Дюнкеркерс
Во время голландского восстания (1568–1648) дюнкеркеры или дюнкеркские каперы были торговыми налетчиками на службе испанской монархии , а затем и королевства Франции . Они также входили в состав Дюнкеркского флота испанской монархии , который, следовательно, входил в состав фламандского флота (Armada de Flandes) . «Дюнкеркеры» действовали из портов фламандского побережья : Ньюпорта , Остенде и Дюнкерка . На протяжении Восьмидесятилетней войны флот Голландской республики неоднократно пытался уничтожить «Дюнкеркеры». Первые «Дюнкеркеры» использовали группу военных кораблей, оснащенных испанским правительством, но неправительственные инвестиции в каперство вскоре привели к появлению более многочисленного флота частных и оснащенных военных кораблей.
Происхождение и функции
[ редактировать ]Дюнкерк находился в руках голландских повстанцев с 1577 по 1583 год, когда Александр Фарнезе, герцог Пармы, восстановил суверенитет своего дяди Филиппа II Испанского как графа Фландрии. В то время Дюнкерк был важным стратегически расположенным портом, подходы к которому были защищены песчаными отмелями. В 1583 году Парма собрала небольшую королевскую эскадру военных кораблей, чтобы уничтожить голландскую военно-морскую торговлю и рыболовство. Однако вскоре власти Габсбургов в Нидерландах начали выдавать каперские грамоты , а ряды Дюнкеркеров пополнились частными военными кораблями. Эти частные военные корабли были известны на голландском языке как particulieren , чтобы отличать их от королевских военных кораблей, которые также были частью флота. На пике своего развития у «Дюнкеркеров» было около сотни боевых кораблей. Экипажи в основном состояли из фламандских и валлонских моряков, испанцев и многих людей из северных Нидерландов и других близлежащих европейских стран. [ 1 ] Помимо торговли и рыболовства, королевская эскадра часто использовалась для конвоирования войск между Испанией и Испанскими Нидерландами.
Эффективность
[ редактировать ]Несмотря на почти постоянную блокаду портов Дюнкеркера голландскими военными кораблями, каперам обычно удавалось уклоняться от блокадников и наносить большой ущерб голландскому судоходству. Хотя голландцы временами не позволяли «Дюнкеркерсу» выйти в открытое море, в зимние месяцы поддерживать блокаду было чрезвычайно трудно, и проход был практически свободным. Иногда морские сражения начинались, когда каперы пытались прорваться или когда голландские военные корабли пытались уничтожить каперов в их гаванях. Во время одной из таких атак голландцев был убит голландский народный герой Пит Питерсзон Хейн , прославившийся захватом испанского флота с сокровищами . Голландцы объявили каперов Дюнкерка пиратами в 1587 году; капитаны голландских военно-морских кораблей должны были принести клятву, что они бросят или избьют всех пленных с военных кораблей Дюнкерка в море (эвфемистически известное как voetenspoelen , «омывание ног»). [ 2 ] Из-за своей чрезмерной жесткости и того факта, что он вызвал столь же жестокую расправу со стороны каперов, этот приказ был очень непопулярен среди голландских экипажей и широкой публики. [ 3 ] Приказ часто обходил, моряков из Дюнкерка высаживали на одну из многочисленных мелководий у фламандского побережья, откуда они могли перейти вброд на сушу. [ нужна ссылка ]
«Дюнкеркерс» имели чрезвычайно широкий для своего времени диапазон. Хотя они в основном действовали в Ла-Манше и вокруг него, они также плавали вблизи прибрежных районов Дании и Германии, чтобы перехватывать голландские корабли, возвращающиеся из Балтики , и действовали в водах Испании и Средиземного моря. Они тесно сотрудничали с испанским флотом, например, в битве при Даунсе . Эти совместные усилия достигли пика эффективности во время слияния Восьмидесятилетней войны с Тридцатилетней войной . Чтобы избежать нападения голландского флота, Дюнкеркское адмиралтейство построило особый тип небольшого и очень маневренного военного корабля — фрегат . [ нужна ссылка ] Корабли типа фрегатов вскоре были приняты на вооружение других военно-морских сил и до сих пор имеют свои современные аналоги.
В 1600 году голландцы послали армию, чтобы завоевать город Дюнкерк и раз и навсегда положить конец каперству. Силы голландского вторжения столкнулись с испанской армией , и хотя голландцы выиграли битву при Ньюпорте, голландский командующий, штатгальтер Мауриц Нассау , понял, что его позиции опасно перенапряжены, и поэтому повернул обратно к республике. Фламандский флот продолжал наносить особый ущерб промыслу сельди в Голландии и Зеландии , несколько раз почти полностью уничтожая этот сектор. Однако голландские торговые суда оказывались гораздо более ценными целями: иногда суда, возвращавшиеся из России или до Индии , были захвачены вместе с ценным грузом.
После 1621 года, когда Двенадцатилетнее перемирие закончилось, дюнкеркерцы захватывали у голландцев в среднем 229 торговых и рыболовных судов в год. К 1628 году они также захватили 522 английских судна, в основном рыбацкие, но также и корабли, доставляющие голландцам боеприпасы и продовольствие. [ 4 ] Это было одной из главных проблем дипломатического представителя Карла I в Брюсселе сэра Бальтазара Жербье , которому в конечном итоге удалось исключить табак из списка «продуктов питания». Одним из самых успешных рейдеров этого периода был Якоб Колларт . Лишь в октябре 1646 года, когда французы захватили Дюнкерк при поддержке голландского флота, опасность со стороны каперов значительно уменьшилась. В 1652 году испанские войска отбили город, и дюнкеркерцы снова стали серьезной угрозой. Дюнкеркеры преследовали английскую торговлю после того, как Англия возобновила военные действия против Испании в 1657 году, прежде чем Дюнкерк был захвачен франко-английскими войсками в 1658 году. [ 5 ] Остенде стал их самым важным портом. Когда после 1672 года Франция и Голландская республика стали врагами, каперская деятельность возобновилась в Дюнкерке, на этот раз для Франции, и это продолжалось с перерывами до 1712 года. Знаменитым капером Дюнкерка этого периода был Жан Барт .
Примечания
[ редактировать ]- ^ А. П. ван Влит, «Влияние каперства Дюнкерка на промысел сельди в Северном море в 1580–1650 годы», в книге Дж. Родинга и Л. Хеермы ван Восса (ред.), Северное море и культура (1550–1550–1550 гг.). 1800) (Лейден 1996), 150–165, особенно. 156.
- ^ Ван Влит (1996), 161.
- ^ Че. де Нейс, Э. Бойкерс и Дж. Базельманс, История Голландии (Hilversum 2003), 162.
- ^ Когсвелл, Томас (2019). «Десять полукульверинов для Олдебурга: Уайтхолл, Дюнкеркерс и рыболовное сообщество Саффолка, 1625–1630» . Журнал британских исследований . 58 (2): 316. doi : 10.1017/jbr.2019.1 . ISSN 0021-9371 . S2CID 164289819 .
- ^ Купер, JP (1979). Новая Кембриджская современная история: Том 4, Упадок Испании и Тридцатилетняя война, 1609-48/49. Архив Кубка. ISBN 978-0-521-29713-4.стр.236
Ссылки
[ редактировать ]- Р. А. Стрэдлинг, Армада Фландрии: морская политика Испании и европейская война, 1568–1668 (Кембриджские исследования по ранней современной истории; Cambridge University Press , 1992) ISBN 978-0-521-40534-8 (выпущен в мягкой обложке в 2004 г., ISBN 978-0-521-52512-1 ).
- Дж. Р. Брюйн, К. Б. Вельс и др., Met Man en Macht, Военная история Нидерландов 1550–2000 гг ., (Balans 2003), стр. 59–61: «Борьба с фламандским военным флотом»
- Вирджиния Лансфорд. Пиратство и каперство в Нидерландах золотого века (Palgrave Macmillan 2005), ISBN 1403966923 , ISBN 978-1403966926
Внешние ссылки
[ редактировать ]