Карнавал животных

«Карнавал животных» ( фр . Le Carnaval des animaux ) — юмористическая музыкальная сюита из 14 частей , в том числе « Лебедь », французского композитора Камиля Сен-Санса . Продолжительностью около 25 минут, она была написана для частного исполнения двумя фортепиано и камерным ансамблем; Сен-Санс запретил публичное исполнение произведения при жизни, чувствуя, что его легкомыслие нанесет ущерб его репутации как серьезного композитора. Сюита была опубликована в 1922 году, через год после его смерти. Публичное выступление в том же году было встречено с энтузиазмом и осталось одним из самых популярных. Реже он исполняется с полным оркестровым составом струнных.
История
[ редактировать ]После провального концертного турне по Германии в 1885–1886 годах Сен-Санс уехал в небольшую австрийскую деревню, где в феврале 1886 года написал «Карнавал животных» . [ 1 ] С самого начала он относился к этой работе как к развлечению. 9 февраля 1886 года он написал своим издателям Дюрану в Париж, что сочиняет произведение для предстоящего Масленичного вторника , и признавался, что знает, что ему следует работать над Третьей симфонией , но что это произведение было «таким веселым» ( «. .. mais c'est si amusant!" ). Очевидно, он намеревался написать эту работу для своих студентов в Парижской школе Нидермейера . [ 2 ] но впервые оно было исполнено на частном концерте виолончелиста Шарля Лебука 3 марта 1886 года:
Несколько дней спустя второе выступление было дано в Эмиля Лемуана обществе камерной музыки La Trompette , а затем еще одно в доме Полины Виардо с публикой, в которую входил Ференц Лист , друг композитора, который выразил желание услышать работа. Были и другие выступления, обычно для французского фестиваля Mi-Carême в середине Великого поста . Все эти выступления были получастными, за исключением одного в Société des Instruments à Vent в апреле 1892 года, и «часто проходили с музыкантами, носившими маски голов различных животных, которых они представляли». [ 3 ] Сен-Санс был непреклонен в том, что это произведение не будет опубликовано при его жизни, считая, что это умаляет его «серьезный» композиторский имидж. Он уступил только знаменитому соло для виолончели «Лебедь» , которое составляет предпоследнюю часть произведения и было опубликовано в 1887 году в аранжировке композитора для виолончели и фортепиано соло (в оригинале используются два фортепиано).
Сен-Санс указал в своем завещании, что произведение должно быть опубликовано посмертно. После его смерти в декабре 1921 года он был опубликован Дюраном в Париже в апреле 1922 года; первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1922 года концертной группой Concerts Colonne под управлением Габриэля Пьерне . [ 4 ] Это было восторженно принято. Газета «Фигаро» сообщила:
«Карнавал животных» с тех пор стал одним из самых известных произведений Сен-Санса, исполняемого в оригинальной версии для одиннадцати инструментов или, чаще, с полной струнной частью оркестра. Часто глокеншпиль заменяет редкую стеклянную гармонику . [ 6 ] [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Сюита написана для двух фортепиано , двух скрипок , альта , виолончели , контрабаса , флейты (и пикколо ), кларнета (C и B ♭ ), стеклянной губной гармоники и ксилофона . [ 8 ] Всего четырнадцать движений, каждое из которых представляет отдельное животное или животных:
I. Введение и марш королевского льва (Введение и Королевский марш льва)
[ редактировать ]Струнные и два фортепиано : вступление начинается с игры на фортепиано смелого тремоло, под которое вступают струнные с величественной темой. Фортепиано играют пару глиссандо , идущих в противоположных направлениях, завершая первую часть части. Затем фортепиано вводят тему марша, которую они проводят на протяжении большей части вступления. Струнные создают мелодию, а фортепиано иногда берут низкие хроматические гаммы в октавах, напоминающие рык льва, или высокие остинато . Две группы инструментов меняются местами: фортепиано играют более высокую и мягкую версию мелодии. Движение заканчивается нотой фортиссимо всех инструментов, используемых в этом движении.
II. Петухи Куры и
[ редактировать ]Скрипки, альт, два фортепиано и кларнет: эта часть сосредоточена вокруг темы «клевания», играемой фортепиано и струнных, напоминающей цыплят, клюющих зерно. Кларнет играет небольшое соло над струнами; Фортепиано играет очень быструю тему, основанную на крике петуха.
III. Дикие ослы (быстрые животные)
[ редактировать ]Два фортепиано: изображенные здесь животные совершенно очевидно бегут, образ, вызванный постоянным, лихорадочно быстрым движением вверх и вниз обоих фортепиано, играющих фигуры в октавах. Это дзиггетай , ослы, пришедшие из Тибета и известные своей огромной скоростью.
IV. Черепахи (Черепахи)
[ редактировать ]Струнные и фортепиано: сатирическая часть, которая начинается с игры на фортепиано пульсирующей тройной фигуры в верхнем регистре. Струнные играют медленное исполнение знаменитого «Адского галопа» (обычно называемого « Кан-кан ») из Оффенбаха комической оперы « Орфей в подземном мире».
V. Слон
[ редактировать ]Контрабас и фортепиано: этот раздел отмечен Allegro pomposo, великой карикатурой на слона. Фортепиано играет тройную фигуру, похожую на вальс, а бас напевает под ней мелодию. Как и «Черепахи», это тоже музыкальная шутка — тематический материал взят из скерцо из к музыки Мендельсона « Сну в летнюю ночь» и « «Танца сильфид» Берлиоза из Осуждения Фауста» . Обе темы изначально были написаны для высоких, более светлых инструментов (флейты и других деревянных духовых инструментов, а также скрипки соответственно); Шутка в том, что Сен-Санс переносит это на самый низкий и тяжелый инструмент в оркестре — контрабас.
VI. Кенгуру
[ редактировать ]Два фортепиано: главная фигура здесь представляет собой образец «прыгающих» аккордов (состоящих из трезвучий в разных позициях), которым предшествуют форшлаги в правой руке. Когда аккорды повышаются, они быстро становятся быстрее и громче, а когда аккорды нисходят, они быстро становятся медленнее и мягче.
VII. Аквариум
[ редактировать ]
Скрипки, альт, виолончель ( струнный квартет ), два фортепиано, флейта и стеклянная губная гармоника . Мелодия исполняется флейтой в сопровождении струнных и стеклянной губной гармошки поверх бурных, похожих на глиссандо партий и арпеджио на фортепиано. Эти фигуры, а также случайное глиссандо стеклянной гармошки в конце, часто играемое на челесте или глокеншпиле , напоминают мирный, тускло освещенный аквариум.
VIII. ушами Персонажи с длинными
[ редактировать ]Две скрипки: это самая короткая из всех частей. Скрипки попеременно играют высокие, громкие ноты и низкие, жужжащие (на манер ослиного ревения «хи-хау»). Музыкальные критики полагают, что целью этого движения является сравнение музыкальных критиков с ревущими ослами. [ 9 ]
IX. Le Coucou aufund des bois (Кукушка в глубине леса)
[ редактировать ]Два фортепиано и кларнет: фортепиано играют большие мягкие аккорды, а кларнет играет одно двухнотное остинато; C и A ♭ , имитирующие крик кукушки. Сен-Санс утверждает в оригинальной партитуре, что кларнетист должен находиться за сценой.
X. Вольер (Вольер)
[ редактировать ]Струнные, фортепиано и флейта: высокие струны играют фоновую роль, создавая фоновое жужжание, напоминающее фоновый шум джунглей. Виолончели и бас-гитары играют в ритме звукоснимателей, ведущем к большинству тактов. Флейта исполняет партию птицы, ее мелодия трелей охватывает большую часть ее диапазона. Фортепиано время от времени издают на заднем плане звуки и трели других птиц. Часть заканчивается очень тихо после длинной восходящей хроматической гаммы флейты.
XI. Пианисты (Пианисты)
[ редактировать ]Струнные и два фортепиано: это юмористическое движение (высмеивающее пианистов как животных) — это проблеск того, что немногие зрители когда-либо могли видеть: пианистов, практикующих упражнения для пальцев и гаммы. шкалы C, D ♭ , D и E ♭ Покрыты . Каждый из них начинается с трели на первой и второй ноте, затем переходит в гаммы с небольшими изменениями ритма. Переходы между тональностями осуществляются взрывным аккордом всех инструментов между гаммами. В некоторых спектаклях более поздние, более сложные гаммы намеренно исполняются все чаще несвоевременно. В оригинальном издании есть примечание редактора, призывающее игроков подражать новичкам и их неловкости. [ 10 ] После четырех гамм тональность снова меняется на C, где фортепиано играют трель умеренной скорости в стиле Шарля-Луи Ханона или Карла Черни , в то время как струны играют небольшую роль под ней. Эта часть необычна тем, что последние три аккорда не завершают пьесу, а скорее переходят к следующей части.
XII. Окаменелости (Окаменелости)
[ редактировать ]
Струнные, два фортепиано, кларнет и ксилофон: здесь Сен-Санс имитирует свою собственную композицию, « Пляску смерти» , в которой интенсивно используется ксилофон, чтобы вызвать образ танцующих скелетов, кости которых щелкают вместе в такт. музыкальные темы из «Пляски смерти» Также цитируются ; ксилофон и скрипка играют большую часть мелодии, чередуясь с фортепиано и кларнетом. Намеки на « Ah! vous dira-je, Maman » (более известную в англоязычном мире как Twinkle Twinkle Little Star ), французские детские стишки « Au clair de la lune » и «J'ai du bon tabac» ( второе фортепиано играет ту же мелодию в перевернутом виде [инверсия]), популярный гимн « Partant pour la Syrie », а также арию «Una voce poco fa» из Россини » « Севильского цирюльника также можно услышать. Музыкальная шутка в этом движении, согласно рассказу Леонарда Бернстайна о его записи работы с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, заключается в том, что цитируемые музыкальные произведения представляют собой окаменелости времен Сен-Санса.
XIII. Лебедь (Лебедь)
[ редактировать ]Два фортепиано и виолончель: медленно движущаяся мелодия виолончели (напоминающая лебедя, элегантно скользящего по воде) исполняется под зыбкие шестнадцатые аккорды на одном фортепиано и набранные аккорды на другом.
Основа репертуара для виолончели, это одна из самых известных частей сюиты, обычно в версии для виолончели с фортепиано соло, которая была единственной публикацией из этой сюиты при жизни Сен-Санса.
Короткое балетное соло «Умирающий лебедь » было поставлено в 1905 году Михаилом Фокиным на эту часть и исполнено Анной Павловой , которая дала около 4000 исполнений танца и «прокатила мир». [ 11 ]
XIV. Финал (Финал)
[ редактировать ]Полный ансамбль: финал открывается теми же трелями на фортепиано, что и вступление, но вскоре к ним присоединяются духовые инструменты, стеклянная гармошка и ксилофон. Струнные создают напряжение несколькими низкими нотами, приводящими к глиссанди на фортепиано. прежде чем прозвучит живая основная мелодия. Финал чем-то напоминает американский карнавал 19-го века, где одно фортепиано всегда поддерживает энергичный ритм восьмых нот . Хотя мелодия относительно проста, поддерживающие гармонии оформлены в стиле, типичном для фортепианных сочинений Сен-Санса, - ослепительные гаммы, глиссандо и трели. Многие из предыдущих движений цитируются здесь из вступления: лев, ослы, куры и кенгуру. Завершается произведение серией из шести «Хи-хо» ослов, как бы говорящих, что осел смеется последним, перед финальной сильной группой аккордов до мажор.
Музыкальные аллюзии
[ редактировать ]Как следует из названия, работа носит программный и зоологический характер . Он развивается от первой части, « Введение и королевский марш льва» , через портреты слонов и ослов («Персонажи с длинными ушами») к финалу, повторяющему многие из более ранних мотивов.
Некоторые движения имеют юмористический смысл:
- Poules et coqs использует тему Рамо пьесы клавесинной соль La poule («Курица») из его сюиты мажор, но в менее элегантном настроении. [ 6 ]
- Tortues использует известный «Адский галоп» из Оффенбаха комической оперы «Орфей в подземном мире» , играя обычно головокружительную мелодию в медленном, плавном темпе. [ 2 ] [ 12 ]
- L'éléphant использует тему из « «Танца сильф» Берлиоза (из его произведения Осуждение Фауста »), исполненную в гораздо более низком регистре, чем обычно, в качестве соло на контрабасе. В произведении также цитируется скерцо из « Мендельсона » Сна в летнюю ночь . [ 2 ] [ 13 ]
- Предполагается, что раздел Personnages à longues oreilles предназначен для музыкальных критиков: они также предположительно являются последними животными, рев которых можно услышать во время финала. [ 2 ] [ 6 ]
- Пианисты изображают студентов, играющих на фортепиано, работающих над гаммами в Ганона и Черни . упражнениях в стиле [ 6 ] [ 12 ]
- «Ископаемые» » Сен-Санса цитирует «Пляску смерти , а также три детских стишка: «J'ai du bon tabac» , «Ah! vous dirai-je, Maman» ( «Мерцай, мерцай, маленькая звездочка » ) и « Au clair de la lune » , а также песня « Partant pour la Syrie » и Россини ария оперы « «Una voce poco fa» из Цирюльник». Севилья . [ 2 ] [ 13 ]
Стихи
[ редактировать ]В 1949 году Огден Нэш написал набор юмористических стихов, сопровождающих каждое движение для Columbia Masterworks записи «Карнавала животных» под управлением Андре Костеланца . Их прочитал Ноэль Кауард ; Костеланец и Кауард исполнили сюиту на стихи Нэша с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле , Нью-Йорк, в 1956 году. [ 14 ]
Стихи Нэша с их актуальными ссылками (например, на игру президента Трумэна на фортепиано) устарели, [ 6 ] а более поздние писатели написали новые слова для сопровождения сюиты, в том числе Джонни Моррис , [ 6 ] Джереми Николас , [ 6 ] Джек Прелуцкий , [ 15 ] Джон Литгоу , [ 16 ] и Майкл Морпурго , версия которого была записана в 2020 году.
Записи
[ редактировать ]Были созданы различные записи Карнавала животных. Некоторые примечательные из них:
Альтернативные записи
[ редактировать ]- В 1982 году Духовой ансамбль Филипа Джонса записал аранжировку для духовых инструментов Питера Рива. [ 22 ]
- Пародия на произведение под названием « Карнавал животных, часть вторая » была записана «Странным Элом» Янковичем и Венди Карлос в 1988 году, с новыми стихами, написанными Янковичем о других животных, таких как акула и пудель. [ 23 ]
- В 1993 году компания Dove Audio выпустила на компакт-диске запись звездного состава. [ 24 ] в исполнении Голливудского камерного оркестра под управлением Лало Шифрина, все доходы от которого пойдут на благотворительность. Среди читателей были Арте Джонсон ( «Введение и финал» ), Чарльтон Хестон ( «Королевский марш льва» ), Джеймс Эрл Джонс ( «Куры и петухи» ), Бетти Уайт ( «Дикие ослы» ), Линн Редгрейв ( «Черепахи» ), Уильям Шетнер ( «Слон» ), Джоан. Риверс ( Кенгуру ), Тед Дэнсон ( Аквариум ), Лили Томлин ( Персонажи с длинными ушами ), Дебора Раффин ( The Кукушка ), Одри Хепберн ( «Вольер» ), Дадли Мур ( «Пианисты» ), Уолтер Мэттау ( «Окаменелости» ) и Жаклин Смит ( «Лебедь» ).
- В 1996 году в стиле серф-рок кавер на песню « Аквариум» использовался в качестве саундтрека к оригинальному «Космическая гора» аттракциону в Диснейленде перед его реконструкцией в 2005 году. В него вошли гитарные риффы Дика Дейла . [ 25 ]
- Финал сюиты был использован в качестве музыки к одному из фрагментов диснеевского фильма 1999 года «Фантазия 2000 » в исполнении Чикагского симфонического оркестра . В нем фарсовый фламинго играет с йо-йо, к большому огорчению других фламинго, которые пытаются соблазнить его выполнять те же «скучные» действия, что и они. Гейл Нива и Филип Сабрански - пианисты, участвующие в этой записи. Джеймс Эрл Джонс представляет этот отрывок, стоя рядом с аниматором Эриком Голдбергом , который руководил этим отрывком. Джонс обсуждает «доски для рисования, [которые] были местом рождения некоторых из самых любимых персонажей-животных всех времен» и то, как анимация и музыка сочетаются, чтобы ответить на «извечный вопрос» об отношениях между человеком и природой. Затем, как ни странно, ему вручают лист бумаги и он читает «старый вопрос: что произойдет, если дать йо-йо стае фламинго?» прежде чем спросить: «Кто это написал?»
- Для балета на сюиту Сен-Санса, поставленного Кристофером Уилдоном и представленного New York City Ballet , Джон Литгоу написал повествование. Сюжетная линия такова, что озорной мальчик ускользает от своего учителя во время поездки в музей естественной истории и, когда музей закрывается, видит, как все знакомые ему люди превращаются в животных. Аудиозапись была сделана в 2004 году членами Chamber Music Los Angeles под управлением Билла Эллиота с повествованием Литгоу. [ 16 ]
- В 2021 году филармония Лос-Анджелеса транслировала пьесу в Hollywood Bowl с Юджей Ван и Дэвидом Фунгом на фортепиано под управлением Густаво Дудамеля . Четыре сказки о животных были рассказаны студентами El Sistema со всего мира: Мартин (9), Арао (12), Афра (14) и Майя (8). [ 26 ]
- В 2016 году The Wiggles выпустили «Карнавал животных » с повествованием, написанным и исполненным Саймоном Прайсом , и музыкой в исполнении Симфонического оркестра Аделаиды . [ нужна ссылка ]
- В 2023 году Chronatic Quartet выпустил Karneval der Tiere — кроссоверную поп-рок-джазовую аранжировку пианиста квартета Бенедикта тер Браака для скрипки, контрабаса, фортепиано и ударных (трэп-сет).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первоначально выпущен (1975) со стихами Нэша в исполнении Гермионы Джингольд . [ 18 ] Впоследствии переиздано без повествования.
- ^ Морис Андре , Жак Казоран, Ги-Жоэль Чиприани, Мишель Дебост , Клод Десюрмон, Ален Молья, Жерар Перотен, Французское струнное трио
- ^ Ален Марион , флейта; Мишель Арриньон , кларнет; Мишель Кальс, глокеншпиль; Мишель Черутти, ксилофон; Режи Паскье , первая скрипка; Ян Паскаль Тортелье , вторая скрипка; Жерар Коссе , альт; Йо-Йо Ма , виолончель; Габен Лоридон, контрабас.
- ^ Также выпущено без повествования. [ 19 ]
- ^ Ирена Графенауэр , флейта; Эдуард Бруннер , кларнет; Гидон Кремер , скрипка; Изабель ван Кеулен , скрипка; Табеа Циммерманн , альт; Миша Майский , виолончель; Георг Хортнагель, контрабас; Маркус Штекелер, ксилофон; Эдит Салмен-Вебер, глокеншпиль
- ^ Ребекка Хирш, Беатрис Харпер, скрипки; Терри Неттл, альт; Джонатан Уильямс, виолончель; Родни Слэтфорд, контрабас; Николас Валлис-Дэвис, флейта/пикколо; Анджела Мэлсбери, кларнет; Энни Окли, ксилофон; Джеймс Стребинг, глокеншпиль.
- ^ Пол Эдмунд-Дэвис (флейта), Эндрю Марринер (кларнет), Александр Баранщик и Эшли Арбакл (скрипки), Александр Тейлор (альт), Рэй Адамс (виолончель), Пол Маррион (контрабас), Рэй Норткотт (ударные)
- ↑ этой записи виртуозный гармонист На Томми Рейли играет на губной гармошке вместо стеклянной гармошки. Эту ошибку отметил и признал музыкальный журналист Фриц Шпигль в словаре музыкальной эфемеры 1984 года. [ 20 ]
- ^ Также выпущено без повествования.
- ^ German narration spoken by Peter Ustinov
- ^ Рено Капюсон , Готье Капюсон , Давид Герье , Эстер Хоппе, Флоран Жодле, Мари-Пьер Лангламе , Поль Мейер , Беатрис Мутле, Эммануэль Паю и Янн Саксала
- ^ Эта запись находится в переработанной версии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стегеманн, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сен-Санс, третья ненумерованная вводная страница
- ^ Перейти обратно: а б Блейкман, с. 117
- ^ Раттнер, стр. 185 и далее.
- ^ Банес, Антон. "Les Concerts" . Архивировано 27 июня 2021 года в Wayback Machine . Le Figaro , 27 февраля 1922 г., с. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Николас, Джереми. «Коллекция Граммофонов» , Граммофон , октябрь 2019 г., стр. 116–121.
- ^ «Le carnaval des animaux (Сен-Санс, Камилла)». Архивировано 19 июня 2021 года в Wayback Machine , IMSLP. Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Сен-Санс, титульный лист
- ^ «Карнавал животных» , The Listener , 18 : 104, 14 июля 1937 г., заархивировано из оригинала 27 июня 2021 г. , получено 30 марта 2011 г.
- ^ "Исполнителям придется имитировать игру новичка и его левшу" «Полная полная оценка» (PDF) . Париж: Durand & Cie. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Франкенштейн, Альфред, Карнавал животных (примечания), том. Capitol SP 8537 и переиздан на Seraphim S-60214.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффитс, с. 147
- ^ Перейти обратно: а б «Сен-Санс: Примечания к программе карнавала животных , 1 января 1929 г. - 31 декабря 1960 г.». Архивировано 20 июня 2018 г. в Wayback Machine , архив Нью-Йоркской филармонии. Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Трус, с. 316
- ^ Примечания к компакт-диску SDS-1001 с симфоническим оркестром Сан-Диего. OCLC SDS-1001
- ^ Перейти обратно: а б ОСЛК 56770131
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Карнавал животных» , Музыкальная библиотека Наксоса. Проверено 26 июня 2021 г. (требуется подписка) «Музыкальная библиотека Наксоса» . Архивировано из оригинала 27 июня 2021 года . Проверено 27 июня 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ ОСЛК 21827232
- ^ ОСЛК 68930501
- ^ « В «Карнавале животных» используется стеклянная гармошка. Этот оркестр забыл о стекле. | Редакция WQXR» . WQXR . 27 августа 2018 г. Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Карнавал | Канне-Масоны» . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ ОСЛК 60248672
- ^ ОСЛК 19021977
- ^ ISBN 1-55800-586-2
- ^ «Умер Дик Дейл, гитарист саундтрека к фильму Space Mountain» . 18 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ «LA Phil Media запускает второй сезон звука/сцены» . Голливуд Боул. 23 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Проверено 6 марта 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Блейкман, Эдвард (2005). Таффанель: Гений флейты . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517098-6 .
- Трус, Рождество (1982). Пейн, Грэм; Морли, Шеридан (ред.). Дневники Ноэля Кауарда (1941–1969) . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-297-78142-4 .
- Гриффитс, Пол (2004). Пингвин-компаньон классической музыки . Лондон и Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-14-100924-7 .
- Ратнер, Сабина Теллер (2002). Камиль Сен-Санс, 1835–1921: Тематический каталог его полных сочинений, том I: Инструментальные произведения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816320-6 .
- Сен-Санс, Камилла (1957) [1922]. Карнавал животных: великая зоологическая фантазия . Пэрис: Дюран. OCLC 31227464 .
- Стегеманн, Майкл (1991). Камиль Сен-Санс и французский сольный концерт 1850–1920 годов . Лэнхэм: Амадеус Пресс. ISBN 978-0-93-134035-2 . .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карнавал животных : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Видеоперформанс Ле Лебедя Джулиана Ллойда Уэббера
- Запись 2011 года для органа и фортепиано Дэвида Оуэна Норриса и Дэвида Корама.
- Учебное пособие для детей по балету Нью-Йоркского театра (PDF) со стихами Огдена Нэша.