Jump to content

Детский рисунок

В математике детский рисунок это тип графического вложения, используемый для изучения римановых поверхностей и для обеспечения комбинаторных инвариантов для действия абсолютной группы Галуа рациональных чисел . Название этих вложений по-французски означает «детский рисунок»; во множественном числе это либо dessins d'enfant , «детские рисунки», либо dessins d'enfants , «детские рисунки».

Детский рисунок — это граф которого , вершины попеременно окрашены в черный и белый цвета, встроенный в ориентированную поверхность , которая во многих случаях является просто плоскостью . Чтобы раскраска существовала, граф должен быть двудольным . Грани вложения должны быть топологическими дисками. Поверхность и вложение могут быть описаны комбинаторно с использованием системы вращения циклического порядка ребер, окружающих каждую вершину графа, который описывает порядок, в котором ребра будут пересекаться путем, идущим по часовой стрелке по поверхности в небольшом цикле. вокруг вершины.

Любой рисунок может обеспечить поверхность, в которую он встроен, структурой, напоминающей риманову поверхность. Естественно задать вопрос, какие римановы поверхности возникают таким образом? Ответ дает теорема Белого , которая утверждает, что римановы поверхности, которые можно описать рисунками, — это именно те, которые можно определить как алгебраические кривые над полем алгебраических чисел . Абсолютная группа Галуа преобразует эти конкретные кривые друг в друга и тем самым также преобразует лежащие в их основе рисунки.

Более подробное рассмотрение этого вопроса см. в Schneps (1994) или Lando & Zvonkin (2004) .

Ранние протоформы детских рисунков появились еще в 1856 году в икосианском исчислении Уильяма Роуэна Гамильтона ; [ 1 ] говоря современным языком, это гамильтоновы пути на икосаэдрическом графе.

Узнаваемые современные рисунки детей и функции Белого использовал Феликс Кляйн . [ 2 ] Кляйн назвал эти диаграммы Linienzüge (немецкий язык, множественное число от Linienzug «линия-дорожка», также используется как термин для обозначения многоугольника ); он использовал белый кружок для прообраза 0 и «+» для прообраза 1, а не черный кружок для 0 и белый кружок для 1, как в современных обозначениях. [ 3 ] Он использовал эти диаграммы, чтобы построить 11-кратное накрытие сферы Римана самой по себе с группой монодромии. , следуя более ранним конструкциям 7-кратного накрытия с монодромией связан с квартикой Клейна . [ 4 ] Все это было связано с его исследованиями геометрии уравнения пятой степени и группы , собранные в его знаменитых «Лекциях об икосаэдре» 1884/88 года . Много позже было показано, что три поверхности, построенные таким образом из этих трех групп, тесно связаны посредством явления троицы .

Dessins d'enfant в их современной форме были заново открыты более века спустя и названы Александром Гротендиком в 1984 году в его программе Esquisse d'un . [ 5 ] Заппони (2003) цитирует Гротендика относительно его открытия действия Галуа на детские рисунки:

Это технически столь простое открытие произвело на меня очень сильное впечатление и представляет собой решающий поворот в ходе моих размышлений, смещение, в частности, моего центра интереса к математике, который вдруг оказался сильно сфокусированным. Я не верю, что какой-либо математический факт когда-либо поразил меня так сильно, как этот, и не оказал сопоставимого психологического воздействия. Это, конечно, происходит из-за очень знакомой, нетехнической природы рассматриваемых объектов, совершенно наглядным примером которых является любой рисунок ребенка, нацарапанный на листе бумаги (по крайней мере, если рисунок сделан, не поднимая карандаша). К такому рисунку мы находим связанные тонкие арифметические инварианты, которые полностью переворачиваются вверх дном, как только мы добавляем еще одну черту.

Часть теории уже была независимо разработана Джонсом и Сингерманом (1978) незадолго до Гротендика. Они очерчивают соответствие между отображениями на топологических поверхностях, отображениями на римановых поверхностях и группами с некоторыми выделенными образующими, но не рассматривают действие Галуа. Их представление о карте соответствует конкретному экземпляру детского рисунка. Более поздняя работа Брайанта и Сингермана (1985) распространила рассмотрение на поверхности с границей.

Римановы поверхности и пары Белого

[ редактировать ]

Комплексные числа вместе со специальной точкой, обозначенной как , образуют топологическое пространство, известное как сфера Римана . Любой полином и, в более общем смысле, любая рациональная функция. где и являются полиномами, преобразует сферу Римана, отображая ее в себя. Рассмотрим, например, [ 6 ] функция рациональная

Детский рисунок, возникающий из рациональной функции . Не в масштабе.

В большинстве точек сферы Римана это преобразование является локальным гомеоморфизмом : оно взаимно однозначно отображает небольшой диск с центром в любой точке в другой диск. Однако в некоторых критических точках отображение более сложное и отображает диск с центром в точке в -к-одному пути к его изображению. Число известен как степень критической точки, а преобразованное изображение критической точки известно как критическое значение . Пример, приведенный выше, , имеет следующие критические точки и критические значения. (Некоторые точки сферы Римана, которые сами по себе не являются критическими, но отображаются в одно из критических значений, также включены; они обозначены степенью один.)

критическая точка х критическое значение f ( x ) степень

Детский рисунок можно составить из помещая черные точки на прообразы 0 (то есть на 1 и 9), белые точки на прообразы 1 (то есть на ) и дуги на прообразах отрезка [ 0, 1]. Этот сегмент линии имеет четыре прообраза: два вдоль отрезка линии от 1 до 9 и два, образующие простую замкнутую кривую , которая зацикливается от 1 до самой себя, окружая 0; Получившийся рисунок показан на рисунке.

Преобразование детского рисунка в рисунок склейки полупространств римановой поверхности путем включения точек на бесконечности.

В другом направлении из этого рисунка, описанного как комбинаторный объект без указания расположения критических точек, можно сформировать компактную риманову поверхность и отображение этой поверхности в риманову сферу, эквивалентное отображению, из которого нарисован рисунок. был построен изначально. Для этого поместите точку с надписью внутри каждой области рисунка (показано красными точками на втором рисунке) и триангулируйте каждую область, соединяя эту точку с черной и белой точками, образующими границу области, соединяясь несколько раз с одной и той же черной или белой точкой, если он появляется несколько раз на границе региона. Каждый треугольник в триангуляции имеет три вершины, помеченные 0 (для черных точек), 1 (для белых точек) или . Для каждого треугольника замените полуплоскость либо верхнюю полуплоскость треугольника с числами 0, 1 и в порядке против часовой стрелки или нижнюю полуплоскость для треугольника, в котором они расположены по часовой стрелке, и для каждой соседней пары треугольников склейте соответствующие полуплоскости вместе вдоль части их границ, обозначенной метками вершин. Полученную риманову поверхность можно отобразить в сферу Римана, используя тождественное отображение внутри каждой полуплоскости. Таким образом, детский рисунок сложился из достаточно, чтобы описать себя с точностью до биголоморфизма . Однако эта конструкция идентифицирует риманову поверхность лишь как многообразие сложной структуры; он не строит вложения этого многообразия как алгебраической кривой в комплексную проективную плоскость , хотя такое вложение всегда существует.

Та же конструкция применяется в более общем плане, когда – любая риманова поверхность и функция Белого ; то есть голоморфная функция от к сфере Римана, имеющей только 0, 1 и как критические значения. Пара этого типа известна как пара Белого . Из любой пары Белого можно создать детский рисунок, нарисованный на поверхности , у которого есть свои черные точки на прообразах из 0, его белые точки на прообразах 1, а его края расположены вдоль прообразов отрезка прямой . И наоборот, любой детский рисунок на любой поверхности может использоваться для определения инструкций склейки набора полупространств, которые вместе образуют риманову поверхность, гомеоморфную ; отображение каждого полупространства по тождеству на сферу Римана дает функцию Белого на , и, следовательно, приводит к паре Белого . Any two Belyi pairs которые приводят к комбинаторно эквивалентным рисункам детей, биголоморфны, а из теоремы Белого следует, что для любой компактной римановой поверхности определенных над алгебраическими числами , существует функция Белого и детский рисунок, дающий комбинаторное описание обоих. и .

Карты и гиперкарты

[ редактировать ]
Триангуляция сферы с группой треугольников (2,3,5), созданная с использованием правильного додекаэдра для построения чистого рисунка.
Триангуляция гиперболической плоскости с группой треугольников (2,3,7), порожденной как универсальное накрытие квартики Клейна

Вершина рисунка имеет теоретико-графовую степень , количество инцидентных ребер, равную ее степени как критической точки функции Белого. В приведенном выше примере все белые точки имеют вторую степень; рисунки, обладающие тем свойством, что каждая белая точка имеет два ребра, называются чистыми , а соответствующие им функции Белого — чистыми . Когда это происходит, можно описать рисунок с помощью более простого встроенного графа, вершинами которого являются только черные точки и который имеет ребро для каждой белой точки с конечными точками в двух черных соседях белой точки. Например, рисунок, показанный на рисунке, можно было бы нарисовать проще, как пару черных точек с ребром между ними и самопетлей на одной из точек. На чистом рисунке обычно рисуют только черные точки, а белые точки оставляют немаркированными; можно восстановить полный рисунок, добавив белую точку в середине каждого края карты.

Таким образом, любое вложение графа в поверхность, каждая грань которой представляет собой диск (то есть топологическую карту), приводит к созданию рисунка, если рассматривать вершины графа как черные точки рисунка и помещать белые точки в середину рисунка. каждое внедренное ребро графа. Если отображение соответствует функции Белого , его двойственная карта (рисунок, сформированный из прообразов отрезка ) соответствует мультипликативному обратному . [ 7 ]

Нечистый рисунок можно превратить в чистый рисунок на той же поверхности, перекрасив все его точки в черный цвет и добавив новые белые точки на каждом из его краев. Соответствующее преобразование пар Белого заключается в замене функции Белого чистой функцией Белого . Можно вычислить критические точки непосредственно из этой формулы: , , и . Таким образом, это прообраз под середины отрезка , а края рисунка образовались из разделить края рисунка, образованного из .

При интерпретации чистого рисунка как карты произвольный рисунок является гиперкартой : то есть рисунком гиперграфа , в котором черные точки представляют вершины, а белые точки представляют гиперребра.

Обычные карты и группы треугольников

[ редактировать ]

Пять платоновых тел – правильный тетраэдр , куб , октаэдр , додекаэдр и икосаэдр – рассматриваемые как двумерные поверхности, обладают свойством, заключающимся в том, что любой флаг (тройка вершины, ребра и грани, которые встречаются друг с другом) может быть переносится к любому другому флагу из-за симметрии поверхности. В более общем смысле, карта, встроенная в поверхность с тем же свойством, что любой флаг может быть преобразован в любой другой флаг посредством симметрии, называется регулярной картой .

Если для создания чистого рисунка используется обычная карта, а полученный рисунок используется для создания триангулированной римановой поверхности, то края треугольников лежат вдоль линий симметрии поверхности, а отражения через эти линии создают группу симметрии. называется группой треугольников , для которой треугольники образуют фундаментальные области. Например, на рисунке показан сформированный таким образом набор треугольников, начиная с правильного додекаэдра. Когда регулярное отображение лежит на поверхности , род которой больше единицы, универсальным накрытием поверхности является гиперболическая плоскость , а группа треугольников в гиперболической плоскости, образованная из поднятой триангуляции, представляет собой (кокомпактную) фуксову группу, представляющую дискретное множество. изометрий гиперболической плоскости. В этом случае стартовой поверхностью является факторизация гиперболической плоскости по конечного индекса подгруппе Γ в этой группе.

И наоборот, если риманова поверхность является фактором замощение (замощение сферы, евклидовой плоскости или гиперболической плоскости треугольниками с углами , , и , соответствующий рисунок представляет собой граф Кэли, заданный генераторами второго и третьего порядка группы, или, что то же самое, мозаикой той же поверхности с помощью -угольники встречаются по три в каждой вершине. Вершины этого мозаики дают черные точки рисунка, центры ребер - белые точки, а центры граней - точки, превышающие бесконечность.

Деревья и полиномы Шабата

[ редактировать ]
Рисунок ребенка, соответствующий секстическому моному. .
Полиномы Чебышева и соответствующие детские рисунки, графы путей поочередного цвета .

Простейшими двудольными графами являются деревья . Любое вложение дерева имеет единственную область и, следовательно, по формуле Эйлера лежит на сферической поверхности. Соответствующая пара Белого образует преобразование сферы Римана, которое, если разместить полюс в точке , можно представить в виде многочлена . И наоборот, любой многочлен с конечными критическими значениями 0 и 1 образует функцию Белого от сферы Римана к себе, имеющую единственную бесконечнозначную критическую точку и соответствующую детскому рисунку, который является деревом. Степень многочлена равна количеству ребер в соответствующем дереве. Такая полиномиальная функция Белого известна как полином Шабата , [ 8 ] после Джорджа Шабата .

Например, возьмите быть мономом имеющий только одну конечную критическую точку и критическое значение, оба равные нулю . Хотя 1 не является критическим значением для , еще можно интерпретировать как функция Белого из сферы Римана в себя, поскольку все ее критические значения лежат в множестве . Соответствующий детский рисунок представляет собой звезду , имеющую одну центральную черную вершину, соединенную с белые листья ( полный двудольный граф ).

В более общем смысле полином имеющий два критических значения и можно назвать полиномом Шабата. Такой полином можно нормализовать в функцию Белого с критическими значениями 0 и 1 по формуле но может быть удобнее уйти в ненормализованном виде. [ 9 ]

Важным семейством примеров полиномов Шабата являются полиномы Чебышева первого рода: , которые имеют −1 и 1 в качестве критических значений. Соответствующие рисунки принимают форму графов путей , чередующихся между черными и белыми вершинами, с края на пути. Из-за связи между полиномами Шабата и полиномами Чебышева сами полиномы Шабата иногда называют обобщенными полиномами Чебышева. [ 9 ] [ 10 ]

Разным деревьям, как правило, будут соответствовать разные полиномы Шабата, равно как и разные вложения или раскраски одного и того же дерева. С точностью до нормализации и линейных преобразований своего аргумента полином Шабата однозначно определяется на основе раскраски вложенного дерева, но не всегда просто найти полином Шабата, в котором в качестве детского рисунка имеется данное вложенное дерево.

Абсолютная группа Галуа и ее инварианты

[ редактировать ]
Два сопряженных детских рисунка

Полином можно превратить в полином Шабата, выбрав [ 11 ] Два варианта приводят к двум функциям Белого и . Эти функции, хотя и тесно связаны друг с другом, не эквивалентны, поскольку описываются двумя неизоморфными деревьями, показанными на рисунке.

Однако, поскольку эти полиномы определены в поле алгебраических чисел , они могут быть преобразованы действием абсолютной группы Галуа рациональных чисел. Элемент который преобразует к преобразует в и наоборот, и, таким образом, можно сказать, что оно преобразует каждое из двух деревьев, показанных на рисунке, в другое дерево. В более общем смысле, из-за того, что критическими значениями любой функции Белого являются чистые рациональные числа 0, 1 и , эти критические значения не изменяются действием Галуа, поэтому это действие переводит пары Белого в другие пары Белого. Можно определить действие на любом детском рисунке соответствующим действием на парах Белого; это действие, например, меняет местами два дерева, показанные на рисунке.

По теореме Белого действие на рисунках верен (т. е. каждые два элемента определить различные перестановки на множестве рисунков), [ 12 ] поэтому изучение детских рисунков может многое рассказать нам о сам. В этом свете представляет большой интерес понять, какие рисунки могут превращаться друг в друга под действием а что может и не быть. Например, можно заметить, что два показанных дерева имеют одинаковые последовательности степеней для своих черных и белых узлов: оба имеют черный узел третьей степени, два черных узла второй степени, два белых узла второй степени и три белых узла. узлы первой степени. Это равенство не случайно: всякий раз, когда преобразует один рисунок в другой, оба будут иметь одинаковую последовательность степеней. Последовательность степеней — один из известных инвариантов действия Галуа, но не единственный инвариант.

Стабилизатор рисунка – это подгруппа состоящая из групповых элементов, оставляющих рисунок неизменным. Ввиду соответствия Галуа между подгруппами и полей алгебраических чисел стабилизатор соответствует полю, полю модулей рисунка . Орбита ; рисунка — это совокупность всех других рисунков, в которые он может быть преобразован из-за инвариантности степени орбиты обязательно конечны, а стабилизаторы имеют конечный индекс . Аналогично можно определить стабилизатор орбиты (подгруппу, фиксирующую все элементы орбиты) и соответствующее поле модулей орбиты, еще один инвариант рисунка. Стабилизатор орбиты — это максимальная нормальная подгруппа группы содержится в стабилизаторе рисунка, а поле модулей орбиты соответствует наименьшему нормальному расширению который содержит поле модулей рисунка. Например, для двух сопряженных рисунков, рассматриваемых в этом разделе, поле модулей орбиты есть . Две функции Белого и этого примера определены над полем модулей, но существуют рисунки, для которых поле определения функции Белого должно быть больше поля модулей. [ 13 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гамильтон (1856) . См. также Джонс (1995) .
  2. ^ Кляйн (1879) .
  3. ^ Брауна (2008) .
  4. ^ Кляйн (1878–1879a) ; Кляйн (1878–1879б) .
  5. ^ Гротендик (1984)
  6. ^ Этот пример был предложен Ландо и Звонкиным (2004) , стр. 109–110.
  7. ^ Ландо и Звонкин (2004) , с. 120–121.
  8. ^ Жирондо и Гонсалес-Диес (2012), с. 252
  9. ^ Jump up to: а б Ландо и Звонкин (2004) , с. 82.
  10. ^ Джонс, Г. и Стрейт, М. «Группы Галуа, группы монодромии и картографические группы», с. 43 в Schneps & Lochak (2007), стр. 25–66. Збл   0898.14012
  11. ^ Ландо и Звонкин (2004) , стр. 90–91. Для целей этого примера игнорируйте паразитное решение .
  12. ^ действует добросовестно, даже если ограничивается рисунками, изображающими деревья; см. Ландо и Звонкин (2004) , теорема 2.4.15, стр. 125–126.
  13. ^ Ландо и Звонкин (2004) , с. 122–123.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9de4bcf73313f94f225cdaf450c4fe65__1720892460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/65/9de4bcf73313f94f225cdaf450c4fe65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dessin d'enfant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)