Jump to content

Расхитительница гробниц

(Перенаправлено из серии Tomb Raider )

Расхитительница гробниц
Логотип Tomb Raider с 2022 года и далее
Жанр (ы) Приключенческий боевик
Разработчик(и)
Издатель(и)
Платформа(ы)
Первый выпуск Расхитительница гробниц
25 октября 1996 г.
Последний выпуск Обновление Tomb Raider I–III
14 февраля 2024 г.

Tomb Raider , известная как Lara Croft: Tomb Raider с 2001 по 2008 год, — это медиа-франшиза , берущая начало в серии приключенческих видеоигр, созданной британским разработчиком видеоигр Core Design . Франшиза в настоящее время принадлежит CDE Entertainment ; Ранее он принадлежал Eidos Interactive , затем Square Enix Europe после приобретения Square Enix компании Eidos в 2009 году, пока Embracer Group не приобрела интеллектуальную собственность вместе с Eidos в 2022 году. Франшиза фокусируется на вымышленном британском археологе Ларе Крофт , которая путешествует по всему миру в поисках за потерянные артефакты и проникновение в опасные гробницы и руины. Геймплей обычно сосредоточен на исследовании, решении головоломок, перемещении по враждебной среде, наполненной ловушками, и борьбе с врагами. Для франшизы были разработаны дополнительные средства массовой информации в виде экранизаций , комиксов и романов .

Разработка первой Tomb Raider началась в 1994 году; он был выпущен два года спустя. Ее критический и коммерческий успех побудил Core Design ежегодно разрабатывать новую игру в течение следующих четырех лет, что создавало нагрузку на персонал. Шестая игра, Tomb Raider: The Angel of Darkness , столкнулась с трудностями при разработке и была признана провальной при выпуске. Это побудило Eidos переключить обязанности по разработке на Crystal Dynamics , которая с тех пор является основным разработчиком серии. Другие разработчики внесли свой вклад в создание дополнительных игр и портов основных игр.

Tomb Raider . К 2022 году по всему миру будет продано более 95 миллионов копий игр [ 1 ] в то время как к 2002 году вся франшиза принесла доход около 1,2 миллиарда долларов. [ 2 ] Сериал получил в целом положительные отзывы критиков, а Лара Крофт стала одной из самых узнаваемых героинь видеоигр, получив награды и места на Аллее игр и в Книге рекордов Гиннеса .

55 Ashbourne Road в Дерби , где Core Design разрабатывала Tomb Raider с 1994 по 2006 год.
График выпуска
1996 Расхитительница гробниц
1997 Расхитительница гробниц II
1998 Расхитительница гробниц III
1999 Расхитительница гробниц: Последнее откровение
2000 Расхитительница гробниц
Расхитительница гробниц: Хроники
2001 Расхитительница гробниц: Проклятие меча
2002 Расхитительница гробниц: Пророчество
2003 Расхитительница гробниц: Ангел тьмы
2004–2005
2006 Расхитительница гробниц: Легенда
2007 Расхитительница гробниц: Юбилей
2008 Расхитительница гробниц: Другой мир
2009
2010 Лара Крофт и Хранитель Света
2011–2012
2013 Расхитительница гробниц
2014 Лара Крофт и храм Осириса
2015 Лара Крофт: Бег за реликвиями
Лара Крофт, вперед
Восстание Расхитительницы гробниц
2016–2017
2018 Тень Расхитительницы гробниц
2019–2022
2023 Расхитительница гробниц: перезагрузка
Коллекция Лары Крофт
2024 Обновление Tomb Raider I–III

Первые шесть игр Tomb Raider были разработаны Core Design, британской компанией по разработке видеоигр, принадлежащей Eidos Interactive . После того, как шестая игра серии была выпущена в 2003 году и встретила неоднозначный прием, разработка была передана американской студии Crystal Dynamics , которая с тех пор занимается основной серией. [ 3 ] С 2001 года другие разработчики внесли свой вклад либо в портирование основных игр, либо в разработку дополнительных игр. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Основная серия

[ редактировать ]

Первая игра серии Tomb Raider вышла в 1996 году для персональных компьютеров (ПК), PlayStation и Sega Saturn . консолей [ 9 ] [ 10 ] Версии Saturn и PlayStation были выпущены в Японии в 1997 году. [ 11 ] [ 12 ] Ее продолжение, Tomb Raider II , выпущенное в 1997 году, снова для Microsoft Windows и PlayStation. За месяц до выпуска Eidos заключила сделку с Sony Computer Entertainment, согласно которой консольная версия Tomb Raider II и будущие игры будут эксклюзивными для PlayStation до 2000 года. [ 9 ] [ 10 ] Версия для PlayStation была выпущена в Японии в 1998 году. [ 13 ] Tomb Raider III вышла в 1998 году. [ 10 ] Как и Tomb Raider II , версия для PlayStation была выпущена в Японии в следующем году. [ 14 ] Четвертая подряд игра в серии, Tomb Raider: The Last Revelation , выпущенная в 1999 году. В 2000 году, после окончания эксклюзивного соглашения с PlayStation, игра также была выпущена на Dreamcast . [ 9 ] [ 15 ] В Японии обе консольные версии были выпущены в следующем году. [ 16 ] [ 17 ] Tomb Raider: Chronicles выпущена в 2000 году на тех же платформах, что и The Last Revelation , а японская версия для PlayStation, как и раньше, выйдет в следующем году. [ 9 ] [ 15 ] [ 18 ]

После трехлетнего перерыва игра Tomb Raider: The Angel of Darkness была выпущена на Microsoft Windows и PlayStation 2 (PS2) в 2003 году. Версия для PlayStation 2 была выпущена в Японии в том же году. [ 15 ] [ 19 ] Следующая игра, Tomb Raider: Legend , была выпущена по всему миру в 2006 году для Microsoft Windows, PlayStation 2, Xbox , Xbox 360 , PlayStation Portable (PSP), GameCube , Game Boy Advance (GBA) и Nintendo DS . [ 8 ] [ 20 ] [ 21 ] Версии для Xbox 360, PlayStation 2 и PlayStation Portable были выпущены в Японии в том же году. [ 22 ] Год спустя ремейк первой игры под названием Tomb Raider: Anniversary был выпущен во всем мире в 2007 году для Microsoft Windows, PlayStation 2, PlayStation Portable, Xbox 360 и Wii . [ 23 ] Следующая запись, Tomb Raider: Underworld , была выпущена в 2008 году на Microsoft Windows, PlayStation 3 (PS3), PlayStation 2, Xbox 360, Wii и DS. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Версии для PlayStation 3, PlayStation 2, Xbox 360 и Wii были выпущены в Японии в 2009 году. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

В 2011 году The Tomb Raider Trilogy была выпущена для PlayStation 3 в виде сборника, в который вошли Anniversary и Legend, обновленные в разрешении HD, а также версия Underworld для PlayStation 3 . Диск включает аватары для PlayStation Home, пакет тем, новые трофеи, видеоролики из дневников разработчиков для трех игр, а также трейлеры к Ларе Крофт и Стражу Света в качестве бонусного контента.

Перезапуск серии под названием Tomb Raider был выпущен во всем мире в 2013 году для Microsoft Windows , PlayStation 3 и Xbox 360. [ 31 ] [ 32 ] Ее продолжение, Rise of the Tomb Raider , вышло в 2015 году на Xbox 360 и Xbox One . [ 33 ] [ 34 ] Игра была частью эксклюзивного соглашения с Microsoft. [ 35 ] Версии для PlayStation 4 и Microsoft Windows были выпущены в 2016 году. [ 36 ] Очередное продолжение Shadow of the Tomb Raider . [ 37 ] была выпущена во всем мире на PlayStation 4 , Xbox One и Microsoft Windows в 2018 году. [ 38 ] Аркадная игра, основанная на этом воплощении, была выпущена Bandai Namco Amusement в Европе в 2018 году. [ 39 ]

Спин-оффы Game Boy

[ редактировать ]

В начале 2000-х компания Core Design разработала две игры для Game Boy Color. Первая игра с боковой прокруткой под названием Tomb Raider была выпущена в 2000 году. [ 7 ] [ 40 ] Вторая, ее продолжение, Tomb Raider: Curse of the Sword , вышла в 2001 году. [ 7 ] [ 41 ] Игра для Game Boy Advance под названием Tomb Raider: The Prophecy была выпущена в 2002 году. В отличие от первых двух игр для Game Boy, она была разработана Ubi Soft Milan и опубликована Ubi Soft , приняв изометрическую перспективу и отойдя от боковой прокрутки. платформенный геймплей. [ 7 ] [ 42 ]

Лары Крофт Подсерия

[ редактировать ]

подсерия под простым названием «Лара Крофт» , с игровым процессом, отличным от основной серии, и существующим в своей собственной непрерывности. С 2010 по 2015 год в Crystal Dynamics разрабатывалась [ 43 ] [ 44 ] Первая игра, Lara Croft and the Guardian of Light , была выпущена в 2010 году как загружаемая игра для ПК, PS3 и Xbox 360. [ 43 ] За ней последовала Lara Croft and the Temple of Osiris , выпущенная в розницу и загруженная в 2014 году для ПК, PS4 и Xbox One. [ 45 ] Обе игры были выпущены в сборнике The Lara Croft Collection для Nintendo Switch в 2023 году. [ 46 ] Запись для мобильных устройств, бесконечный раннер-платформер под названием Lara Croft: Relic Run , была выпущена в 2015 году. [ 44 ] Square Enix Montreal также выпустила платформер-головоломку для мобильных устройств Lara Croft Go в 2015 году. [ 47 ]

Другие побочные эффекты

[ редактировать ]

В 2003 году было выпущено четыре игры Tomb Raider для мобильных телефонов. [ 48 ] разработанная Emerald City Games для устройств iOS и Android, Tomb Raider Reloaded игра, — это бесплатная аркадная выпущенная CDE Entertainment в 2022 году. [ 49 ] Расширение загружаемого контента на тему Tomb Raider для PowerWash Simulator было выпущено бесплатно 31 января 2023 года. [ 50 ]

Отмененные игры

[ редактировать ]

После выхода «Ангела тьмы» в 2003 году компания Core Design продолжала работу над франшизой еще три года, но оба проекта, разрабатывавшиеся в тот период, были отменены. Сиквел под названием «Потерянный доминион» находился в стадии предварительной разработки в том же году, но негативный прием «Ангела тьмы» привел к тому, что он и более обширная трилогия были отменены. [ 9 ] [ 51 ] С одобрения Eidos в конце 2005 года компания Core Design приступила к разработке обновленного издания первой игры для PSP под названием Tomb Raider: 10th Anniversary с предполагаемой датой выпуска к Рождеству 2006 года. Разработка продолжалась, пока другие сотрудники Core Design работали над версией. платформер Free Running . Когда в июне 2006 года Core Design была продана компании Rebellion Developments , [ 52 ] Eidos потребовал отмены проекта. Сотрудники предположили, что Eidos не хочет позволять сторонним разработчикам управлять франшизой. [ 53 ] [ 54 ] « Переоформление Индианы Джонса » игры так и не было завершено, и Free Running в конечном итоге стала последней игрой студии в 2007 году. Core Design, получившая тогда название Rebellion Derby, закрылась в 2010 году. Сборка 10th Anniversary, выпущенная в январе 2006 года , просочилась в сеть на сайте 2020 г. и остается доступным в Интернет-архиве . [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]

Общие элементы

[ редактировать ]

Лара Крофт

[ редактировать ]
Компьютерное изображение темноволосой женщины, тело которой обращено вправо, голова повернута к земле, а левая рука лежит на раненом плече. На ней грязная белая рубашка, рваные зеленые брюки и черные ботинки. У нее несколько ссадин, закрытых тканью. В правой руке женщина держит лук.
Различные воплощения Лары Крофт в серии видеоигр. Несмотря на многочисленные изменения в ее одежде и общем телосложении, ее лицо и волосы в целом остались неизменными. [ 58 ] [ 59 ]

Лара Крофт — главный герой и игровой персонаж серии видеоигр. Она путешествует по миру в поисках множества забытых артефактов и мест, часто связанных со сверхъестественными силами. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Хотя ее биография менялась на протяжении всего сериала, ее общими чертами является то, что она была единственной дочерью и наследницей аристократической семьи Крофт. [ 60 ] [ 63 ] [ 64 ] Ее изображают умной, спортивной, элегантной, свободно говорящей на нескольких языках и полной решимости достичь своих целей любой ценой. У нее карие глаза и каштановые волосы, заплетенные в косу или хвост . Классический наряд персонажа состоит из бирюзовой майки, светло-коричневых шорт, сапог до икры и высоких белых носков. К повторяющимся аксессуарам относятся перчатки без пальцев, рюкзак, пояс с кобурами с обеих сторон и двойные пистолеты. В более поздних играх для нее будет несколько новых нарядов. [ 59 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]

Лару Крофт озвучивали пять актрис серии видеоигр: Шелли Блонд , Джудит Гиббинс, Джонелл Эллиотт, Кили Хоуз и Камилла Ладдингтон . В других средствах массовой информации Крофт также озвучивала Минни Драйвер в мультсериале и изображалась Анджелиной Джоли и Алисией Викандер в художественных фильмах. Несколько моделей и дублеров изображали Крофт в рекламных материалах до перезагрузки в 2013 году. Восемь разных реальных моделей изображали ее на рекламных мероприятиях. [ 68 ] [ 69 ]

В январе 2023 года The Hollywood Reporter сообщил, что Фиби Уоллер-Бридж собирается написать сценарий для телесериала. [ 70 ] франшизы видеоигр для Amazon . Также сообщалось, что это будет связано с видеоигрой и фильмом во взаимосвязанной вселенной, похожей на кинематографическую вселенную Marvel . [ 71 ]

Непрерывность

[ редактировать ]

Обстоятельства ее первых приключений, а также движущая сила ее приключений различаются в зависимости от продолжительности. В первоначальной версии она находится на самолете, который терпит крушение в Гималаях: ее путешествие обратно к цивилизации, несмотря ни на что, помогает ей начать путь к взрослой жизни в качестве авантюристки и охотницы за сокровищами. [ 60 ] [ 63 ] В первоначальной версии, после испытаний в Гималаях, она оставила позади свою привилегированную жизнь и зарабатывала на жизнь, писая о своих подвигах авантюристки, наемницы и грабителя-кошки. Вскоре после выхода этих книг ее семья отреклась от нее. [ 72 ] [ 73 ] В The Last Revelation Лара попала в рушащуюся пирамиду в конце игры, оставив ее судьбу неизвестной: это произошло потому, что персонал, уставший от четырех лет безостановочной разработки, хотел уйти от персонажа. [ 68 ] В «Хрониках» рассказывается серия воспоминаний о поминках Лары, а действие «Ангела тьмы» происходит в неопределенное время после «Последнего откровения» , и выяснилось, что Лара выжила. Обстоятельства ее выживания изначально были частью игры, но были вырезаны из-за нехватки времени и настойчивости издателя Eidos. [ 68 ] [ 74 ]

В продолжении «Легенды» ее мать Амелия была вовлечена в катастрофу, и она частично движима необходимостью раскрыть правду об исчезновении ее матери и подтвердить теории своего отца об исчезновении Амелии. [ 75 ] Эта одержимость истиной присутствует в Anniversary и в конечном итоге ставит мир на грань разрушения во время событий Underworld . [ 76 ] [ 77 ] Ее отец упоминается как лорд Хеншингли Крофт в оригинальных играх и лорд Ричард Крофт в продолжении Legend . [ 60 ] [ 63 ] Действие подсерии Лары Крофт происходит в рамках отдельной непрерывности, посвященной приключениям, аналогичным предыдущим играм, в то время как основная серия развивается в другом стилистическом направлении. [ 44 ]

В продолжении перезагрузки 2013 года мать Лары исчезла в раннем возрасте, а ее отец стал одержим поиском секретов бессмертия, что в конечном итоге привело к очевидному самоубийству. Лара дистанцировалась от воспоминаний об отце, полагая, как и многие другие, что его одержимость свела его с ума. После учебы в университете Лара получает возможность работать над программой археологии в поисках мифического королевства Яматай . Путешествие в поисках королевства приводит к кораблекрушению на острове, который позже оказывается Яматаем, но на острове также обитают дикие бандиты, ставшие жертвами предыдущих кораблекрушений. Попытки Лары найти способ покинуть остров привели ее к открытию, что сам остров мешает им уйти, что, как она обнаружила, связано с все еще живой душой Королевы Солнца Химико . Лара пытается найти способ изгнать дух королевы Солнца, чтобы вернуться домой. Последствия событий игры заставляют Лару понять, что ее отец был прав и что она напрасно дистанцировалась от него. Она решает закончить свою работу и раскрыть тайны мира. В сиквелах игры Лара Крофт изображена в конфликте с древней организацией Тринити в их стремлении получить сверхъестественные предметы для своего мирового господства.

Геймплей

[ редактировать ]
Скриншот игрового процесса из Tomb Raider: Anniversary , на котором Лара прыгает на выступ под дверным переключателем. Хотя многие механики серии Tomb Raider претерпели изменения, связанный с этим платформер и решение головоломок являются повторяющимися стандартными элементами серии.

Геймплей Tomb Raider в основном основан на приключенческом боевике , в котором Лара перемещается по окружающей среде и решает механические и экологические головоломки, а также сражается с врагами и избегает ловушек. Эти головоломки, действие которых происходит в основном в древних гробницах и храмах, могут распространяться на несколько комнат и областей на уровне. Лара может плавать в воде, что было редкостью в играх того времени и продолжалось в серии. [ 20 ] [ 68 ] [ 78 ] [ 79 ] По словам первоначального инженера-программиста, а затем менеджера студии Гэвина Раммери, первоначальная конструкция взаимосвязанных комнат была вдохновлена ​​египетскими многокомнатными гробницами, в частности гробницей Тутанхамона . [ 68 ] Ощущение игрового процесса было призвано напоминать ощущение видеоигры 1989 года Prince of Persia . [ 80 ] В оригинальных играх Лара использовала систему рулевого управления «бульдозер»: две кнопки толкали ее вперед и назад, а две кнопки поворачивали ее влево и вправо, а в бою Лара автоматически захватывала врагов, когда они оказывались в пределах досягаемости. Камера автоматически настраивается в зависимости от действий Лары, но в большинстве случаев по умолчанию используется вид от третьего лица. Эта базовая формула оставалась неизменной на протяжении всей первой серии игр. В «Ангел тьмы» добавлены элементы скрытности. [ 78 ] [ 79 ] [ 81 ] [ 82 ]

В Legend схема управления и движения персонажей были переработаны, чтобы обеспечить плавность и плавность игры. Одним из ключевых элементов было то, как кнопки для разных действий плавно переходили в разные действия, а также эти движения включались в бой для создания таких эффектов, как оглушение или сбивание с ног врагов. События быстрого времени были добавлены в определенные сегменты на каждом уровне, и многие головоломки были основаны на сложной игровой физике. [ 20 ] [ 68 ] [ 83 ] [ 84 ] Anniversary , проходя через те же локации, что и оригинальная игра, была перестроена с использованием игрового процесса и загадок окружения Legend . [ 85 ] В Underworld игровой процесс был переработан вокруг фразы, которую сотрудники произнесли про себя: «Что могла бы сделать Лара?». Используя эту настройку, они создали большее разнообразие движений и лучшее взаимодействие с окружающей средой, а также расширили и улучшили бой. [ 86 ]

После перезагрузки 2013 года игровой процесс претерпел еще одно серьезное изменение. Геймплей изменился с прохождения линейных уровней на навигацию по открытому миру, при этом охота за припасами и модернизация оборудования и оружия стала ключевой частью игрового процесса, однако гробницы в основном были необязательными, а платформер был менее представлен по сравнению с боем. Бой был переработан, чтобы быть похожим на серию Uncharted : предыдущая механика захвата прицела была заменена свободным перемещением прицела. [ 87 ] Rise of the Tomb Raider построена на основе перезагрузки 2013 года, добавляя динамические погодные системы, вновь вводя плавание и увеличивая распространенность необязательных гробниц с большим количеством элементов платформера. [ 88 ]

Оригинальная серия в Core Design (1994–2006)

[ редактировать ]
Тоби Гард, ключевая творческая фигура сериала, на выставке Electronic Entertainment Expo 2005.

Идея Tomb Raider возникла в 1994 году в британской студии разработки игр Core Design. [ 89 ] Одним из людей, участвовавших в его создании, был Тоби Гард , который в основном отвечал за создание персонажа Лары Крофт. Первоначально Гард представлял персонажа мужчиной: соучредитель компании Джереми Хит-Смит беспокоился, что персонаж будет рассматриваться как производное от Индианы Джонса , поэтому Гард изменил пол персонажа. На ранней стадии разработки ее дизайн претерпел множество изменений и переделок. [ 3 ] [ 68 ] Игра имела неожиданный коммерческий успех, изменив тогдашнее безрадостное финансовое положение Eidos. [ 10 ] После успеха Tomb Raider началась работа над продолжением. Гарду больше не был предоставлен полный творческий контроль, и сотрудники разработчиков заявили, что он был одновременно опечален и разочарован использованием сексуальной привлекательности Лары Крофт в маркетинге. Гард покинул Core Design в 1997 году, чтобы основать собственную игровую компанию Confounding Factor , и его заменил Стюарт Аткинсон. [ 10 ] [ 68 ] [ 90 ] Tomb Raider II имела больший коммерческий успех, чем оригинал. [ 91 ]

В течение следующих трех лет компания Core Design взяла на себя обязательство выпускать игру Tomb Raider ежегодно, что создавало значительную нагрузку на персонал. [ 91 ] По этой причине, а также из-за ощущения, что потенциал сериала исчерпан, разработчики попытались убить персонажа. [ 92 ] Это не сработало, и хотя пятая игра была создана, команда заявила, что не вкладывалась в ее разработку полностью. [ 10 ] [ 68 ] Во время разработки пятой игры команда разделилась на два подразделения, одно из которых работало над продолжением следующего поколения «Ангел тьмы» . [ 51 ] За этот период как Core Design, так и сторонними разработчиками было разработано несколько игр для портативных устройств. [ 7 ] [ 15 ] Производство «Ангела тьмы» с самого начала столкнулось с проблемами: команда хотела создать более грандиозную игру, которая могла бы конкурировать с современными приключенческими играми. [ 51 ] Под давлением Eidos ключевые разделы игры пришлось вырезать, и она была выпущена до того, как команда почувствовала, что она готова. [ 51 ] [ 68 ] Игра получила негативную реакцию критиков и была названа Paramount причиной неудовлетворительных результатов второго «Расхитительница гробниц» фильма . [ 51 ] [ 68 ] [ 79 ] [ 93 ]

В то время как разработка следующей игры Legend перешла в Crystal Dynamics, Core Design продолжала работать над франшизой до 2006 года, когда их ремейк оригинальной игры под названием 10th Anniversary был отменен. Crystal Dynamics позже выпустит аналогичную игру под названием Anniversary . [ 94 ]

Crystal Dynamics и Legend (2003–2008) Трилогия

[ редактировать ]

После критической реакции на The Angel of Darkness , Eidos решила взять производство серии Tomb Raider из рук Core Design и передать его другой дочерней студии. Производство следующей игры в 2003 году было поручено Crystal Dynamics, студии, сделавшей себе имя благодаря серии Legacy of Kain . [ 79 ] [ 95 ] [ 96 ] Генеральный директор Eidos Ян Ливингстон заявил, что, хотя критический провал «Ангела тьмы» был основной причиной вывода серии из Core Design, это решение было мотивировано их чрезмерными трудностями при разработке для PlayStation 2, а также тем, сколько членов Основная команда жаловалась, что они «выгорели» на Tomb Raider . Он добавил, что «для британской компании перенос разработки своего ценного актива из Дерби в Калифорнию был важным решением, но, как оказалось, абсолютно правильным». [ 91 ] Одним из главных приоритетов как для Eidos, так и для Crystal Dynamics было восстановление доверия фанатов к бренду, а также помощь сериалу в восстановлении статуса и продажной силы, которые у него были до выхода «Ангела тьмы » . [ 97 ] Их главная цель заключалась в том, чтобы вернуть Лару обратно в гробницы, а их физический движок позволял решать более сложные головоломки. [ 83 ] Legend была хорошо принята и стала первой игрой в перезагруженной трилогии. [ 98 ] [ 99 ] После того, как Legend была закончена, команда решила отпраздновать десятую годовщину серии, переделав оригинальную игру, перестроив окружение и переработав историю, чтобы она соответствовала событиям и игровому процессу Legend . [ 67 ] [ 68 ] Параллельно с разработкой Anniversary версия для оборудования седьмого поколения разрабатывалась , хотя она использовала устоявшуюся игровую архитектуру от Legend , и это вызывало проблемы у команды разработчиков. [ 100 ] Выпущена как Tomb Raider: Underworld в 2008 году.

Приобретение Square Enix и трилогия Survivor (2009–2019)

[ редактировать ]

В 2009 году, через год после выпуска Underworld , Eidos была куплена Square Enix и позже переименована в Square Enix Europe , что дало Square Enix право собственности на франшизу Tomb Raider . [ 101 ] [ 102 ] Разработка Tomb Raider осталась за Crystal Dynamics, теперь в новой структуре. В 2010 году началась новая подсерия, названная просто «Лара Крофт» , а не «Расхитительница гробниц» , но с использованием эстетики преемственности Legend . [ 43 ] Первой из них была Лара Крофт и Хранитель Света , за ней последовали Лара Крофт и Храм Осириса в 2014 году. С 2015 года подсерия нацелена на мобильный формат с Relic Run . [ 45 ] [ 103 ] а позже Лара Крофт Го, получившая признание критиков. [ 104 ]

В этот период вторая команда разработчиков работала над второй перезагрузкой сериала и персонажа, в которой упор делался на более мрачную и суровую интерпретацию персонажа. [ 58 ] [ 105 ] Еще одним приоритетом было представить Лару как более человечного персонажа, поставив ее в уязвимые ситуации и показав, как она начинает свой путь к тому, чтобы стать «расхитительницей гробниц», как через повествование, так и через игровой процесс. [ 106 ] Перезагрузка под простым названием Tomb Raider была встречена критиками при запуске в 2013 году и стала началом «Трилогии Survivor». [ 107 ] [ 108 ] Продолжение, получившее в конечном итоге название Rise of the Tomb Raider , находилось в разработке через несколько месяцев после выхода перезапуска. [ 33 ] [ 109 ] В ответ на критику по поводу отсутствия классических гробниц в игру были включены более дополнительные и сюжетные гробницы. [ 110 ] Он продолжил новый образ Лары, показанный командой, показывая больше сторон ее характера и ее растущую одержимость раскрытием правды. [ 62 ] В 2018 году «Тень расхитительницы гробниц» была выпущена одновременно с новым фильмом с Алисией Викандер в роли Лары Крофт, названным просто «Расхитительница гробниц» , вдохновленным одноимённой игрой 2013 года. [ 111 ] [ 112 ] Shadow была разработана Eidos-Montréal , когда Crystal Dynamics завершила работу над Marvel's Avengers , хотя Crystal обеспечивала второстепенную поддержку. Игра завершает историю происхождения Лары. «Окончательное издание», включающее все 7 DLC для Shadow, было выпущено в ноябре 2019 года. [ 113 ]

Диверсификация и приобретение Embracer Group (2021 – настоящее время)

[ редактировать ]

После завершения трилогии Survivor и Crystal Dynamics, и Eidos-Montréal были заняты проектами Marvel, поэтому в течение нескольких лет больше игр Tomb Raider не выпускалось . В случае Crystal Dynamics постоянная поддержка Marvel’s Avengers продлилась до 2023 года. [ 114 ] В 2021 году Legendary Television и DJ2 Entertainment анонсировали аниме-сериал, действие которого происходит по мотивам событий Shadow of the Tomb Raider для Netflix . [ 115 ] Название сериала было объявлено как Tomb Raider: The Legend of Lara Croft , а его выпуск запланирован на 2024 год. [ 116 ]

Embracer Group приобрела ряд активов Square Enix Europe в мае 2022 года за 300 миллионов долларов , включая Crystal Dynamics и франшизу Tomb Raider . [ 117 ] [ 118 ] Студия анонсировала следующую основную игру Tomb Raider в 2022 году как игру, которая «объединит временные рамки» и объединит элементы всех трех серий, включая работу Core Design. В этой временной шкале Лара будет опытной искательницей приключений. [ 119 ] В этой части будет использоваться Unreal Engine 5 . [ 120 ] и будет опубликован Amazon Games . [ 121 ]

Tomb Raider Reloaded Мобильная игра была издана Square Enix London Mobile в 2023 году. [ 122 ] Коллекция ремастеров первых трех игр оригинальной Core Design Tomb Raider серии под названием Tomb Raider I–III Remastered была выпущена в феврале 2024 года для Nintendo Switch , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Windows , Xbox One и Xbox Series X/S. . [ 123 ]

Оригинальную тему Tomb Raider написал Натан МакКри . Он создал оригинальную музыкальную тему после обсуждения с Гардом характера Лары Крофт. Решив использовать классическую английскую музыку в качестве вдохновения, он решил создать что-нибудь простое для музыкальной темы. Его простота облегчила перестановки и оркестровки. За работу над первыми тремя играми Tomb Raider ему давали довольно минимум инструкций, а над Tomb Raider III он работал над игрой в качестве фрилансера, поскольку покинул компанию. [ 124 ] [ 125 ] В «Последнем откровении » Питер Коннелли заменил Натана МакКри в качестве главного композитора, используя музыку МакКри в качестве основы для своего творчества. Он сочинил вступительную тему для «Последнего откровения» , сказав, что вступительная мелодия пришла к нему совершенно неожиданно, и добавил египетские мотивы, чтобы они соответствовали сеттингу игры. Изначально у «Хроник» должна была быть значительная оригинальная вступительная тема, но из-за нехватки времени от большей части ее отказались, к большому сожалению Коннелли. Сохранился только первый сегмент. [ 126 ] Музыка к «Ангелу тьмы» , написанная Коннелли и Мартином Айвсонами, была единственным элементом производства, который не столкнулся с проблемами, поскольку запись была завершена до того, как произошли основные сокращения контента. Написанный с использованием полного оркестра, а не синтезированных инструментов в предыдущих названиях, он был исполнен Лондонским симфоническим оркестром . [ 51 ] [ 126 ]

Для Legend Троэльс Брун Фольманн написал музыку и создал звуковые эффекты. Помимо написания большого количества музыки для игры, он создавал микро-партитуры для небольших сегментов игрового процесса. [ 127 ] Фольманн вернулся, чтобы написать музыку Anniversary , реоркестровав оригинальную партитуру и расширив ее. [ 68 ] В «Другом мире » Фолманн занимался основной темой, а Колин О'Мэлли занимался остальной частью саундтрека, в котором было гораздо меньше зацикленной музыки, чем в «Легенде» . [ 128 ] Автором ребута 2013 года стал Джейсон Грейвс , ставший известным благодаря работе над франшизой Dead Space . Наряду со своим оркестровым стилем он создал специальный инструмент для создания диссонирующих звуков в музыке, а также музыкальные элементы со всего мира, чтобы представить жителей островной локации игры. [ 129 ] [ 130 ] Композитором Rise of the Tomb Raider был Бобби Тахури , который ранее работал помощником композитора над видеоиграми и театральными фильмами. [ 131 ] Guardian of Light не использовала оригинальную музыку, вместо этого использовали отрывки из музыки Legend , Anniversary и Underworld . [ 132 ] Музыку для Temple of Osiris написал Уилл Роже II, который изначально работал над лицензионными видеоиграми, включая Star Wars: The Old Republic . Temple of Osiris была первой игрой из серии «Лара Крофт» , в которой была оригинальная партитура, в которой использовались музыкальные элементы Египта и Ближнего Востока, а также создавалась новая основная тема, которая могла быть использована в будущих о Ларе Крофт . играх [ 133 ]

Технология

[ редактировать ]

За время существования франшизы было создано четыре собственных игровых движка для поддержки основных игр. Shadow of the Tomb Raider (2018) стала последней игрой основной серии, в которой использовался собственный движок, поскольку сейчас франшиза переходит на Unreal Engine 5 . Это изменение отражает более широкий сдвиг отрасли в последние годы от патентованных двигателей. [ 134 ] [ 135 ]

Двигатель Расхитительницы гробниц (1994–2000)

[ редактировать ]

В первом Tomb Raider использовался специально созданный игровой движок, поскольку другие эквивалентные движки, доступные Core Design в то время, не были достаточно универсальными, чтобы реализовать видение команды. игры Движок был разработан Полом Дугласом, который занимался искусственным интеллектом (ИИ) и трехмерной (3D) графикой . На выбор 3D-игры повлияло мнение команды о том, что этот тип игры недостаточно представлен по сравнению с шутерами от первого лица, такими как Doom . Его 3D-стиль означал, что было сложно реализовать несколько элементов, включая искусственный интеллект и управление камерой. Еще одним отмеченным аспектом была многослойность уровней по сравнению с эквивалентными 3D-приключенческими играми того времени, которые были ограничены системой с плоским полом. Движения Лары были анимированы и скоординированы вручную, а не созданы с помощью захвата движений . Причина этого заключалась в том, что команда хотела единообразия в ее движениях, что было невозможно с помощью технологии захвата движения того времени. [ 80 ] Для Tomb Raider II в движок были внесены незначительные обновления, при этом основные улучшения коснулись ИИ и сглаживания модели Лары. [ 82 ] Tomb Raider III претерпела серьезные изменения, включая переписывание графического движка и улучшения систем освещения и искусственного интеллекта. [ 136 ] двигатель подвергся капитальному ремонту Для The Last Revelation . В первых пяти играх используются полноценные видеоролики. В первых трёх играх они в основном использовались как переходные периоды, изображающие переход Лары с одного уровня на другой или из одной локации в другую. [ 137 ] [ 138 ] Для Хроник были внесены довольно незначительные изменения. [ 48 ] [ 139 ]

Двигатель «Ангел тьмы» (2000–2003)

[ редактировать ]

Для The Angel of Darkness новый движок был построен с нуля, но из-за незнакомства и непривычности технологии PS2 команда столкнулась с множеством проблем, таких как необходимость удаления областей и персонажей из-за ограничений по полигонам. Из-за установленных сроков команда была вынуждена срезать углы, а это значит, что игра попала на прилавки магазинов в плохом состоянии. [ 51 ]

Кристальный двигатель (2003–2008)

[ редактировать ]

Для Legend сотрудники Crystal Dynamics с нуля создали собственный движок, названный Crystal Engine. [ 20 ] [ 140 ] Движок и контент игры разрабатывались параллельно, что приводило к трудностям с планированием и рабочей нагрузкой. [ 20 ] Anniversary использовал тот же движок, что и Legend . [ 141 ] Underworld использовал новый движок, созданный специально для игры, хотя его базовая кодовая база была использована совместно с Legend . Группа разработчиков, работавшая над этим новым движком, не была привязана конкретно к проекту Underworld , а скорее участвовала в других проектах, и это привело к проблемам с расстановкой приоритетов и общением. Были также проблемы со сложными зависимостями и чрезмерными амбициями. [ 100 ] [ 142 ] В «Другом мире» движения Лары были анимированы с использованием полного захвата движения, а анимацию персонажа обеспечивала олимпийская гимнастка Хайди Манимейкер. [ 143 ]

Foundation Engine (2013–2019)

[ редактировать ]

Для перезагрузки 2013 года для игры был создан новый движок под названием Foundation. [ 144 ] [ не удалось пройти проверку ] В этом названии снова использовался захват движения. [ 145 ] Обновленная версия движка Foundation снова использовалась для Rise of the Tomb Raider . [ 146 ] Движения волос Лары были сделаны более реалистичными с помощью технологий под названием TressFX в Tomb Raider и PureHair в Rise of the Tomb Raider . [ 147 ] Движок Foundation по-прежнему использовался для третьей части серии перезагрузок, Shadow of the Tomb Raider , и содержал новые графические улучшения от разработчика Eidos-Montréal . [ 148 ]

Культурное влияние

[ редактировать ]

Как персонаж Лары Крофт, так и концепции франшизы Tomb Raider претерпели тематическое развитие и популярность с момента выпуска первой игры в 1996 году. [ 149 ] Успех серии игр привел к нескольким коммерческим связям, которые в дальнейшем привели к статусу культурной иконы. [ 150 ] включая дополнительные игры, художественные фильмы и комиксы. [ 151 ]

После выпуска Tomb Raider имела неожиданный успех, достигнув вершины чартов продаж и оставаясь на какое-то время. По всему миру было продано более 7 миллионов единиц. [ 68 ] [ 79 ] Tomb Raider II имела больший коммерческий успех: дебютные продажи превысили продажи первой игры, а общий объем продаж по всему миру составил 8 миллионов единиц. [ 10 ] [ 79 ] Несмотря на разную критику, продажи сериала оставались высокими до выхода «Хроник» , продано 1,5 миллиона экземпляров. [ 79 ] Хотя «Ангел тьмы» поначалу имел хорошие продажи, он не оправдал ожиданий. С момента выхода «Легенды» сериал увеличил продажи, популярность, [ 31 ] и признание критиков. [ 152 ] 2013 года В перезагрузке было продано 11 миллионов копий, что стало самой коммерчески успешной игрой Tomb Raider на сегодняшний день. [ 153 ] [ 154 ] По состоянию на 2021 год по всему миру было продано более 85 миллионов единиц сериала. [ 155 ] Помимо успеха игр, экранизация 2001 года собрала 275 миллионов долларов, что сделало ее самой кассовой адаптацией видеоигр, пока в 2010 году ее не обогнала Prince of Persia: The Sands of Time . [ 156 ] Кроме того, первый выпуск комиксов Tomb Raider стал самым продаваемым комиксом 1999 года. [ 157 ] а у экранизации 2001 года были самые большие первые выходные (47,7 миллиона долларов США) для боевика с главной женской ролью со времен «Чужих» в 1986 году. [ 156 ]

Многие журналисты, занимающиеся видеоиграми, в том числе Electronic Gaming Monthly Криспин Бойер из в 1997 году и Мартин Кэрролл из Eurogamer в 2008 году, назвали эту серию пионером в этой области, одновременно закладывающим основы и популяризирующим приключенческие игры и платформеры. Кэррол отметил, что благодаря этому сериалу видеоигры стали культурным мейнстримом. [ 79 ] [ 82 ] [ 158 ] [ 159 ] В другой статье Eurogamer назвал The Angel of Darkness пионером в смешении разных жанров видеоигр. [ 160 ] Реакция публики на сериал на протяжении многих лет, наоборот, оказала глубокое влияние на направление и индивидуальность сериала, как отмечается в обзоре истории сериала, опубликованном в 2008 году изданием Develop . [ 31 ] В 2006 году Tomb Raider был признан одним из 10 лучших британских проектов по результатам конкурса Great British Design Quest, организованного BBC и Музеем дизайна . Игра появилась в списке икон британского дизайна, в который вошли Concorde , Mini , World Wide Web , Grand Theft Auto , телефонная будка K2 , карта лондонского метро , ​​автобус AEC Routemaster и Supermarine Spitfire . [ 161 ] [ 162 ] В 2020 году игра Tomb Raider была изображена на серии почтовых марок Великобритании, выпущенных Королевской почтой в честь классических британских видеоигр. [ 163 ] [ 164 ]

Персонаж Лары Крофт также пользовался популярностью, выделяясь во время своего первого появления на рынке видеоигр, где доминируют мужчины, и продолжая выделяться на протяжении всей истории сериала. [ 31 ] [ 68 ] [ 79 ] [ 158 ] [ 159 ] [ 165 ] После своего дебюта в 1996 году Лара Крофт появилась на обложке британского журнала о культуре The Face . Раньше эту позицию занимали настоящие знаменитости. Она также участвовала в U2 ирландской рок- группы туре PopMart Tour . [ 68 ] [ 159 ] Персонаж был введен в Аллею игры в 2006 году. [ 166 ] и неоднократно упоминалась в Книге рекордов Гиннеса : она была признана «самой успешной человеческой героиней видеоигр» в 2006 году и получила шесть наград в 2010 году. В рамках последней награды редактор Книги рекордов Гиннеса Газ Дивс сказал, что персонаж «воплощает все самое лучшее в видеоиграх». [ 167 ] [ 168 ] В статье для 1UP.com Джереми Пэриш сказал, что сексуальная привлекательность Лары была главной приманкой для первых поклонников, эта грань Eidos использовалась в маркетинге и пыталась подражать в других продуктах. Он процитировал заявления других писателей о том, что ее популярность возникла из сочувствия игроков к ее способности выживать в сложных ситуациях, а также из-за контраста с более слабыми женскими персонажами, такими как принцесса Пич . [ 159 ] Однако, помимо этой похвалы, у нее разделились мнения относительно дизайна ее персонажа и, как следствие, сексуальности: ее называют одновременно фигурой, расширяющей возможности женщин, и отрицательным образцом для подражания из-за ее гиперсексуализированной и нереалистичной внешности. [ 68 ]

  1. ^ «Amazon Games и Crystal Dynamics заключили соглашение о разработке и публикации следующей крупной игры в культовой серии «Расхитительница гробниц»» . Амазонские игры . 15 декабря 2022 г. Проверено 12 января 2023 г.
  2. ^ Фам, Алекс (20 мая 2002 г.). «Сделка закрепляет силу звезды» . Лос-Анджелес Таймс . п. 22 . Проверено 31 января 2023 г. - через Newspapers.com .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уэйнрайт, Лорен (4 ноября 2011 г.). «Искупление Лары Крофт» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 мая 2008 года . Проверено 26 июня 2013 г.
  4. ^ «Анонсировано окончательное издание Tomb Raider» . Nixxes Software BV . 9 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 9 декабря 2013 г.
  5. ^ Мозер, Кэссиди (3 февраля 2015 г.). «Программное обеспечение Nixxes для разработки Rise of the Tomb Raider для Xbox 360» . ИГН . Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
  6. ^ «Eidos Montreal совместно с Crystal Dynamics разрабатывает Rise of the Tomb Raider» . Игровой центр онлайн . 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 23 июня 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и «Расхитительница гробниц и жанр стелса» . Гамасутра . 11 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 г. . Проверено 27 ноября 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «E3 2006: Расхитительница гробниц: Легенда» . ИГН . 12 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 г. . Проверено 28 ноября 2015 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Даужам, Матье; Прайс, Джеймс (11 апреля 2006 г.). «Предыдущие приключения». Лара Крофт: Легенда расхитительницы гробниц. Полное руководство . Контейнерный интерактив. стр. 174–179. ISBN  1-9035-1181-Х .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г GameTrailers (17 февраля 2013 г.). Ретроспектива Tomb Raider, часть первая (видео). Трейлеры игр.
  11. ^ Расхитители гробниц (СС) . Фамицу . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  12. ^ Расхитители гробниц (ПС) . Фамицу . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  13. ^ Расхитительница гробниц 2 (ПС) . Фамицу . Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  14. ^ Расхитители гробниц 3 (ПС) . Фамицу . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д GameTrailers (23 февраля 2013 г.). Ретроспектива Tomb Raider: Часть вторая (Видео). Трейлеры игр.
  16. ^ Tomb Raider 4: Последнее откровение (PS) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  17. ^ Tomb Raider 4: Последнее откровение (DC) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  18. ^ Расхитительница гробниц 5: Хроники (PS) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  19. ^ Расхитительница гробниц: Прекрасный беглец (PS2) . Фамицу . Архивировано из оригинала 5 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Купер, Райли (август 2006 г.). «Восстановление иконы: вершины и ловушки Tomb Raider: Legend» (PDF) . Разработчик игры . Том. 13, нет. 7. УБМ ТехВеб . стр. 24–28. Архивировано (PDF) из оригинала 15 марта 2014 г.
  21. ^ Орри, Джеймс (3 мая 2006 г.). «Tomb Raider: Legend сжимается до GBA и DS» . VideoGamer.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  22. ^ Информация о продукте Dengeki Spike «Tomb Raider: Anniversary» . Денгеки Онлайн . 2007. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  23. ^ «Tomb Raider: Юбилей на Eurogamer» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  24. ^ «Tomb Raider: Другой мир на Eurogamer» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  25. ^ Томсен, Майкл (10 марта 2009 г.). «Расхитительница гробниц: Другой мир лицом к лицу» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  26. ^ «Tomb Raider: Другой мир для Nintendo DS» . nintendo.com . Нинтендо . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  27. ^ Расхитительница гробниц: Другой мир (PS3) . Фамицу . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  28. ^ Расхитительница гробниц: Другой мир (Wii) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  29. ^ Расхитительница гробниц: Другой мир (PS2) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  30. ^ Расхитительница гробниц: Другой мир (Xbox 360) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д «Профиль IP: Расхитительница гробниц» . Развивать . 14 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г. . Проверено 22 ноября 2015 г.
  32. ^ Анонс даты выхода и цены «Tomb Raider» для PlayStation 3/Xbox 360/Windows . Сквер Эникс . 4 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Шериф, Саед (15 июня 2015 г.). «Объявлена ​​дата выхода Rise of the Tomb Raider, показаны кадры игрового процесса» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 15 июня 2015 г.
  34. ^ «Наборы предзаказа Rise of the Tomb Raider» . Блог Tomb Raider на Tumblr . 4 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 4 августа 2015 г.
  35. ^ Инь-Пул, Уэсли (13 августа 2014 г.). «Microsoft подтверждает, что соглашение об эксклюзивности Rise of the Tomb Raider для Xbox «имеет определенный срок » . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 16 ноября 2015 года . Проверено 9 декабря 2014 г.
  36. ^ Кармали, Люк (23 июля 2015 г.). «Rise of the Tomb Raider получила даты выхода для PS4 и ПК» . ИГН . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
  37. ^ «Скоро появится анонс Shadow of the Tomb Raider» . СегментСледующий . 21 августа 2017 года . Проверено 21 августа 2017 г.
  38. ^ Тизер «Тени Расхитительницы гробниц» . Полигон . 15 марта 2018 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  39. ^ «Tomb Raider 120» – Bandai Namco Amusements UK» . Bandai Namco Amusements UK . Проверено 30 ноября 2018 года .
  40. ^ Кеннеди, Сэм (22 декабря 1999 г.). «Первый взгляд: Расхитительница гробниц на GBC» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  41. ^ «Расхитительница гробниц: Проклятие меча» . nintendo.com . Нинтендо . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  42. ^ Расхитительница гробниц: Пророчество (GBA) . Фамицу . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Гибсон, Элли (18 марта 2010 г.). «Лара Крофт и Хранитель Света» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 9 июня 2010 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Square Enix представляет E3 2015 «Лара Крофт: Бег за реликвиями» — сентябрьская E3 2015, день 2 [#03] ( YouTube ) (Видео). Сквер Эникс . 27 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 29 июля 2015 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Галлахер, Даррелл (19 ноября 2014 г.). «Лара Крофт и храм Осириса стал золотым» . Блог Tomb Raider на Tumblr . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 11 февраля 2015 г.
  46. ^ «Коллекция Лары Крофт» . Нинтендо оф Европа ГмбХ . Проверено 17 сентября 2023 г.
  47. ^ Макуч, Эдди (6 августа 2015 г.). «Объявлена ​​дата выхода Лары Крофт: Го» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б GameTrailers (4 марта 2013 г.). Ретроспектива Tomb Raider: Часть третья (Видео). Трейлеры игр.
  49. ^ Мэтт Уэльс (23 ноября 2020 г.). «Eurogamer: В следующем году выйдет новая игра Tomb Raider» . www.eurogamer.net/ .
  50. ^ Широн, Андреа (19 января 2023 г.). «Tomb Raider снова появляется в виде DLC PowerWash Simulator, позволяющего убирать особняк Лары Крофт» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Edge Staff (17 января 2011 г.). «Создание: Расхитительница гробниц: Ангел тьмы» . Эдж Онлайн . Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
  52. ^ «Rebellion приобретает персонал и активы Core Design» . 16 июня 2006 г.
  53. ^ «Интервью с Ричардом Мортоном» . Планета Лара . 24 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2009 г. Проверено 14 ноября 2015 г.
  54. ^ «Интервью с Филом Чепменом» . Планета Лара . 14 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2010 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
  55. ^ «Rebellion подтверждает закрытие Дерби и сокращение студии в Оксфорде» . 17 марта 2010 г.
  56. ^ «Как играть в недавно вышедший ремейк Tomb Raider» . 7 января 2021 г.
  57. ^ «Отмененная сборка Indiana Jones / TRAE PSP: основной дизайн: бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача» .
  58. ^ Перейти обратно: а б Мари, Миган (январь 2011 г.). "Расхитительница гробниц". Игровой информер . № 213. GameStop. стр. 42–51.
  59. ^ Перейти обратно: а б Шедин, Джесси (17 ноября 2008 г.). «Многообразие Лары Крофт: Видеоигры» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 года . Проверено 17 июня 2010 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Даужам, Матье; Прайс, Джеймс (11 апреля 2006 г.). "Бросать". Лара Крофт: Легенда расхитительницы гробниц. Полное руководство . Контейнерный интерактив. п. 171. ИСБН  1-9035-1181-Х .
  61. ^ Коэн, Марк (24 апреля 2000 г.). "Расхитительница гробниц" . Лара Крофт: Искусство виртуального соблазнения . Издательство Прима . стр. 122–123 . ISBN  978-0-7615-2696-4 .
  62. ^ Перейти обратно: а б Ривз, Бен (9 февраля 2015 г.). «Рейдеры затерянных городов – Лара в поисках бессмертия» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с Уорд, Кип (октябрь 1998 г.). "Введение". Расхитительница гробниц III: Приключения Лары Крофт — руководство по стратегии Prima . Игры Прима. п. 2. ISBN  0-7615-1858-4 .
  64. ^ Оуэн, Майкл; Симс, Кенни (5 марта 2013 г.). "Введение". Руководство по стратегии BradyGAMES для Tomb Raider 2013 . БрейдиИГРЫ. стр. 28–29. ISBN  978-0-7440-1453-2 .
  65. ^ Персонал (октябрь 2007 г.). «Она закончила работу». ПК-геймер . № 166. Будущее США . п. 53.
  66. ^ Персонал (2008). «Расхитительница гробниц на глубокой воде?». Подарки компьютерных и видеоигр (3). Будущие публикации : 20–29.
  67. ^ Перейти обратно: а б «Годовщина Расхитительницы гробниц — Дневник разработчиков 5» . Еврогеймер . 5 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 г. . Проверено 3 декабря 2015 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гард, Тоби ; Смит, Джереми Хит; Ливингстон, Ян (интервью); Хоуз, Кили (рассказчик) (2007). Открой прошлое: ретроспективный документальный фильм о Расхитительнице гробниц (Бонусный DVD к годовщине Расхитительницы гробниц). Эйдос Интерактив / GameTap . Также известно как « Десять лет Tomb Raider: ретроспектива GameTap».
  69. ^ Крукс, Дэвид (9 декабря 2014 г.). «Кили Хоуз об игре Лары Крофт: «Поклонники игры — одни из самых приятных людей, которых я когда-либо встречал» » . Независимый . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  70. ^ Голдберг, Лесли (27 января 2023 г.). «Фиби Уоллер-Бридж готовит сериал «Расхитительница гробниц» для Amazon (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 29 января 2023 г.
  71. ^ Голдберг, Лесли (27 января 2023 г.). « Фильм «Расхитительница гробниц» в разработке, поскольку Amazon заключает выгодную сделку по правам на франшизу в стиле Marvel (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 29 января 2023 г.
  72. ^ Смит, Джонатан (декабрь 1998 г.). «Лара снова качается». Аркады: Журнал видеоигр (1). Будущие публикации : 46–55.
  73. ^ Блаш, Фабиан; Филдер, Лорен (31 октября 2000 г.). «История Tomb Raider от GameSpot» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 6 марта 2009 года . Проверено 1 июня 2010 г.
  74. ^ Персонал (июнь 2005 г.). «Хайп – Расхитительница гробниц: Легенда». Официальный журнал PlayStation в США . № 93. Зифф Дэвис . стр. 54–55.
  75. ^ Нгуен, Тьерри (июль 2006 г.). «Расхитительница гробниц: Обзор легенды». Официальный журнал PlayStation в США . № 106. Зифф Дэвис . п. 80.
  76. ^ Ходжесон, Дэвид (25 мая 2007 г.). «Введение: подготовка к расхищению гробниц». Лара Крофт Расхитительница гробниц: Руководство по стратегии Anniversary Prima . Игры Прима. п. 9. ISBN  978-0-7615-5886-6 .
  77. ^ Ходжсон, Дэвид (10 ноября 2008 г.). «Реконструкция». Tomb Raider: Underworld Полное официальное руководство по стратегии . Контейнерный интерактив. стр. 162–163. ISBN  978-0-7615-5886-6 .
  78. ^ Перейти обратно: а б Тодд, Хэмиш (1 марта 2013 г.). «Неисчислимые богатства: сложный платформер Tomb Raider» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маршалл, Рик (9 марта 2013 г.). «История Tomb Raider: стряхиваем пыль с 17 лет Лары Крофт» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 12 января 2018 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б «Создание Расхитительницы гробниц» . Tomb Raider: Официальные секреты игры . Игры Прима. Декабрь 1996 г., стр. 105–106 . ISBN  0-7615-0931-3 . Перевод
  81. ^ «Tomb Raider: The Angel of Darkness: Руководство для ПК» (PDF) . cdn.akamai.steamstatic.com . Пар . 2003. Архивировано (PDF) из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Бойер, Криспин (сентябрь 1997 г.). «Изобретение рейдера заново: эволюция Tomb Raider 2». Ежемесячник электронных игр . № 98. ООО «ЭГМ Медиа». стр. 82–96. Стенограмма
  83. ^ Перейти обратно: а б Сьюарт, Грег (12 сентября 2006 г.). «Tomb Raider: Legend – Секреты триумфального возвращения Лары» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  84. ^ Даужам, Матье; Прайс, Джеймс (11 апреля 2006 г.). "Бросать". Лара Крофт: Легенда расхитительницы гробниц. Полное руководство . Контейнерный интерактив. стр. 180–181. ISBN  1-9035-1181-Х .
  85. ^ Тоуэлл, Джастин (12 марта 2007 г.). «Tomb Raider: Anniversary — эксклюзивный вид» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  86. ^ Под поверхностью: Tomb Raider Underworld (бонусный DVD ограниченного выпуска Tomb Raider Underworld). Эйдос Интерактив . 2008.
  87. ^ Каллен, Джонни (26 февраля 2013 г.). «О Tomb Raider и обращении к толпе Uncharted» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 20 июня 2013 г.
  88. ^ Наннели, Стефани (3 февраля 2015 г.). «Rise of the Tomb Raider: больше головоломок, разнообразие оружия, опасности для окружающей среды» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
  89. ^ Инь-Пул, Уэсли (30 октября 2016 г.). «20 лет спустя, история Tomb Raider, рассказанная людьми, которые там были» . Еврогеймер . Проверено 7 февраля 2020 г.
  90. ^ Дженкинс, Дэвид (23 октября 1998 г.). «Интервью с Тоби Гардом» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б с Торп, Ник; Джонс, Дарран (декабрь 2016 г.). «20 лет иконы: Расхитительница гробниц». Ретро-геймер . № 163. Будущее издательства . стр. 16–29.
  92. ^ « Это было похоже на ограбление»: Tomb Raider и падение Core Design» . 31 марта 2015 г.
  93. ^ Сусман, Гэри (29 июля 2003 г.). «Игра в обвинения» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 6 июля 2012 г.
  94. ^ Кэмпбелл, Ян Карлос (7 января 2021 г.). «Сыграйте в этот давно утраченный ремейк Tomb Raider» . Грань .
  95. ^ «Лара покидает Великобританию» . bbc.co.uk. ​Новости Би-би-си. 31 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 г. Проверено 6 января 2013 г.
  96. ^ Персонал (ноябрь 2003 г.). «Следующая расхитительница гробниц». Журнал PlayStation . № 77. США Imagine Publishing . стр. 57–60.
  97. ^ Синклер, Брендан (20 апреля 2006 г.). «В точку: возрождение бренда» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  98. ^ Хенли, Стейси (28 сентября 2020 г.). «Расхитительница гробниц: все версии Лары Крофт в порядке Лары» . ПК-геймер .
  99. ^ «Обзор трилогии «Расхитительница гробниц» — IGN» . 29 марта 2011 г.
  100. ^ Перейти обратно: а б Линдстрем, Эрик (2 сентября 2009 г.). «Вскрытие: Расхитительница гробниц: Другой мир» от Crystal Dynamics . Гамасутра . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  101. ^ Парфитт, Бен (27 марта 2009 г.). «Квадрат завершает налет Эйдоса» . МКВ . Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
  102. ^ Сливинский, Александр (10 ноября 2009 г.). «Прощай, Эйдос, здравствуй, Square Enix Europe» . Джойстик . Архивировано из оригинала 27 января 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
  103. ^ Шауль, Брэнди (29 мая 2015 г.). «Лара Крофт: Гонки за реликвиями на мобильных устройствах [Интервью]» . Рекламная неделя . Архивировано из оригинала 18 июля 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
  104. ^ Бэтчелор, Джеймс (24 ноября 2015 г.). «Посмертное развитие: Лара Крофт, GO» . Развивать . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  105. ^ Уолтон, Марк (9 января 2009 г.). «Продажи Tomb Raider падают, акции Eidos падают» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
  106. ^ Хоггинс, Том (25 февраля 2013 г.). «Интервью о Расхитительнице гробниц: Возрождение Лары Крофт» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 6 марта 2013 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  107. ^ «Расхитительница гробниц: окончательная трилогия о выживании» .
  108. ^ «Рецензия на Tomb Raider набрала 90% — «Лара вернулась» » . 24 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2013 г.
  109. ^ Филлипс, Том (1 августа 2013 г.). «Square Enix подтверждает продолжение Tomb Raider следующего поколения» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 2 августа 2013 г.
  110. ^ Филлипс, Том (17 февраля 2015 г.). «На решение головоломок Rise of the Tomb Raider у вас уйдет больше времени», — обещает Crystal Dynamics» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  111. ^ Официально анонсирован Shadow of the Tomb Raider — IGN , 15 марта 2018 г. , получено 3 августа 2021 г.
  112. ^ «Расхитительница гробниц 2018 — это приквел-перезагрузка-адаптация: краткий путеводитель по истории Лары Крофт» . ЭкранРант . 14 марта 2018 года . Проверено 3 августа 2021 г.
  113. ^ «Shadow of the Tomb Raider: Definitive Edition уже доступна | Блог Square Enix» .
  114. ^ «Мстители» будут разобраны в этом году, поскольку сотрудники перейдут на «Расхитительницу гробниц» . 23 января 2023 г.
  115. ^ Соррилья, Моника Мари (27 января 2021 г.). «Netflix расширяет свой растущий репертуар аниме адаптациями «Острова черепа» и «Расхитительницы гробниц»» . Разнообразие . Проверено 3 августа 2021 г.
  116. ^ Волинский, Дэвид (27 сентября 2023 г.). «Netflix представляет первый взгляд на «Расхитительницу гробниц: Легенда о Ларе Крофт» в новом тизере» . ГеймСпот . Проверено 27 сентября 2023 г. Премьера мультсериала запланирована на 2024 год.
  117. ^ Банкхерст, Адам (2 мая 2022 г.). «Группа Embracer заключает соглашение о приобретении Eidos, Crystal Dynamics и Square Enix Montreal за 300 миллионов долларов» . ИГН .
  118. ^ «Embracer Group заключает соглашение о приобретении Eidos, Crystal Dynamics и Square Enix Montréal, среди других активов» . Обниматель . 2 мая 2022 г. Проверено 2 мая 2022 г.
  119. ^ Обновление сообщества: празднование 25-летия Tomb Raider , 27 января 2021 г., заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. , получено 3 августа 2021 г.
  120. ^ Маквертор, Майкл (5 апреля 2021 г.). «Грядет новая игра Tomb Raider, построенная на Unreal Engine 5» . Полигон . Проверено 6 апреля 2021 г.
  121. ^ Кабельо, Маркос. «Amazon опубликует игру Tomb Raider» . CNET . Архивировано из оригинала 15 декабря 2022 года . Проверено 15 декабря 2022 г.
  122. ^ Форд, Мэтью (15 марта 2021 г.). «Tomb Raider Reloaded обнаруживает мягкий запуск» . Pocketgamer.biz . Проверено 3 августа 2021 г.
  123. ^ «Aspyr и Crystal Dynamics представляют обновленную версию Tomb Raider I-III с Ларой Крофт в главной роли, которая выйдет на ПК и консолях 14 февраля 2024 г. — Crystal Dynamics» . Кристальная динамика . 14 сентября 2023 г. Проверено 14 сентября 2023 г.
  124. ^ «Интервью с: Натаном МакКри» . Платформа онлайн . 27 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  125. ^ Грининг, Крис (7 декабря 2014 г.). «Интервью Натана МакКри: 21 год новаторского игрового аудио» . Музыка из видеоигр онлайн . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  126. ^ Перейти обратно: а б Грининг, Крис (октябрь 2010 г.). «Интервью с Питером Коннелли» . Музыка из видеоигр онлайн . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  127. ^ Даужам, Матье; Прайс, Джеймс (11 апреля 2006 г.). «За кулисами: в центре внимания: музыка и звуковые эффекты». Лара Крофт: Легенда расхитительницы гробниц. Полное руководство . Контейнерный интерактив. п. 118. ИСБН  1-9035-1181-Х .
  128. ^ «Другой мир Расхитительницы гробниц: Подкаст 3» . Ларакрофт.имя . Кристальная динамика . 2008. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  129. ^ Босье, Джен (4 февраля 2013 г.). «От «Dead Space 3» до «Tomb Raider: интервью с Джейсоном Грейвсом» . Форбс . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
  130. ^ Уоркман, Роберт (9 марта 2013 г.). «Интервью: саундтрек Talking Tomb Raider с Джейсоном Грейвсом» . Геймзона . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
  131. ^ Грининг, Крис (10 октября 2015 г.). «Ассистент композитора фильма назначен на главную роль в Rise of the Tomb Raider» . Музыка из видеоигр онлайн . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
  132. ^ «Лара Крофт и Хранитель света. Подкаст №2» (mp3) . forums.eidosgames.com . Эйдос Интерактив . 2010. Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года . Проверено 3 октября 2010 г.
  133. ^ Грининг, Крис (15 сентября 2014 г.). «Интервью с Уиллом Роже: от расшифровки MIDI-файлов до оценки названий AAA» . Музыка из видеоигр онлайн . Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  134. ^ Маквертор, Майкл (5 апреля 2022 г.). «Грядет новая игра Tomb Raider, построенная на Unreal Engine 5» . Полигон .
  135. ^ «Квалифицированные разработчики Unreal Engine — самые востребованные в 2022 году» . N-iX Game & VR Studio . 20 мая 2022 г.
  136. ^ «Разговор о могиле» . ИГН . 3 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 5 мая 1999 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
  137. ^ «Предварительный просмотр: Расхитительница гробниц: Последнее откровение» . ГеймСпот . 12 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2000 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  138. ^ «Интервью PC Gaming World: Адриан Смит» . ГеймСпот . 12 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2000 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  139. ^ «Адриан Смит о хрониках расхитительницы гробниц» . ГеймСпот . 12 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2000 г. Проверено 25 ноября 2015 г.
  140. ^ Тейлор, Крис (30 ноября 2007 г.). «Deus Ex 3 использует движок Tomb Raider; по слухам, следующая игра Tomb Raider» . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 8 ноября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  141. ^ «Новая Расхитительница гробниц выйдет в следующем году» . GameSpy . 30 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2013 г. Проверено 28 ноября 2015 г.
  142. ^ Орри, Том (1 февраля 2008 г.). «Расхитительница гробниц: Интервью о преступном мире» . VideoGamer.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 26 мая 2008 г.
  143. ^ Боксер, Стив (23 сентября 2008 г.). «Tomb Raider Underworld: Лара Крофт выглядит и двигается лучше, чем когда-либо» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  144. ^ Яо, Джейсон (19 апреля 2013 г.). «[РЕЗЮМЕ GDC] Horizon и за его пределами: взгляд на инструменты Tomb Raider» . Блог Tomb Raider на Tumblr . Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  145. ^ Мари, Миган (январь 2011 г.). «Расхитительница гробниц: Лара Крофт: Возрождение». Игровой информер . № 213. Корпорация GameStop . п. 42.
  146. ^ Махмуд, Сикандар (21 октября 2015 г.). «Движок Rise of the Tomb Raider называется Foundation, а не Horizon» . СегментСледующий . Архивировано из оригинала 1 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  147. ^ Скаммелл, Дэвид (8 июля 2015 г.). «Crystal Dynamics рассказывает об улучшенной технологии волос в Rise of the Tomb Raider» . VideoGamer.com . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  148. ^ «Shadow of the Tomb Raider — это прекрасная демонстрация технологий» . Еврогеймер . 11 сентября 2018 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
  149. ^ Вебер, Рэйчел (25 октября 2016 г.). «Почему Лара Крофт, героиня «Расхитительницы гробниц» и игровая икона, важна как никогда» . Роллинг Стоун . Проверено 13 марта 2018 г.
  150. ^ Нельсон, Алекс (5 ноября 2015 г.). «Rise of the Tomb Raider: Как Лара Крофт изменила игровой ландшафт» . ВАУ247 . Джонстон Пресс . Проверено 13 марта 2018 г.
  151. ^ Моралес, Аарон (14 октября 2016 г.). «20 лет «Расхитительнице гробниц» » . Развлекательный еженедельник . Time Inc. Проверено 13 марта 2018 г. .
  152. ^ Кили, Пит (14 ноября 2016 г.). « Расхитительнице гробниц» исполняется 20 лет: сложное наследие Лары Крофт . Голливудский репортер . Проверено 14 ноября 2023 г.
  153. ^ «Восток встречается с Западом: Ёсуке Мацуда о растущей глобальной империи Square Enix» . GamesIndustry.biz . 27 ноября 2017 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
  154. ^ Матулеф, Джеффри (6 апреля 2015 г.). «Продано 8,5 миллионов копий перезапуска Tomb Raider» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
  155. ^ «Rise of the Tomb Raider будет бесплатной для членов Prime» . 28 октября 2021 г.
  156. ^ Перейти обратно: а б « Принц Персии» превосходит «Лару Крофт » . Независимый . 18 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  157. ^ «Ежемесячные продажи комиксов > 1999 г.» . Комихрон .
  158. ^ Перейти обратно: а б Кэррол, Мартин (19 ноября 2008 г.). «Ретроспектива Расхитительницы гробниц» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  159. ^ Перейти обратно: а б с д Пэриш, Джереми (22 октября 2011 г.). «Лара Крофт и новое изобретение игровых героев» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  160. ^ Мосс, Ричард (12 октября 2014 г.). «Фанаты, которые исправят самое неудачное приключение Tomb Raider» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 13 октября 2014 г.
  161. ^ «Длинный список представлен для национального голосования по любимому публике образцу великого британского дизайна» . Би-би-си. 18 ноября 2016 г.
  162. ^ «Конкорд признан лучшим символом Великобритании» . Би-би-си. 18 ноября 2016 г.
  163. ^ «От Worms до Tomb Raider: классические британские видеоигры отмечены новыми марками» . Хранитель . Проверено 23 сентября 2022 г.
  164. ^ «Марки Королевской почты прославляют Tomb Raider и другие классические видеоигры» . Би-би-си . 7 января 2020 г. Проверено 23 сентября 2022 г.
  165. ^ Гиттлсон, Ким (13 июня 2014 г.). «Почему сексизм сохраняется в индустрии видеоигр?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  166. ^ «Прогулка призывников по игре 2006 г.» . Прогулка по игре . 2006. Архивировано из оригинала 2 июля 2008 года . Проверено 20 декабря 2007 г.
  167. ^ Кокер, Гай (7 апреля 2006 г.). «Лара Крофт попала в Книгу рекордов Гиннеса» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 5 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  168. ^ «Лара Крофт установила шесть мировых рекордов Гиннеса» . «Дейли телеграф» . 21 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c6c6206064d8399cf20cba5e9d8e1bf__1722953040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/bf/8c6c6206064d8399cf20cba5e9d8e1bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tomb Raider - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)