Станция Берлин-Фридрихштрассе
Бф | |||||
![]() | |||||
Общая информация | |||||
Расположение | Фридрихштрассе /Георгенштрассе Митте , Берлин Германия | ||||
Координаты | 52 ° 31'13 "N 13 ° 23'13" E / 52,52028 ° N 13,38694 ° E | ||||
Владелец | Немецкая железная дорога | ||||
Управляется | Станция БД и сервис | ||||
Линия(и) | |||||
Платформы | 4 островные платформы | ||||
Треки | 8 | ||||
Соединения | |||||
Другая информация | |||||
Код станции | 527 | ||||
Код ДС100 | БФРИ [ 1 ] | ||||
РНР | 8011306 | ||||
Категория | 2 [ 2 ] | ||||
Создать зоны | ![]() | ||||
Веб-сайт | www.bahnhof.de | ||||
История | |||||
Открыто | 7 февраля 1882 г | ||||
Пассажиры | |||||
2018 | 220,000 | ||||
| |||||
![]() | |||||
|
Берлин Фридрихштрассе (англ. Немецкий: [bɛʁˌliːn ˈfʁiːdʁɪçˌʃtʁaːsə] ) — железнодорожный вокзал в Германии столице Берлине . Он расположен на Фридрихштрассе , главной улице с севера на юг в районе Митте в Берлине, рядом с местом, где улица пересекает реку Шпрее . Под станцией находится станция метро Friedrichstraße . [ 4 ]
Благодаря своему центральному расположению в Берлине и близости к таким достопримечательностям, как бульвар Унтер-ден-Линден , Бранденбургские ворота и Рейхстаг , вокзал является излюбленным местом туристов. это главный узел регионального сообщения в Берлине. В то же время по количеству пассажиров [ 5 ]
Во время Холодной войны Фридрихштрассе прославилась тем, что была станцией, которая полностью располагалась в Восточном Берлине , но продолжала обслуживаться поездами S-Bahn и U-Bahn из Западного Берлина , а также поездами дальнего следования из стран к западу от Берлина. Железный занавес . Станция также была крупным пограничным переходом между Восточным и Западным Берлином. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Оригинальная станция
[ редактировать ]

гравюра по оригинальному архитектурному чертежу, опубликованному в 1885 году.
В 1878 году первая станция была построена по плану Йоханнеса Фоллмера между Фридрихштрассе и рекой Шпрее в рамках строительства Берлинской городской железной дороги . архитектор работал над соседней станцией Hackescher Markt В это же время . Как и эстакада, в которую встроена станция, станция опирается на большие каменные арки. На станции было две платформы, каждая с двумя путями, накрытые большим изогнутым навесом для поездов , который опирался на стальные фермы разной длины, чтобы скрыть кривизну виадука под ним. Главный вход находился на северной стороне, а место встречи конных экипажей - на южной стороне. Станция была официально открыта 7 февраля 1882 года в рамках торжественного открытия Берлинской городской железной дороги . Поезда дальнего следования начали ходить 15 мая того же года. [ 7 ]
Расширения и реконструкция
[ редактировать ]


Из-за большого количества трафика, проходящего через станцию еще до Первой мировой войны , в 1914 году планировалось расширить станцию. На северной стороне появилась новая, слегка приподнятая платформа для городской железной дороги, а существующие платформы сделали немного уже, оставив одну платформу для городской железной дороги и две платформы для поездов дальнего следования. Навес для поездов со стальными фермами и двойной аркой был построен между 1919 и 1925 годами и имел большие стеклянные фасады. На северной стороне здания были построены два вестибюля в стиле экспрессионизма , вся северная сторона была покрыта характерной темной плиткой. Южный фасад был оштукатурен только до последней реконструкции в 1999 году, когда его тоже покрыли плиткой. [ 8 ]
В 1923 году было завершено строительство станции метро Friedrichstraße линии C (сегодняшняя U6 и юго-восточная U7 ), в результате чего была создана первая часть подземного лабиринта, который станция имеет до сих пор.
В начале 1930-х годов строительство станции Фридрихштрассе возобновилось, поскольку с севера на юг под станцией был проложен туннель городской железной дороги . Длинный пешеходный туннель, соединенный с одноименной станцией метро Berlin U-Bahn, также был проложен под северным концом станции, и эта станция метро получила характерную желтую плитку, которая сохранилась до сих пор. [ 9 ] 27 июля 1936 года, незадолго до летних Олимпийских игр 1936 года , была открыта станция метро городской железной дороги. [ 9 ]
После событий « Хрустальной ночи », начавшихся 1 декабря 1938 года, тысячи еврейских детей отправились со станции или прошли через нее, чтобы покинуть Германию в рамках Движения детей-беженцев .
В начале 1943 года станция подверглась бомбардировке польским диверсионно-диверсионным отрядом « Загра-Лин », в результате чего 14 человек погибли и 27 были ранены. [ 10 ]
Станция избежала серьезных повреждений во время бомбардировки Берлина во время Второй мировой войны . U-Bahn и S-Bahn прекратили работу 23 и 25 апреля 1945 года соответственно из-за отключения электроэнергии. Утром 2 мая 1945 года, в день капитуляции берлинского гарнизона Советской Красной Армии, взрыв в туннеле Север-Юг под Ландверканалом привел к затоплению туннеля, включая подземную станцию городской железной дороги на Фридрихштрассе, а также большая часть системы берлинского метро через соединительный туннель между городской железной дорогой и берлинской метро на соответствующих станциях Фридрихштрассе. [ примечание 1 ]
Реконструкция началась в 1945 году. Поезда впервые вернулись на наземные объекты. К концу мая и началу июня 1945 года компания BVG , оператор берлинской метрополитена, загерметизировала пешеходный туннель между туннелями скоростной железной дороги и станциями метро, чтобы предотвратить затопление туннеля. Reichsbahn , оператор городской железной дороги, заявил, что у него нет средств для устранения утечек в туннеле. 4 июня 1945 года БВГ приступило к осушению подземной системы поступления воды. 12 июля 1945 года метро вновь открылось на станции Фридрихштрассе для двух однопутных маршрутных рейсов, одного с севера и одного с юга, встречающихся там, а регулярное двухпутное движение возобновилось 5 декабря 1945 года. [ 11 ] Лишь позже Рейхсбан осушил свой туннель Север-Юг и возобновил движение подземной городской железной дороги 2 июня 1946 года. 1 декабря 1946 года туннель Север-Юг и подземная станция городской железной дороги Фридрихштрассе снова закрылись на масштабную реконструкцию, которая продолжалась. до 16 октября 1947 года, когда туннель Север-Юг снова заработал на полную мощность.
Пересечение границы во время холодной войны
[ редактировать ]







Во время начала холодной войны и напряженности между западным и оккупированным Советским Союзом секторами Берлина станция Фридрихштрассе сыграла важную роль для граждан Берлина, позволяющих связаться со своими друзьями и родственниками в других секторах Берлина. В конце 1946 года советская военная администрация в Германии создала пограничную полицию Восточной Германии, которой было поручено предотвратить Republikflucht (побег из восточногерманской республики). С установлением внутренней границы Германии в 1952 году Восточная Германия была в значительной степени изолирована от запада. Однако Берлин и, в частности, система общественного транспорта, которая пересекала западные союзные и советские сектора, все еще оставались дырой в этом железном занавесе . Соответственно, Берлин стал основным маршрутом, по которому восточные немцы уезжали на Запад. 3,5 миллиона восточных немцев, уехавших к 1961 году, составляли примерно 20% всего населения Восточной Германии. [ 12 ] [ нужна страница ] многие использовали станцию Фридрихштрассе с ее оживленным движением в качестве отправной точки для побега. Во время восточногерманского восстания 1953 года восточногерманская Deutsche Reichsbahn прекратила движение городской железной дороги в период с 17 июня по 9 июля 1953 года.
Когда правительство Восточной Германии возвело Берлинскую стену 13 августа 1961 года, оно также прервало движение U-Bahn, S-Bahn и поездов дальнего следования, проходящих через Берлин. Район Берлин-Митте , где расположена станция Фридрихштрассе, был окружен в северном, западном и южном направлениях западными секторами: для городской железной дороги на станции Фридрихштрассе следующая станция на западе находилась через стену. в Западном Берлине , севернее, было еще три остановки в советском секторе и только две — южнее. Аналогичная ситуация сложилась и с метро U6 под Фридрихштрассе, у которого перед пересечением стены было три станции на севере и две станции на юге.
Таким образом, несмотря на то, что станция полностью расположена в Восточном Берлине, все подземные сооружения станции, а именно платформа скоростной железной дороги туннеля Север-Юг и станция метро, были доступны только для пассажиров из западных секторов в качестве пересадочной станции или для доступ к пограничному переходу на уровне земли.
Надземные объекты, на арках Stadtbahn , были разделены по платформам: [ 13 ]
- Платформа А использовалась для поездов дальнего следования. Сюда входили так называемые Interzonenzüge — поезда, курсирующие без остановок из Берлина через территорию Восточной Германии в Западную Германию . Для этих поездов конечной станцией была станция Фридрихштрассе. Эта платформа также была остановкой для поездов с международными направлениями, такими как Копенгаген , Стокгольм (с использованием паромного сообщения между Засницем и Треллеборгом ), Цюрих , Вена и легендарный Париж - Москва экспресс . Пассажиры из Восточной Германии не могли сесть на эту станцию; они могли сесть на поезд только на следующей остановке, Берлин-Остбанхоф .
- Платформа B стала конечной станцией Stadtbahn, прибывающей из Западного Берлина в Ванзее и Штаакен и обратно . Пассажиры могли пересесть на подземные линии S-Bahn и U-Bahn или на поезда дальнего следования, не въезжая в Восточную Германию.
- Платформа C в меньшем депо на северной стороне использовалась для движения транспорта, идущего в Восточный Берлин и Восточную Германию, которая теперь стала конечной станцией линий Штадтбана на Эркнер , Кенигс-Вустерхаузен , Штраусберг-Норд , Аренсфельде , Вартенберг и на Берлин- Аэропорт Шенефельд .
Между платформами B и C находился металло-стеклянный барьер, который практически выполнял ту же функцию, что и Берлинская стена : восточногерманские пограничные войска разделяли станцию на две полностью изолированные зоны, обе полностью находились под вооруженным контролем: одну для жителей Восточного Берлина, а другую. для транзитных путешественников, лиц, переключающихся между различными железнодорожными линиями, идущими на запад, и немногих жителей Востока, которым трудно получить выездную визу, и все это в одном здании вокзала с лабиринтом соединяющихся коридоров, барьерами, многочисленными камерами, вооруженной охраной со служебными собаками, штатское агентов и лоджию под крышей для наблюдения вооруженного пограничного патруля и сотрудников Штази . [ 14 ]
Пути между западной и восточной системами, за исключением путей дальнего следования, были полностью разделены. Для движения поездов скоростной железной дороги по хорошо охраняемому разъезду к западу от платформы C требовалось разрешение командира пограничной службы. Обмен подвижным составом между разделенными сегментами городской железной дороги Берлина был возможен только через пути дальнего следования на А. платформе Эти пути были оборудованы переключателями для предотвращения попыток побега .
На уровне земли, между надземной и подземной частями вокзала, находились средства перехода в Восточный Берлин. Это включало в себя три индивидуальных паспортных контроля, таможенный контроль, залы ожидания (поскольку пересечение границы могло занять от 15 минут до нескольких часов), комнаты для допросов, камеры содержания под стражей, пункты регистрации и регистрации людей, пересекающих границу, а также стойку визового сбора. и (обязательный) обмен валюты. [ 14 ]
Благодаря своему расположению в центре Берлина, с его многочисленными магазинами, офисами, официальными зданиями, посольствами, отелями, а также культурными и развлекательными заведениями ( Фридрихштадтпаласт , театр Метрополь, оперный театр , Музейный остров ), а также тем, что он является пограничным контрольно-пропускным пунктом, интенсивность движения на станции была огромной. Вначале, после постройки стены, пограничное движение как в восточном, так и в западном направлении контролировалось на уровне земли. Эти довольно стесненные обстоятельства, усугубленные движением транспорта внутри и вокруг вокзала, привели к строительству здания на площади к северу от вокзала, которое было соединено с главным вокзалом. Это новое здание использовалось для пересечения границы в западном направлении, с отдельными контрольно-пропускными пунктами для жителей Западного Берлина, западных немцев, иностранцев и дипломатов, транзитных путешественников и небольшого числа восточных немцев с выездными визами. На двери находился пост охраны, отделявший людей, которым разрешено пересекать границу, от тех, кто не имел права, что привело к многочисленным слезливым прощаниям перед зданием. Это дало зданию прозвище Трененпаласт («Дворец слез»). [ 9 ] [ 13 ] [ 14 ]
На южной стороне здания вокзала находился так называемый «служебный вход» ( Diensteingang ) для персонала Deutsche Reichsbahn ( Восточногерманских национальных железных дорог ). Этот вход вел через собственную диспетчерскую, а затем через несколько коридоров к двери на первом этаже «западной» стороны. Вход использовался для проникновения и эвакуации агентов восточногерманской разведки , а также для того, чтобы позволить членам Коммунистической партии Западной Германии и Социалистической партии Западного Берлина проходить без проверки или записи. [ 15 ] Этот секретный путь между двумя фронтами холодной войны был также путем побега для некоторых членов западногерманской террористической организации « Фракция Красной Армии», чтобы избежать ареста в Западной Германии. [ нужна ссылка ] 7 июля 1976 года официально разыскиваемые Движения 2 июня члены Инге Вьетт , Моника Берберих , Габриэль Роллник и Юлиана Пламбек сбежали после побега из тюрьмы, а 27 мая 1978 года Тилль Мейер сбежал в Восточную Германию через станцию Фридрихштрассе, хотя они этого не сделали. оставайся там. Позже Виетт снова бежал в Восточную Германию и оставался там до падения Берлинской стены . [ 16 ] [ 17 ] В противоположном направлении, 18 января 1979 года, двойной агент Восточной Германии Вернер Стиллер воспользовался этим маршрутом, чтобы сбежать на Запад. [ 15 ] [ 18 ]
Железнодорожный вокзал был еще одной достопримечательностью во время холодной войны. На первом этаже и на подземных платформах на «западной» стороне вокзала располагались так называемые Intershops , созданные специально для путешественников из Западного Берлина, которые не хотели проходить через пограничный контроль Восточной Германии. [ 14 ] Первоначально это были мобильные тележки, продающие алкоголь и табачные изделия, но вскоре они превратились в магазины, интегрированные в станцию, предлагающие еду, алкоголь, табак, книги, игрушки, украшения, косметику, подарочные товары и многое другое. Можно было выйти из метро, купить что-нибудь, а затем сесть на следующий поезд и вернуться в Западный Берлин, и все это без прохождения восточногерманского пограничного контроля. Покупки можно было совершать за любую полностью конвертируемую валюту, такую как доллары США , французские франки , фунты стерлингов , швейцарские франки и особенно западногерманскую немецкую марку . Товары предлагались беспошлинно , что делало алкоголь и табачные изделия особенно привлекательными для пассажиров из Западного Берлина. Об этом также было известно таможенному агентству Западного Берлина , которое иногда проверяло путешественников, идущих с Фридрихштрассе, на их первой станции в Западном Берлине. [ 14 ]
В период с 1985 по 1987 год был проведен небольшой ремонт депо, в ходе которого средняя деревянная часть крыши была заменена стеклянной. Заменено освещение и перекрашены металлические части сарая.
После падения Берлинской стены до наших дней
[ редактировать ]






Сразу после падения Берлинской стены резко возросло движение городской железной дороги в Берлине, а также движение поездов дальнего следования в Берлин и обратно. [ 9 ] [ 19 ] Сначала, чтобы сразу облегчить путешествие между Восточным и Западным Берлином, были сняты стены и заграждения, построенные для разделения станции. К июлю 1990 года оторванные пути на платформе C были вновь соединены, и спустя почти 29 лет снова было бесперебойное движение на Stadtbahn линии виадука от станции Berlin Alexanderplatz до станции Berlin Zoo . За годы существования Восточной Германии станция практически не ремонтировалась, и особенно подземная часть напоминала пережиток ушедшей эпохи.
В период с августа 1991 года по февраль 1992 года туннель скоростной железной дороги Север-Юг, включая подземную часть станции Фридрихштрассе, был закрыт на реконструкцию. Из-за повреждений, нанесенных Второй мировой войной, он был полностью закрыт. Последний ущерб от наводнения военного времени был устранен в декабре 1991 года.
В период с октября 1995 года по сентябрь 1999 года первый и верхний этажи виадука Штадтбан были полностью отремонтированы, что обошлось Deutsche Bahn в общей сложности в 220 миллионов немецких марок. Фасад здания, был облицован терракотовым клинкерным кирпичом . как и в первоначальном здании, [ 20 ] на этот раз включая южный фасад здания. дополнительный тоннель для движения к метро U6 Под станцией проложен лифты , а между этажами добавлены . Первый этаж площадью 5200 квадратных метров (56 000 квадратных футов) был преобразован в торговый центр с 50 предприятиями. После открытия региональные поезда теперь останавливаются на A и B. платформах
Начиная с 2002 года туннель скоростной железной дороги Север-Юг был снова отремонтирован, в результате чего со станции Фридрихштрассе были удалены последние следы Восточной Германии - зеленая плитка, покрывающая стены.
30 ноября 2008 года был открыт мемориал « Поезда в жизнь – Поезда в смерть» в честь 10 000 еврейских детей, спасенных Движением детей-беженцев , и депортированных, начавших свой путь на этой станции. Фрэнк Мейслер , скульптор мемориала, сам был спасен одним из поездов, направлявшихся на лондонскую станцию Ливерпуль-Стрит (где аналогичный мемориал отмечает прибытие детей). [ 21 ]
Услуги поездов
[ редактировать ]Линия | Маршрут (основные остановки) | Тип услуги |
---|---|---|
ФЕКС | Берлин-Шарлоттенбург – Берлинский зоологический сад – Центральный вокзал Берлина – Берлин Фридрихштрассе – Берлин Александерплац – Берлин Остбанхоф – Берлин Осткройц – Аэропорт BER | Региональные службы |
HBX | Гарц-Берлин Экспресс Остбанхоф Берлина – Берлин Фридрихштрассе – Берлин Hbf – Берлинский зоологический сад – Потсдам – Магдебург – Хальберштадт (разделение поездов) – Кведлинбург – Тале /Вернигероде – Гослар | |
РЭ 1 | Магдебург – Бранденбург – Потсдам – Берлин Hbf – Берлин Фридрихштрассе – Эркнер – Фюрстенвальде – Франкфурт-на-Одере (– Котбус ) | |
РЭ 2 | Висмар – Шверин – Виттенберге – Науэн – Берлин Hbf – Берлин Фридрихштрассе – Кенигс Вустерхаузен – Люббен – Котбус | |
РЭ 7 | Дессау – Бад-Бельциг – Михендорф – Берлин Hbf – Берлин Фридрихштрассе – Аэропорт Берлин-Бранденбург – Вюнсдорф-Вальдштадт – Люббен (Шпреевальд) – Зенфтенберг | |
РЭ 8 | Висмар – Шверин – Виттенберге – Науэн – Берлин-Шпандау – Берлин Hbf – Берлин Фридрихштрассе – Берлин Осткройц – Аэропорт BER | |
РБ 23 | Гольм – Потсдам – Потсдам Грибницзее – Берлин-Ваннзее – Берлин Hbf – Берлин Фридрихштрассе – Берлин Осткройц – Аэропорт BER | |
![]() |
Ораниенбург – Виттенау – Гезундбруннен – Фридрихштрассе – Потсдамская площадь – Шенеберг – Штеглиц – Ванзее | Услуги городской железной дороги Берлина |
![]() |
Бернау – Каров – Панков – Гезундбруннен – Фридрихштрассе – Потсдамская площадь – Зюдкройц – Бланкенфельде | |
![]() |
Хеннигсдорф – Тегель – Гесундбруннен – Фридрихштрассе – Потсдамская площадь – Зюдкройц – Лихтерфельде – Тельтов | |
![]() |
Бланкенбург – Панков – Гезундбруннен – Фридрихштрассе – Потсдамская площадь – Зюдкройц – Лихтерфельде – Тельтов | |
![]() |
Шпандау – Весткройц – Центральный вокзал – Фридрихштрассе – Александерплац – Остбанхоф – Карлсхорст – Кёпеник – Эркнер | |
![]() |
Весткройц – Главный вокзал – Фридрихштрассе – Александерплац – Остбанхоф – Лихтенберг – Штраусберг Норд | |
![]() |
Потсдам – Ванзее – Весткройц – Центральный вокзал – Фридрихштрассе – Александерплац – Остбанхоф – Лихтенберг – Аренсфельде | |
![]() |
Шпандау – Весткройц – Центральный вокзал – Фридрихштрассе – Александерплац – Остбанхоф – Шеневайде – аэропорт Берлин-Бранденбург | |
![]() |
Альт-Тегель - Борзигверке - Хольцхаузерштрассе - Отиссштрассе - Шарнвеберштрассе - Курт-Шумахер-Плац - Африканишештрассе - Реберге - Зеештрассе - Леопольдплац - Свадьба - Райникендорферштрассе - Шварцкопфштрассе - Музей естественной истории - Ораниенбургер Тор - Фридрихштрассе - Унтер Ден Линден - Френч Штрассе (ранее) – Центр города – Кохштрассе – Халлеш Тор – Мерингдамм – Площадь воздушного лифта – Парадештрассе – Темпельхоф – Альт-Темпельхоф – Кайзерин-Аугуста-штрассе – Ульштайнштрассе – Вестфальвег – Альт-Мариендорф | Услуги метро Берлина |
S-Bahn и региональные поезда останавливаются на верхних платформах A – C берлинского Stadtbahn виадука , возвышающегося над улицами города. Этот верхний уровень станции окружен двумя депо . Меньший навес на северной стороне используется для городской железной дороги , больший на юге — для региональных поездов. Платформа D — станция туннеля городской железной дороги Север-Юг , расположенная под землей, примерно на одной линии с восточным берегом реки Шпрее .
Станция метро линии U6 расположена в восточной части станции, прямо под улицей Фридрихштрассе . Кроме того, южная сторона вокзала служит станцией и конечной остановкой для ряда трамваев и автобусов Берлинской транспортной компании .
Магазины
[ редактировать ]После реконструкции в 1999 году на вокзале разместилось множество магазинов, бутиков и ресторанов, благодаря чему станция гармонирует с соседним торговым районом Фридрихштрассе . Кроме того, на станции находятся центр обслуживания клиентов берлинской городской железной дороги и туристический центр Deutsche Bahn . На площади на южной стороне вокзала находится большая стоянка такси , станция также связана с берлинской автобусной и трамвайной системой.
До 2006 года бывший Трененпаласт использовался как клуб и сцена для различных представлений, таких как чтения, концерты и кабаре . [ 23 ] С сентября 2011 года здание стало филиалом боннского Haus . der Geschichte (Дома истории) и в нем размещена постоянная выставка, посвященная истории пересечения внутригерманской границы с особым акцентом на то, как это было пересечь Восточный и Западный Берлин.
В популярной культуре
[ редактировать ]Есть множество фильмов, в которых есть сцены, снятые на станции Фридрихштрассе:
- В « Превосходстве Борна » Джейсон Борн убегает от полиции, спрыгнув с моста перед станцией на лодку внизу.
- В «Ключах от дома» окна гостиничного номера отца и сына выходят на станцию на уровне платформы.
- В фильме «Легенда о Рите» есть множество сцен, где террористы Фракции Красной Армии используют станцию, чтобы сбежать в Восточный Берлин.
Восточногерманский шпион Вернер Стиллер описывает свой побег через станцию в своих мемуарах « За стеной» .
В романе «Мистер Норрис меняет поезд » писатель Кристофер Ишервуд показывает, как Уильям Брэдшоу ест ветчину и яйца с Артуром Норрисом в первоклассном ресторане на станции.
В Call of Duty: World at War станция используется Красной Армией как средство бегства во время битвы за Берлин.
В романе Майкла Калифры «Ничья земля» рассказчик, эмигрант из США по имени Ричард, живущий в Западном Берлине, задержан на вокзале после того, как провел ночь со своей восточногерманской подругой Трауди Францке.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Eisenbahnatlas Deutschland (Атлас железных дорог Германии) (изд. 2009/2010 г.). Шверс + Стена. 2009. ISBN 978-3-89494-139-0 .
- ^ «Stationspreisliste 2024» [Прайс-лист станций на 2024 год] (PDF) (на немецком языке). Станция и сервис БД . 24 апреля 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Тариф ВББ: Разделение территории сети на тарифные соты и тарифные зоны» (PDF) . Транспортное управление Потсдама . Транспортное объединение Берлин-Бранденбург . 1 января 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2020 г. . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Станция Фридрихштрассе» . Путеводитель Penguin's по Берлину .
- ^ «Центральный вокзал себя показывает» . Тагесшпигель (на немецком языке). 24 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2007 г.
- ^ Дженнингс, Кен (21 мая 2012 г.). «Вокзал Фридрихштрассе: самая странная граница холодной войны» . Ежедневный Путешественник . Конде Наст Путешественник . Архивировано из оригинала 24 мая 2012 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ «История: станция Фридрихштрассе» . Friedrichstrasse.de (на немецком языке). ]
- ^ «Трагедия, травма и трансформация: следуя за прошлым вокзала Фридрихштрассе» . secretcitytravel.com . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Фридрихштрассе» . Берлинский городской экспресс (на немецком языке). 1 апреля 2008 г.
- ^ Корбонский, Стефан (1981). Польское подпольное государство: Путеводитель по подполью, 1939-1945 . п. 88.
- ^ «U-Bahn-Chronik: Кригсенде в Берлине» . Berliner-Untergrundbahn.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года.
- ^ Даути, Алан (1989), Закрытые границы: современное нападение на свободу передвижения , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-04498-4
- ^ Jump up to: а б «Бывшая пограничная станция Фридрихштрассе» . Berlin.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «ГРАНИЦА – Станция Фридрихштрассе: Музей воспоминаний» . Хроника Берлинской стены (на немецком языке). Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Стиллер, Вернер (1992). За стеной: Мемуары восточно- и западногерманского шпиона . Брасси (США). п. 228 . ISBN 978-0-02-881007-2 .
- ^ Шнедельбах, Лутц (22 июля 2008 г.). «Полиция арестовала бывшего террориста» . Berliner Zeitung (на немецком языке). Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года.
- ^ Кульке, Улли (14 марта 2005 г.). «В трясине РАФ» . Мир (на немецком языке).
- ^ Вагнер, Томас. «Глава 10». Если бы не 15 минут . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года.
- ^ "Маленькая хроника за 1989 год" . Берлин: Движение транспорта (на немецком языке).
- ^ «Оболочка из фиолетового клинкерного кирпича» . Berliner Zeitung (на немецком языке). 25 августа 1998 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 г.
- ^ «Поезда жизни и смерти» . Berliner Morgenpost (на немецком языке). 1 декабря 2008 г. (требуется подписка)
- ^ «Расписания Берлина по Фридрихштрассе» . БД (на немецком языке).
- ^ "Дом" . Дворец слез (на немецком языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей архитектуры Технического университета Берлина, архитектурные планы
- Индекс изображений искусства и архитектуры (строящийся депо 1881 г.)
- указатель изображений искусства и архитектуры (станция Фридрихштрассе до расширения 1914-25 гг.)
- Информация о станции (S-Bahn) (на немецком языке)
- Берлинская городская железная дорога в Институте локомотивов и вагонов