тайское искусство
Тайское искусство относится к разнообразным формам искусства, созданным в Таиланде с доисторических времен до наших дней, включая архитектуру , скульптуру , живопись , текстиль , декоративное искусство , ремесла , керамику и многое другое. Хотя буддизм сыграл значительную роль в тайском искусстве, благодаря множеству скульптур и картин, изображающих изображения Будды и религиозные темы. [ 1 ] [ 2 ] Природа , включая флору и фауну , а также мифических существ , была основным источником вдохновения для тайского искусства, а красочные мотивы появлялись в различных видах искусства. [ 3 ] В современном тайском искусстве традиционные произведения остаются значимыми и продолжают влиять на концепции художников. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Один из самых ранних примеров художественного самовыражения в Таиланде можно найти в более чем 410 задокументированных местах наскального искусства по всей стране, где представлены как доисторические , так и исторические произведения искусства. [ 5 ] На большинстве этих сайтов представлены монохромные красные пиктограммы, изображающие животных, людей, геометрические фигуры и отпечатки ладоней. [ 6 ] Хотя датировка многих памятников остается неизвестной, сообщается, что некоторые памятники наскального искусства датируются 3000–5000 лет назад. [ 7 ]
Нонг Ратчават , расположенный в провинции Супханбури , является важным доисторическим памятником, который дает ценную информацию об образе жизни людей, поселившихся в этом районе примерно в 2000–500 годах до нашей эры. В ходе раскопок были обнаружены свидетельства выращивания риса, животноводства, охоты, рыболовства, строительства зданий, создания полированных каменных топоров и керамики с использованием местных материалов. Жители умели ткать ткани из растений, обладающих прочными волокнами, таких как лен, конопля и рами . В течение железного века стал Нонг Ратчават известным торговым центром в бассейнах рек Мэй Клонг и Тха Чин , привлекая торговцев из разных частей мира и приводя к культурному и этническому разнообразию. В водоразделах рек, окружающих это место, было обнаружено множество артефактов, в том числе керамические , бронзовые и железные инструменты, стеклянные бусы, игральные кости из слоновой кости, римские монеты и Линлинг-о . серьги [ 8 ] Бан Чианг — еще один важный археологический объект Таиланда, расположенный в провинции Удонтхани . Он демонстрирует художественные достижения доисторической культуры, существовавшей примерно с 2000 г. до н.э. по 300 г. н.э. Жители Бан Чианга были опытными мастерами по металлу, и на этом месте были найдены свидетельства ранней металлургии, в том числе медные и бронзовые артефакты. На сайте также представлена разнообразная керамика, некоторые из которых украшены характерными завитками красного цвета, нарисованными вручную. [ 9 ]
-
Сосуд в форме водяного буйвола из Лопбури ; 2300 г. до н. э.; керамический; высота: 18 см (7 3 ⁄ 32 дюйма)
-
Чаша; с сайта Бан Чианг ; расписная керамика; высота: 32 см, диаметр: 31 см
-
Расписная керамика, Пан Чан .
-
Фаянсовый штатив, ок. 4000–3600 лет назад, Бан Као , провинция Канчанабури .
Искусство Дваравати
[ редактировать ]Период Дваравати , продолжавшийся с 6 по 12 века нашей эры, стал свидетелем распространения буддизма Тхеравады по центральному , северному , северо-восточному и южному Таиланду . Хотя буддизм Тхеравады был доминирующей религией в то время, есть также свидетельства других религиозных влияний, включая буддизм Махаяны и индуизм . Искусство Дваравати, в котором твердый синий известняк или кварцит использовался для создания замысловатых скульптур , лепнины и терракотовых украшений, [ 10 ] представлены симметричные изображения Будды , стоящего или сидящего на тронах и Колесе Закона . [ 11 ] Художественный стиль Дваравати был обязан своим влиянием искусству периодов Гуптов и Постгуптов на севере Индии , а также буддийскому искусству Амаравати на юге Индии . [ 12 ] Жителями Дваравати, вероятно, были монсы , о чем свидетельствуют различные надписи этого периода. [ 13 ] Период Дваравати сыграл значительную роль в распространении буддизма по всему региону, с примечательными примерами городов Дваравати, включая древний город Накхонпатхом в провинции Накхонпатхом , У-Тхонг в провинции Супханбури , Чан Сен в провинции Накхонсаван , Си Тхеп в Пхетчабуне. провинция , Харипунчай в провинции Лампхун , Муанг Фа Дает Сонг Ян в провинции Каласин , Чампаси в провинции Маха Саракхам , Сема в провинции Накхонратчасима , Баан Донг Лакорн в провинции Накхон Найок , Ку Буа в провинции Ратчабури и Яранг в провинции Паттани .
-
Каменный Будда периода Дваравати, Национальный музей Пхра Патом Чеди.
-
Каменная скульптура периода Дваравати, Национальный музей Пхра Патом Чеди.
-
Каменный кувшин периода Дваравати, Национальный музей Пхра Патом Чеди.
-
Древняя ступа в стиле Дваравати, построенная в VIII-IX веках нашей эры в Си Тхепе . Сейчас он представляет собой большое латеритное основание.
-
Исторический парк Си Тхеп, статуя Сурьи , период Дваравати.
-
Каменная скульптура периода Дваравати находится в Национальном музее Пхра Патхом Чеди.
-
Буддийское колесо закона дхармачакры расположено в Кхао Кланг Най в историческом парке Си Тхеп .
-
периода Дваравати Каменная дхармачакра , Национальный музей Пхра Патом Чеди.
-
Лепнина со львом периода Дваравати, Национальный музей Пхра Патом Чеди.
Шривиджая искусство
[ редактировать ]В течение 8-13 веков нашей эры Южный Таиланд, возможно, находился под влиянием Королевства Шривиджая , которое охватывало Суматру и Малайский полуостров . Это привело к сходству между искусством Шривиджая в Южном Таиланде и искусством Центральной Явы в Индонезии , особенно в бронзовых скульптурах и вотивных табличках. Древние памятники в Чайе , Южный Таиланд, также имеют сходство с искусством Центральной Явы , причем наиболее похожим является храм Ват Пхра Боромма, Чайя. Большинство скульптур, обнаруженных в Южном Таиланде, имеют религиозное значение и изображают такие фигуры, как Авалокитешвара , Будда, которого защищает нага , а также глиняные обетные таблички с буддийской иконографией. Искусство Шривиджая в Южном Таиланде, от Сураттхани до Сонгкхлы , демонстрирует влияние таких индийских художественных стилей, как , постгупта и Паласена Гупта , что указывает на сильную связь с буддизмом Махаяны . [ 14 ]
-
Ват Пхра Бором Тхат Чайя, провинция Сурат Тани .
-
в. 9 век, бронзовый бюст Авалокитешвары , Ват Пхра Бором Тхат Чайя, провинция Сурат Тани.
-
Руины Ват Кео, Чайя, провинция Сурат Тани .
Кхмерское искусство в Таиланде – искусство Лопбури [ 15 ]
[ редактировать ]Между 11 и 13 веками нашей эры центральный и северо-восточный Таиланд находился под властью кхмеров Камбоджи . [ 16 ] и в результате возник брамино - индуизм . Это привело к развитию художественных стилей, скульптур и архитектуры, похожих на кхмерский, также известный как Кхом на тайском языке . Это художественное выражение известно как стиль Лопбури, названный в честь древнего города Лопбури или Лаво и относится как к кхмерскому , так и к подлинно кхмерскому художественному движению в Таиланде. [ 17 ] [ 18 ]
Художники Лопбури были прежде всего связаны с брамино-индуизмом, а позднее — с буддизмом Махаяны . Сохранившимися образцами их искусства являются в основном резьба по камню и бронзе. В архитектурном стиле Лопбури использовались кирпичи и камни, причем Пранг наиболее распространенным является стиль , находящийся под влиянием кхмерского стиля Ангкор . [ 19 ] В 13 веке нашей эры было основано Королевство Сукхотай , и Королевство Лопбури попало под его влияние. В это время художественные произведения были направлены на утверждение тайской идентичности. [ 18 ]
-
Шива , 11 век, Лопбури.
U-стринги искусство
[ редактировать ]Искусство У-Тхонг , также известное как искусство Суфаннапхум - Айотайя , возникло в центральном Таиланде между 12 и 15 веками нашей эры, одновременно с искусством Чианг Саена и Сукхотаи. Свое название этот стиль получил от Королевства У-Тхонг, центром которого был район У-Тхонг , хотя существование этого королевства неоднозначно. Он характеризуется стилем изображения Будды, находящимся под влиянием искусств Дваравати , Лопбури и Сукотаи , причем влияние Дваравати является наиболее заметным. Получившаяся в результате архитектура и изобразительное искусство вместе называются У-Тонг и могут быть найдены в различных провинциях, включая Супханбури , Накхон Патом , Чай Нат , Лопбури и Аюттхая . [ 21 ]
Архитектура U-Thong тесно связана с буддизмом Тхеравады и включает в себя убосоты с низкой крышей, вихару и чеди, построенные из дерева. Уникальный стиль чеди U-Thong имеет восьмиугольное основание, восьмигранную конструкцию, крышу, украшенную кристаллами лотоса, и колокол. Эти чеди обычно можно найти в различных храмах, таких как Санкхабури в провинции Чайнат или некоторых храмах в Супханбури. Другой тип чеди U-Thong находится в Ват Пхра Боромма в провинции Чай Нат и имеет сходство с искусством Шривиджая. [ 21 ]
Бронзовые скульптуры периода У-Тонг представляют собой тщательно продуманное литье, унаследованное от более раннего искусства Дваравати. Искусство Сукхотай смешалось с искусством У-Тонг, в результате чего появились более легкие статуи Будды с пламенными аурами, что в конечном итоге стало характерным для раннего искусства Аюттхая. Королевство У-Тхонг или Королевство Айотхая было распущено с образованием Королевства Аютия . [ 21 ]
-
Ват Пхра Боромматхат Воравихан, провинция Чайнат
-
Пхра Пхутта Траираттананаяк, Ват Фанан Чонг, провинция Аюттхая
Сукотайское искусство
[ редактировать ]Искусство Сукхотай возникло в 13-15 веках нашей эры, что совпало с основанием Королевства Сукхотай . Этот вид искусства находился под влиянием буддизма Тхеравады , который распространялся с Ланки через Накхонситхаммарат . [ 22 ] Одной из наиболее примечательных особенностей искусства Сукхотай является подлинный чеди в стиле Сукхотай, также называемый Пхум Кхао бин , который имеет отчетливый дизайн в форме лотоса. [ 23 ]
Еще одной определяющей чертой искусства Сукхотай является изящная и элегантная форма изображений Будды, которая демонстрирует утонченные пропорции, характерный пламенный ореол вокруг головы и безмятежное выражение лица. Эти изображения Будды обычно сидят в позе полулотоса, при этом правая рука совершает жест касания земли или идет, выставив одну ногу вперед и подняв правую руку к груди. В частности, идущий Будда — это уникальный стиль, тесно связанный с Сукхотаем. [ 24 ]
Королевство Сукхотай также славилось своей исключительной глазурованной керамикой, изготовленной в стиле Сангхалок . Эта керамика отличалась нежными сине-зелеными или серовато-зелеными оттенками и замысловатыми узорами, написанными черной или более темной глазурью. Их обжигали при высоких температурах, в результате чего получился прочный и прочный корпус. [ 25 ] [ 26 ] Несмотря на свое недолгое существование, художественное наследие Королевства Сукхотай остается влиятельным и по сей день. Артистизм и мастерство королевства были поглощены пришедшим на Королевству Аюттхая . смену [ 23 ]
-
Руины Ват Махатхат, исторический парк Сукхотай.
-
Пхра Ачана, Ват Си Чум , изображение Большого Будды, Сукхотай
-
Саванкхалок изображал мифическое существо Макара .
-
14 век, Саванхалок.
-
Рельеф со сценой из Годжанья джатаки, искусство Сукхотай, 14/15 века нашей эры, Ват Си Чум , Исторический парк Сукхотай , провинция Сукхотай .
-
Пхра Пхутта Чиннарат в Ват Пхра Си Раттана Махатхат, провинция Пхитсанулок .
Ланна Арт
[ редактировать ]Искусство Ланна, также известное как искусство Чианг Саена, обозначает художественную традицию, возникшую в северном Таиланде и охватывающую период с 14 по 19 век нашей эры. Его начало было в Чианг Саене ; однако создание Королевства Ланна со Чиангмай столицей вызвало сдвиг в художественном производстве. Искусство Ланна глубоко укоренилось в буддизме Тхеравады , который был доминирующей религией в регионе. Первоначально он черпал вдохновение в искусстве Харифунчай , но постепенно развил свой особый стиль. [ 27 ] [ 28 ]
Ланна чеди обычно имеют форму колокола, эволюционируя от круглого плана к многоугольному, как это видно на пагоде в Ват Пхра Тхат Дой Сутхеп . Некоторые чеди, например, тот, который содержит прах короля Тилокараджа в Ват Чет Йот , были созданы под влиянием архитектуры Сукхотай . Изображения Будды Ланны часто изображаются с определенными атрибутами, такими как круглое лицо, улыбающееся выражение, завитые волосы или лицо в форме яйца с ореолом пламени. [ 28 ]
-
Ват Лок Моли, Чиангмай
-
Ват Пхра Синг , ясно
-
Калонгская посуда, 15–16 века.
Аюттхая искусство
[ редактировать ]Искусство Аюттхая процветало между 14 и 18 веками нашей эры, во время расцвета и доминирования Королевства Аюттхая на большей части материковой Юго-Восточной Азии. Он унаследовал художественные традиции позднего искусства У-Тонг и разработал особый стиль, в котором смешались различные культурные влияния Сукхотаи, Лопбури, Индии, Персии, Китая, Японии и Европы. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Аюттхая также оказала свое художественное влияние на вассальные государства Ангкор и Ланна . [ 32 ] [ 33 ]
Искусство Аюттхая характеризовалось разнообразием техник и стилей, включая величественные дворцы и монастыри, украшенные чеди, прангами и изображениями Будды. Религиозные иконы часто украшались царственными нарядами и коронами, подчеркивая тесную связь короля и Будды. [ 29 ] Мастера продемонстрировали свой опыт создания лаковых изделий и перламутровой инкрустации, создания функциональных и декоративных предметов с замысловатым орнаментом и яркой росписью. Эти методы часто использовались для украшения религиозных предметов, таких как изображения Будды. [ 34 ]
Чанг Сип Му , что означает « Десять основных традиционных ремесел» , играл решающую роль как в гражданских, так и в военных феодальных домах в период Аюттхая. Об этом свидетельствует его признание в соответствии с Законом о трех печатях, введенным королем Боромматрайлокканатом . Несмотря на название, подразумевающее всего десять групп высококвалифицированных мастеров, на самом деле группа состояла из более чем десяти групп специалистов в различных областях. [ 35 ] Однако после того, как бирманская армия сожгла город в 1767 году н. э., [ 36 ] Различные отрасли изобразительного искусства, которые процветали в конце периода Аюттхая, были вынуждены разойтись, потому что мастеров увезли. [ 35 ] Несмотря на это прискорбное событие, художественное наследие города все еще можно оценить сегодня на археологических раскопках исторического города и в различных музеях.
-
Коронованный Будда, Ват На Пхра Мен.
-
Ват Пхра Си Санфет
-
Тронный зал Санпхет Прасат, дворец королей Аютаяна, копия в Муанг-Боране
Искусство Раттанакоса
[ редактировать ]Искусство Раттанакосин — это стиль искусства, возникший в 1780 году, когда Королевство Раттанакосин было основано королем Рамой I . Король хотел возродить художественные традиции, утраченные во время разрушения королевства Аюттхая бирманцами . Он восстановил Чанг Сип Му , группу из десяти мастеров, которые отвечали за создание изобразительного искусства в Бангкоке. Позже эта группа вошла в состав Отделения изобразительных искусств . [ 35 ] [ 37 ]
Раннее искусство Раттанакосина находилось под влиянием позднего искусства Аюттхая, которое характеризовалось использованием ярких цветов, сусального золота и сплошного фона в картинах. Художники также восстановили некоторые из поврежденных или утерянных произведений искусства, например, лаковые изделия и инкрустацию из перламутра. [ 37 ]
Во время правления короля Рамы III искусство Раттанакосин начало включать элементы других культур, таких как европейская и китайская. Особенно это проявилось в архитектурном искусстве, сочетавшем тайский и китайский стили. Например, Большой дворец и Ват Пхо были построены с крышами и украшениями в китайском стиле. [ 37 ]
Король Рама IV внес новые изменения в искусство Раттанакосина, поскольку он интересовался западной наукой и культурой. Он перенял европейские архитектурные стили и методы, такие как готика и неоклассика , а также узнал о линейной перспективе из западных картин. Он нанял Хруа Ин Кхонга , талантливого художника, который применял линейную перспективу к тайским картинам и создавал реалистичные сцены природы и общества. [ 37 ]
Король Рама V продолжил модернизацию и вестернизацию искусства Раттанакосина, путешествуя по Европе и привозя с собой новые идеи и материалы. Он построил множество зданий, сочетающих в себе тайский и европейский стили, такие как тронный зал Ананта Самакхом и особняк Виманмек , а также здания в смешанном стиле, такие как тронный зал Чакри Маха Прасат . [ 37 ] Он также поддержал производство Бенджаронга , фарфора с яркими узорами, который раньше импортировался из Китая с тайскими узорами, но позже начал производиться на местном уровне. [ 38 ]
-
Мемориальные короны Покровительства
Современное искусство
[ редактировать ]Современное тайское искусство возникло в 1990-х годах, сочетая старые и новые тайские культурные особенности с разнообразной цветовой палитрой и узорами для создания современного и привлекательного искусства. [ 39 ] Однако его корни можно проследить до Хруа Ин Кхонга , первого тайского художника, принявшего в своих картинах западный реалистический стиль, что добавило его работам большей глубины и реализма. [ 40 ]
Силпа Бхирасри , итальянский скульптор, приехавший в Таиланд в 1923 году и основавший Школу изящных искусств , которая позже стала Университетом Силпакорн , сыграл ключевую роль в ознакомлении тайских художников и студентов с концепциями и техниками современного искусства. Он научил их перспективе, анатомии, композиции и теории цвета, а в 1949 году основал Национальную художественную выставку, предоставив платформу для демонстрации и продвижения тайского искусства. [ 41 ] Знаменитые скульптуры и картины Силпы Бхирасри отражали его художественное видение и понимание тайской культуры и истории, что сделало его широко известным отцом современного тайского искусства. [ 40 ]
Влияние Силпы Бхирасри можно увидеть в работах Фуа Харипитака и Савасди Тантисука Таиланда , которые были авангардистами в 1950-х и 1960-х годах. Эти художники бросили вызов общепринятым нормам и ожиданиям тайского искусства, создав абстрактные и выразительные работы, которые исследовали их личные чувства и переживания. Они использовали смелые цвета, формы и текстуры, чтобы передать свои эмоции и идеи, включая в свои работы элементы тайской культуры и духовности, такие как буддийские символы, народные мотивы и астрологические знаки. Их новаторские усилия проложили путь многим художникам последующих поколений, таким как Дамронг Вонг-Упрадж, Манит Пу-Ари, Пичаи Ниранд и Анант Панин, к экспериментам с новыми формами и стилями выражения. [ 40 ]
В середине 1990-х годов группа художников создала Социальную инсталляцию Чиангмая , которая вывела искусство и перформанс из традиционной галереи на улицы Чиангмая .
Бангкокская художественная биеннале , стартовавшая в 2018 году, предоставляет художникам платформу для демонстрации своих работ на международной арене. Эти события отражают растущий интерес к современному тайскому искусству и растущую готовность художников экспериментировать с новыми формами выражения. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Изображения Будды в Таиланде
- Кино Таиланда
- Культура Таиланда
- История азиатского искусства
- Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
- Хон
- Список буддийских храмов Таиланда
- Музыка Таиланда
- Тайтоне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боворнкитти, Лецири (2005). «Влияние буддизма в историческом тайском искусстве» (PDF) . Журнал Королевского института Таиланда . 30 (2): 355–362.
- ^ Мукдамани, Вишок (2002). «Развитие современного искусства в Таиланде» (PDF) . Международный журнал Университета Силпакорн . 2 (1–2): 1–14.
- ^ «Тайские национальные узоры» [Тайские узоры] (PDF) (на тайском языке, 1 апреля 2021 . ) г.
- ^ «Давайте перейдем: выставка современного искусства» (PDF) . Художественный аукционный центр. 01.07.2022 . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Сиамское общество под королевским патронажем (10 февраля 2022 г.). «Символы и значение доисторических наскальных рисунков в Таиланде» . Сиамское общество . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Тан, Ноэль Х. (2014). «Исследования наскального искусства в Юго-Восточной Азии: синтез» (PDF) . Искусство . 3 (1): 73–104. дои : 10.3390/arts3010073 . S2CID 62160170 .
- ^ Клоттс, Жан; Смит, Бенджамин (2019). Наскальное искусство Восточной Азии: тематическое исследование . ИКОМОС. ISBN 978-2-918086-27-7 .
- ^ «Главная страница Виртуального музея Археологические объекты и постройки Живое искусство Eng» . Умный музей . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Род-ари, Мелоди (15 июня 2022 г.). «Бан Чианг, доисторический археологический памятник – Smarthistory» . Смартистория . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Губы 1961 .
- ^ Дваравати , получено 7 марта 2023 г.
- ^ Национальный музей, Ратчабури (13 декабря 2022 г.). «Искусство Дваравати» . Отделение изящных искусств (на тайском языке) . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Старые монские надписи и культура Дваравати» . SEAArch – Археология Юго-Восточной Азии . 28 октября 2019 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Нилдет К. (2016). «Искусство периода Шривиджая» . 13-18 буддийский век» . НАДЖУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда (на тайском языке). 14:45 .
- ^ «Лопбури» . Тайское наследие . Проверено 13 ноября 2023 г.
Этот стиль был сопоставим со стилями кхмерской скульптуры и архитектуры в Камбодже, поэтому «Древний кхмерский стиль Таиланда» используется как альтернативный термин для «стиля Лопбури».
- ^ «Коронованный Будда Таиланд (Лопбури) 12–13 века (архитектура)» . Музей МЕТ . Проверено 13 ноября 2023 г.
Это изображение коронованного Будды было отлито в Лопбури, столице кхмерской провинции, расположенной в центральном (современном) Таиланде, в первые века второго тысячелетия.
- ^ Буасселье, Жан. «Лопбури» . Энциклопедия Universalis France (на французском языке) . Проверено 13 ноября 2023 г.
Город Лопбури (130 км к северу от Бангкока), давший название кхмерской школе Таиланда, подлинно кхмерской, расположен на северо-восточной окраине Дельты.
- ^ Jump up to: а б Нилдет, К. (2016). «Искусство периода Лопбури» . 16-18 век буддизма» . НАДЖУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда . 14 : 53. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Пранг (архитектура)» . Меним . Проверено 13 ноября 2023 г.
Тайское слово относится, с одной стороны, к ангкорским башенным конструкциям, с другой стороны, к башням, построенным в этом историческом стиле.
- ^ Альберт, Мелисса. «Лопбури» . Британника . Проверено 13 ноября 2023 г.
Пранг Сам Йод («Святилище с тремя шпилями»), символ региона Лопбури, был построен кхмерами.
- ^ Jump up to: а б с Нилдет, К. (2016). «Искусство периода У Тонг» . 17-20 век буддизма» . НАДЖУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда . 14 : 69. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Пиябхани, Прамаха Нантакорн (2016). «Королевство Сукхотай: Золотой век буддизма» . Журнал международных буддийских исследований . 7 (2): 123–131.
- ^ Jump up to: а б Нилдет, К. (2016). «Искусство периода Сукхотай» . 18-20 век буддизма» . НАДЖУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда . 14 : 63. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Прудтикул, Порнчай (2006). Иконография позы идущего Будды в искусстве Сукхотай (магистерская диссертация). Силпакорнский университет.
- ^ Бхирасри 2015b , с. 23.
- ^ Сангхалок на пути к тому, чтобы стать экспортным продуктом (на тайском языке) , получено 7 марта 2023 г.
- ^ «Чеди в Таиланде» САРАКАДИ-МУАН БОРАН 12 октября 2017 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нилдет, К. (2016). «Искусство периода Чианг Саена» . 17-24 буддийский век» . НАДЖУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда . 14 : 57. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нилдет, К. (2016). «Искусство периода Аюттхая» . 19 век — 1767» . НАХУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда . 14 : 73. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Чуларатана, Джулиспонг (2017). «Индо-персидское влияние на искусство, архитектуру и дизайн поздней Аюттхая». Журнал Сиамского общества . 105 : 43–72.
- ^ Вичаярат, В. (2020). «Япония в древнем тайском искусстве, отражение познания мира тайского общества. В периоды Аюттхая и раннего Раттанакосина» . Междисциплинарный журнал . 14 (1): 58–73 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Полкингхорн, М.; Поттье, К.; Фишер, К. (2018), Свидетельства юттхайской оккупации Ангкора в 15 веке , Бангкок: Сиамское общество, стр. 98–132.
- ^ «Ланна Арт» (PDF) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Тайская лаковая посуда: от природы к изобразительному искусству» , Фонд Таиланда , получено 8 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Десять групп технических специалистов, есть ли 10 типов? Какие типы техников существуют? И как они развивались?" [Чанг Сип Му: Существует ли 10 типов? Что это за ремесла и как они развивались?]. Силпаваттанатам (на тайском языке) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Пхунгвонг, Нараторн (2012). «Интерпретация европейских поселений (португальских, голландских и французских) на реке Чао Прайя в эпоху Аюттхая» . Электронный журнал Veridian, Университет Силпакорн (гуманитарные, социальные науки и искусство) . 5 (2): 91–119 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дет, Нил (2016). «Искусство периода Раттанакосин» . 24 век – настоящее время» . НАХУА: Архитектура, дизайн и искусственная среда (на тайском языке). 14:83 .
- ^ Бюро музеев и культуры (2017). «Посуда Бенджаронг» . Искусство периода Раттанакосин» (PDF) (на тайском языке). Отдел изящных искусств . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ «Современный тайский стиль» . Гоземный . Goterrestrial Co., Ltd. 15.10.2020 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Бхирасри, Силпа; Джамуни, Пайродж (2010). «Отец современного искусства в Таиланде» (PDF) . Международный журнал Университета Шрипатума . 4 (1–2): 14–25 . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Национальная художественная выставка» . Центр искусств университета Силпакорн . Силпакорнский университет. 01.12.2022 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Руис, Кристина (2 ноября 2018 г.). «Первая биеннале в Бангкоке – это очень удачное мероприятие» . Художественная газета . Проверено 25 апреля 2023 г.
- Бхирасри, Силпа (2015a). Thai Lacquer Works (PDF) (8-е изд.). Отдел изящных искусств. п. 24. ISBN 978-616-283-208-6 .
- Бхирасри, Силпа (2015c). Тайская тяга к дереву (PDF) (6-е изд.). Отдел изящных искусств. п. 24. ISBN 978-616-283-212-3 .
- Липпе, Ашвин (1961). «Бронзовый Будда Дваравати из Таиланда». Бюллетень Метрополитен-музея . 19 (5): 125–132. дои : 10.2307/3257880 . JSTOR 3257880 .
- Бхирасри, Силпа (2015b). Оценка искусства Сукотаи (PDF) (5-е изд.). Кафедра изящных искусств. п. 24. ISBN 978-616-283-214-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лернер, Мартин (1984). Пламя и лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекций Кроноса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870993747 .
- Црырикш, Пирия (2012). Шаррок, Питер (ред.). Корни тайского искусства . Перевод Чакрабонгсе, Нариса. Фотография сделана Пайсарном Пиемметтаватом. Бангкок: River Books. ISBN 978-616-7339-11-5 . OCLC 761373058 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Художественный музей Рамы IX – Виртуальный музей современных тайских художников. Списки музеев, галерей, выставок и площадок. Содержит много информации о тайских художниках и художественной деятельности.
- Искусство Золотого Треугольника – Знакомство с современным искусством и художниками, живущими и работающими в Северном Таиланде и Мьянме. Путеводитель по художественным галереям, новостям искусства и выставкам с акцентом на Чиангмай.
- Тайское буддийское искусство - Проект веб-сайта тайского буддийского искусства, призванный продвигать и способствовать развитию тайского сообщества коллекционеров и любителей изобразительного искусства. Представляем множество самых выдающихся художников Таиланда.
- (Иллюстрированный текст по космологии) XIX века Онлайн-выставка тайской рукописи Traiphum из коллекций Гарвардского художественного музея.