии 1963 года.
  8. ^ Брайан Стили (2008). Powerhouse MX Nations: США, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия . Издательская компания Крэбтри. п. 14. ISBN  978-0-7787-3990-6 .
  9. ^ «Эдисон Дай: отец американского мотокросса» . Earlyyearsofmx.com . Проверено 26 декабря 2023 г.
  10. ^ «Эдисон Дай и его летающий цирк» . pigtailpals.com. 17 сентября 2019 г. Проверено 19 октября 2019 г.
  11. ^ «Мотогонки в Корриганвилле/Хоуптауне» . сотрудники.oxy.edu. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 12 октября 2011 г.
  12. ^ «Время бума: американский мотокросс 1970-х годов» . pigtailpals.com. 17 сентября 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
  13. ^ «Жоэль Робер в Зале славы мотоциклов» . сайт Motorcyclemuseum.org . Проверено 12 октября 2011 г.
  14. ^ «Первый суперкросс» . Motorcyclistonline.com . Проверено 12 октября 2011 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Молодые американцы» . pigtailpals.com. 17 сентября 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
  16. ^ «Трофей США и команда MX des Nations, 1981» . сайт Motorcyclemuseum.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
  17. ^ «История MXDN» . mxgp.com . Проверено 4 ноября 2022 г.
  18. ^ Амик, Билл (октябрь 1982 г.). Наконец-то это лакей . Проверено 5 ноября 2022 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  19. ^ Перейти обратно: а б Доцент, американский мотоциклист (июнь 1997 г.). Подсчет ударов . Проверено 2 октября 2010 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  20. ^ Бретт Смит (май 2017 г.). «Первый выстрел в четырехтактной революции: победа Дуга Генри в SX 20 лет назад в Вегасе» . revzilla.com .
  21. ^ «Винтажный мотокросс» . Американская ассоциация исторических гоночных мотоциклов . Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  22. ^ «Расписание гонок MXGP на 2016 год» .
  23. ^ «Сборник правил мотокросса» (PDF) . АМА. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2011 года . Проверено 15 марта 2010 г.
  24. ^ «Справочник ACU 2010» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2011 года . Проверено 9 октября 2010 г.
  25. ^ Паетов, Стефан (10 марта 2008 г.). «Солнце светит на открытии чемпионата Великобритании по мотокроссу Maxxis» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 9 октября 2010 г.
  26. ^ «Класс ветеранов такой же крутой, как MX1 и MX2!» . 27 сентября 2010 г. Проверено 9 октября 2010 г.
  27. ^ "Дом" . australiansupercross.com.au .
  28. ^ «АТВ Мотокросс» . Мотокросс на квадроциклах. 1 января 2013 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
  29. ^ «Чемпионат по гонкам по грязи» . Чемпионат по гонкам по грязи. 29 октября 2012 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
  30. ^ «Тампстар Австралия» . thumpstar.com.au .
  31. ^ «Джаунуми» . LaMSF.lv .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37bba11fa5493fe820aa5195e6153517__1722723060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/17/37bba11fa5493fe820aa5195e6153517.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Motocross - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)