Jump to content

Локхид А-12

(Перенаправлено из Oxcart A-12 )

А-12
Самолет А-12, заводской номер 60-6932.
Роль Высотный стратегический разведывательный самолет
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 26 апреля 1962 г.
Введение 1967
Ушедший на пенсию 1968
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Центральное разведывательное управление
Количество построенных А-12:13; М-21:2
Варианты Локхид YF-12
Развитый в Локхид SR-71 Блэкберд

Lockheed A-12 — снятый с вооружения высотный Маха со скоростью 3 самолет-разведчик США и выше, построенный для Центрального разведывательного управления (ЦРУ) компанией Lockheed ’s Skunk Works на основе проектов Кларенса «Келли» Джонсона . Самолет получил обозначение А-12, ставший двенадцатым в серии внутренних разработок под внутренним кодовым названием самолета «Архангел». В 1959 году он был выбран Convair компании среди проектов FISH и Kingfish победителем проекта GUSTO , а также разрабатывался и эксплуатировался в рамках проекта Oxcart.

Представители ЦРУ первоначально отдали предпочтение конструкции Convair из-за ее меньшей радиолокационной эффективности , но характеристики А-12 были немного лучше, а его прогнозируемая стоимость была намного ниже. Послужной список компаний оказался решающим. Работа Convair над B-58 сопровождалась задержками и перерасходом средств, тогда как Lockheed произвела U-2 вовремя и в рамках бюджета. Кроме того, у Lockheed был опыт ведения «черного» проекта . [ 1 ]

А-12 производился с 1962 по 1964 год и летал с 1963 по 1968 год. Он был предшественником двухместного ВВС США YF-12 прототипа перехватчика , пусковой установки М-21 для беспилотника D-21 и SR-12. 71 Blackbird , немного более длинный вариант, способный нести более тяжелое топливо и камеру. А-12 начал полеты в 1967 году, а свой последний полет состоялся в мае 1968 года; программа и самолет были списаны в июне. Программа была официально представлена ​​в середине 1990-х годов. [ 2 ]

Офицер ЦРУ позже написал: «Окскарт был выбран из случайного списка кодовых названий для обозначения этих исследований и разработок и всех последующих работ над А-12. Сам самолет тоже стал называться так же». [ 3 ] Экипажи назвали А-12 « Лебедь» . [ 4 ] пилот Джек Уикс предложил следовать практике Lockheed называть самолеты в честь небесных тел. [ 5 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Проект Архангела-1, июль 1958 г.
Проект «Архангел-2», сентябрь 1958 г.

ЦРУ После провала проекта «Радуга» по уменьшению радиолокационной эффективности (ЭПР) U -2 в конце 1957 года в компании Lockheed начались предварительные работы по разработке следующего самолета для полетов над Советским Союзом. Конструктор Келли Джонсон сказала: «В апреле 1958 года я помню, как долго обсуждал с [заместителем директора ЦРУ по планированию] Ричардом М. Бисселлом-младшим вопрос о том, следует ли создать продолжение самолета U-2. Мы согласились. ...что должен быть еще один раунд, прежде чем спутники сделают авиационную разведку устаревшей для скрытой разведки». [ 6 ]

Дизайн «Архангела 4» Келли Джонсон
Проект Архангельска 6 января 1959 г.

В рамках проекта «Вкус» конструкции получили прозвище «Архангел» в честь программы U-2, известной как «Ангел». По мере развития конструкции самолета и изменения конфигурации внутреннее обозначение Lockheed менялось с «Архангел-1» на «Архангел-2» и так далее. Эти названия развивающихся конструкций вскоре стали известны просто как «А-1», «А-2» и т. д. [ 7 ] Программа ЦРУ по разработке самолета, следующего за U-2, носила кодовое название Oxcart . [ 2 ] . В концепциях от A-4 до A-6 использовались смешанные конфигурации крыла и фюзеляжа с комбинацией турбореактивного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя и ракетного топлива. Однако эти концепции никогда не соответствовали требуемому диапазону. В концепциях от A-7 до A-9 использовался один турбореактивный двигатель с форсажной камерой J58 и два Marquardt XPJ-59. ПВРД, сжигающие топливо JP-150.

Разработка концепта А-7, Lockheed Skunkworks
Проект А-10, Lockheed Martin

Конструктивная концепция A-10 включала два турбореактивных двигателя General Electric J93-3 с двухмерными подкрыльевыми воздухозаборниками и имела больший радиус полета, чем концепции от A-4 до A-9. На момент рассмотрения программы эти проекты достигли стадии А-11. A-11 конкурировал с предложением Convair под названием Kingfish , имеющим примерно аналогичные характеристики. Тем не менее, Kingfish имел ряд функций, которые значительно снизили его RCS, что было сочтено благоприятным для платы. Компания Lockheed ответила простым обновлением А-11, добавив два скошенных киля вместо одного прямоугольного и добавив ряд областей из неметаллических материалов. Это стало первоначальной конструкцией А-12. 26 января 1960 года Центральное разведывательное управление официально заказало 12 самолетов А-12. [ 8 ]

Проект А-11, март 1959 г.

Новые материалы и технологии производства.

[ редактировать ]
А-12, конструкция Lockheed Skunkworks.

Поскольку А-12 значительно опередил свое время, специально для проекта Oxcart пришлось изобрести множество новых технологий, некоторые из которых используются и по сей день. Одной из самых больших проблем, с которыми столкнулись инженеры того времени, была работа с титаном . [ 9 ]

В своей книге « Skunk Works: A Personal Memoir of My Years at Lockheed » Бен Рич заявил: «Наш поставщик, Titanium Metals Corporation, имел лишь ограниченные запасы драгоценного сплава, поэтому ЦРУ провело поиск по всему миру и использовало третьи стороны и подставные компании. , сумели незаметно закупить недрагоценный металл у одного из ведущих мировых экспортеров – Советского Союза . Советы даже не подозревали, каким образом они на самом деле способствовали созданию самолета, который спешно строили для шпионажа на их родине». [ 10 ] Конструкция А-12 на 93% состояла из титана. [ 11 ] [ 12 ]

До появления А-12 титан использовался только в высокотемпературных выхлопных обтекателях и других мелких деталях, непосредственно связанных с поддержкой, охлаждением или формированием высокотемпературных зон на самолетах, таких как те, которые подвергаются наибольшему кинетическому нагреву от воздушного потока, например, крыло. передние кромки. Однако А-12 был построен в основном из титана. Титан тверд и его трудно обрабатывать, что затрудняло формирование кривых при использовании доступных технологий. Это затрудняло формирование передних кромок крыла и подобных поверхностей. Решение было найдено путем обработки только небольших «филелей» материала необходимой формы, а затем наклеивания их на основной каркас, который был более линейным. Хороший пример — на крыле: базовый каркас из лонжеронов и стрингеров образовывал сетку, оставляя вдоль передней кромки треугольные вырезы, заполненные галтелями.

С переходом на А-12 было сделано еще одно усовершенствование RCS за счет замены галтелей новыми радиопоглощающими композитными материалами, изготовленными из феррита железа и ламината кремния , которые в сочетании с асбестом поглощают отраженные сигналы радара и делают самолет более малозаметным. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Летные испытания

[ редактировать ]
А-12 60-6925, № 122, установлен в перевернутом положении для испытаний радара в Зоне 51.

После разработки и производства на заводе Skunk Works в Бербанке , штат Калифорния, первый А-12 был передан на испытательный полигон Грум-Лейк (Зона 51) . [ 16 ] 26 апреля 1962 года он совершил свой первый (неофициальный и необъявленный) полет под летчика-испытателя Lockheed Луи Шалка . управлением [ 17 ] Первый официальный полет состоялся 30 апреля, а последующий сверхзвуковой полет - 4 мая 1962 года, достигнув скорости 1,1 Маха на высоте 40 000 футов (12 000 м). [ 18 ]

В 1962 году первые пять А-12 первоначально летали с двигателями Pratt & Whitney J75 мощностью 17 000 фунтов силы (76 кН). [ нужна ссылка ] тяги каждого, что позволяет А-12 с J75 развивать скорость примерно 2,0 Маха. 5 октября 1962 года с недавно разработанными двигателями J58 поднялся в воздух самолет А-12 с одним двигателем J75 и одним двигателем J58. К началу 1963 года А-12 летал с двигателями J58, а в 1963 году эти А-12 с J58 достигли скорости 3,2 Маха. [ 19 ]

В 1963 году программа понесла первую потерю, когда 24 мая «Статья 123» [ 20 ] пилотируемый Кеннетом С. Коллинзом, разбился недалеко от Вендовера, штат Юта . [ 21 ] Коллинз благополучно катапультировался и был одет в стандартный летный костюм, избегая нежелательных вопросов со стороны водителя грузовика, который его подобрал. Он позвонил в Зону 51 из дорожно-патрульной службы. [ 22 ] Реакция на аварию продемонстрировала секретность и важность проекта. ЦРУ называло этот самолет Republic F-105 Thunderchief . в новостных статьях и официальных отчетах [ 23 ] [ 22 ] Двум соседним фермерам сказали, что на борту самолета было атомное оружие, чтобы отговорить их приближаться к месту крушения; [ 22 ] а местные правоохранительные органы и проезжавшую мимо семью были настоятельно предупреждены о необходимости хранить молчание о катастрофе. За это каждому также заплатили по 25 000 долларов наличными; проект часто использовал такие денежные выплаты, чтобы избежать внешнего расследования его деятельности (проект получил достаточное финансирование для многих целей: охранникам по контракту платили 1000 долларов в месяц с бесплатным жильем на базе, а повара из Лас-Вегаса были доступны 24 часа в сутки для приготовления стейков). , омар штата Мэн или другие запросы). [ 20 ]

В июне 1964 года последний А-12 был доставлен в Грум-Лейк. [ 24 ] откуда флот совершил в общей сложности 2850 испытательных полетов. [ 23 ] Всего в рамках программы было построено 18 самолетов. Из них 13 были А-12, три — прототипами перехватчиков YF-12A для ВВС США (не финансировались по программе OXCART), а два — носителями разведывательных дронов М-21 . Один из 13 А-12 представлял собой специальный учебно-тренировочный самолет со вторым сиденьем, расположенным позади пилота и поднятым, чтобы пилот-инструктор мог видеть вперед. Учебно-тренировочный А-12, известный как «Титановый гусь», сохранил силовые установки J75 на весь срок службы. [ 25 ]

Еще три А-12 были потеряны в ходе последующих испытаний. 9 июля 1964 года «Статья 133» разбился при последнем заходе на посадку на взлетно-посадочную полосу, когда сервоустройство управления тангажем зависло на высоте 500 футов (150 м) и скорости полета 200 узлов (230 миль в час; 370 км/ч). заставляя его начать плавный устойчивый крен влево. Летчик-испытатель Lockheed Билл Парк не смог преодолеть крен. При угле крена примерно 45 градусов и высоте 200 футов (61 м) он катапультировался , и его отбросило в сторону из самолета. Хотя он находился не очень высоко от земли, его парашют раскрылся, и он благополучно приземлился. [ 26 ] [ 2 ]

28 декабря 1965 года третий А-12 был потерян, когда «Статья 126» разбился через 30 секунд после взлета, когда последовала серия резких рысканий и тангажей, в результате которых самолет стал неуправляемым. Меле Воеводич должен был совершить полет с номером 126 для проверки характеристик, который включал испытание маяка сближения с танкером KC-135, и ему удалось безопасно катапультироваться на высоте от 150 до 200 футов (от 46 до 61 м) над землей. Расследование после аварии показало, что основной причиной аварии стала ошибка технического обслуживания; летный электрик по ошибке поменял местами соединения жгутов проводов, соединяющих гироскопы скорости рыскания и тангажа системы повышения устойчивости с сервоприводами поверхности управления, а это означает, что управляющие входы, управляющие изменением тангажа, нелогично заставляли самолет рыскать и управлять вместо этого команды, управляющие левым или правым рысканием, меняли угол тангажа самолета. Следствие раскритиковало халатность электрика, но также отметило в качестве сопутствующих причин сбои в надзоре за техническим обслуживанием и тот факт, что конструкция самолета вообще допускала замену соединений. [ 27 ]

Уолтер Рэй

[ редактировать ]

Первая катастрофа в программе Oxcart произошла 5 января 1967 года, когда «Статья 125» разбилась, в результате чего погиб пилот ЦРУ Уолтер Рэй, когда у самолета закончилось топливо во время спуска на полигон. Точную причину потери установить не удалось, и наиболее вероятным считалось, что ошибка системы подачи топлива привела к нехватке топлива и загоранию двигателя в 67 милях (108 км) от базы. Рэй успешно катапультировался, но не смог отделиться от сиденья и погиб при ударе. [ 28 ] [ 29 ] Городские исследователи установили небольшой памятник Рэю недалеко от места крушения в пустыне Невады. [ 30 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Пилоты и менеджеры А-12: слева направо Рональд Дж. «Джек» Лейтон, Деннис Б. Салливан, Меле Войводич-младший, Барретт, Джек В. Уикс, Кеннет Б. Коллинз, Рэй, бригадный генерал Ледфорд, Скляр, Перкинс , Холбери, Келли и командир эскадрильи полковник Слейтер.

Хотя изначально А-12 был спроектирован как замена U-2, летавшему над Советским Союзом и Кубой , А-12 никогда не использовался ни для одной из целей. После того, как в мае 1960 года был сбит У-2 , Советский Союз считался слишком опасным для полетов над ним, за исключением чрезвычайных ситуаций (и в облетах больше не было необходимости, [ 31 ] благодаря спутникам-разведчикам ) и, хотя экипажи готовились к полетам над Кубой, У-2 продолжали там быть адекватными. [ 32 ]

Директор ЦРУ решил направить несколько А-12 в Азию. Первый А-12 прибыл на авиабазу Кадена на Окинаве 22 мая 1967 года. С прибытием еще двух самолетов 24 и 27 мая это подразделение было объявлено в боевую готовность 30 мая, а оно начало операцию «Черный щит». 31 мая Может. [ 33 ] Мел Войводич провел первую операцию «Черный щит» над Северным Вьетнамом , фотографируя объекты зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), летая на высоте 80 000 футов (24 000 м) и со скоростью около 3,1 Маха. В 1967 году А-12 совершили 22 боевых вылета в поддержку войны во Вьетнаме с авиабазы ​​Кадена. В 1968 году во Вьетнаме были проведены дальнейшие операции «Черный щит». Дополнительные боевые вылеты были осуществлены во время кризиса Пуэбло с Северной Кореей . [ 2 ]

Профиль миссии

[ редактировать ]

Эксплуатация и техническое обслуживание Kadena AB начались с получения тревожного уведомления. Были выбраны как основной самолет и пилот, так и резервный самолет и пилот. Самолеты прошли тщательный осмотр и обслуживание, были проверены все системы, установлены камеры. Пилоты получили подробный инструктаж по маршруту ранним вечером перед вылетом. Утром перед полетом состоялся заключительный брифинг, на котором было сообщено о состоянии самолета и его систем, рассмотрены последние прогнозы погоды и переданы другие соответствующие сведения, а также любые поправки или изменения в плане полета. За два часа до взлета основной пилот прошел медицинский осмотр, надел скафандр и был доставлен в самолет. Если на основном самолете возникнут какие-либо неисправности, резервный сможет выполнить миссию через час.

Типичный маршрут миссии над Северным Вьетнамом включал дозаправку вскоре после взлета к югу от Окинавы, запланированный проход или перевалы для фотографирования, отход на вторую дозаправку в воздухе в районе Таиланда и возвращение в Кадену. Однако его радиус разворота в 86 миль (138 км) был таков, что на некоторых профилях миссий он мог вторгнуться в воздушное пространство Китая во время разворота.

После приземления пленку с камеры сняли с самолета, упаковали в коробку и отправили специальным самолетом на переработку. Пленка предыдущих миссий была проявлена ​​на заводе Eastman Kodak в Рочестере , Нью-Йорк . Позже Центр ВВС в Японии провел обработку, чтобы передать фоторазведку в руки американского командования во Вьетнаме в течение 24 часов после завершения миссии. [ 2 ]

Уклонение ЗРК над Северным Вьетнамом

[ редактировать ]

Существовал ряд причин, приведших к снятию с вооружения А-12, но одной из основных проблем было растущее усложнение поставляемых Советским Союзом зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), с которыми ему приходилось сталкиваться на маршрутах выполнения миссий. В 1967 году машину отслеживали с помощью радара над Северным Вьетнамом, но установка ЗРК не увенчалась успехом, поскольку радар наведения Fan Song использовался для наведения ракеты на цель. [ 34 ] 28 октября зенитно-ракетный комплекс Северного Вьетнама выпустил одну, хотя и неудачную, ракету. Фотографии этой миссии задокументировали это событие с фотографиями ракетного дыма над местом стрельбы ЗРК, а также с фотографиями ракеты и ее инверсионных следов . Аппаратура электронного противодействия, похоже, хорошо сработала против ракетного обстрела.

Во время полета 30 октября 1967 года пилот Деннис Салливан обнаружил радиолокационное слежение во время своего первого пролета над Северным Вьетнамом. Две площадки готовились к запуску ракет, но ни одна из них этого не сделала. Во время второго захода было выпущено как минимум шесть ракет, каждая из которых подтверждена следами пара ракет на фотографиях миссии. Глядя в перископ заднего вида, Салливан увидел, как шесть следов ракет поднялись на высоту около 90 000 футов (27 000 м), прежде чем сойтись на его самолете. Он заметил приближение четырех ракет, и хотя все они взорвались позади него, одна пролетела в пределах 300–700 футов (100–200 м) от его самолета. [ 35 ] Послеполетный осмотр показал, что кусок металла проник в нижнюю часть правого пояска крыла и застрял в опорной конструкции крыльевого бака. Фрагмент не был шариком боеголовки, а мог быть частью обломков одного из взрывов ракеты, наблюдаемых пилотом. [ 2 ]

SA -2 «Guideline» представляла собой раннюю конструкцию ракеты, предназначенную для борьбы с низколетящими и более медленными самолетами, такими как B-52 и B-58 . В ответ на более быстрые и летающие конструкции, такие как B-70 , Советы начали разработку значительно улучшенных ракетных систем, в частности SA-5 «Gammon» . Советские Силы ПВО ( Противо-Воздушная Оборона , ПВО) допустили СА-5 к вооружению в 1967 году; [ 36 ] в случае его развертывания во Вьетнаме это создало бы дополнительный риск для А-12. [ нужна ссылка ]

Последний полет «Черного щита» над Северным Вьетнамом и демилитаризованной зоной (ДМЗ) был выполнен 8 марта 1968 года. Были получены фотографии хорошего качества Кхесани и приграничных районов Лаоса , Камбоджи и Южного Вьетнама . Из-за неблагоприятных погодных условий не удалось получить пригодных для использования фотографий Северного Вьетнама. Не было никаких признаков враждебной реакции оружия, и никакие системы РЭБ не были активированы. [ 37 ] [ нужен неосновной источник ]

Заключительные миссии над Северной Кореей

[ редактировать ]

В 1968 году три миссии были совершены над Северной Кореей. Первая миссия произошла в очень напряженный период после захвата разведывательного корабля ВМС «Пуэбло» 23 января . Цель состояла в том, чтобы выяснить, готовили ли северокорейцы какие-либо крупномасштабные враждебные действия после этого инцидента, и действительно найти, где пуэбло спрятан . Корабль был обнаружен стоящим на якоре в заливе Вонсан, его сопровождали два северокорейских патрульных катера и охраняли три ракетных катера класса «Комар» . [ 38 ] Было очевидно, что китайцы отслеживали полет, но по Oxcart не было выпущено никаких ракет. [ 2 ]

Вторая миссия 19 февраля 1968 года также была первой миссией с двумя заходами над Северной Кореей. Автомобиль Oxcart сфотографировал 84 основные цели плюс 89 дополнительных целей. Рассеянные облака покрыли 20 процентов территории, скрывая территорию, в которой военный корабль США « Пуэбло» был сфотографирован во время предыдущей миссии. Один новый объект SA-2 был обнаружен недалеко от Вонсана. [ 39 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
А-12 на хранении в Палмдейле, обратите внимание на поддельную маркировку и серийные номера ВВС США.

Еще до того, как А-12 вступил в строй, его предполагаемая цель заменить У-2 в полетах над Советским Союзом стала менее вероятной. Советские радиолокационные системы увеличили коэффициент отражения к сканированию , что сделало А-12 уязвимым. [ 40 ] В любом случае президент Кеннеди публично заявил, что Соединенные Штаты не будут возобновлять подобные миссии. Более того, к 1965 году спутниковые программы фоторазведки продвинулись до такой степени, что полеты с экипажем над Советским Союзом стали ненужными для сбора стратегической разведки. [ 28 ]

Программа А-12 завершилась 28 декабря 1966 г. [ 41 ] - еще до начала существования Black Shield в 1967 году - из-за проблем с бюджетом. [ 42 ] и из-за SR-71, который начал поступать в Кадену в марте 1968 года. [ 43 ] Двухместный SR-71 был тяжелее, летал несколько ниже и медленнее, чем А-12. [ 42 ]

Рональд Л. Лейтон совершил 29-й и последний полет А-12 8 мая 1968 года над Северной Кореей. [ 44 ] 4 июня 1968 года, всего За 2 + 1⁄2 . недели до вывода флота из Кадены самолет А-12, пилотируемый Джеком Уиксом, был потерян над Тихим океаном недалеко от Филиппин во время выполнения полета по проверке работоспособности после замены одного из его двигателей [ 42 ] [ 45 ] Фрэнк Мюррей совершил последний полет на А-12 21 июня 1968 года на в Палмдейле, Калифорния . склад [ 46 ]

26 июня 1968 года вице-адмирал Руфус Л. Тейлор, заместитель директора Центральной разведки, вручил Звезду разведки ЦРУ за доблесть вдове Уикса и пилотам Коллинзу, Лейтону, Мюррею, Воеводичу и Деннису Б. Салливану за участие в операции «Черный щит». . [ 42 ] [ 47 ] [ 48 ]

Развернутые А-12 и восемь неразвернутых самолетов были помещены на хранение в Палмдейл. Все уцелевшие самолеты оставались там почти 20 лет, прежде чем были отправлены в музеи США. 20 января 2007 года, несмотря на протесты законодательного собрания Миннесоты и волонтеров, которые поддерживали его в демонстрационном состоянии, А-12, хранившийся в Миннеаполисе, штат Миннесота, был отправлен в Там будет размещена штаб-квартира ЦРУ. [ 49 ]

Краткое описание самолета А-12

[ редактировать ]
Серийный номер Статья Модель Рейсы Часы Судьба
60-6924 121 А-12 322 418.2 На выставке в пристройке музея летно-испытательного центра ВВС, аэропорт Блэкберд , на заводе 42 , Палмдейл, Калифорния.
60-6925 122 А-12 161 177.9 Экспонируется в Музее моря, воздуха и космоса Intrepid , припаркованном на палубе авианосца Intrepid USS , Нью-Йорк.
60-6926 123 А-12 79 135.3 Проиграл 1963 год
60-6927 124 учебно-тренировочный А-12 614 1076.4 На выставке в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, Калифорния. [ 50 ]
60-6928 125 А-12 202 334.9 Проиграл 1967 год
60-6929 126 А-12 105 169.2 Проиграл 1965 год
60-6930 127 А-12 258 499.2 На выставке в Космическом и ракетном центре США , Хантсвилл, Алабама.
60-6931 128 А-12 232 453.0 На выставке в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, Вирджиния . [ а ]
60-6932 129 А-12 268 409.9 Проиграл 1968 год
60-6933 130 А-12 217 406.3 На выставке в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего , парк Бальбоа, Сан-Диего , Калифорния.
60-6937 131 А-12 177 345.8 На выставке в Южном музее авиации , Бирмингем, Алабама.
60-6938 132 А-12 197 369.9 На выставке в Мемориальном парке линкора ( USS Alabama ), Мобил , Алабама.
60-6939 133 А-12 10 8.3 Потерян в 1964 году, разбился на подходе к Грум-Драй-Лейк из-за отказа гидравлической системы.
60-6940 134 М-21 80 123.9 На выставке в Музее авиации , Сиэтл , Вашингтон.
60-6941 135 М-21 95 152.7 Проиграл 1966 год
Итого по всем самолетам [ 51 ] 3017 5080.9 9 выставлено, 6 потеряно

Хронология

[ редактировать ]

Основные события в разработке и эксплуатации А-12 и его преемника SR-71 включают:

  • 16 августа 1956 г.: После советских протестов по поводу пролетов U-2 Ричард М. Бисселл-младший проводит первое совещание по уменьшению радиолокационной эффективности U-2. Это перерастает в Project Rainbow — попытку продлить срок эксплуатации самолета за счет пакета модификаций. Эти дополнительные провода и краски, пропитанные крошечными железными ферритовыми шариками и ECM системами , получившие название «Трапеция». Модифицированные У-2 получили название «Грязные птицы». В конечном итоге программе не удалось существенно снизить ЭПР U-2, что привело к решению о разработке нового самолета с характеристиками малозаметности . [ 52 ]
  • Декабрь 1957 года: компания Lockheed начинает разработку дозвукового самолета-невидимки в рамках проекта, который впоследствии станет проектом Gusto .
  • 24 декабря 1957 г.: Первый запуск двигателя J-58.
  • 21 апреля 1958 г.: Келли Джонсон делает первые заметки о самолете Маха-3, первоначально называвшемся U-3, но в конечном итоге превратившемся в Архангела I. Келли отметил в своем дневнике А-12: «Я составил первое предложение Архангела по самолету Маха. 3.0 крейсерский самолет с дальностью полета 4000 миль [4600 миль; 7400 км] на высоте от 90 000 до 95 000 футов [от 27 000 до 29 000 м]». [ 53 ]
  • Ноябрь 1958 г.: Комиссия Land предварительно отдает предпочтение Convair FISH (паразит, запущенный B-58) вместо Lockheed A-3. А-3 представлял собой бесступенчатый (непаразитный) самолет, летавший со скоростью 3,2 Маха на высоте 95 000 футов (29 000 м). Сухопутная комиссия поддержала конструкцию Convair, которая имела меньшую радиолокационную эффективность, чем А-3. 22 декабря Convair было поручено продолжить разработку FISH и спланировать производство. Пока Convair боролась с аэродинамическими проблемами, Lockheed продолжала разрабатывать высокоскоростные и высотные разведывательные самолеты, начиная с A-4 и кончая A-11. Первые три конфигурации, от А-4 до А-6, представляли собой меньшие по размеру самозапускающиеся самолеты со скрытыми над крылом вертикальными поверхностями. Самолет использовал различные схемы силовой установки, включая турбореактивные , прямоточные воздушно-реактивные двигатели и ракеты . Ни один из них не соответствовал требуемому радиусу миссии в 2000 морских миль (2300 миль; 3700 км), что привело Lockheed к выводу, что максимальная производительность и низкая эффективность радара являются взаимоисключающими. Конфигурации А-10 и А-11 представляли собой более крупные самолеты, в которых также основное внимание уделялось характеристикам за счет радиолокационного сечения. Lockheed представила более совершенный А-11 на следующей проверке Земельной комиссии. [ 54 ]
  • Июнь 1959 года: Земельная комиссия предварительно отдает предпочтение А-11 вместо FISH, поручая обеим компаниям модернизировать свои самолеты. В июле комиссия Land отклонила предложения Convair и Lockheed. В Convair FISH использовалась непроверенная технология прямоточного воздушно-реактивного двигателя, и он будет запускаться с модифицированного B-58B Hustler , производство которого было отменено в июне. Восприимчивость А-11 к радиолокационному обнаружению посчитали слишком большой. 20 августа обе фирмы представили спецификации своих пересмотренных предложений. [ 55 ]
Вид спереди на самолет А-12 на палубе Музея морского, воздушного и космического пространства «Бесстрашный» с скулами.
  • 14 сентября 1959 года: ЦРУ присуждает награду за антирадарное исследование, аэродинамические структурные испытания и инженерные проекты, отдавая предпочтение А-12 над конкурентом Kingfish компании Convair . Создан проект Oxcart . В конструкции А-12, представляющей собой комбинацию моделей А-7 и А-11, особое внимание уделялось малой радиолокационной эффективности, чрезвычайно большой высоте и высокой скорости. Ранее, 3 сентября, был завершен проект GUSTO и начат проект OXCART по строительству А-12. [ 56 ]
  • 26 января 1960 г.: ЦРУ официально разместило заказ на 12 самолетов А-12.
  • 1 мая 1960 года: Фрэнсис Гэри Пауэрс сбит на самолете U-2 над Советским Союзом. Он благополучно катапультировался и был передан советским властям. Последовал широко разрекламированный суд, и он был приговорен к 10 годам «лишения свободы», отбытию трех лет тюремного заключения, а затем в 1962 году его обменяли на советского шпиона Рудольфа Абеля . По возвращении его подробно допросили. [ 57 ]
А-12, пилотируемый Луи Шалком, взлетает с озера Грум-Лейк в 1962 году.
  • 26 апреля 1962 года: первый полет А-12 с летчиком-испытателем Lockheed Луи Шалком в Грум-Лейк. Накануне он совершил неофициальный и необъявленный полет в соответствии с традицией Lockheed. Шалк пролетел на самолете менее двух миль (трех км) на высоте около двадцати футов (шести метров) из-за серьезного раскачивания, вызванного неправильным подключением некоторых навигационных органов управления. Вместо того, чтобы сделать круг и приземлиться, Шалк приземлился на дне озера за концом взлетно-посадочной полосы. На следующий день официальный полет состоялся с выпущенным шасси, на всякий случай. Полет длился около 40 минут. Взлет прошел идеально, но после того, как А-12 поднялся на высоту около 300 футов (90 м), он начал терять все титановые филе «кусочка пирога» на левой стороне самолета и одно филе на правой. (На более поздних самолетах эти детали были соединены с треугольными вставками из радиопоглощающего композитного материала.) Технические специалисты потратили четыре дня на поиск и повторное соединение деталей. Тем не менее полет Джонсону понравился. [ 58 ] [ 59 ]
  • 13 июня 1962 г.: макет SR-71 рассмотрен ВВС США.
  • 30 июля 1962 г.: двигатель J58 завершает предполетные испытания.
  • Октябрь 1962 г.: А-12 впервые поднялись в воздух с двигателями J58.
  • 28 декабря 1962 г.: Lockheed подписывает контракт на постройку шести самолетов SR-71. Ранее в том же месяце, 17 декабря, 5-й А-12 прибыл в Грум-Лейк, и ВВС выразили заинтересованность в получении разведывательных версий Blackbird. Lockheed начинает разработку систем вооружения для AF-12 . Келли Джонсон получила одобрение на разработку истребителя/бомбардировщика Blackbird со скоростью 3 Маха. [ 60 ]
  • Январь 1963 г.: парк А-12 с двигателями J58.
  • 24 мая 1963 г.: потеря первого А-12 (№ 60-6926).
  • 20 июля 1963 года: первый полет со скоростью 3 Маха, отслеживаемый радаром MSQ 39, на поезде RBS, стоявшем на армейском депо в Макалестере, штат Оклахома. А-12 летел на высоте более 83 000 футов со скоростью 2250 миль в час. [ нужна ссылка ]
  • 7 августа 1963 года: первый полет YF-12A с летчиком-испытателем Lockheed Джеймсом Истхэмом в Грум-Лейк.
  • Июнь 1964 года: последний серийный А-12 доставлен в Грум-Лейк.
  • 25 июля 1964 г.: президент Джонсон публично объявляет о SR-71.
  • 29 октября 1964 г.: прототип SR-71 (№ 61-7950) доставлен в Палмдейл.
  • 22 декабря 1964 г.: Первый полет SR-71 с летчиком-испытателем Lockheed Бобом Гиллиландом на заводе № 42 ВВС. Первый спаренный полет MD-21 с летчиком-испытателем Lockheed Биллом Парком в Грум-Лейк.
  • 28 декабря 1966 г.: Решение о прекращении программы А-12 к июню 1968 г.
  • 31 мая 1967 года: А-12 проводят операцию «Черный щит» из Кадены.
  • 3 ноября 1967 г.: А-12 и SR-71 совершили разведывательный полет под кодовым названием NICE GIRL. С 20 октября по 3 ноября 1967 года А-12 и SR-71 пролетели по трем одинаковым маршрутам вдоль реки Миссисипи с интервалом примерно в один час с включенными системами сбора. Результаты оказались неубедительными. Камера А-12 имела более широкий диапазон обзора, но SR-71 собирал разведывательные данные хорошего качества, которые А-12 не мог; однако некоторые датчики обычно снимаются, чтобы освободить место для оборудования ECM . [ 61 ] Разница в дальности была небольшой - SR-71 нес больше топлива - А-12 имел преимущество по высоте от 2000 до 5000 футов (от 600 до 1500 м) по сравнению с SR-71 при том же числе Маха , будучи более легким самолетом. . Эффективность радиолокации обоих самолетов в чистой конфигурации была относительно низкой; СР-71 в полной сенсорной конфигурации был несколько выше из-за большего размера и снова был заметно больше с установленной антенной радара бокового обзора . [ 62 ] A-12 был разработан для опционального использования одного из трех различных типов камер высокого разрешения; самый высокий из которых обеспечивал непрерывную полосу шириной 63 морских мили (72 мили; 117 км). в один фут ( 1 3 Разрешение м). SR-71 имел возможность одновременной фотосъемки и радиоэлектронной разведки . Его изображения имели разрешение в один фут и представляли собой две отдельные полосы шириной пять миль (8,0 км), расположенные на расстоянии до 19,6 миль (31,5 км) друг от друга по обе стороны от самолета. [ 63 ]
  • 26 января 1968 года: Джек Уикс пролетел над Северной Кореей на самолете А-12 и обнаружил захваченный военный корабль США « Пуэбло » в гавани залива Чанджаван. [ 64 ]
  • 5 февраля 1968 г.: компания Lockheed приказала уничтожить оснастку A-12, YF-12 и SR-71.
  • 8 марта 1968 г.: Первый SR-71A (№ 61-7978) прибывает на авиабазу Кадена для замены А-12.
  • 21 марта 1968 г.: первый оперативный вылет SR-71 (№ 61-7976) совершился с авиабазы ​​Кадена над Вьетнамом.
  • 8 мая 1968 года: Джек Лейтон совершает последний боевой вылет А-12 над Северной Кореей.
  • 5 июня 1968 года: потеря последнего А-12 (№ 60-6932) во время функционального контрольного полета (FCF), вылетавшего из Кадены . Джек Уикс стал вторым и последним пилотом ЦРУ, погибшим при исполнении служебных обязанностей во время Окскарта , и удостоился такой чести. в «Книге почета» штаб -квартиры ЦРУ . На А-12 была установлена ​​радиотелеметрическая система под названием «Бёрдвотчер», следившая за наиболее важными системами самолета и передавшая данные на наземные станции наблюдения. После дозаправки в воздухе наземная станция была проинформирована через «Бёрдвотчер», что температура выхлопных газов правого двигателя превышала 1580 ° F (860 ° C), расход топлива в этом двигателе составлял менее 7 500 фунтов (3 400 кг) в час. и что самолет находился на высоте ниже 68 500 футов (20 900 м). Несколько попыток установить контакт оказались безуспешными. Мониторинг продолжался до тех пор, пока у самолета не закончилось бы топливо. Самолет был объявлен пропавшим в 520 милях (840 км) к востоку от Филиппин и в 625 милях (1000 км) к югу от Окинавы в Южно-Китайском море . Потеря произошла из-за чрезвычайной ситуации в полете. В целях безопасности в официальном пресс-релизе погибший был указан как SR-71. Были проведены интенсивные воздушные и морские поиски, но обломков «Статьи 129» так и не было обнаружено. Предполагалось, что он был полностью разрушен в море. Система «Birdwatcher» дала единственную информацию о том, что произошло, и легла в основу отчета об аварии. Было установлено, что неисправность, связанная с перегревом двигателя и недостаточным расходом топлива в правом двигателе, способствовала катастрофическому отказу и последующей поломке самолета. [ 46 ] [ 65 ] [ 66 ]
  • 21 июня 1968 года: последний полет А-12 в Палмдейл, Калифорния.

См. хронологию SR-71 для более поздних событий SR-71.

Варианты

[ редактировать ]

Вариант обучения

[ редактировать ]
Единственный построенный двухместный учебно-тренировочный самолет А-12 получил прозвище «Титановый гусь». Он выставлен в Калифорнийском научном центре .

Учебный вариант А-12 (60-6927 «Титановый гусь») представлял собой двухместную модель с двумя кабинами, расположенными тандемно , при этом задняя кабина была поднята и слегка смещена. В случае возникновения чрезвычайной ситуации этот вариант был разработан так, чтобы пилот-инструктор мог взять управление на себя. [ 26 ] [ 58 ]

Программа YF-12 представляла собой ограниченный серийный вариант А-12. Компания Lockheed убедила ВВС США, что самолет на базе А-12 станет менее дорогостоящей альтернативой недавно снятому с производства North American Aviation XF-108 , поскольку большая часть проектно-конструкторских работ по YF-12 уже была выполнена и оплачено. Таким образом, в 1960 году ВВС согласились занять седьмое-девятое место на производственной линии А-12 и достроить их в конфигурации перехватчика YF-12A. [ 67 ]

М-21 с Д-21 в полете

Lockheed D Двухместный вариант М-21 нёс на себе и запускал -21 , беспилотный, более быстрый и высоко летающий разведывательный дрон. У М-21 сзади был пилон для установки дрона и вторая кабина для оператора / офицера управления пуском (LCO) вместо Q-отсека А-12. [ 68 ] Д-21 был автономным; после запуска он пролетит над целью, доберется до заранее определенной точки встречи, выбросит пакет данных и самоуничтожится. C-130 Hercules поймает посылку в воздухе. [ 69 ]

Программа М-21 была отменена в 1966 году после того, как дрон столкнулся с базовым кораблем при запуске. Экипаж катапультировался, но LCO Рэй Торрик утонул, когда его летный костюм наполнился водой после приземления в океан. [ 70 ]

D-21 продолжал существовать в виде модели B, запускаемой с пилона под крылом бомбардировщика B-52 . D-21B выполнял боевые вылеты над Китаем с 1969 по 1971 год, но особого успеха не добился. [ 71 ] [ 72 ]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Шесть из 15 А-12 погибли в результате аварий, погибли два пилота и инженер:

  • 24 мая 1963 года: 60-6926 (статья 123) разбился недалеко от Вендовера, штат Юта . [ 51 ] [ 73 ] Самолет выполнял испытательный полет дозвукового двигателя, когда вошел в облако, накренился и вышел из-под контроля; Пилот ЦРУ успешно катапультировался. [ 74 ] Расследование показало, что пары облаков образовали лед в трубке Пито, из-за чего указатель воздушной скорости показывал ошибочные показания. Самолет резко накренился и вошел в неизлечимое сваливание. [ 74 ] Пилот был одет в стандартный летный костюм для этого полета на малой высоте и не выглядел подозрительным ни для водителя грузовика, который его нашел, ни для сотрудников дорожно-патрульной службы, куда его доставили. Прессе сообщили, что разбился республиканский F-105 Thunderchief. [ 74 ]
  • 9 июля 1964 г.: 60-6939 (статья 133) был потерян при подходе к озеру Грум Драй из-за полного отказа гидравлики. [ 51 ]
  • 28 декабря 1965 г.: 60-6929 (статья 126) был потерян при взлете с Грум-Лейк из-за неправильной установки системы повышения устойчивости (SAS). [ 51 ]
  • 30 июля 1966 года: 60-6941 (Статья 135), один из двух носителей дронов , был потерян во время испытательного полета у побережья Калифорнии. Пилот Билл Паркс и инженер по управлению запуском Рэй Торрик. [ 75 ] катапультировался, но Торрик утонул. [ 51 ] Артикул 135 действовал в 300 милях от побережья Калифорнии для проведения испытательного запуска D-21. Самолет летел на скорости 3,2+ Маха, когда экипаж убедился, что двигатель Марквардта на Д-21 имеет необходимый расход воздуха. [ 76 ] Дрон был запущен, но двигатель Д-21 не запустился, и он ударился о стартовый пилон, в результате чего базовый корабль накренился. [ 76 ] Давление воздушного потока со скоростью 3,2 Маха «оторвало носовую часть фюзеляжа от формы крыла в плане». Экипаж не смог спастись на такой высокой скорости, но сумел катапультироваться, когда носовая часть упала в сторону моря. [ 76 ] Пилота подобрал вертолет с моря, но LCO утонул. [ 76 ]
  • 5 января 1967 г.: 60-6928 (статья 125) потерян во время тренировочного полета. Пилот Уолтер Рэй катапультировался, но не смог оторваться от сиденья и погиб. [ 77 ] [ 51 ] Из-за неисправного указателя уровня топлива в «Статье 125» закончилось топливо в 70 милях от Грум-Драй-Лейк. Пилот спланировал на меньшую высоту, чтобы выполнить контролируемое катапультирование, но не смог отделить парашют от катапультного кресла. Он был первым пилотом Cygnus, погибшим в результате крушения А-12. [ 78 ]
  • 5 июня 1968 г.: 60-6932 (статья 129) был потерян у берегов Филиппин во время полета для проверки работоспособности. Пилот Джек Уикс погиб. [ 51 ]

Технические характеристики (А-12)

[ редактировать ]

Данные из руководства по летной эксплуатации А-12. [ 79 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Грузоподъемность: полезная нагрузка 2500 фунтов (1100 кг).
  • Длина: 101 фут 7 дюймов (30,96 м)
  • Размах крыльев: 55 футов 7 дюймов (16,94 м)
  • Рост: 18 футов 6 дюймов (5,64 м)
  • Площадь крыла: 1795 кв. футов (166,8 м ). 2 ) [ нужна ссылка ]
  • Максимальный взлетный вес: 117 000 фунтов (53 070 кг)
  • Максимальный посадочный вес: 52 000 фунтов (24 000 кг)
  • Запас топлива: 10 590 галлонов США (8 818 имп галлонов; 40 088 л) / 68 300 фунтов (30 980 кг) JP-7 при 6,45 фунтах / галлонах США (7,75 фунтов / имп галлонов; 0,773 кг / л)
  • Силовая установка: 2 Pratt & Whitney JT11D-20B (J58-1) с форсажной камерой турбореактивных двигателя , тяга 20 500 фунтов силы (91 кН) каждый всухую, 32 500 фунтов силы (145 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 3,3 Маха. [ 80 ]
  • Сверхзвуковой круиз: 3,1 Маха.
  • Дальность: 2500 миль (2900 миль, 4600 км) [ нужна ссылка ]
  • Практический потолок: 85 000 футов (26 000 м) или выше.
  • Скорость набора высоты: 11 800 футов/мин (60 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 65 фунтов/кв. футов (320 кг/м). 2 ) [ нужна ссылка ]
  • Тяга/вес : 0,56

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Робардж, 2012 , стр. 1–8.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г МакИнинч 1996 .
  3. ^ Робардж 2012 , с. 15
  4. ^ Фрэнк Мюррей - пилот
  5. ^ Крикмор 2000, стр. 16.
  6. ^ История программы Oxcart 1968 года .
  7. ^ Предполагаемый преемник U-2
  8. ^ Робардж 2012 , с. 6
  9. ^ Робардж 2012 , с. 21
  10. ^ Рич и Янош 1994 .
  11. ^ «Исторический фонд летных испытаний отмечает 50-летие самолетов-разведчиков времен холодной войны» . База ВВС Эдвардс . 29 апреля 2014 г.
  12. ^ [1]
  13. ^ Грэм, Ричард (1 ноября 2015 г.). Полная книга SR-71 Blackbird: иллюстрированный профиль каждого самолета, экипажа и прорыв самого быстрого в мире самолета-невидимки . Зенит Пресс. п. 12. ISBN  978-0-7603-4849-9 .
  14. ^ Ремак, Жаннет (2015). «Техническая директива Lockheed A-12 Blackbird в плену. Уход и кормление исторического сокровища» . RoadrunnersInternationale.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
  15. ^ «Факты о SR-71 Blackbird, которые вы не знали» . iliketowastemytime.com .
  16. ^ Якобсен 2011, стр. 51.
  17. ^ Робардж 2012 , с. 16
  18. ^ Робардж 2012 , с. 17
  19. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 16–17.
  20. ^ Jump up to: а б Лацитис, Эрик. «Ветераны Зоны 51 нарушают молчание: Извините, но никаких космических пришельцев или НЛО». Сиэтл Таймс , 27 марта 2010 г.
  21. ^ Робардж 2012 , стр. 22, 23.
  22. ^ Jump up to: а б с Джеффри Т. Ричелсон (июль 2001 г.). «Когда тайны рушатся» . Журнал ВВС . Проверено 1 ноября 2019 г.
  23. ^ Jump up to: а б Якобсен, Энни . «Дорога в Зону 51». Лос-Анджелес Таймс , 5 апреля 2009 г.
  24. ^ "SR-71 Черный дрозд". Архивировано 10 марта 2008 года в Wayback Machine Lockheed Martin . Проверено: 13 октября 2010 г.
  25. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, с. 16.
  26. ^ Jump up to: а б Робардж, 2012 г. , стр. 21–23.
  27. ^ Директор разведки (10 марта 1966 г.). Сводный отчет о крупной авиакатастрофе, приведшей к гибели А-12 номер 126, 28 декабря 1965 г. (PDF) (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление . Проверено 5 июня 2022 г.
  28. ^ Jump up to: а б Робардж, 2012 г. , стр. 31–38.
  29. ^ Парангоски, Джон (25 января 1967 г.). Утрата статьи 125 (Самолет OXCART) (PDF) (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление . Проверено 5 июня 2022 г.
  30. ^ Скоулз, Сара (5 января 2021 г.). «Самолет-шпион ЦРУ разбился возле Зоны 51 полвека назад. Этот исследователь нашел его» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
  31. ^ МакИнинч 1996 , с. 19
  32. ^ МакИнинч 1996 , с. 20
  33. ^ МакИнинч 1996 , стр. 25, 27.
  34. ^ Kopp, Dr Carlo (April 2012). "SNR-75 Fan Song E Engagement Radar / Станция Наведения Ракет СНР-75 Fan Song E" . Air Power Australia: 1. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  35. ^ «Осколки истории: обломки ракеты от A-12 OXCART» . Центральное разведывательное управление. Архивировано из оригинала 28 октября 2013 года . Проверено 2 апреля 2014 г.
  36. ^ Kopp, Dr Carlo (28 June 2009). "Almaz 5V21/28 / S-200VE Vega Long Range Air Defence System / SA-5 Gammon Зенитный Ракетный Комплекс 5В21/28 / С-200ВЭ 'Вега' " . Air Power Australia: 1 . Retrieved 6 May 2014 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  37. ^ «Разведывательные миссии Black Shield, 1 января - 31 марта 1968 г.» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления 0001472531, стр. 16.
  38. ^ «Предварительная оценка миссии 6847 Black Shield над Северной Кореей» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления: 0001474986.
  39. ^ «Разведывательные миссии Black Shield, 1 января - 31 марта 1968 г.» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления 0001472531, стр. 14.
  40. ^ "История бычьей повозки" . ЦРУ, с. 267
  41. ^ МакИнинч 1996 , с. 31
  42. ^ Jump up to: а б с д Робардж, 2012 , стр. 41–44.
  43. ^ «Информация OXCART/SR-71 для заседания Исполкома» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления: 0001472041.
  44. ^ «Критика миссии Oxcart номер BX6858» (PDF) . Документ Центрального разведывательного управления № 0001472531. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2013 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
  45. ^ МакИнинч 1996 , с. 33
  46. ^ Jump up to: а б Робардж 2012 , с. 42
  47. ^ МакИнинч 1996 , с. 34
  48. ^ Хайден, генерал Майкл В. «Замечания генерала Хайдена на церемонии презентации A-12». Центральное разведывательное управление , Выступление директора Центрального разведывательного управления на церемонии презентации А-12, 19 сентября 2007 г. Дата обращения: 10 апреля 2009 г.
  49. ^ Карп, Джонатан. «Скрытный маневр: ЦРУ захватило черный дрозд А-12». The Wall Street Journal , A1, 26 января 2007 г. Дата обращения: 10 апреля 2009 г.
  50. ^ «А-12 Блэкберд» . Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский научный центр. Архивировано из оригинала 2 марта 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж г Крикмор 2000, стр. 236–237.
  52. ^ Тейлор, Дино А. Бруджиони; под редакцией Дорис Г. (2010). Глаза в небе: Эйзенхауэр, ЦРУ и воздушный шпионаж времен холодной войны ([Online-Ausg.]. Ред.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 196. ИСБН  978-1591140825 . {{cite book}}: |first= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  53. ^ Крикмор, Пол Ф. (2004). Lockheed Blackbird: за пределами секретных миссий (Ред. Ред.). Оксфорд: Оспри. п. 26. ISBN  1841766941 .
  54. ^ Хех, Эрик. «Журнал Code One: Super Hustler, FISH, Kingfish и не только (Часть 2: FISH)» . Компания Локхид Мартин Аэронавтикс.
  55. ^ Ричелсон, Джеффри Т. (2002). Волшебники из Лэнгли: внутри Управления науки и технологий ЦРУ . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 21 . ISBN  0813340594 .
  56. ^ III, Л. Паркер Темпл (2004). Оттенки серого: национальная безопасность и эволюция космической разведки . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. п. 112. ИСБН  1563477238 .
  57. ^ «ЦРУ, Отчет Фрэнсиса Гэри Пауэрса, 13 февраля 1962 г., Совершенно секретно, 31 стр.» (PDF) . Национальный архив Центрального разведывательного управления.
  58. ^ Jump up to: а б Робардж, 2012 г. , стр. 11–17.
  59. ^ «Первый полет А-12 над Грум-Лейк, рассказанный его пилотом, летчиком-испытателем Lockheed Лу Шалком» . Зал славы аэрокосмической отрасли Невады на YouTube. Август 2010 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г.
  60. ^ Хильдебрант, Дон. «Хронология SR-71» (PDF) . (Страница 7) Рассекреченные проекты Roadrunners Internationale U-2 A-12 Aquatone OXCART Area 51.
  61. ^ Робардж 2012 , с. 52
  62. ^ «Сравнение самолетов SR-71 и А-12» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления 0001471952.
  63. ^ «Сравнение возможностей, характеристик, систем противодействия и эксплуатационного состояния А-12 и SR-71» (PDF) . Номер документа Центрального разведывательного управления 0001472042.
  64. ^ Якобсен 2011, стр. 273.
  65. ^ «Пилота ЦРУ Джека Уикса помнят семья и члены» . Рассекреченные проекты Roadrunners Internationale U-2 A-12 Aquatone OXCART Area 51.
  66. ^ «Дань уважения Джеку Уиксу, пилоту проекта ЦРУ A-12 операции «Черный щит»» . Рассекреченные проекты Roadrunners Internationale U-2 A-12 Aquatone OXCART Area 51.
  67. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 40–41.
  68. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 22–24.
  69. ^ Дональд 2003, стр. 154–155.
  70. ^ Несколько источников:
    • Видео крушения МД-21. Ютуб. Проверено: 13 октября 2010 г.
    • Lockheed A-12 и SR-71. Катапультирование получено: 29 августа 2016 г.
    • Ричард Х. Грэм, SR-71: Полная иллюстрированная история Черного дрозда, Самый высокий и самый быстрый самолет в мире, стр. 39.
    • Пол Ф. Крикмор, «Операции Lockheed SR-71 на Дальнем Востоке»
    • Ричард Х. Грэм, «Раскрытие SR-71: нерассказанная история», с. 42.
  71. ^ Дональд 2003, стр. 155–156.
  72. ^ Несколько источников:
  73. ^ «Место крушения одной из загадок Зоны 51 находится недалеко от Вендовера» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 11 августа 2019 г.
  74. ^ Jump up to: а б с Крикмор 2000, стр. 19–20.
  75. ^ «Космический полет NASA.gov в формате PDF, страница 1» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 года.
  76. ^ Jump up to: а б с д Крикмор 2000, с. 38.
  77. ^ «Самолет-шпион ЦРУ разбился возле Зоны 51 полвека назад. Этот исследователь нашел его» . 5 января 2021 г.
  78. ^ Крикмор 2000, стр. 24.
  79. ^ «1» (PDF) . A-12 Руководство по летной эксплуатации . Центральное разведывательное управление. 15 сентября 1965 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 года . Проверено 27 июля 2017 г.
  80. ^ «А-12 Блэкберд» . sr-71.org . Проверено 10 апреля 2023 г.
  1. 60-6931 («Статья 128») была обнародована в среду, 19 сентября 2007 года, в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния. Рядом находился Кен Коллинз, полковник ВВС в отставке, один из шести пилотов, летавших на А-12.

Библиография

[ редактировать ]

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Крикмор, Пол Ф. Lockheed SR-71 – Секретные миссии раскрыты . Оксфорд, Англия: Osprey Publishing, 2000. ISBN   1 84176 098 6 .
  • Грэм, Ричард Х. Раскрытие SR-71: внутренняя история . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 1996. ISBN   978-0-7603-0122-7 .
  • Джонсон, Кларенс Л. «История программы OXCART». Архивировано 19 сентября 2015 года в Wayback Machine в Бербанке, Калифорния: Проекты перспективных разработок Lockheed Aircraft Corporation, SP-1362, 1 июля 1968 года.
  • Джонсон, К. Л. Келли: Больше, чем моя доля во всем . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1985. ISBN   0-87474-491-1 .
  • Ловик, Эдвард-младший. Человек-радар: личная история скрытности. Блумингтон, Индиана: iUniverse, 2010. ISBN   978-1-4502-4802-0 .
  • Мерлин, Питер В. Проектирование и разработка Blackbird: проблемы и извлеченные уроки. , Орландо, Флорида: Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA), 2009. AIAA 2009–1522.
  • Мерлин, Питер В. От архангела до старшей короны: дизайн и разработка Blackbird (серия «Библиотека полетов»). Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA), 2008. ISBN   978-1-56347-933-5 .
  • Педлоу, Грегори В. и Дональд Э. Вельценбах. Центральное разведывательное управление и воздушная разведка: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1992. ISBN   0-7881-8326-5 .
  • Рич, Бен Р. и Лео Янош. Skunk Works: личные воспоминания о моих годах в Lockheed . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания, 1994. ISBN   978-0-316-74330-3 .
  • Шул, Брайан и Шейла Кэтлин О'Грэйди. Саночник: полет на самом быстром реактивном самолете в мире . Мерисвилл, Калифорния: Gallery One, 1994. ISBN   0-929823-08-7 .
  • Сулер, Пол А. От РАДУГИ до GUSTO: малозаметность и конструкция Lockheed Blackbird (серия «Библиотека полетов»). Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA), 2009. ISBN   978-1-60086-712-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aec750046b1e5da12ca2e7af65fd4363__1723160040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/63/aec750046b1e5da12ca2e7af65fd4363.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed A-12 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)