Сухой Суперджет 100
Суперджет 100 | |
---|---|
![]() | |
Superjet 100 во время испытательного полета. | |
Роль | Региональный самолет |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Объединенная авиастроительная корпорация [ 1 ] / Корпорация «Иркут» (с ноября 2018 г.) [ 2 ] |
Дизайнерская группа | Сухой |
Построено | Комсомольский-на-Амуре авиационный завод |
Первый полет | 19 мая 2008 г. [ 3 ] |
Введение | 21 апреля 2011 г. с Армавиа. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Аэрофлот Ямал Эйрлайнз Азимут Газпромавиа |
Произведено | 2007–2022 |
Количество построенных | 229 к ноябрю 2022 г. [ 4 ] |
Сухой Суперджет 100 (русский: Сухой Суперджет 100 , латинизированный : Сухой Суперджет 100 ) или SSJ100 — региональный реактивный самолет , разработанный российской авиастроительной компанией «Гражданские самолеты Сухого» , подразделением Объединенной авиастроительной корпорации (сейчас: «Региональные самолеты» — филиал корпорации «Иркут»). [ 5 ] [ 6 ] ). Разработка началась в 2000 году, первый полет он совершил 19 мая 2008 года, а первый коммерческий рейс - 21 апреля 2011 года с авиакомпанией "Армавиа" .
46–49 т (45–48 длинных тонн) Самолет с максимальной взлетной массой обычно вмещает от 87 до 98 пассажиров и приводится в движение двумя мощностью 77–79 кН (17 000–18 000 фунтов силы ), турбовентиляторными двигателями PowerJet SaM146 разработанными совместным предприятием французской Safran и российского НПО. Сатурн . К маю 2018 года в эксплуатации находилось 127 самолетов, а к сентябрю парк совершил 300 000 коммерческих рейсов и налет 460 000 часов. К ноябрю 2021 года флот наработал не менее 2 000 000 часов. [ 7 ] По состоянию на июль 2024 года на этом типе зарегистрировано четыре аварии с потерей корпуса и 89 смертей. [update].
В 2022 году «Сухой» анонсировал русифицированную версию корпуса и электроники, без большей части западных компонентов; двигатели заменены на модель «Авиадвигатель ПД-8». «Аэрофлот» заказал 89 русифицированных самолетов «Иркут» SSJ. [ 8 ] В августе 2023 года материнская компания «Иркут» провела ребрендинг в «Яковлев» , а Суперджет стал называться SJ-100 . [ 9 ]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]АО « Сухой» было создано в мае 2000 года для разработки первого совершенно нового коммерческого самолета в постсоветской России. [ 10 ] Исследования российского регионального самолета (RRJ) начались в 2001 году. Проанализировав российский рынок, «Сухой» определил потребность в самолете с дальностью полета от 3000 до 4500 км (1900–2800 миль), что больше, чем у типичных региональных самолетов. Первоначально предусматривалось три варианта: RRJ60, RRJ75 и RRJ95 на 60, 78 и 98 мест соответственно; Компоновка в пять рядов была выбрана оптимальной для данного размерного ряда. По оценкам Сухого, целевой рынок составит около 800 самолетов, в том числе 250–300 из России и стран Содружества Независимых Государств . [ 11 ]
15 октября 2001 года правительство России выделило 46,6 миллиона долларов на разработку нового регионального самолета на 70–80 мест, первый полет которого запланирован на 2006 год, а ввод в эксплуатацию - в 2007 году. [ 12 ] Sukhoi's RRJ was competing against Myasishchev 's M-60-70 and Tupolev 's Tu-414 projects. [ 13 ] Компания Boeing консультировала «Сухой» и ее партнеров по вопросам управления программами, инжиниринга, маркетинга, разработки продукции, сертификации, управления поставщиками и поддержки клиентов. [ 14 ] Sukhoi RRJ был выбран Росавиакосмосом , государственным авиационно-космическим агентством, в марте 2003 года. [ 13 ]
В рамках программы RRJ в период с 2003 по 2015 год было выделено 63,5 миллиона долларов на разработку двигателя мощностью 4–5 тс (8 800–11 000 фунтов силы). Первоначально предусматривалось четыре двигателя: Pratt & Whitney PW800 , Rolls-Royce BR710 , General Electric CF34 — 8 и Snecma / НПО Сатурн SaM146 . [ 12 ] [ 15 ] BR710 и CF34-8 были сняты с производства к июлю 2002 года. [ 16 ] Впоследствии PW800 был отклонен из-за предполагаемого технического риска, связанного с его редукторным вентилятором. [ 17 ] 29 апреля 2003 г. с Snecma был подписан официальный меморандум о взаимопонимании, подтверждающий выбор модели SaM146 мощностью 14 000–17 000 фунтов силы (62–76 кН). [ 18 ] будет разработан совместно с НПО «Сатурн» на базе Snecma SPW14 и объединением газогенератора Snecma DEM21 с « холодной секцией» « Авиадвигателя ». [ 12 ]
Ключевые поставщики были выбраны в октябре 2003 года, в том числе Thales для авионики , Messier-Bugatti-Dowty для шасси , Honeywell для вспомогательной силовой установки , Liebherr для управления полетом , Intertechnique для топливных систем , Parker Hannifin для гидравлических систем , B/E Aerospace для интерьеры . [ 10 ] В то время «Сухой» прогнозировал, что к 2020 году на рынке будет 600 самолетов, что составит 10% мирового спроса на региональные самолеты, с общим объемом продаж в 11 миллиардов долларов. Были проведены переговоры с Air France и альянсом SkyTeam, чтобы гарантировать соответствие самолета западным требованиям. [ 13 ] Заявка на сертификацию EASA была подана в 2004 году, и ожидалось, что она будет удовлетворена через шесть месяцев после получения разрешения от России. [ 11 ]
Завод в Комсомольске -на-Амуре был выбран в феврале 2005 года для окончательной сборки, реализуя безстаночную сборку, автоматическое выравнивание компонентов и автоматическую клепку . RRJ60 и RRJ75 были признаны менее экономичными. [ 10 ] и разработка была сосредоточена на самой крупной модели - 98-местном RRJ95. 78-местный RRJ75 оставался на рассмотрении, также предусматривалось его расширение в будущем. [ 11 ] RRJ95 был переименован в Sukhoi Superjet 100 на авиасалоне в Фарнборо в июле 2005 года. Первый заказ на 30 самолетов был подписан 7 декабря с «Аэрофлотом» . [ 10 ]
В июне 2007 года компания Boeing расширила свою помощь, включив в нее обучение и обучение летного и технического персонала, а также управление и поставку запасных частей. [ 14 ] 22 августа «Сухой» и Alenia Aeronautica создали совместное предприятие SuperJet International для поддержки клиентов за пределами России и Азии. [ 10 ] Alenia Aeronautica приобрела 25% акций Корпорации «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) за $250 млн, оценив ее в $1 млрд. Ожидалось, что затраты на разработку составят 1 миллиард долларов, еще 1 миллиард долларов понадобится на разработку силовой установки и поддержку клиентов. [ 11 ]
Летные испытания
[ редактировать ]
Первый SSJ был перевезен на самолете Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский Московской области 28 января 2007 года для наземных испытаний, проводимых Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ). [ 19 ] Официальное открытие SuperJet состоялось 26 сентября 2007 года в аэропорту Дземги в Комсомольске-на-Амуре . [ 20 ] К октябрю 2007 года первые поставки были запланированы на 2009 год; планы предусматривали, что за моделью на 95–98 мест последует сокращение на 75–78 мест и удлинение на 110 мест. [ 21 ]
Двигатель SaM146 впервые был запущен 21 февраля 2008 года. [ 22 ] Испытания проводил ЛИИ им . Громова на самолете Ил-76 ЛЛ в качестве летающего стенда. [ 23 ] SuperJet 100 совершил свой первый полет 19 мая 2008 года, вылетев из Комсомольска-на-Амуре. [ 3 ] К июлю ожидалось, что сертификация состоится в третьем квартале 2009 года, в результате чего поставки были перенесены на конец того же квартала. [ 24 ] 24 декабря 2008 года второй SSJ совершил свой первый полет. [ 25 ]
К январю 2009 года первые два самолета совершили более 80 полетов, а двигатели наработали 2300 часов испытаний. [ 26 ] В апреле 2009 года два прототипа пролетели 3000 км (1600 морских миль) из Новосибирска в Москву. [ 27 ] и пилоты EASA провели ряд ознакомительных полетов. [ 28 ] Третий прототип присоединился к испытательной кампании в июле 2009 года. [ 29 ]
SSJ дебютировал на международном уровне на Парижском авиасалоне 2009 года ; Во время выставки компания Malév Венгерские авиалинии разместила заказ на 30 самолетов на сумму 1 миллиард долларов. [ 30 ] По состоянию на июнь 2009 года в стадии строительства находилось 13 самолетов, первые четыре из которых планируется передать клиентам в декабре. [ 31 ] армянская «Армавиа» Первые два должна была получить , за ней следовал «Аэрофлот» , заказавший 30 с возможностью приобретения еще 15. Среди других клиентов — российская авиализинг , швейцарская компания AMA Asset Management Advisor и индонезийская авиакомпания Kartika Airlines . «Сухой» ожидал, что к 2012 году производство достигнет уровня 70 самолетов в год. [ 30 ]
В декабре 2009 года из-за проблем с доступностью двигателей поставки были отложены на неопределенный срок. [ 32 ] 4 февраля 2010 года четвертый прототип совершил свой первый полет с использованием двигателей, снятых с первого прототипа, из-за продолжающихся задержек в производстве двигателей, в том числе проблем с качеством НПО «Сатурн». [ 33 ] 15 сентября 2010 года в ЦАГИ завершились статические испытания для сертификации самолета. [ 34 ]
Сертификация
[ редактировать ]
К июню 2010 года сертификация была завершена на 90%, но была отложена из-за проблем с двигателем SaM146, которые не были обнаружены во время испытаний. [ 35 ] В сентябре 2010 года сертификация ожидалась в ноябре. [ 36 ] В октябре 2010 года шум прошел испытания в органах по сертификации, российском МАК и европейском EASA . [ 37 ] 4 ноября 2010 года совершил первый полет первый серийный самолет, предназначенный для «Армавиа». [ 38 ] К ноябрю 2010 года испытательный парк SSJ совершил 948 полетов общей продолжительностью 2245 часов. [ 39 ]
3 февраля 2011 года IAC выдал Сертификат типа . [ 40 ] 3 февраля 2012 года последовал сертификат типа EASA, разрешающий эксплуатацию в европейских странах. [ 41 ]
14 марта 2022 года EASA отозвало сертификат летной годности Superjet в рамках санкций ЕС против России после российского вторжения в Украину . [ 42 ]
Эксплуатационные разработки
[ редактировать ]Летом 2017 года дополнительные топливные баки варианта бизнес-джета были сертифицированы для перевозки на 3100 кг (6800 фунтов) больше топлива, что увеличило дальность полета с 4420 км (2390 морских миль) до 6000 км (3200 морских миль). [ 43 ]
Аэропорт Лондон-Сити является основным пунктом назначения ирландской авиакомпании CityJet , которая должна была принять 15 самолетов SSJ100, но ее крутой заход на посадку под углом 5,5° потребовал новых законов управления, настройки закрылков и модифицированных тормозов: испытательные полеты должны были начаться в декабре 2017 года, а сертификация запланирована на 2018 г., а модифицированный самолет будет доступен в 2019 г. [ 44 ] В любом случае CityJet прекратила использование самолетов SSJ-100 к ноябрю 2020 года. [ нужна ссылка ]
Новое крыло типа «сабля» , улучшающее взлетно-посадочные характеристики и обеспечивающее на 3% лучший расход топлива , будет входить в стандартную комплектацию и доступно для модернизации . [ 44 ] Разработанные с использованием CFD- инструментов компаний «Сухой» и ЦАГИ , «сабли» дебютировали в летных испытаниях 21 декабря 2017 года. Они должны улучшить производительность аэропорта и сократить расходы до 70 000 долларов в год. Части крыла усилены для изменения распределения аэродинамических нагрузок. [ 45 ] Они должны сократить расходы на топливо на 4%. К октябрю 2019 года летные испытания завершились после более чем 140 полетов. [ 46 ] Первый самолет с композитными законцовками крыла был поставлен российскому авиаперевозчику «Северсталь» в декабре 2019 года. [ 47 ]
К ноябрю 2018 года ЦАГИ провел испытания в аэродинамической трубе двух модифицированных конструкций крыла для экономии веса конструкции: одного с меньшей стреловидностью , другого с большей относительной толщиной , что также улучшило аэродинамику и грузоподъемность, а также улучшило топливную экономичность почти на 10%. [ 48 ]
Русифицированный SSJ
[ редактировать ]

Чтобы противостоять давлению дуополии Airbus-Boeing на региональные самолеты через Embraer E-Jet E2 (который когда-то должен был стать продуктом Boeing после неудачного приобретения Embraer ) и Airbus A220 , Сухой модернизировал SSJ100 до SSJ100B и «Русский» SSJ100R. [ 49 ] Западное содержание составляет 55–60% первоначальной стоимости SSJ100, но санкции против России ужесточаются. [ 50 ] По состоянию на декабрь 2018 года власти США не направляли «Сухому» никаких отзывов по поводу экспорта в Иран. [ 51 ] SSJ100B будет оснащен более мощными двигателями SaM146-1S18, улучшенным программным обеспечением авионики, улучшенными средствами управления механизацией и модернизируемыми «саблевидными» законцовками крыла . [ 49 ] После 2021 года SSJ100R заменит западные комплектующие на российские для госзаказчиков и стран, находящихся под международными санкциями. [ 49 ] такие как «Iran Air Tours» и «Iran Station» . [ 50 ]
SSJ100R может включать уменьшенный вариант двигателя «Авиадвигатель ПД-14» ( «Авиадвигатель ПД-8»). [ 50 ] ); электронные блоки КРЭТ Thales для замены авионики ; российская инерциальная навигационная система и ВСУ для замены Honeywell систем ; и шасси для замены шасси производства Safran . [ 52 ] Благодаря новому композитному крылу расход топлива сократится на 5–8%. [ 50 ] Российское содержание должно удвоиться до 30%, поскольку ограничения США ограничивают его экспортный потенциал. [ 53 ] Сухой прогнозирует 345 продаж в период с 2018 по 2030 год, в основном в постсоветских государствах , а также в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке , включая версию бизнес-джета с увеличенной дальностью полета . [ 53 ] Количество мест планируется увеличить до 110, а для работы в условиях высоких и высоких температур — до 4000 м и 50 °C. грузовой вариант . Также прорабатывается [ 53 ] Правительство России выделило 3,2 миллиарда рублей (51 миллион долларов США) на вариант SSJ с собственной силовой установкой и авионикой, представленный на авиасалоне Eurasia Airshow 2018 в Анталье наряду с SSJ75. [ 54 ]
В мае 2021 года Ростех объявил о завершении строительства первой опытной активной зоны двигателя ПД-8 . [ 55 ] «Русифицированный» вариант SSJ с композитным крылом, отечественной авионикой и двигателем ПД-8 позже стал называться SSJ-New. [ 56 ] [ нужен лучший источник ] В июле 2021 года ОДК представила новый двигатель на Московском авиасалоне 2021 года и поставила перед собой задачу получить сертификацию типа к 2023 году. [ 57 ] В январе 2022 года новая система управления, разработанная ОДК для двигателя ПД-8, проходила испытания перед интеграцией с двигателем. [ 58 ] Полный план отечественного производства будет осуществлен в 2023–2024 годах с заменой западных компонентов. [ 59 ] [ 60 ] [ нужен лучший источник ]
В соответствии с объявленным в июне 2022 года планом довести долю самолетов отечественного производства в российском парке до 80% к концу десятилетия после международных санкций, введенных после российского вторжения в Украину в 2022 году , серийное производство SSJ-New было прекращено. намечено на 2023 год. [ 61 ] В июле 2022 года прототип фюзеляжа SSJ-New был перевезен на подмосковные испытательные полигоны для прохождения испытаний жизненного цикла. [ 62 ] Следующие прототипы были собраны в 2023 году, а к осени планируется завершить структурные испытания обновленного планера и сертификацию двигателя ПД-8. По состоянию на май 2023 года ожидалось, что серийное производство начнется в 2024 году. [ 63 ]
Яковлев совершил первый полет своей новой версии Superjet 100 с полностью российскими компонентами, известной теперь как SJ-100, в августе 2023 года, правда, с двигателями SaM146, а не с предполагаемыми ПД-8. [ 64 ] По состоянию на середину 2024 года моторостроитель реализует стратегию использования компьютерной модели ПД-8 для испытаний с целью сокращения количества необходимых реальных испытаний двигателя и ускорения сертификации ПД-8. [ 65 ]
Интеграция корпорации «Иркут»
[ редактировать ]В конце ноября 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация передала SCAC из «Сухого» в корпорацию «Иркут» подразделением ОАК , чтобы стать авиалайнерным , поскольку компания Leonardo SpA в начале 2017 года из-за плохих финансовых показателей Superjet вышла . В распоряжении «Иркута» были «Суперджет 100», МС-21 и российско-китайский широкофюзеляжный CR929 , но пассажирский турбовинтовой Ил-114 и модернизированный широкофюзеляжный Ил- 96-400 остались за «Ильюшиным» . В новое коммерческое подразделение также вошли ОКБ Яковлева , специалист по авионике ОАК-Центр интеграции и производитель композитов «АэроКомпозит». [ 66 ] Самолет должен был называться просто « Суперджет 100» , отказавшись от названия «Сухой». [ 67 ]
В июле 2023 года «Иркут» объявил, что вся компания будет переименована под имя Яковлева и вступит в силу к концу августа, но не уточнила, подвергнется ли Superjet дальнейшему изменению обозначения. [ 68 ] Изменение названия было подтверждено в августе; Суперджет должен отказаться от названия «Сухой» и называться SJ-100. [ 9 ]
Потенциальная продажа «Сухим» SuperJet
[ редактировать ]В марте 2023 года было объявлено о сделке, согласно которой ОАК полностью выйдет из программы Superjet 100, продав всю свою долю в SuperJet International (SJI) эмиратскому инвестиционному фонду Markab Capital Investments. [ нужна ссылка ] Новый завод будет построен в международном аэропорту Аль-Айн в Абу-Даби, где самолеты будут собираться перед завершением на заводе SJI в Венеции. Сделка будет осуществляться при условии, что активы SJI будут разморожены Европейским Союзом. [ 69 ] Учитывая новую цепочку поставок, которую Леонардо создаст в Италии для обслуживания производственной линии в Абу-Даби, а также продажу интеллектуальной собственности, неясно, как российское производство SSJ-New, которое теперь ограничивается исключительно обслуживанием внутреннего рынка России, может продолжаться. по сделке. [ 70 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Пятирядное поперечное сечение более оптимизировано за пределами 70 сидений, чем четырехрядные Bombardier CRJ и Embraer E-Jets, но меньше, чем шестирядные Airbus A320 и Boeing 737 . [ 11 ] Обычно SSJ100 вмещает от 87 до 98 пассажиров. [ 71 ] In Russia, it replaces the aging Tupolev Tu-134 and Yakovlev Yak-42 aircraft. [ 20 ] Он конкурирует с Ан-148 , Embraer E190 и Bombardier CRJ1000 . «Сухой» утверждает, что денежные эксплуатационные расходы ниже, чем у конкурентов, на 8-10%, при этом снижается расход топлива на одно место и увеличиваются интервалы технического обслуживания. [ 72 ]
Конструкция соответствует авиационным правилам CIS AP-25, US FAR-25 и EU JAR-25, а также стандартам по шуму главы 4 ИКАО и раздела 4 FAR 36 от 2006 года. [ 73 ] ТРДД SaM146 PowerJet обеспечивают тягу от 60 до 78 килоньютонов (13 500–17 500 фунтов силы) для самолетов на 70–120 мест. [ 74 ]
Минпромторг России поддерживает его как приоритетный проект. [ 75 ] В 2010 году затраты на разработку без учета двигателя SaM146 составили 1,4 миллиарда долларов, при этом 25% профинансировано из федерального бюджета. [ 76 ] к 2013 году вырастет до 1,5 млрд долларов США . [ 77 ] Стоимость единицы продукции в 2012 году составила 31–35 миллионов долларов США. [ 72 ] в 2018 году базовая цена вырастет до 50,1 млн долларов США. [ 78 ]
В проекте задействовано более 30 зарубежных партнерств. Двигатели SaM146 разрабатываются, производятся и продаются компанией PowerJet , совместным предприятием французской Snecma и российского НПО «Сатурн» . Совместное предприятие Alenia (позже входящая в Leonardo SpA ) и «Сухого» , SuperJet International , отвечало за маркетинг в Европе, Америке, Африке, Японии и Океании, хотя «Леонардо» вышел из него в начале 2017 года из-за плохих финансовых показателей «Суперджета», и «Сухой» вернул себе его. 100% доля в SCAC . [ 66 ] Сборка осуществляется на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе на Дальнем Востоке России , а Новосибирское авиационное производственное объединение комплектующие производит ; обе компании модернизируют свои мощности и рассчитывали выпустить 70 самолетов к 2012 году. [ 79 ]
Операционная история
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]
19 апреля 2011 года первый серийный самолет был передан компании «Армавиа» в аэропорту «Звартноц» в Ереване для полетов в Москву и Сочи , а также в города Украины. [ 80 ] Самолету было присвоено имя Юрия Гагарина . [ 81 ] приземлился первый коммерческий рейс 21 апреля в московском Шереметьево , продолжительность которого составила 2 часа 55 минут; Армавиа использовала на этом маршруте Airbus A319 , прежде чем перешла на Superjet 100. [ 82 ] 1 мая он совершил свой первый коммерческий рейс в аэропорт Венеции примерно за 4 часа, к тому времени он наработал 50 часов на 24 рейсах. [ 83 ]
К марту 2012 года шесть самолетов «Аэрофлота» налетали 3,9 часа в день вместо стандартных 8–9 часов из-за отказов и задержек с доставкой запчастей, и авиакомпания потребовала компенсацию. [ 84 ] В августе 2012 года «Армавиа» объявила, что вернула производителю оба своих SSJ100. [ 85 ] [ 86 ] Армавиа тогда отказалась от дальнейших поставок. [ 87 ] В феврале 2013 года «Сухой» заявил, что проблемы с прорезыванием зубов — обычное дело для новых авиалайнеров. [ 88 ]
SSJ поступил на вооружение мексиканской авиакомпании Interjet 18 сентября 2013 года; За первые четыре недели первые два эксплуатируемых самолета совершили налеты 580 раз в течение 600 часов с ежедневной загрузкой 9,74 часа и надежностью диспетчеризации 99,03%. [ 89 ] К июню 2014 года Interjet получила семь самолетов SSJ100, а надежность отправки выросла до 99,7%. [ 90 ] 12 сентября 2014 года Interjet начала регулярные пассажирские рейсы в США по маршруту Монтеррей, Мексика , – Сан-Антонио, Техас . [ 91 ] Однако к январю 2020 года Interjet подтвердила, что планирует постепенно вывести из эксплуатации свой парк SSJ100; но не смог, а продал все остальные самолеты кроме одного из всех остальных моделей. К ноябрю того же года компания сохранила 3 или 4 из 22 своих SSJ100, потенциально способных летать, используя другие самолеты на запчасти; а в декабре компания была закрыта, поскольку не смогла продолжать работу. [ 92 ]
3 июня 2016 года ирландский авиаперевозчик CityJet стал первой западноевропейской авиакомпанией, получившей SSJ100. [ 93 ] Но к ноябрю 2020 года CityJet прекратила использование самолетов SSJ-100. [ нужна ссылка ]
Надежность
[ редактировать ]
24 декабря 2016 года Федеральное агентство воздушного транспорта России приостановило полеты семи самолетов после того, как в хвостовой части самолета IrAero SSJ100 была обнаружена усталость металла , что побудило Сухой проверить весь парк самолетов. [ 94 ] К 27 декабря все самолеты были проверены, и было показано, что дефект не носит системного характера , поскольку он предполагает многократное дублирование и запас прочности, удваивающий нормальную нагрузку. [ 95 ] В этот период Interjet приостановила работу половины своего парка самолетов SSJ100, но все ее самолеты вернулись в строй к первой неделе января 2017 года после того, как компания "Сухой" направила 22 технических специалиста для ремонта приземлившегося самолета. [ 96 ]
В июне 2017 года надежность диспетчеризации выросла до 97,85% с 96,94% годом ранее, при этом на 1000 часов налета приходилось 89,6 неисправностей, что на 40%. [ 97 ] 21 июля 2017 года, после обнаружения горизонтального стабилизатора на заднем лонжероне трещин , EASA обязало провести обязательные проверки. [ 98 ] В «Сухом» признали, что необходимо улучшить поддержку клиентов , повысив оперативность и доступность летного обучения , инжиниринга и поставок запасных частей . [ 44 ] России В начале ноября 2017 года Федеральное агентство воздушного транспорта и Управление гражданской авиации Италии (ENAC) внесли поправки в двустороннее соглашение о летной годности , что ударило по экспортным продажам SSJ. [ 43 ] Interjet заявила, что ее капитальные затраты на 10 самолетов Superjet были эквивалентны предоплате за один Airbus A320 . [ 99 ] Предоплата составляет 15-30% от прейскурантной цены самолета. [ 100 ] В 2012 году прейскурантная цена А320 составляла 88,3 миллиона долларов. [ 101 ]
В январе 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что четыре из 22 самолетов SSJ100 компании Interjet были разобраны на запчасти, чтобы обеспечить работу других, после того, как они были остановлены как минимум на пять месяцев из-за задержек с техническим обслуживанием SaM146 . [ 102 ] Позже эту информацию опровергла компания Interjet. [ 103 ] Один остановленный SSJ100 должен был вернуться в строй 19 января 2018 года, а остальные три — в марте. [ 104 ] В августе 2018 года российский региональный авиаперевозчик «Якутия» рассматривал возможность вывода из эксплуатации своих SSJ после того, как два из них были остановлены, поскольку их двигатели были сняты после 1500–3000 циклов эксплуатации, что меньше запланированных 7000, а замены не было. PowerJet расширяла свои ремонтные мощности и арендный пул по мере улучшения состояния двигателей, отмечая, что двигатель SaM146 достиг надежности 99,9% с момента его внедрения в 2011 году. [ 105 ]
Производительность
[ редактировать ]В сентябре 2018 года сообщалось, что Interjet рассматривает возможность замены своих SSJ100 на Airbus A320neos , чтобы лучше использовать свои слоты, причем технические проблемы SSJ, возможно, также являются фактором. [ 106 ] 12 сентября Interjet опроверг эту информацию. [ 107 ] Позже сообщалось, что Interjet намерена отказаться от некоторых своих самолетов Superjet и приобрести еще 20 самолетов A320neo, возможно, наряду с поставками новых самолетов Superjet; она будет иметь доступ к расширенному складу запасных частей для SSJ в Мехико и устанавливает авиасимулятор в Толуке . [ 108 ] Обновленные SSJ будут иметь винглеты , более высокую взлетную массу , а также улучшенные системы и интерьер. [ 109 ] «Сухой» также предложил увеличить плотность салона с 93 до 108 мест за счет уменьшения шага с 34 до 30 дюймов (с 86 до 76 см). [ 110 ] Хотя авиакомпанию привлекла низкая начальная цена, «Сухой» был вынужден возместить расходы Interjet в 2018 году после того, как в ее парке из 30 самолетов возникли постоянные неисправности. [ 111 ]

В октябре 2018 года «Сухой» и подрядчик по производству двигателей ОДК согласовали план, поддержанный правительством России , по которому сосредоточить внимание на поддержке клиентов, а не на поставках, чтобы повысить надежность поставок. [ 112 ] В конце ноября 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация передала SCAC из холдинга «Сухой» в корпорацию «Иркут» , чтобы он стал авиастроительным дивизионом ОАК. [ 66 ] К тому времени компания «Брюссельские авиалинии» искала альтернативу своим четырем самолетам SSJ100, арендованным с обслуживанием у CityJet , поскольку проблемы с появлением новых самолетов повлияли на их надежность. [ 113 ]
К февралю 2019 года оставшиеся пять SSJ100 CityJet простаивали и, как ожидается, будут переданы словенской авиакомпании Adria Airways , которая в конце 2018 года обязалась построить 15 самолетов. [ 114 ] хотя впоследствии Adria отменила свой заказ в апреле 2019 года. [ 115 ] Ни CityJet, ни Брюссельские авиалинии не прокомментировали, почему они отказались от SSJ, хотя предположительно этому способствовали низкая надежность, сложное обслуживание и доступность запасных частей. [ 116 ]
К концу первого квартала 2019 года 15 из 22 SSJ Interjet вышли из строя. Дальнейшие переговоры с «Сухым» зашли в тупик: сообщается, что Interjet не желает платить за ремонт двигателей PowerJet SaM146. [ 117 ] Проблемы с надежностью Interjet усугубляются отсутствием сервисных центров для SSJ в Америке, что также способствовало низкой надежности, зафиксированной CityJet. [ 118 ]
15 мая 2019 года Interjet объявила, что продаст свои 20 самолетов SSJ, из которых только пять находятся в эксплуатации, поскольку эксплуатировать самолеты такого размера в Мексике больше невыгодно. [ 119 ] Таким образом, по состоянию на май 2019 г. [update]У компании «Сухой» возникли проблемы с продажей Superjet и продлением лизинговых контрактов за пределами России из-за проблем с надежностью и сетью обслуживания, в результате чего российские авиакомпании налетали в среднем 109 часов в месяц, примерно половина производительности Embraer EMB 170 и лишь треть самолет Боинг или Эйрбас. [ 111 ] [ нужна проверка ] Беспокойство по поводу низкой надежности SSJ распространилось и на российских операторов. [ 120 ]
Медленные продажи
[ редактировать ]В первой половине 2019 года «Сухой» поставил всего три SSJ; ее финансовые результаты показывают семикратное падение выручки от продаж самолетов и четырехкратное падение общей выручки от продаж, что привело к увеличению ее чистого убытка на 32%. Чтобы получить прибыль, компании необходимо достичь уровня производства от 32 до 34 самолетов в год, хотя спрос на российские модели в категории 60–120 мест, по прогнозам, составит всего 10 самолетов в год в течение 20-летнего периода. В краткосрочной перспективе главная надежда компании заключается в том, что Аэрофлот подтвердит предварительное соглашение на 2018 год на поставку 100 самолетов SSJ. [ 121 ]
Авиакомпания «Ямал» , второй по величине российский оператор SSJ, объявила об отмене заказа на еще 10 SSJ, сославшись на высокие затраты на обслуживание. [ 122 ] Сообщается, что из 30–40 SSJ, принадлежащих «Аэрофлоту», только 10 могут использоваться одновременно из-за проблем с техническим обслуживанием. [ 123 ] Аэрофлот отменил около 50 рейсов Superjet за неделю после катастрофы рейса 1492 . "Коммерсант" со ссылкой на отраслевые источники сообщил, что надежность отправки Superjet 100 исторически была ниже, чем у самолетов Airbus и Boeing в парке авиакомпании, и объяснил рост числа отмен "повышенными мерами безопасности" в "Аэрофлоте" во время расследования происшествия. [ 124 ] 4 июня Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) обязало перевозчиков к 25 июня провести разовые проверки SSJ, включая общую проверку состояния самолета и проверку бортовых журналов самолета и двигателей. [ 125 ]
Всего в 2020 году передано 12 самолетов следующим операторам: авиакомпании «Россия» , «Азимут», «Red Wings» . [ 126 ] У единственного оставшегося западного оператора Interjet к концу ноября 2020 года осталось всего четыре действующих SSJ100. [ 127 ] прекратил полеты в декабре 2020 года и объявил о банкротстве в апреле 2021 года. [ 128 ] Часть плана Interjet заключалась в том, чтобы попытаться вернуть Сухому свои 22 самолета SSJ-100, чтобы погасить долг и возобновить полеты на 10 самолетах Airbus A320. [ 129 ] В декабре 2020 года авиакомпания «Россия» объявила, что к концу 2021 года намерена эксплуатировать 66 самолетов Superjet, переданных от материнской компании «Аэрофлот», у которой в настоящее время имеется 54 самолета SJ. [ 130 ] В сентябре 2023 года верховный лидер Северной Кореи Ким Чен Ын посетил производство истребителей на Дальнем Востоке России, а также осмотрел проект гражданской авиации, в том числе отечественный Superjet 100. [ 131 ]
Влияние санкций против России
[ редактировать ]Российские эксплуатанты Superjet 100 столкнулись с трудностями при поддержании своего флота в воздухе из-за санкций, введенных после российского вторжения в Украину . не хватает запчастей В 2023 году выяснилось, что для двигателей SaM146 , а именно свечей зажигания американского производства и французских топливных фильтров, которым отечественную замену найти не удалось. [ 132 ] Авиакомпания «Россия» выразила опасения, что только 40% ее парка Superjet 100 будет эксплуатироваться весной и летом 2023 года из-за нехватки запчастей. [ 133 ] В сентябре 2022 года ОДК «Сатурн», производитель SaM146, прибегла к очистке старых фильтров как методу продления срока службы двигателей, однако эта процедура была запрещена российским регулятором из-за отсутствия формальной сертификации. [ 132 ]
Варианты
[ редактировать ]Первоначально планировалось три варианта на 60, 78 и 98 пассажиров: RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95 соответственно. К 2007 году от RRJ-60 отказались, сосредоточив внимание на 98-местном автомобиле, а затем на 78-местном. [ 134 ] Базовая версия была сертифицирована EASA 3 февраля 2012 года, RRJ-95LR100 с увеличенной взлетной массой с 45,88 до 49,45 т (от 101 100 до 109 000 фунтов) и RRJ-95B100 с увеличенной тягой по сравнению с SaM146-1S17 с 76,84 до 79 кН. (от 17 270 до 17 760 фунтов силы) -1S18 были добавлены 7 марта 2017 года. [ 135 ] Дальность полета RRJ-95LR100 увеличена до 4578 км (2472 миль). [ 136 ] Взлетная дистанция RRJ-95B100 уменьшена на 10%. [ 137 ]
Растяжка сидений 130–140
[ редактировать ]В 2011 году Минпромторг России упомянул удлинённый Superjet 130NG на 130 мест. [ 138 ] У него будет алюминиевый фюзеляж и композитное крыло. [ 139 ] Новые материалы должны были снизить вес на 15–20 %, увеличить срок службы на 20–30 % и снизить эксплуатационные расходы на 10–12 %. [ 138 ]
В 2013 году финансирование планировалось начать в 2016 году для производства с 2019 по 2020 год. В нем будет использоваться модификация композитного крыла «Иркут МС-21» и двигателей Pratt & Whitney PW1000G . 130-местный самолет назывался Sukhoi Superjet 130NG. [ 140 ] Он мог бы конкурировать с семейством Airbus A220 и Embraer E-Jet E2 . [ 141 ]
Растяжка сидений 115–120
[ редактировать ]В 2016 году в 2020 году планировалось ввести в эксплуатацию более короткий удлиненный вариант вместимостью до 120 человек с крыльями большего размера, но с теми же двигателями и хвостовым оперением. [ 142 ] В 2017 году при бизнес-плане на 150 самолетов добро на строительство НГ на 130 мест зависело от наличия двигателей с достаточной тягой и должно было состояться до конца года. [ 143 ] Самолет мог перевозить до 120 пассажиров с существующими двигателями и до 125 пассажиров с планера постоянным усовершенствованием ; PowerJet может подтвердить увеличение тяги на 2% в течение трех лет. [ 144 ] К первому кварталу 2018 года Сухой должен был решить, выпускать ли сначала укороченный 75-местный вариант или удлиненный вариант, требующий SaM146 с большей тягой, или альтернативный двигатель. [ 44 ]
75 мест, термоусадка
[ редактировать ]в феврале 2018 года На Сингапурском авиасалоне «Сухой» объявил о возможном сокращении 75-местного самолета, который поступит в эксплуатацию в 2022 году. Имея меньшее, оптимизированное алюминиевое или композитное крыло, он будет оснащен двигателями Pratt & Whitney PW1200G мощностью 17 000 фунтов силы (76 кН) , расстроенными SaM146 или PD-7 на базе «Авиадвигателя» ПД-14 . [ 145 ] Фюзеляж короче на 3–3,5 м (9,8–11,5 футов) будет на 3 т (6600 фунтов) легче и будет подпадать под действие положений США , но потребует западного опыта обслуживания и поддержки. [ 146 ]
Спрос на такие самолеты составляет 200–300 в России и до 3000 за рубежом; внедрение может перенестись на начало 2023 года. Поскольку "Сухой" и "Иркут" могут быть объединены в Объединенную авиастроительную компанию , некоторые конструкции и авионика могут быть ближе к " Иркуту МС-21" по общности . [ 147 ] Единая платформа с идентичными элементами управления облегчит пилотные преобразования; S7 Airlines взяла на себя обязательство приобрести 75 самолетов. В июле 2018 года предпочтение было отдано композитному крылу, и будет изготовлен и испытан 3-метровый испытательный участок. Вариант сохранит SaM146, а пустой вес должен быть уменьшен на 12–15%. [ 148 ]
В 2018 году серийное производство планировалось на 2025 год, через четыре года после утверждения проекта. К 2019 году приоритет сместился на замену западных запчастей на SSJ100, чтобы самолет можно было продать в страны, находящиеся под санкциями США, такие как Иран. S7 Airlines, которая взяла на себя обязательство приобрести 75 укороченных самолетов, может искать альтернативы у Bombardier или Embraer. [ 149 ] В сентябре 2019 года владелец S7 Владислав Филев подтвердил свое понимание того, что проект SSJ75 заброшен. Он пояснил, что S7 настояла на участии в программе испытаний собственных экспертов и потребовала замены композитного пола, показавшего недостаточную огнестойкость при крушении Шереметьево, а также изменения конструкции колесных арок. [ 150 ]
Заказы и поставки
[ редактировать ]К августу 2016 года 133 самолета SSJ100 эксплуатировались восемью авиакомпаниями и пятью организациями правительственной и деловой авиации. [ 50 ] В октябре 2017 года в эксплуатации по всему миру находилось 105 самолетов SSJ100: некоторые из них использовались государственными органами, такими как Королевские ВВС Таиланда и правительственными учреждениями Казахстана . С момента начала коммерческих операций в 2011 году флот совершил 230 000 рейсов за 340 000 часов. В 2017 году должно было быть поставлено не менее 30 SSJ100, из них 38 запланировано на 2018 год и 37 на 2019 год. [ 43 ] В мае 2018 года, через десять лет после первого полета, флот из 127 самолетов совершил более 275 000 коммерческих рейсов и налетал 420 000 часов. [ 147 ] В сентябре 2018 года было зарегистрировано более 300 000 коммерческих рейсов продолжительностью 460 000 часов. [ 50 ] По состоянию на апрель 2023 года их насчитывалось ок. В эксплуатации находится 160 самолетов Superjet. [ 151 ]
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чистые заказы | 30 | 0 | 0 | 0 | 15 | 0 | 22 | 0 | 2 | 13 | 58 | 28 | 28 | 106 | 24 | 59 [ 154 ] | 385 | ||||
Произведено | — | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 12 | 24 | 36 | 18 | 19 | 33 | 24 | 18 | 11 | 12 | 10 | 229 | |||
Поставки | — | 5 | 8 | 14 | 27 | 21 | 21 | 25 | 28 | 6 | 14 | 27 | 7 | 1 | 206 |
![]() |
По состоянию на 1 января 2023 г. [update] |
Технические характеристики
[ редактировать ]
ССЖ 100 | 95LR |
---|---|
Экипаж кабины | 2 |
Сидение | От 87 (2-й класс) до 108 (1-й класс) |
Длина | 29,94 м (98 футов 3 дюйма) |
Размах крыльев | 27,80 м (91 фут 2 дюйма) |
Площадь крыла [ 135 ] | 83,80 м 2 / 902 фута² (9,22 AR ) |
Высота | 10,28 м (33 фута 9 дюймов) |
Фюзеляж | Диаметр 3,46 м (11 футов 4 дюйма) [ 155 ] : 451 |
Ширина кабины × высота | 3,236 на 2,12 м (10 футов 7,4 дюйма на 6 футов 11,5 дюйма) |
Груз | 21,97 м 3 (776 куб. футов) |
МВВ | 49 450 кг (109 020 фунтов) |
ОЙ | 25 100 кг (55 300 фунтов) |
Макс. полезная нагрузка | 12 245 кг (26 996 фунтов) |
Макс. Топливо | 15 805 л (4 175 галлонов США), 12 328 кг [ а ] |
2 х ТРДД | СаМ146-1С18 |
2 х тяга | 71,6 кН (16 100 фунтов силы ) |
Взлет (МВВ) | 2052 м (6732 футов) |
Потолок | 12 500 м (41 000 футов) |
FL400 Круиз | 0,78–0,81 Маха (828–870 км/ч / 448–469 узлов) |
Диапазон (98 чел.) | 4578 км (2472 миль) |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 года произошло четыре аварии с потерей корпуса , в трех из которых погибло 89 человек.
- 9 мая 2012 года демонстрационный полет прямо поразил гору Салак в Индонезии , в результате чего погибли все 45 находившихся на борту (сотрудники «Сухого» и представители различных местных авиакомпаний). Предупреждение системы оповещения и предупреждения о местности (TAWS) было проигнорировано пилотом, отвлеченным разговором с потенциальным клиентом. [ 156 ]
- 21 июля 2013 года во время оценки автопосадки самолета RRJ-95B (Российский экспериментальный реестр) с одним двигателем при боковом ветре в аэропорту Кеблавик в Исландии фюзеляж ударился и соскользнул по взлетно-посадочной полосе с поднятым шасси. Во время запланированного ухода на второй круг утомленный пилот заглушил не тот двигатель, в результате чего самолет потерял тягу, достаточную для управляемого полета. Самолет продолжал терять высоту и врезался в взлетно-посадочную полосу, хотя пилот осознал свою ошибку и заглушил двигатель. При эвакуации один из пяти членов экипажа получил ранения. Исландский совет по расследованию авиационных происшествий расследовал это событие и вынес девять рекомендаций. [ 157 ] [ 158 ] [ 159 ] Впоследствии самолет был отремонтирован и возвращен в строй в составе испытательного парка. [ 160 ]
- 10 октября 2018 года самолет SSJ100 авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутска из-за поломки основного шасси . Все 87 пассажиров и пять членов экипажа были благополучно эвакуированы, никто серьезно не пострадал. [ 161 ] Отклонение могло быть вызвано обледенением взлетно-посадочной полосы или плохим состоянием взлетно-посадочной полосы. [ 162 ] Авиалайнер был поврежден и не подлежал ремонту, и его предполагалось списать. [ 163 ]
- 5 мая 2019 года, когда рейс 1492 Аэрофлота набирал высоту после взлета из московского Шереметьево , на высоте 6900 футов (2100 м) молния рядом с самолетом ударила из ближайшего кучево-дождевого облака с основанием 6000 футов (1800 м). Радио и другое оборудование вышло из строя, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку в Шереметьево. Самолет несколько раз подпрыгнул после первого приземления, а после четвертого жесткого приземления вспыхнул пожар , охвативший заднюю часть самолета. Затем была проведена экстренная эвакуация , но 41 из 78 пассажиров погиб. [ 164 ]
- 12 июля 2024 года самолет «Газпромавиа» SSJ100 разбился под Коломной во время испытательного полета после ремонта, в результате чего погиб экипаж из трех человек. [ 165 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ 0,78 кг/л топлива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://uacrussia.ru/en/aircraft/lineup/civil/ Архивировано 10 мая 2021 г. в Wayback Machine Products Объединенной авиастроительной корпорации.
- ^ Шарпантро, Клеман (29 ноября 2018 г.). «Сухой Суперджет 100 меняет владельца… и имя» . www.aerotime.aero . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Том Зайцев (19 мая 2008 г.). «Суперджет 100 совершил первый полет» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ "Реестр: Сухой SuperJet-100" . November 2022.
- ^ «Компания «Гражданские самолеты Сухого» сменила название на «Региональные самолеты» . ruaviation.com . 27 февраля 2020 г.
- ^ "Компания" . Компания «Гражданские самолеты Сухого». Архивировано из оригинала 14 марта 2022 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Superjet применяет силу для преодоления торговых ограничений США» .
- ^ «Почему заказ на российские самолеты превратит Аэрофлот в точную копию самого себя» .
- ^ Перейти обратно: а б Камински-Морроу, Дэвид (16 августа 2023 г.). «Имя Яковлева официально утверждено в качестве нового фирменного стиля «Иркута»» . Полет Глобал .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Суперджет 100 > История» . Объединенная авиастроительная корпорация. Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кингсли-Джонс, Макс (6 февраля 2007 г.). «Русская революция: Сухой Суперджет» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карнозов, Владимир (23 января 2008 г.). «Сухой/Boeing RRJ выиграл российский государственный тендер» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Справочник: авиалайнеры мира» . Рейс Интернешнл . 28 октября 2003 г. стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б «Boeing и «Сухой» объявляют о расширенном соглашении» (Пресс-релиз). Боинг. 9 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2019 г. . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Snecma и NPO возглавят RRJ» . Flightglobal.com . 21 января 2003 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «P&WC надеется на запуск в 2003 году» . Flightglobal.com . 30 июля 2002 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Snecma и NPO возглавят RRJ» . Flightglobal.com . 21 января 2003 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Snecma уверена в продолжении работы над семейством RRJ» . Flightglobal.com . 6 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Карнозов, Владимир (6 февраля 2007 г.). «Сделано в Сибири: Сухой Суперджет» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2012 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Россия представляет новый пассажирский самолет» . Рейтер . 26 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ «Сухой СуперДжет» . Сеть «Авиационная неделя» . 29 октября 2007 г.
- ^ «PowerJet объявляет о первом запуске двигателя SaM146, установленного на крыле Superjet 100» (Пресс-релиз). Авиационные двигатели Safran. 21 февраля 2008 г.
- ^ Фицсаймонс, Бернард. «SaM146 готов стать двигателем нового Sukhoi Superjet» . Международные авиационные новости . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Российский «Сухой» планирует поставку Superjet в третьем квартале 2009 года» . Рейтер . 7 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2018 г. . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (24 декабря 2008 г.). «Сухой» впервые летает на втором «Суперджете » Флайтглобал . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Видео: Первые два Superjet 100 в строю» . Рейс Интернешнл . 27 января 2009 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 г. . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «Российский Сухой Суперджет-100 прошел испытания на дальнемагистральные полеты» . MosNews.com . 1 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 3 апреля 2009 г.
- ^ Сухой Суперджет 100 (17 апреля 2009 г.). «Пилоты EASA выполняют ознакомительные полеты на борту Sukhoi Superjet 100» (Пресс-релиз). Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
{{cite press release}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гражданские самолеты Сухого (25 июля 2009 г.). «Третий Sukhoi Superjet 100 присоединяется к кампании летных испытаний» (Пресс-релиз). Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Малев покупает 30 суперджетов за 1 млрд долларов» . «Москва Таймс» . 16 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 г. Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Джонатан Рэй (1 августа 2009 г.). «Вход в Суперджет» . Авионика Интернэшнл . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Суперджет 100 отложен на неопределенный срок» . «Москва Таймс» . 29 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 14 января 2010 г.
- ^ Джон Лейк (май 2010 г.). «Российский региональный самолет». Эйр Интернешнл . Том. 78, нет. 5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 54–60. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Superjet International – SSJ100 успешно завершил программу сертификационных статических испытаний» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Алексей Непомнящий и Алексей Никольский (6 июля 2010 г.). «Сухой Суперджет отстает от графика» . The Moscow Times/ Ведомости . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года.
- ^ Бьюк, Кэти (29 сентября 2010 г.). «SuperJet SSJ100 готовится к сертификации в ноябре» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2011 года . Проверено 29 сентября 2010 г.
- ^ Макхейл, Джон (14 октября 2010 г.). «Сухой Суперджет 100 прошел программу шумовых испытаний» . Военная и аэрокосмическая электроника . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
- ^ «Первый серийный самолет Sukhoi Superjet 100 SN 95007 поднялся в воздух» (Пресс-релиз). Суперджет Интернэшнл. 4 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Зайцев, Том (11 ноября 2010 г.). «Суперджет близок к завершению затянувшейся сертификационной кампании» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Суперджет получил сертификат первоначального типа» . Авиационная неделя . 3 февраля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Сухой Суперджет 100 получил сертификат типа EASA» (Пресс-релиз). Суперджет Интернэшнл. 3 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г. .
- ^ «Сухой Суперджет 100 и Бе-200 Бериева теряют европейское одобрение, МС-21 его не получает» . Aviation24.be. 17 марта 2022 г. Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Йенс Флоттау, Максим Пядушкин и Михаэль Бруно (2 января 2018 г.). «Летные испытания узкофюзеляжного самолета МС-21 символизируют амбиции российского сектора» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алан Дрон (16 ноября 2017 г.). «Сухой» примет решение о новом варианте «Суперджета» к первому кварталу 2018 года . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Стивен Тримбл (21 декабря 2017 г.). «Сухой» приступает к испытаниям первого Суперджета с «Саберлетами » . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (17 октября 2019 г.). «Завершилась программа летных испытаний самолетов Superjet с крылышками» . Флайтглобал .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (20 декабря 2019 г.). «Северсталь» получила самолет Superjet 100 с законцовкой крыла . Флайтглобал .
- ^ Дэвид Камински Морроу (7 ноября 2018 г.). «Сухой» изучает конструкции крыла облегченного суперджета» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Инсайт: Обзор коммерческих проектов Объединенной авиастроительной корпорации» . Российский авиационный инсайдер . 15 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Владимир Карнозов (10 сентября 2018 г.). «Сухой» и ОАК планируют построить «Суперджет» без западного содержания» . АЙН онлайн .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (7 января 2019 г.). «Superjet ожидает одобрения США на продажу Superjet Ирану» . Флайтглобал .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (14 мая 2018 г.). «Сухой» оценивает варианты двигателей для «русифицированного» Суперджета» . Флайтглобал .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Камински-Морроу (2 июля 2018 г.). «Сухой» обрисовывает ожидания по продажам при доработке «Суперджета» . Флайтглобал .
- ^ Владимир Карнозов (9 июля 2018 г.). «Кремль активизирует усилия по «коренизации» SSJ100» . АЙН онлайн .
- ^ "Ростех собрал первый опытный газогенератор двигателя ПД-8 для авиалайнера SSJ-NEW" [Rostec has assembled the first experimental core section of the PD-8 engine for the SSJ-NEW aircraft] (in Russian). Rostec. 18 May 2021.
- ^ " "Сухое" семейство" [The Sukhoi family] (in Russian). Civil aviation. 24 February 2021.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (21 июля 2021 г.). «United Engine планирует провести сертификацию двигателя SSJ-New в 2023 году» . Полет Глобал .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (27 января 2022 г.). «United Engine тестирует отечественную систему управления для ПД-8 компании SSJ-New» . Полет Глобал .
- ^ "ПОЛНОСТЬЮ ИМПОРТОЗАМЕЩЕННУЮ ВЕРСИЮ SUKHOI SUPERJET 100 СОЗДАДУТ В РОССИИ К КОНЦУ 2023 ГОДА" .
- ^ "В Ростехе сообщили, когда начнется производство импортозамещенного Sukhoi Superjet 100" .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (27 июня 2022 г.). «К 2030 году более 80% российского флота будет состоять из самолетов отечественного производства — правительство» . Полет Глобал .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (1 августа 2022 г.). «Фюзеляж SSJ-Новый сходит с конвейера во время передачи на московские испытательные полигоны» . Полет Глобал .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (23 мая 2023 г.). «Российский SSJ-New движется к серийному производству» . Полет Глобал .
- ^ «Новая всероссийская модель Суперджета совершила первый полет – прогноз на поставку в 2025 году» . План полета . Прогноз Интернешнл. 31 августа 2023 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Цифровой двойник ускорит сертификацию двигателя ПД-8» . РуАвиация, 7 мая 2024. 7 мая 2024 . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Максим Пядушкин (11 декабря 2018 г.). «ОАК переводит Superjet 100 из «Сухого» в «Иркут» в рамках реструктуризации компании» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Шарпантро, Клеман (29 ноября 2018 г.). «Сухой Суперджет 100 меняет владельца… и имя» . www.aerotime.aero . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (27 июля 2023 г.). «Производитель МС-21 «Иркут» проведет ребрендинг под известное имя Яковлева» . Полет Глобал .
- ^ Полек, Григорий. «ОАК покидает завод Superjet 100, инвесторы присматриваются к заводу в ОАЭ» . Международные авиационные новости .
- ^ Перри, Доминик (28 февраля 2022 г.). «SuperJet International планирует окупить инвестиции в ОАЭ и завод в Аль-Айне для SSJ100» . Полет Глобал .
- ^ Перейти обратно: а б «Техническое описание SSJ100» (PDF) . СуперДжет Интернэшнл. 2011. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Россия привозит Суперджет в Пакистан» . «Экспресс Трибьюн» . 9 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 г. . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Специальный выпуск российской промышленности: новый старт для «Сухого»» . Рейс Интернешнл . 13 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «СаМ146» . PowerJet. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
- ^ Максим Пядушкин (4 января 2009 г.). «Вот тут: программе Superjet 100 нужно больше денег для завершения сертификации» . Обозреватель от России в СНГ . Том. 4, нет. 27. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ «Новые заказы, но нет подъема для Суперджета» . «Москва Таймс» . 27 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2010 г.
- ^ «Создание SSJ-100 обошлось в 1,5 миллиарда долларов – Погосян» . ТАСС . 7 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г.
- ^ «Прейскурантные цены» . Гражданский самолет Сухого. Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года.
- ^ Максим Пядушкин (20 июня 2009 г.). «Празднование 100-летия: Sukhoi Superjet 100 дебютирует в Ле Бурже» . Обозреватель от России в СНГ . Том. 2, нет. 25. Архивировано из оригинала 2 января 2011 года . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ «Сухой Суперджет 100, направляющийся из Еревана, приземляется в аэропорту Шереметьево» . Армянские новости . 21 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ «Сухой Суперджет 100 совершил первый пассажирский рейс» . Голос России . 21 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2011 г.
- ^ Карнозов, Владимир (21 апреля 2011 г.). "Фото: "Армавиа Суперджет" выполнил первый коммерческий рейс" . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Самолет Sukhoi Superjet 100 впервые приземлился в Венеции» (Пресс-релиз). Суперджет Интернэшнл. 1 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ " "Аэрофлот" выторговал у "Гражданских самолетов Сухого" беспрецедентные скидки" . Vedomosti (in Russian). 13 May 2012. Archived from the original on 17 March 2012 . Retrieved 9 May 2012 .
- ^ «Заказчик запуска Superjet «Армавиа» возвращает «ненадежный» самолет компании «Сухой» . Новости авиации . Нью-Йорк Авиация. 7 августа 2012 года . Проверено 8 августа 2012 г.
- ^ «Наш флот» . Армавиа. Архивировано из оригинала 11 января 2013 года . Проверено 8 августа 2012 г.
- ^ «Владелец армянской «Армавиа» отвергает предполагаемую задолженность за Sukhoi SuperJet 100» . Новости Арки . 16 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 8 января 2016 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ «Пресс-релиз ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (Пресс-релиз). ОАК. 7 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Interjet SSJ100 подтверждает успешные полеты» (Пресс-релиз). СуперДжет Интернэшнл. 29 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 г. . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Отправка самолетов Superjet Interjet почти идеальна» . Авиационная неделя . 11 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2014 года . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ «Interjet начинает обслуживание рейсов Монтеррей – Хьюстон с конца октября 2014 г.» . МаршрутыОнлайн . 4 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 г. . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «SAS присоединяется к списку банкротств и банкротств авиакомпаний с начала пандемии» . Скиф, 6 июля 2022 г. 6 июля 2022 г. Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ "Goltsblat BLP консультирует по первой поставке самолетов Sukhoi Superjet европейской авиакомпании" (Пресс-релиз). Брайан Кейв Лейтон Пейснер . 27 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2018 г. Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Россия приостановила полет своего новейшего авиалайнера из соображений безопасности» . Нью-Йорк Таймс . 24 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 г. Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Завершена проверка парка самолетов Sukhoi Superjet 100» (Пресс-релиз). Гражданский самолет Сухого. 27 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Шесть самолетов Interjet SSJ100 возобновили полеты после проверок» . Авиационный голос . 10 января 2017 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «Надежность суперджета близка к 98%: Сухой» . Флайтглобал . 17 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «Стабилизаторы — задний лонжерон горизонтального стабилизатора — осмотр» . Директивы по летной годности . EASA. 21 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Эдвард Рассел (17 ноября 2017 г.). «Interjet хвалит Superjet, несмотря на постоянные потребности в техническом обслуживании» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 года . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ Пол Джебели (18 марта 2015 г.). «Бумажные самолетики: финансирование предпродажной оплаты самолетов» . Clyde & Co. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ «Коммерческие самолеты Новые самолеты Airbus прейскурантные цены на 2012 год» (Пресс-релиз). Аэробус. 18 января 2012 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 г. . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ Андреа Наварро (12 января 2018 г.). «Застрявшие российские самолеты в мексиканских ангарах преследуют проблемную авиакомпанию» . Блумберг. Архивировано из оригинала 13 января 2018 года . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ «Мексиканская авиакомпания Interjet опровергает сообщения СМИ о «каннибализме» самолетов SSJ-100» . ТАСС. 19 января 2018 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ "Interjet приостановила эксплуатацию части парка SSJ 100" (in Russian). ATO.ru. 17 January 2018. Archived from the original on 17 January 2018 . Retrieved 17 January 2018 .
- ^ Максим Пядушкин; Йенс Флоттау (20 сентября 2018 г.). «Суперджет сталкивается с сопротивлением западных авиакомпаний, но Аэрофлот хочет больше SSJ» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Сухому» грозит потеря редкого западного заказчика» . Сеть ТОиР . 11 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 г. Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Пресс-релиз» (PDF) (Пресс-релиз). Интерджет. 12 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
{{cite press release}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гим-Лай Йео (14 сентября 2018 г.). «Interjet постепенно отказывается от некоторых самолетов Superjet в рамках реструктуризации парка» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 года . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Владимир Карнозов (17 сентября 2018 г.). «Мексиканская компания Interjet меняет план роста, чтобы отказаться от некоторых SSJ100» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Гим-Лай Йео (2 октября 2018 г.). «АНАЛИЗ: «Сухой» предлагает модернизацию «Суперджета», чтобы успокоить «Интерджет» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Амбиции России в области самолетостроения превышают ее компетенции» . «Москва Таймс» . 6 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г.
- ^ «Сухой» сократит поставки Superjet и сосредоточится на послепродажной поддержке . Российский авиационный инсайдер . 1 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2018 г. Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Алан Дрон (17 сентября 2018 г.). «Брюссельские авиалинии рассматривают варианты аренды самолетов Сухого с обслуживанием» . ATWОнлайн . Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Владимир Карнозов (19 февраля 2019 г.). «CityJet и россияне расходятся во мнениях о причинах перестановки Superjet» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Adria Airways отменяет заказ на Sukhoi SuperJet» (Пресс-релиз). Адриа Эйрвэйз. 2 апреля 2019 года . Проверено 5 апреля 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Саид, Саим (6 мая 2019 г.). «Авиакатастрофа в России может привести к остановке авиационной отрасли страны» . политик . Архивировано из оригинала 8 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Йео, Гим-Лэй (26 марта 2019 г.). «Interjet заземляет две трети парка SSJ100» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Мачерас, Алекс (28 марта 2019 г.). «Ненадежные» самолеты российских авиакомпаний» . Gulf Times (на арабском языке). Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Картера, Сара (15 мая 2019 г.). «Интерджет» продаст 20 самолетов «Сухой» . Универсал . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Суперджет теряет внутреннюю поддержку» . Сеть ТОиР . 4 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2019 года . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ «Продажи гражданских самолетов Сухого в этом году упали в семь раз» . Российский авиационный инсайдер . 24 июля 2019 г.
- ^ «Российская авиакомпания отменяет заказ на Sukhoi Superjet после фатального...» Reuters . 6 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ " "Решение не приостанавливать полеты Superjet – политическое и мне оно непонятно" — эксперт по авиабезопасности" . ru:The Insider (in Russian). 6 May 2019. Archived from the original on 9 May 2019 . Retrieved 11 May 2019 .
- ^ "SSJ 100 придержали на земле" . Коммерсантъ . 13 May 2019. Archived from the original on 13 May 2019 . Retrieved 14 May 2019 – via Kommersant.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (4 июня 2019 г.). «Заказаны разовые проверки для парка Superjet» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2019 года . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ "Мантуров: Сделанных при продвижении Superjet ошибок больше не допустим" . RG.RU (in Russian). 10 January 2021 . Retrieved 13 January 2021 .
- ^ «Учредители Interjet ведут переговоры, чтобы избежать потенциальных обвинений в налоговом мошенничестве» . Блумберг . 20 ноября 2020 г.
- ^ «SAS присоединяется к списку банкротств и банкротств авиакомпаний с начала пандемии» . Скиф. 6 июля 2022 г. Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ «Мексиканская авиакомпания Interjet планирует возобновить полеты в 2022 году с 10 самолетами» . Рейтер. 3 декабря 2021 г. Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (29 декабря 2020 г.). «Россия планирует в следующем году иметь около 70 суперджетов» . Полет Глобал .
- ^ «Ким из Северной Кореи инспектирует попавший под санкции завод истребителей в России и кивает одобрение» .
- ^ Перейти обратно: а б «Российские авиалинии сталкиваются с растущей нехваткой запасных частей» . Aviationweek.com . 28 апреля 2023 г.
- ^ Нильсен, Томас (17 марта 2023 г.). «Санкции ударили по российской авиации в турбулентность» . Barents Observer.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс (6 февраля 2007 г.). «Русская революция: Сухой Суперджет» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата IM.A.176 для RRJ-95» (PDF) . EASA. 7 марта 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2018 г. . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Дальнемагистральная версия Sukhoi Superjet 100, сертифицированная АР МАК» (Пресс-релиз). СуперДжет Интернэшнл. 22 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 г. Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Новая модель SSJ100, сертифицированная EASA: базовая взлетная масса с увеличенной тягой двигателя» (пресс-релиз). СуперДжет Интернэшнл. 17 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Карнозов (10 февраля 2012 г.). «Суперджет 130NG удлинится и получит композитное крыло» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ "Россия и Италия планируют новый 130-местный региональный самолет" . Флайтглобал . 7 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ «В 2019–2020 годах Россия начнет производство Sukhoi SuperJet NG» . Российская авиация . 2 августа 2013 г.
- ^ Епископос, Марк (23 декабря 2018 г.). «Готовится ли Россия продать Ирану самолет Sukhoi Superjet 100?» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Сухой» планирует 120-местную эстакаду SSJ» . Мир воздушного транспорта . Сеть «Неделя авиации». 12 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 г. . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Полина Монтаг-Гирмес (20 июня 2017 г.). «ОАК примет решение по 130-местному SSJ100 в 2017 году» . Сеть «Неделя авиации». Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Полина Монтаг-Гирмес (23 июня 2017 г.). «PowerJet готова разработать двигатели SaM146 для 130-местного SSJ100» . Сеть «Неделя авиации». Архивировано из оригинала 25 июня 2017 года . Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ Макс Кингсли-Джонс (6 февраля 2018 г.). «Сухой» рассматривает возможность использования мощности PW1000G для сокращения Superjet» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Бьорн Ферм (7 февраля 2018 г.). «Следующий Сухой Суперджет — 75-местный» . Лихэм .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Камински-Морроу (21 мая 2018 г.). «Суперджет уменьшен, чтобы иметь больше общего с МС-21» . Флайтглобал .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (3 июля 2018 г.). «Сухой» склоняется к композитному крылу на 75-местном «Суперджете» . Флайтглобал .
- ^ Евгений Семенов (19 апреля 2019 г.). «Создание укороченной версии Superjet 75 отложено на неопределенный срок» . Российский авиационный инсайдер . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Владелец S7: Российская промышленность свернула проект Superjet 75» . Российский авиационный инсайдер . 4 сентября 2019 г.
- ↑ aerotelegraph.com (немецкий), 24 апреля 2023 г.
- ^ «Сухой Суперджет 100 – Список производства и портфолио» . Superjet100.info . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «Перечень производства Sukhoi Superjet 100» . www.planespotters.net . Архивировано из оригинала 1 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ "ГТЛК впервые сдала в финансовый лизинг самолеты Superjet 100 сроком на 20 лет" . 9 October 2020.
- ^ Джейн - все самолеты мира . 2005.
- ^ «Индонезия винит ошибку пилота в смертельной катастрофе Сухого» . Агентство Франс-Пресс. 18 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2012 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии: выезд за пределы взлетно-посадочной полосы во время летных испытаний 21 июля 2013 года в аэропорту Кеблавик» (PDF) . Исландский совет по расследованию авиационных происшествий . 23 марта 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2018 г. . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ «Авария: Су-95 в Кефлавике 21 июля 2013 г., приземление на брюхо» . Авиационный вестник . 30 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2017 г. Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (30 марта 2016 г.). «Уставший летчик-испытатель Суперджета перед катастрофой использовал неправильную дроссельную заслонку» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (21 июля 2013 г.). «Разбившийся Суперджет приземлился с убранным шасси» . Полет Глобал .
- ^ «Суперджет Якутии поврежден при посадке в Якутске » Флайтглобал . 10 октября 2018. Архивировано из оригинала 11 октября. Получено 10 октября.
- ^ «Пассажирский самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в Сибири» . Рейтер . 10 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2018 г. Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «Якутский самолет Superjet 100 поврежден и не подлежит ремонту при выезде за пределы взлетно-посадочной полосы» . Российский авиационный инсайдер . 10 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2018 г. Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа Sukhoi Superjet 100-95B RA-89098 Аэропорт Москва-Шереметьево (СВО)» . Сеть авиационной безопасности . 6 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Российский пассажирский самолет разбился под Москвой во время испытательного полета» . Новости Би-би-си . 12 июля 2024 г. Проверено 12 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Неофициальный производственный список и отставание
- «Брошюра о Суперджете 100» (PDF) . Сухой. 2016.
- Продукция регионального авиастроительного филиала корпорации «Иркут». Архивировано 19 апреля 2022 года в Wayback Machine.