Курра



Куррач [ ( ирландский : curach ˈkʊɾˠəx] ) — тип ирландской лодки с деревянным каркасом, на который шкуры или шкуры животных когда-то натягивали , хотя сейчас более обычным является холст . Иногда его переводят на английский язык как «curragh».
Конструкция и дизайн куррача уникальны для западного побережья Ирландии. Его называют наомхог [n̪ˠèːˈvoːɡ] в графствах Корк , Уотерфорд и Керри , а также как «каноэ» в Западном Клере . Он похож на коракул , хотя оба возникли независимо. Дощатая гребная лодка, найденная на западном побережье Коннахта, также называется куррач или курах адхмайд («деревянный куррах») и построена в стиле, очень похожем на свою обтянутую парусиной родственницу. Народная этимология гласит, что naomhóg означает «маленькая святая», «маленькая святая женщина» от naomh , мюнстерского произношения [n̪ˠeːv] «святой, святой» и женского уменьшительного суффикса -óg ). Другое объяснение состоит в том, что оно происходит от латинского navis , а также было высказано предположение, что оно происходит от ирландского nae — лодка. [ 1 ]
Более крупная версия известна просто как bád iomartha (гребная лодка). Предполагается, что прототип этой деревянной лодки был построен на Инишни около 1900 года на основе тендера иностранного судна, замеченного в гавани Клеггана. Эти деревянные лодки постепенно вытеснили парусиновые курраши в качестве рабочих лодок у побережья Коннемары. [ 2 ] Этот гребной куррак достигал 20 футов в длину, и его до сих пор можно увидеть в воде в Северном Донеголе.
Куррач традиционно был одновременно морским судном и судном для внутренних вод. Река Каррач была особенно известна своей мелкой осадкой и маневренностью. Его каркас был построен из прутьев орешника и веток салата, покрытых единой бычьей шкурой, которая не только изолировала куррач, но и помогала определять его форму. Эти каррачи были распространены на реках Южного Уэльса, а в Ирландии их часто называли каррачами Бойна. Однако, когда в 1948 году Ирландия объявила незаконным лов лосося и другой пресноводной рыбы сетями, они быстро вышли из употребления.
История
[ редактировать ]В период неолита, [ 3 ] первые поселенцы высадились в северной части Ирландии, вероятно, прибыв на лодках, которые были предками куррачов. Развитие методов соединения древесины в период неолита позволило в конечном итоге создать то, что представляет собой куррач сегодня. Происхождение корзин, покрытых шкурой, очевидно в куррачах, найденных на востоке Ирландии, и использование шкур для обшивки куррачов в период неолита, вероятно, было тем, как ранние ирландцы смогли пробиться на Ирландские острова. [ 4 ]
Куррач представляет собой одну из двух традиций лодок и кораблестроения в Ирландии: судно, обтянутое кожей, и деревянное судно. Хлипкая конструкция первого делает маловероятным, что какие-либо останки будут доступны морским археологам, но его древность очевидна из письменных источников.
Одним из них является латинский отчет о путешествии святого Брендана (родившегося около 484 года на юго-западе Ирландии): Navigatio Santi Brendani abbatis . Здесь содержится описание постройки океанского судна: с помощью железных инструментов монахи изготовили тонкостенное судно с деревянными ребрами sicut mos est in illis partibus («как принято в тех краях»), накрыв его со шкурами, обработанными дубовой корой. Деготь использовали для заделки мест соединения шкур. Затем в середине судна была установлена мачта и поставлен парус. [ 5 ] Хотя само путешествие по сути является сказкой, подразумевается, что описанное судно было построено в соответствии с обычной практикой того времени. В ирландском мартирологе того же периода об острове Аран говорится, что лодка, обычно использовавшаяся там, была сделана из плетения и покрыта коровьей кожей. [ 6 ]
Тим Северин построил такой корабль, следуя, насколько мог, описаниям Брендана и опираясь на навыки и знания нескольких традиционных мастеров, и показал, что результат был вполне мореходным, отправив его из Ирландии в Новый Свет.
Джеральд Уэльский в своей «Топографии Хиберники» (1187) рассказывает, что некоторые моряки рассказали ему, что, укрывшись от шторма у берегов Коннахта , они увидели двух мужчин, длинноволосых и полураздетых, приближавшихся в стройном костюме. плетеная лодка, обтянутая шкурами. Экипаж обнаружил, что эти двое говорят по-ирландски , и взял их на борт, после чего они выразили изумление, поскольку никогда раньше не видели большого деревянного корабля. [ 7 ]
Согласованность отчетов от раннего средневековья до раннего Нового времени позволяет предположить, что конструкция и конструкция куррача не претерпели фундаментальных изменений за этот период.
Отчет Филипа О'Салливана Беара на латыни 17-го века о елизаветинских войнах в Ирландии включает описание двух куррачов, построенных в спешке, чтобы пересечь реку Шеннон . Больший был устроен следующим образом: два ряда ив втыкались в землю друг против друга, верхние концы загибались друг к другу ( ad medium invicem reflexa ) и связывались шнурами, после чего изготовленный таким образом каркас переворачивался вверх тормашками. доски, сиденья и перекладины Затем внутри были установлены ( cui e Solida tabula, statumina, transtraque interius adduntur ), конская шкура была закреплена снаружи и весла с уключинами поставлены . По описаниям, это судно способно перевозить одновременно 30 вооруженных людей. [ 8 ]
Отношения с коракулом
[ редактировать ]Куррач очень похож на коракул , похожую круглую лодку, используемую в некоторых частях Великобритании, а также на большое семейство круглых лодок, называемых «коракулами», распространенных в Южной и Юго-Восточной Азии . Все эти неирландские лодки в конечном итоге прослеживают свое происхождение от куффы , круглого иракского речного судна, построенного в 9 веке до нашей эры или, возможно, даже во 2 тысячелетии до нашей эры. [ 9 ] Однако сходство между куррачом, коракулом и куффой является совпадением. Британский этнолог Джеймс Хорнелл , который интенсивно изучал куррач, коракул и куффа в начале 20-го века, считает, что куррач был разработан независимо от коракула и куффа в случае многократного изобретения . [ 10 ]
Морские куррачи, гр. 17 век
[ редактировать ]
Конструкция и плавание морского курача 17-го века, гибрида обтянутой кожей и дощатой лодки, были подробно описаны англичанином, капитаном Томасом Филлипсом: «Переносное плетеное судно, обычно используемое дикими животными. Ирландский». [ 11 ]
Хотя точность этих эскизов вызывает сомнения, [ 12 ] они детализированы и представляют собой действительную разработку океанского каррача. Судно имеет длину около двадцати футов, имеет киль и руль , ребристый корпус и мачту на миделе. Из-за киля судно показано построенным снизу вверх. Было добавлено покрытие (предположительно из шкур животных ), боковые стороны которого поддерживались стержнями в промежутке.
Мачта поддерживается стойками и двойными вантами с каждой стороны, последние спускаются на внешнюю полку, выполняющую роль цепной рейки . Форштаг показан проходящим через небольшую вилку над реем , которая поддерживает квадратный парус : к вершине мачты привязана ветка. Корма . увенчана двойными полуобручами, которые могли поддерживать обшивку
Зарисовки Филлипса предполагают, что такой сосуд был обычным явлением в его время. Киль улучшит управляемость лодки. [ 13 ] но корпус останется гибким.
Современная ирландская курра
[ редактировать ]В целом компания Currachs придерживается плана, призванного создать прочное, легкое и универсальное судно. Каркас состоит из решетчатой конструкции, образованной ребристыми шпангоутами («обручами») и стрингерами (продольными планками), увенчанными планширем. Форштевень и кормовые стойки есть, киля нет. Установлены ограничители, колени поставляются по мере необходимости. К веслам прикрепляются утки или штыри, также могут быть мачта и парус, но с минимальным такелажем. Снаружи корпус покрыт просмоленным брезентом или ситцем, заменяющим шкуру животного.
В современный период куррахи использовались для рыбалки, переправы и перевозки товаров и домашнего скота, включая овец и крупный рогатый скот. [ 14 ]
Использование куррача не было непрерывным и повсеместным на атлантическом побережье. В современный период он не достиг Керри (на юго-западе Ирландии) до конца 19 века (ок. 1880 г.). До этого единственным судном, которое использовалось, был тяжелый деревянный невод , для гребли которого требовалось восемь человек. [ 15 ] Жители островов Бласкет сочли куррач (или наомхог ) особенно полезным. [ 16 ] и развился особый региональный тип.
Олдбридж
[ редактировать ]Река Айриш-Ривер-Куррач все еще строится в Олдбридже на берегу реки Бойн. Произведенные здесь Currach следуют тому же общему процессу строительства, что и многие другие стили Currach, но в Boyne в качестве внешнего слоя используется просмоленный холст. [ 17 ]
Донегол
[ редактировать ]Подробные планы доступны для Донегола каррашей .
Donegal Sea Currach очень похож на Boyne Currach по конструкции и стилю, хотя оба они производятся на противоположных побережьях друг от друга. Donegal Sea Currach — последнее традиционное ирландское судно, в котором вместо традиционного весла используется свободное весло. [ 17 ]
Мейо
[ редактировать ]Куррачы Южного Мейо отличаются от большинства других типов куррачов тем, что вместо стрингеров, которые в других местах выходят за пределы решетчатого каркаса, дно и боковые стороны покрыты тонкой обшивкой. На острове Ачилл куррач построен с двойными планширями. [ 18 ]
Коннемара и острова
[ редактировать ]Куррач Коннемара также отличается двойным планширем и особой формой поворотного блока или «быка», прикрепленного к одной стороне квадратной части станка весла.
Жители островов Аран, как и жители островов Бласкет, живущих дальше на юге, усердно употребляли курах. Необычно для этой местности использовался парус, правда, без вантов и коряг. Помимо фала, единственными веревками были галс, ведущий к точке возле форштевня, и шкот, отнесенный на корму и закрепленный до последней стойки. [ 19 ]
Гонки Каррача остаются популярными. В середине 1950-х и начале 1960-х годов кузены Сойхе отличились, выиграв множество чемпионатов графства и всей Ирландии, в том числе три последних подряд.
Клэр
[ редактировать ]Куррач Клэр очень напоминал остров Аран. При строительстве несколько деревянных маркеров были вкопаны в землю на определенном расстоянии друг от друга. Это помогло показать желаемую ширину рамы нижнего планширя. Сначала был построен он, затем верхняя рама, а затем прибиты на место стойки. [ 20 ]
Шеннон
[ редактировать ]Куррахи, покрытые воловьей кожей, все еще были обычным явлением в 1840-х годах над Лох-Ри, в центре Ирландии. После этого они исчезли, за исключением морского конца устья Шеннон . [ 21 ]
Керри
[ редактировать ]Керри Каррачс имел репутацию человека элегантного и быстрого. Все они были приспособлены для плавания, с короткой мачтой без вантов, уступающей в гнездо короткий мачтовый башмак. Фал проходил через железное кольцо возле мачты, поднимая небольшой парус с проушинами , и это контролировалось с помощью шкота и галса. Под парусами можно использовать подветренные доски. [ 22 ]
Строители Карра
[ редактировать ]
В настоящее время есть несколько строителей, работающих полный рабочий день. Заметным исключением является Мейтел Мара , который строит куррачи и тренируется в строительстве каррачей в Корке. Они также организуют гонки на каррачах.
С 2005 года в Вест-Клере существует общественное предприятие под названием West Clare Currachs. [ 23 ] при поддержке Джеймса Мэдигана из школы Илен , Лимерик. ЛНБХА, [ 24 ] общественная группа на острове Лох-Ней сделала несколько наомхогов Керри, а также карраков на островах Данфанаги и Тори. В других графствах западного побережья есть строители лодок, которые иногда изготавливают каррачи.
Шотландский Каррагс
[ редактировать ]Традиционный шотландский каррач почти вымер, но время от времени его воссоздают. Известно, что его использовали на реке Спей , на северо-востоке, а также на Гебридских островах .
Сент-Колумба
[ редактировать ]Говорят, что святой Колумба использовал куррач.
- «В один день, по прошествии двух лет после своего прибытия на Иону , Колумба выходит на пляж, где стоит пришвартованное его судно из лозы и воловьей кожи, ожидая, чтобы его использовал любой член общины Хи , чьи обстоятельства могут отозвать его. с острова его сопровождают два друга и бывшие однокурсники, Комгал и Каиннех , а за ним следует небольшой эскорт верных помощников. на материк». [ 25 ]
Святой Беккан из Рима, возможно, жил на острове в течение четырех десятилетий, начиная с 632 года нашей эры, его смерть записана в « Анналах Ольстера» в 677 году. [ 26 ] Он писал о Колумбе :
- На множестве куррах с армией негодяев он пересек длинноволосое море.
- Он пересек усыпанную волнами дикую местность,
- Пятнистая пена, наполненная тюленями, дикая, скачущая, кипящая, с белыми кончиками, приятная и печальная. [ 27 ]
Каррачс на реке Спей
[ редактировать ]В Статистическом отчете Шотландии за 1795 год мы читаем о
- «[человек] сидел в так называемом куррахе, сделанном из шкуры, по форме и размеру напоминающий небольшой пивоваренный котел , сверху шире, чем снизу, с ребрами или деревянными обручами внутри, и крестовина, на которой мужчина мог сидеть. Эти карраки были настолько легкими, что люди несли их на своих спинах из Спимута .
Таким образом, Spey currach по конструкции похож на валлийское судно и используется на реке, а не в открытом море. Шоу Но двадцатью годами ранее мы читаем о более крупных из них в «Истории провинции Морей» (1775 г.):
- «Позвольте мне добавить, что теперь это раритет, Курах… Он овальной формы, около трех футов в ширину и четырех в длину».
Более подробное описание можно найти в протоколах шотландского суда (1780 г.):
- «На курраче работал только один человек, тогда как для поплавков требуются два человека и весла; и человек в курраче гребли лопатой, причем один конец веревки был прикреплен к плоту, а другой привязан к колену человека. в курраче, который он отпускал, когда была какая-то опасность, куррач шел перед плотом».
Спейские каррачи использовались там при торговле древесиной, как описано в « Паломничестве Эйнсли и т. Д.» (1822 г.):
- «Река сделала резкий поворот, расширилась и углубилась в колесо, по груди которого лососевый булыжник, или каррач . плавал
- «Отсюда и куррачер , человек, который сидел в курраче и вел плывущие бревна по реке Спей».
Возможно, они дожили до двадцатого века; (1926) есть упоминание о «каррике» в Banffshire Journal .
Текущее использование в качестве гоночных лодок.
[ редактировать ]Сегодня Currachs выживают как гоночные лодки, часто противостоящие гораздо более современным типам. В ежегодной лондонской гонке Great River Race [ 28 ] Карракс регулярно показывает выдающиеся результаты в общем рейтинге (самая быстрая лодка с учетом гандикапа), особенно в 2007 году. [ 29 ] 2008, [ 30 ] и 2010. [ 31 ]
Куррач принял участие в первой гонке на Аляску в 2015 году. [ 32 ] [ 33 ] Судно West Kerry naomhóg с двумя канадскими членами экипажа предприняло попытку безмоторного путешествия длиной 1200 километров по Внутреннему проходу из Порт-Таунсенда, штат Вашингтон. [ нужны разъяснения ] , Кетчикан, АК [ нужны разъяснения ] .
Скачки Каррача также проводятся на фестивале Milwaukee Irish Fest . Это мероприятие проводится Ирландским клубом Каррач в Милуоки в конце августа каждого года и включает в себя две гонки, которые доступны для просмотра публике во время фестиваля. [ 34 ]
Гонки Каррача также проводятся в Олбани, штат Нью-Йорк; Аннаполис, Мэриленд [ нужны разъяснения ] ; Бостон, Массачусетс [ нужны разъяснения ] ; Литсдейл, Пенсильвания; Нью-Лондон, Коннектикут [ нужны разъяснения ] ; Питтсбург, Пенсильвания и Филадельфия; PA как часть Североамериканской ассоциации Currach. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уа Мэлоун, с. 143.
- ^ Mac an Iomaire (2000), Аннотация переводчика Падраика де Бальдрайта, с. 37
- ^ «Неолит - определение неолита на английском языке в словарях Lexico» . Лексико-словари - английский . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года.
- ^ «Маленькая социальная история Древней Ирландии» . www.libraryireland.com .
- ^ Навигация святого Брендана Аббата , гл. IV: http://www.hs-augsburg.de/~harsch/Chronologia/Lspost10/Brendanus/bre_navi.html
- ^ Цитируется в Хорнелле (1977), с. 17: Ибо был в тех местах в то время некий распространенный вид лодок, сплетенных из лозы и покрытых коровьими кожами; который на шотландском языке называется Курах .
- ^ Топография Ирландии , Dist. Глава 3 26: http://www.maryjones.us/ctexts/index_latin.html . Перевод можно найти по адресу: http://www.yorku.ca/inpar/topography_ireland.pdf . Латинский отрывок, представляющий большой этнологический интерес, выглядит следующим образом: « Ибо я слышал от некоторых кораблей, что, когда четырехдесятеричные существа силой шторма были отброшены в определенное время в северные и непостижимые пустоши Коннахтского моря, они наконец укрылись под каким-то небольшим островом: где с помощью якорей и веревки они едва могли удержаться с тройным, даже кратным упорством. Но когда внизу утихла трехдневная буря и была восстановлена безмятежность моря, а также спокойствие моря, невдалеке появился вид некой земли, до сих пор им совершенно неизвестной; после чего они увидели, недалеко позади, плывущую навстречу им небольшую лодку, узкую и продолговатую, действительно плетеную, а снаружи сотканную и зашитую шкурами животных. Теперь в нем находились двое мужчин, их тела были совершенно обнажены, если не считать широких ремней из сырых шкур животных, которыми они были связаны. У них также были, по ирландскому обычаю, длинные светлые волосы, доходящие до плеч и закрывающие большую часть тела. Когда они услышали, что они из определенной части Коннахта и говорят на ирландском языке, они привели их на корабль. Они же стали дивиться всему, что видели там, как будто новому. Такого большого и деревянного корабля даже богомольцы, как они утверждали, никогда раньше не видели. .
- ^ О'Салливан-Беар, Филип, сборник Historia catholicae Iberniae , Том III., Глава IX: https://archive.org/stream/MN42000ucmf_1/MN42000ucmf_1_djvu.txt (хотя в транскрипции есть ряд ошибок). Перевод работы см. http://www.ucc.ie/celt/published/T100060/index.html .
- ^ Кеннеди, Маев (1 января 2010 г.). «Реликвия показывает, что Ноев ковчег был круглым» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Хорнелл (1939), стр. 13
- ^ Это хранится в Пеписианской библиотеке в Кембридже. См. обсуждение Нэнси Р. Мортона «Плетеные сосуды», « Зеркало моряка » , июль 1922 г.
- ^ Хорнелл (1977), стр. 35–36
- ^ См. Уа Мэлоун, стр. 141–142, о трудности лавирования на современной безкилевой курре: Чтобы держать голову в море и не подпускать ее к бокам, хорошо, что морской бриз сбросил ее вниз. И есть в ней такое парусное поведение, что ее вообще не считаешь, а одно, без какой-либо ячейки под ней и что никаких абордажей, пробивок с ней делать нельзя, но всегда по ветру, пока она идет полубок. ..
- ^ Тайерс (ред.), стр. 94–95: Шон О Криомхтайн описывает, как закреплялись ноги крупного рогатого скота, чтобы они оставались в покое при транспортировке: Вам нужно будет сложить их и связать четыре ноги вместе, а также знать, как их прикрепить, и хорошо иметь веревку. Затем ударьте их в наомхог, и, если вы заметите какое-либо движение ножек, подойдите и поставьте чашку, которая следует за наомхогом, в воду и налейте несколько капель воды на веревку, и это подойдет им хорошо вместе .
- ^ Уа Мэлоун, стр. 140–146
- ^ Тайерс (ред.), стр. 29–30
- ^ Jump up to: а б OtherLives (6 декабря 2008 г.). «Hands Curragh Makers, часть 1» – через YouTube.
- ^ Хорнелл (1977), стр. 5–13
- ^ Хорнелл (1977), стр. 13–23.
- ^ Хорнелл (1977), стр. 24–28
- ^ Хорнелл (1977), стр. 28–29
- ^ Хорнелл (1977), стр. 29–35
- ^ «Водные развлечения - Мероприятия - Клуб Вест-Клэр Каррач - Килки - Туристический веб-сайт графства Клэр» . 18 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- ^ «Мастерские судостроения» . www.an-creagan.com .
- ^ Цитируется в Уайли
- ^ Риксон (2001) , цит., стр . 21–25.
- ^ «Тиугрейнд Беккейн» в Клэнси, Т.О. и Маркус, Г. ред. (1995) Иона - Самая ранняя поэзия кельтского монастыря , цитируется Риксоном (2001), цит., стр. 25.
- ^ Гонка по Великой реке каждый сентябрь охватывает 21 милю (34 км) от Миллуолла в Доклендсе до Ричмонда; для более быстрых лодок гребля по приливу обычно занимает около трех часов. Он открыт для всех типов гребных и гребных лодок, от яликов до гребных барж и лодок-драконов, и в настоящее время (2012 г.) в нем принимают участие более 300 участников.
- ^ По результатам 2007 года, 3-е место в общем зачете: Куна Крю , Клэр Фишинг Каррач (3 hd)
- ^ Результаты 2008 года, 1-е место в общем зачете: The Sin Bin , Коннемара Куррах (3 hd)
- ^ Результаты 2010 года, 2-е место в общем зачете: Прыгун , Racing Naomhóg (4 hd)
- ^ «Лодки и книги – мартовское обновление» . Ангусские приключения . 17 марта 2015 г. Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ «Гонка на Аляску | Полные участники гонки» . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ «Спорт – Милуоки Айриш Фест» . irishfest.com .
- ^ https://www.facebook.com/NACArowing [ источник, созданный пользователем ]
Ссылки
[ редактировать ]- Хорнелл, Джеймс (11 февраля 1939 г.), «Британские кораклы и ирландские карраги: с примечанием о куффе Ирака», Nature , 143 (224): 224, Бибкод : 1939Natur.143R.224. , doi : 10.1038/143224c0 , ISSN 1476-4687
- Хорнелл, Джеймс (1977), British Coracles и Irish Curraghs (первое издание), Нью-Йорк: Ams Press Inc, ISBN 978-0-404-16464-5 Отрывок, посвященный ирландскому курраху
- Уа Майлеойн, Падрайг (1970), North Ard (второе изд.), Дублин: Сарсил и Дилл
- Тайерс, Патрик, изд. (1982), Леойтн Аниар (первое издание), Бальян Фертерайр: Кло Дуибне
- Макан Иомайре, Сеамас (2000), Берега Коннемары (первое издание), Ньютаунлинч, Кинвара: Тир Эолас, ISBN 978-1-873821-14-5
- Эйнсли, Х. Паломничество и др. (1822)
- Банфширский журнал (18 мая 1926 г.)
- Дуэлли, Эдвард Словарь гэльского и английского языков
- Шоу, Л. История провинции Морей (1775 г.)
- Документы заседания, Грант против герцога Гордона (22 апреля 1780 г.)
- Статистический отчет Шотландии (1795 г.)
- Уайли, преподобный Дж. А. История шотландской нации , Vol. 2 (1886)
Внешние ссылки
[ редактировать ]