Чанхэ Z-10
З-10 | |
---|---|
Z-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2012 года . | |
Роль | Ударный вертолет |
Производитель | Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) |
Дизайнерская группа | Kamov [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Первый полет | 29 апреля 2003 г. |
Введение | декабрь 2012 г. |
Статус | В эксплуатации [ 5 ] |
Основной пользователь | Сухопутные войска Народно-освободительной армии Корпус армейской авиации Пакистана |
Произведено | 2003-настоящее время |
Changhe Z-10 ( китайское : 直-10 , «вертолет-10») — китайский (разработанный совместно с российским бюро Камова) средний ударный вертолёт, разработанный для Сухопутных войск Народно-освободительной армии . Он предназначен в первую очередь для противотанковых имеет дополнительные возможности боя в воздухе задач, но также .
В проекте, инициированном главным конструктором У Симином, на раннем этапе российская сторона участвовала в российском ОКБ Камова по контракту с правительством Китая, но сотрудничество было внезапно прекращено из-за фундаментальных разногласий в философии проектирования. Китайские конструкторы и их заказчик, Главное управление вооружений НОАК , отдали предпочтение более легкому и маневренному планеру с меньшим упором на броню. Вертолет был доработан компанией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) и производится на месте. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Прозвища персонажей китайского классического романа « Запас воды» использовались для названия Z-10 и его легкого аналога Harbin Z-19 : Z-10 называется «Свирепый гром» (Пи Ли Хо, 霹雳火), прозвище Цинь Мин , а Z-19 — Черный Вихрь (Хэй Сюань Фэн, 黑旋风), прозвище Ли Куя . [ 6 ] [ 7 ]
В сентябре 2016 года НОАК объявила, что все ее подразделения армейской авиации оснащены Z-10. [ 8 ]
Развитие и история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Раннее исследование
[ редактировать ]В 1979 году китайские военные изучали проблему противодействия крупным бронетанковым соединениям. Он пришел к выводу, что лучшим традиционным решением является использование ударных вертолетов . восемь самолетов Aérospatiale Gazelle, вооруженных Euromissile HOT Для оценки были закуплены .
К середине 1980-х годов китайцы решили, что специальный ударный вертолет необходим . В то время они использовали гражданские вертолеты, переоборудованные для военных; они больше не подходили для атаки и годились только в качестве разведчиков. Вслед за этим Китай провел оценку Agusta A129 Mangusta и в 1988 году добился соглашения с США о покупке AH-1 Cobra и лицензии на производство BGM-71 TOW ракет ; последний был отменен после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также последовавшего за этим эмбарго на поставки оружия. Цветные революции помешали закупке ударных вертолетов в Восточной Европе в 1990 и 1991 годах; Болгария и Россия отклонили предложения Китая о покупке Ми-24 .
Хотя попытка импортировать иностранные разработки не удалась, военные игры определили, что ударными вертолетами должна командовать армия, а не военно-воздушные силы. Это привело к формированию Сухопутных ВВС Народно-освободительной армии (PLAGFAF) с первоначальной численностью 9 Harbin Z-9 . НОАКФ провел тактические эксперименты, которые помогли определить будущие требования к Z-10. Исследования также пришли к выводу, что противотанковые ракеты, такие как BGM-71 TOW, неадекватны, и отдали предпочтение аналогу AGM -114 Hellfire . Эти выводы позволили гарантировать, что Z-10 будет базироваться на новой ракете.
Программа среднего вертолета
[ редактировать ]Война в Персидском заливе подчеркнула острую необходимость в ударных вертолетах и подтвердила необходимость специальной конструкции. В то время китайские военные зависели от вооруженных вертолетов общего назначения, таких как Changhe Z-11 и Harbin Z-9 . Кроме того, это продемонстрировало, что новый ударный вертолет должен быть способен защищаться от других вертолетов и самолетов. Военные считали, что как только новый ударный вертолет поступит на вооружение, существующие вертолеты будут использоваться в качестве разведчиков.
Рабочая группа по разработке ударных вертолетов (武装直升机开发工作小组) была сформирована для разработки новой конструкции среднего вертолета, а не для создания новой конструкции на легких вертолетах, которые тогда находились в эксплуатации. и 602-й 608-й НИИ приступили к разработке программы китайского среднего вертолета (CHM) класса 6 тонн. [ 9 ] в 1994 году. Был подписан секретный контракт с Камова ОКБ российским на проектирование и проверку планера и силовой установки вертолета. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Программа продвигалась как гражданский проект, и ей удалось получить значительную техническую помощь со стороны Запада, например, от Eurocopter (консультирование по проектированию установки несущего винта), Pratt & Whitney Canada (турбовальный двигатель PT6C) и Agusta Westland (трансмиссия). [ 10 ] Китайцы сосредоточились на тех областях, где они не могли получить иностранную помощь.
Программа ударных вертолетов
[ редактировать ]Pratt & Whitney вместе с Hamilton Sundstrand подразделениями корпорации United Technologies незаконно транспортировали и предоставляли военные технологии США для этой программы. Стремясь сохранить прибыль, они сговорились скрыть эти факты. В июне 2012 года они были признаны виновными по этим обвинениям. Вынесение решения по некоторым обвинениям было отложено. [ 11 ]
В 1998 году 602-й научно-исследовательский институт предложил либо отделить программу вооруженных вертолетов от программы средних вертолетов, либо направить все ресурсы на программу вооруженных вертолетов. 602-й научно-исследовательский институт назвал предложенную конструкцию вооруженного вертолета Z-10 ( китайский : 直-10 ; букв. «Вертолет-10»). В результате большая часть ресурсов досталась Z-10, хотя программа средних вертолетов продолжалась с пониженным приоритетом; Средний вертолет мог бы продолжать развивать технологии, используемые как военными, так и гражданскими самолетами.
Программа Z-10 называлась «Специальный вооруженный проект» (专武工程), сокращенная форма от «Проект вооруженного вертолета специального назначения» (专用武装直升机工程). Разработка держалась в более строгой секретности, чем истребитель Chengdu J-10 . Первоначально было инвестировано около 4 миллиардов йен , и Z-10 стала одной из самых важных программ, начатых в девятом пятилетнем плане .
Публично 602-й научно-исследовательский институт был назначен главным конструктором, чтобы создать иллюзию того, что это ударный вертолет отечественной разработки, а Харбинская авиастроительная корпорация (HAMC) Китайской корпорации авиационной промышленности II (AVIC II) была назначена основным производителем. В программе приняли участие еще около четырех десятков заведений. Летом 1999 года AVIC II начала использовать CAMC Z-8 для тестирования недавно разработанных подсистем Z-10. Осенью того же года Harbin Z-9 парк испытательных самолетов пополнился . Эти испытания были сосредоточены на таких подсистемах, как системы управления огнем, средства управления HOTAS и навигационные системы.
Южноафриканский производитель вооружений Denel предоставил техническую помощь проекту в области устойчивости полета, основываясь на опыте проектирования Denel Rooivalk . [ 2 ] Китайское правительство намеревалось приобрести один Rooivalk для учебных целей, чтобы способствовать дальнейшему развитию Z-10, но это не увенчалось успехом. [ 2 ]
Новый производитель
[ редактировать ]В 2000 году китайцы снова попытались приобрести российский ударный вертолет, но сделка по Камову Ка-50 сорвалась, как и сделка по Ми-28 несколькими годами ранее. Неоднократные неудачи в приобретении иностранных ударных вертолетов усилили мнение о том, что у Китая нет иного выбора, кроме как игнорировать иностранные варианты и разработать собственный такой самолет, а работы над Z-10 ускорились. В том же году HAMC передала большую часть своих производственных обязанностей компании CAIC AVIC II .
Официальной причиной была чрезмерная рабочая нагрузка; HAMC была занята производством HC120 и Harbin Z-9 , а также других самолетов, таких как Harbin Y-12 , и, таким образом, была загружена до предела. Однако многие предполагали, что HAMC работала недостаточно хорошо из-за жесткой и неэффективной практики управления в советском стиле, которая, как полагают, привела к тому, что компания залезла в долги.
Хотя HAMC находился в процессе реформы, которая в конечном итоге увенчалась успехом, правительство и военные были утомлены и нетерпеливы. Завод Ш-5 стал очень прибыльным после успешной реструктуризации и реформирования, но ему пришлось навсегда уйти из авиастроительного бизнеса и заняться производством герметичных баков и других специализированных контейнеров. Было решено, что программа Z-10 слишком важна, чтобы ее могла осуществлять HAMC, поэтому был найден более стабильный подрядчик и был выбран CAIC . HAMC по-прежнему сохраняла за собой ответственность за производство определенных подсистем и компонентов, для которых она могла использовать опыт, полученный при производстве деталей для иностранных вертолетов и самолетов, таких как семейство Embraer ERJ 145 .
В мае 2002 года рулевой винт Z-10 и некоторые другие узлы прошли наземные испытания в 602-м НИИ. В апреле 2003 года прототип Z-10 совершил свой первый полет на аэродроме Люмэн (吕蒙), аэродром был передан CAIC для такого использования . Согласно китайским источникам, первые испытательные полеты завершились 17 декабря 2003 года, тогда как по другим источникам они были завершены на девять месяцев раньше, в марте 2003 года. По данным Jane's Information Group , в общей сложности 3 прототипа отработали более 400 часов. к этому времени испытательные полеты.
К 2004 году было построено еще 3 прототипа, всего 6, а 15 декабря 2004 года завершился второй этап испытательных полетов . США На борту прототипа находился ВВС (PLAGAF) Сун Сяншэн (宋湘生). Затем последовал третий этап интенсивных испытательных полетов, проходивший как днем, так и ночью. К январю 2006 года проводились испытания вооружения и датчиков, включая стрельбу боевыми патронами.
Прототипы и небольшое количество предсерийных самолетов находятся на вооружении китайских военных для оценки. В конструкцию постоянно вносятся незначительные изменения и обновления на основе отзывов.
Роль амфибии
[ редактировать ]В марте 2014 года НОАК опубликовала фотографии вертолета Z-10, проводящего палубные испытания с ВМС Народно-освободительной армии десантным кораблем типа 072А . Целью может быть квалификация вертолета на кораблях для обеспечения воздушной поддержки десанта, запускаемого с корабля. Корабли типа 072А имеют вертолетную площадку, но не имеют ангара или вспомогательных средств для самолетов на борту. Z-10 также может быть квалифицирован для использования в более крупном амфибийном транспортном доке Тип 071 . [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
ОКБ Камова выполнило опытно-конструкторские работы по секретному контракту. Камов работал с китайцами над установлением базовых характеристик, таких как вес, скорость и грузоподъемность, после чего у них была полная свобода в проектировании вертолета. «Камов» спроектировал, испытал и проверил раннюю стадию конструкции вертолета, после чего он был передан китайскому коллективу и существенно модифицирован. Хотя самый ранний этап проектирования был выполнен в России, строительство прототипа, летные испытания и дальнейшую доработку выполнили китайцы. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Летное оборудование
[ редактировать ]Существует две конфигурации пилотажного оборудования для Z-10: одна разработана на основе аналогичной иностранной системы (по слухам, французской), а другая — собственной разработки, и обе конфигурации имеют один и тот же голографический проекционный дисплей . Разница в компоновке двух конфигураций заключается в том, что в одной конфигурации имеются три цветных ЖК- многофункциональных дисплея (МФД), а в другой они заменены двумя более крупными ЖК-МФД. Неясно, какая из них заимствована из зарубежной системы, а какая разработана внутри страны, но сообщается, что практика использования различных конфигураций, благодаря модульной конструкции, предназначена для экспортных целей, чтобы соответствовать привычкам пилотов потенциальных стран-заказчиков. Однако в начале 2018 года выяснилось, что для ввода в эксплуатацию была выбрана версия, состоящая из двух частей. [ 13 ]
Авионика, связанная с миссией
[ редактировать ]Электрооптика
[ редактировать ]Одной из двух основных систем управления огнем (СУО) является электрооптическая (оптронная) система, в которой использован опыт, полученный при более раннем производстве аналогичных французских и израильских систем, сочетающий в себе лучшее из двух, но только в аппаратном отношении. Программное обеспечение полностью разработано в Китае. Оптоника FCS производится 218-м заводом China North Industries Group Corp , позже преобразованным в China North Industries Group Corporation Electro-Opticals Science & Technology Ltd. ( 中兵光电科技股份有限公司 .)
Шлемное прицеливание и ночное видение
[ редактировать ]Помимо РЛС управления огнем миллиметрового диапазона и оптико-электронной СУО, пилот Z-10 имеет еще одну СУО — нашлемный прицел (HMS), разработанный 613-м НИИ. HMS является стандартным для Z-10. HMS основана на более раннем HMS, использовавшемся на Z-9W , который впервые был показан на 5-м авиасалоне в Чжухае, проходившем в 2004 году. На 7-м авиасалоне в Чжухае, проходившем в 2008 году, разработчик подтвердил, что HMS полностью интегрирован в СУО и бортовые навигационные системы. [ 14 ]
Навигационная информация может отображаться на MFD, пилоты также могут управлять Z-10 «практически», в том числе ночью, используя HMS-совместимые очки ночного видения (NVG), аналогичные французскому TopOwl HMS, используемому на Eurocopter Tiger. . Китайский HMS может управлять ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», другим неуправляемым вооружением, а также предоставлять навигационную информацию. [ 14 ]
Кроме того, для Z-10 были разработаны нашлемные дисплеи (HMD), аналогичные интегрированной системе прицеливания шлема и дисплея Honeywell M142 (IHADSS), используемой на AH-64 Apache . Разработчик подтвердил, что HMD не является стандартным, поскольку он несовместим с ПНВ и их нельзя оборудовать одновременно. Неясно, является ли ПНВ стандартным; однако разработчик заявил, что шлем и HMS полностью совместимы с ПНВ. [ нужна ссылка ] Изображения, опубликованные официальными правительственными источниками, показали, что Z-10 использует ПНВ бинокулярной формы (как и другие вертолеты, находящиеся на вооружении Китая). [ 15 ] [ 14 ]
В конце 2018 года был представлен китайский HMS 2-го поколения, разработанный для Z-10, в котором большой одиночный окуляр заменил двухчастные бинокли в HMS 1-го поколения. [ 14 ]
Кокпит
[ редактировать ]В ступенчатой тандемной кабине размещаются два авиатора – стрелок сзади и пилот спереди – в отличие от традиционной компоновки большинства ударных вертолетов, что подтверждается видеорепортажем официального информационного агентства Китая. [ 16 ]
Фонарь кабины специально обработан для предотвращения бликов от солнца, а в качестве дополнительной опции доступен и загорелый вариант в целях маскировки, правда, это не входит в стандартную комплектацию. Пуленепробиваемое стекло фонаря может иметь толщину до 38 миллиметров и способно выдерживать прямые попадания осколков и выстрелов из пулеметов калибра до .50. Для улучшения защиты могут быть установлены дополнительные бронелисты. [ 17 ]
Движение
[ редактировать ]Силовая установка и вспомогательная силовая установка
[ редактировать ]Рабочий двигатель Z-10 — отечественный WZ-9 ( китайский : 涡轴-9 ; букв. «Турбовал-9»), разработанный 602-м научно-исследовательским институтом. Предыдущее утверждение о том, что WZ-9 является китайской версией MTR MTR390, оказалось ложным, поскольку согласно опубликованным официальным техническим документам правительства Китая, ВК-2500, ТВ3-117 и ПТ6 классифицируются как турбовальные двигатели третьего поколения. относится к категории WZ-9, а MTR390 классифицируется как турбовальный двигатель четвертого поколения. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]
WZ-9 является вторым наименее мощным двигателем из пяти, протестированных для Z-10, но имеет то преимущество, что не имеет компонентов иностранного производства. [ нужна ссылка ] Более того, поскольку он на 100% построен в Китае, нет никаких политических проблем, которые могли бы повлиять на закупку жизненно важных деталей. WZ-9 находится в полном производстве для установки на Z-10.
Технические характеристики турбовального двигателя WZ-9, который устанавливается на Z-10 при серийном производстве:
- Мощность: 930 - 957 кВт
- Расход топлива: 0,311 кг/(кВт·ч)
- Степень давления: > 8
- Температура на входе: 1355 градусов Цельсия.
- Соотношение мощности и веса: 5,4
WZ-9 был обновлен новым вариантом WZ-9G с большей тягой - 1200 кВт.
Вооружение
[ редактировать ]Благодаря модульной конструкции Z-10 может быть вооружен самым разнообразным вооружением. Адаптация китайского стандарта GJV289A, китайского эквивалента архитектуры шины данных MIL-STD-1553 B, позволяет использовать на Z-10 вооружение как советского, так и западного происхождения. Наступательное вооружение состоит из пулеметов, пушек, ракет и ракет. Короткокрылья имеют по две точки подвески , всего четыре, причем каждая точка подвески может нести до 4 ракет, всего до 16.
Пушки и пулеметы
[ редактировать ]Внутреннее вооружение состоит из артустановки, установленной на подбородке самолета. Два коротких крыла служат точками крепления для внешних артиллерийских орудий или гондол. [ 18 ] Орудия монтируются либо в цепной форме, либо в башне. Все орудия Z-10 могут использоваться как по наземным, так и по воздушным целям и могут быть наведены непосредственно с HMS пилотов.
Для Z-10 доступны два типа автопушек, наиболее распространенным из которых является 23-мм автоматическая цепная пушка PX-10A, разработанная в Китае. [ 19 ] Еще одна автоматическая пушка, которую можно установить на Z-10, — это переработанная китайская 25-мм пушка M242 Bushmaster, принятая для использования на вертолетах. Первоначально установленная на модификацию NVH-4 ББМ Type 85 , китайские военные модифицировали пушку для использования в воздухе.
Управляемые и неуправляемые ракеты
[ редактировать ]В число ракет класса «воздух-поверхность», развернутых на Z-10, входят отечественные HJ-8 противотанковые ракеты и АКД-10. АКД-10 по своим возможностям аналогичен AGM-114 Hellfire и помимо противотанковых возможностей обладает противовертолетными возможностями. [ 20 ] Z-10 также может стрелять противотанковыми ракетами большой дальности БА-21, которые могут стрелять с расстояния 11 миль и наводиться на цель с помощью радара миллиметрового диапазона с передачей данных. [ 21 ]
Основной ракетой класса «воздух-воздух», развернутой на Z-10, является TY-90 , ракета, специально разработанная для использования вертолетами в воздушном бою. TY-90 намного тяжелее, чем ракеты ПЗРК , обычно перевозимые на вертолетах, и обеспечивают лучшую поражающую способность и дальность действия. [ 22 ] Китайские ракеты серий FN-6 и QW также могут быть развернуты, как и другие некитайские ПЗРК. TY-90 и ПЗРК часто перевозятся на ракетных стойках, всего на каждой точке подвески размещается по 4 ракеты.
При использовании более крупных ракет класса «воздух-воздух», таких как PL-9 , или аналогичных ракет, таких как AIM-9 Sidewinder , общее количество сокращается до 2. Z-10 выпустила свою первую ракету класса «воздух-воздух» в середине августа. 2013 г. во время учений с боевой стрельбой и успешно перехватил маловысотные цели. [ 23 ]
Z-10 может быть вооружен широким спектром неуправляемых ракет калибра от 20 до 130 мм. Самыми крупными испытанными ракетами были 130-мм ракеты, которые переносились на узлах подвески так же, как и ракеты, тогда как ракеты меньшего калибра устанавливались в обычных ракетных блоках. Наиболее часто используются ракеты калибра от 57 до 90 мм, всего под короткими крыльями можно разместить 4 подвески, по одной под каждой точкой подвески . Семейство управляемых 90-мм ракет производства дочерней компании Norinco . [ 24 ] Харбинская группа Цзяньчэн (Harbin Jiancheng Group Co., Ltd.) впервые была представлена на 9-м авиашоу в Чжухае , состоявшемся в ноябре 2012 года, и получила обозначение Sky Arrow 90 (Tianjian 90 или Tian Jian 90, китайский: 天剑 90).
Стратегические последствия
[ редактировать ]В июне 2012 года Соединенные Штаты обвинили United Technologies и две ее дочерние компании, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundстранд , в продаже Китаю программного обеспечения для управления двигателем, которое помогло в разработке Changhe Z-10. [ 25 ] Хотя министерство обороны Китая отрицало, что Китай купил или использовал это программное обеспечение, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundstrand согласились выплатить правительству США более 75 миллионов долларов для урегулирования обвинений. [ 26 ]
Заказы и экспорт
[ редактировать ]Z-10 был одним из претендентов на замену пакистанских ударных вертолетов Bell AH-1F Cobra . Три Z-10 были приобретены для испытаний в 2015 году. [ 27 ] и отклоненный из-за несоответствия двигателя WZ-9, Пакистан затем выбрал турецкий AH-1Z; однако контракты на приобретение AH-1Z, а затем TAI/AgustaWestland T129 ATAK (в котором используется американский двигатель LHTEC CTS800–4A ) сорвались из-за ухудшения отношений с Соединенными Штатами . [ 28 ] В январе 2022 года шли переговоры о приобретении Z-10ME; [ 29 ] К февралю 2020 года Z-10ME был определен как запасной вариант. [ 28 ] Пакистан официально стал пользователем WZ-10 в 2022 году.
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
- Z-10 Прототип
- Прототип для базовых тестов. Не все имели одинаковую компоновку: некоторые имели конфигурацию фенестрона , а другие имели традиционную конфигурацию рулевого винта; у некоторых была турель с подбородочным орудием, а у других - цепная пушка ; у некоторых были электрооптические системы, установленные в носовой части, а у других - электрооптические системы, установленные на мачте.
- Z-10H
- Предсерийная серия оснащена двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 C-76 турбовальным . [ 30 ]
- З-10
- Оснащенный отечественным китайским двигателем WZ-9, Standard Z-10 изначально выпускался без внешних бронепанелей из-за ограничений двигателя. Эта модель заложила основу возможностей серии Z-10.
- Z-10 Модернизированный вариант
- В 2018 году старые партии начали модернизироваться вместе с новыми моделями с более мощными двигателями WZ-9C, что облегчило ключевые обновления: новые ракеты с возможностью передачи данных, керамическую/графеновую броню (на обшивке двигателя и под окнами кабины), MAWS, IRCM и направленные вверх выхлопные сопла (для снижения видимости в инфракрасном диапазоне). Он также представляет усовершенствованную систему IFF и улучшенную антенну навигационной системы BeiDou, что оптимизирует его эксплуатационные возможности. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
- З-10К
- Z-10K модифицирован из стандартного Z-10 по заказу Воздушно-десантного корпуса ВВС Народно-освободительной армии .
- З-10М
- 3 образца построены для Пакистана, [ 13 ] оснащен двигателем WZ-9C максимальной мощностью около 1000-1100 кВт. Не был выбран Пакистаном после оценки, но эта конструкция была использована для модернизации построенных ранее Z-10, когда стал доступен более мощный двигатель. [ 33 ]
- З-10МЭ
- Модернизированный вариант, впервые представленный в 2018 году, с активными и пассивными средствами противодействия, системой предупреждения о приближении ракет, приемником радиолокационного предупреждения, новым выхлопным соплом двигателя, направленным вверх для уменьшения инфракрасной заметности, новыми системами фильтрации на впуске, более мощным двигателем WZ-9G мощностью 1200 кВт, увеличенным магазином боеприпасов. , аппликационные бронепанели на основе графена, глушитель инфракрасного излучения и новый запросчик IFF. [ 35 ] [ 36 ]
- Z-10 с радаром миллиметрового диапазона
- Оснащен радаром миллиметрового диапазона Z-19 для наземных испытаний.
Операторы
[ редактировать ]- Народно-освободительная армия - 208 единиц на вооружении по состоянию на 2022 год. [ 37 ]
- Сухопутные войска Народно-освободительной армии - 200 единиц вариантов Z-10. [ 37 ]
- Воздушно-десантный корпус ВВС Народно-освободительной армии - 8 единиц З-10К. [ 37 ]
- Корпус армейской авиации Пакистана - 3 Z-10ME на вооружении по состоянию на 2022 год. [ 38 ] [ 39 ]
Технические характеристики (оценочные)
[ редактировать ]Данные JCHS [ 40 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 14,15 м (46 футов 5 дюймов) [ нужна ссылка ]
- Высота: 3,85 м (12 футов 8 дюймов) [ нужна ссылка ]
- Вес пустого: 5100 кг (11244 фунта)
- Полная масса: 5540 кг (12214 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7000 кг (15 432 фунта)
- Силовая установка: 2 двигателя WZ-9 турбовальных мощностью 930–957 кВт (1247–1283 л.с.) каждый. [ нужна ссылка ]
- Диаметр несущего винта: 12 м (39 футов 4 дюйма)
Производительность
- Максимальная скорость: 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Крейсерская скорость: 230 км/ч (140 миль в час, 120 узлов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 6400 м (21000 футов)
- г лимиты: + 3
- Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин) +
Вооружение
- Орудия: 1 23-мм (0,906 дюйма) револьверная пушка PX-10A или 1 25-мм (0,984 дюйма) M242 Bushmaster. копия цепной пушки
- Узлы подвески: 4 с полезной нагрузкой 1500 кг (3307 фунтов). [ нужна ссылка ]
- Ракеты:
- Неуправляемая ракета Тип 57 57 мм (2,244 дюйма)
- Неуправляемая ракета FS70 70 мм (2,756 дюйма)
- Управляемая ракета FS70A (GR-5) 70 мм (2,756 дюйма) [ 43 ]
- FS70B 70-мм (2,756 дюйма) осколочная ракета воздушного взрыва [ 44 ] [ 45 ]
- Неуправляемая ракета FS90 90 мм (3,543 дюйма)
- Управляемая ракета FS90A 90 мм (3,543 дюйма)
- Ракеты: Для каждой точки подвески:
- 4 HJ-8 , HJ-9 с лазерным наведением ракеты класса «воздух-поверхность» [ 20 ]
- 4 ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением АКД-10 (БА-7)
- 4 ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением АКД-9 (БА-9)
- 4 ракеты «воздух-поверхность» миллиметрового диапазона АКД-21 (БА-21)
- 4 ракеты «воздух-поверхность» с лазерным наведением AG300M или AG300L
- 4 CM-502KG или CM-502V NLOS ракеты класса «воздух-поверхность» [ 41 ]
- 2 CM-501G A NLOS ракеты класса «воздух-поверхность» [ 42 ]
- 1× барражирующий боеприпас CM-501XA
- 4 TY-90 ракеты воздух-воздух
Авионика
- миллиметрового диапазона YH РЛС управления огнем
- Прицел на шлеме с очками ночного видения.
- Модуль помех самозащиты BM / KG300G
- Навигационная панель Blue Sky
- KZ900 Разведывательный модуль
- YH-96 радиоэлектронной борьбы Комплекс
См. также
[ редактировать ]- Harbin Z-19 , 2012 г. Китайский ударный вертолёт
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Агуста A129 Мангуста
- Агуста Вестленд Апач
- Белл AH-1Z Гадюка
- Боинг AH-64 Апач
- Денел Руфальк
- Еврокоптер Тигр
- Хэл Прачанд
- ИАО Туфан
- Kamov Ka-50
- Кавасаки ОН-1
- Тысяча Ми-24
- Миль Ми-28
- Панья 2091
- TAI/AgustaWestland T129
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Маджумдар, Дэйв (7 марта 2013 г.). «ХЕЛИ-ЭКСПО: Китайский ударный вертолет WZ-10 на базе конструкции Камова» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дональд, Дэвид (15 марта 2013 г.). «Камов» раскрыл причастность к китайскому ударному вертолету Z-10 . Международные авиационные новости . Мидленд-Парк, Нью-Джерси. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «В китайском Z-10 обнаружены российские корни» . Авиационная неделя . 7 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ингерсолл, Джеффри (8 марта 2013 г.). «Новейший китайский ударный вертолет на самом деле является российской разработкой» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ «Первый ударный вертолет Китая вступил в строй? - Линия DEW» . Линия РОСЫ . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Прозвища «Zhi10Zhi19» «Thunderbolt» и «Black Whirlwind» взяты из Water Margin . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ [email protected], Шэньчжэньская группа радио, кино и телевидения «Официально объявлены имена Учжи 10 и Учжи 19: Человек-Факел и Черный Торнадо» . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ Ударный вертолет WZ-10 теперь используется во всех авиационных частях НОАК. Архивировано 20 декабря 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 8 сентября 2016 г.
- ^ Хьюсон, Роберт, «Китайский вертолет Z-10, построенный на основе западного опыта», Jane's Defense Weekly, 13 апреля 2005 г.
- ^ «Рынки и системы вертолетов Джейн» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2006 г.
- ^ «United Technologies, Pratt & Whitney Canada и Hamilton Sundstrand Corporations также согласились выплатить правительству США более 75 миллионов долларов» . Министерство юстиции США . 28 июня 2012 г.
- ^ Ударный вертолет Z-10 китайской армии проводит испытания в море с десантным кораблем ВМС типа 072A. Архивировано 23 марта 2014 г. на Wayback Machine - Navyrecognition.com, 23 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вы когда-нибудь видели интерьер кабины WZ-10? Экспозиция превосходит ваше воображение . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Проверено 3 февраля 2018 года » .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Обнаружен нашлемный дисплей пилота второго поколения Z-10» . Архивировано из оригинала 15 января 2019 г. Проверено 15 января 2019 г. .
- ^ «Новый шлем пилота Жи-10 появляется редко — Библиотека фотографий военного канала — Большой обзор — Sohu» Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 г. Проверено 4 февраля 2015 г. .
- ^ «Видеоотчет об обучении вертолета WZ-10, раскрыты подробности». Архивировано 12 января 2016 г. на Wayback Machine CNTV , 10 февраля 2013 г.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г.
- ^ «Sinodefence.com» . www.sinodefence.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2006 года.
- ^ Sina Military (28 мая 2016 г.). «Подробно: 10-я усовершенствованная авиационная пушка Учжи на самом деле создана на основе советского зенитного пулемета времен Второй мировой войны» . mil.news.sina.com.cn. Получено в 2021 г. -01-12 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ударный вертолет WZ-10 Китай» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Ньюдик, Томас (11 августа 2020 г.). «Китайский ударный вертолет Z-10A демонстрирует новую ракету во время учений с боевой стрельбой» . Драйв .
- ^ «ТИ-90» . ракетное вооружение .
- ^ «Китайский ударный вертолет WZ-10 запустил первую ракету класса «воздух-воздух»» . Дигель . 26 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 01 сентября 2013 г.
- ^ HJG. Архивировано 30 декабря 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ «UTC, дочерние компании виновны в оказании помощи китайскому военному ударному вертолету» . Коннектикут Пост . 29 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Китай называет обвинения США в вертолетах фиктивными» . Рейтер . 26 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (24 марта 2016 г.). «Решил ли Пакистан купить новейший боевой вертолет Китая?» . Дипломат . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гади, Франц-Стефан (28 февраля 2020 г.). «Пакистан пересматривает свои взгляды на китайские ударные вертолеты Z-10» . Дипломат . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Хершельман, Керри (6 января 2022 г.). «Пакистан отменяет проект ударного вертолета с Турцией, отдавая предпочтение Китаю» . Джейнс . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Испытательный полет Wuzhi-10 снижает вес защитной брони и радара: мощность двигателя недостаточна» . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года Проверено 5 января 2019 года .
- ^ Рупрехт, Андреас (9 декабря 2020 г.). "Появляется более подробная информация о модернизированном варианте вертолета Z-10" . Джейнс .
- ^ Гади, Франц-Стефан (26 февраля 2020 г.). «Китай представляет новейший вариант ударного вертолета Z-10» . Дипломат .
- ^ Перейти обратно: а б «CCTV выявило, что мощность модернизированного учебно-боевого двигателя WZ-10 может увеличиться на 1/3» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 6 декабря 2018 года .
- ^ «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Вонг, Кевин (8 ноября 2018 г.). «Авиашоу Китай-2018: Модернизированный ударный вертолет Z-10ME выходит из укрытия» . IHS Jane’s 360 . Чжухай. Архивировано из оригинала 08.11.2018 . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Китайский Z-10ME продемонстрирован с увеличенными возможностями» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Для стратегических исследований (IISS), Международный институт (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN 9781003400226 . S2CID 256916955 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Потрясающее изображение китайского «вертолета Apache» (Z-10ME) взорвало Интернет; пользователи сети предполагают возможную продажу его Пакистану» .
- ^ 2022 ВВС мира
- ^ «Европейские и американские эксперты говорят, что китайский WZ-10 сравним с Apache (фото)_Sina Military_Sina.com» . Архивировано из оригинала 02.11.2007 . Проверено 09.04.2007 .
- ^ «Представлены две новые ракеты китайской компании Wuzhili? Дальность действия в 25 км можно назвать отечественной ракетой, но она велика и может быть установлена только в близнецах » . NetEase News , 30 июня 2022 г.
- ^ «Китай хвастается» . 15 декабря 2016 г.
- ^ «Гань Руошуй: управляемые ракеты «Тандерболт» и «Огненная змея» для точной охоты» , Гонконг , 25 июля 2023 г.
- ^ Тримбл, Стив (18 февраля 2024 г.). «В Сингапуре состоялся зарубежный дебют новейшего китайского боевого вертолета» . Неделя Авиации .
- ^ Тримбл, Стив (21 февраля 2024 г.). «Видео: международный дебют китайского Z-10ME на авиашоу в Сингапуре 2024» . Неделя Авиации .