Военная доктрина России
Военная доктрина России — документ стратегического планирования Российской Федерации , представляющий собой систему официальных государственных взглядов на подготовку и применение Вооружённых Сил России . Последняя редакция военной доктрины была утверждена в 2014 году.
С 1990 года были обнародованы многочисленные последовательные поправки к военной доктрине. К ним относятся военные доктрины от мая 1992 года (в виде проекта), ноября 1993 года и января 2000 года, а также две Концепции национальной безопасности от декабря 1997 года и октября 1999 года. Однако доктрина в российском понимании выходит за рамки обсуждения потенциальных угроз. По словам Кристофера Доннелли, она составляет часть «совокупности взглядов, принятых в стране в данный момент, которые охватывают цели и характер возможной войны, подготовку страны и ее вооруженных сил к такой войне, а также методы ее ведения». [ 1 ]
проект 1992 года
[ редактировать ]Проект доктрины 1992 года показал, что первые мысли русских о внешних угрозах были не более чем копией советского мышления. В документе говорилось, что хотя угроза мировой войны значительно снизилась, «источники военной опасности» в международных отношениях остались теми же, что и при СССР.
Первый из этих «источников военной опасности» был назван так: «стремление отдельных государств или коалиций государств к доминированию в мировом сообществе или в отдельных регионах и их склонность решать спорные вопросы военными средствами». [ 2 ]
Не могло быть никаких сомнений в том, что Генеральный штаб , подготовивший этот документ, имел в виду Соединенные Штаты и НАТО, когда писал это. Чуть ниже говорилось, что Россия не рассматривает ни одно государство или коалицию в качестве врага, между старой и новой, развивающейся средой безопасности возникло противоречие. [ 3 ] : 13 Упоминались также «мощные группировки вооруженных сил» у границ России, наращивание военной мощи «некоторых государств», международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Россия также тонко отказалась от своего обязательства о неприменении ядерного оружия первым, указав, что обычные удары по ядерному оружию, электростанциям и «другим потенциально опасным объектам» (предположительно химическим или биологическим объектам) будут рассматриваться как первое применение оружия массового уничтожения.
Военная доктрина 1993 года
[ редактировать ]Верховный Совет РСФСР (как тогда) отказался утвердить проект 1992 года. Новая военная доктрина вступила в силу только в ноябре 1993 года и не была обнародована полностью; выпущенное резюме заняло 21 из 23 страниц документа. Никаких причин для частичного опубликования текста не было указано, и это породило опасения, что российское правительство и/или его вооруженные силы желают скрыть спорные или дискредитирующие намерения. [ 3 ] : 1–2
Опубликованное резюме показало серьезные отличия от взглядов на внешние угрозы, представленных в проекте 1992 года. Показаны две основные темы через список. Во-первых, это сохраняющаяся угроза со стороны Запада, примером которой являются опасения по поводу расширения военных блоков и нарушения соглашений о вооружениях, а также вмешательства в дела русских за рубежом. Обязательство о неприменении ядерного оружия первым было отменено. Во-вторых, были признаны новые опасности; близлежащие внутренние войны, распространение оружия массового поражения и терроризм. [ 4 ] [ 5 ]
В соответствии с акцентом на угрозе региональных конфликтов, доктрина призывала к созданию российских вооруженных сил меньшего размера, более легкого и более мобильного, с более высоким уровнем профессионализма и большей способностью к быстрому развертыванию. Добиться таких изменений оказалось чрезвычайно трудно.
Военная доктрина 2000 года
[ редактировать ]И в проекте 1992 г., и в официальном документе 1993 г. проводилось различие между источниками внешней военной опасности и непосредственными военными угрозами. Это различие исчезло в последнем доктринальном заявлении, которое впервые было опубликовано в виде проекта в октябре 1999 года, а затем окончательно одобрено указом президента в конце апреля 2000 года. [ 6 ] [ 7 ]
Несмотря на многочисленные изменения в документ между его проектной стадией и окончательной формой, раздел о внешних военных угрозах остался практически прежним. [ 8 ] Первая угроза рассматривается как территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство во внутренние дела России. Формулировка взята непосредственно из раздела о внешних опасностях 1993 года. Во-вторых, упоминалось игнорирование интересов России в разрешении международных конфликтов и противодействие укреплению России как одного из центров многополярного мира. Упоминание о многополярности перекликается с удаленными разделами из проекта 1999 года, где были изложены две противоречивые тенденции: с одной стороны, тенденция к однополярному миру, основанному на доминировании одной сверхдержавы - очевидно, Соединенных Штатов - и военном решении ключевых проблем. с другой – тенденция к формированию многополярного мира, основанного на верховенстве международного права и равноправии людей и наций. [ 9 ]
Определенные изменения произошли в свете чеченских войн и войны в Косово . [ 10 ]
Военная доктрина 2010 г.
[ редактировать ]Военная доктрина России 2010 года определяет себя как строго оборонительную . [ 11 ] Англоязычный перевод русского текста был доступен по состоянию на ноябрь 2022 года на сайте Фонда Карнеги за международный мир . [ 12 ]
В доктрине перечислены 11 действий, рассматриваемых как представляющие собой «внешнюю опасность» ( опасность , опасность , опасность ) для Российской Федерации, в том числе:
- стремление придать силам НАТО глобальные функции, приблизить инфраструктуру НАТО к границам России
- попытка дестабилизировать ситуацию в различных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность
- размещение иностранных воинских контингентов в странах и водах, сопредельных с Россией и ее союзниками
- развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившийся ядерный баланс сил, милитаризация космоса и размещение высокоточного неядерного оружия;
- территориальные претензии к России и ее союзникам и вмешательство во внутренние дела
- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетной техники, увеличение числа ядерных государств
- нарушение некоторыми государствами международных соглашений и несоблюдение ранее заключенных договоров об ограничении и сокращении вооружений
- применение военной силы в сопредельных государствах в нарушение Устава ООН и других международно-правовых норм
- наличие источников и эскалации военного конфликта на прилегающих к России и ее союзникам территориях
- распространение международного терроризма
- возникновение источников межэтнической (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок на прилегающих к России и ее союзникам территориях, рост сепаратизма и насильственного экстремизма в различных регионах мира
В нем также перечислены пять действий, которые рассматриваются как представляющие собой военную угрозу:
- обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы
- воспрепятствование работе системы государственного и военного управления, вмешательство в функционирование ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, систем космического мониторинга, пунктов хранения ядерных боеголовок, атомной энергетики и других потенциально опасных объектов.
- создание и подготовка незаконных вооруженных формирований и их деятельность на территории России или ее союзников
- демонстрация силы в ходе проведения учений в государствах, сопредельных с Россией или ее союзниками, с провокационными намерениями
- активизация вооруженных сил в различных государствах с проведением частичной или полной мобилизации и переходом на режим военного времени
В соответствии с новой доктриной Россия продолжает развивать и модернизировать свой ядерный потенциал. «Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение ядерного и других видов оружия массового уничтожения против нее или ее союзников, а также в случае агрессии против России с применением обычных вооружений, когда само существование государство находится под угрозой». [ 11 ] Большинство военных аналитиков полагают, что в этом случае Россия будет проводить стратегию «эскалации ради деэскалации», инициируя ограниченный обмен ядерными ударами, чтобы посадить противников за стол переговоров. Россия также будет угрожать ядерным конфликтом, чтобы воспрепятствовать первоначальной эскалации любого крупного конфликта с использованием обычных вооружений. [ 13 ]
Военная доктрина 2014 г.
[ редактировать ]Очередная редакция военной доктрины вышла 26 декабря 2014 года. [ 14 ] [ а ] [ 16 ] Англоязычный перевод был доступен на сайте правительства России совсем недавно, в ноябре 2022 года. [ 17 ]
Включен список сценариев, при которых у России будет мотивация к военным действиям в отношении других стран. [ 18 ] Все действия, которые считаются особенно угрожающими и необходимыми для ответа российского правительства, изложены в доктрине, что подтвердил российский политический журналист Сергей Пархоменко . [ 18 ] Перечислены одиннадцать действий, которые потенциально могут спровоцировать беспорядки и военные действия, что в конечном итоге заставит Россию занять оборонительную позицию. Во второй части доктрины перечислены четырнадцать «внешних военных рисков» для России. К ним относятся, как прямо сказано в доктрине:
- Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение НАТО глобальными функциями осуществляется в нарушение норм международного права, приближая военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения альянса;
- Дестабилизация ситуации в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности; размещение (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в сопредельных водах, в том числе для оказания политического и военного давления на Российскую Федерацию ;
- Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившийся баланс сил, связанных с ракетно-ядерным оружием, реализацией концепции глобального удара, намерением разместить оружие в космическом пространстве, а также размещением стратегических неядерных систем высокой мощности. -точное оружие;
- Территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам и вмешательство в их внутренние дела;
- Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
- Нарушение международных соглашений отдельными государствами, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
- Применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
- Возникновение очагов вооруженных конфликтов и эскалация таких конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
- Растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза террористических актов с применением радиоактивных и отравляющих химических веществ, расширение транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков. торговля людьми;
- Существование (возникновение) очагов межэтнической и межконфессиональной напряженности, деятельность радикальных международных вооруженных группировок и международных частных военных компаний на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также территориальные противоречия и рост сепаратизма и экстремизма в некоторых регионах мира;
- Использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для совершения действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и создающих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
- Установление режимов, политика которых угрожает интересам Российской Федерации в сопредельных с Российской Федерацией государствах, в том числе путем свержения законных органов государственного управления;
- Подрывные операции специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации. [ 17 ]
В доктрине перечислены различные военные действия, в том числе «реализация концепции глобального удара» и «намерение разместить оружие в космическом пространстве». [ 19 ] В нем также говорится, что одной из основных задач российских вооруженных сил является «противодействие попыткам некоторых государств или групп государств достичь военного превосходства посредством развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве или размещения стратегических невооруженных сил». - ядерные системы высокоточного оружия». Факты указывают на то, что Россия активно разрабатывает и испытывает комплекс космического оружия.
Несмотря на эти свидетельства разработки Россией космического оружия, Россия и Китай выступили авторами нескольких проектов резолюций против такой деятельности - «Запретить размещение первыми оружия в космическом пространстве» и «Меры по обеспечению прозрачности и доверия в космической деятельности». [ 20 ]
По словам одного польского наблюдателя, «государственная политика и военная доктрина неразрывно связаны, поскольку грамотная военная политика отвечает всем изменениям в международной и внутренней ситуации, а последовательные военные реформы невозможны без соответствующего отражения в Военной доктрине». [ 18 ]
Вспомогательная доктрина
[ редактировать ]После переиздания документа 2014 года российское правительство опубликовало Стратегию национальной безопасности 2015 года, Концепцию внешней политики 2016 года, Военно-морскую стратегию 2017 года и Принципы стратегии ядерного сдерживания 2020 года. [ 21 ] а также Доктрину информационной безопасности 2016 года. [ 16 ]
2 июля 2021 года Путин обновил Стратегию национальной безопасности. Этот документ призывает развивать всестороннее партнерство с Китаем и особое стратегическое партнерство с Индией в целях обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Он был одобрен президентом Владимиром Путиным 25 декабря 2014 года. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доннелли, Кристофер Н. (1988). Красное знамя: Советская военная система в мир и на войне . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. п. 106. ИСБН 9780710604880 .
- ^ Родионов, Игорь (май 1992 г.). «Основы военной доктрины России (проект)». Военная Мысль . 1992 (Специальный выпуск). Москва (опубликовано 16 июня 1992 г.): 2. ISSN 1938-257X . JPRS-UMT-92-008-L.
- ^ Перейти обратно: а б Дик, Чарльз Дж. (ноябрь 1993 г.). Военная доктрина Российской Федерации . Случайное краткое содержание. Том. 25. Камберли, Великобритания: Исследовательский центр исследований конфликтов. OCLC 45957118 .
- ^ «Основные положения Военной доктрины Российской Федерации» . Российские вести . Перевод Информационной службы зарубежного вещания. 19 ноября 1993 г. [опубликовано на русском языке 18 ноября 1993 г.]. п. 5. FBIS-SOV-93-222-S – через Центр России в Азии Гавайского университета в Маноа. [ мертвая ссылка ]
- ^ Дик, Чарльз Дж. (1994). «Военная доктрина Российской Федерации». Журнал славянских военных исследований . 7 (3): 481–506. дои : 10.1080/13518049408430155 .
- ^ Текст Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной указом президента от 21 апреля 2000 г., через службу мониторинга BBC , Кавершам-Парк, Ридинг.
- ^ «Военная доктрина России» . КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕНИЙ СЕГОДНЯ. Апрель 2000 года.
- ^ Мэйн, С (апрель 2000 г.). Военная доктрина России . Случайное краткое содержание. Том. 77. Камберли, Великобритания: Исследовательский центр исследований конфликтов. п. 1. ОСЛК 45957118 .
- ^ «Проект Военной доктрины Российской Федерации». Красная Звезда . Перевод Информационной службы зарубежного вещания . 09.10.1999. §1.1, стр. 3–4.
- ^ Арбатов, Алексей Георгиевич (июль 2000 г.). «Трансформация российской военной доктрины: уроки Косово и Чечни» . № 2. Европейский центр исследований безопасности имени Джорджа Маршалла. Документы Центра Маршалла.
- ^ Перейти обратно: а б "Voyennaya doktrina Rossiyskoy Federatsii" Военная доктрина Российской Федерации [Военная доктрина Российской Федерации]. scrf.gov.ru (на русском языке). Москва: Совет Безопасности Российской Федерации . 25 июня 2010 г. [указ президента от 25 июня 2010 г.]. Архивировано из оригинала 4 мая 2011 г. Примечание: один и тот же URL используется для разных редакций с разными датами указа президента.
- ^ «Военная доктрина Российской Федерации» (PDF) . Фонд Карнеги за международный мир.
- ^ Бланк, Стивен (25 февраля 2018 г.). «Ядерная стратегия России в целом правильная» . Холм . США . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Синовец, Полина; Ренц, Беттина (июль 2015 г.). «Военная доктрина России 2014 года и далее: восприятие угроз, возможности и амбиции» . Исследовательский документ . 117 . Рим, ИТ: Колледж обороны НАТО , исследовательский отдел. ISSN 2076-0957 . Архивировано из оригинала 28 июня 2019 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Военная доктрина Российской Федерации» (Пресс-релиз). Лондон: Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии . 29 июня 2015 г. [указ президента от 25 декабря 2014 г.]. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пиннёниеми, Катри; Кари, Мартти Дж. (декабрь 2016 г.). «Новая доктрина информационной безопасности России» (PDF) . Финский институт международных отношений.
- ^ Перейти обратно: а б «Военная доктрина Российской Федерации» (PDF) . 26 декабря 2014 г. стр. 1–3 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Петкевич, Михал (2018). «Военная доктрина Российской Федерации» (PDF) . Польский ежегодник политической науки . 47 (3): 505–520. дои : 10.15804/ppsy2018305 . S2CID 158768133 .
- ^ «Космическая стратегия национальной безопасности России: как избежать повторения истории» . 19 ноября 2020 г.
- ^ Уэст, Джессика (18 октября 2020 г.). «Космос». Наблюдатель Первого комитета . 18 (2): 20.
- ^ Боуман, Эндрю С. (20 августа 2020 г.). «Вооруженные Силы России: Военная доктрина и стратегия» (PDF) . № IF11625. Исследовательская служба Конгресса.
- ^ «Российская военная доктрина» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Военной доктрины Российской Федерации (русский)
- Военная доктрина Российской Федерации - перевод на английский язык
- Исследовательский центр конфликтологии , Списки документов по России , включает несколько отчетов по российской военной доктрине.