Басмил
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( октябрь 2009 г. ) |
Эта статья , возможно, должна быть переписана, Википедии чтобы соответствовать стандартам качества . ( Январь 2016 г. ) |
Басмилы басмил ( bìlà ; басмалы , басмилы , старый : 𐰉𐰽𐰢𐰞 , : басмал , китайский : тянуть / романизация / туркский miɪtˠ - mmiɪt̚ miᴇ t̚ ; также l l l l l l l l l l , mc * bjiej ЧАС -годы ) [ 1 ] [ 2 ] в 7-8 века были туркочевым племенем , которое в основном населяло регион Дзунгарии на северо-западе современного Китая.
Первоначально лесной народ, Басмилс в конечном итоге росла и сыграл заметную роль в тюркской политике 6 -го века. В какой -то момент басмилы даже свергли второго династического клана Туркского хаганата и кратко удерживали хаганат с помощью Карлуков и Уйгуров , которые позже повернулись против басмилов. Басмильные высшие лидеры были первыми, кто использовал термин ydyk-kut , который заменил Хагана ; Qocho Uyghur Правители Турпана также называли себя Ydyk-Kuts. Название содержит два компонента: первый компонент ïQ/ydyk означает «[Небес] -SENT, SACRED»; [ 3 ] Второй компонент KUT/QUT в названии часто встречается в старой тюркской мономастике и титулу и имеет лексическое значение «благодать» или «благословение». [ 4 ]
Сообщалось, что в 720 году династический басмил клан сосредоточен в прибыльном протекторате , недалеко от Гученна (Qitai), в диапазоне Богда Шан и ашина турки (гл. 突厥 пийнсин Tu-Jue ). [ 5 ] [ 6 ]
Махмут Кашгари , историк 11-го века, перечисляет басмилы как одно из десяти выдающихся турко-племен и перечисляет местоположения туркских полировки от границ восточной Римской империи до границ Китая в следующей последовательности: [ 7 ]
Кашгари также отметил, что «среди кочевых народов находятся Чамюль - у них есть талочок ( Рашана [رَطَانَة]))), но также знают туркский; также Qāy , Yabāqu, Татар и Басмил - у каждого из этих групп есть свой язык, Qāy, Yabāque , Tatār и Basmil - у каждого из этих групп, есть свой язык, Qāy, Yabāqu Но они также хорошо знают туркские "". [ 8 ]
Басмилы могут быть наследственными для Аргина Среднего Джуза современного Казахстана . [ 9 ] Марко Поло, по-видимому, упомянул их как «аргоны» в стране под названием « Тендюк » (вокруг Куку-Хотан или современного хоххота ), в течение 13-го века. [ 10 ] которое «вышло из двух разных рас: к Поло сообщил , остроуми что это племя , , они приходят, чтобы иметь ; власть [ 10 ]
История
[ редактировать ]Хаганатный период
[ редактировать ]Басмил-этнонист этимологизируется как тюркский : первый компонент * базовый означает «раздавить, нажимать, угнетать удивленно атакует» в Proto-Turkic ; Другой, * -mïl , является огхурическим родственником общего тюркского номинализационного суффикса * -miШ / - * mïs . Таким образом, « басмиль можно рассматривать как огурический тюркский база - + - -миль =» племя, которое раздавило (его противники), « басмиш на общем туркском». Это было типично для Туркические племенные имена, которые обозначали агрессивность. «Это побудило Golden еще больше, что басмилы были огурическими ораторами, которые остались на востоке после того, как их двоюродные братья мигрировали на запад [ 11 ]
По словам Тонгдиана , басмилы изначально жили, разбросанные на снежных горах, охотились на лыжах и жили к югу от протектората и Северного моря (то есть озеро Бакал ) и к юго -востоку от Йенисей Кыргиза ; «смелые и могущественные» басмилы насчитывали 2000 семей и имели лидеры, но нет принцев [ 12 ] С 552 года туркинизирующие басмилы были частью первого туркского хаганата , который мог бы узнать экономическое или политическое значение Басмилса, чтобы назначить ашину Ябху над басмилами. [ 2 ] Когда этот хаганат разделился на восточные и западные каганаты в 604 году, басмилы оказались в западном туркском каганте , в котором преобладают восточные турки . После государственных административных реформ в пользу восточной части Каганата басмилы потеряли свое положение первенства вместе с племенами Карлуков , Ягмы , Кипчакса , Чуми , Чуйю (из которых появился Шатуо ). В 641 недовольных племенах, в том числе Дзунария Басмилс, присоединились к восстанию со стороны претендента на престол Югу-Укук. Империя китайской танг использовала суматоху в западном туркском каганте, чтобы стать доминирующей региональной властью, и к 649 году в результате поражений военных, Бухара и басмилы, подчиненные правителям танга. [ 13 ]
Период с 649 до 703 является лучшим в истории басмила из -за существования китайских анналистических записей. Это был также процветающий период; Вассалаж не налагал никаких обязательств, и вместо этого был предоставлен китайская роскошь, предоставленную в качестве подарков, пока императоры Тан не станут достаточно уверенными, чтобы ввести свою собственную бюрократию, чтобы вытеснить правление традиционной тиркской дворянства. Согласно древним законам о преемственной сути Тюрки, брат сменил брата, и племянник сменил своего дядю в процессе боковой преемственности . Китайцы считали такую идею абсурдную и проигнорировали ее в своих действиях, вызывая дальнейшие проблемы в дополнение к существующей обиде жадной бюрократии. Этот 52-летний период относительной тишины закончился ростом восстановленного восточного тюркского кагантата и его повторной заповедникой Дзунгарии и дзангарских басмилов Кутлуга и Кул Тегин . [ 14 ]
Тюркик-Тюргеш Период
[ редактировать ]Поскольку китайские силы танг на «западных территориях» были незначительными, чтобы противостоять восстановлению Тюркика -Каганата, правительство Тан пришлось присоединиться к росту Тургеша , нации, потомки Сянбей Абарса и Мукри под руководством уажхила . По сути, территория, захваченная Тангом 659, была разделена между китайцами, Туркическим Каганатом и Тюргешесом, людьми, которые не принадлежали к группе Тиле , Чуй или Восточного Туркюта (東突厥), но сначала известны как один из пяти Дуолу племен западного Тюркута . Тюргеши насчитывали 5–700 000, и, хотя это представляло большое состояние на время, они находились под давлением арабов с юга. Учитывая сложность ситуации, дипломатия Тан ударила в том, чтобы привлечь басмилов в анти-туркический альянс, который уже включал Кидана , Татаби и 300 000 сильных экспедиционных армии. Это включало басмилы в одно из самых захватывающих событий века и дало им место в самых знаменитых тиркических композициях 8 -го века. [ 15 ]
В соответствии с нереалистичным планом, придуманным в 720 году в Чангане , Китай, против Тюркича Каганата, Киданов и Татаби, а юго-западные басмилы Дзангария должны были одновременно сходиться в трюмном каганском суде с разных направлений. Енисей Киргиз также давили с севера, а Тюргеши с запада. Канцлер Bilge-Kagan Tonyukuk разработал встречный план, который включал в себя лицо врагов по одному, и использование смелости и скорости, чтобы компенсировать отсутствие их сил. В начале последующей войны басмилы были первыми союзниками, присоединившимися к орде Тюрки, но не смогли найти каких -либо других коалиционных сил, повернутых назад. Туникук оставили их в покое, и после принудительного марша приехали в Бешбалик (гл. Бейтли ), который они стали врасплох удивленной атакой. К тому времени, когда истощенные люди и лошади басмилов достигли Бишбалика, вместо отдыха и положения, которые они нашли врага, ожидая. Окруженный под стенами крепости, басмилы сдались, и вся кампания развалилась. Война была увековечена в надписях Орхона на Перепеченные памятники и тоникук . [ 15 ]
Другая надпись на одном и том же памятнике имеет совершенно иной взгляд на операцию Bishbalyk. Вероятно, написанный басмилом, отдыхающим за стенами крепости Бишбалика, которая позже была, вероятно, попала в засаду и захвачен, эта надпись представляет двойной интерес как исторический документ и культурный памятник. Это первое туркское стихотворение, которое будет написано с ритмом и рифмой, с слоговым ритмом 4, 5 и 8 слогов в трех линиях, создающих строфе , где восемь слоговых линий имеют центральные звуки рифмы как две линии тетраметра . Победивший Басмил вырезал свою композицию на скале: «В год обезьяны, в девятый месяц мы тайно отправились в Бишбалик. Бесполезный герой в трудностях, его армия в засаде. Пусть этот человек будет счастлив там!» [ 15 ]
Второй Туркский англ
[ редактировать ]Бурный период в истории второго тюркского каганта , начавшийся в 740 году. Во время Тенгри-Хана правила дочь Тоникука Катун-Матери Побэг сумела объединить власть в свои руки. Затем она доверила правило любимому, скромному Тархану , вызывая недовольство в верхней дворянстве. Восточный Шад Пан-Кюль напал на суд, убил Тенгри-Хана и возглавил сына покойного. Но Кут Ябгу (китайский Гуду ), соперник Пан-Кюля, убил нового Кагана после замены его братом, затем в 741 году Кут убил его протеже и узурпировал трон.
В 742 году уйгуры, Басмилс и Карлуки восстали одновременно, атаковая и убив узурпатора, а затем быстро создали свое собственное состояние. Лидер басмила стал Верховным Хан, лидером Уйгуров и восточного Ябгу , а Элтебер Карлукс стал западным Ябгу. Воюющие Тюркич Дворяне пришли к срокам и выбрали сына Пан-Кюля в роли Хагана с титулом Озмиш Хагана . Эти события были записаны в надписи « Селенга Стоун », которая увековечила подвиги Уйгура Хана Мойчур ( Байанчур ). [ 16 ]
Суд Тан предложил убежище Озмиш-Хана, после чего он отправил своего сына в Китай с пятью тысячами крытых вагонов, содержащих семьи, и бежал из своей орды. В 744 году басмилы убили Озмиш-Хана и отправили его голову в Чанган. Его брат Байме-Ххан Кулун-Бек был воздвигнут на его месте, но большая часть тиркич-дворян присоединилась к выборам лидера басмила Элтериша (Чт. Сед Иши) в качестве Верховного Хагана. Союзники вскоре распались на части; Лидер Уйгура Пейло атаковал и победил басмилов, чей лидер Элтериш-Каган был обезглавлен, и его голова была отправлена в Чанган с предложением признать Пейло с титулом Кутлуг-Бильге Кюль-Хана. Басмилы под давлением со стороны Карлуков, затем соединились с уйгурами. [ 16 ] Аль -Марвази упомянул, что вождем по имени Басмил был тезкой одной группы среди Шари , которые, возможно, были желтыми уйгурами . [ 17 ] [ 18 ]
Uyghur period
[ редактировать ]Доминирование Kypchak Türkic над Уйгуром длилось с 688 до 741 года. Лидер Uyghur получил титульный шад от своего отца и в 742 году объединил своих людей в Токуз-Огузе или девять племен. В отличие от Ашины Тюркс, Токуз-Огуз Уйгуры были ведущим, но не доминирующим племенем. После того, как уйгуры подавили басмилы и карлаки, уйгуры приняли их как равные.
Надписи на « камне Селенги » являются основным источником записи событий около 750 лет. В 753 году уйгуры продолжили свою насильственную борьбу против басмилов и карлаков. Война закончилась в 755 году, когда уйгуры подчиняли восточные пастбищные маршруты Карлука, простирающиеся до Саура и Тарбагатая .
Уйгурская племенная конфедерация (Токуз-Огуз) состояла из ведущего племени Уйгур (которое включало басмилы и восточные карлоки), устоявших шести юридически считались равными, и несколько почищенных племен, которые отдали дань семье Токуз-Огуз Хаган Яглакар . Племена Токуз-Огуз находились в привилегированном положении не только в отношении племенного союза, но и по сравнению с басмилами и Карлоками, которые в битвах всегда «отправлялись впереди», потому что они были менее ценными и защищены. [ 19 ]
В Дзангарии басмилы жили рядом с Карлуками и Бэйрку, которые, по -видимому, были одним из многочисленных племен, которые в 747 году сражались с уйгурами на стороне басмилов. Другим соседом к востоку от Тюргеша был Ограк , одно из аборигенных племен Дзангарии, все еще известных в 1 -м веке до нашей эры как Уж . Сообщество Идук-Кас («Святые люди»), ссылка на христианскую общину, упоминается как Уч-Юк («Три идуки») в надписях Орхона, также проживающих на территории Басмила. [ 19 ]
Басмилы остались в Уйгур Каганате , так называемые после того, как уйгуры захватили лидерство Тюркича Каганата в 752 году, пока его кончину в руках Йенисей Кыргиз в 840 году.
Религия
[ редактировать ]Существует противоречие в отношении распространения и упадка несторианского христианства в Центральной Азии. Епископы были зарегистрированы в Мерве и Герате с 5 -го века. [ Цитация необходима ] Христианские и еврейские торговцы активно занимались торговлей в то время между Китаем и Провансом . В то время как идеологические и политические доктрины туркского каганта не терпят иностранных религий, и распространение христианства в каганте было ограничено, некоторые дзунгарию Тюркс, тесно связанные с караванскими дорогами и торговыми городами, поглощали эти идеи.
Падение Каганата стимулировало успехи христианского прозелитизма. По сообщениям, басмалы приняли христианство после поглощения фрагментов каганта. Некоторые карлаки и уйгуры, очевидно, также приняли христианство.
Когда в 752 году вспыхнула новая война между Уйгурами и Тюргешами, анти-Уйгурская Коалиция Объединенных Басмил, Тюргеша и защитников « Троицы ». [ 19 ]
Однако к 13 веку Марко Поло ссылался только на присутствие « идолопоклонства » и ислама на территории «Аргонов». [ 10 ]
Современная история
[ редактировать ]В наше время племя Аргина было одним из главных составляющих Среднего Джуза субконфедерации в Казахстане и считается неотъемлемой частью казахского народа .
Связь между басмилами и Argyns подкреплена описанием Марко Поло страны, которую он назвал Tanduc. Поло сообщил, что преобладающим племенем страны был христианин, называемый «аргоном». Аналогичное место дается для басмилов в раннем средневековье текст Zizhi Tongjian : в протекторате , на хребте Богдошан в районе Гучен. [ 5 ]
Басиз
[ редактировать ]Анварбек Мокев выдвинул гипотезу «о происхождении киргызского племени Басайца из круга лесных племен Альта , который мигрировал там после распада некогда мощного союза басмильных племен». По словам А. Мокева, басмилы были включены в Алтай Кыргыз . Он идентифицирует этноним «Басмил» с киргизом «Басиз». [ 20 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Gumilev L.N., "Ancient Türks" , (in Russian) : Древние тюрки
- Grumm-Grjimailo, GE Western Mongolia и Uryankhai Terriuty , 3 тома, вып. 2, Ленинград, 1926. (на русском языке)
- ^ Tongdian . Vol
- ^ Jump up to: а беременный Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов , с. 142-143
- ^ Золотой, Питер Б. Введение в историю туркских народов , с. 165
- ^ Sg klyashtorny, Древние надписи турок в талас-ала- . то «
- ^ Jump up to: а беременный Zizhi Tongjian vol. 212, цитируется в Zuev Yu.a., лошадь тамгас из вассальных принцедов (перевод китайского тангуяо 8-10-го века ), Казахская академия наук SSR, Алма-Ата, 1960, с. 104, 132 (на русском языке)
- ^ Клисторни . 58, № 3 п. 245
- ^ Обзор Центральной Азии 13-14 . Центральный исследовательский центр. 1965 . Получено 18 октября 2022 года .
- ^ Maħmūd al-kaШгари. "Диван Лугат аль-Турк". Отредактировано и переведено Робертом Данковом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. (1982). п. 82-83
- ^ Gumilyov, L. Ищет воображаемое королевство: трилизующий взгляд птичьего глаза ' Ch. 5: разбитая тишина (961-1100)
- ^ Jump up to: а беременный в Поло, Марко (1875), «Гл. 59: Относительно провинции Тендюк и потомков Престера Джона» , Книга сэра Марко Поло, The Venetian , vol. 1, Генри Юле (Тр.), Анри Кордиер (ред.), Дж. Мюррей, с. 276–
- ^ Золотой, Питер Б. (2006). «Cumanica 5: басмилы и Qipčaqs». Архив Евразийский Хепп 15 : 34-36, 41.
- ^ Tongdian , Vol
- ^ Gumilev ln, "Древние тиры" , гл. 16 (на русском языке)
- ^ Gumilev ln, "Древние тиры" , гл. 21, 22 (на русском языке)
- ^ Jump up to: а беременный в Gumilev LN, «Древние тиры» , гл. 23 (на русском языке)
- ^ Jump up to: а беременный Gumilev LN, «Древние тиры» , гл. 26 (на русском языке)
- ^ Золотой, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских людей . Отто Харасовиц, Висбаден. п. 276
- ^ Золотой Петр Б. «Формирование кумана-Qïpchaqs» в исследованиях на народах и культурах евразийских степи (Bucharest-Braila, 2011), с. 305-306
- ^ Jump up to: а беременный в Gumilev LN, «Древние тиры» , гл. 27 (на русском языке)
- ^ «Am Mokeev. Кыргыз в Алтай и Тен Шан» . Kronk.spb.ru . Получено 2023-02-26 .