Сенусия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Санусси Сануси | |
---|---|
![]() | |
Страна | |
Место происхождения | Ливия |
Основатель | Мухаммад ибн Али аль-Сануси |
Текущий руководитель |
|
Последний правитель | Идрис Ливийский |
Титулы | |
Депонирование | 1969: Свергнут Муаммаром Каддафи в результате государственного переворота 1 сентября. |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |

Сенусийя арабский , Сенусси или Сануси ( арабский : السنوسية , романизированный : аль-Сануссия ) — мусульманский политико-религиозный суфийский орден и клан, الكبير основанный в Мекке в 1837 году Великим Санусси ( السنوسي : as -Sanūssiyy al). -Кабир ) алжирец Мухаммад ибн Али аль-Сануси .
Во время Первой мировой войны сенусси воевали против Италии и Великобритании на стороне союзников . Во время Второй мировой войны сенусси оказывали поддержку 8-й британской армии в Северной Африке против нацистских и фашистских итальянских войск. Внук Великого Сенусси стал королем Ливии Идрисом I в 1951 году. Ливийская революция 1969 года под руководством Муаммара Каддафи свергла его, положив конец ливийской монархии . Движение оставалось активным, несмотря на продолжающиеся преследования со стороны правительства Каддафи. Дух и наследие Сенусси продолжают проявляться в сегодняшней Ливии, главным образом в Киренаике .
История
[ редактировать ]Начало: 1787–1859 гг.
[ редактировать ]
Орден Сенусси исторически был закрыт для европейцев и посторонних, поэтому сообщения об их верованиях и практиках сильно различаются. Хотя можно получить некоторое представление о жизни шейхов Сенусси. [ 1 ] более подробную информацию получить трудно.

Мухаммад ибн Али аль-Сануси (1787–1859), основатель ордена, [ 1 ] родился в Алжире недалеко от Мостаганема и был назван аль-Сенусси в честь почитаемого мусульманского учителя. [ 1 ] Он был членом племени Авлад Сиди Абдалла и был Шарифом .
Помимо исламских наук , ас-Сенусси в своем воспитании изучил науку и рыцарство. Он учился в университете аль-Каравийин в Фесе , затем путешествовал по Сахаре, проповедуя очистительную реформу веры в Тунисе и Триполи, приобретя множество приверженцев, а затем переехал в Каир. [ 1 ] учиться в университете Аль-Азхар в 1824 году.
Аль-Сенусси критиковал правительство Мухаммеда Али в Египте . Благочестивый учёный резко критиковал египетских улемов . Неудивительно, что ему противостояли улемы. [ 1 ] Он уехал из Египта в Мекку , где провёл 15 лет в качестве ученика и учителя до 1843 года. [ 2 ]
Сенусси отправился в Мекку, где присоединился к Ахмаду ибн Идрису аль-Кадири, главе Кадирийи , известного религиозного братства. Кроме того, Сенусси усвоил некоторые из своих идей, пока учился в 1825-1827 гг./2. [ 3 ] После смерти ибн Идриса Сенусси стал главой одной из двух ветвей, на которые разделилась Кадирия, и в 1835 году он основал свой первый монастырь, или Завию , в Абу Кубайсе недалеко от Мекки. [ 1 ] заставили его уйти После того, как ваххабиты , [ 4 ] он вернулся в Ливию в 1843 году, где в горах недалеко от Сиди Рафаа ( Байда ) построил Завия Байда «Белый монастырь». [ 1 ] Там его поддержали местные племена и султан Вадаи , а его связи распространились по всему Магрибу .
Великие Сенусси не терпели фанатизма и запрещали употребление стимуляторов , а также добровольную бедность. Члены ложи должны были есть и одеваться в соответствии с фикхом и, вместо того, чтобы полагаться на благотворительность, должны были зарабатывать себе на жизнь трудом.
Бедуины не проявляли интереса к экстатическим практикам суфиев, приобретавших приверженцев в городах, но их в большом количестве привлекали сенусси. Относительная строгость послания Сенусси особенно соответствовала характеру киренайских бедуинов. [ 5 ]
В 1855 году Сенусси перебрался из-под прямого надзора Османской империи в Джагбуб , небольшой оазис примерно в 30 милях к северо-западу от Сивы . [ 1 ] Он умер в 1860 году, оставив двух сыновей, Мухаммеда Шерифа (1844–1895 гг.) и Мохаммеда аль-Махди, которые стали его преемниками.
События с 1859 года
[ редактировать ]Мухаммаду аль-Махди ибн Мухаммаду аль-Сенусси (1845 – 30 мая 1902) было четырнадцать, когда умер его отец, после чего он был передан под опеку друзей своего отца Амрана, Рифи и других. [ 1 ] В 18 лет он оставил их под опекой и переехал в Фес, чтобы углубить свои знания Корана и суфизма. [ 6 ]
Преемники султана Абу Кубайса султаны Али (1858–74) и Юсеф (1874–98) продолжали поддерживать сенусси. При аль-Махди Завия ордена распространилась на Фес, Дамаск , Стамбул и Индию . [ 1 ] В Хиджазе членов ордена было много. В большинстве этих стран сенусси обладали не большей политической властью, чем другие мусульманские братства, но в восточной Сахаре и центральном Судане дела обстояли иначе. [ 1 ] Мухаммед аль-Махди обладал властью государя в огромной, но почти пустой пустыне. Ряд оазисов, ведущих от Сивы до Куфры и Борку, возделывался сенусси, а торговля с Триполи и Бенгази поощрялась. [ 1 ]

Хотя его отец называл его «аль-Махди», Мухаммед никогда не утверждал, что он настоящий Махди . Однако некоторые из его последователей считали его таковым. [ 1 ] Когда Мухаммад Ахмад провозгласил себя Махди в 1881 году, Мухаммад Идрис решил не иметь с ним ничего общего. [ 1 ] Хотя Мухаммад Ахмед дважды писал ему с просьбой стать одним из четырех великих халифов, он не получил ответа. [ 1 ]
В 1890 году силы Ансара Мухаммада Ахмада аль-Махди, наступавшие из Дарфура , были остановлены на границе империи Вадай , и султан Юсуф твердо придерживался учения сенусси. [ 1 ]
Растущая слава Мухаммеда аль-Махди вызвала беспокойство у османского режима и привлекла нежелательное внимание. В большей части Триполи и Бенгази его власть была выше, чем у османских губернаторов. [ 1 ] посетил шейха в Джагбубе паша В 1889 году Бенгази в сопровождении османских войск. [ 1 ] Это событие показало шейху возможность опасности и побудило его переместить свою штаб-квартиру в Джоф в оазисах Куфры в 1894 году, в место, достаточно удаленное, чтобы обезопасить его от внезапного нападения. [ 1 ] Однако османский султан Абдул-Хамид II дважды отправлял своего адъютанта Азмзаде Садика эль-Муэйеда на встречу с шейхом Мохаммедом аль-Махди аль-Сенусси: один раз в Джагбуб в 1886 году и один раз в Куфру в 1895 году. Азмзаде Садик эль-Муэйед опубликовал свои дневники по этим вопросам. посещений в своей книге «Путешествие по Большой Сахаре в Африке» в 1897 году.
Сенусси имели с сомалийцами контакты в Бербере и последовательно пытались сплотить сомалийцев, чтобы они присоединились к их движению вместе со своими соперниками, махдистами . Султан Нур Ахмед Аман из Хабр Юниса , сам ученый шейх, регулярно принимал эмиссаров Сенусси и размещал их. Султан Нур сыграл решающую роль в последующем Движении сомалийских дервишей, начавшемся в 1899 году. [ 7 ]
К этому времени новая опасность для территорий сенусси возникла со стороны Французской колониальной империи , продвигавшейся из Французского Конго к западным и южным границам империи Вадаи. [ 1 ] Сенусси не позволили им продвинуться к северу от Чада .
Руководство Ахмеда Шарифа ас-Сенусси
[ редактировать ]

В 1902 году Мухаммад Идрис умер, и ему наследовал его племянник Ахмед Шариф ас-Сенусси , но его сторонники в пустынях, граничащих с Египтом, в течение многих лет утверждали, что Мухаммед не умер. [ 1 ] Новый глава сенусси сохранил дружеские отношения своих предшественников с султаном Дудом Муррой из Вадаи , [ 1 ] управлял орденом в качестве регента своего молодого двоюродного брата Мухаммеда Идриса II, будущего короля Ливии Идриса , который подписал Акромский договор 1917 года , уступивший контроль над Ливией Королевству Италия. [ 8 ] и позже был признан ими эмиром Киренаики . [ 9 ] 25 октября 1920 г.
Сенусси, поощряемые Германской и Османской империями, сыграли незначительную роль в Первой мировой войне во время кампании Сенусси , используя партизанскую войну против итальянской колонизации Ливии и британцев в Египте с ноября 1915 года по февраль 1917 года под руководством Сайида. Ахмадом и в Судане с марта по декабрь 1916 г. под руководством Али Динара, султана Дарфура. [ 10 ] [ 11 ] В 1916 году британцы направили против них экспедиционный корпус, известный как Кампания Сенусси, под руководством генерал-майора Уильяма Пейтона . [ 12 ] По словам Уэйвелла и МакГирка, Западными силами сначала руководил генерал Уоллес, а затем генерал Ходжсон. [ 13 ] [ 14 ]
Италия отвоевала Ливию у османов в ходе итало-турецкой войны 1911 года. В 1922 году итальянский фашистский лидер Бенито Муссолини начал свою печально известную Риконкисту Ливии — Римская империя совершила первое завоевание 2000 лет назад. Сенусси возглавили сопротивление, а итальянцы закрыли сенусийские ханаки, арестовали шейхов и конфисковали мечети и их земли. Сопротивление Сенусси возглавил Омар Мухтар , который использовал свои знания ведения войны в пустыне и партизанской тактики для сопротивления итальянской колонизации. После его смерти сопротивление сенусси ослабло, и они были вынуждены отказаться от своей земли в обмен на компенсацию. [ 15 ] В целом ливийцы воевали с итальянцами до 1943 года, при этом погибло 250 000–300 000 из них. [ 16 ]
Идрис Ливийский
[ редактировать ]С 1917 года и до своей смерти в 1933 году руководство Ахмеда Шарифа ас-Сенусси было в основном номинальным. Идрис Ливийский , внук Мухаммеда ибн Али аль-Сануси , Великого Сенусси, сменил Ахмеда на посту эффективного лидера Ордена в 1917 году и продолжал играть ключевую роль в качестве лидера Сенусси, который объединил ливийские племена в единую ливийскую систему. нация. [ 17 ]
Идрис установил молчаливый союз с британцами, что привело к двум соглашениям с итальянскими правителями, одно из которых поставило большую часть внутренней Киренаики под фактический контроль сенусси. [ 18 ] Заключенное в результате Соглашение ар-Раджмы , закрепленное в ходе дальнейших переговоров с итальянцами, принесло Идрису титул эмира Киренаики, хотя вскоре после этого возникла новая напряженность, которая поставила под угрозу этот хрупкий баланс. [ 19 ]
Вскоре Киренаика стала оплотом сопротивления ливийцев и сенусов итальянским правителям. В 1922 году Идрис отправился в изгнание в Египет, поскольку реакция Италии на ливийское сопротивление становилась все более жестокой. [ 19 ]
В 1931 году Идрис женился на своей двоюродной сестре Фатиме эль-Шариф, дочери своего предшественника Ахмеда Шарифа ас-Сенусси.
Во время Второй мировой войны группы Сенусси во главе с Идрисом официально объединились с 8-й британской армией в Северной Африке против немецких и итальянских войск. В конечном итоге Сенусси сыграли решающую роль в разгроме Британией Италии и Германии в Северной Африке в 1943 году. [ 20 ] Пока сенусси возглавляли сопротивление, итальянцы закрыли сенусси-ханки, арестовали шейхов и конфисковали мечети и их земли. Ливийцы воевали с итальянцами до 1943 года , в результате чего погибло около 250 000 из них.
Как заметил историк Али Абдулла Ахмида, орден Сенусси смог выйти за рамки «этнической и местной племенной идентификации» и, следовательно, оказал объединяющее влияние на ливийцев, сражающихся с итальянскими оккупантами. Известный герой ливийского сопротивления и союзник Идриса Омар Мухтар — видный член ордена Сенусси и суфийский учитель, казнённый итальянцами в 1931 году. [ 21 ]
После окончания войны в 1945 году западные державы настаивали на том, чтобы Идрис, все еще лидер ордена Сенусси, стал лидером новой объединенной Ливии. Когда в 1951 году страна обрела независимость под эгидой ООН, Идрис стал ее королем, а Фатима — его супругой королевы. [ 22 ]
Хотя это сыграло важную роль в его приходе к власти, по словам исламского ученого Мохаммеда Айюба, Идрис использовал ислам «как щит для противодействия давлению, создаваемому более прогрессивными кругами Северной Африки, особенно из Египта». [ 22 ]
Сопротивление правлению Идриса начало нарастать в 1965 году из-за сочетания факторов: открытия нефти в регионе, коррупции и некомпетентности правительства, а также арабского национализма. [ 23 ] 1 сентября 1969 года военный переворот под руководством Муаммара Каддафи ознаменовал конец правления Идриса. Король был свергнут, когда находился на лечении в Турции. Оттуда он бежал в Грецию, а затем в Египет, где умер в изгнании в 1983 году. Тем временем была провозглашена республика, и Идрис был заочно приговорен к смертной казни в ноябре 1971 года Ливийским народным судом. [ 24 ]
В августе 1969 года Идрис издал письмо об отречении, назначив своим преемником своего племянника Хасана ас-Сенусси. Письмо должно было вступить в силу 2 сентября, но переворот предшествовал официальному отречению Идриса. [ 25 ] Племянник короля Идриса и наследный принц Хасан ас-Сенусси, который был назначен регентом, когда Идрис покинул Ливию для лечения в 1969 году, стал преемником руководства ордена Сенусси. [ 26 ]
Многие ливийцы продолжают с большой любовью относиться к Идрису, называя его «суфийским королем». В мае 2013 года Идрис и Омар Мухтар были отмечены за их роль в качестве лидеров Сенусси и ключевых игроков в обеспечении независимости Ливии на праздновании 50-летия основания Африканского союза в Аддис-Абебе. [ 27 ]
Разработки с 1969 года
[ редактировать ]Каддафи запретил орден сенусси, заставил кружки сенусси уйти в подполье и систематически преследовал видных деятелей сенусси, стремясь удалить суфийские символы и заставить замолчать голоса традиции сенусси из общественной жизни Ливии. [ 28 ] Остальные племена сенусси были жестко ограничены в своих действиях революционным правительством, которое также назначило надзирателя за их собственностью. [ 29 ]
По иронии судьбы, Омар Мухтар стал одной из самых вдохновляющих фигур Каддафи, чьи речи он часто цитировал и чей образ часто демонстрировал на официальных мероприятиях. [ 30 ] В 1984 году выдающийся ливийский университет Сенусси был закрыт по приказу Каддафи, хотя международные ученые продолжали посещать страну до начала гражданской войны для изучения истории и наследия Сенусси. [ 28 ] [ 31 ] Фактически, свидетельства присутствия и активности Сенусси были зафиксированы на протяжении 1980-х годов. [ 29 ] В 1990-е годы среди бывших племен сенусси в Киренаике возникло громкое сопротивление Каддафи, которое Каддафи жестоко задушил своими войсками. В 1992 году умер наследный принц Хасан ас-Сенусси. Руководство орденом Сенусси перешло к его второму сыну Мухаммеду эль-Сенусси, которого Хасан назначил своим преемником на ливийском престоле. [ 32 ]
Система Завия
[ редактировать ]Система Завия и ее влияние. Хотя система Завия была в основном религиозной, в других штатах система Завия в Сенусси представляла собой экономическое, образовательное и военное строительство, обучение тактике, боевым навыкам, использованию мушкетов, арабскому языку , экономике и некоторым видам работы, а также система Завия. был также против той или иной формы колониализма, заставив шейха (лидера Завии) и его совет Шуры быть переведенными из Ливии вместе с их семьей, число которых иногда округлялось до ста, переведенными в эти регионы под властью Сенусси. контроль. Эта система сохранялась вплоть до периода существования Королевства Ливия , пока с ним не покончил Каддафи . [ 33 ] [ нужна проверка ]
Непреходящая актуальность Ордена Сенусси
[ редактировать ]Суфийское наследие и дух остаются выдающимися и сегодня, а их чувства и символы вдохновили многих во время ливийской революции 2011 года . Образ Омара Мухтара и его популярная цитата «Мы победим или умрем» нашли отклик в Триполи и в стране, когда ливийцы поднялись, чтобы свергнуть Каддафи. [ 21 ] В июле 2011 года корреспондент The Globe and Mail Грэм Смит сообщил, что одна из бригад против Каддафи взяла название «Бригада Омара Мухтара». [ 34 ]
Стивен Шварц, исполнительный директор Центра исламского плюрализма , размышлял о «суфийском фундаменте» ливийской революции в своей статье для Huffington Post в августе 2011 года. [ 35 ] Шварц заметил, что Ливия продолжает оставаться «одним из выдающихся центров суфизма, выступающего как против беспрекословного принятия исламского закона, так и против библейского абсолютизма, и приверженного свободе и прогрессу». Он написал: «С падением диктатуры теперь необходимо будет проанализировать, может ли и каким образом суфийское прошлое Ливии положительно повлиять на ее будущее». [ 35 ]
В августе 2012 года радикальные салафитские экстремисты напали и разрушили храм аль-Шааба ад-Дахмани, суфийского святого, в Триполи. [ 36 ] Могилы суфийских ученых также систематически подвергались нападениям экстремистов.
Продолжающиеся нападения последовательно осуждались суфийскими учеными, а также Лигой ливийских улемов , группой ведущих ливийских богословов, призывавших население защищать религиозные и исторические объекты силой и призывавших власти вмешаться во избежание дальнейших нападений. эскалация насилия и новые нападения со стороны салафитских группировок. [ 37 ]
Руководители Ордена Сенусси
[ редактировать ]
- Мухаммад ибн Али ас-Сенусси (1843–1859)
- Мухаммад аль-Махди аль-Сенусси (1859–1902)
- Ахмед Шариф ас-Сенусси (1902–1916; умер в 1933 г.)
- Идрис Ливийский (1916–1969; умер в 1983 г.)
- Хасан аль-Сенусси (1969–1992)
- Мохаммед Эль Сенусси (1992 – настоящее время)
Генеалогическое древо Сенусси
[ редактировать ]Али ибн Аби Талиб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хасан ибн Али | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хасан ибн Хасан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абдулла бин Хасан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идрис бин Абдулла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммад ибн Али ас-Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммед ас-Шариф как Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммад аль-Махди бин Мухаммад как Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ахмед ас-Шариф как Сенусси | Мухаммед аль-Абид как Сенусси | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммед ар-Реда | Идрис я Ливии | Фатима ас-Шариф | аль-Зубайр бин Ахмад ас-Шариф | Абдулла бин Мухаммад аль- Абид ас-Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Хасан как Сенусси | Ахмед как Сенусси (член НТЦ ) | Идрис бин Абдулла как Сенусси (истец) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мохаммед как Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммад Юнис ас-Сенусси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ибн Юнис | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]- суфизм
- Список суфийских орденов
- Кампания Сенусси в Первой мировой войне
- Ахмад ибн Идрис аль-Фаси
- Идрис бин Абдулла аль-Сенусси
- Ахмед аль-Сенусси
- Абдулла Сенусси
- Омар Мухтар
- Шарль де Фуко
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кана, Фрэнк Ричардсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 649–651. . В
- ^ «Движение Сануси в Ливии» . Исламвеб.нет . 16 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г.
- ^ Трио, JL (2012). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. стр. 22–23.
- ^ Муграби, Фуад. «Геноцид в Ливии: Шар, скрытая колониальная история». Ежеквартальный журнал арабских исследований, том. 43, нет. 4, осень 2021 г., стр. 371+. Гейл Академический OneFile, link.gale.com/apps/doc/A697861284/AONE?u=tall85761&sid=googleScholar&xid=8b3f077a
- ^ Мец, Хелен Чапин . «Орден Сануси» . Ливия: страновое исследование . GPO Библиотеки Конгресса США . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Энциклопедия ислама
- ^ Под флагом: рассказы Уолша и Лэнгтона Прендергаста о побережье Сомали. стр. 259
- ^ А. Дель Бока, «Итальянцы в Ливии - Триполи Bel Suol d'Amore» Mondadori 1993, стр. 334–341
- ^ А. Дель Бока, «Итальянцы в Ливии - Триполи Bel Suol d'Amore» Мондадори 1993, стр. 415
- ^ Фельдмаршал Эрл Уэйвелл, Палестинские кампании, 3-е издание, тринадцатое издание; Серия: Краткая история британской армии, 4-е издание, майор Э. У. Шеппард (Лондон: Constable & Co., 1968), стр. 35–6.
- ^ MGE Боуман-Манифолд, Очерк египетской и палестинской кампаний, 1914–1918 гг., 2-е издание (Чатем: Институт королевских инженеров, W. & J. Mackay & Co Ltd, 1923), стр. 23.
- ^ Уильяма Элиота Пейтона Центр исследований Первой мировой войны . По состоянию на 19 января 2008 г.
- ^ Уэйвелл, стр. 37–8.
- ^ Рассел МакГирк Маленькая война Сануси: удивительная история забытого конфликта в Западной пустыне, 1915–1917 (Лондон: Arabian Publishing, 2007), стр. 263–4.
- ^ Филип Нейлор, «Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней», University of Texas Press, стр. 177.
- ^ Джон Л. Райт, Ливия, современная история , издательство Университета Джона Хопкинса, стр. 42.
- ^ Бирман, Джонатан (1986). Ливия Каддафи . Лондон: Зед Букс. п. 14.
- ^ Вандевалле, Дирк (2006). История современной Ливии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Бирман, Джонатан (1986). Ливия Каддафи . Лондон: Зед Букс. стр. 28–30.
- ^ «Забытый король Ливии» . Альджазира . 19 ноября 2015 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суфийский характер Ливии невозможно стереть | Бараза» . baraza.cdrs.columbia.edu . Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аюб, Мохаммед (2013). Политика исламского возрождения . Нью-Йорк: Рутледж. п. 64.
- ^ Коллинз, О. (2005). Энциклопедия африканской истории - Чад: Ливия, полоса Аозу, гражданская война . ISBN 9781579584535 .
- ^ «1969: Бескровный переворот в Ливии» . Би-би-си . Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Колман, Джефф Д. (2013). Петро-агрессия. Когда нефть вызывает войну . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 128.
- ^ «Эс Сайед Мохаммед Идрис бин эс Сайед эль Махди эс Сенусси» . GlobalSecurity.org . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «Африканский Союз чтит память короля Идриса: Посольство Ливии в Лондоне» . english.libyanembassy.org .
- ^ Перейти обратно: а б «Забытый король Ливии» . www.aljazeera.com . Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пайк, Джон. «Сенусси» .
- ^ Кавински, Дэниел (2011). В поисках Каддафи. Ливия, Запад и арабская весна . Издательство Bitback.
- ^ Шварц, Стивен (23 августа 2011 г.). «Суфийский фонд ливийской революции» . ХаффПост .
- ^ «Наследник ливийского престола в центре внимания Брюсселя» . EURACTIV.com . 21 апреля 2011 г.
- ^ «Скачивайте книги и читайте их бесплатно — Fulla Book » .
- ^ Смит, Грэм (31 июля 2011 г.). «Ливийские повстанцы расправляются с бандитами-ополченцами» . Глобус и почта . Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Стивен (23 августа 2011 г.). «Суфийский фонд ливийской революции» . Хаффингтон Пост . Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «В Ливии атакованы мусульманские святыни» . Новости Би-би-си . 25 августа 2012 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Хенеган, Том (29 августа 2012 г.). «ЮНЕСКО призывает прекратить нападения на ливийские суфийские мечети и могилы» . Чикаго Трибьюн . Рейтер. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Азмзаде Садик Эль Муейед, Путешествие по Большой Сахаре в Африке (1897 г.), переиздано в Азмзаде, Гоккенте, Сенуси и др. в «Путешествии по Большой Сахаре Африки и сквозь время» (2021)
- Э. Эванс-Притчард, Сануси из Киренаики (1949, переиздание 1963 г.)
- Н. А. Зиаде, Санусия (1958, переиздание 1983 г.).
- Бьянчи, Стивен, Ливия: текущие проблемы и историческая справка. Нью-Йорк: Nova Science Publishers, INc, 2003.
- Л. Ринн, Marabouts et Khouan, хороший исторический отчет до 1884 года.
- О. Депон и К. Копполани, Les Confréries religieuses musulmanes (Алжир, 1897 г.)
- Си Мохаммед эль-Хешаиш, Chez les Senoussia et les Touareg , в «L'Expansion col. française» за 1900 год и «Revue de Paris» за 1901 год. Это переводы с арабского языка образованного мусульманина, посетившего главные сенусситские центры. Некролог Сенусси эль-Махди, написанный тем же писателем, появился в арабском журнале «Эль-Хадира» в Тунисе 2 сентября 1902 года; краткое изложение этой статьи опубликовано в «Bull. du Com. de l'Afriue française» за 1902 год; «Les Senoussia», анонимный вклад в апрельское приложение к тому же тому, представляет собой разумное изложение событий с добавленной краткой библиографией; Капитан Жюльен в «Le Dar Ouadai», опубликованном в том же бюллетене (том за 1904 г.), прослеживает связь между Вадаи и сенусси.
- Л.Г. Бингер в «Периле ислама» в томе «Бюллетеня » за 1906 год обсуждает положение и перспективы сенусситов и других исламских сект в Северной Африке. Фон Грунау в книге «Verhandlungen der Gesellschaft für Erdkunde» за 1899 год дает отчет о своем визите в Сиву.
- MGE Боуман – Манифолд, Очерк египетских и палестинских кампаний, 1914–1918 гг., 2-е издание (Чатем: Институт королевских инженеров, W. & J. Mackay & Co Ltd, 1923)
- Рассел МакГирк Маленькая война Сануси. Удивительная история забытого конфликта в Западной пустыне, 1915–1917 (Лондон, Arabian Publishing: 2007)
- Фельдмаршал Эрл Уэйвелл, «Палестинские кампании», 3-е издание, тринадцатое издание; Серия: Краткая история британской армии, 4-е издание, майор Э. У. Шеппард (Лондон: Constable & Co., 1968)
- Сэр Ф. Р. Вингейт в книге «Махдиизм и египетский Судан» (Лондон, 1891 г.) описывает усилия, предпринятые Махди Мухаммедом Ахмедом, чтобы заручиться поддержкой сенусси.
- Сэр У. Уоллес в своем отчете Управлению по делам колоний Северной Нигерии за 1906–1907 гг. рассматривает сенуссиизм в этой стране.
- Х. Дюверье, «Братья-мусульмане Сиди Мохаммеда бен Али эс Сенусси» (Париж, 1884 г.), книга, содержащая много преувеличений.
- А. Сильва Уайт, От Сфинкса до Оракула (Лондон, 1898), которая, хотя и повторяет крайние взгляды Дюверье, содержит полезные сведения.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с династией Сенусси, на Викискладе?