Сербские танцы
Часть серии о |
Культура Сербии |
---|
![]() |
Люди |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Спорт |
Танцевальная традиция в Сербии представлена различными стилями танцев , обычно называемых коло . Слово происходит от славянского слова, означающего «колесо», круг или контур. Коло — это коллективный танец, в котором танцоры держат друг друга за руки в форме буквы V или W, образуя цепочку или союз. Его танцуют представители всех национальностей и религиозных групп как в Сербии, так и в других регионах Балкан. Другие термины, такие как Оро и Танак. [ 1 ] также используются, особенно в регионах сегодняшней юго-восточной Сербии. Различные формы танцев зародились в разных частях Сербии, каждая из которых сформирована местными традициями, историческими влияниями и региональным наследием. Эти танцы также отражают взаимодействие с другими этническими группами, модели миграции, смену правительств и межрегиональные влияния.
Коло танцуют на собраниях, фестивалях, свадьбах и других торжествах. Его танцуют во всех регионах страны, как в городе, так и в деревне, всеми социальными группами. Большой репертуар танцев Коло сохраняется и исполняется через так называемые Культурно-художественные общества ( Kulturno Umetnicka Drustva , также известный как KUD), в то время как меньшее количество танцев исполняется в рамках коллективной танцевальной практики в современной Сербии. Эти танцы часто стилизованы и исполняются на сцене в традиционных костюмах. Коло также танцуют фольклорные группы и на танцевальных мероприятиях по всему миру, иногда с новыми музыкальными аранжировками и танцевальными мотивами. [ 2 ]
Коло был внесен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в Сербии в 2017 году. [ 3 ]
Танцы
[ редактировать ]Коло в три или шесть шагов
[ редактировать ]Он также известен как Коло у три корака (Коло в три шага), Коло ушест (Коло в шесть) или Коло ушест корака (Коло в шесть шагов). Это самый популярный коло, происходящий из региона Шумадия в центральной Сербии. В разговорной речи в Сербии, когда люди говорят «Давайте потанцуем коло», они имеют в виду именно этот танец, и большинство не знает его под названием «Коло ушест» или «Коло у три» . [ 4 ]
Это латерально-симметричный танец. Все, что танцуется справа, повторяется слева. Хотя это симметричный танец, существует тенденция охватывать больше места справа, чем слева. Базовый узор включает в себя движение вправо за 3 или 6 шагов с использованием любого количества мотивов, прыжки в одном и том же месте, движение влево и прыжки в том же месте, все время подпрыгивая. [ 5 ]
Его танцуют в форме закрытого или открытого коло. Руки соединены и свисают за корпус или под мышками. первому танцору коло ( коловоджа Особая роль в определении мотивов и направления принадлежит ). Последнего танцора зовут кеч, и он, возможно, сыграл роль в поддержании формы коло, но сейчас это не так. Существует множество вариаций шагов, и танцоры имеют большую свободу действий, активно импровизируя. Типичные мотивы шагов включают базовый тройной шаг, перекрестный шаг, чит-степ-пересечение, прыжок вверх и вниз. [ 6 ]
В танце 8 тактов (4 вправо, 4 влево). Музыкальная фразировка также состоит из 8 тактов, благодаря чему танцевальный и музыкальный ритм перекрываются. Для него характерна живая мелодия мажорного масштаба, часто с участием 2
4 или 3
4 размера , за исключением Жикино коло , которое находится либо в 3
4 , 3
8 или 7
16 тактовый размер. Риетко или Ретко Коло (разреженное или утонченное) — название коло, танцуемого под более медленную мелодию, типичную для юго-запада Сербии. [ 7 ]
Существуют разные вариации, исполняемые под разные мелодии. Некоторые из наиболее известных из них:
- Моравац — древнейшая форма вместе с Кукунештом, зафиксирована во второй половине XIX века в Центральной Сербии. [ 8 ] [ 9 ]
- Kokonješte переводится с румынского слова coconeşte , что означает «стиль молодого дворянина». Коконьеште танцуют под самые разные мелодии, хотя музыка, которая стала самой популярной, «Арапско Коконьеште» (что означает арабский, как лошадь), была привезена в Соединенные Штаты Америки сербами, жившими в Австро-Венгерской империи. [ 10 ]
- Круг Жики переводится как хоровод Жики.
- Ужичко коло (название в честь города Ужице) — одна из самых распространенных мелодий, сочиненная в 1962 году Милией Спасоевич, аккордеонисткой из бывшей Югославии. [ 11 ]
- Прекид коло традиционно танцевали как коло втроем в Сербии, из Валевкса Колубара, хотя в настоящее время оно существует и в других формах, которые танцуют международные коллективы народного танца.
Этот Коло внесен в национальный список нематериального наследия Министерства культуры Сербии. [ 12 ]
Мало Коло (Маленькое Коло)
[ редактировать ]Мало Коло или Мало Банатско Коло — коло из северного сербского региона Банат. Это один из самых популярных колос, который танцуют на светских мероприятиях. Это танец из восьми тактов. 2
4 ритм. Он начинается медленно, затем ускоряется, работа ног становится более сложной, а танец более динамичным. Он исполняется либо в закрытом, либо в открытом кругу с танцорами, соединенными воеводинским хватом. Танцоры-мужчины и женщины чередуются: танцоры-женщины кладут руки на плечи танцора-мужчины, а танцоры-мужчины соединяют руки за спиной танцоров-женщин. Танец продолжается шагами вправо и двумя шагами влево. Это один из немногих танцев, в котором женщины и мужчины танцуют немного разные шаги. [ 13 ] Мало-коло внесено в национальный список нематериального наследия Министерства культуры Сербии. [ 14 ]
Желтое колесо
[ редактировать ]Этот традиционный народный танец распространен в восточной Сербии, его танцуют жители Црноречье, Бани, среднего течения реки Тимок, Заглавака, Буджака, долины Сврлишки, окрестностей Ниша и некоторых частей долины Пирот. В разных регионах его танцуют в 8, 10, 12 и 16 тактах. [ 15 ] Это коло — один из трех танцев, занесенных в национальный список нематериального наследия Республики Сербия. [ 16 ]
Другие танцы
[ редактировать ]![]() |
- Боерка (сербский дворянский танец), «Бисерка-боерка» — две разные мелодии, под которые исполнялся один и тот же танец в городском кружке. «Бисерка» происходит от слова «бисер», что означает «жемчужина» или «драгоценность». «Боерка» происходит от румынского слова «Boiereasca», что означает «Благородная женщина». Это танцевали на элегантных балах. [ 17 ]
- Чачак Коло — танец из 10 тактов. 2
4 метра. Упоминается еще во второй половине XIX века как танец юго-восточной Сербии. [ 18 ] Хотя считается, что он назван в честь города Чачак , учитывая географическое происхождение, это название может относиться к более старому сербскому термину. [ 19 ] Этот динамичный танец характеризуется быстрыми энергичными шагами и часто исполняется по кругу. Он широко популярен, особенно в западных и центральных регионах. Есть много вариантов, названных в честь региона, в котором их танцуют, в том числе Црнотравский , Баньский , Нишки , Медевачки и Шиловачки . [ 20 ] - Чочек обычно представляет собой трехтактный танец различных размеров, например румба ( 2
4 или 4
4 ), 7
8 , 9
8 , 12
8 и так далее. Версия, которую танцуют в Сербии, - это Нишки Са, Са, которая также известна как Са , Са, са или Оп са . Название происходит от спонтанного восклицания «опса» и города Ниш . Он имеет танцевальный рисунок с простыми шагами: 2 шага вправо, 2 назад и два вперед. [ 21 ] Робот Коло - это еще одна версия Чочка , широко исполняемая в Южной Сербии, написанная Сашей Мутичем в 1984 году. - Лако Коло означает «легкое коло» и то же самое, что и Лесното, танцуемый в Северной Македонии и Болгарии . Обычно его танцуют в 7
8 метров в Сербии. Свекрвино Оро (Свекровь - мать мужа) - мелодия, под которую танцуют это коло в Юго-Восточной Сербии. Его исполняют на свадьбах и возглавляет мать жениха. [ 22 ] - Бугарка — традиционный танец юго-восточной Сербии, исполняемый в размере 7/16 метра. Он отличается быстрыми и короткими шагами, характеризуется асимметричной ритмической структурой, проявляющейся в 10 тактах. Танец связан с мелодиями, имеющими болгарское влияние, хотя его исполняют в Сербии, особенно в Пироте и его окрестностях. [ 23 ]
- Шетня – танец из Шумадии. Оно переводится как «прогулка» или «прогулка». Обычно его танцуют на слова « Доджи, Миля, у наш край » (Приходи, Миля, в наш край) или « Проджи, Миля, кроз наш край » (Проходи, Миля, через наш край). [ 24 ]
- Влашко Коло, что означает хоровод Влаха, — это традиционный танец, происходящий из Северо-Восточной Сербии. Он содержит 8 тактов размером 2/4 метра с мелодическими влияниями традиционной музыки Валаха . Влашко коло очень популярно среди сербов и валахов на северо-востоке Сербии, а также в других регионах. [ 25 ]
- Троянак очень быстрый, 2
4- ритмовый, 5-тактный танец с пятью «приподнятыми» дрожащими шагами. [ 26 ] - Вранянка – пятитактная. 7
8- ритмовое коло из Вране, обычно танцуемое под песни «Шано Душо» или «Отвори ми Лепо Ленце». [ 27 ]
-
Танец из Гнилане , Ансамбль Коло
-
Танец от Пирота
-
Танец из долины Тимок
-
Танец из Вранье
-
Танец из Лесковаца
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Танак» .
- ^ «Танцы второго поколения» . 20 декабря 2017 г.
- ^ «Коло, традиционный народный танец» .
- ^ Рехбергер, Герман (2015). Балкания: ритмы песен и танцев Албании, Болгарии, Греции, Македонии, Румынии и Сербии . Спираль: Фенника Герман. п. 37. ИСБН 9789525489101 .
- ^ Селена, Ракочевич (2011). «Переплетение танцевальных структур. Традиционный танец и танцевальная музыка банатских сербов в свете их взаимоотношений». Etnomuzikološke Studije – Disertacije . 2:22 .
- ^ Живкович, Анастасия (2022). "АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СТИЛЯ ТАНЦА - МОТИВЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗЛИЧЕНИЯ МЕЖДУ КОЛЛЕКТИВНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СТИЛЯМИ ИСПОЛНЕНИЯ СЕРБСКОГО КОЛО (ХОРОДНИКА)". Музыкальная волна (на сербском языке). 28 (51). Издательство CLIO: 46–52.
- ^ Ранисавлевич, Здравко (2021). КОЛО: ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ В СЕРБИИ – КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (PDF) (кандидатская диссертация). Факультет музыки Университета искусств в Белграде.
- ^ Ракочевич, Селена (01 января 2014 г.). «Этнохореологическая работа Оливеры Младеновича». Вестник Этнографического института . 62 (2): 235–250. дои : 10.2298/GEI1402235R .
- ^ Союз ассоциаций фольклористов Югославии. Конгресс (1965). Работа... съезда Союза фольклористов Югославии . Союз фольклористов Югославии.
За последние двадцать лет Моравац вытеснил своих предшественников Коконьесте, трассу 2ики и Вранянку (быструю), конечно, не полностью, но все же настолько эффективно, что занял место рядом с ними и даже опередил их.
- ^ https://socalfolkdance.org/dances/K/Kokonjeste_B_Serbian.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Урсула Хеметек; Аделаида Рейес; Институт исследований народной музыки и этномузыкологии, Вена (2007). Культурное разнообразие в городской местности: исследования городской этномузыкологии . Институт исследований народной музыки и этномузыкологии. ISBN 978-3-902153-03-6 .
Они играли недавно сочиненную народную музыку, а также колосы, такие как Узицко коло, очень популярную танцевальную мелодию из Сербии. Танец, один из музыкальных этнических символов Сербии; может намекать на сербскую этническую принадлежность; иначе мы ничего не нашли...
- ^ «КОЛО ДАНС, ТРЕХШАГОВОЕ КОЛО, ШЕСТИШАГОВОЕ КОЛО – нематериальное культурное наследие Сербии» .
- ^ «Мало Коло, Сербия» . Сноски о народных танцах . 30 января 2020 г.
- ^ «Маленький танец Коло (Мало Коло)» . Нематериальное культурное наследие Сербии .
- ^ «Журнал Ethnoumlje: Мастерская Руменки, Копча для Восточной Сербии» . Всемирная музыкальная ассоциация Сербии . 2022-01-12.
- ^ «Танец Руменка Коло (Руменка)» . Нематериальное культурное наследие Сербии .
- ^ Ракочевич, Селена. «ЭТНОХОРЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ ТАНЦЕВАЯ ПРАКТИКА В СЕРБИИ» (PDF) . Balkanfolkfest.com .
- ^ Илич, Йован (2014). Княжество Сербия . Белград: Институт учебников.
- ^ «Чачак — сербское слово» . CAGLAS.rs . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Чачак Коло» . sfdh.us. История сербского народного танца . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Са (L*), Са Са, Оп Са, Нишки са,са – Сербия» . www.folkdancefootnotes.org . 27 января 2021 г.
- ^ Златанович, Саня (2012). «Свадьба, традиционный женский костюм и дискурсы идентичности сербской общины юго-восточного Косово» . Вестник Этнографического института САНУ . 60 (2): 89–105. дои : 10.2298/GEI1202089Z . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Гиганница (L*), Цыганка, Северная Македония. – Бугарка, (L*) Бугарка, Бугарчица, Пешачка/о, Сербия» . Сноски по народному танцу .
- ^ «Прогулка (Доджи, Миля или Продже Миля) – сербский детский танец» . www.folkdancefootnotes.org .
- ^ «Влашко коло (L*) (Стара Влайна) – Сербия» . Сноски по народному танцу . 3 марта 2020 г.
- ^ «Троянац (Сербия)» . Folkdancemusings.blogspot.com .
- ^ «Вранянка, Тешко (Сано душо, Бело Ленче) – Сербия, Косово, Северная Македония» . www.folkdancefootnotes.org . 26 ноября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Владимир Мутавджич (2005). Народные танцы Сербии: Практикум педагогической практики . Студенческий культурный центр. ISBN 978-86-7757-115-3 .
- Деса Дордевич (1988). Народные игры Шумадии и Поморского воеводства . Культурно-просветительская ассамблея. ISBN 978-86-80825-62-5 .
- Любица С. Янкович; Даника С. Янкович (1951). Народные игры . Типография Д. Грегорича.
- Тихомир Р. Дордевич (1907). Сербские народные игры . Том. 9–10. Сербская королевская академия.
- Богданка Джурич; Радомир Янкович; Василий Павлович (1991). Сербские народные игры . Образование-Совместное производство.
- Драгослав Джаджевич (2006). Национальные игры Северо-Восточной Сербии . Культурно-просветительское сообщество. ISBN 9788684107079 .
- Маргарита Дебеляк; Милица Ильин (1953). Венгерские народные танцы из Воеводины . Братство Единство.
- Бранка Котурович; Александр Маринкович (1973). Национальные игры Югославии: методика, техника, ритмика . Интерплас.
- Владимир Кирин (1965) [1954]. Народные танцы Югославии . Опубликовано Color.
- «Коло-Дэнс» .
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |