Jump to content

История Тибета (1950 – настоящее время)

История Тибета с 1950 года по настоящее время включает аннексию Тибета Китаем , во время которой представители Тибета подписали спорное Соглашение из семнадцати пунктов, устанавливающее автономную администрацию во главе с 14-м Далай-ламой под суверенитетом Китая. Последующие социалистические реформы, подавление религиозных обрядов и другая непопулярная политика Коммунистической партии Китая привели к вооруженным восстаниям, которым в конечном итоге помогало ЦРУ , и их насильственному подавлению. Во время тибетского восстания 1959 года Далай-лама XIV бежал в северную Индию, опасаясь попасть в плен к китайским войскам. Он сформировал Центральную тибетскую администрацию и отменил Соглашение из семнадцати пунктов. В 1965 году большая часть территории Тибета, включая весь У-Цанг и части Кхама и Амдо , была учреждена как Тибетский автономный район . [ 1 ] Тибетцы, как и весь остальной Китай, пострадали во время Великого китайского голода и Культурной революции от эпизодов голода, разрушения культурных объектов, принудительного труда и политических преследований . США и Китая Сближение в 1970-е годы положило конец поддержке Вашингтоном тибетских партизан . На фоне более широких реформ по всей стране Китай принял политику по улучшению условий в Тибете. С 2000-х годов он инвестировал значительные средства в регион, но вызвал споры из-за китаизации Тибета . Нарушения прав человека по-прежнему вызывают обеспокоенность, особенно когда речь идет о свободе религии и политических заключенных .

1950–1955: Традиционные системы.

[ редактировать ]

В 1949 году, видя, что коммунисты получают контроль над Китаем, Кашаг изгнал всех китайцев, связанных с китайским правительством, несмотря на протесты как Гоминьдана, так и коммунистов. [ 2 ] До 1951 года Тибет был собственной де-факто страной. [ 3 ] но и Китайская Республика (КР), и Китайская Народная Республика (КНР) сохранили . претензии Китая на суверенитет над Тибетом

Коммунистическое правительство Китая во главе с Мао Цзэдуном , пришедшее к власти в октябре, не теряло времени, утверждая новое присутствие КНР в Тибете. КНР реализовала различные проекты в Тибете, но народ Тибета, похоже, чувствует себя игнорируемым с политической и экономической точки зрения в « Тибетском автономном районе » и на тибетских участках земли в Цинхае, Сычуани и Юньнани. [ 4 ] В июне 1950 года правительство Великобритании в Палате общин заявило, что правительство Его Величества «всегда было готово признать сюзеренитет Китая над Тибетом, но только при том понимании, что Тибет считается автономным». [ 5 ] 7 октября 1950 г. [ 6 ] Народно -освободительная армия вторглась в тибетский район Чамдо . Большое количество подразделений НОАК быстро окружило превосходящие по численности, в основном пацифистские тибетские силы. К 19 октября 1950 года пять тысяч тибетских военнослужащих сдались КНР. [ 6 ]

В 1951 году представители тибетских властей с разрешения Далай-ламы [ 7 ] участвовал в переговорах с правительством КНР в Пекине. Результатом этого стало Соглашение из семнадцати пунктов , которое установило суверенитет КНР над Тибетом и тем самым дало КНР власть управлять. [ 8 ] По словам автора Мелвина Гольдштейна, соглашение было ратифицировано в Лхасе несколько месяцев спустя. [ 9 ] По данным тибетского правительства в изгнании , некоторые члены тибетского кабинета (Кашаг), например премьер-министр Тибета Лукхангва , так и не приняли соглашение. [ 10 ] Но Национальное собрание Тибета, «признавая смягчающие обстоятельства, при которых делегатам пришлось подписать «соглашение», попросило правительство принять «соглашение»... Кашаг сообщил Чжан Цзинву, что сообщит по радио о своем согласии с соглашением». 'соглашение'." [ 11 ] Тибетские источники в изгнании обычно считают его недействительным, поскольку он был подписан неохотно или неохотно под принуждением. [ 12 ] На пути, который привел его в изгнание в Индию, Далай-лама XIV прибыл 26 марта 1959 года в Лхунце Дзонг, где он отверг «Соглашение из 17 пунктов», как «навязанное тибетскому правительству и народу угрозой оружия». [ 11 ] и подтвердил свое правительство как единственного законного представителя Тибета. [ 13 ] [ 14 ] Согласно Соглашению из семнадцати пунктов, тибетская территория, находящаяся под властью Далай-ламы, должна была стать высокоавтономной территорией Китая. С самого начала было очевидно, что включение Тибета в состав коммунистической КНР столкнет лицом к лицу две противоположные социальные системы. [ 15 ] Однако в западном Тибете китайские коммунисты предпочли не делать социальную реформу первоочередной задачей. Напротив, с 1951 по 1959 год традиционное тибетское общество с его лордами и поместьями продолжало функционировать в неизменном виде и субсидировалось центральным правительством. [ 15 ] Несмотря на присутствие двадцати тысяч солдат НОАК в Центральном Тибете, правительству Далай-ламы было разрешено сохранить важные символы периода фактической независимости. [ 15 ] Первая национальная перепись населения во всей Китайской Народной Республике была проведена в 1954 году, в результате чего в Китае проживало 2 770 000 этнических тибетцев, в том числе 1 270 000 в Тибетском автономном районе. [ 16 ] Китайцы построили автомагистрали , которые дошли до Лхасы, а затем продлили их до границ Индии , Непала и Пакистана .

Тибетские районы в Цинхае , известные как Кхам , которые находились вне власти правительства Далай-ламы, не пользовались такой же автономией и перераспределение земель было осуществлено в полном объеме. Большая часть земель была отобрана у дворян и монастырей и перераспределена между крепостными. Тибетский регион Восточный Кхам, ранее провинция Сикан , был включен в состав провинции Сычуань. Западный Кхам был передан в подчинение Военного комитета Чамдо. В этих районах земельная реформа была проведена . Это включало в себя коммунистических агитаторов, назначавших «помещиков» — иногда произвольно выбранных — для публичного унижения на так называемых « сессиях борьбы ». [ 17 ] пытки, увечья и даже смерть. [ 18 ] [ 19 ] И только после 1959 года Китай привнес ту же практику в Центральный Тибет. [ 20 ] [ 21 ]

1956–1976: Реформы и потрясения.

[ редактировать ]

вспыхнули восстания против социалистических земельных реформ и других политических мер В 1956 году в Амдо и восточном Кхаме , что усилило тибетское движение сопротивления . Вооруженные восстания первоначально достигли значительного успеха, и при поддержке ЦРУ большая часть южного Тибета попала в руки партизан, таких как Чуши Гангдрук . [ 22 ] В ходе боев погибли десятки тысяч тибетцев. [ 23 ] Из-за подавления религиозных практик в Тибете Далай-лама XIV и другие тибетцы иногда искали убежища в Индии. [ 24 ]

Предположения о том, что Далай-ламу могли похитить, привели к дальнейшему насилию и восстанию в 1959 году , но тибетские силы были в меньшинстве и плохо вооружены. [ 25 ] В их отчетах утверждается, что во время китайской операции, начатой ​​в Лхасе, за три дня было убито от 10 000 до 15 000 тибетцев. [ 26 ] Артиллерийские снаряды разорвались возле дворца Потала . [ 27 ] Опасаясь пленения 14-го Далай-ламы, мирные жители Тибета окружили его резиденцию, после чего Далай-лама бежал. [ 28 ] с помощью ЦРУ в Индию. [ 29 ] [ 24 ] 28 марта китайцы установили Панчен-ламу , находившегося под их наблюдением. [ 30 ] в Лхасе и утверждал, что был главой правительства Тибета в отсутствие Далай-ламы. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

По оценкам Тибетского правительства в изгнании, во время восстания 1959 года было убито 87 000 тибетцев. [ 34 ] [ 35 ] Тибетолог Том Грюнфельд сказал, что «правдивость такого утверждения трудно проверить». [ 36 ] Уоррен В. Смит, корреспондент Радио Свободная Азия , отмечает, что 87 000 человек не обязательно были убиты. [ 37 ]

Партизанская война

[ редактировать ]

После 1959 года силы тибетского сопротивления действовали из Непала . Около 2000 повстанцев базировались в полунезависимом Королевстве Мустанг ; многие из них прошли обучение в Кэмп-Хейле недалеко от Лидвилля, штат Колорадо , в США. [ 38 ] Тибетские изгнанники утверждают, что во время восстания 1959 года и последующих 15 лет партизанской войны в общей сложности погибло 430 000 человек. Это прекратилось только после того, как американская поддержка была прекращена, а непальские военные свернули операцию в 1970-х годах. [ 39 ] [ 40 ] [ нужен сторонний источник ]

В период с 1959 по 1961 год Китай перенес массовый голод . Причины спорны. Засуха и плохая погода сыграли свою роль, а политика « большого скачка» способствовала голоду, но относительный вес каждого из них является спорным. Оценки смертности различаются; согласно официальной правительственной статистике, погибло 15 миллионов человек. [ 41 ] По неофициальным оценкам ученых, число жертв голода составляет от 20 до 43 миллионов человек. [ 42 ]

В мае 1962 года Десятый Панчен-лама направил премьер-министру Китая Чжоу Эньлаю конфиденциальный доклад. [ 43 ] [ 44 ] с подробным описанием страданий тибетского народа, которое стало известно как « Петиция 70 000 персонажей» . «Во многих частях Тибета люди умирали от голода ... В некоторых местах погибли целые семьи, и уровень смертности очень высок. Это очень ненормально, ужасно и серьезно... В прошлом Тибет жил в темноте. варварский феодализм, но никогда не было такой нехватки продовольствия, особенно после распространения буддизма... В Тибете с 1959 по 1961 год на два года почти все животноводство и земледелие прекратились. У кочевников не было зерна, а у фермеров. никакого мяса, масла и соли", - говорится в сообщении. [ 44 ] По мнению Панчен-ламы, эти смерти были результатом официальной политики , а не каких-либо стихийных бедствий , как это понимали в Пекине председатель Мао и Центральное народное правительство. [ 45 ] Панчен-лама также описал уникальность голода, от которого пострадал Тибет: «Никогда в истории Тибета не было такого события. Люди не могли даже представить себе такой ужасный голод во сне. В некоторых районах, если один человек заболевает простудой, затем оно распространяется на сотни людей, и большое количество людей просто умирает». [ 45 ] Уничтожение большинства [ количественно ] из более чем 6000 монастырей Тибета возникли в период с 1959 по 1961 год. [ 46 ]

Петиция о 70 000 персонажей подверглась критике со стороны Барри Саутмана из Гонконгского университета науки и технологий . По словам Саутмана, 10-й Панчен-лама якобы посетил три округа перед написанием своего отчета: округа Пинъань , Хуалун и Сюньхуа , но его описание голода касается только Сюньхуа, его родного региона. Все три уезда находятся в префектуре Хайдун , части провинции Цинхай , население которой на 90% состоит из нетибетцев и не принадлежит к «культурному Тибету». Изгнанный тибетский писатель Джамьянг Норбу [ 47 ] обвиняет Саутмана в преуменьшении деятельности КНР в Тибете и Синьцзяне.

Саутман также заявил, что утверждение о том, что Тибет был регионом, наиболее пострадавшим от голода в Китае в 1959–1962 годах, основано не на статистических данных, собранных в тибетских районах, а на анонимных сообщениях беженцев, лишенных числовой конкретики. [ 48 ] Выводы Саутмана недавно подверглись критике. [ 49 ]

Международная комиссия юристов

[ редактировать ]

1951 года В соответствии с Соглашением из семнадцати пунктов Центральное народное правительство Китайской Народной Республики дало ряд обязательств, среди которых: обещания сохранить существующую политическую систему Тибета, сохранить статус и функции Далай-ламы и Панчен-ламы, защищать свободу религии и монастырей и воздерживаться от принуждения в вопросе реформ в Тибете. В докладе, подготовленном Международной комиссией юристов (МКЮ), было установлено, что эти и другие обязательства были нарушены Китайской Народной Республикой и что правительство Тибета имело право отказаться от Соглашения, как оно это сделало 11 марта 1959 года. [ 50 ]

Геноцид религии

[ редактировать ]
Спасибо, Индия. 50 лет ссылки. Манали . 2010 год

доклад под названием « Тибет и Китайская Народная Республика Организации Объединенных Наций» В 1960 году в Международный суд был представлен . В число его авторов вошли одиннадцать юристов со всего мира. Они обвинили китайское правительство в геноциде тибетцев как религиозной группы, но не как расы, нации или этнической группы. [ 50 ] Авторы доклада изучили доказательства, касающиеся прав человека в рамках Всеобщей декларации прав человека , провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций , и установили, что коммунистические власти Китая нарушили статьи 3, 5, 9, 12, 13. , 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26 и 27 Всеобщей декларации прав человека в Тибете. [ 50 ]

Другие тибетцы рассказывали о массовых убийствах, пытках и убийствах, бомбардировках монастырей, уничтожении целых кочевий и использовании военной техники, предоставленной Советским Союзом для китайских карательных операций в Тибете. [ 51 ] [ 26 ]

Согласно докладу, тибетцам не разрешалось участвовать в культурной жизни своего сообщества, а утверждения Китая о том, что тибетцы не пользовались правами человека до прибытия китайцев, были основаны на искаженных и преувеличенных описаниях жизни в Тибете. Обвинения тибетских «повстанцев» в изнасилованиях, грабежах и пытках были признаны в случаях грабежа намеренно сфабрикованными, а в других случаях не заслуживающими доверия по этой и другим причинам. [ 50 ]

Несмотря на заявления китайского правительства о том, что большая часть ущерба тибетским учреждениям была нанесена впоследствии во время Культурной революции (1966–1976), разрушение большинства из более чем 6000 монастырей Тибета произошло в период с 1959 по 1961 год. [ 46 ] В середине 1960-х годов монастырские имения были разбиты и введено светское образование . Во время Культурной революции Красная гвардия , в которую входили тибетские члены, [ 52 ] развернул кампанию организованного вандализма против культурных объектов на всей территории КНР, включая буддийские объекты в Тибете. [ 53 ] Согласно по крайней мере одному китайскому источнику, лишь несколько наиболее важных монастырей остались без серьезных повреждений. [ 54 ]

А. Том Грюнфельд утверждает, что Соединенные Штаты воспользовались уходом Далай-ламы из Тибета, подтолкнув свою тайно финансируемую Международную комиссию юристов времен холодной войны к подготовке пропагандистских докладов с нападками на Китай. [ 55 ] В своей книге 1994 года « Международная комиссия юристов, глобальные защитники прав человека » [ 56 ] Говард Б. Толли-младший объясняет, как Международный Суд был создан и финансировался ЦРУ с 1952 по 1967 год как инструмент холодной войны, о чем большинство офицеров и членов Международного Суда не знали. [ 57 ] Связь между ЦРУ и первым Международным судом также упоминается Дороти Стайн в ее книге «Люди, которые имеют значение». «Население и политика, женщины и дети» , опубликованная в 1995 году. Она обвиняет Комиссию в том, что она выросла из группы, созданной агентами американской разведки, целью которой было распространение антикоммунистической пропаганды. [ 58 ] Это контрастирует с официальным обзором Международной комиссии юристов , которая «привержена приоритету, последовательности и осуществлению международного права и принципов, продвигающих права человека», а также «беспристрастному, объективному и авторитетному правовому подходу к защите и поощрению прав человека». права человека через верховенство закона», одновременно предоставляя «правовую экспертизу как на международном, так и на национальном уровнях, чтобы гарантировать, что развитие международного права соответствует принципам прав человека и что международные стандарты реализуются на национальном уровне». [ 59 ]

Создание ТАР

[ редактировать ]

В 1965 году территория, находившаяся под контролем правительства Далай-ламы с 1951 по 1959 год (Ю-Цанг и западный Кхам), была переименована в Тибетский автономный район или ТАР. Автономия предусматривала, что главой правительства будет этнический тибетец; однако глава ТАР всегда подчиняется первому секретарю Тибетского автономного регионального комитета Коммунистической партии Китая, который не был тибетцем. [ 60 ] Роль этнических тибетцев в высших эшелонах Коммунистической партии ТАР была весьма ограниченной. [ 61 ]

Культурная революция

[ редактировать ]

Культурная революция, начавшаяся в 1966 году, стала катастрофой для Тибета, как и для остальной части КНР. Из-за этого большое количество тибетцев умерло насильственной смертью, а количество уцелевших монастырей в Тибете сократилось с тысяч до менее десяти. Недовольство Тибета китайцами усилилось. [ 62 ] Тибетцы участвовали в разрушениях, но неясно, сколько из них на самом деле приняли коммунистическую идеологию, а сколько участвовали из-за страха сами стать мишенью. [ 63 ] В число противников Культурной революции входила Тринли Чодрон, монахиня из Ньемо , которая возглавила вооруженное восстание, охватившее восемнадцать сянь (округа) ТАР, направленное против чиновников КПК и тибетских коллаборационистов, которое в конечном итоге было подавлено НОАК. Ссылаясь на тибетские буддийские символы, которые использовали повстанцы, Шакья называет это восстание 1969 года «милленаристским восстанием, повстанческим движением, характеризующимся страстным желанием избавиться от угнетателя ». [ 64 ]

Количество смертей

[ редактировать ]

Уоррен В. Смит, ведущий радиостанции «Радио Свободная Азия » (основанной правительством США), экстраполировал цифру смертности в 400 000 человек на основании своих расчетов по отчетам переписи населения Тибета, которые показывают 200 000 «пропавших без вести» людей. [ 65 ] [ 66 ] Центральная тибетская администрация заявила, что число умерших от голода, насилия или других косвенных причин с 1950 года составляет около 1,2 миллиона человек. [ 67 ] По словам Патрика Френча , бывшего директора лондонской кампании за свободный Тибет и сторонника тибетского дела, который имел возможность просмотреть данные и расчеты, оценка ненадежна, поскольку тибетцы не смогли достаточно хорошо обработать данные. чтобы получить достоверную сумму. Френч говорит, что эта цифра была основана на опросах беженцев, но не позволила посторонним получить доступ к данным. Френч, получивший доступ, не нашел никаких имен, кроме «вставки, казалось бы, случайных цифр в каждый раздел и постоянного, неконтролируемого дублирования». [ 68 ] Более того, он обнаружил, что из 1,1 миллиона погибших в списке только 23 364 были женщинами (это означает, что 1,07 миллиона из общего тибетского мужского населения в 1,25 миллиона умерли). [ 68 ] Тибетолог Том Грюнфельд также считает, что эта цифра «не имеет документальных подтверждений». [ 69 ] Однако было много жертв, возможно, до 400 000 человек. [ 70 ] Смит, подсчитывая данные переписи населения Тибета, показывает от 144 000 до 160 000 «пропавших без вести» в Тибете». [ 71 ] Куртуа и др. выдвигают цифру в 800 000 смертей и утверждают, что до 10% тибетского населения было интернировано, и лишь немногие выжили. [ 72 ] По оценкам китайских демографов, 90 000 из 300 000 «пропавших без вести» тибетцев покинули регион. [ 73 ] Коммунистическая партия Китая (КПК) это отрицает. Официальное число смертей, зарегистрированных по всему Китаю за годы «Большого скачка», составляет 14 миллионов, но ученые подсчитали, что число жертв голода составляет от 20 до 43 миллионов. [ 74 ]

Правительство Тибета в изгнании цитирует выпуск газеты People's Daily , опубликованный в 1959 году, в котором утверждается, что население Тибета значительно сократилось с 1959 года, считая население Тибетского автономного региона, а также Цинхай, Ганьсу и других регионов, населенных тибетцами, как " Тибетское население». По сравнению с показателями 2000 года численность населения в этих регионах сократилась, говорится в сообщении. [ 75 ] Эти данные противоречат данным китайской переписи населения 1954 года, в которой учитывались этнические тибетцы. [ 76 ] Это связано с тем, что во всех этих провинциях тибетцы не были единственной традиционной этнической группой. Так считается, особенно в Цинхае, где исторически проживают различные этнические группы. В 1949 году ханьцы составляли 48% населения, остальные этнические группы составляли 52% от 1,5-миллионной общей численности населения. [ 77 ] На сегодняшний день ханьцы составляют 54% всего населения Цинхая, что немного выше, чем в 1949 году. Тибетцы составляют около 20% населения Цинхая. [ нужна ссылка ] Детальный анализ статистических данных китайских и тибетских эмигрантских источников выявил ошибки в оценках численности тибетского населения по регионам. Хотя они могут содержать ошибки, данные правительства Тибета в изгнании оказались лучше соответствуют известным фактам, чем любые другие существующие оценки. Что касается общей численности населения всего Тибета в 1953 и 1959 годах, то тибетская сторона, по-видимому, предоставляет слишком высокие цифры, в то время как китайская сторона приводит слишком низкие цифры. [ 78 ]

1976 – настоящее время: Сближение и интернационализация.

[ редактировать ]

После смерти Мао в 1976 году Дэн Сяопин выступил с инициативой по сближению с изгнанными тибетскими лидерами, надеясь убедить их переехать жить в Китай. Рен Жун , который был секретарем Коммунистической партии в Тибете, считал, что тибетцы в Тибете были счастливы под правлением китайских коммунистов и разделяли взгляды китайских коммунистов на докоммунистических тибетских правителей как на репрессивных деспотов. «К 1979 году большинство из приблизительно 600 000 монахов и монахинь были мертвы, исчезли или были заключены в тюрьмы, а большинство из 6 000 монастырей Тибета были разрушены». [ 79 ] Поэтому, когда делегации тибетского правительства в изгнании посетили Тибет в 1979–1980 годах, китайские официальные лица рассчитывали произвести впечатление на тибетских изгнанников прогрессом, достигнутым с 1950 года, и удовлетворенностью тибетского населения. Рен даже организовал митинги в Лхасе, чтобы призвать тибетцев сдержать свою враждебность по отношению к прибывающим представителям старого репрессивного режима. Таким образом, китайцы были удивлены и смущены массовыми, слезливыми выражениями преданности, которые тибетцы выражали посещавшим их тибетским изгнанникам. Тысячи тибетцев плакали, простирались ниц, предлагали посетителям шарфы и жаждали возможности прикоснуться к брату Далай-ламы. [ 80 ]

Эти события также побудили секретаря партии Ху Яобана и вице-премьера Ван Ли посетить Тибет, где они были встревожены условиями, в которых они оказались. Ху объявил о программе реформ, направленной на улучшение экономических стандартов тибетцев и предоставление тибетцам некоторой свободы в соблюдении этнических и культурных традиций. В каком-то смысле это был возврат от жесткой линии авторитаризма и политики ассимиляции 1960-х годов к более этнически приспособленной политике Мао 1950-х годов, с той основной разницей, что не будет отдельного тибетского правительства, как это было в 1950-х годах. [ 81 ] Ху приказал изменить политику, призвав к возрождению тибетской культуры, религии и языка, строительству большего количества университетов и колледжей в Тибете , а также увеличению числа этнических тибетцев в местных органах власти. [ 82 ] Одновременная либерализация экономики и внутренняя миграция также привели к тому, что в Тибете появилось больше ханьских китайских рабочих-мигрантов , хотя фактическая численность этого мигрирующего населения остается спорной.

Новые встречи между китайскими чиновниками и лидерами в изгнании состоялись в 1981–1984 годах, но никаких соглашений достичь не удалось. [ 83 ]

В 1986–1987 годах тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале начало новую кампанию по завоеванию международной поддержки своего дела как проблемы прав человека. В ответ Палата представителей США в июне 1987 года приняла резолюцию в поддержку прав человека в Тибете. [ 84 ] В период с сентября 1987 года по март 1989 года в Лхасе прошли четыре крупные демонстрации против китайского правления. [ 85 ] Американский тибетолог Мелвин Гольдштейн считал беспорядки спонтанным массовым выражением тибетского недовольства, вызванным отчасти надеждой на то, что Соединенные Штаты вскоре окажут поддержку или давление, что позволит Тибету стать независимым. [ 86 ] В 1987 году Панчен-лама произнес речь, в которой оценил число смертей в тюрьмах Цинхая примерно в 5 процентов от общей численности населения в этом районе. [ 87 ] Соединенные Штаты приняли Закон о международных отношениях 1988–1989 годов, в котором выражалась поддержка прав человека в Тибете. [ 84 ] По иронии судьбы, беспорядки дискредитировали более либеральную тибетскую политику Ху и привели к возврату к жесткой политике; Пекин даже ввел военное положение в Тибете в 1989 году. Акцент на экономическом развитии привел к тому, что все большее число нетибетцев переехало в Лхасу, и в экономике Тибета все больше доминировала ханьская власть. Лхаса стала городом, в котором нетибетцы, как сообщается, равнялись тибетцам или превосходили их численностью. [ 88 ]

Когда 10-й Панчен-лама выступал на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Тибетского автономного района в 1987 году, он подробно описал массовые заключения и убийства тибетцев в Амдо (Цинхай): [ когда? ] «было от трех до четырех тысяч деревень и городов, в каждом из которых проживало от трех до четырех тысяч семей с четырьмя-пятью тысячами человек. В каждом городе и селе было заключено в тюрьму от 800 до 1000 человек. Из них не менее 300-400 люди из них умерли в тюрьме... В районе Голока много людей было убито, а их трупы скатили с холма в большой ров. Солдаты сказали членам семей и родственникам погибших, что им всем следует отпраздновать событие. повстанцы были уничтожены. Их даже заставили танцевать на трупах. Вскоре их также расстреляли из пулеметов. Их всех похоронили там». [ 89 ]

«Внимание полиции: запрещено распространять какие-либо нездоровые мысли или предметы». Трехъязычная (тибетско-китайско-английская) вывеска над входом в небольшое кафе в городе Ньялам , Тибет, 1993 год.
Рекламный щит гражданской обороны. Лхаса. 1993 год

Ху Цзиньтао стал главой партии Тибетского автономного района в 1988 году. По данным BBC , «многие тибетцы» считают, что Ху был причастен к неожиданной смерти 10-го Панчен-ламы в январе 1989 года. [ 90 ] В 1990 году журналист-диссидент предоставил The Observer материалы , в которых говорилось, что в марте 1989 года погибло более 450 тибетцев, и утверждал, что до начала насилия полиция Лхасы получила приказ от генерала Ли Ляньсю спровоцировать инцидент. [ 91 ] Четвертая национальная перепись населения была проведена в 1990 году и выявила 4 590 000 этнических тибетцев в Китае, в том числе 2 090 000 в ТАР. Китайское правительство сравнивает эти цифры с данными первой национальной переписи населения и приходит к выводу, что население Тибета удвоилось с 1951 года. [ 16 ]

В 1995 году Далай-лама назначил 6-летнего Гедхуна Чокьи Ньиму 11-м Панчен-ламой без одобрения правительства Китая. КНР назвала еще одного ребенка, Гьяинкайна Норбу , в противоречие с выбором Далай-ламы. Гьяинкаин Норбу вырос в Тибете и Пекине и часто появляется на публике, связанной с религией и политикой. Панчен-лама, выбранный КНР, отвергается изгнанными тибетцами, которые обычно называют его «Панчен-Зума» (буквально «фальшивый Панчен-лама»). [ 92 ] Гедхун Чокьи Ньима и его семья пропали без вести: они были похищены, сообщает Amnesty International, или живут под секретным именем в целях защиты и конфиденциальности, сообщает Пекин. [ 92 ]

Экономическое развитие

[ редактировать ]

В 2000 году китайское правительство запустило Стратегию развития Запада, направленную на стимулирование экономики более бедных западных регионов. Стратегия отличалась сильным уклоном в сторону крупномасштабных капиталоемких проектов, таких как Цинхай-Тибетская железная дорога . Однако такие проекты вызвали опасения по поводу содействия военной мобилизации и миграции ханьцев. [ 93 ] Роберт Барнетт сообщает, что экономические стимулы использовались сторонниками жесткой линии для стимулирования миграции ханьцев в Тибет в качестве механизма контроля, и что 66% официальных постов в Тибете занимают ханьцы. [ 94 ] В Тибетском автономном районе по-прежнему существует этнический дисбаланс при назначениях и продвижении по службе на гражданской и судебной службе, причем на эти должности назначается непропорционально мало этнических тибетцев. [ 95 ]

Железнодорожник на рейсе Синин — Лхаса.

Правительство КНР утверждает, что его правление над Тибетом обеспечило экономическое развитие тибетского народа, и что план Стратегии развития Запада является доброжелательным и патриотическим начинанием более богатого восточного побережья, направленного на то, чтобы помочь западным частям Китая догнать их по уровню процветания и уровня жизни. стандарты. С другой стороны, правительство утверждает, что тибетское правительство почти ничего не сделало для улучшения материального уровня жизни тибетцев во время своего правления с 1913 по 1959 год и что они выступали против любых реформ, предлагаемых китайским правительством. По мнению китайского правительства, это является причиной напряженности, которая выросла между некоторыми чиновниками центрального правительства и местным тибетским правительством в 1959 году. [ 96 ] Заявления об экономических трудностях при правительстве Далай-ламы в 1913–1959 годах оспариваются 10-м Панчен-ламой в Петиции о 70 000 персонажей ; однако Панчен-лама высоко оценил реформу и открытость 1980-х годов при Дэн Сяопине. [ 97 ]

Правительство, в свою очередь, отвергает утверждения о том, что жизнь тибетцев ухудшилась, и заявляет, что жизнь тибетцев значительно улучшилась по сравнению с самоуправлением до 1950 года. [ 98 ] Несмотря на заявления Китая о том, что жизнь тибетцев значительно улучшилась, в книге 2004 года говорится, что около 3000 тибетцев, несмотря на трудности и опасности, каждый год бегут в изгнание. [ 99 ] Кроме того, Хьюман Райтс Вотч сообщает о продолжающихся широкомасштабных злоупотреблениях, совершаемых китайскими силами безопасности. [ 100 ] и пытки со стороны китайской полиции и сил безопасности. [ 101 ]

КНР утверждает, что с 1951 по 2007 год тибетское население в Тибете, находящемся под управлением Лхасы, увеличилось с 1,2 миллиона до почти 3 миллионов. ВВП . Тибетского автономного района (ТАР) сегодня в тридцать раз превышает аналогичный показатель до 1950 года. Заработная плата рабочих в Тибете занимает второе место в Китае [ 102 ] В ТАР имеется 22 500 километров (14 000 миль) автомагистралей, а в 1950 году их не было. Все светское образование в ТАР было создано после революции. В настоящее время в ТАР имеется 25 научно-исследовательских институтов, а не ни одного в 1950 году. Детская смертность снизилась с 43% в 1950 году до 0,66% в 2000 году. [ 103 ] (Организация Объединенных Наций сообщает, что уровень детской смертности составил 3,5% в 2000 году по сравнению с 43,0% в 1951 году. [ 104 ] ) Ожидаемая продолжительность жизни выросла с 35,5 лет в 1950 году до 67 лет в 2000 году. Это указывает на сбор и публикацию традиционного эпоса о царе Гесаре , который является самой длинной эпической поэмой в мире и раньше передавался только устно. (Однако соответствующие тибетские тексты существуют с 18 века, а в конце 19 - начале 20 веков гравюрное издание этой истории было составлено ученым-монахом из Линг-цанга (небольшого королевства к северо-востоку от СДэ-дже). вдохновленный плодовитым тибетским философом Джамгоном Джу Мипхамом Гьяцо ) В нем также подчеркивается выделение 300 миллионов юаней с 1980-х годов на содержание и защиту тибетских монастырей. [ 103 ] Культурная революция и культурный ущерб, который она нанесла всей КНР, обычно осуждается как общенациональная катастрофа, главные зачинщики которой, по мнению КНР, «банда четырех» , предстали перед судом. План развития западного Китая рассматривается КНР как масштабное, доброжелательное и патриотическое предприятие более богатого восточного побережья, направленное на то, чтобы помочь западным частям Китая, включая Тибет, догнать их по уровню благосостояния и уровня жизни. Ежегодные инвестиции достигли сотен миллионов, что сопоставимо с иностранной помощью США всему африканскому континенту за год. [ 105 ]

В 2008 году китайское правительство «запустило проект стоимостью 570 миллионов юаней (81,43 миллиона долларов США) по сохранению 22 объектов исторического и культурного наследия в Тибете, включая монастырь Чжаси Лхунбо, а также монастыри Джоканг, Рамогия, Саньяй и Самгья-Гутог. ." [ 106 ]

Права человека

[ редактировать ]

По данным Amnesty International, после волнений 2008 года населенные тибетцами районы Китая оставались плотно изолированными от внешнего контроля. В то время как китайские власти объявили после протестов, что более 1000 задержанных были освобождены, зарубежные тибетские организации заявили, что к началу 2009 года под стражей оставалось по меньшей мере несколько сотен человек. случаев, приведших к летальному исходу. [ 107 ] Религиозные репрессии включали закрытие крупных монастырей и женских монастырей, а также пропагандистскую кампанию, в ходе которой местные власти возобновили «Патриотическое воспитание», которое требовало от тибетцев участвовать в сессиях критики Далай-ламы и подписывать письменные доносы на него, согласно отчету Amnesty по Китаю за 2009 год. Преследованию подверглись также тибетские члены Коммунистической партии Китая , в том числе их заставили забрать их детей из общинных школ тибетских изгнанников, где они могли бы получить религиозное образование. [ 107 ] По словам бывших политзаключенных, Тибет – это практически большая тюрьма. [ 108 ]

Протесты в марте 2008 года переросли в беспорядки, в ходе которых тибетские толпы напали на людей хань и хуэй в Лхасе . Китайское правительство отреагировало резко, введя комендантский час и заставив журналистов в Лхасе покинуть регион. [ 109 ] Международная реакция была умеренной: ряд лидеров выразили обеспокоенность. Некоторые люди протестовали в крупных городах Европы и Северной Америки и скандировали лозунги.

По данным Amnesty International, какое-то время после беспорядков 2008 года населенные тибетцами районы Китая оставались закрытыми для журналистов, а крупные монастыри и женские монастыри были закрыты. [ 107 ]

тибетский язык

[ редактировать ]

По данным Барри Саутмана, 92–94% этнических тибетцев говорят по-тибетски . Среди тех, кто этого не делает, есть небольшие тибетские меньшинства в таких районах, как Цинхай . Обучение в начальной школе ведется почти исключительно на тибетском языке, но начиная со средней школы обучение ведется на двух языках.

Тибетолог Эллиот Сперлинг также отметил, что «в определенных пределах КНР действительно прилагает усилия для обеспечения тибетского культурного самовыражения (и) нельзя игнорировать культурную деятельность, происходящую по всему Тибетскому нагорью». [ 110 ] В настоящее время «культурный Тибет» может похвастаться тремя телевизионными каналами на тибетском языке, по одному на каждый из трех основных диалектов, на которых говорят в тибетских регионах Китая. В Тибетском автономном районе имеется круглосуточный телеканал на центральном тибетском языке (запущен в 1999 г.). [ 111 ] Для говорящих на тибетском языке Амдо в Цинхае есть телеканал Амдо на тибетском языке. [ 112 ] а для говорящих на тибетском языке Khams - недавно запущенный спутниковый телеканал в Чэнду, столице провинции Сычуань. [ 113 ] В октябре 2010 года тибетские студенты протестовали после того, как китайское правительство опубликовало правила, поддерживающие использование китайского языка в уроках и учебниках к 2015 году, за исключением уроков тибетского языка и английского языка. [ 114 ]

Этнический состав

[ редактировать ]

Вопрос о доле ханьского населения в Тибете является политически чувствительным и является спорным с участием правительства Тибета в изгнании , КНР и движения за независимость Тибета.

В 1959 году Далай-лама XIV заявил, что, по его мнению, конечной целью Китая является истребление тибетской культуры или даже поглощение тибетской расы миллионами китайских поселенцев и рабочих в регионе и депортация некоторых тибетцев. [ 115 ] Правительство Тибета в изгнании заявило, что Китай китаизирует Тибет , поощряя миграцию неэтнических тибетцев, особенно хань и хуэй , так что они превосходят численностью этнических тибетцев в тибетском регионе. [ 116 ] Некоторые нетибетцы, мигрирующие в этот район, могут в конечном итоге ассимилироваться и адаптироваться к тибетской культуре этого региона, учитывая ее значение в местной культуре. Но если они адаптируют более четкую идентичность к тибетцам, тибетская культура с большей вероятностью окажется под угрозой исчезновения, особенно если тибетцы составляют меньшинство. КНР сообщает, что численность тибетцев в Тибетском автономном районе составляет 2,4 миллиона человек по сравнению со 190 000 нетибетцев, а число тибетцев во всех тибетских автономных образованиях вместе взятых (немного меньше, чем в Большом Тибете, на который претендуют изгнанные тибетцы) составляет 5,0 миллиона человек. , по сравнению с 2,3 миллионами нетибетцев. В самом ТАР большая часть ханьского населения проживает в Лхасе . [ 117 ] К началу века рабочие-мигранты из Сычуани сформировали самое большое плавающее население в Тибете. Большинство из них руководствовались экономическими, а не политическими причинами и стремились вернуться в свою родную провинцию для вступления в брак после того, как заработают достаточно денег. [ 3 ]

Эта статистика оспаривается, главным образом, из-за различия между территорией, которую часто называют « Большим Тибетом », в которой этнические тибетцы составляют меньшинство в общей численности населения, и Тибетским автономным районом , в котором этнические тибетцы составляют большинство. Цинхай , на который претендуют группы тибетских изгнанников, состоит из множества разнообразных культур, характерных для разных регионов провинции. Тибетская культура является местной и жива во многих деревнях и городах Цинхая. [ 118 ]

Некоторые города и деревни Тибета расположены в Индии и Непале. Общая численность тибетцев в Индии составляет 94 203 человека, а в Непале - 13 514 человек. Одним из примеров этого является город Лех на индийской союзной территории Ладакх с населением 27 513 человек. Жители Леха — этнические тибетцы, говорящие на ладакхи, восточно-тибетском языке. Наряду с этим на севере Непала есть несколько тибетских деревень. На эти регионы в настоящее время не претендуют группы тибетских изгнанников. [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ]

[ 116 ] Ссылаясь на данные о численности населения Лхасы , Далай-лама недавно обвинил Китай в «демографической агрессии», заявив, что тибетцы превратились в меньшинство «на его родине». [ 122 ] Сосланные тибетцы также выразили обеспокоенность тем, что железная дорога Цинхай-Тибет ( Синин - Лхаса ) призвана еще больше облегчить приток китайских мигрантов. [ 123 ] КНР не признает Большой Тибет , как утверждает правительство Тибета в изгнании. [ 124 ] Правительство КНР утверждает, что этнически тибетские территории за пределами ТАР вообще не контролировались тибетским правительством до 1959 года, а вместо этого на протяжении веков находились под управлением других соседних провинций. Далее утверждается, что идея «Великого Тибета» изначально была разработана иностранными империалистами с целью разделить Китай между собой ( Монголия поразительным прецедентом стала , получившая независимость при поддержке СССР и впоследствии присоединившаяся к Советскому Союзу ). [ 125 ]

Правительство Тибета в изгнании оспаривает большинство демографических статистических данных, опубликованных правительством КНР, поскольку они не включают членов Народно-освободительной армии, дислоцированных в Тибете, или плавающее население незарегистрированных мигрантов, и заявляет, что Китай пытается ассимилировать Тибет и еще больше сокращается. любые шансы на политическую независимость Тибета. [ 116 ] Член КПК Джампа Пунцок , председатель ТАР, заявил, что центральное правительство не проводит политику миграции в Тибет из-за его суровых высокогорных условий, что 6% хань в ТАР представляют собой очень подвижную группу, в основном занимающуюся бизнесом или работой. и что нет иммиграционной проблемы. (В этот отчет включены как постоянные, так и временные места проживания в Тибете, но не включены тибетцы, обучающиеся или работающие за пределами ТАР). [ 126 ] По данным Национального бюро статистики Китая, к 2006 году 3% постоянных жителей Тибета были ханьцами. [ 117 ] В ТАР самая низкая плотность населения среди административных районов провинциального уровня Китая, главным образом из-за его горных и суровых географических особенностей. По состоянию на 2000 год 92,8% населения составляли этнические тибетцы, а ханьцы составляли 6,1% населения. В Лхасе, столице ТАР, Ханс составлял 17%, что намного меньше, чем утверждали многие активисты. Прежняя политика контроля рождаемости, такая как политика одного ребенка, применялась только к ханьцам , а не к таким меньшинствам, как тибетцы. [ 127 ]

Традиционные дома Кхама

Обзор различных источников, проведенный Сергием Л. Кузьминым, показал, что во время Культурной революции население Тибета сократилось на 3–30%. [ 128 ]

Барри Саутман обвинил силы, выступающие за независимость, в желании очистить тибетские территории от Хань, а Далай-ламу - в том, что он постоянно искажает нынешнюю ситуацию как ситуацию ханьского большинства. В сельской местности Тибета, где проживает три четверти населения, очень мало нетибетцев. [ 129 ]

Саутман также заявил:

[Поселенцы] не субсидируются государством лично; хотя, как и городские тибетцы, они косвенно субсидируются за счет развития инфраструктуры, которая идет на пользу городам. Около 85% ханьцев, мигрирующих в Тибет с целью открытия бизнеса, терпят неудачу; обычно они уезжают в течение двух-трех лет. Те, кто выживает экономически, составляют конкуренцию местным тибетским бизнесменам, но комплексное исследование, проведенное в Лхасе, показало, что нетибетцы стали пионерами в секторах малого и среднего предпринимательства, в которые позже вошли некоторые тибетцы, и использовали свои местные знания для процветания.
Тибетцы – это не просто низший класс; существует значительный тибетский средний класс, занятый в государственной службе, туризме, торговле и мелком производстве/транспорте. Есть также много безработных или частично занятых тибетцев, но безработных или частично занятых хань почти нет, потому что те, кто не может найти работу, уезжают.

В статье Writenet, написанной для УВКБ ООН , профессор Колин Маккеррас (с использованием данных переписи населения КНР) выражает мнение, что к утверждениям о том, что китайцы обгоняют тибетцев в их собственной стране и что 1,2 миллиона тибетцев умирают из-за китайской оккупации, «следует относиться с глубочайшим скептицизмом»: [ 130 ]

Цифры показывают, что с начала 1960-х годов население Тибета росло, вероятно, впервые за многие столетия. Из этого, кажется, следует, что утверждения TGIE о сокращении населения из-за китайского правления, вероятно, имеют некоторую обоснованность для 1950-х годов, но сильно преувеличены. Однако с 1960-х годов китайское правление привело к увеличению численности тибетцев, а не к ее уменьшению, во многом благодаря процессу модернизации, который улучшил уровень жизни и снизил уровень младенческой, материнской и других смертности.

Перепись 2000 года по данным Национального бюро статистики Китая.

[ редактировать ]
Основные этнические группы Большого Тибета по регионам, перепись 2000 года.
Общий тибетцы Хан китайский другие
Тибетский автономный район : 2,616,329 2,427,168 92.8% 158,570 6.1% 30,591 1.2%
Лхаса ПЛС 474,499 387,124 81.6% 80,584 17.0% 6,791 1.4%
- Префектура Камдо 586,152 563,831 96.2% 19,673 3.4% 2,648 0.5%
- Префектура Шаннан 318,106 305,709 96.1% 10,968 3.4% 1,429 0.4%
Префектура Сигадзе 634,962 618,270 97.4% 12,500 2.0% 4,192 0.7%
- Префектура Нагку 366,710 357,673 97.5% 7,510 2.0% 1,527 0.4%
- Префектура Нгари 77,253 73,111 94.6% 3,543 4.6% 599 0.8%
- Префектура Нинчи 158,647 121,450 76.6% 23,792 15.0% 13,405 8.4%
Цинхай Провинция : 4,822,963 1,086,592 22.5% 2,606,050 54.0% 1,130,321 23.4%
Синин ПЛС 1,849,713 96,091 5.2% 1,375,013 74.3% 378,609 20.5%
Префектура Хайдун 1,391,565 128,025 9.2% 783,893 56.3% 479,647 34.5%
Хайбэй АП 258,922 62,520 24.1% 94,841 36.6% 101,561 39.2%
Хуаннань АП 214,642 142,360 66.3% 16,194 7.5% 56,088 26.1%
Хайнань АП 375,426 235,663 62.8% 105,337 28.1% 34,426 9.2%
Голог АП 137,940 126,395 91.6% 9,096 6.6% 2,449 1.8%
- Гегу АП 262,661 255,167 97.1% 5,970 2.3% 1,524 0.6%
Хайси АП 332,094 40,371 12.2% 215,706 65.0% 76,017 22.9%
Тибетские районы в Сычуань провинции
- Давай АП 847,468 455,238 53.7% 209,270 24.7% 182,960 21.6%
Гарзе АП 897,239 703,168 78.4% 163,648 18.2% 30,423 3.4%
- У вас есть кондиционер 124,462 60,679 48.8% 27,199 21.9% 36,584 29.4%
Тибетские районы в Юньнань провинции
Декен АП 353,518 117,099 33.1% 57,928 16.4% 178,491 50.5%
Тибетские районы в Ганьсу провинции
- Ганьнан АП 640,106 329,278 51.4% 267,260 41.8% 43,568 6.8%
Тяньчжу АС 221,347 66,125 29.9% 139,190 62.9% 16,032 7.2%
Итого по Большому Тибету:
С Синином и Хайдуном 10,523,432 5,245,347 49.8% 3,629,115 34.5% 1,648,970 15.7%
Без Синина и Хайдуна 7,282,154 5,021,231 69.0% 1,470,209 20.2% 790,714 10.9%

Эта таблица [ 131 ] включает все тибетские автономные образования в Китайской Народной Республике, а также Xining PLC и Haidong P. Последние два включены для завершения данных по провинции Цинхай заявляет, что они являются частью Большого Тибета. , а также потому, что правительство Тибета в изгнании .

P = префектура; AP = Автономная префектура; PLC = город на уровне префектуры; AC = Автономный округ.

Исключая членов Народно -освободительной армии, находящихся на действительной службе.

С тех пор число ханьских поселенцев в городах неуклонно росло. Но предварительный анализ мини-переписи 2005 года показывает лишь небольшой рост ханьского населения в ТАР с 2000 по 2005 год и незначительные изменения в восточном Тибете.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Тибетский профиль» .
  2. ^ Шакья 1999, стр. 7–8
  3. ^ Jump up to: а б Хесслер, Питер. «Тибет глазами китайцев» . Атлантика . Проверено 26 апреля 2017 г.
  4. ^ «Выпуск № 56: Тибет под властью Коммунистической партии Китая | Международная кампания за Тибет» . www.savetibet.org . 9 мая 2014 года . Проверено 26 апреля 2017 г.
  5. ^ «Тибет (Автономия)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 21 июня 1950 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Лэрд 2006, с. 301
  7. ^ Гольдштейн 2007, с. 96
  8. ^ «План из семнадцати пунктов мирного освобождения Тибета» . Совет по международным отношениям . Архивировано из оригинала 14 октября 2020 г. Проверено 26 апреля 2017 г.
  9. ^ Гольдштейн 1989, стр. 812–813.
  10. В 1952 году Лухангва сказал представителю КНР Чжан Цзинву: «Было абсурдно ссылаться на условия Соглашения из семнадцати пунктов. Наш народ не принял соглашение, а сами китайцы неоднократно нарушали его условия. Их армия все еще находилась в оккупации». восточного Тибета; эта территория не была возвращена правительству Тибета, как должно было быть». Моя земля и мой народ , Далай-лама, Нью-Йорк, 1992, с. 95
  11. ^ Jump up to: а б «Его Святейшество Далай-лама воодушевлён растущей поддержкой со стороны интеллектуалов в Китае» . тибет.нет . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  12. ^ Пауэрс 2004, стр. 116–117.
  13. ^ Мишель Пейссель , «Кавалеры Кхама, тайная война в Тибете» Лондон: Heinemann 1972 и Бостон: Little, Brown & Co. 1973
  14. Далай-лама , Свобода в изгнании Харпер, Сан-Франциско, 1991.
  15. ^ Jump up to: а б с Гольдштейн 2007, с. 541
  16. ^ Jump up to: а б Население Тибета в 1950–1990 гг. Архивировано 24 ноября 2007 г. в Wayback Machine (на китайском языке).
  17. ^ thamzing , Уайли : 'thab-'dzing , диалект Лхасы : [[Справка:IPA/тибетский|[ [thʌ́msiŋ] ]]]
  18. ^ Крейг (1992), стр. 76–78, 120–123.
  19. ^ Шакья (1999), стр. 245–249, 296, 322–323.
  20. ^ Лэрд 2006, с. 318
  21. ^ Гуанмин Дейли. «Незабываемая история - крепостная система Старого Тибета» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 29 апреля 2008 г.
  22. ^ Вонакотт, Питер (30 августа 2008 г.). «Восстание монахов: как тайная кампания ЦРУ против Китая 50 лет назад продолжает тлеть; роль брата Далай-ламы» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г.
  23. ^ Лэрд 2006, стр. 320–328.
  24. ^ Jump up to: а б Акинер, Ширин (1 января 1996 г.). Сопротивление и реформы в Тибете . Мотилал Банарсидасс. ISBN  9788120813717 .
  25. Чуши Гангдрук. Архивировано 25 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Jump up to: а б «Почему беспокоит Тибет? - Друзья Тибета (ИНДИЯ)» . Друзьяoftibet.org . Проверено 26 сентября 2015 г.
  27. ^ Шакья, Церинг. Дракон в стране снегов (1999) Издательство Колумбийского университета. ISBN   978-0-231-11814-9 стр. 186–191
  28. ^ «Свидетель: репортаж о побеге Далай-ламы в Индию». Питер Джексон. Рейтер . 27 февраля 2009 г. [1]
  29. ^ Тайная война ЦРУ в Тибете, Сиэтл Таймс, 26 января 1997 г., Пол Салопек I http://www.timbomb.net/buddha/archive/msg00087.html
  30. ^ Шакья (1999), с. 193.
  31. ^ Вонг, Эдвард (20 января 2009 г.). «Праздник для Тибета — это насмешка над Далай-ламой» . Нью-Йорк Таймс . п. 13 . Проверено 28 марта 2011 г.
  32. ^ Шакья (1999), с. 128.
  33. ^ «Карнавал прав: Бодрийяр, Бахтин и риторика «Дня освобождения крепостных» 2009 года » . Международный журнал исследований Бодрийяра . 9 (3). Октябрь 2012 г. ISSN   1705-6411 . Проверено 11 марта 2020 г.
  34. ^ Официальный сайт тибетского правительства в изгнании. История, ведущая к 10 марта 1959 года. Архивировано 4 сентября 2019 года в Wayback Machine . 7 сентября 1998 г. Проверено 16 марта 2008 г.
  35. ^ «Внутренняя история черных рук ЦРУ в Тибете» . Американский зритель . Декабрь 1997 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  36. ^ Грюнфельд 1996 , с. 247.
  37. ^ Хао, Ян (март 2000 г.). «Тибетское население в Китае: новый взгляд на мифы и факты» (PDF) . Азиатская национальность . 1 (1): 20. дои : 10.1080/146313600115054 . S2CID   18471490 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
  38. ^ Air America , Книги Корги. Тим Роббинс. 1988.
  39. ^ Баснят, Прем Сингх. «Забытая история» . Моя Республика . Проверено 5 августа 2024 г.
  40. ^ «Тибет онлайн - Почему Тибет? - Основные обвинения в китайской оккупации» . Тибет.орг . Проверено 26 сентября 2015 г.
  41. ^ Ó Града, Голод: Краткая история , с. 95
  42. ^ Пэн Сижэ (彭希哲), «Демографические последствия большого скачка вперед в провинциях Китая», Обзор народонаселения и развития 13, вып. 4 (1987), 639–670.
  43. ^ Куртенбах, Элейн (11 февраля 1998 г.). «Доклад тибетского лидера за 1962 год рассказывает о массовых избиениях и голодании» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 21 июля 2001 г. Проверено 18 апреля 2016 г.
  44. ^ Jump up to: а б « Секретный доклад Панчен-ламы с критикой Китая »
  45. ^ Jump up to: а б «Самсара: Отчет Панчен-ламы за 1962 год» . subliminal.org . Проверено 26 сентября 2015 г.
  46. ^ Jump up to: а б Крейг (1992), с. 125.
  47. ^ Джамьянг, Норбу. «Бегущая собака-пропагандист» . Фаюл . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 10 мая 2016 г.
  48. ^ Барри Саутман, «Демографическое уничтожение» и Тибет, стр. 230–257, в Барри Саутман, Джун Тойфель Дрейер (редакторы), Современный Тибет: политика, развитие и общество в спорном регионе , М. Е. Шарп, 2006, 360 стр.
  49. ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: История независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011 г., стр. 340–341.
  50. ^ Jump up to: а б с д «Центр правосудия Тибета – Юридические материалы по Тибету – Правительство и НПО – Отчет Международного Суда по Тибету и Китаю (отрывок) (1960) [стр. 346]» . tibetjustice.org . Проверено 26 сентября 2015 г.
  51. ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: История независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011 г.
  52. ^ Шакья (1999), с. 320.
  53. ^ Шакья (1999), стр. 314–347.
  54. ^ Деньги 2001, стр. 212–214
  55. ^ А. Том Грюнфельд, Тибет и Соединенные Штаты, в книге Барри Саутмана и Джун Тойфель Дрейер (редакторы), Современный Тибет: политика, развитие и общество в спорном регионе , М. Е. Шарп, 2006, 360 стр., стр. 319– 349 [329]:

    Соединенные Штаты также воспользовались тем, что Далай-лама покинул Тибет, заставив ЦРУ возродить свою пропагандистскую машину времен холодной войны, создав якобы популярные организации, такие как Американский комитет по чрезвычайной ситуации для тибетских беженцев, подталкивая свои тайно финансируемые правозащитные организации времен времен холодной войны, такие как Международная комиссия юристов подготовит пропагандистские доклады с нападками на Китай

    .
  56. ^ Ховард Б. Толли-младший, Международная комиссия юристов, глобальные защитники прав человека , Филадельфия, University of Pennsylvania Press, 1944, XVII стр. + 344 с.
  57. ^ Ричард Пьер Клод, обзор Говарда Б. Толли-младшего, Международная комиссия юристов: глобальные защитники прав хумама , в Human Rights Quarterly , август 1994 г.:

    Основываясь на документации и именах респондентов, авторы представляют историю о том, как Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) тайно финансировало создание Международного Суда как инструмента «холодной войны». (...) Толли показывает, что сомнительный источник финансирования был неизвестен большинству офицеров и членов Международного Суда.

    .
  58. ^ Дороти Штайн, Люди, которые имеют значение. Население и политика, Женщины и дети , Earthscan Publications, Лондон, 1995, XI + 239 стр., стр. 193–194, примечание 27:

    Сам Международный Суд вырос из группы, созданной агентами американской разведки, целью которой было распространение антикоммунистической пропаганды. Оно также получало средства от ЦРУ, которое не является заметной правозащитной организацией и, что более важно, не отличается особым интересом к истине. В докладе LIC 1960 года «Тибет и Китайская Народная Республика» (ICJ, Женева: 1990) показаны явные признаки предвзятости в принятии или отклонении приведенных свидетельств.

    .
  59. ^ «Международная комиссия юристов – Обзор» . www.icj.org . Архивировано из оригинала 27 апреля 2010 г.
  60. ^ Додин (2008), стр. 205.
  61. ^ Додин (2008), стр. 195–196.
  62. ^ Пауэрс 2004, стр. 141–142.
  63. ^ Пауэрс 2004, с. 185
  64. ^ «Кровь в снегах (Ответ Ван Лисюн)» . Архивировано из оригинала 18 января 2019 г. Проверено 2 марта 2009 г.
  65. ^ Тибет, Тибет ISBN   1-4000-4100-7 , стр. 278–282.
  66. ^ Смит 1997, с. 600
  67. ^ «Тибет: доказательство истины на основе фактов». Архивировано 15 июня 2007 г. в Wayback Machine , Департамент информации и международных отношений: Центральная тибетская администрация , 1996. стр. 53
  68. ^ Jump up to: а б Барри Саутман, Джун Тойфель Драйер, Современный Тибет: политика, развитие и общество в спорном регионе с. 239
  69. ^ Грюнфельд 1996, с. 247.
  70. ^ Французский, 2003, стр. 278–282.
  71. ^ Смит 1997, стр. 600–601, с. 8
  72. ^ Куртуа 1997, стр. 545–546 (цитирует Кьюли, Тибет , стр. 255).
  73. ^ Ян Хао, «Тибетское население в Китае: пересмотр мифов и фактов» , Азиатская этническая принадлежность , Том 1, № 1, март 2000 г., стр. 24
  74. ^ Пэн Сижэ (彭希哲), «Демографические последствия большого скачка вперед в провинциях Китая», Обзор народонаселения и развития 13, вып. 4 (1987), 639–670.
    Сводную информацию о других оценках можно найти по этой ссылке.
  75. ^ People's Daily, Пекин, 10 ноября 1959 г., в разделе «Перемещение населения и контроль». Архивировано 24 февраля 2011 г. на Wikiwix.
  76. ^ Отчет о переписи населения Китая 1954 года, заархивированный 5 августа 2009 г. в Wayback Machine (на китайском языке).
  77. ^ (на китайском языке) Население Цинхая [2]
  78. ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: История независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011, стр. 334–340.
  79. ^ Ардли, Джейн (2002). « Тибет: Религия, сопротивление и государство» ». Движение за независимость Тибета: политические, религиозные и Гандианские перспективы . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 22. ISBN  9780700715725 . OCLC   53173808 . Экономика была полностью разрушена, а Культурная революция почти полностью разрушила культурное наследие Тибета. К 1979 году большинство из примерно 600 000 монахов и монахинь были мертвы, исчезли или были заключены в тюрьмы, а большинство из 6 000 монастырей Тибета были разрушены.
  80. ^ Гольдштейн 1997, стр. 61–63.
  81. ^ Гольдштейн 1997, стр. 63–66.
  82. ^ «Тибетский вопрос» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2006 г. Проверено 21 октября 2006 г. Тибет, Китай и США: размышления о тибетском вопросе, Мелвин К. Гольдштейн.
  83. ^ Гольдштейн 1997, стр. 67–74.
  84. ^ Jump up to: а б Гольдштейн 1997, стр. 75–78.
  85. ^ Гольдштейн 1997, стр. 79–83.
  86. ^ Гольдштейн 1997, стр. 83–87.
  87. ^ Барнетт, Роберт, в: Аутентификация Тибета: ответы на 100 вопросов Китая , под редакцией Анн-Мари Блондо и Кати Баффетриль. (2008), стр. 89–90. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-24464-1 (ткань); ISBN   978-0-520-24928-8 (пбк).
  88. ^ Гольдштейн 1997, стр. 87–99.
  89. ^ «Апок непристойности» . Архивировано из оригинала 4 июля 2010 г. Проверено 28 марта 2010 г.
  90. ^ «Новости BBC – Азиатско-Тихоокеанский регион – Профиль: Ху Цзиньтао» . bbc.co.uk. ​16 сентября 2004 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  91. ^ АП (14 августа 1990 г.). «Китайцы заявили, что убили 450 тибетцев в 1989 году» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 апреля 2018 г.
  92. ^ Jump up to: а б http://web.amnesty.org/library/index/ENGASA170071996. Архивировано 22 июня 2004 г. в Wayback Machine «Тибет: 6-летний мальчик пропал без вести и более 50 задержаны в ходе спора о Панчен-ламе», Amnesty International , 18 января 1996 г.
  93. ^ «Поезд направляется в Тибет, опасаясь перемен / Миграция и туризм, вероятно, возрастут» . СФГейт . 24 февраля 2005 г. Проверено 26 сентября 2015 г.
  94. ^ Отрывки Роберта Барнетта, извлеченные из книги Стива Лемана , «Тибетцы: борьба за выживание» , Umbrage Editions, Нью-Йорк, 1998, [3]
  95. ^ «Кадровые изменения в Лхасе свидетельствуют о предпочтении китайцев тибетцам, говорится в отчете TIN» . savetibet.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
  96. ^ Цзявэй, Ван, «Исторический статус китайского Тибета», 2000, стр. 194–197.
  97. ^ Хилтон 2000, стр. 192–194.
  98. Питер Хесслер, «Тибет глазами китайцев». Архивировано 24 марта 2008 г. в Wayback Machine , The Atlantic Monthly , февраль 1999 г.
  99. ^ Пауэрс 2004, с. 143
  100. ^ «Заявление Совета по правам человека по Тибету» . Хьюман Райтс Вотч . 24 сентября 2010 г. Проверено 26 сентября 2015 г.
  101. ^ «Нарушенные обещания Пекина в области прав человека» . Хьюман Райтс Вотч . 10 января 2011 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  102. ^ «Высокая заработная плата в Тибете приносит пользу привилегированным слоям населения» , Asian Labor News, 21 февраля 2005 г.,
  103. ^ Jump up to: а б «Марш Тибета к модернизации, раздел II. Быстрое социальное развитие в Тибете» , Информационное бюро Государственного совета КНР, ноябрь 2001 г.
  104. ^ «Тибет: Основные сведения» . Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана. Архивировано из оригинала 20 февраля 2004 г. Проверено 22 апреля 2008 г.
  105. ^ Хесслер, Питер (1 февраля 1999 г.). «Тибет глазами китайцев» . Атлантика . ISSN   2151-9463 . Проверено 5 августа 2024 г.
  106. ^ [4] Синьхуа о Тибете. Интернет-новости
  107. ^ Jump up to: а б с Amnesty International, Состояние прав человека в мире: Китай. Архивировано 4 декабря 2009 г. на Wayback Machine , 2009 г., по состоянию на 16 марта 2010 г.
  108. ^ «Тибет – это фактически большая тюрьма: бывшие политзаключенные» . thetibetpost.com . 26 июня 2013 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  109. ^ «Запретные зоны Китая» . Хьюман Райтс Вотч : 32–33. 6 июля 2008 года . Проверено 11 марта 2010 г.
  110. ^ Эллиот Сперлинг , Изгнание и инакомыслие: исторический и культурный контекст, в ТИБЕТЕ С 1950 ГОДА: МОЛЧАНИЕ, ТЮРЬМА ИЛИ ИЗГНАНИЕ 31–36 (ред. Мелиссы Харрис и Сиднея Джонса, 2000), см. « Исторический и культурный контекст» Эллиота Сперлинга.
  111. ^ Китай запускает тибетский канал для Индии, Непала , PTI , rediff NEWS, 1 октября 2007 г.: «Китай запустил первый в истории 24-часовой телеканал на тибетском языке в понедельник, чтобы отметить свой 58-й Национальный день (...). Канал на момент открытия в 1999 году транслировался всего 11 часов в день».
  112. ^ Пожелания тибетца , China Digital Times , 27 марта 2009 г.: «В настоящее время двумя наиболее популярными телевизионными каналами в тибетских регионах являются канал на тибетском языке Цинхай и канал на тибетском языке на тибетском языке»
  113. Чжан Мингю, Поддержите открытие тибетского телеканала Кхампа , tibet.new.cn , 17 января 2010 г.
  114. Протесты тибетских студентов распространились на Пекин , The Guardian , 22 октября 2010 г.
  115. ^ «Центр правосудия Тибета - Юридические материалы по Тибету - Правительство и НПО - Отчет Международного Суда по вопросу о Тибете и верховенстве закона (отрывок) (1959) [стр. 342]» . tibetjustice.org . Проверено 26 сентября 2015 г.
  116. ^ Jump up to: а б с «Китайское население – угроза тибетской идентичности» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 г. Проверено 12 июля 2009 г.
  117. ^ Jump up to: а б Национальное бюро статистики Китая (на китайском языке)
  118. ^ Колас, Ашильд (2007). Туризм и тибетская культура в переходный период: место под названием Шангрила . Рутледж. ISBN  9781134078370 . Проверено 19 апреля 2018 г. - через Google Книги.
  119. ^ «Помощь тибетской деревне Бриддхим в Северном Непале» . www.betterplace.org . Проверено 19 апреля 2018 г.
  120. ^ «Тибетское население – внутри и за пределами Тибета» . tibetdata.org . Проверено 19 апреля 2018 г.
  121. ^ «Перепись Индии 2001 года: данные переписи 2001 года, включая города, деревни и поселки (предварительные)» . Переписная комиссия Индии. Архивировано из оригинала 16 июня 2004 г. Проверено 1 ноября 2008 г.
  122. ^ «Далай-лама обвиняет Китай в «демографической агрессии» » . Фаюл.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
  123. ^ «Ху открывает самую высокогорную железную дорогу в мире» . Новости Би-би-си . 01 июля 2006 г. Проверено 25 мая 2010 г.
  124. В интервью 31 мая 2008 года Далай-лама заявил: «Великий Тибет», вот, это самое слово исходит от китайского правительства. Мы никогда не говорим о Большом Тибете » Его Святейшество Далай-лама обсуждает недавние беспорядки в Тибете с редакторами Financial Times (FT). Архивировано 14 октября 2009 г. в Wayback Machine .
  125. ^ Репортаж Синьхуа Ньюс (на китайском языке)
  126. ^ Репортаж SINA News (на китайском языке)
  127. ^ «Закон о народонаселении и планировании семьи Китайской Народной Республики» , www.gov.cn дата обращения 26 сентября 2015 г.
  128. ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: История независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011 г.
  129. ^ «Протесты в Тибете и сепаратизм: Олимпийские игры и дальше» . blackandwhitecat.org . Архивировано из оригинала 28 апреля 2008 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
  130. ^ Китайская Народная Республика: Справочный документ о положении тибетского населения , Отчет Writenet профессора Колина П. Маккерраса, стр. 19–20.
  131. ^ Национального статистического бюро Китая и Департамент экономического развития Отдела государственной комиссии по этническим делам Китая), ред Департамент статистики населения, социальной сферы, науки и технологий . Пекин: Издательство «Национальности», 2003 ( ISBN   7-105-05425-5 ).

Источники

[ редактировать ]
  • Ардли, Джейн Движение за независимость Тибета: политические, религиозные и Гандианские перспективы (2002) Лондон: RoutledgeCurzon ISBN   9780700715725
  • Крейг, Мэри Слезы крови: Крик по Тибету (1992) INDUS, отпечаток издательства HarperCollins Publishers, Калькутта. Второе впечатление, 1993 г. ISBN   0-00-627500-1
  • Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (1989) University of California Press ISBN   978-0-520-06140-8
  • Гольдштейн, Мелвин К. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) University of California Press ISBN   0-520-21951-1
  • Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, Том 2: Затишье перед бурей: 1951–1955 (2007) University of California Press ISBN   978-0-520-24941-7
  • Харрер, Генрих Семь лет в Тибете Руперт Харт-Дэвис, Лондон (1953) ОСЛК   475276448
  • Харрер, Генрих Возвращение в Тибет: Тибет после китайской оккупации (1998) Джереми П. Тарчер / Патнэм, Нью-Йорк ISBN   0-87477-925-1
  • Хилтон, Элизабет В поисках Панчен-ламы (2000) WW Norton & Company. ISBN   0-393-04969-8
  • Кузьмин, Сергий Скрытый Тибет: история независимости и оккупации (2011) Библиотека тибетских произведений и архивов ISBN   978-93-80359-47-2
  • Лэрд, Томас . История Тибета: беседы с Далай-ламой (2006) Grove Press ISBN   0-8021-1827-5
  • Пауэрс, Джон История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики (2004) Oxford University Press ISBN   978-0-19-517426-7
  • Шакья, Дракон Церинг в стране снегов (1999) Издательство Колумбийского университета ISBN   0-231-11814-7
  • Смит-младший, Уоррен В., Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений (1997) Westview press ISBN   978-0-8133-3280-2
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5bc18b7859ea22e992b1f6528c2732f4__1722965400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/f4/5bc18b7859ea22e992b1f6528c2732f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Tibet (1950–present) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)