Кай Лунь
Кай Лунь | |
---|---|
蔡Кай Лунь | |
![]() | |
Рожденный | ок. 50–62 гг. н.э. |
Умер | 121 г. н.э. (59–71 год) Лоян , империя Хань |
Занятия | Евнух, чиновник суда Судебные позиции |
Известный | Развитие бумаги и бумажного производства |
Кай Лунь | |||
---|---|---|---|
![]() Имя Цая, написанное традиционными (вверху) и упрощенными (внизу) китайскими иероглифами. | |||
Традиционный китайский | 蔡Кай Лунь | ||
Упрощенный китайский | 蔡Кай Лунь | ||
| |||
Цзинчжун ( любезное имя ) | |||
Традиционный китайский | 敬Кейнака | ||
Упрощенный китайский | 敬Кейнака [4] | ||
|
Цай Лунь ( китайский : 蔡蔡伦 ; любезное имя : Цзинчжун ( 敬 仲 ); ок. 50–62 – 121 гг. н. э .), ранее латинизированный как Цай Лунь , был китайским придворным евнухом династии Восточная Хань . Он занимает ключевое место в истории бумаги благодаря добавлению целлюлозы через кору деревьев и концы конопли , что привело к крупномасштабному производству и распространению бумаги по всему миру. Хотя традиционно считается изобретателем бумаги , более ранние формы бумаги существовали с III века до нашей эры, поэтому вклад Цая ограничивается инновациями, а не изобретениями.
Цай родился в командовании Гуйян (на территории нынешнего Лэйяна ), Цай прибыл при императорский двор в Лояне к 75 году нашей эры, где он служил камергером императора Мина , а затем Сяо Хуанмэнь , императорским посланником императора Чжана . Чтобы помочь госпоже Доу сделать ее приемного сына назначенным наследником , он допросил супругу Сун и ее сестру, которые затем покончили с собой. Когда император Хэ взошел на трон в 88 году н. э., Доу наградил Цая двумя должностями: Чжунчан ши , политического советника императора, что было высшей должностью для евнухов того времени, а также Шанфан Лина , где Цай курировал производство инструментов и оружия в Дворцовой мастерской.
императором Хэ Несмотря на успешный государственный переворот, устроенный против семьи Доу в 92 году н.э., Цая не обеспокоило падение его бывшего союзника. Его положение в Дворцовой мастерской расширилось; он стал ответственным за производство церемониального оружия , которое, как сообщает Хоу Ханьшу , отличалось образцовым мастерством. Однако наиболее известное нововведение Цая произошло в 105 году нашей эры, когда он существенно усовершенствовал процесс изготовления бумаги, используя древесную кору, отходы конопли, старые тряпки и рыболовные сети . Его новый тип бумаги быстро вытеснил использовавшиеся до этого бамбуковые и деревянные листы , и Цай получил богатство и известность по всей империи. В 110 году н. э. госпожа Дэн , ставшая вдовствующей императрицей молодого императора Аня , назначила Цая курировать новое издание « Пяти классических произведений» , подготовленное 100 учёными . Цай был награжден за свою императорскую службу в 114 г. н.э.; он получил титул маркиза и был назначен лордом Лонгтинга , небольшой деревни. Когда его союзник Дэн умер в 121 году нашей эры, Цай был отправлен в Министерство юстиции из-за его причастности к смерти бабушки императора, супруги Сун. Стыдясь своего затруднительного положения и ожидая быть приговоренным к смертной казни, он совершил в том же году покончил жизнь самоубийством и умер в столице, в которой он провел почти всю свою взрослую жизнь.
Считается, что усовершенствования Цая в производстве бумаги оказали огромное влияние на историю человечества Китая , и из тех, кто создал четыре великих изобретения — компас , порох , производство бумаги и книгопечатание — Цай — единственный изобретатель, чье имя известно. Хотя в Китае он почитается в поклонении предкам , обожествляется как бог изготовления бумаги и появляется в китайском фольклоре , он практически неизвестен за пределами Восточной Азии . Его родной город Лэйян остается активным центром производства бумаги.
Источники
[ редактировать ]Основным источником информации о Цай Луне являются всего 300 знаков в 78 томе Хоу Ханьшу ( 後漢書 ; Книга Поздней Хань ), официальной истории, историком династии Лю Сун и политиком Фань Е. составленной [6] Цянь Цуэнь-сюй , современный китаевед , отметил, что, хотя отчет Фаня является наиболее полным, он проблематичен, поскольку был написан почти через 300 лет после смерти Цая. [6] II века Основным источником, который использовал Фань, был Дунгуань Ханьцзи ( 東觀漢記 ; История Восточной Хань ), [7] в котором Янь Ду указан как автор биографии Цая. [8] Краткий отчет Яна из 70 символов почти современен, но сохранился только в реконструированном состоянии из утерянного оригинала. [6] [‡ 1] Другой более старый источник - это краткое упоминание ученого III века Донг Ба ( 董巴 ). [9] которого цитируют со ссылкой на достижения Цая в изготовлении бумаги в Лэйшу энциклопедии X века « Тайпин Юлань» ( «Чтения эпохи тайпинов» ). [9] [б]
Более поздние книги по истории, такие как Сун » династии «Шиу Цзиюань ( 事物紀原 ; «Составной источник вопросов и фактов »), также включают Цая и его работу по производству бумаги. [10] Однако в некоторых крупных книгах по истории, таких как «Анналы Поздней Хань» и «Цыжи Тунцзянь» ( «Всеобъемлющее зеркало в помощь управлению »), не упоминаются достижения Цая в производстве бумаги. [10] [с] Китаист Т. Х. Барретт предположил, что это произошло потому, что «Цай Лунь, в конце концов, был дворцовым евнухом , а именно тем человеком, на которого обычно с антагонизмом смотрели обычные бюрократы, контролировавшие написание официальной (и даже самой неофициальной) истории». [10]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Рождение и происхождение
[ редактировать ]Цай Лунь родился в Гуйянском командовании ( 桂阳郡 ; современный Лэйян , Хунань ). провинция [5] [‡ 2] во времена династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.). [12] [д] Точный год его рождения неизвестен; оценки включают c. 50 , [13] в. 57 , [14] и в. 62 . [15] [и] О его молодости практически ничего не известно, кроме того, что он родился в бедной семье. [18] Гуйян был южным командованием , куда ханьцы иммигрировали на протяжении сотен лет, чтобы сажать и выращивать рис. [19] Легенды предполагают, что рядом с его домом был бассейн, к югу от которого находилась каменная ступка, которую Цай позже использовал для изготовления бумаги . [20]
Ранняя служба императорского двора
[ редактировать ]Неизвестно, как Цай оказался на службе при императорском дворе в Лояне (современный Лоян , провинция Хэнань ), удаленном от его места рождения. [16] « Хоу Ханьшу» сообщает, что впервые он был принят на работу в конце эпохи Юнпин (58–75) императора Мин . [4] [‡ 3] Известно, что на месте современного командования Гуйян в то время находились различные железные рудники. [21] поэтому бывший директор Музея бумаги в Токио Киёфуса Нарита предположил, что «с помощью тех, кто руководил чугунолитейным заводом, он нашел возможность поехать в столицу». [22] Нарита привел будущее назначение Цая в суд для надзора за производством оружия, особенно мечей , как доказательство того, что он, должно быть, научился этим навыкам раньше в своей жизни, вероятно, на чугунолитейном заводе. [22] есть доля правды С другой стороны, если в различных народных сказках о Цае , его предполагаемые привычки к обману, возможно, помогли ему получить назначение в суд. [23]
Известно, что Цай был евнухом в 75 году нашей эры, хотя возможно, что он работал несколько раньше, в эпоху Юнпин ; [24] китаевед Рэйф де Креспиньи предположил, что это было в начале 70-х годов. [16] Во времена династии Хань евнухи служили императору и были единственными людьми, имеющими право выполнять определенные специализированные задачи, такие как присмотр за императорским гаремом и императорским домом; были также определенные акции, доступные исключительно для них. [25] Должность Цая, вероятно, заключалась в связующем звене между тайным советом и императором и, вероятно, включала в себя обязанности, подобные камергеру императорской семьи. [19] Нарита отмечает, что роль Цая означала, что у него было много шансов познакомиться с самыми влиятельными людьми в империи. [22] Около 80 г. н.э., в последующую эпоху Цзяньчу (76–84) при императоре Чжане , Цай был повышен до Сяо Хуанмэнь ( 小黄門 ; «Служитель Желтых ворот»). [4] [‡ 4] Должности с окладом 600 ши или данов , [ф] включал доставку и получение сообщений между покоями императорского дворца и внешним двором. [28]
Дворцовые интриги и мастерская
[ редактировать ]С 82 г. н.э. Лю Цин , сын Чжана от его наложницы- консорта Сун , был назначенным наследником , обеспеченным благосклонностью императрицы Ма . [29] Однако смерть Ма в 79 году н. э. сделала госпожу Доу императрицей и, стремясь укрепить власть своей семьи, усыновила принца Чжао с намерением сделать его наследником. [30] В результате, когда Сун в 82 году заболела и попросила травы, Доу ложно обвинил ее в планировании использовать травы для колдовства против Чжана. [31] Затем Доу приказал Цаю допросить супругу Сун и ее сестру, еще одну императорскую супругу, чтобы добиться признания; они оба покончили с собой. [32] Поверив обвинению Доу, Чжан заменил Лю Цин принцем Чжао в качестве наследника. [29]
Принцу Чжао, правившему как император Хэ, на момент своего вступления на престол в 88 году нашей эры было 10 лет, поэтому Доу взяла на себя управление как вдовствующая императрица и закрепила свою власть, предоставив различные должности своим четырем братьям, в частности Доу Сяню . [33] который повысил Цая до Чжунчанг ши ( 中常侍 ; «Постоянный помощник») за его лояльность. [34] Цай был частным советником Хэ по политическим вопросам; [35] [‡ 5] этот пост давал Цаю зарплату в 2000 ши и был высшей должностью, предназначенной только для евнухов, что также делало его главным евнухом дворца. [36] В « Хоу Ханьшу » Цай характеризовался как, по словам де Креспиньи, «честный, осторожный и хороший знаток политики». [37] [‡ 6] Цай также был назначен Шанфан Лин ( 尚方令 ; «Префект дворцовой мастерской»). [16] или «Префект мастеров техники» [38] ) позже, в 88 или 89 году н.э. [39] [‡ 7] Находясь в положении только евнуха, [38] он отвечал бы за производство инструментов и оружия для имперского использования. [5] Оклад этой должности составлял 600 ши , хотя это было в дополнение к 2000 ши за его постоянную должность ши в Чжунчхане . [40]
Когда император Хэ достиг совершеннолетия в 92 г. н.э., он возглавил различных чиновников, особенно Чжэн Чжуна , в государственном перевороте с целью свержения семьи Доу. [17] Цай не участвовал в их устранении, и хотя ранее он был союзником семьи, императорский переворот его не потревожил. [16] В 97 году н.э. его должность как Шанфан Лина расширилась, поскольку он стал отвечать за церемониальные мечи и другие предметы. Хоу Ханьшу описывает свое мастерство как высококачественное и образец для последующих поколений. [41] [‡ 8]
Разработка бумаги
[ редактировать ]
В 105 году Цай публично заявил, что изобрел новый состав бумаги с новым процессом изготовления бумаги. [43] Письменность в Китае имела долгую историю: поверхности для письма представляли собой бамбук и деревянные пластинки (дерево для короткого текста и бамбук для длинного текста). [44] Эти носители были неудобны, поскольку их было неудобно хранить, они были тяжелыми и на них было трудно писать. [45] После того, как Мэн Тянь якобы создал кисть из шерсти животных для письма в III веке до нашей эры, шелк и ткань стали альтернативой, решающей эти проблемы, но они были слишком дорогими для широкого использования. [45] Отсутствие практического решения побудило продолжить эксперименты с различными материалами; Цая Раствор целлюлозы оказался наиболее эффективным. [46] В его процессе по-прежнему использовался бамбук, но также использовались конопли отходы , старые тряпки, рыболовные сети и, что наиболее важно, кора деревьев (вероятно, шелковицы ). [47] Материалы варили до кашицы, которую отбивали деревянным или каменным молотком, а затем смешивали с большим количеством воды. Полученную смесь затем обрабатывали деревянными ситами и удаляли лишнюю воду, оставляя бумагу готовой после высыхания. [14] Бумагу, полученную в результате этого метода, часто называют «бумагой Цай Хоу» ( 蔡侯纸 ). [48] Это событие и его контекст описаны в часто цитируемом отрывке из « Хоу Ханьшу» : [г]
С давних времен договоры преимущественно заключались на бамбуковых листках, а сделанные из шелка назывались бумажными. Это дорого, просто и тяжело, и не удобно для людей. Лун — творческий художник, который использует в качестве бумаги кожу деревьев, конопляные головки, плохую ткань и рыбные сети. Сообщалось, что в первый год правления Юаньсина император был хорош в своих способностях и, естественно, не преминул их использовать. Поэтому мир называется Цайхоу Чжи.
В древние времена письмена и надписи обычно делались на бамбуковых табличках или на кусках шелка, называемых чи . Но поскольку шелк был дорогим, а бамбук тяжелым, пользоваться ими было неудобно. Тогда Цай Лунь выдвинул идею изготовления бумаги из коры деревьев, конопли, старых тряпок и рыболовных сетей. Он представил процесс императору в первый год правления Юаньсина [105] и получил похвалу за свои способности. С этого времени бумага используется повсюду, и ее повсеместно называют «бумагой господина Цая».- Хоу Ханьшу 78/68: 2513–14. [‡ 9]
Существует множество легенд о вдохновении на изобретение Цая; один из самых популярных сказал, что Цай был вдохновлен наблюдением за тем, как бумажные осы строят свои гнезда. [49] Цянь предположил, что Цай был вдохновлен людьми, где он родился, которые использовали кору тутовых деревьев для создания ткани в качестве поверхности для письма. [50] Независимо от своего происхождения, в 105 году н. э. новый процесс изготовления бумаги, разработанный Цаем, произвел впечатление на Хэ и принес ему известность по всей империи. [51]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]маленького императора Шана После восьмимесячного правления в 106 г. н.э. императора Хэ сменил 13-летний император Ань , а госпожа Дэн правила как вдовствующая императрица. [52] И Цай, и Чжэн сохраняли влияние при дворе Дэна. [4] В 110 году н.э. Дэн собрал более 100 учёных, в том числе Лю Чжэня , Лю Таоту и Ма Жун , — в восточном павильоне дворца, чтобы приступить к созданию окончательного издания « Пяти классических произведений» . [53] Она назначила Цая курировать и контролировать производство; де Креспиньи сказал, что это означает, что Кай «серьезно беспокоился о науке». [4] [‡ 10] В 114 году н. э. ему был присвоен титул маркиза , и императорский двор признал его лордом Лунтинга , небольшой деревни с населением 300 семей. [54] в современном уезде Ян провинции Шэньси . [42] [‡ 11] Позже в том же году Чжэн умер, и Цай сменил его на посту главы семьи вдовствующей женщины. [37]
Принял власть после смерти Дэна в 121 году нашей эры, хотя при дворе доминировало влияние императрицы Янь Цзи и ее братьев. [55] Вспомнив участие Цая в смерти его бабушки, супруги Сун, Ан приказал Цаю явиться в Министерство юстиции, чтобы ответить на обвинения и, предположительно, приговорить его к смертной казни. [4] Стыдясь того, что император отправил его на бесчестную смерть, Цай принял ванну и оделся в парадную одежду, прежде чем покончить с собой , выпив яд. [4] [‡ 12]
Наследие
[ редактировать ]Глобальное влияние
[ редактировать ]Историческая оценка
[ редактировать ]Благодаря современным археологическим исследованиям теперь точно известно, что различные формы бумаги существовали в Китае еще в III веке до нашей эры. [56] [час] хотя результаты не обязательно обесценивают заслугу Цая. [57] Китайский ученый Цянь Цуэнь-сюйн объяснил, что термин « зао и» ( 造意 ), использованный в древней биографии Цая, можно понимать как «инициировать идею», то есть он способствовал продолжающемуся процессу, добавляя важные материалы. [57] Кроме того, Цай несет ответственность за самое раннее известное использование коры деревьев и конопли в качестве ингредиентов для бумаги. [58] и ясно, что бумага не получила широкого распространения в Китае до усовершенствований Цая. [59] Таким образом, ученые оценили его вклад как вклад, способствующий продолжающемуся процессу, а не внезапному открытию. [60] [я] Однако из-за решающего значения его усовершенствований и, как следствие, распространения использования бумаги по всему Китаю, [61] Цаю традиционно приписывают изобретение бумаги. [62] Существует также предположение, что Цай был покровителем этого достижения и взял на себя заслугу кого-то другого, как, Фэн Дао возможно, сделал со своими улучшениями в печати . [63]
Разворот бумаги
[ редактировать ]
Улучшения Цая в бумаге и процессе изготовления бумаги считаются особенно влиятельными в истории человечества . [65] поскольку они привели к распространению литературы и знаний по всему миру, а также к прогрессу в области коммуникаций. [66] Однако Цай лишь частично известен за пределами Восточной Азии и часто исключается из основных энциклопедий. [67] Исследователь истории бумаги Томас Фрэнсис Картер провел параллели между Каем и Иоганном Гутенбергом , изобретателем первого печатного станка с подвижным шрифтом , назвав их «духовным отцом и сыном» соответственно. [68] — хотя китайский изобретатель первой в мире печатной машины с подвижным шрифтом Би Шэн , возможно, был бы более подходящим сравнением. [68] В своей книге 1978 года «100: Рейтинг самых влиятельных людей в истории » Майкл Х. Харт поставил его на 7-е место, опередив таких фигур, как Гутенберг, Христофор Колумб , Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин . [69] В 2007 году журнал Time включил его в число «Лучших изобретателей» всех времен. [70]
После усилий Цая в 105 году н. э. известный производитель бумаги, который, возможно, был учеником Цая, [71] — в современных источниках по-разному записано как Цзо Бо ; [15] Цо По ( Цзо Бо , любезное имя : Цзы-и : Цзыи ; Цзыи) [‡ 13] ) из Дунлай , Шаньдун ; [9] или Цзо Цзы-и [71] -улучшен процесс в 150 г. н.э. [72] или позже в династии Хань. [9] Помимо этого, основные принципы процесса изготовления бумаги Цая мало изменились с течением времени. [14] и новая форма бумаги распространилась по всему Китаю. [61] По легенде, буддийский монах Дамцзин процесс привез в Японию , однако это не подтверждено. Дамцзин занимает в Японии такое же положение святого покровителя , как и Цай в Китае. [73] К 600-м годам этот процесс появился в Туркестане , Корее и Индии . [74] [Дж] в то время как китайские пленные из битвы при Таласе распространяли знания среди арабов в халифате Аббасидов . [76] В отличие от многих китайских изобретений , которые были созданы независимо в Западной Европе , современный процесс изготовления бумаги был полностью китайским продуктом и постепенно распространился через арабов в Европу, где к 12 веку он также получил широкое распространение. [14] 2 августа 2010 года Международный астрономический союз почтил наследие Цая, назвав в его честь кратер на Луне . [77]
Влияние в Китае
[ редактировать ]Фольклор
[ редактировать ]Хотя личная жизнь Цая по большей части неизвестна, популярная сказка предполагает, что он был лавочником и обманщиком , имел жену и брата, хотя исторических подтверждений этому нет. [23] История гласит, что после того, как Цай усовершенствовал бумагу, спрос на эту продукцию стал небольшим, поэтому у него был постоянно растущий излишек. [23] Таким образом, Цай и его жена разработали уловку, чтобы увеличить продажи; они рассказали горожанам, что в загробной жизни бумага становится деньгами, если ее сжечь . [23]
В самой популярной вариации этой сказки Цай Мо и Хуэй Нян — брат и невестка Цая, историческое происхождение которых не подтверждено , — занимают место Цая и его жены. [23] В этой версии Хуэй убедил Цай Мо научиться новому ремеслу изготовления бумаги у своего младшего брата, и когда он вернулся всего через три месяца, бумага, которую он и его жена производили, была слишком низкого качества для продажи. [78] Чтобы решить эту проблему, Хуэй притворилась умершей, а Цай Мо стоял возле ее гроба, причитая и сжигая деньги в качестве дани. [79] Затем их проверили соседи, и Хуэй выскочила из гроба, объяснив, что сгоревшие деньги были переданы ей в загробной жизни, которыми она заплатила призракам, чтобы те вернули ее из мертвых. [79] Поверив этой истории, соседи быстро закупили большое количество бумаги для собственных нужд. [80] [к] Хотя это по большей части вымышленная история, сильные плач и сжигание подношений являются обычным явлением в китайской культуре. [80] [л]
Обожение и память
[ редактировать ]Китая Из тех, кто создал четыре великих изобретения древнего мира — компас , порох , производство бумаги и книгопечатание — известен только изобретатель бумажного производства Цай Лунь. [81] Кроме того, по сравнению с другими китайскими изобретениями, такими как пишущая кисть и чернила , развитие бумаги лучше всего документировано в литературных источниках. [6]
После его смерти в 121 году н.э. в его родном городе был построен храм с его могилой, но вскоре он был заброшен и поврежден наводнением, а его имя было практически забыто. [82] Во времена ранней династии Тан многие национальные герои были обожествлены , например Ли Бай и Гуань Юй, как боги вина и войны соответственно. Цай был среди важных людей, объявленных богами, и его обожествляли как национального бога изготовления бумаги. [83] Цай также стал покровителем производителей бумаги, его изображение часто рисовали или печатали на бумажных фабриках и бумажных магазинах не только в Китае, но и в Японии. [84] В 1267 году человек по имени Чэнь Цунси собрал средства на ремонт давно поврежденного храма и отремонтировал его, включив в него статую Цая и мавзолей . [82] Чен заявил, что «необычайный талант Цай Лунга [Цай Луня] и его достижения являются образцовыми для всех возрастов». [82] Каменная ступка, которую, как утверждают легенды, Цай использовал для изготовления бумаги, возможно, была принесена в мавзолей, хотя другие источники говорят, что ее привезли в Императорский музей в столице Линьань . [85] Была проведена грандиозная церемония возведения нового мавзолея, однако он снова пришел в упадок и был восстановлен в 1955 году. [85] Сегодня храм все еще стоит в Лэйяне как Храм Кай Лунь рядом с бассейном, переименованным в «Бассейн Цай Лунь», который, как считалось, находился недалеко от дома Цая. [86] При династии Сун Фэй Чу ( ок. 1265 г.) [87] есть храм ) сказал, что в Чэнду , куда приходят сотни семей, занимающихся производством бумаги, чтобы поклониться Цаю. [88]

Во времена поздней династии Цин производители бумаги создавали религиозные группы, известные как «ассоциации духов и денег» ( шенфубан ) или «ассоциации Кай Лунь» ( Цай Лунь хуэй ). [89] В 1839 году к шэньфубану из города Инцзян предъявили иск шэньфубаны в Макуне и Чжунсине уезда Цзяцзян провинции Сычуань . [90] Конфликт начался, когда шэньфубан Инцзяна заявил, что их статуя Цая, которую они ежегодно проносили по всему уезду Цзяцзян, дала им ритуальное превосходство над производителями бумаги Макунь и Чжунсин, которым они потребовали плату и участие в их празднованиях. [90] Шэньфубаны . из Макуня и Чжунсина отвергли это требование, сославшись на свою долгую историю поклонения Цаю, что привело к усилению конфликта между сторонами и, в конечном итоге, к судебному иску [90] Окружной судья упрекнул обе стороны в том, что они скатились к конфликту, и сказал: «Разве они не понимали, что все они обязаны своим существованием господину Цаю, который научил их искусству изготовления бумаги? Разве они не все были учениками господина Цая, который хотел, чтобы они разделить выгоды от торговли?» [91]
В 21 веке Лэйян по-прежнему известен как место рождения Цая и активно занимается производством бумаги. [49] Его традиционная могила находится в Музее бумажной культуры Цай Лунь в Лунтинге, Ханьчжун , провинция Шэньси. [92] В современном Китае имя Цая тесно связано с бумагой. [86] и является тезкой как минимум пяти дорог: Цайлун-роуд, Пудун , Шанхай; [93] Цайлун-роуд, район Минхан , Шанхай; [94] Цайлун-роуд, район Фуян , Ханчжоу , Чжэцзян ; [95] Восточный перекресток Cailun Road, район Вэйян , Сиань ; [96] и Цайлун-роуд, район Яохай , Хэфэй , Аньхой . [97]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ На этой гравюре XVIII века Цай изображен как покровитель производства бумаги с четырьмя слугами, а также жертвенными свиньей и курицей; [1] в китайском тексте выше написано «Святой покровитель Цай Лунь». [2] Никаких современных изображений Цая не сохранилось. [3]
- ↑ в «Цянь» (1962 , стр. 137 ). Полный английский перевод рассказа Дун Ба в «Тайпин Юлань» 605/7a см .
- ↑ Хотя вклад Цая в процесс изготовления бумаги не включен в « Зыжи Тунцзянь» содержится множество кратких упоминаний о политической деятельности Цая , в томах 49 и 50 . [11]
- ^ [ династии Хань Командование Гуйян следует путать с несвязанным с ним современным уездом Гуйян или городом Гуйян .
- ↑ Китаевед Рэйф де Креспиньи предположил, что Цай был того же возраста, что и Чжэн Чжун , коллега- евнух . [16] год рождения которого также неизвестен. [17]
- ^ Во времена династии Хань власть, которую осуществлял государственный чиновник, определялась его годовым окладом, измеряемым в единицах зерна, известных как дань ( 石 или ши , единица объема, примерно 35 литров (0,99 американских баррелей)). [26] [27] см. в разделе Правительство династии Хань#Заработная плата . Дополнительную информацию
- ↑ Английские переводы отрывка включены в книги Carter (1925 , стр. 3 ), Hunter & Hunter (1978 , стр. 50 , 52), Tsien (1962 , стр. 136 ) и Tsien (1985 , стр. 40 ).
- ^ До этого более старые источники, такие как Дэвид (1935 , стр. 115), указывали дату как I век до н.э.; Цянь (1985 , стр. 38 ) и Элиот и Роуз (2009 , стр. 99 ) (цитируя Цянь (1985) ) назвали самым древним период до нашей эры 2-го века; Барретт (2011 , стр. 203) дал данные о III веке до нашей эры и отметил, что Цянь обновил свое второе издание книги «Написано на бамбуке и шелке: начало китайских книг и надписей» (2011), указав дату также как III век. .
- ^ Уилкинсон (2018 , стр. 1029) заключает, что «сегодня существует консенсус в том, что, хотя Цай не изобрел бумагу, он, возможно, улучшил способ ее производства или сократил затраты (используя кору деревьев, тряпки из ткани и старые рыболовные сети)».
- ↑ Хотя Индия, похоже, начала широко производить бумагу только в 12 веке. [75]
- ^ см . в Blake (2011 , стр. 55–57). Подробное описание этой сказки
- ↑ См. Блейк (2011 , стр. 57–63), где представлены другие варианты истории, менее связанные с Цай Лунем.
Цитаты
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Если это применимо, в этом списке указаны соответствующие отрывки из ранних источников в дополнение к современной цитате. Согласно WP:TRANSCRIPTION , дан перевод редактора Википедии и, если доступен, свободный перевод из современного источника.
- ^ Дунгуань Ханьцзи 20/2b : «Цай Лунь, которого зовут Цзин Чжун, человек из Гуйяна. Он всегда слуга, талантливый и ученый, верный и расчетливый. Каждый раз, когда он засыпает, он закрывает дверь и уходит. свое тело гостям. Он выставляется в поле и творит прекрасные работы. Он использует кору деревьев и рыбные сети для изготовления бумаги». Дело написано как моральный кодекс, и этот метод используется для изготовления бумаги. Название конопли. бумага – это название древесной коры.
Цянь (1962 , стр. 136 ): «Цай Лунь, любезное имя Цзинчжун, уроженец Гуйянского командования , служил [при дворе] как Чжунчан ши . Он был человеком талантливым и образованным, верным и Осторожный, когда он был не на службе, он обычно закрывался и отказывался видеть посетителей, но открывал себя природе. Когда ему поручили работу в офисе Шанфан Лина , он инициировал идею изготовления бумаги из коры деревьев, старых тряпок и рыбалки. сети. Он представил этот процесс императору в первый год правления Юаньсина [105] и получил похвалу за свои способности. С этого времени бумага стала использоваться и повсеместно называется «бумагой Цай Луня». - ↑ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Цай Лунь, любезное имя Цзинчжун, был из Гуйяна » .
«Цай Луня звали Цзинчжун, он был из Гуйянского командования». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « И Юнпин Мо Ши Гонг Е »
«Он начал служить во дворце в конце эпохи Юнпин ».
Hunter & Hunter (1978 , стр. 50 ): В конце правления Юнпина Цай Лунь работал при дворе». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Неполная средняя школа была построена как Сяохуанмэнь » .
«В начале эпохи Цзяньчу он служил Сяо Хуанмэнь ».
Картер (1925 , стр. 3 ): «В период Цзяньчу (76–84) Цай Лунь входил в состав Императорской гвардии». - ↑ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Когда император взошел на престол, он стал постоянным помощником и участвовал в завесах и занавесках » .
«После того, как император Хэ взошел на трон, он стал Чжунчхан ши и участвовал в принятии ключевых стратегических решений».
Картер (1925 , стр. 3 ): «Император Хэ, взойдя на престол, зная, что Цай Лунь был человеком, полным таланта и рвения, назначил его тайным советником».
Hunter & Hunter (1978 , стр. 50 ): «Император Хэ после своего вступления на престол, узнав о превосходных качествах и талантах Цай Луня, назначил его частным консультантом». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Лунь талантлив и знающий, преданный своему делу и расчетливый. Он часто оскорбляет Янь Яня и отдает должное его достижениям и потерям. Всякий раз, когда он делает перерыв, он часто закрывает за собой дверь. закрыл двери и выставил себя на поля » .
«Цай Лунь был талантлив и образован. Он прилагал все свои усилия и был осторожен. Он часто был готов исправить ошибки, даже когда это оскорбляло суровых лиц [тех, кто у власти]. Когда у него были дни отпуска, он закрывал дверь и не развлекал гостей, а проводил время в поле». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Позже был добавлен Шан Фан Лин » .
«Позже ему была предоставлена дополнительная должность Шанфанлина». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « На девятом году правления Юнъюань он руководил производством секретных мечей и других инструментов, все из которых были изготовлены с точностью и точностью и были законом будущих поколений. "
«В 9-м году эры Юнъюань [97] он руководил изготовлением императорских мечей и другого снаряжения, которые все были изготовлены тщательно и хорошо, и стал примером для последующих поколений».
Картер (1925 , стр. 3 ): «На девятом году периода Юнъюань (97) Цай Лунь стал инспектором общественных работ. По его планам и в соответствии с его договоренностями инженеры и рабочие создавали, всегда из лучших материалов, мечи и оружие различных видов. Последующие поколения не могли сделать ничего лучше, чем подражать его методам работы».
Hunter & Hunter (1978 , стр. 50 , 52 ): «На девятом году правления Юнъюаня (97 г.) Цай Лунь был назначен инспектором работ, и благодаря его усилиям инженеры и рабочие благодаря использованию прекрасных материалов и навыков производил мечи и оружие, которые служили моделями для будущих поколений». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « С древних времен большинство документов составлялось с использованием бамбуковых листов, а документы, сделанные из шелка, называются бумагой. Шелк дорогой и простой и неудобен для Люди — это творческая идея, и она сделана из деревьев. В первый год правления Юаньсиня в качестве бумаги использовали шкуру, конопляные головы, тряпки и рыболовные сети, поэтому он не мог не помочь. используйте его, поэтому в мире он известен как Caihou Paper » .
Цзянь (1962 , стр. 136 ): В древние времена письмена и надписи обычно делались на бамбуковых табличках или на кусках шелка, называемых чи . Но поскольку шелк был дорогим, а бамбук тяжелым, пользоваться ими было неудобно. Тогда Цай Лунь выдвинул идею изготовления бумаги из коры деревьев, конопли, старых тряпок и рыболовных сетей. Он представил процесс императору в первый год правления Юаньсина [105] и получил похвалу за свои способности. С этого времени бумага используется повсюду, и ее повсеместно называют «бумагой господина Цая». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « На четвертом году своего правления император подумал, что многие из писаний, написанных классиками, неверны, поэтому он выбрал Лю Чжэня, знатока конфуцианства, и доктор хороших историков, которые будут учиться в Дунгуане. Каждый из них изучал семейное право Хань и контролировал этот вопрос » .
«На четвертом году эры Юаньчу император, обнаружив, что различные классические произведения часто не имеют стандартных текстов, выбрал ечжэ Лю Чжэня вместе с другими образованными людьми и хорошими чиновниками, чтобы они собрались в Дунгуане для редактирования и исправления Хань принял законы в соответствии с ними и назначил Цай Луня ответственным за проект». - ↑ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « В первый год правления династии Юань вдовствующая императрица Дэн Илунь долгое время оставалась в гвардии и получила титул маркиза Лунтин с населением в 300 человек. домохозяйства » .
«В первый год эпохи Юаньчу вдовствующая императрица Дэн, учитывая, что Цай Лунь уже давно находился на службе, назначила его маркизом Лунтин с феодальным владением в 300 дворов». - ^ Хоу Ханьшу (78/68:2513–14) : « Луньчу получил сатирический указ от императрицы Доу и ложно обвинил Сун Гуйжэнь, бабушку императора Аня. После смерти королевы-матери император Ань стал жениться на Ванджи и послал посланец ко двору был унижен и унижен. Примите ванну, оденьтесь и нанесите лекарство и умрите » .
«Раньше Цай Лунь по приказу императрицы Доу выдвинул ложные обвинения против бабушки императора Аня, супруги Сун. После смерти вдовствующей императрицы император Ань начал курировать все государственные дела. Он приказал Цай Луню самостоятельно отчитаться перед министерством юстиции. Цай Лунь не хотел быть униженным, и поэтому, купаясь и облачаясь в парадную одежду, выпил яд и умер. Его вотчина была аннулирована». - ^ Чжао Ци (趙歧) (1800-е гг.) [100-е гг.]. «2.14б» . Ин Чжан Шу (張澍) [на китайском языке] (ред.). Санфу Джуэлу Итоговая запись третьего вспомогательного .Линцзо
Бо родился в Дунлай, Цзыи».
«Он приказал Цзо Бо, любезное имя Цзыи, родом из Дунлай...
Современный
[ редактировать ]- ^ Цянь 1985 , стр. 108 – 109 .
- ^ Цянь 1985 , с. 108 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 51 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час де Креспиньи 2007 , с. 27 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Десять 1985 , с. 40 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Десять 1962 , с. 136 .
- ^ и Тиан, 2017 стр. 195–196 Ли, Денеке , .
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 933 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Десять 1962 , с. 137 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барретт 2011 , с. 203.
- ^ Зыжи Тунцзянь 49, 50
- ^ Холдсток 2018 , с. 101 ; Временный городской совет и Исторический музей Гонконга, 1998 г. , с. 60.
- ^ Ли, Денеке и Тиан 2017 , с. 51 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэй и МакНил 1996 , с. 122 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британика 2020 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и де Креспиньи 2016 , с. 176 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Креспиньи 2007 , с. 1130 .
- ^ Нарита 1966 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монро 2016 , с. 57 .
- ^ Цянь 1985 , с. 107 ; Хантер и Хантер 1978 , с. 52 .
- ^ Пу 2018 , с. 98 ; Вагнер 2001 , с. 91 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нарита 1966 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блейк 2011 , с. 55.
- ^ Цянь 1985 , с. 40 ; Хантер и Хантер 1978 , с. 50 .
- ^ Картрайт 2017 .
- ^ Биленштайн 1980 , с. 131.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 1221 .
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 1218 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Креспиньи 2007 , с. 539 .
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 160 .
- ^ Петерсон 2000 , с. 105.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 27 ; Петерсон 2000 , с. 105.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 161 , 1130.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 27 ; де Креспиньи 2016 , с. 176 .
- ^ Нарита 1966 , с. 3.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 1218 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Креспиньи 2016 , с. 177 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биленштайн 1980 , с. 52.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 27 ; Цянь 1985 , с. 40 .
- ^ Биленштайн 1980 , с. 61.
- ^ де Креспиньи 2016 , с. 176 ; де Креспиньи 2007 , с. 161 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Временный городской совет и Исторический музей Гонконга, 1998 г. , с. 60.
- ^ Элиот и Роуз 2009 , с. 99 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 48 ; Картер 1925 , с. 1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хантер и Хантер 1978 , с. 48 .
- ^ Картер 1925 , с. 2 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 52 ; Цянь 1985 , стр. 4 , 40, 57.
- ^ Цянь 1985 , с. 295 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Акции холдинга 2018 , стр. 101 .
- ^ Цянь 1985 , с. 4 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 52 ; Картер 1925 , с. 3 ; Харт 2000 , с. 37 .
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 531 , 580.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 127 , 593.
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 52 ; Нарита 1966 , с. 12.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 935 .
- ^ Барретт 2011 , с. 203; Керн 2001 , с. 89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Десять 1985 , с. 41 .
- ^ Цянь 1985 , стр. 41 , 57.
- ^ Керн 2001 , с. 89; Пу 2018 , с. 120 .
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 27 ; Холдсток 2018 , с. 101 ; Монро 2016 , с. 13 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хантер и Хантер 1978 , с. 53 ; Британника 2020 .
- ^ Дэй и МакНил 1996 , с. 122 ; Британника 2020 ; Монро 2016 , с. 13 ; Цянь 1985 , с. 4 ; Цянь 1962 , с. 131.
- ^ Дэй и МакНил 1996 , с. 122 ; Цянь 1962 , с. 135.
- ^ Городской музей истории и фольклора Минобу .
- ^ Элиот и Роуз 2009 , с. 99 ; Харт 2000 , с. 39 ; Дэй и Макнил 1996 , стр. 122–123 ; Дэвид 1935 , с. 115.
- ^ Цянь 1985 , с. 2–3 ; Элиот и Роуз 2009 , с. 99 .
- ^ Харт 2000 , с. 36 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Картер 1925 , с. 180 .
- ^ Харт 2000 , с.
- ^ Время 2007 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хантер и Хантер 1978 , с. 53 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 466 .
- ^ Хантер и Хантер 1978 , с. 53 ; Цянь 1985 , с. 108 .
- ^ Цянь 1985 , с. 3 ; Картер 1925 , с. 4 .
- ^ Цянь 1985 , с. 3 .
- ^ Нарита 1966 , с. 14; Десять 1985 , с. 3.
- ^ Научный центр астрогеологии Геологической службы США, 2010 г.
- ^ Блейк 2011 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блейк 2011 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блейк 2011 , с. 57.
- ^ Нарита 1966 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нарита 1966 , с. 13.
- ^ Дэй и МакНил 1996 , с. 123 ; Цянь 1985 , с. 106 –107.
- ^ Цянь 1985 , с. 107 ; Картер 1925 , с. 3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нарита 1966 , с. 13; Картер 1925 , с. 3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Картер 1925 , с. 3 .
- ^ Цянь 1985 , с. 47 .
- ^ Цянь 1985 , с. 48 .
- ^ Эйферт 2009 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эйферт 2019 , с. 208.
- ^ Эйферт 2019 , с. 209.
- ^ Ван 2015 .
- ^ Карты Google а .
- ^ Карты Google б .
- ^ Карты Google c .
- ^ Карты Google d .
- ^ Карты Google e .
Библиография
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Составил Янь Ду (II в.). Дунгуань Ханджи Донг Гуань Хан Цзи [ История Восточной Хань ] (на китайском языке). Том. 20 .
- Составил Фань Е (V век). Хоу Ханьшу Книга Поздней династии Хань [ Книга Поздней Хань ] (на китайском языке). Том. 78 .
- Составил Сыма Гуан г.). ( 1084 Зыжи Тунцзянь [ Комплексное зеркало в помощь управлению ] (на китайском языке). Том. 49 , 50 .
Современный
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Биленштайн, Ганс (1980). Бюрократия Han Times . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-22510-6 .
- Блейк, К. Фред (2011). «Глава 3: Происхождение». Сжигание денег: материальный дух китайского жизненного мира . Гонолулу: Гавайский университет Press . стр. 53–75. ISBN 978-0-8248-6010-3 . JSTOR j.ctt6wqgqz .
- Картер, Томас Фрэнсис (1925). Изобретение книгопечатания в Китае и его распространение на Запад . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-8260-1835-9 .
- де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь поздней Хань в Трех Королевствах . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-474-1184-0 .
- де Креспиньи, Рэйф (2016). Пожар над Лояном: история поздней династии Хань, 23–220 гг. н.э. Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-32520-3 .
- Дэй, Лэнс; Макнил, Ян (1996). Биографический словарь истории техники . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-06042-4 .
- Элиот, Саймон; Роуз, Джонатан (2009). Спутник истории книги . Хобокен: Уайли-Блэквелл . ISBN 978-1-4051-9278-1 .
- Эйферт, Джейкоб (2009). «4: Ремесленники в крестьян». Ешьте рис из побегов бамбука . Том. 314. Питтсбург: Азиатский центр Гарвардского университета . стр. 92–115. дои : 10.2307/j.ctt1x07xz5.10 . ISBN 978-0-674-03288-0 . JSTOR j.ctt1x07xz5 .
- Эйферт, Джейкоб (2019). «Послесловие: Изготовление и использование бумаги в позднем императорском Китае: сравнительные размышления о работе и знаниях за пределами страницы». Работа с бумагой: гендерные практики в истории знаний . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета . стр. 208–224. дои : 10.2307/j.ctvk8w0tg.18 . ISBN 978-0-8229-4559-8 . JSTOR j.ctvk8w0tg . S2CID 243204129 .
- Харт, Майкл Х. (2000) [1978]. 100: Рейтинг самых влиятельных людей в истории (2-е изд.). Нью-Йорк: Цитадель . ISBN 978-0-8065-1350-8 .
- Хантер, Дард ; Хантер, Корнелл (1978) [1943]. Изготовление бумаги: история и техника древнего ремесла (2-е изд.). Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-23619-3 .
- Холдсток, Ник (2018). В погоне за китайской мечтой: истории современного Китая . Лондон: IB Tauris . ISBN 978-1-78453-373-1 .
- Монро, Александр (2016). Бумажный след: неожиданная история революционного изобретения . Нью-Йорк: Винтажные книги . ISBN 978-0-307-96230-0 .
- Пу Му-чоу (2018). Повседневная жизнь в Древнем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-02117-4 .
- Нарита, Киёфуса (1966). Жизнь Цай Лунга и японское производство бумаги . Токио: Дайнихон Пресс. OCLC 8310445 .
- Цянь Цуэнь-Сюйнь (1962). Написано на бамбуке и шелке: начало китайских книг и надписей . Чикаго: Издательство Чикагского университета . OCLC 1153461323 .
- Цянь Цуэнь-Сюйнь (1985). Нидхэм, Джозеф (ред.). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 1, Бумага и печать . Тайбэй: Пещерные книги. ISBN 978-0-521-08690-5 .
- Петерсон, Барбара Беннетт (2000). Известные женщины Китая: династия Шан до начала двадцатого века . Нью-Йорк: М. Е. Шарп . ISBN 978-0-7656-0504-7 .
- Ли, Вай-йи; Денеке, Вибке; Тянь, Сяофэй, ред. (2017). Оксфордский справочник классической китайской литературы (1000 г. до н.э. – 900 г. н.э.) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-935659-1 .
- Вагнер, Дональд Б. (2001). Государство и металлургическая промышленность ханьского Китая . Копенгаген: Издательство Северного института азиатских исследований . ISBN 978-87-87062-83-1 .
- Уилкинсон, Эндимион (2018). История Китая: Новое руководство (5-е изд.). Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 978-0-9988883-0-9 .
- Временный городской совет [Временный городской совет Гонконга] Гонконгский исторический музей [совместно с Китайским историческим музеем] (1998 г.); изготовление бумаги [Изготовление бумаги]. Тянь гун кай у: Чжунго гу дай ке джи вэнь у чжан. Тяньгун Кайу Выставка культурных реликвий древней китайской науки и техники [ Небесные творения: жемчужины древних китайских изобретений языках): Гонконгский исторический музей [Гонконгский исторический музей] , стр. 54–71. ] (на китайском и английском 978-962-7039-37-2 . OCLC 41895821 .
Журналы
[ редактировать ]- Барретт, Техас (2011). «Женщина, которая изобрела бумагу для записей: к сравнительной историографии бумаги и печати». Журнал Королевского азиатского общества . 21 (2). Издательство Кембриджского университета : 199–210. JSTOR 23011493 .
- Дэвид, Персиваль (1935). «Китайская выставка». Журнал Королевского общества искусств . 84 (4333). Королевское общество искусств : 111–121. JSTOR 41360618 .
- Керн, Мартин (2001). «Ритуал, текст и формирование канона: исторические переходы «Вэнь» в раннем Китае». Тунг Пао . 87 (1/3). Издательство Brill : 43–91. дои : 10.1163/15685320152565349 . JSTOR 4528866 .
Онлайн
[ редактировать ]- Картрайт, Марк (27 июля 2017 г.). «Евнухи в Древнем Китае» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- «Цай Лунь | Биография, статьи и факты» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 1 января 2020 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2020 г. . Проверено 18 мая 2020 г.
- Висячий свиток «Статьи трех богов» Нисидзимы. [Висячий свиток с изображением Трех богов изготовления бумаги, Нисидзима] (на японском языке). Минобу : Городской музей истории и фольклора Минобу. Архивировано из оригинала 25 августа 2019 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- «Названия планет: Кратер, кратеры: Кай Лунь на Луне» . Флагстафф : Научный центр астрогеологии Геологической службы США . 2 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2020 г. . Проверено 22 июня 2020 г.
- «Цай Лунь (около 50–121 гг. н. э.)» . Время . 2007. Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
- Ван, Уильям (23 апреля 2015 г.). «Музей бумажной культуры Цай Лунь: страница из истории» . Китайский интернет-информационный центр . Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- «Цай Лунь Лу, Пудун Синьцюй, Шанхай Ши, Китай» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- «Cailun Road, район Минхан, Шанхай, Китай» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- «Cailun Road, район Фуян, Ханчжоу, Чжэцзян, Китай» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- «Восточный перекресток дороги Цайлун, район Вэйян, Сиань, Сиань, Китай» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- «Cailun Road, район Яохай, Хэфэй, Аньхой, Китай» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биленштайн, Ганс (1976). «Ло-Ян в поздние времена Хань». Вестник Музея дальневосточных древностей . 48 . Кунгсбака: Elanders Boktryckeri Aktiebolag: 29. OCLC 802970490 .
- Пан Цзисин (Pan Jixing) (1998). Бумага и объем печати [Бумажное производство и полиграфия]. Ин Лу Цзяси (Lu Jiaxi) (ред.) . История науки и техники в Китае [ История науки и техники в досовременном Китае ] (на китайском языке). Пекин: Кэсюэ. OCLC 46855715 .
- Чихольд, Ян (1955). Изобретатель бумаги Цай Лунь на старинной китайской иллюстрации [ Изобретатель бумаги Цай Лунь на старинной китайской иллюстрации ] (на немецком языке). Цюрих: Цюрихская бумажная фабрика на Зихле. OCLC 755942817 .
- Цянь Цуэнь-Сюйнь (2011). Сборник сочинений по китайской культуре . Шатин: Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN 978-962-996-422-1 .
- Ярдли, Кристофер Б. (2015). «Марки как коммуникаторы государственной политики». Изображение науки и ученых на почтовых марках: исследование научной коммуникации . Канберра: ANU Press . стр. 77–142. ISBN 978-1-925021-80-6 . JSTOR j.ctt15hvqxp.7 . См. страницы 79–80 для получения информации о марке Цай Лунь, выпущенной Почтой Китая в 1962 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 121 смерть
- Китайцы I века
- Китайцы 2-го века
- Китайские изобретатели
- Китайские политики, покончившие жизнь самоубийством
- Обожествленные китайские мужчины
- Он династия евнухов
- Правительственные чиновники династии Хань
- Производители бумаги
- Производство бумаги в Китае
- Люди из Лэйяна
- Самоубийства с помощью яда
- Самоубийства в династии Хань