Доминик де Мениль
Доминик де Мениль | |
---|---|
![]() Доминик де Мениль | |
Рожденный | Доминик Исалин Зелия Генриетта Кларисса Шлюмберже 23 марта 1908 г. |
Умер | 31 декабря 1997 г. | (89 лет)
Супруг | |
Дети | 5 (включая Жоржа де Мениль и Филиппу де Мениль ) |
Доминик де Мениль (урожденная Шлюмберже ; 23 марта 1908 — 31 декабря 1997) была франко - американским коллекционером произведений искусства , филантропом , основателем коллекции Менила и наследницей Schlumberger Limited . состояния нефтяного оборудования [ 1 ] В 1986 году она была награждена Национальной медалью искусств . [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Де Мениль родилась Доминик Исалин Зелия Генриетта Кларисса Шлюмберже , дочь Конрада Шлюмберже и Луизы Шлюмберже (урожденная Дельпеш), кальвинистских эльзасцев. [ 3 ] Она изучала физику и математику в Сорбонне и у нее появился интерес к кинопроизводству, что привело ее в Берлин, чтобы работать ассистентом сценария в Йозефа фон Штернберга постановке « Голубой ангел» . [ 1 ] Она также публиковала статьи о кинотехнологиях во французском журнале La revue du cinéma. [ 4 ]
В 1930 году она познакомилась с банкиром Жаном де Менилом (который позже перевел свое имя на английский язык как Джон де Мениль), и в следующем году они поженились. Выросший в протестантской семье , Доминик обратился в католицизм в 1932 году. Католическая вера де Мениль, особенно их интерес к отца Ива Мари Жозефа Конгара учениям об экуменизме , стали решающими для развития их коллекционерского духа в ближайшие десятилетия. [ 1 ] У них было пятеро детей: Мари-Кристоф (была замужем за Робертом Турманом и была бабушкой художника Дэша Сноу ), Аделаида (фотограф, вдова антрополога Эдмунда Сноу Карпентера ), Жорж де Мениль (экономист), Франсуа ( кинорежиссер и архитектор) и Филиппа (соучредитель Dia Art Foundation [ 5 ] и лидер суфийского ордена в Нижнем Манхэттене. [ 6 ] ).
После начала Второй мировой войны и нацистской оккупации Франции де Мениль эмигрировали из Парижа в Соединенные Штаты Америки. Они сохранили резиденции в Нью-Йорке и Франции , но поселились в Хьюстоне , где Джон в конечном итоге стал президентом Schlumberger Overseas (Ближний и Дальний Восток) и Schlumberger Surenco (Латинская Америка), двух филиалов базирующейся в Хьюстоне нефтесервисной корпорации . [ 1 ]
Коллекционирование искусства
[ редактировать ]Джон и Доминик де Мениль начали интенсивно коллекционировать произведения искусства в 1940-х годах, начиная с покупки в 1945 году картины Поля Сезанна 1895 года «Монтань» ( «Гора» ). Под руководством доминиканского священника Мари-Алена Кутюрье , который познакомил де Мениль с творчеством художников в галереях и музеях Нью-Йорка, они заинтересовались пересечением современного искусства и духовности . В конечном итоге они собрали более 17 000 картин, скульптур, предметов декора, гравюр, рисунков, фотографий и редких книг. [ 7 ]

Де Мениль особенно интересовались современным европейским искусством, и основной силой коллекции было множество кубистических , сюрреалистических и других модернистских работ, которые они приобрели. К 1960-м годам де Менилы тяготели к основным американским послевоенным движениям абстрактного экспрессионизма , поп-арта и минимализма . [ 8 ] На протяжении многих лет семья поддерживала тесные личные дружеские отношения со многими художниками, чьи работы они собирали, включая Виктора Браунера , Макса Эрнста , Джаспера Джонса , Ива Кляйна , Рене Магритта , Роберта Раушенберга , Доротею Таннинг и Энди Уорхола . [ 1 ]
Однако де Мениль не ограничивали свои приобретения современным искусством, и их эклектичные вкусы стали отличительной чертой их коллекционирования. Как модернисты, они осознали глубокую формальную и духовную связь между современными произведениями искусства и искусством древних и местных культур, расширив свою коллекцию, включив в нее произведения классической средиземноморской и византийской культур, а также предметы из Африки , Океании и Тихоокеанского региона. Северо-запад . [ 8 ] [ 9 ] Де Мениль выразил благодарность дилеру и советнику Джону Клейману за формирование их вкусов в отношении предметов Африки и Океании, заявив, что он «сделал покупку африканского искусства очень заманчивой». [ 10 ] Они купили более двухсот работ в нью-йоркской галерее Клеймана. [ 11 ] Под влиянием учений отца Кутюрье и отца Конгара де Мениль развили особый гуманистический дух, в котором они понимали искусство как центральную часть человеческого опыта. Их коллекция была мотивирована общим интересом к тому, как люди разных культур и эпох раскрывают через искусство свое понимание того, что значит быть человеком. [ 7 ]
Меценат
[ редактировать ]Переехав в Хьюстон, де Мениль быстро стали ключевыми фигурами в развивающейся культурной жизни города как защитники современного искусства и архитектуры . В 1949 году они поручили архитектору Филипу Джонсону спроектировать свой дом в районе Ривер-Оукс в Хьюстоне. Одна из первых резиденций в международном стиле в Техасе , она вызвала споры не только тем, что выделялась среди особняков Ривер-Оукс, но и сочетанием чистых модернистских линий Джонсона со смелой цветовой палитрой и эклектичным дизайном интерьера Чарльза Джеймса . [ 12 ] Де Мениль наполнили свой дом произведениями искусства и принимали у себя многих ведущих художников, ученых, борцов за гражданские права и интеллектуалов того времени.
Отчасти это было вызвано отсутствием настоящего художественного сообщества в Хьюстоне. [ 13 ] В 1950-х и 1960-х годах де Мениль продвигали современное искусство посредством выставок, проводимых в Ассоциации современного искусства (позже Музей современного искусства Хьюстона ), таких как первая персональная выставка Макса Эрнста в Соединенных Штатах и Музее изящных искусств в Хьюстоне , чтобы которым они подарили важные дары искусства. [ 14 ] Они сыграли важную роль в решении Ассоциации современного искусства нанять Джермейна МакЭги в качестве своего директора; она курировала несколько новаторских выставок, в том числе «Сфера Мондриана» и «Тотемы не табу: выставка примитивного искусства». [ 15 ] В 1954 году они основали Фонд Менила, некоммерческую организацию, занимающуюся «поддержкой и продвижением религиозных, благотворительных, литературных, научных и образовательных целей». [ 16 ]

В том же году они предоставили Университету Святого Томаса , небольшому католическому учреждению в Хьюстоне, финансирование на строительство Стрейк-холла и Джонс-холла, спроектированных Филипом Джонсоном по их рекомендации. Стремясь обеспечить в Хьюстоне мощную учебную программу по истории искусства для студентов и взрослых, в 1959 году они основали факультет искусств в Университете Сент-Томас, пригласив Джермейна МакЭги вести курсы и курировать выставки, проводимые в Джонс-холле. В 1967 году они основали Медиа-центр университета. Де Мениль часто лично набирали преподавателей для факультетов и привозили в Хьюстон многих известных художников и историков искусства, в том числе Марселя Дюшана , Роберто Матту и Джеймса Джонсона Суини , которых они убедили служить музеем. директор Музея изящных искусств Хьюстона с 1961 по 1967 год. [ 1 ] После смерти Джермейна МакЭги в 1964 году де Менил взяла на себя ее занятия и стала заведующей художественным факультетом Университета Сент-Томаса, курируя несколько выставок в течение следующих нескольких лет.
Встретив растущее сопротивление со стороны более традиционного василианского духовенства в Университете Св. Фомы, в 1969 году де Мениль перевели художественный факультет, включая факультет истории искусств, и Медиа-центр в Университет Райса , где они основали Институт Искусство управлять выставочной программой в Музее риса. Известными выставками в Музее Райса, организованными с помощью де Менилов, были «Машина, какой она видится в конце механического века», курируемая Понтусом Хультеном для Музея современного искусства, Нью-Йорк , и «Набег на ледник 1 с Энди». Уорхол », [ 17 ] выставка предметов, отобранных Уорхолом из запасников Музея искусств Школы дизайна Род-Айленда . [ 1 ] В Райс де Мениль также развивали свой интерес к кино, работая с такими известными режиссерами, как Роберто Росселлини , который совершил несколько поездок в Хьюстон, чтобы обучать студентов Университета Райс и создавать телевизионные документальные фильмы. [ 18 ] Де Мениль поддержали профессора астрофизики Университета Райса Дональда Д. Клейтона в двухнедельном пребывании в Риме в июне – июле 1970 года для ежедневной работы с Росселлини. [ 19 ] [ 20 ] задумав фильм о космологии, который так и не был снят, но был опубликован в 1975 году как личные воспоминания о жизни, открывавшей Вселенную. [ 21 ] Среди других кинематографистов, посетивших Медиа-центр, были Ола Балогун , Бернардо Бертолуччи , Джеймс Блю , Джим МакБрайд и Колин Янг .
Джон и Доминик де Мениль также разделяли интерес к фотографии , приглашая фотографов приехать в Хьюстон, чтобы запечатлеть события в городе и выставить свои работы. [ 1 ] Они поручили Анри Картье-Брессону сфотографировать съезд Американской федерации искусств 1957 года , проходивший в том же году в Хьюстоне, и работали с такими фотографами, как Фредерик Болдуин и Венди Уотрисс , которые впоследствии основали FotoFest, и Джефф Виннингем , который был главой отдел фотографии в медиацентре Райс. Фотография стала важной составляющей коллекции, в которую вошли работы Евы Арнольд , Анри Картье-Брессона , Дэнни Лиона , Ганса Намута и Евы Зоннемана . [ 1 ]
Гражданские права и права человека
[ редактировать ]Помимо того, что Джон и Доминик де Менил стали известны как коллекционеры и меценаты, они были активными поборниками прав человека во всем мире. Их действия в Хьюстоне были сосредоточены, на Движении за гражданские права в частности, . В 1960 году они запустили амбициозный научно-исследовательский проект «Образ черного в западном искусстве», которым руководил историк искусства Ладислас Бугнер . Продолжающийся проект, направленный на каталогизацию и изучение изображения лиц африканского происхождения в западном искусстве, сейчас находится под эгидой Института Варбурга и Гарвардского университета . [ 22 ]
Самым спорным их действием в защиту гражданских прав было предложение Барнетта Ньюмана сломанного обелиска в качестве частичного подарка городу Хьюстону в 1969 году при условии, что он будет посвящен недавно убитому Мартину Лютеру Кингу-младшему. [ 23 ] Город отказался от подарка, что вызвало спорные дебаты [ 24 ] это закончилось только тогда, когда де Мениль сами приобрели скульптуру и установили ее перед недавно построенной часовней Ротко . [ 25 ]
Первоначально де Мениль планировал построить часовню Ротко в 1964 году, когда Доминик де Мениль заказал Марку Ротко серию медитативных картин для экуменической часовни, предназначенной для Университета Святого Фомы как пространства для диалога и размышлений между религиями. После внесения изменений несколькими архитекторами, в том числе Филипом Джонсоном , Говардом Барнстоном и Юджином Обри , внеконфессиональная часовня Ротко была открыта на территории Фонда Менила в 1971 году на церемонии, в которой приняли участие представители различных религий. [ 26 ] В следующем году она была создана как автономная организация и начала проводить коллоквиумы, начиная с «Традиционных способов созерцания и действия», на которые съехались религиозные лидеры, ученые и музыканты с четырех континентов. [ 27 ]
Де Менилы также организовывали выставки, пропагандирующие права человека и гражданские права, в том числе The De Luxe Show , выставку современного искусства 1971 года, проходившую в Пятом районе Хьюстона , исторически афроамериканском районе. Координируемая борцом за гражданские права, а затем конгрессменом США Микки Лиландом , это была одна из первых расово интегрированных художественных выставок в Соединенных Штатах. [ 28 ]
В 1986 году де Мениль расширила свое участие в социальных делах, основав Фонд по правам человека Картера-Менила вместе с бывшим президентом Джимми Картером , чтобы «содействовать защите прав человека во всем мире». [ 29 ] Фонд предложил Премию Картера-Менила в области прав человека , спонсируемую Часовней Ротко, организациям и частным лицам за их приверженность правам человека. Она также учредила премию «Оскар Ромеро», названную в честь убитого сальвадорского епископа .
Планы на музей
[ редактировать ]
Планы по созданию музея для размещения и демонстрации коллекции Джона и Доминика де Менил начались еще в 1972 году, когда они попросили архитектора Луи И. Кана спроектировать музейный кампус на территории Фонда Менила в районе Монтроуз в Хьюстоне, недалеко от часовни Ротко. Кан действительно сделал несколько предварительных рисунков, но проект был приостановлен в 1973 году после смерти Джона де Менила и Кана с разницей менее чем в год. [ 30 ]
В 1980-х годах де Мениль снова начала искать архитектора для проектирования музея, в конечном итоге поручив Ренцо Пиано , известному итальянскому архитектору, известному своим провокационным зданием Центра Жоржа Помпиду в Париже, придумать дизайн, который соответствовал бы ее видению музея. . «Я мечтала сохранить некоторую близость, которую я испытывала к произведениям искусства», — писала она. «Мы будем показывать только части Коллекции одновременно, но выставлять их в просторном и привлекательном пространстве... Публика никогда не узнает музейной усталости и получит редкую радость сидеть перед картиной и созерцать ее... Работы появлялись, исчезали и появлялись снова, как актеры на сцене». [ 8 ] Сдержанный дизайн Фортепиано для коллекции Menil перекликался с архитектурой окружающих бунгало, которые были выкрашены в серый цвет Фондом Menil, и имел крышу из листьев навеса, которая позволяла фильтрованному естественному свету заполнять галереи. [ 31 ] В результате получился музей, который выглядел «маленьким снаружи, но... максимально большим внутри». [ 32 ]
В коллекции Менил, посвященной 7 июня 1987 года, представлены предметы из коллекции Джона и Доминика де Менил, в том числе избранные произведения африканского искусства, обширная коллекция сюрреалистических произведений и работы ряда современных американских художников, таких как Джексон Поллок , Барнетт Ньюман. , Клиффорд Стилл , Роберт Мазервелл , Сай Твомбли и Марк Ротко . Здесь также проводятся временные выставки. Его часто называют одной из самых значительных частных коллекций произведений искусства, наряду с Фондом Барнса и Музеем Дж. Пола Гетти . [ 33 ]
В близлежащей галерее Сая Твомбли , открытой в 1995 году, хранится более тридцати Твомбли картин, скульптур и работ на бумаге. Постоянная галерея, спроектированная Ренцо Пиано, повторяет некоторые архитектурные особенности коллекции Menil, такие как использование рассеянного естественного света, сохраняя при этом свою собственную индивидуальность. [ 1 ]
Кампус Менила также включает в себя византийскую часовню с фресками . Когда де Мениль узнала, что группа византийских фресок 13-го века была украдена из часовни в на Лиси Кипре и изрезана контрабандистами, она заплатила выкуп и профинансировала их реставрацию. В обмен на ее усилия Священное епископство Кипра разрешило оставить работы в Хьюстоне на условиях 20-летней ссуды. [ 34 ] Фрески — купол с Христом Пантократором и апсида с изображением Девы Марии Панайи — были установлены в пространстве, напоминающем реликварий , где они экспонировались до марта 2012 года, после чего были возвращены Кипрской церкви. Здание было спроектировано архитектором Франсуа де Менилом и имитирует оригинальную часовню Лиси. [ 35 ]
Последним проектом Де Менила стал заказ в 1996 году трех инсталляций скульптора- световых минималиста Дэна Флавина Ричмонд для -холла, бывшего продуктового магазина Weingarten's в Хьюстоне. Инсталляция Дэна Флавина состоит из двух горизонтальных зеленых флуоресцентных ламп на восточной и западной сторонах фасада здания, двух наборов диагональных белых фонарей на стенах фойе и большой работы в главном внутреннем пространстве с розовым, желтым, зеленым и синим цветами. и ультрафиолетовые лампы. Также в Ричмонд-холле экспонируются четыре экземпляра «памятников» Флавина В. Татлину , созданных между 1964 и 1969 годами. [ 1 ] [ 36 ]
Де Мениль умер в Хьюстоне 31 декабря 1997 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хельфенштейн, Йозеф и Лорин Шипси. Искусство и активизм: проекты Джона и Доминика де Мениль . Хьюстон: Коллекция Менила, 2010. ISBN 0-300-12377-9
- ^ Пожизненные награды - Национальная медаль искусств. Архивировано 23 мая 2010 г., в Wayback Machine. Получено 17 мая 2010 г.
- ^ Пол Ричард (7 июня 1987 г.). «МУЗЕЙ МЕНИЛА» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN 0190-8286 . OCLC 1330888409 .
- ^ Шлюмберже, Доминик. «Различные процессы говорящего кино». Ле ревю кино 2, вып. 9 (апрель 1930 г.): 43–52.
- ^ Глюк, Грейс. «Семья де Мениль: Медичи современного искусства». Журнал New York Times , 18 мая 1986 г.: 28–46, 66, 106, 113.
- ^ «Вопреки предрассудкам, мистическая музыкальная направленность ислама нравится жителям Нью-Йорка» . Экономист . 25 сентября 2016. ISSN 0013-0613 . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рифма и разум: Коллекции Менила (Хьюстон – Нью-Йорк) . Каталог выставки. Париж: Национальные галереи Гран-Пале, 1984.
- ^ Jump up to: а б с Коллекция Менила: выбор от палеолита до современной эпохи». Нью-Йорк: Абрамс, 1987. Ред., 1997.
- ^ Ван Дайк, Кристина. Африканское искусство из коллекции Менила. Хьюстон: Фонд Менила; Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2008.
- ^ Доминик де Мениль, цитата из Browning 1983, 37.
- ^ Смарт, Памела Г. (25 марта 2011 г.). Сакральная современность: вера, активизм и эстетика в коллекции Менила . Издательство Техасского университета. стр. 77, 78. ISBN. 9780292723337 .
- ^ Миддлтон, Уильям. «Дом, в котором дребезжали техасские окна». Нью-Йорк Таймс , 3 июня 2004 г.
- ^ де Менил, Джон. «Провинциальный город». В Хьюстоне: текст хьюстонцев , 127–29. Марреро, Луизиана: Hope Haven Press, 1949.
- ^ Бреннан, Марсия, Альфред Пакеман и Энн Темкин. Современный патронаж: подарки де Менила американским и европейским музеям . Введение Йозефа Хельфенштейна. Хьюстон: Фонд Менила; Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2007.
- ^ Джермейн МакЭги: Жизнь, иллюстрированная выставкой. Каталог выставки. Хьюстон: Университет Сент-Томаса, 1968.
- ^ Фонд Менила - Справочник Техаса в Интернете, получено 18 мая 2010 г.
- ^ Блейк Гопник , Уорхол: Жизнь как искусство Лондон: Аллен Лейн. 5 марта 2020 г. ISBN 978-0-241-00338-1 стр. 601
- ^ Хьюгец, Эдвард и Брайан Хуберман. «Память Росселлини в Техасе». В Роберто Росселлини , 107–15. Рим: Edizione Ente Autonomo Sviluppo Cinema, 1987. Издано Министерством туризма и развлечений для мультимедийного проекта «Росселлини в Техасе», октябрь 1987 года.
- ^ «Фотоархив ядерной астрофизики» . Клемсон.edu . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ «Фотоархив ядерной астрофизики» . Клемсон.edu . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Дональд Д. Клейтон, «Темное ночное небо: личное приключение в космологии» Quadrangle / The New York Times Book Co. (Нью-Йорк, 1975)
- ^ Бугнер, Ладислас, изд. Образ черного в западном искусстве . 4 тома. Нью-Йорк: Уильям Морроу; Хьюстон: Фонд Менила, с 1976 г. по настоящее время. После смерти Доминика де Менила фотографии и книги, собранные для поддержки этого исследования, были переданы в дар Институту Варбурга при Лондонском университете . «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 13 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ричард, Пол. «Почему бы не посвятить искусство королю, — спрашивает Де Мениль городской совет». Хьюстон Кроникл , 20 августа 1969 года.
- ^ Ричард, Пол. «Горе следует за обелиском». Вашингтон Пост , 25 августа 1969 г.
- ↑ Хобди, ди-джей «Институт религии принимает спорный «сломанный обелиск»». Houston Chronicle , 26 августа 1969 г.
- ^ Барнс, Сьюзен Дж. Часовня Ротко: Акт веры. Хьюстон: Часовня Ротко, 1989.
- ^ Ибиш, Юсуф и Питер Ламборн Уилсон, ред. Традиционные способы созерцания и действия. Тегеран: Императорская иранская академия философии, 1977.
- ^ Баттерфилд, январь. «Шоу Делюкс». Texas Observer , 24 сентября 1971 г.
- ^ «Специальный приз Фонда прав человека Картера-Менила» . www.cartercenter.org . Архивировано из оригинала 3 июня 2009 года.
- ^ Эллиотт, Клэр. Коллекция Менила: Арт-пространства. Лондон: Скала; Хьюстон: Menil Foundation, Inc., 2007.
- ^ Ингерсолл, Ричард. «Пианиссимо: Очень тихий сборник Менила». Техасский архитектор 37 (май/июнь 1987 г.): 40–47.
- ^ Томкинс, Кэлвин. «Благодетель». Житель Нью-Йорка , 8 июня 1998 г.: 52–67.
- ^ Холмс, Энн и Патрисия К. Джонсон. Статьи в разделе Изюминка «Менил открывается». Хьюстон Кроникл , 7 июня 1987 г.
- ^ Карр, Аннемари Вейл и Лоуренс Дж. Моррокко. Найден византийский шедевр: фрески тринадцатого века в Лиси, Кипр . Остин: Техасский университет Press, 1991.
- ^ Джованнини, Джозеф. «Современный реликварий: в музее Нью-Хьюстона Франсуа де Мениль создает аутентичную обстановку для двух византийских фресок». Архитектура 86 (апрель 1997 г.): 68–75.
- ^ «Коллекция Менила» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 18 мая 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1908 рождений
- 1997 смертей
- Американские филантропы
- Американские коллекционеры произведений искусства
- Американские женщины-коллекционеры произведений искусства
- Основатели музея
- Французские эмигранты в США
- Коллекционеры произведений искусства из Парижа
- Переходит в католицизм из кальвинизма
- Американские бывшие протестанты
- Французские католики
- Католики 20-го века
- Американские католики