Jump to content

Чанхэ Z-10

(Перенаправлено с Changhe WZ-10 )
З-10
Z-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2012 года .
Роль Ударный вертолет
Производитель Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC)
Дизайнерская группа Kamov [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Первый полет 29 апреля 2003 г.
Введение декабрь 2012 г.
Статус В эксплуатации [ 5 ]
Основной пользователь Сухопутные войска Народно-освободительной армии
Корпус армейской авиации Пакистана
Произведено 2003-настоящее время

Changhe Z-10 ( китайское : 直-10 , «вертолет-10») — китайский (разработанный совместно с российским бюро Камова) средний ударный вертолёт, разработанный для Сухопутных войск Народно-освободительной армии . Он предназначен в первую очередь для противотанковых имеет дополнительные возможности боя в воздухе задач, но также .

В проекте, инициированном главным конструктором У Симином, на раннем этапе российская сторона участвовала в российском ОКБ Камова по контракту с правительством Китая, но сотрудничество было внезапно прекращено из-за фундаментальных разногласий в философии проектирования. Китайские конструкторы и их заказчик, Главное управление вооружений НОАК , отдали предпочтение более легкому и маневренному планеру с меньшим упором на броню. Вертолет был доработан компанией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) и производится на месте. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Прозвища персонажей китайского классического романа « Запас воды» использовались для названия Z-10 и его легкого аналога Harbin Z-19 : Z-10 называется «Свирепый гром» (Пи Ли Хо, 霹雳火), прозвище Цинь Мин , а Z-19 — Черный Вихрь (Хэй Сюань Фэн, 黑旋风), прозвище Ли Куя . [ 6 ] [ 7 ]

В сентябре 2016 года НОАК объявила, что все ее подразделения армейской авиации оснащены Z-10. [ 8 ]

Развитие и история

[ редактировать ]

Раннее исследование

[ редактировать ]

В 1979 году китайские военные изучали проблему противодействия крупным бронетанковым соединениям. Он пришел к выводу, что лучшим традиционным решением является использование ударных вертолетов . восемь самолетов Aérospatiale Gazelle, вооруженных Euromissile HOT Для оценки были закуплены .

К середине 1980-х годов китайцы решили, что специальный ударный вертолет необходим . В то время они использовали гражданские вертолеты, переоборудованные для военных; они больше не подходили для атаки и годились только в качестве разведчиков. Вслед за этим Китай провел оценку Agusta A129 Mangusta и в 1988 году добился соглашения с США о покупке AH-1 Cobra и лицензии на производство BGM-71 TOW ракет ; последний был отменен после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также последовавшего за этим эмбарго на поставки оружия. Цветные революции помешали закупке ударных вертолетов в Восточной Европе в 1990 и 1991 годах; Болгария и Россия отклонили предложения Китая о покупке Ми-24 .

Хотя попытка импортировать иностранные разработки не удалась, военные игры определили, что ударными вертолетами должна командовать армия, а не военно-воздушные силы. Это привело к формированию Сухопутных ВВС Народно-освободительной армии (PLAGFAF) с первоначальной численностью 9 Harbin Z-9 . НОАКФ провел тактические эксперименты, которые помогли определить будущие требования к Z-10. Исследования также пришли к выводу, что противотанковые ракеты, такие как BGM-71 TOW, неадекватны, и отдали предпочтение аналогу AGM -114 Hellfire . Эти выводы позволили гарантировать, что Z-10 будет базироваться на новой ракете.

Программа среднего вертолета

[ редактировать ]

Война в Персидском заливе подчеркнула острую необходимость в ударных вертолетах и ​​подтвердила необходимость специальной конструкции. В то время китайские военные зависели от вооруженных вертолетов общего назначения, таких как Changhe Z-11 и Harbin Z-9 . Кроме того, это продемонстрировало, что новый ударный вертолет должен быть способен защищаться от других вертолетов и самолетов. Военные считали, что как только новый ударный вертолет поступит на вооружение, существующие вертолеты будут использоваться в качестве разведчиков.

Рабочая группа по разработке ударных вертолетов (武装直升机开发工作小组) была сформирована для разработки новой конструкции среднего вертолета, а не для создания новой конструкции на легких вертолетах, которые тогда находились в эксплуатации. и 602-й 608-й НИИ приступили к разработке программы китайского среднего вертолета (CHM) класса 6 тонн. [ 9 ] в 1994 году. Был подписан секретный контракт с Камова ОКБ российским на проектирование и проверку планера и силовой установки вертолета. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Программа продвигалась как гражданский проект, и ей удалось получить значительную техническую помощь со стороны Запада, например, от Eurocopter (консультирование по проектированию установки несущего винта), Pratt & Whitney Canada (турбовальный двигатель PT6C) и Agusta Westland (трансмиссия). [ 10 ] Китайцы сосредоточились на тех областях, где они не могли получить иностранную помощь.

Программа ударных вертолетов

[ редактировать ]

Pratt & Whitney вместе с Hamilton Sundstrand подразделениями корпорации United Technologies незаконно транспортировали и предоставляли военные технологии США для этой программы. Стремясь сохранить прибыль, они сговорились скрыть эти факты. В июне 2012 года они были признаны виновными по этим обвинениям. Вынесение решения по некоторым обвинениям было отложено. [ 11 ]

В 1998 году 602-й научно-исследовательский институт предложил либо отделить программу вооруженных вертолетов от программы средних вертолетов, либо направить все ресурсы на программу вооруженных вертолетов. 602-й научно-исследовательский институт назвал предложенную конструкцию вооруженного вертолета Z-10 ( китайский : 直-10 ; букв. «Вертолет-10»). В результате большая часть ресурсов досталась Z-10, хотя программа средних вертолетов продолжалась с пониженным приоритетом; Средний вертолет мог бы продолжать развивать технологии, используемые как военными, так и гражданскими самолетами.

Программа Z-10 называлась «Специальный вооруженный проект» (专武工程), сокращенная форма от «Проект вооруженного вертолета специального назначения» (专用武装直升机工程). Разработка держалась в более строгой секретности, чем истребитель Chengdu J-10 . Первоначально было инвестировано около 4 миллиардов йен , и Z-10 стала одной из самых важных программ, начатых в девятом пятилетнем плане .

Публично 602-й научно-исследовательский институт был назначен главным конструктором, чтобы создать иллюзию того, что это ударный вертолет отечественной разработки, а Харбинская авиастроительная корпорация (HAMC) Китайской корпорации авиационной промышленности II (AVIC II) была назначена основным производителем. В программе приняли участие еще около четырех десятков заведений. Летом 1999 года AVIC II начала использовать CAMC Z-8 для тестирования недавно разработанных подсистем Z-10. Осенью того же года Harbin Z-9 парк испытательных самолетов пополнился . Эти испытания были сосредоточены на таких подсистемах, как системы управления огнем, средства управления HOTAS и навигационные системы.

Южноафриканский производитель вооружений Denel предоставил техническую помощь проекту в области устойчивости полета, основываясь на опыте проектирования Denel Rooivalk . [ 2 ] Китайское правительство намеревалось приобрести один Rooivalk для учебных целей, чтобы способствовать дальнейшему развитию Z-10, но это не увенчалось успехом. [ 2 ]

Новый производитель

[ редактировать ]

В 2000 году китайцы снова попытались приобрести российский ударный вертолет, но сделка по Камову Ка-50 сорвалась, как и сделка по Ми-28 несколькими годами ранее. Неоднократные неудачи в приобретении иностранных ударных вертолетов усилили мнение о том, что у Китая нет иного выбора, кроме как игнорировать иностранные варианты и разработать собственный такой самолет, а работы над Z-10 ускорились. В том же году HAMC передала большую часть своих производственных обязанностей компании CAIC AVIC II .

Официальной причиной была чрезмерная рабочая нагрузка; HAMC была занята производством HC120 и Harbin Z-9 , а также других самолетов, таких как Harbin Y-12 , и, таким образом, была загружена до предела. Однако многие предполагали, что HAMC работала недостаточно хорошо из-за жесткой и неэффективной практики управления в советском стиле, которая, как полагают, привела к тому, что компания залезла в долги.

Хотя HAMC находился в процессе реформы, которая в конечном итоге увенчалась успехом, правительство и военные были утомлены и нетерпеливы. Завод Ш-5 стал очень прибыльным после успешной реструктуризации и реформирования, но ему пришлось навсегда уйти из авиастроительного бизнеса и заняться производством герметичных баков и других специализированных контейнеров. Было решено, что программа Z-10 слишком важна, чтобы ее могла осуществлять HAMC, поэтому был найден более стабильный подрядчик и был выбран CAIC . HAMC по-прежнему сохраняла за собой ответственность за производство определенных подсистем и компонентов, для которых она могла использовать опыт, полученный при производстве деталей для иностранных вертолетов и самолетов, таких как семейство Embraer ERJ 145 .

В мае 2002 года рулевой винт Z-10 и некоторые другие узлы прошли наземные испытания в 602-м НИИ. В апреле 2003 года прототип Z-10 совершил свой первый полет на аэродроме Люмэн (吕蒙), аэродром был передан CAIC для такого использования . Согласно китайским источникам, первые испытательные полеты завершились 17 декабря 2003 года, тогда как по другим источникам они были завершены на девять месяцев раньше, в марте 2003 года. По данным Jane's Information Group , в общей сложности 3 прототипа отработали более 400 часов. к этому времени испытательные полеты.

К 2004 году было построено еще 3 прототипа, всего 6, а 15 декабря 2004 года завершился второй этап испытательных полетов . США На борту прототипа находился ВВС (PLAGAF) Сун Сяншэн (宋湘生). Затем последовал третий этап интенсивных испытательных полетов, проходивший как днем, так и ночью. К январю 2006 года проводились испытания вооружения и датчиков, включая стрельбу боевыми патронами.

Прототипы и небольшое количество предсерийных самолетов находятся на вооружении китайских военных для оценки. В конструкцию постоянно вносятся незначительные изменения и обновления на основе отзывов.

Роль амфибии

[ редактировать ]

В марте 2014 года НОАК опубликовала фотографии вертолета Z-10, проводящего палубные испытания с ВМС Народно-освободительной армии десантным кораблем типа 072А . Целью может быть квалификация вертолета на кораблях для обеспечения воздушной поддержки десанта, запускаемого с корабля. Корабли типа 072А имеют вертолетную площадку, но не имеют ангара или вспомогательных средств для самолетов на борту. Z-10 также может быть квалифицирован для использования в более крупном амфибийном транспортном доке Тип 071 . [ 12 ]

Чанхэ Z-10

ОКБ Камова выполнило опытно-конструкторские работы по секретному контракту. Камов работал с китайцами над установлением базовых характеристик, таких как вес, скорость и грузоподъемность, после чего у них была полная свобода в проектировании вертолета. «Камов» спроектировал, испытал и проверил раннюю стадию конструкции вертолета, после чего он был передан китайскому коллективу и существенно модифицирован. Хотя самый ранний этап проектирования был выполнен в России, строительство прототипа, летные испытания и дальнейшую доработку выполнили китайцы. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Летное оборудование

[ редактировать ]

Существует две конфигурации пилотажного оборудования для Z-10: одна разработана на основе аналогичной иностранной системы (по слухам, французской), а другая — собственной разработки, и обе конфигурации имеют один и тот же голографический проекционный дисплей . Разница в компоновке двух конфигураций заключается в том, что в одной конфигурации имеются три цветных ЖК- многофункциональных дисплея (МФД), а в другой они заменены двумя более крупными ЖК-МФД. Неясно, какая из них заимствована из зарубежной системы, а какая разработана внутри страны, но сообщается, что практика использования различных конфигураций, благодаря модульной конструкции, предназначена для экспортных целей, чтобы соответствовать привычкам пилотов потенциальных стран-заказчиков. Однако в начале 2018 года выяснилось, что для ввода в эксплуатацию была выбрана версия, состоящая из двух частей. [ 13 ]

[ редактировать ]
Z-10 в Военном музее Китайской народной революции

Электрооптика

[ редактировать ]

Одной из двух основных систем управления огнем (СУО) является электрооптическая (оптронная) система, в которой использован опыт, полученный при более раннем производстве аналогичных французских и израильских систем, сочетающий в себе лучшее из двух, но только в аппаратном отношении. Программное обеспечение полностью разработано в Китае. Оптоника FCS производится 218-м заводом China North Industries Group Corp , позже преобразованным в China North Industries Group Corporation Electro-Opticals Science & Technology Ltd. ( 中兵光电科技股份有限公司 .)

Шлемное прицеливание и ночное видение

[ редактировать ]

Помимо РЛС управления огнем миллиметрового диапазона и оптико-электронной СУО, пилот Z-10 имеет еще одну СУО — нашлемный прицел (HMS), разработанный 613-м НИИ. HMS является стандартным для Z-10. HMS основана на более раннем HMS, использовавшемся на Z-9W , который впервые был показан на 5-м авиасалоне в Чжухае, проходившем в 2004 году. На 7-м авиасалоне в Чжухае, проходившем в 2008 году, разработчик подтвердил, что HMS полностью интегрирован в СУО и бортовые навигационные системы. [ 14 ]

Навигационная информация может отображаться на MFD, пилоты также могут управлять Z-10 «практически», в том числе ночью, используя HMS-совместимые очки ночного видения (NVG), аналогичные французскому TopOwl HMS, используемому на Eurocopter Tiger. . Китайский HMS может управлять ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», другим неуправляемым вооружением, а также предоставлять навигационную информацию. [ 14 ]

Кроме того, для Z-10 были разработаны нашлемные дисплеи (HMD), аналогичные интегрированной системе прицеливания шлема и дисплея Honeywell M142 (IHADSS), используемой на AH-64 Apache . Разработчик подтвердил, что HMD не является стандартным, поскольку он несовместим с ПНВ и их нельзя оборудовать одновременно. Неясно, является ли ПНВ стандартным; однако разработчик заявил, что шлем и HMS полностью совместимы с ПНВ. [ нужна ссылка ] Изображения, опубликованные официальными правительственными источниками, показали, что Z-10 использует ПНВ бинокулярной формы (как и другие вертолеты, находящиеся на вооружении Китая). [ 15 ] [ 14 ]

В конце 2018 года был представлен китайский HMS 2-го поколения, разработанный для Z-10, в котором большой одиночный окуляр заменил двухчастные бинокли в HMS 1-го поколения. [ 14 ]

В ступенчатой ​​тандемной кабине размещаются два авиатора – стрелок сзади и пилот спереди – в отличие от традиционной компоновки большинства ударных вертолетов, что подтверждается видеорепортажем официального информационного агентства Китая. [ 16 ]

Фонарь кабины специально обработан для предотвращения бликов от солнца, а в качестве дополнительной опции доступен и загорелый вариант в целях маскировки, правда, это не входит в стандартную комплектацию. Пуленепробиваемое стекло фонаря может иметь толщину до 38 миллиметров и способно выдерживать прямые попадания осколков и выстрелов из пулеметов калибра до .50. Для улучшения защиты могут быть установлены дополнительные бронелисты. [ 17 ]

Движение

[ редактировать ]
Чанхэ Z-10

Силовая установка и вспомогательная силовая установка

[ редактировать ]

Рабочий двигатель Z-10 — отечественный WZ-9 ( китайский : 涡轴-9 ; букв. «Турбовал-9»), разработанный 602-м научно-исследовательским институтом. Предыдущее утверждение о том, что WZ-9 является китайской версией MTR MTR390, оказалось ложным, поскольку согласно опубликованным официальным техническим документам правительства Китая, ВК-2500, ТВ3-117 и ПТ6 классифицируются как турбовальные двигатели третьего поколения. относится к категории WZ-9, а MTR390 классифицируется как турбовальный двигатель четвертого поколения. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]

WZ-9 является вторым наименее мощным двигателем из пяти, протестированных для Z-10, но имеет то преимущество, что не имеет компонентов иностранного производства. [ нужна ссылка ] Более того, поскольку он на 100% построен в Китае, нет никаких политических проблем, которые могли бы повлиять на закупку жизненно важных деталей. WZ-9 находится в полном производстве для установки на Z-10.

Технические характеристики турбовального двигателя WZ-9, который устанавливается на Z-10 при серийном производстве:

  • Мощность: 930 - 957 кВт
  • Расход топлива: 0,311 кг/(кВт·ч)
  • Степень давления: > 8
  • Температура на входе: 1355 градусов Цельсия.
  • Соотношение мощности и веса: 5,4

WZ-9 был обновлен новым вариантом WZ-9G с большей тягой - 1200 кВт.

Вооружение

[ редактировать ]

Благодаря модульной конструкции Z-10 может быть вооружен самым разнообразным вооружением. Адаптация китайского стандарта GJV289A, китайского эквивалента архитектуры шины данных MIL-STD-1553 B, позволяет использовать на Z-10 вооружение как советского, так и западного происхождения. Наступательное вооружение состоит из пулеметов, пушек, ракет и ракет. Короткокрылья имеют по две точки подвески , всего четыре, причем каждая точка подвески может нести до 4 ракет, всего до 16.

Пушки и пулеметы

[ редактировать ]

Внутреннее вооружение состоит из артустановки, установленной на подбородке самолета. Два коротких крыла служат точками крепления для внешних артиллерийских орудий или гондол. [ 18 ] Орудия монтируются либо в цепной форме, либо в башне. Все орудия Z-10 могут использоваться как по наземным, так и по воздушным целям и могут быть наведены непосредственно с HMS пилотов.

Для Z-10 доступны два типа автопушек, наиболее распространенным из которых является 23-мм автоматическая цепная пушка PX-10A, разработанная в Китае. [ 19 ] Еще одна автоматическая пушка, которую можно установить на Z-10, — это переработанная китайская 25-мм пушка M242 Bushmaster, принятая для использования на вертолетах. Первоначально установленная на модификацию NVH-4 ББМ Type 85 , китайские военные модифицировали пушку для использования в воздухе.

Управляемые и неуправляемые ракеты

[ редактировать ]
Changhe Z-10 с четырьмя точками подвески под крылом.

В число ракет класса «воздух-поверхность», развернутых на Z-10, входят отечественные HJ-8 противотанковые ракеты и АКД-10. АКД-10 по своим возможностям аналогичен AGM-114 Hellfire и помимо противотанковых возможностей обладает противовертолетными возможностями. [ 20 ] Z-10 также может стрелять противотанковыми ракетами большой дальности БА-21, которые могут стрелять с расстояния 11 миль и наводиться на цель с помощью радара миллиметрового диапазона с передачей данных. [ 21 ]

Основной ракетой класса «воздух-воздух», развернутой на Z-10, является TY-90 , ракета, специально разработанная для использования вертолетами в воздушном бою. TY-90 намного тяжелее, чем ракеты ПЗРК , обычно перевозимые на вертолетах, и обеспечивают лучшую поражающую способность и дальность действия. [ 22 ] Китайские ракеты серий FN-6 и QW также могут быть развернуты, как и другие некитайские ПЗРК. TY-90 и ПЗРК часто перевозятся на ракетных стойках, всего на каждой точке подвески размещается по 4 ракеты.

При использовании более крупных ракет класса «воздух-воздух», таких как PL-9 , или аналогичных ракет, таких как AIM-9 Sidewinder , общее количество сокращается до 2. Z-10 выпустила свою первую ракету класса «воздух-воздух» в середине августа. 2013 г. во время учений с боевой стрельбой и успешно перехватил маловысотные цели. [ 23 ]

Z-10 может быть вооружен широким спектром неуправляемых ракет калибра от 20 до 130 мм. Самыми крупными испытанными ракетами были 130-мм ракеты, которые переносились на узлах подвески так же, как и ракеты, тогда как ракеты меньшего калибра устанавливались в обычных ракетных блоках. Наиболее часто используются ракеты калибра от 57 до 90 мм, всего под короткими крыльями можно разместить 4 подвески, по одной под каждой точкой подвески . Семейство управляемых 90-мм ракет производства дочерней компании Norinco . [ 24 ] Харбинская группа Цзяньчэн (Harbin Jiancheng Group Co., Ltd.) впервые была представлена ​​на 9-м авиашоу в Чжухае , состоявшемся в ноябре 2012 года, и получила обозначение Sky Arrow 90 (Tianjian 90 или Tian Jian 90, китайский: 天剑 90).

Стратегические последствия

[ редактировать ]

В июне 2012 года Соединенные Штаты обвинили United Technologies и две ее дочерние компании, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundстранд , в продаже Китаю программного обеспечения для управления двигателем, которое помогло в разработке Changhe Z-10. [ 25 ] Хотя министерство обороны Китая отрицало, что Китай купил или использовал это программное обеспечение, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundstrand согласились выплатить правительству США более 75 миллионов долларов для урегулирования обвинений. [ 26 ]

Заказы и экспорт

[ редактировать ]

Z-10 был одним из претендентов на замену пакистанских ударных вертолетов Bell AH-1F Cobra . Три Z-10 были приобретены для испытаний в 2015 году. [ 27 ] и отклоненный из-за несоответствия двигателя WZ-9, Пакистан затем выбрал турецкий AH-1Z; однако контракты на приобретение AH-1Z, а затем TAI/AgustaWestland T129 ATAK (в котором используется американский двигатель LHTEC CTS800–4A ) сорвались из-за ухудшения отношений с Соединенными Штатами . [ 28 ] В январе 2022 года шли переговоры о приобретении Z-10ME; [ 29 ] К февралю 2020 года Z-10ME был определен как запасной вариант. [ 28 ] Пакистан официально стал пользователем WZ-10 в 2022 году.

Варианты

[ редактировать ]
Z-10K Variant
Z-10 Прототип
Прототип для базовых тестов. Не все имели одинаковую компоновку: некоторые имели конфигурацию фенестрона , а другие имели традиционную конфигурацию рулевого винта; у некоторых была турель с подбородочным орудием, а у других - цепная пушка ; у некоторых были электрооптические системы, установленные в носовой части, а у других - электрооптические системы, установленные на мачте.
Z-10H
Предсерийная серия оснащена двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 C-76 турбовальным . [ 30 ]
З-10
Оснащенный отечественным китайским двигателем WZ-9, Standard Z-10 изначально выпускался без внешних бронепанелей из-за ограничений двигателя. Эта модель заложила основу возможностей серии Z-10.
Z-10 Модернизированный вариант
В 2018 году старые партии начали модернизироваться вместе с новыми моделями с более мощными двигателями WZ-9C, что облегчило ключевые обновления: новые ракеты с возможностью передачи данных, керамическую/графеновую броню (на обшивке двигателя и под окнами кабины), MAWS, IRCM и направленные вверх выхлопные сопла (для снижения видимости в инфракрасном диапазоне). Он также представляет усовершенствованную систему IFF и улучшенную антенну навигационной системы BeiDou, что оптимизирует его эксплуатационные возможности. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
З-10К
Z-10K модифицирован из стандартного Z-10 по заказу Воздушно-десантного корпуса ВВС Народно-освободительной армии .
З-10М
3 образца построены для Пакистана, [ 13 ] оснащен двигателем WZ-9C максимальной мощностью около 1000-1100 кВт. Не был выбран Пакистаном после оценки, но эта конструкция была использована для модернизации построенных ранее Z-10, когда стал доступен более мощный двигатель. [ 33 ]
З-10МЭ
Модернизированный вариант, впервые представленный в 2018 году, с активными и пассивными средствами противодействия, системой предупреждения о приближении ракет, приемником радиолокационного предупреждения, новым выхлопным соплом двигателя, направленным вверх для уменьшения инфракрасной заметности, новыми системами фильтрации на впуске, более мощным двигателем WZ-9G мощностью 1200 кВт, увеличенным магазином боеприпасов. , аппликационные бронепанели на основе графена, глушитель инфракрасного излучения и новый запросчик IFF. [ 35 ] [ 36 ]
Z-10 с радаром миллиметрового диапазона
Оснащен радаром миллиметрового диапазона Z-19 для наземных испытаний.

Операторы

[ редактировать ]
 Китайская Народная Республика

Пакистан Исламская Республика Пакистан

Технические характеристики (оценочные)

[ редактировать ]

Данные JCHS [ 40 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
  • Крейсерская скорость: 230 км/ч (140 миль в час, 120 узлов)
  • Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
  • Практический потолок: 6400 м (21000 футов)
  • г лимиты: + 3
  • Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин) +

Вооружение

  • Орудия: 1 23-мм (0,906 дюйма) револьверная пушка PX-10A или 1 25-мм (0,984 дюйма) M242 Bushmaster. копия цепной пушки
  • Узлы подвески: 4 с полезной нагрузкой 1500 кг (3307 фунтов). [ нужна ссылка ]
  • Ракеты:
    • Неуправляемая ракета Тип 57 57 мм (2,244 дюйма)
    • Неуправляемая ракета FS70 70 мм (2,756 дюйма)
    • Управляемая ракета FS70A (GR-5) 70 мм (2,756 дюйма) [ 43 ]
    • FS70B 70-мм (2,756 дюйма) осколочная ракета воздушного взрыва [ 44 ] [ 45 ]
    • Неуправляемая ракета FS90 90 мм (3,543 дюйма)
    • Управляемая ракета FS90A 90 мм (3,543 дюйма)
  • Ракеты: Для каждой точки подвески:
    • 4 HJ-8 , HJ-9 с лазерным наведением ракеты класса «воздух-поверхность» [ 20 ]
    • 4 ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением АКД-10 (БА-7)
    • 4 ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением АКД-9 (БА-9)
    • 4 ракеты «воздух-поверхность» миллиметрового диапазона АКД-21 (БА-21)
    • 4 ракеты «воздух-поверхность» с лазерным наведением AG300M или AG300L
    • 4 CM-502KG или CM-502V NLOS ракеты класса «воздух-поверхность» [ 41 ]
    • 2 CM-501G A NLOS ракеты класса «воздух-поверхность» [ 42 ]
    • 1× барражирующий боеприпас CM-501XA
    • 4 TY-90 ракеты воздух-воздух

Авионика

См. также

[ редактировать ]
  • Harbin Z-19 , 2012 г. Китайский ударный вертолёт

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Маджумдар, Дэйв (7 марта 2013 г.). «ХЕЛИ-ЭКСПО: Китайский ударный вертолет WZ-10 на базе конструкции Камова» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Дональд, Дэвид (15 марта 2013 г.). «Камов» раскрыл причастность к китайскому ударному вертолету Z-10 . Международные авиационные новости . Мидленд-Парк, Нью-Джерси. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д «В китайском Z-10 обнаружены российские корни» . Авиационная неделя . 7 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ингерсолл, Джеффри (8 марта 2013 г.). «Новейший китайский ударный вертолет на самом деле является российской разработкой» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  5. ^ «Первый ударный вертолет Китая вступил в строй? - Линия DEW» . Линия РОСЫ . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
  6. ^ Прозвища «Zhi10Zhi19» «Thunderbolt» и «Black Whirlwind» взяты из Water Margin . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
  7. ^ [email protected], Шэньчжэньская группа радио, кино и телевидения «Официально объявлены имена Учжи 10 и Учжи 19: Человек-Факел и Черный Торнадо» . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
  8. ^ Ударный вертолет WZ-10 теперь используется во всех авиационных частях НОАК. Архивировано 20 декабря 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 8 сентября 2016 г.
  9. ^ Хьюсон, Роберт, «Китайский вертолет Z-10, построенный на основе западного опыта», Jane's Defense Weekly, 13 апреля 2005 г.
  10. ^ «Рынки и системы вертолетов Джейн» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2006 г.
  11. ^ «United Technologies, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundstrand Corporations также согласились выплатить правительству США более 75 миллионов долларов» . Министерство юстиции США . 28 июня 2012 г.
  12. ^ Ударный вертолет Z-10 китайской армии проводит испытания в море с десантным кораблем ВМС типа 072A. Архивировано 23 марта 2014 г. на Wayback Machine - Navyrecognition.com, 23 марта 2014 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Вы когда-нибудь видели интерьер кабины WZ-10? Экспозиция превосходит ваше воображение . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Проверено 3 февраля 2018 года » .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Обнаружен нашлемный дисплей пилота второго поколения Z-10» . Архивировано из оригинала 15 января 2019 г. Проверено 15 января 2019 г. .
  15. ^ «Новый шлем пилота Жи-10 появляется редко — Библиотека фотографий военного канала — Большой обзор — Sohu» Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 г. Проверено 4 февраля 2015 г. .
  16. ^ «Видеоотчет об обучении вертолета WZ-10, раскрыты подробности». Архивировано 12 января 2016 г. на Wayback Machine CNTV , 10 февраля 2013 г.
  17. ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г.
  18. ^ «Sinodefence.com» . www.sinodefence.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2006 года.
  19. ^ Sina Military (28 мая 2016 г.). «Подробно: 10-я усовершенствованная авиационная пушка Учжи на самом деле создана на основе советского зенитного пулемета времен Второй мировой войны» . mil.news.sina.com.cn. Получено в 2021 г. -01-12 .
  20. ^ Перейти обратно: а б «Ударный вертолет WZ-10 Китай» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
  21. ^ Ньюдик, Томас (11 августа 2020 г.). «Китайский ударный вертолет Z-10A демонстрирует новую ракету во время учений с боевой стрельбой» . Драйв .
  22. ^ «ТИ-90» . ракетное вооружение .
  23. ^ «Китайский ударный вертолет WZ-10 запустил первую ракету класса «воздух-воздух»» . Дигель . 26 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 01 сентября 2013 г.
  24. ^ HJG. Архивировано 30 декабря 2013 г., в Wayback Machine.
  25. ^ «UTC, дочерние компании виновны в оказании помощи китайскому военному ударному вертолету» . Коннектикут Пост . 29 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
  26. ^ «Китай называет обвинения США в вертолетах фиктивными» . Рейтер . 26 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
  27. ^ Гади, Франц-Стефан (24 марта 2016 г.). «Решил ли Пакистан купить новейший боевой вертолет Китая?» . Дипломат . Проверено 14 января 2022 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Гади, Франц-Стефан (28 февраля 2020 г.). «Пакистан пересматривает свои взгляды на китайские ударные вертолеты Z-10» . Дипломат . Проверено 14 января 2022 г.
  29. ^ Хершельман, Керри (6 января 2022 г.). «Пакистан отменяет проект ударного вертолета с Турцией, отдавая предпочтение Китаю» . Джейнс . Проверено 14 января 2022 г.
  30. ^ «Испытательный полет Wuzhi-10 снижает вес защитной брони и радара: мощность двигателя недостаточна» . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года Проверено 5 января 2019 года .
  31. ^ Рупрехт, Андреас (9 декабря 2020 г.). "Появляется более подробная информация о модернизированном варианте вертолета Z-10" . Джейнс .
  32. ^ Гади, Франц-Стефан (26 февраля 2020 г.). «Китай представляет новейший вариант ударного вертолета Z-10» . Дипломат .
  33. ^ Перейти обратно: а б «CCTV выявило, что мощность модернизированного учебно-боевого двигателя WZ-10 может увеличиться на 1/3» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 6 декабря 2018 года .
  34. ^ «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
  35. ^ Вонг, Кевин (8 ноября 2018 г.). «Авиашоу Китай-2018: Модернизированный ударный вертолет Z-10ME выходит из укрытия» . IHS Jane’s 360 . Чжухай. Архивировано из оригинала 08.11.2018 . Проверено 10 ноября 2018 г.
  36. ^ «Китайский Z-10ME продемонстрирован с увеличенными возможностями» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 11 декабря 2018 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Для стратегических исследований (IISS), Международный институт (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN  9781003400226 . S2CID   256916955 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  38. ^ «Потрясающее изображение китайского «вертолета Apache» (Z-10ME) взорвало Интернет; пользователи сети предполагают возможную продажу его Пакистану» .
  39. ^ 2022 ВВС мира
  40. ^ «Европейские и американские эксперты говорят, что китайский WZ-10 сравним с Apache (фото)_Sina Military_Sina.com» . Архивировано из оригинала 02.11.2007 . Проверено 09.04.2007 .
  41. ^ «Представлены две новые ракеты китайской компании Wuzhili? Дальность действия в 25 км можно назвать отечественной ракетой, но она велика и может быть установлена ​​только в близнецах » . NetEase News , 30 июня 2022 г.
  42. ^ «Китай хвастается» . 15 декабря 2016 г.
  43. ^ «Гань Руошуй: управляемые ракеты «Тандерболт» и «Огненная змея» для точной охоты» , Гонконг , 25 июля 2023 г.
  44. ^ Тримбл, Стив (18 февраля 2024 г.). «В Сингапуре состоялся зарубежный дебют новейшего китайского боевого вертолета» . Неделя Авиации .
  45. ^ Тримбл, Стив (21 февраля 2024 г.). «Видео: международный дебют китайского Z-10ME на авиашоу в Сингапуре 2024» . Неделя Авиации .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e6571648c77c1fdb090910d5138a0d4__1721925540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/d4/9e6571648c77c1fdb090910d5138a0d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Changhe Z-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)