Ходегрия


И Ходегрия , [ А ] или Virgin Hodegetria , является иконографическим изображением теотоков ( Дева Мария ), держащего ребенка Иисуса на ее стороне, указывая на него как источник спасения для человечества. Голова девственницы обычно склоняется к ребенку, который поднимает руку в жесте благословения. Металлы часто используются, чтобы привлечь внимание к молодому Христу, отражая свет и сияющий таким образом, чтобы воплощать божественность. [ 1 ] В западной церкви этот тип иконы иногда называют Богородицы Пути .
Наиболее почитаемый значок типа Ходегетрии, рассматриваемый как оригинал, был отображен в монастыре Панагьи Ходегетрии в Константинополе , который был построен специально для ее содержания. В отличие от большинства более поздних копий, он показал, что теотокос стоял полноценную. Говорят, что он был возвращен из Земли Евдоцией Святой , женой императора Теодосия II (408–450), и была нарисована святым Луком евангелистом, приписываемый автор Евангелия Лука . [ 2 ] Икона была двусторонней, [ 3 ] с распятием на другой стороне, и был «пожалуй, самым выдающимся культовым объектом в Византии». [ 4 ]
Первоначальная икона, вероятно, теперь была потеряна, хотя различные традиции утверждают, что она была доставлена в Россию или Италию. Существует множество копий изображения, в том числе многие из самых почитаемых российских иконов, которые сами приобрели свой собственный статус и традиции копирования.
Константинополь
[ редактировать ]Есть ряд изображений, показывающих икону в его святыне и в ходе публичного показа, что происходило каждый вторник, и был одним из великих достопримечательностей Константинополя для посетителей. После четвертого крестового похода , с 1204 по 1261 год, он был перенесен в монастырь Пантократора , который стал собором венецианского вида , и , в период франковского правления поскольку ни одна из иллюстраций святыни в монастыре Ходегрии не предшествовала Эта интерлюдия, святыня, возможно, была создана после его возвращения. [ 5 ]
Есть ряд учетных записей еженедельного дисплея, два наиболее подробно описанные испанцами:
Каждый вторник двадцать человек приезжают в церковь Марии Ходжетрии; Они носят длинную красную льняную одежду, [ 6 ] Прикрывая их головы, как преследуя одежду […], есть отличная процессия, и мужчины, одетые в красное, поднимаются один за другим на икону; Тот, с кем довольна значком, способен поднять его так, как будто он почти ничего не весил. Он помещает его на плечо, и они выходят из церкви на великую площадь, где носитель иконы идет вместе с одной стороны на другую, пятьдесят раз по площади. Когда он устанавливает его, другие воспринимают это по очереди. [ 7 ]
В другом аккаунте говорится, что носители пошатнулись вокруг толпы, икона, казалось бы, шаталась по отношению к зрителям, которые затем считали благословением девственницей. Духовенство коснулось кусочков хлопка на икону и передало их толпе. Окраска на стенах в церкви недалеко от Арты в Греции показывает большую толпу, наблюдающую за такой демонстрацией, в то время как на переднем плане остается уличный рынок для неразрешенных местных жителей. [ 8 ]
Изображение Хэмилтона Псалтера Храма в монастыре, по-видимому, показывает икону за золотой экраном большой сетки, установленной на кронштейнах, поднимающихся из четырехстороннего пирамидного основания, как и многие большие средневековые лектики . Головы служителей с красной ограблением находятся на уровне с нижней каркасом иконы. [ 9 ]
Икона исчезла во время падения Константинополя в 1453 году, когда он был внесен в церковь Чоры . Возможно, это было разрезано на четыре части. [ 10 ]
Распределить изображение
[ редактировать ]
В 10 -м веке, после периода иконоборчества в византийском искусстве , этот образ стал более широко используемым, возможно, развивался из более раннего типа, где правая рука Девы находилась на колене Христа. [ 11 ] Примером этого более раннего типа является икона Salus Populi Romani в Риме . Многие версии несут надпись «Ходегрия» на заднем плане и в византийском контексте «только эти названные версии были поняты их средневековой аудиторией как сознательные копии оригинальной Ходегетрии в монастыре Ходегона», согласно Марии Василаке. [ 12 ]
Полнометральные версии, оба, вероятно, сделанные греческими художниками, появляются в мозаике в соборе Торчелло (12-й век) и в Каппелле Палатина , Палермо (ок. 1150), эта последняя с надписью «Ходегрия». [ 13 ]
Из Ходегрии развилась «Панагия Элеза» (Девственница нежной милости), где Мария все еще указывает на Христа, но он прижимает к ее щеке, которую она слегка склоняется к нему; Известные версии включают Теотоков Владимира и Теотоков Святого Теодора . Обычно Христос слева на этих изображениях.
Ходегрия от Смоленска
[ редактировать ]
Некоторые русские, однако, считают, что после падения Константинополя Святого Луки икона появилась в России, где она была помещена в досрочный собор в Смоленске , Россия . Несколько раз он был привезен с большой церемонией в Москву , где в ее честь был построен монастырь новодевичи . Ее праздник 10 августа.
Считается, что эта икона, датированная историками искусства до 11 -го века, была уничтожена огнем во время немецкой оккупации Смоленска Несколько церквей по всей России посвящены Смоленскому Ходегерии, например, Смоленски в 1941 году . Санкт-Петербург и Одигитриевский собор в Улан-Уде . Они могут называть Теотокоса «Богоматерь Смоленска».
Итальянская традиция
[ редактировать ]Итальянская традиция рассказывает о том, что оригинальная икона Марии, приписываемая Люку, отправленную Евдоцией в Пульчерию из Палестины, была большой круглой иконой только ее головы. Когда значок прибыл в Константинополь, он был установлен в качестве головы в очень большой прямоугольной иконе Марии, держащей ребенка Христа; Именно этот составной иконк стал теми, кто исторически известен как Ходегрия. Другая традиция гласит, что когда последний латинский император Константинополя, Болдуин II , сбежал с Константинополем в 1261 году, он взял с собой эту оригинальную круговую часть иконы. Он оставался во владении династии Ангевина , которая также вставила ее в более широкий образ Марии и Христа -ребенка, который в настоящее время закреплен над высоким алтарем бенедиктинской церкви аббатства Монтевержина . [ 14 ] [ 15 ] К сожалению, на протяжении веков эта икона подвергалась повторному перекраски, так что трудно определить, как бы выглядел исходный образ лица Марии. Однако Guarducci также утверждает, что в 1950 году древний образ Марии [ 16 ] В церкви Санта -Франческа Романа была определена как очень точное, но обратное зеркальное изображение оригинальной круглой иконы, которая была сделана в 5 -м веке и доставлена в Рим, где он оставался до настоящего времени. [ 17 ]
Итальянская «оригинальная» икона Ходегетрии в Риме в криминальном романе « Смерть и реставрация» (1996) Iain Pears , в серии «Загадки истории искусства» Джонатана Аргилла.
Это дает свое название церкви Санта -Мария Одигитрия Аль Тритон в Риме.
Итальянская традиция также распространилась на Мальту в шестнадцатом веке, а часовня Богоматери Итрии посвящена Ходегетрии. [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]Восточная церковь
[ редактировать ]-
Полнометральная мозаика греческих художников, Торчелло , 12 век
-
Теотокос Тихвина (ок. 1300)
-
Теотокос Перивлептос (ок. 1350)
-
Теотокос Страсти (17 век)
-
Христодулос Калергис (18 век)
Западная церковь
[ редактировать ]-
Duccio , 1284
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Koinē greek : ὁΔηγήτρια , романизированный: hodēgḗtria , lit. 'Она, которая указывает на путь' Koinē greek : [(h) o.d̪e̝ˈe̝.tri.a] , Современное греческое произношение: [o̞.ðiˈʝi.tri.ɐ] ;
Russian : Одиги́трия , romanized : Odigítria Русское произношение: [ɐ.dʲɪˈiʲi.trʲɪ.jə] ; Румынский : Ходигитрия
- ^ Pentcheva, Viser V. (2006). "Значок исполнительного вечера" Художественный бюллетень 88 (4): 633 - через JStor.
- ^ Джеймс Холл, История идей и изображений в итальянском искусстве , с.91, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ Vasilakē; ont & page Quote
- ^ Кормак: 58
- ^ Кормак
- ^ Возможно, непростое заключение - они показаны внутри святыни в рукописном освещении в псалтере Гамильтона в c. 1300 (Берлин), Кормак Иллюстрация 9
- ^ Кормак: 59-61, но Тафур в 1437 году
- ^ Кормак: иллюстрация, с.60
- ^ Кормак: 61 для дисплея, 58 и иллюстрация 9 для святыни
- ^ Уоррен Бетголд, История византийского государства и общества, Стэнфорд, 1997 ISBN 0-8047-2630-2 . Четыре штуки от Кормака: 59
- ^ Мария Василак, с.196
- ^ Vasilakē; Вкл и Page CIT
- ^ Джеймс Холл, История идей и изображений в итальянском искусстве , с.126, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ «Изображение: madonna.jpg, (300 × 556 px)» . Avellinomagazine.it . Получено 2015-09-05 .
- ^ «Изображение: montevergine4.jpg, (238 × 340 px)» . Mariadinazareth.it . Получено 2015-09-05 .
- ^ «Изображение: Icona sta maria nuova.jpg, (350 × 502 px)» . vultus.stblogs.org. Архивировано с оригинала 2016-03-03 . Получено 2015-09-05 .
- ^ Маргарита Гаргаччи, первенство Церкви Рима . Сан-Франциско: Игнация Пресс, 1991, 93-101.
- ^ Бринкат, Джо. "Mgr Tal-Itria" . www.kappellimaltin.com . Получено 2023-11-12 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кормак, Робин (1997). Живопись души: иконы, маски смерти и костяки . Лондон: Reaktion Books.
- Курпик, Wojciech (2008). "CZęstochowa Hodegetria" (на польском, английском и ханггарском). Łódź-pelplin: издательство художественных произведений, издательство Бернардинум. П. Получено 2011-03-31 .
- Vasilakē, Maria (2004). Образы матери Божьей: восприятие теотоков в Византии . Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing Co. с. 196. ISBN 0-7546-3603-8 Полем OCLC 1124558394 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Византия: вера и сила (1261–1557) , каталог выставки из Метрополитен -музея искусств (полностью доступный в Интернете как PDF), который содержит много примеров Ходегерии