Jump to content

Стеклянная гармошка

(Перенаправлено с Glass Armonica )
Иллюстрация стеклянной гармошки 1900 года.
Вращающиеся стеклянные диски (чаши) на общем валу расположены нижними нотами (большими дисками) слева, а высокими нотами (меньшими дисками) справа.

Стеклянная гармошка , также известная как стеклянная гармоника , стеклянная гармошка , орган-чаша , гидрокристалофон или просто гармоника или губная гармошка (происходит от ἁρμονία , гармония , греческого слова, обозначающего гармонию), [ 1 ] [ 2 ] — это тип музыкального инструмента , в котором используется ряд стеклянных чаш или кубков разного размера для воспроизведения музыкальных тонов посредством трения (инструменты этого типа известны как фрикционные идиофоны ). Его изобрел в 1761 году Бенджамин Франклин .

Номенклатура

[ редактировать ]
Стеклянная арфа , предшественница стеклянной гармоники, на которой играют в Риме . края фужеров, наполненных водой, для создания нот. Пальцы игрока потирают

Название «стеклянная гармошка» (также «стеклянная гармошка», «стеклянная гармошка»; губная гармошка де верре , губная гармошка Франклина , армоника де верре или просто губная гармошка по-французски; глашармоника по-немецки; губная гармошка по-голландски) относится сегодня к любому инструменту, на котором играют натирание стеклянных или хрустальных кубков или чаш. Альтернативный инструмент, состоящий из набора фужеров (обычно наполненных водой), обычно известен на английском языке как «музыкальные бокалы» или « стеклянная арфа ».

Когда Бенджамин Франклин изобрел свою механическую версию инструмента в 1761 году, он назвал ее «армоника», от итальянского слова « armonia» , что означает «гармония». [ 3 ] [ 4 ] Несвязанный с ним духовой инструмент со свободной тростью эолина, сегодня называемый « гармошка », был изобретен только в 1821 году, шестьдесят лет спустя.

Записано также слово «гидродактулопсихичармоника», состоящее из греческих корней и означающее что-то вроде «гармошка для создания музыки для души пальцами, погруженными в воду» ( гидро- для «воды», daktul- для «палца», псих- для «пальца»). душа"). [ 5 ] В Oxford Companion to Music упоминается, что это слово является «самой длинной частью греческого языка, когда-либо связанной с каким-либо музыкальным инструментом, поскольку читатель The Times написал в эту газету в 1932 году, что в юности он слышал игру на этом инструменте». где ее называли гидродактулопсихичармоника ». [ 6 ] В Музее музыки в Париже выставлена ​​гидродактулопсихичармоника. [ 7 ]

Предтечи

[ редактировать ]

Поскольку ее звуковая часть сделана из стекла, стеклянная гармошка является разновидностью кристаллофона . Феномен потирания мокрым пальцем края винного кубка для получения тонов задокументирован еще во Возрождения времена ; Галилей рассматривал это явление (в своих «Двух новых науках» ), как и Афанасий Кирхер .

Ирландского музыканта Ричарда Покрича обычно считают первым, кто начал играть на инструменте, состоящем из стеклянных сосудов (стеклянная арфа), потирая пальцами края. [ 8 ] Начиная с 1740-х годов, он выступал в Лондоне на наборе вертикальных кубков, наполненных разным количеством воды. Его карьера была прервана пожаром в его комнате, в результате которого он погиб и уничтожил его аппаратуру. [ нужна ссылка ]

Эдвард Делаваль , друг Бенджамина Франклина и член Королевского общества , расширил эксперименты Покрича, создав набор очков, лучше настроенных и на которых было легче играть. [ 9 ] В том же десятилетии Кристоф Виллибальд Глюк также привлек внимание игрой на аналогичном инструменте в Англии. В апреле 1760 года поэт Томас Грей написал Джеймсу Брауну , магистру Пембрук-колледжа в Кембридже , о выступлении Делаваля: «Ни один известный мне инструмент не имеет такого небесного звучания. Это было похоже на херувима в ящике». [ 10 ]

Гармоника Франклина

[ редактировать ]
Современная стеклянная гармоника, построенная по проекту Бенджамина Франклина.

Бенджамин Франклин изобрел радикально новое расположение бокалов в 1761 году после того, как в мае 1761 года увидел бокалы для вина, наполненные водой, в исполнении Эдварда Делаваля в Кембридже в Англии. [ 11 ] Франклин работал с лондонским стеклодувом Чарльзом Джеймсом, чтобы построить его, и его мировая премьера состоялась в начале 1762 года, когда ее сыграла Марианна Дэвис .

В письме своему другу Джамбаттисте Беккариа в Турин, Италия, Франклин писал из Лондона в 1762 году о своем музыкальном инструменте: «Преимущества этого инструмента заключаются в том, что его звуки несравненно приятнее, чем у любого другого инструмента; что их можно увеличивать и смягчать по желанию более сильными или слабыми нажатиями пальца и продолжать до любой длины; и что инструмент, будучи хорошо настроен, больше никогда не нуждается в настройке. В честь вашего музыкального языка я позаимствовал у него название этого инструмента, назвав его «Армоника». [ 12 ]

В версии Франклина с педальным приводом 37 чаш были установлены горизонтально на железном шпинделе. Весь шпиндель вращался с помощью ножной педали. Звук производился прикосновением к краям чаш смоченными в воде пальцами. Ободки окрашивались в разные цвета в зависимости от высоты ноты: A (темно-синий), B (фиолетовый), C (красный), D (оранжевый), E (желтый), F (зеленый), G (синий) и случайности были отмечены белым цветом. [ 13 ] Благодаря дизайну Франклина при желании можно играть в десять бокалов одновременно - техника, которую очень сложно, если вообще возможно, реализовать с использованием вертикальных кубков. Франклин также выступал за нанесение на пальцы небольшого количества порошкообразного мела, который в условиях кислой воды помогал получить чистый тон.

Некоторые попытки усовершенствования гармоники включали добавление клавиатур, [ 14 ] размещение прокладок между чашами для уменьшения симпатических вибраций , [ нужна ссылка ] и используя скрипичные смычки . [ 14 ] Другое предполагаемое улучшение, основанное на более поздних наблюдениях за неиграющими инструментами, заключалось в том, чтобы стаканы вращались в корыте с водой. Однако Уильям Цейтлер проверил эту идею, повернув чашку из гармоники в таз с водой; вода оказывает тот же эффект, что и наливание воды в бокал для вина – она меняет высоту звука. Если использовать несколько дюжин стаканов, каждый из которых разного диаметра и, следовательно, вращается с разной глубиной, в результате получится музыкальная какофония. Эта модификация также значительно усложнила «говорение» стекла и приглушила звук. [ 15 ]

В 1975 году оригинальная гармоника была приобретена Музеем Баккена в Миннеаполисе и выставлена ​​на обозрение, хотя и без оригинальных стеклянных чаш (они были уничтожены при транспортировке). [ 16 ] Он был куплен через торговца музыкальными инструментами во Франции у потомков мадам. Брильон де Жуи, сосед Бенджамина Франклина с 1777 по 1785 год, когда тот жил в парижском пригороде Пасси . [ 16 ] Некоторые образцы армоники XVIII и XIX веков дожили до XXI века. Франц Месмер также играл на армонике и использовал ее как неотъемлемую часть своего месмеризма .

Оригинальная гармоника Франклина находится в архивах Института Франклина в Филадельфии и была подарена в 1956 году потомками Франклина после того, как «дети с большим удовольствием разбивали миски ложками» во время семейных посиделок. Его выставляют напоказ только по особым случаям, например, на день рождения Франклина. Институт Франклина также является домом Национального мемориала Бенджамина Франклина . [ 17 ]

На веб-сайте предпринята попытка каталогизировать общеизвестные стеклянные гармоники эпохи Франклина. [ 18 ] В Музее изящных искусств в Бостоне выставлен инструмент начала XIX века, который иногда используется для публичных выступлений и записей. [ 19 ] [ 20 ]

Музыкальные произведения

[ редактировать ]
Часть оригинальной рукописной партитуры «Аквариума» из «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса . Верхний нотоносец был написан для (стаканной) «Гармоники». Играть

Композиторы, в том числе Дж. Г. Науманн , Падре Мартини , Иоганн Адольф Хассе , Бальдассаре Галуппи и Никколо Джоммелли , [ 21 ] и еще более 100 человек сочиняли произведения для стеклянной гармошки; [ нужна ссылка ] некоторые произведения сохранились в репертуаре благодаря транскрипциям для более традиционных инструментов. Европейские монархи баловались игрой на ней, и даже Мария-Антуанетта в детстве брала уроки у Франца Антона Месмера . [ нужна ссылка ]

Вольфганг Амадей Моцарт написал свои K.617 и K.356 (K.617a) 1791 года для стеклянной гармошки. [ 21 ] Людвиг ван Бетховен использовал этот инструмент в мелодраме 1814 года «Леонора Прохаска» . [ 21 ] Гаэтано Доницетти использовал этот инструмент в сопровождении арии Амелии «Par che mi dica Ancora» в опере «Замок Кенилворта» , премьера которой состоялась в 1829 году. [ 22 ] Первоначально он также указал этот инструмент в «Люсии ди Ламмермур » (1835) как захватывающий аккомпанемент «безумной сцены» героини, хотя перед премьерой продюсеры потребовали от него переписать партию для двух флейт. [ 23 ] Камиль Сен-Санс использовал этот инструмент в своем «Карнавале животных» 1886 года (части 7 и 14). [ 24 ] Рихард Штраус использовал этот инструмент в своей «Женщине без тени» 1917 года . [ 21 ]

Некоторое время инструмент был «чрезвычайно популярен», его «неземные» качества характерны, наряду с такими инструментами, как гвоздевая скрипка и Эолова арфа , из Эмпфиндсамкейта , но «инструмент канул в Лету» около 1830 года. [ 21 ] С момента возрождения исполнения гармоники в 1980-х годах для нее снова писали композиторы (соло, камерная музыка, опера, электронная музыка, популярная музыка), в том числе Ян Эрик Микалсен , Режис Кампо , Этьен Ролен, Филипп Сард , Дэймон Албарн , Том Уэйтс , Мишель. Редольфи, Сирил Морен, Стефано Джаннотти , Томас Блох , Йорг Видманн ( Армоника 2006), [ 25 ] и Гийом Коннессон .

Музыка к балету 1997 года «Отелло» американского композитора Эллиота Голденталя открывается и завершается стеклянной гармоникой. Балет был исполнен в балете Сан-Франциско, Американском театре балета, балете Джоффри, а также на гастролях в Европе, в том числе в Опере Гарнье, где Деннис Джеймс выступал со своей исторической копией инструмента.

Джозефа Швантнера Симфоническая поэма «Последствия бесконечности» , удостоенная Пулитцеровской премии 1979 года в области музыки . [ 26 ] использовал отдельные бокалы для вина, на которых в ключевые моменты работы играли многочисленные участники оркестра.

Джорджа Бенджамина Опера «Написано на коже» , премьера которой состоялась на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2012 году, включает в себя заметную и тщательно продуманную партию стеклянной гармошки. [ 27 ]

Немузыкальные произведения культуры

[ редактировать ]

Иоганна Августа Апеля Рассказ « Der Geisterruf » ( « Призрачный зов » ) из Gespensterbuch (том 3, 1811 г.) сосредоточен на эфирном потустороннем качестве стеклянных гармошек. [ 28 ] [ 29 ]

Короткометражный анимационный фильм Андрея Хржановского года Стеклянная гармоника « . 1968 » назван в честь «стеклянной гармошки» и представляет собой ее название Он особенно примечателен тем, что это единственный советский анимационный фильм, запрещенный цензурой. [ 30 ]

Предполагаемые опасности

[ редактировать ]

Популярность инструмента продлилась недолго после 18 века. Возможно, это произошло из-за неспособности увеличить громкость, чтобы не быть заглушенным другими инструментами. [ 31 ]

Некоторые утверждают, что это произошло из-за странных слухов о том, что использование этого инструмента сводило с ума как музыкантов, так и их слушателей. Насколько распространенной была эта вера, можно только предполагать; все часто цитируемые примеры этих слухов, похоже, происходят из Германии , если не ограничиваются Веной . Один из примеров предполагаемых эффектов от игры на стеклянной губной гармошке был отмечен немецким музыковедом Иоганном Фридрихом Рохлицем в 18 веке в Allgemeine musikalische Zeitung :

[Гармошка] чрезмерно возбуждает нервы, ввергает исполнителя в мучительную депрессию и, следовательно, в мрачное и меланхолическое настроение, что является удачным методом медленного самоуничтожения. ...

  1. Если вы страдаете каким-либо нервным расстройством, вам не следует играть в нее.
  2. Если вы еще не больны, вам не следует слишком много играть.
  3. Если вы чувствуете меланхолию, вам не следует играть ее или играть воодушевляющие пьесы. [ 32 ]

Марианна Дэвис , которая играла на флейте и клавесине (и была молодой женщиной, которая, как говорят, была родственницей Франклина), стала достаточно опытной в игре на гармонике, чтобы предлагать публичные выступления. Говорят, что после многих лет гастролей в дуэте со своей знаменитой сестрой-вокалисткой она страдала меланхолией, вызванной жалобными тонами инструмента. [ 9 ] Марианна Кирхгесснер играла на гармонике; она умерла в возрасте 39 лет от пневмонии или похожей на нее болезни. [ 33 ] Однако многие другие, включая Франклина, прожили долгую жизнь.

На какое-то время гармоника приобрела настоящую моду, но, как и большинство причуд, со временем она прошла. Утверждалось, что звуковой механизм не вырабатывал достаточно энергии, чтобы заполнить большие залы, которые стали домом для современных струнных инструментов, духовых, деревянных духовых инструментов и ударных. Возможно, не помогло и то, что инструмент был сделан из стекла и его можно было легко разбить. [ 9 ] К 1820 году гармоника практически исчезла из частых публичных выступлений, возможно, потому, что музыкальная мода менялась.

Современная версия «предполагаемых опасностей» утверждает, что игроки пострадали от отравления свинцом, потому что гармоники были сделаны из свинцового стекла . Однако не существует известной научной основы теории о том, что простое прикосновение к свинцовому стеклу может вызвать отравление свинцом. Отравление свинцом было обычным явлением в 18 и начале 19 веков как среди игроков на гармонике, так и среди тех, кто не играл; врачи прописывали соединения свинца при длинном списке заболеваний, а свинец или оксид свинца использовался в качестве пищевого консерванта, а также в кухонной и столовой посуде. Следовые количества свинца, которые музыканты на гармонике во времена Франклина получали от своих инструментов, вероятно, были бы затмеваемы свинцом из других источников, таких как краска с содержанием свинца, используемая для визуальной идентификации чаш для игроков. [ 34 ]

В исторических репликах Эйша используется так называемый «Белый кристалл», разработанный в 18 веке. замена свинца на более высокий поташ; многие современные недавно изобретенные устройства, например, устройства Финкенбайнера, изготовлены из так называемого кварцевого «чистого кварцевого стекла» - рецептуры стекла, разработанной в начале 20 века. в научных целях. [ 35 ]

Восприятие звука

[ редактировать ]

Дезориентирующее качество эфирного звука отчасти связано с тем, как люди воспринимают и определяют диапазон звуков. Люди с частотой выше 4 кГц в основном используют громкость звука, чтобы различать левое и правое ухо и, таким образом, триангулировать или определять местонахождение источника. Ниже 1 кГц они используют разность фаз звуковых волн, поступающих в их левое и правое ухо, для определения местоположения. Преобладающая высота гармоники находится в диапазоне 1–4 кГц, что совпадает со звуковым диапазоном, в котором мозг «не совсем уверен», и поэтому слушателям трудно обнаружить ее в пространстве (откуда она исходит) и различить источник звука (материалы и методы, используемые для его производства). [ 36 ]

Сам Бенджамин Франклин описывал звучание гармошки как «несравненно сладкое». Полная цитата, написанная в письме Джамбаттисте Беккариа , итальянскому священнику и электрику, такова: «Преимущества этого инструмента в том, что его звуки несравненно сладки по сравнению с звуками любого другого инструмента; их можно при желании усилить и смягчить более сильными звуками. или более слабое давление пальца, продолжающееся до любой длины, и что инструмент, однажды хорошо настроенный, больше никогда не потребует настройки». [ 9 ]

Музыкальный критик Morning Chronicle , описывающий исполнение Кирхгесснера в 1794 году, сказал: «Ее вкус сдержан, и приятные ноты инструмента были бы действительно восхитительны, если бы они были более мощными и членораздельными; но мы считаем, что наиболее совершенным является исполнение не может сделать их. В меньшем помещении и менее многочисленной публике эффект должен быть очаровательным. Хотя аккомпанемент был очень сдержанным, иногда он все же был слишком громким». [ 37 ] [ нужен лучший источник ]

Современное возрождение

[ редактировать ]
Деннис Джеймс играет на гармонике в театре Понкан в Понка-Сити, Оклахома, 2 апреля 2011 года.

Музыка для стеклянной гармошки была редкостью с 1820 по 1930-е годы (хотя Гаэтано Доницетти намеревался, чтобы ария « Il dolce suono » из его оперы 1835 года «Лючия ди Ламмермур» сопровождалась стеклянной гармоникой, а Рихард Штраус указал на использование этого инструмента в своей книге 1919 года). опера Die Frau ohne Schatten ), когда немецкий виртуоз Бруно Хоффманн начал возрождать интерес к своей индивидуальной версии кубкового инструмента, которую он назвал стеклянной арфой за свои потрясающие выступления. Играя на своей «стеклянной арфе» (с изготовленными по индивидуальному заказу очками, установленными Айшем в футляре с расположенной под ним резонансной камерой), он расшифровал или переработал большую часть литературы, написанной для механизированного инструмента, и поручил современным композиторам написать новые пьесы для его кубковой версии.

Конструкция стеклянной гармошки Франклина была снова переработана без патента мастером-стеклодувом и музыкантом Герхардом Б. Финкенбайнером (1930–1999) в 1984 году. После тридцати лет экспериментов имитационный прототип Финкенбайнера состоял из прозрачных очков и очков, позже оснащенных золотыми полосами, имитирующими конструкции конца 18 века. Исторические инструменты с золотыми полосами обозначали эквивалент черных клавиш на фортепиано, упрощая разноцветные окрашенные края чаш с белыми случайными буквами, как указано Франклином. Finkenbeiner Inc. из Уолтема , штат Массачусетс , продолжает коммерчески производить версии этих инструментов с 2014 года. , со стеклянными элементами, изготовленными из плавленого кварца, изготовленного по научной формуле . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

С 1989 года и по сей день Саша Рекерт, немецкий инструменталист и производитель стеклянных инструментов, реставрировал и воспроизводил стеклянные гармоники с оригинала, используя хрустальное стекло с полным басовым диапазоном, необходимым для оригинальных композиций. Он впервые выступил со стеклянной гармоникой Люсии ди Ламмермур (Мюнхенская государственная опера) и Фрау она Шаттен в полноценной постановке, а также изобрел Веррофон со стеклянными трубками с более мощным звуком. Рекерт также продюсировал гармоники Денниса Джеймса, Wiener Glasharmonikaduo, Мартина Хилмера и других.

Французские производители инструментов и художники Бернар и Франсуа Баше изобрели современную вариацию Chladni Euphone в 1952 году, «хрустальный орган» или Cristal di Baschet , который состоит из 52 хроматически настроенных резонирующих металлических стержней, которые приводятся в движение прикрепленными стеклянными стержнями. которые потирают мокрыми пальцами. Cristal di Baschet главным образом отличается от других стеклянных инструментов тем, что стеклянные стержни одинаковой длины и толщины расположены горизонтально и прикреплены к настроенным металлическим ножкам, к которым добавлены металлические блоки для увеличения резонанса. В результате получается полностью акустический инструмент, впечатляющее усиление которого достигается с помощью диффузоров из стекловолокна или металла, закрепленных на дереве, а также с помощью высокой вырезанной мультирезонансной металлической части в форме пламени. Под инструмент помещают несколько тонких металлических проволок, напоминающих кошачьи усы, предположительно для увеличения звуковой мощности высоких частот.

Деннис Джеймс записал альбом полностью стеклянной музыки Cristal: Glass Music Through the Ages, сопродюсером которого выступили Линда Ронштадт и продюсер, удостоенный премии Грэмми, Джон Бойлан . [ 41 ] Джеймс играет на стеклянной губной гармошке, Кристалле ди Баше и Серафиме на компакт-диске в оригинальных исторических композициях и новых аранжировках для стекла Моцарта , Скарлатти , Шнаубельта и Форе. [ 41 ] и сотрудничает в записи со струнным квартетом Эмерсона , оперным сопрано Рут Энн Свенсон и Ронштадтом. [ 41 ] Джеймс играл на стеклянных инструментах в музыке к фильмам Марко Бельтрами «Минус-человек» (1999) и «Факультет» (1998). [ 42 ] «Впервые я познакомился со стеклянными инструментами примерно в 6 лет во время посещения Института Франклина в Филадельфии . Я до сих пор помню, как был загипнотизирован видом оригинальной гармошки Бенджамина Франклина , которая тогда демонстрировалась в собственной витрине во входной ротонде здания. знаменитый городской музей науки». [ 42 ] Когда Ронштадт присоединился к Долли Партон и Эммилу Харрис для записи альбома Trio II 1999 года , Деннис Джеймс играл на стеклянной губной гармошке в их кавере на « After the Gold Rush ». [ 43 ]

Джеймс Хорнер использовал стеклянную губную гармошку и пан-флейту для темы Спока в фильме 1982 года « Звездный путь 2: Гнев Хана» . [ 44 ] 23 февраля 2007 года гармоника использовалась ню-метал группой Korn во время съемок их сессии с MTV Unplugged. Было заявлено, что это был проект Бенджамина Франклина. [ 45 ] [ нужен лучший источник ]

Известные игроки

[ редактировать ]

Исторический

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Гармошка

Еще один инструмент, на котором также играют мокрыми пальцами, — это гидроулофон . [ нужна ссылка ] Гидраулофон звучит похоже на стеклянную гармонику, но имеет более темный и тяжелый звук, простирающийся до дозвукового диапазона. Техника игры на гидроулофоне аналогична технике игры на армонике.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харпер, Дуглас. «гармошка» . Интернет-словарь этимологии . Харпер, Дуглас. «гармонический» . Интернет-словарь этимологии .
  2. ^ ἁρμονία . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  3. ^ Сибил Маркузе, «Армоника», Музыкальные инструменты: Полный словарь , исправленное издание (Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1975).
  4. ^ Франклин, Бенджамин (13 июля 1762 г.), «Как Франклин изобрел армонику и как ее построить» , получено 5 ноября 2015 г. Письмо, написанное Франклином в 1762 году.
  5. ^ Ян Крофтон (2006) «Кунсткамера пивовара», ISBN   0-304-36801-6
  6. ^ Цитируется из издания Companion 1970 года на веб -странице Glasssharmonica.com. Архивировано 19 января 2008 г. на Wayback Machine.
  7. ^ «Культура – ​​Музеи празднуют весну» (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 января 2009 г. Проверено 31 декабря 2018 г.
  8. ^ Блох, Томас (30 января 2009 г.). «Продукция и услуги GFI Scientific для выдувания стекла: GLASSHARMONICA» . Проверено 5 июня 2016 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Брэндс, HW (2000) «Первый американец: жизнь и времена Бенджамина Франклина», первое издание Anchor Books, март 2002 г. ISBN   0-385-49540-4
  10. ^ Тови, Дункан С., изд. (1904). Письма Томаса Грея (PDF) . Том. II. Лондон: Джордж Белл и сыновья . п. 131 – через Викисклад .
  11. ^ «Загружаемая передача на BBC Radio 4 Адама Харта Дэвиса об ангельском органе зла » . BBC.co.uk. ​Проверено 20 ноября 2018 г.
  12. ^ «Бенджамин Франклин и его стеклянная армоника» . www.americanmusicpreservation.com . Проверено 6 апреля 2018 г.
  13. ^ Сочинения Бенджамина Франклина, Том III: Лондон, 1757–1775 - Ошибки в песнях. Архивировано 6 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  14. ^ Перейти обратно: а б Зейтлер, Уильям (2009). «Э. Пауэр Биггс пытается создать клавиатуру Armonica» . Glassarmonica.com . Проверено 5 июня 2016 г.
  15. ^ Зейтлер, Уильям (2009). «Водяная корыта» . Glassarmonica.com . Проверено 5 июня 2016 г. (Включает видеодемонстрацию.)
  16. ^ Перейти обратно: а б Баккен. «Стеклянная Армоника» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2007 года . Проверено 22 мая 2007 г.
  17. ^ «Институт Франклина – Экспонат – Франклин… Он электрический» . fi.edu . Архивировано из оригинала 24 августа 2013 г. Проверено 6 апреля 2018 г.
  18. ^ Цейтлер, Уильям. «Перепись» . Стеклянная Армоника . Уильям Зейтлер . Проверено 3 июля 2014 г.
  19. ^ «Музыкальные бокалы (гармоника)» . Музей изящных искусств Бостона . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 3 июля 2014 г.
  20. ^ Гойетт, Рич. «Историческая стеклянная армоника – коллекция МИДа» . RichGoyette.com . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 3 июля 2014 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Апель, Вилли (1969). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета. стр. 347–348. ISBN  978-0-674-37501-7 .
  22. ^ Чарльз Осборн (1 апреля 1994 г.). Оперы бельканто Россини, Доницетти и Беллини . Амадеус Пресс. ISBN  978-0-931340-71-0 .
  23. ^ Томмазини, Энтони (5 октября 2007 г.). «Резонанс — стеклянный акт для героини, находящейся на грани» . Нью-Йорк Таймс .
  24. ^ Карнавал животных : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  25. ^ Джил, Эрика (2 августа 2016 г.). «Обзор Zehetmair / BBC Philharmonic / Storgårds - сквозь темное стекло» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 17 февраля 2023 г.
  26. ^ Фишер, Хайнц Дитрих, изд. (2010). Лауреаты Пулитцеровской премии в области музыки . Питер Лэнг . стр. 160–161. ISBN  978-3-631-59608-1 .
  27. Джордж Бенджамин, Написано на коже , полная партитура, Faber Music, 2013.
  28. ^ Апель, Иоганн Август (1811). «Анекдоты: 2. Призрачный зов» . Книга призраков (на немецком языке). Том 3. Лейпциг: Г. Дж. Гёшен.
  29. ^ Апель, Иоганн Август (26 сентября 1835 г.). «Вызов Духа» . Лондонский журнал Ли Ханта   . Том. 2. Перевод О. Дж. Лондона: Чарльз Найт. стр. 323–324 – через Wikisource .
  30. ^ Дэвис, Лорен (07 октября 2016 г.). «Этот триповый фильм был единственным анимационным фильмом, запрещенным советской цензурой» . Гизмодо Австралия . Проверено 21 марта 2023 г.
  31. ^ Мелвин Брэгг (1 марта 2012 г.). «Бенджамин Франклин» . В наше время (Подкаст). BBC Radio 4. Событие происходит в 32:15 . Проверено 19 мая 2021 г.
  32. ^ Коуп, Кевин Л. (30 сентября 2004 г.). 1650–1850: идеи, эстетика и исследования раннего Нового времени . АМС Пресс. п. 149. ИСБН  978-0-404-64410-9 . Проверено 5 апреля 2011 г.
  33. ^ Босслер, Генрих (10 мая 1809 г.). Некролог Марианны Кирхгесснер. Allgemeine Musikalische Zeitung , 10 мая 1809 года. Некролог написан менеджером Марианны Кирхгесснер Генрихом Босслером.
  34. ^ См. Фингер, Стэнли (2006); Медицина доктора Франклина ; Университет Пенсильвании Пресс; Филадельфия; ISBN   0-8122-3913-X . В главе 11 «Опасности свинца» (стр. 181–198) обсуждается широкое распространение отравления свинцом во времена Франклина и собственное лидерство Франклина в борьбе с ним.
  35. ^ «Продукция и услуги для выдувания стекла GFI Scientific» . www.finkenbeiner.com . Проверено 6 апреля 2018 г.
  36. ^ «Ангельский орган зла» . Би-би-си . Октябрь 2007 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
  37. ^ «1794 – Год, часть 2 – Время пролетело – Неужели прошло всего 3 недели?» . Гайдн Сик . Октябрь 2016.
  38. ^ Ротштейн, Эдвард (15 января 1984 г.). «Игра на стекле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июля 2014 г.
  39. ^ «Стеклянные гармоники» . Г. Финкенбайнер Инк . Проверено 3 июля 2014 г.
  40. ^ Уолд, Элайджа. «Музыка сфер: Стеклянная гармошка» . Элайджа Уолд – писатель, музыкант . Проверено 3 июля 2014 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Классическая музыка Sony. "Cristal - Glass Music Through the Ages". Архивировано 24 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
  42. ^ Перейти обратно: а б «Интервью Денниса Джеймса - проект стеклянной гармоники / Рич Бейли» . www.ronstadt-linda.com . Проверено 6 апреля 2018 г.
  43. ^ «Эммилу Харрис, Линда Ронштадт, Долли Партон — Трио II» . Дискогс . Проверено 22 мая 2019 г.
  44. ^ «Монстры из Id — «Кобаяши Мару отплыл в землю обетованную». » . Проверено 18 апреля 2012 г.
  45. ^ «MTV Unplugged (альбом Korn)» .
  46. ^ «История Армоники, Бена Франклина и Стеклянной Армоники» . Gigmasters.com . Проверено 21 февраля 2013 г.
  47. ^ «В разговоре: Нильс Фрам» . 22 сентября 2022 г. Проверено 6 октября 2022 г.
  48. ^ «Билл Хейс (2) Дискография на Discogs» . Discogs.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  49. ^ «Мартин Хилмер — Живая музыка на редких инструментах» . www.glasmusik.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 6 апреля 2018 г.
  50. ^ «Мартин Хилмер — Живая музыка на редких инструментах» . www.glasmusik.com (на немецком языке) . Проверено 17 февраля 2023 г.
  51. ^ «Три музыкальных триумфа в опере Санта-Фе» . 06.08.2017 . Проверено 2 марта 2018 г.
  52. ^ «стеклянная гармошка» . Аласдер Маллой. 10 июля 2012 г. Проверено 03 марта 2014 г.
  53. ^ Шараба, Пол Джон старший, «History-alive.com» . www.history-alive.com . Проверено 6 апреля 2018 г.
  54. ^ «Винер Глашармоника Дуэт» . Архивировано из оригинала 08.10.2017 . Проверено 10 января 2009 г.
  55. ^ «Веб-сайт Хрустального концерта Дина Шостака, регулярные выступления проходят в Колониальном Вильямсбурге, штат Вирджиния, США» . Crystalconcert.com. 2018-11-12 . Проверено 20 ноября 2018 г.
  56. ^ «Это стеклянная посуда! Это инструмент! И то, и другое!» . alloveralbany.com . Проверено 6 апреля 2018 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
История
  • Цейтлер, В. Стеклянная гармоника — музыка и безумие (2013) История стеклянной музыки от Камасутры до наших дней, включая стеклянную гармошку (также известную как стеклянная гармоника), музыкальные очки и стеклянную арфу. 342 страницы, 45 иллюстраций, 27 страниц библиографии. ISBN   978-1-940630-00-7
Учебники
  • Бартл. О Keyed Armonica .
  • Форд, Энн (1761). Инструкция по игре на музыкальных очках (Метод). Лондон. «Копия в формате PDF» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2007 г. Проверено 20 января 2007 г.
  • Франклин, Дж. Э. Введение в знания о серафимах или музыкальных очках .
  • Хопкинсон-Смит, Фрэнсис (1825). Преподаватель Большого Гармоникона . Балтимор, Мэриленд.
  • Торговец скобяными изделиями, Дэвид. Инструкции для двойных и одинарных стаканов Harmonicon .
  • Мюллер, Иоганн Кристиан (он же Джон Кристофер Моллер). Инструкция по самообучению игре на губной гармошке .
  • Реллиг, Леопольд. О гармошке / Об Орфике .
  • Смит, Джеймс. Воспитатель по музыкальным очкам .
  • Вунш, JD Практика – Школа длинной гармоники .
[ редактировать ]
Видео
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fad662907c06ab148f53be719a91d34__1721672340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/34/3fad662907c06ab148f53be719a91d34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Glass harmonica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)