Французская органная месса
Французская органная месса — это разновидность низкой мессы , которая вошла в употребление в эпоху барокко . По сути, это малая месса с органной музыкой : часть так называемой альтернативной практики.
История
[ редактировать ]Французская органная месса является классическим примером так называемой альтернативной практики, термина, обозначающего тип литургии, когда разные части литургических элементов (такие как месса или магнификат ) исполняются разными силами. [ 1 ] органной В альтернативной практике, как и во французской органной мессе, органист играет тогда, когда в противном случае исполнялись бы тексты. [ 2 ] Традиция возникла из антифонных псалмов ранней Западной церкви. [ 1 ] Во Франции игра на органе регулировалась печатными «церемониалами», в которых точно указывалось, когда органисту следует играть. Все сохранившиеся церемонии схожи по своей сути, но сильно различаются в деталях. Типичная органная месса состояла из куплетов для обычной мессы, за исключением Кредо (которое должно было исполняться целиком). [ 3 ]
Один из наиболее важных сохранившихся церемониалов был написан в 1662 году и регламентировал Парижскую епархию . Согласно этому церемониалу, орган начинает Кирие и чередуется с хором в девятикратном повторении (и так же завершает Кирие). После того, как священник пропевает первую строчку «Глории » , орган снова начинает чередование с хором. После заключительного куплета «Глории» (который начинался с «in gloria Dei Patris») органист аккомпанировал Офферторию : на этот раз чередования нет, и музыка не заменяет пение, как раньше (хотя для Оффертория есть тексты, они не для хора). После Оффертория следует Санктус , за которым следует Воздвижение , высшая точка литургии. Sanctus начинается с органного куплета и продолжается одним из следующих трех способов:
- Бенедикт заменяется органным куплетом, а затем второе органное соло сопровождает Elevation.
- поется Бенедикт, а затем органист аккомпанирует Возвышению.
- один органный куплет охватывает как Бенедикта (вместо пения), так и следующую Возвышенность.
Далее следует Agnus Dei , состоящая из трех частей. Орган начинает эту часть литургии и чередуется с хором. При Святом Причастии музыка либо сопровождает распределение стихий, либо играет перед этим антифон. В конце мессы священник спел последние слова «ite Missa est», а органист исполнил ответ «Deo gratias». Далее следует псалом, а иногда после него совершается «вылазка», крестный ход. [ 4 ]
Всего средняя месса будет состоять из около 20 стихов. Церковные контракты, сохранившиеся с того времени, показывают, что органист играл не только на каждой мессе, но и во время различных других служб и церемоний. Органисту, возможно, приходилось играть до 400 служб в год, а это означает, что большая часть — если не вся — музыка была импровизированной, и выжившие массы можно рассматривать как модели для таких импровизации. В музыкальном плане большинство органных месс были созданы по образцу Missa cunctipotens genitor (Mess IV в современной коллекции), которая содержала песнопения. Однако композиторы по-разному трактовали эти мелодии в своих произведениях. Церемониал 1662 года предусматривал, что оригинальные мелодии должны быть четко слышны в определенных куплетах, и в случаях, когда Missa cunctipotens , органисты обычно подчинялись. использовалась [ 5 ]
Композиторы
[ редактировать ]Ниже приводится список композиторов французских органных месс, расположенных в хронологическом порядке по дате публикации их месс.
- Гийом-Габриэль Ниверс (1632–1714)
- месса во Второй livre d'orgue (1667 г.)
- Николя Лебег (1631–1702)
- месса во Второй livre d'orgue (1678 г.)
- Николя Жиго (ок. 1627–1707)
- три мессы в Книге музыки для органа (1685 г.)
- Андре Резон (1640–1719)
- пять месс в Первой органной книге (1688 г.)
- Франсуа Куперен (1668–1733)
- Месса для обычного использования приходов (1689–90)
- Правильная месса для монастырей религиозных мужчин и женщин (1689–90).
- Николя де Гриньи (1672–1703)
- Месса в Первой органной книге (1699 г.)
- Гаспар Корретт (1670–1733)
- Месса 8-го тона для органа для религиозных женщин (1703 г.)
- Мишель Корретт (1707–1795)
- мессы Третьей органной книги (1756 г.)
- Месье Ле Клерк (1765–1783 гг.)
- 4 мессы в Журнале органных пьес, составляющие восемь Магнификатов и четыре мессы (1780 г.)
- Жосс-Франсуа-Жозеф Бено (1743–1794)
- не менее 10 месс в многочисленных сборниках органных пьес.
Кроме того, анонимная рукопись (Paris Conservatoire Rés.746, ранее 24827), созданная около 1680 года, содержит органную мессу неизвестного композитора. Рукопись была приписана Амеде Гастуэ члену семьи Жоффруа, вероятно, Жану-Николя Жоффруа , однако, согласно более поздним исследованиям, доказательств такой атрибуции нет. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Хиггинботтом, Эдвард (2001). «Альтернативный». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Зильбигер, Александр. 2004. Клавишная музыка до 1700 года . Рутледж. ISBN 0-415-96891-7