сеудат-мицва
Сеудат -мицва ( ивр . סעודת מצוה , «заповедная трапеза») в иудаизме — обязательная праздничная трапеза, обычно относящаяся к праздничной трапезе после выполнения мицвы ( заповеди), такой как бар-мицва , бат-мицва , свадьба , брит-мила (ритуальное обрезание) или сиюм (завершение трактата Талмуда или Мишны ). Сеудот, зафиксированные в календаре (т. е. на праздники и посты ), также считаются сеудот-мицвой , но многие из них имеют свои, более часто используемые названия.
Сеудат брит мила
[ редактировать ]Посещение брит-милы (церемонии обрезания) и ее последующего сеуда имеет такое большое значение, что Моше Иссерлес («Рама») отмечает талмудическое высказывание о том, что тот, кто приглашен, но не участвует в сеудат брит-мила, подвергается остракизму со стороны Бога . [ 1 ] По этой причине людей обычно не приглашают, а просто информируют о времени и местонахождении британца. [ 2 ] Талмудические мудрецы сравнили брит с корбаном (храмовым жертвоприношением), а еду на сеудат брит милах — с поеданием храмового жертвоприношения. Евреи-хасиды обычно настаивают на подаче мяса на сеудат брит милах, поскольку большинство храмовых приношений было мясом. Совместная трапеза считается событием, объединяющим празднование завета между Богом и евреями . [ 3 ]
Сеудат Пидьон Хаве
[ редактировать ]В отличие от других сеудот-мицвы , в которых трапеза ( сеуда ) следует за действием или церемонией, требующей праздничной трапезы, пидьон хабен , или церемония выкупа первенца еврейского ребенка мужского пола, является частью трапезы. Церемонию возглавляет коэн , который ритуально моет руки, произносит благословение над хлебом и вкушает немного хлеба перед началом церемонии. Церемония, следующая традиционному тексту, представляет собой словесный обмен между коэном и отцом ребенка. Коэн спрашивает отца, предпочитает ли он оставить свои деньги или заплатить сумму, эквивалентную пяти серебряным шекелям, чтобы выкупить своего ребенка. Отец выбирает последний вариант и передает деньги, а также произносит особое благословение (« аль пидьон хабен »). Затем коэн озвучивает искупление, благословляет ребенка и произносит традиционное благословение над чашей вина, которую затем выпивает. Сеудат -мицва продолжается, и все присутствующие гости моют хлеб и принимают праздничную трапезу.
Во время сеуды для пидьон хабена Виленского Гаона спросили, правда ли, что все заповеди Торы упоминаются в Берейшите , первой части Торы . заповедь пидьон хабен После того, как Гаон подтвердил это, его спросили, где упоминается , и Гаон ответил, что это было в слове Берешит , еврейских инициалах, обозначающих Бен Ришон Ачар Шелошим Йом Тифде , или «первенец, родившийся через тридцать дней». выкупать". [ 4 ]
Сеудат бар-мицва
[ редактировать ]Соломон Лурия отметил, что событие, когда юноша обязан соблюдать 613 заповедей, следует отмечать религиозным праздником, обычно включающим проповедь, подготовленную юношей. [ 5 ] родители принято Во время трапезы бар-мицвы благодарить и восхвалять Бога за то, что он дал им заслугу вырастить ребенка, чтобы он стал бар-мицвой, и обучить его путям Торы и заповедям. [ 6 ] Раввин Овадия Йосеф [ 7 ] считает, что бат-мицва также является сеудат-мицвой.
Сеудат Сиюм Масечет
[ редактировать ]Согласно Талмуду и Мидрашу , празднование сеуда после завершения талмудического трактата считается сеудат-мицвой . [ 8 ] Эта сеуда создана для того, чтобы радоваться достижениям, а также мотивировать и вдохновлять других делать то же самое. Хаим Элазар Спира , Мункачар Ребе », заметил в своей работе «Шаар Иссахар» , что злое начало одно из имён злого начала, « Самаэль не хочет видеть этот тип общей радости, отмечая, что можно увидеть ». как аббревиатура от Сиюм Масечет Айн Лаасот , или «не делай сиюм ». [ 9 ]
Сеудат Ходаа
[ редактировать ]Сеудат Хода ( иврит : праздник Дня благодарения ) [ 10 ] буквально означает трапезу благодарения. [ 11 ]
На общественной трапезе [ 12 ] то, что дано для признания добра – Хакарат ХаТов – бенефициар дает что-то другим – способность произносить благословения – Брахот .
Сеудат Ниссуин
[ редактировать ]Во время праздничной трапезы сеудат ниссуин после еврейской свадьбы гости участвуют в мицве (заповеди) Л'Самеах Хатан в'Каллах , чтобы доставить радость жениху и невесте. Акцент торжества делается на развлечение молодоженов. На православной свадебной трапезе мужчины и женщины танцуют отдельно - иногда разделенные мечицей ( «разделителем») - из соображений цниута (скромности). В конце ниссуин сеудат Биркат ха-Мазон читается Шева Берахот (семь благословений), которые читались под хупой (Благодать после еды) и повторяются (свадебным балдахином).
Сеудат хавраа
[ редактировать ]Сеудат хавра - это «трапеза утешения» или утешения, предоставляемая скорбящему по возвращении с кладбища после погребения умершего. [ 13 ] Обычно он состоит из продуктов, символизирующих жизнь, таких как вареные яйца и чечевичный суп. В Талмуде утверждается, что чечевичное рагу, Иаков которое готовил ( Бытие 25:29), и за которое Исав продал свое первородство, было сеудат хавраа для его отца Исаака , который начинал сидеть Шивой для своего отца Авраама . [ 14 ]
Сеудат Шаббат и Сеудат Йом Тов
[ редактировать ]К ним относятся трехразовое питание в субботу , а также два приема пищи (ужин и обед) в каждый фестивальный день, по четыре (за пределами Израиля) на Шавуот , Рош ха-Шана , Суккот , по два на Шмини Ацерет и Симхат Тора , восемь (за пределами Израиля). на Пасху . Пасхальные седеры – это сеудот мицва . За исключением Сеуда Шлишит («третьей трапезы» Шабата), всем этим трапезам предшествует Киддуш (благословение, совершаемое над вином в знак признания святости дня). Если кто-то читает кидуш , еврейский закон гласит, что человек должен немедленно съесть сеуда в том же месте, где он услышал/прочитал кидуш . [ 15 ] Во время субботней трапезы принято петь Земирот (песни), учить Тору (как и вообще за трапезой) и обсуждать недельную часть Священного Писания .
После ХаМафсекета
[ редактировать ]После ХаМафсекета [ 16 ] это «разделительная трапеза», которую едят перед постами Йом Кипур и Тиша бе-Ав .
Еда перед Йом Кипуром — это праздничная еда, которая может включать мясо. [ 17 ]
Во время трапезы перед Тиша бе-Ав запрещено есть мясо, вино или более одной приготовленной пищи. [ 18 ] Алкогольных напитков следует избегать. Еду едят сидя на земле или на низком сиденье. Принято есть сваренное вкрутую яйцо, а также кусок хлеба, обмакнутый в золу, и говорить: «Это еда Тиша бе-Ав». Во время еды трое мужчин не должны сидеть вместе, чтобы им не пришлось читать Милость после еды всей группой. Ни одно из этих ограничений не применяется, когда Тиша бе-Ав приходится на субботу или воскресенье. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Сеудат Пурим
[ редактировать ]В день Пурима праздничная трапеза под названием Сеудат Пурим , обычно ближе к вечеру, проводится , главным напитком которой является вино, где пьянство не является редкостью. Обычай пить во время этой трапезы восходит к утверждению Талмуда, приписываемому раввину по имени Рава, в котором говорится, что в Пурим следует пить до тех пор, пока он «перестанет различать арур Аман («Проклят Аман») и барух Мордехай («Благословенный») . Мардохей')». Причина, по которой Рава ввел обычай пить, могла заключаться в критике отношения к Мордехаю как к герою, а не как к злодею. [ 22 ] Другая точка зрения состоит в том, что эти фразы имеют одинаковое числовое значение , и некоторые авторитеты, в том числе Беэр Хагола и Маген Авраам , постановили, что человеку следует пить вино до тех пор, пока он не сможет вычислить эти числовые значения.)
Это изречение было систематизировано в « Риф , Рош , Тур , Шулхан Арух» ( Орах Хаим, 695), и интерпретируется просто (как объяснено выше) в « Хатам Софер» . Такая интерпретация утверждения Талмуда, или принятие самого утверждения, оспаривается (по разным причинам) Баалей Тосафот (основанный на Иерусалимском Талмуде ), Маймонидом , Рабейну Ефремом, Баал ХаМаором , Раном , Орхот Хаим , Беэр Хагола , Маген Авраам , Таз , Рема , Виленский Гаон , Махарша , Рашаш, Цейда Ладерех , Хагахот Маймонийот , Раавья, Корбан Нтанель , Бах , Махарил , При М'гадим , Кол Бо , Хохмат Маноах , Мишна Берура (Хафец Хаим) и другие. Все эти авторитеты выступают за употребление вина в определенных количествах, но все (за исключением Хагахот Маймонийот и Раавья) не одобряют уровень опьянения, предложенный Чатам Софер . Рема говорит, что следует выпить лишь немного больше, чем он привык пить, а затем попытаться заснуть (при этом он уж точно не сможет отличить две фразы, указанные в Талмуде). Эту позицию разделяют Коль Бо и Мишна Берура и аналогичны Маймониду.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йоре Деа 265:12; см. Вавилонский Талмуд Песахим 113б; Тосафот Песахим 114а св "Веин"
- ^ Авраам Хирш Айзенштадт , Питчей Тешува Йоре Деа 265:18; Арух ХаШульхан 265:37
- ↑ Раввин Говард Джахтер, «Минхагим Брит Милы» , Коль Тора , по состоянию на 19 марта 2006 г.
- ↑ Раввин Дов Элиах, «Тора Всевышнего совершенна и завершена: монументальное здание Торы Виленского Гаона». Архивировано 28 июля 2006 г. в Wayback Machine , Дейа веДибур , по состоянию на 19 марта 2006 г.
- ^ Yam Shel Shlomo , Bava Kamma 7:37
- ↑ Раввин Ниссан Довид Дубо, «Ялкутская бар-мицва: Обычаи бар-мицвы». Архивировано 18 мая 2006 г. в Wayback Machine , Хабад-Любавич, по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ^ Ябия Омер 2:29
- ^ Соломон Лурия , Ям Шел Шломо] , Бава Камма , Меруба 37; Махарам Минц 119; Шах , Йоре Деа 246:37
- ↑ Шломо Кац, «Матос-Масей: Сила молитвы» , Torah.org, по состоянию на 19 марта 2006 г.
- ^ иногда называют Сеудат ХоДаЯ «На дне бассейна» .
- ^ «Отзывы» .
- ^ "... как Сеудас Ходаа за его выздоровление.." «Синагога Кью-Гарденс» (PDF) .
- ^ Раввин Мордехай Торчинер, «Первая трапеза после погребения - Сеудат Хавра» , АйшДас, по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ^ Бава Батра 16б
- ^ Талмуд Бавли , Песахим 101а.
- ^ Альт. Сеуда мафсекет
- ^ «Йом Кипур: Как мы готовимся». Архивировано 3 ноября 2005 г. в Wayback Machine , Национальная еврейская информационно-пропагандистская программа, по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ^ Мишна , Таанит 26б; Вавилонский Талмуд , тогда 30а
- ^ «Тиша бе-Ав (Девятое ава)» , Союз ортодоксальных еврейских общин Америки, по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ^ «Тиша беАв: Пост девятого ава» , Ахават Исраэль, по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ↑ В Дании, 29б: этот Раши.
- ^ Элиах, Аялон. «Мордехай-злодей: Нерассказанная история пьянства в Пурим» . Гаарец .