Jump to content

Бардайсан

(Перенаправлено с Вардесана Эдесского )

Бардайсан 11 июля 154 — 222 гг. н.э.; : Бар Дайсан ����������������, ( также Бардайсан , известный на арабском языке Дайсан как ) сирийский ибн ; [1] а на латыни как Вардесан — был ассирийцем , говорящим на сирийском языке. [2] Христианский писатель и педагог с гностическим прошлым. [3] и основатель бардаисанитов .

Ученый, ученый, астролог, философ, автор гимнов , [4] и поэт, Бардайсан также был известен своими знаниями Индии, о которой он написал книгу, ныне утерянную. [5] По словам раннего христианского историка Евсевия , Бардаисан одно время был последователем гностика Валентина , но позже выступал против валентинианского гностицизма , а также писал против маркионизма . [6]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Бардайсан ( сирийский : « ������������bar Daiṣān сын Дайсана » ) — сирийский писатель, родившийся 11 июля 154 года в Эдессе , Осроене , которая в те времена находилась попеременно под влиянием как Римской империи , так и Парфянской империи . Чтобы указать город его рождения, родители называли его «Сыном Дайсана», реки, на которой находилась Эдесса. Иногда его также называют «Вавилонянином» (Порфирий ) ; и, в связи с его более поздней важной деятельностью в Парфянской Армении армянином» ( Ипполитом Римским ), в то время как Сириец называет его «философом арамейцев » ( сирийский : feat ocracyyar « , Ефрем . . В некоторых источниках упоминается его высокое происхождение и богатство; по словам Михаила Сирина , родители Бардайсана бежали из Персии, а Секст Юлий Африканский сообщает, что он принадлежал к парфянской знати. [2] Его родители, Нухама и Нах Сирам, должно быть, были людьми знатными, поскольку их сын получил образование у наследного принца Осроена при дворе Абгара VIII . Африканский говорит, что он видел, как Бардайсан с луком и стрелами обозначил стрелами контур лица мальчика на щите, который мальчик держал. [7]

Из-за политических волнений в Эдессе Бардайсан и его родители переехали на время в Иераполь (ныне Манбидж ), сильный центр вавилонизма. Здесь мальчик воспитывался в доме священника Анудузбара. В этой школе он изучил все тонкости вавилонской астрологии , обучение, которое навсегда повлияло на его разум и стало проклятием для его дальнейшей жизни. В возрасте двадцати пяти лет ему довелось услышать проповеди Гистаспа, епископа Эдессы , получил наставление, был крещен и даже принят в диаконат или священство. «Священство», однако, может просто означать, что он причислялся к числу пресвитеров, поскольку Вардаисен остался в мире и имел сына по имени Гармоний, который, согласно « , » Созомена Церковной истории был «глубоко сведущ в греческой эрудиции, и первый подчинил свой родной язык размерам и музыкальным законам, эти стихи он раздавал хорам». [ нужна ссылка ] Когда на престол взошел Абгар IX, друг его юности (179 г.), его место при дворе занял Бардайсан. Будучи искренним христианином, он явно не был аскетом, а одевался в наряды «с бериллами и кафтаном », [7] по словам Ефрема, одного из его критиков. [7]

Проповедническая деятельность

[ редактировать ]

Говорят, что Бардайсан обратил князя Авгаря IX в христианство (вероятно, после 202 г., т. е. после его визита и почетного приема в Риме). Даже если бы он этого не сделал, он сыграл важную роль в христианизации города. И король, и философ трудились над созданием первого христианского государства. [8] Он проявил большую литературную активность против Валентина (о котором Евсевий Кесарийский говорит, что Барсайсан когда-то был последователем) и Маркиона . [9]

Альтернативно, Епифаний Саламинский и Бар-Гебреус утверждают, что сначала он был ортодоксальным христианином и только потом стал адептом Валентина. [8] даже создал свою собственную неортодоксальную христианскую догму (бардайсанизм), смешав ее учения с вавилонской астрологией. [7] Бардайсана часто описывали как гностика, отрицавшего воскресение тела, а работы Ефрема Сирийского предполагают, что он объяснил происхождение мира процессом эманации от верховного Бога, которого он называл Отцом Живого. [8] В результате его учение легло в основу манихейства , а затем и батини сект шиитского ислама . [10] Бардайсан и его движение подверглись критической полемике. [8] там утверждалось (вероятно, ложно), что он стал валентинианским гностиком из-за разочарованных амбиций в христианской церкви. [7] В частности, с ним энергично боролся преподобный Ефрем. [7] который упомянул его в своих гимнах:

И если он думает, что сказал последнее
Он дошел до язычества ,
О Бар-Дайсан,
Сын реки Дайсан,
Чей разум жидок, как его имя! [11]

Эта точка зрения подверглась критике, поскольку эти источники, вероятно, цитируют более поздних барсайсанитов, тогда как Евсевий и Порфирий, как известно, цитируют непосредственно подлинные фрагменты работы Бардайсана. [12] Созомен, в частности, сообщает, что Бардайсан учил о палингенезисе (παλιγγενεσίας), то есть возрождении физических тел, и в своих достоверных фрагментах (к которым относится трактат о воскресении) Бардайсан утверждает воскресение тела, но считал его превращением из тленное тело в нетленное тело, именно это он имел в виду под «духовными телами» в другом месте. [12] В то время как некоторые бардасаниты после возникновения манихейства считали создание тел обязательно злом, сам Бардаисан считал тела греховными только в том случае, если они были смертными, и что «тело воскресения и тело, которое люди имели до грехопадения, — это тело, созданное из чистой материи без всякой примеси к тьме». [12] Сам Бардайсан был не дуалистом, а монистом, поскольку считал, что Бог существует, а зло нет, «а те, кто во зле, находятся в слабости, а не в силе». [12]

Тем не менее, критика веры Бардайсана в семь ουσιαι или ' итий (субстанций), существовавших ранее Творения, из которых Бог создал все, была более точной и, возможно, вывела Бардайсана за пределы общепринятой ортодоксальности. [13] «Бардайсан называет итье только элементы, а не растения или животные», хотя он также использует этот термин для обозначения семи планет. [14] Несмотря на это, Бардайсан ясно описал этих небесных существ как созданных существ, подчиненных Богу. [15]

Встреча с религиозными людьми из Индии

[ редактировать ]

Порфирий утверждает, что однажды в Эдессе Бардаисан взял интервью у индийской депутации святых людей ( древнегреческий : Σαρμαναίοι « шраманы »), которые были посланы к римскому императору Элагабалу или другому северскому императору , и расспросил их о природе индийской религии. . Эта встреча описана в Порфирии «Об воздержании». , iv, 17 [16] и Стобей ( Екклезиаст , iii, 56, 141):

Поскольку государство индийцев распределено на многие части, среди них есть одно племя божественно мудрых людей, которых греки привыкли называть гимнософистами . Но из них есть две секты, одной из которых брамины руководят — саманеи . , другой [17] Однако раса браминов получает божественную мудрость такого рода по наследству, точно так же, как и жречество. Но саманеи избраны и состоят из тех, кто желает обладать божественным знанием. А подробности о них таковы, как повествует вавилонянин Бардасан, живший во времена наших отцов, и был знаком с теми индейцами, которые вместе с Дамадамисом были отправлены к кесарю. Все брамины происходят из одной породы; ибо все они произошли от одного отца и одной матери. Но саманеи не являются потомками одной семьи, будучи, как мы уже сказали, собраны из всех индейских народов.

Порфирий Де Абстин. , ив,

Изгнание и смерть

[ редактировать ]

В конце концов, после 353 лет существования Осроенское королевство прекратило свое существование под властью римлян Каракаллы . Воспользовавшись антихристианской фракцией в Эдессе, римляне захватили Абгара IX и в цепях отправили его в Рим. Хотя друг Каракаллы убеждал его отступить от веры, Бардаисан твердо стоял на своем, говоря, что он не боится смерти, поскольку ему в любом случае придется ее пережить, даже если теперь он должен подчиниться императору. В возрасте шестидесяти трех лет он был вынужден укрыться в крепости Ани в Армении и пытался проповедовать там, но без особого успеха. Он также составил историю армянских царей. [8] Он умер в возрасте шестидесяти восьми лет то ли в Ани, то ли в Эдессе. По словам Михаила Сирина , у Бардайсана было, кроме Гармония, еще два сына, которых звали Абгарун и Хасду. [7]

Бардаисанская школа

[ редактировать ]

Последователи Бардайсана (бардайсаниты) продолжили его учение в секте II века, которую более поздние христиане считали еретической . Считается, что сын Бардасана, Гармоний, еще дальше отошел от пути православия. Получив образование в Афинах, он добавил к вавилонской астрологии своего отца греческие идеи о душе, рождении и разрушении тел и своего рода метемпсихозе . [7]

Некий Марин, последователь Бардесана и дуалист , к которому обращается в «Диалоге Адамантия», придерживался учения о двойственном первобытном существе; ибо дьявол, по его мнению, не создан Богом. Он также был докетистом , так как отрицал рождение Христа от женщины. Форма гностицизма Бардайсана оказала влияние на манихейство . [7]

Ревностные усилия Ефрема Сирина по пресечению этой могущественной ереси не увенчались полным успехом. Раббула, епископ Эдессы в 431–432 годах, обнаружил, что оно процветает повсюду. Его существование в седьмом веке засвидетельствовано Иаковом Эдесским ; в восьмом — Георгий, епископ арабский ; в десятом историк аль-Масуди ; и даже в двенадцатом — аль-Шахрастани . Бардесанство, кажется, слилось сначала с валентинианством , а затем с обычным манихейством . [7]

Доктрина

[ редактировать ]

Относительно истинного учения Вардесана сложились различные мнения. Еще у Ипполита (Философ., VI, 50) его учение описывалось как разновидность валентинианства , самой популярной формы гностицизма . Адольф Хильгенфельд в 1864 году отстаивал эту точку зрения, основываясь главным образом на выдержках из св. Ефрема , посвятившего свою жизнь борьбе с бардайсанством в Эдессе. [7] Однако утверждалось, что резкие и пылкие высказывания св. Ефрема против вардайсанитян его времени не являются справедливым критерием учения их учителя. Чрезвычайное почитание его соотечественников, очень сдержанные и полууважительные упоминания о нем в ранних отцах и, прежде всего, в «Книге законов стран» позволяют предположить более мягкий взгляд на заблуждения Бардайсана. [7]

Подобно ранним христианам , Бардайсан верил во Всемогущего Бога, Творца неба и земли, чья воля абсолютна и которому подвластно все сущее. Бог наделил человека свободой воли для осуществления своего спасения и позволил миру быть смесью добра и зла, света и тьмы. Все вещи, даже те, которые мы сейчас считаем неодушевленными, обладают определенной степенью свободы. Во всех них свет должен победить тьму. [7]

Аль-Шахрастани утверждает: «Последователи Дайсана верят в два элемента, свет и тьму. Свет вызывает добро, сознательно и по свободной воле; тьма вызывает зло, но силой природы и необходимости. Они верят, что свет есть живое существо, обладающее знанием, силой, восприятием и пониманием; и от него берут начало движение и жизнь, но эта тьма мертва, невежественна, негибка и бездушна, без активности и различения, и они считают, что зло внутри них; является результатом их природы и совершается без их участия». [18]

Он, по-видимому, отрицал воскресение тела, хотя считал, что тело Христово наделено нетленностью, как особым даром. Бардайсан постулировал, что через шесть тысяч лет Земле придет конец, и ее место займет мир без зла. [7]

Бардайсан считал также солнце, луну и планеты живыми существами, которым под началом Бога во многом было поручено управление этим миром; и хотя человек был свободен, созвездия оказывали на него сильное влияние как во благо, так и во зло. По мнению святителя Ефрема, Солнце и Луна считались мужским и женским началами, а представления о небе у вардайсанитян не были лишены примеси чувственности (или «непристойностей»). Руководствуясь тем фактом, что слово «дух» в сирийском языке женского рода, Бардайсан мог придерживаться неортодоксальных взглядов на Троицу. [7]

Космология Бардайсана и комментарии к ней сохранились только в гораздо более поздних источниках, но их можно изложить следующим образом. Мир начался с четырех чистых и нетварных элементов: света, ветра, огня и воды, расположенных соответственно на Востоке, Западе, Юге и Севере (и каждый из них способен перемещаться по своим, отдельным регионам). Над планом, на котором покоятся эти четыре чистых элемента, находится Господь, а внизу — тьма. Однажды случайно четыре чистых элемента вышли за свои границы и начали смешиваться. Пользуясь случаем, к ним смешалась и тьма. Обеспокоенные стихии обращаются к Богу с просьбой отделить от них тьму, но Богу это удается лишь частично. Господь использует смесь для создания мира, но оставшаяся в смеси тьма действует как причина зла в мире с тех пор и до сегодняшнего дня. На существование мира отведено 6000 лет. Очищения через зачатие и рождение происходят, но в конце отведенного Земле срока произойдет окончательное очищение, которое изгонит тьму из мира. [19]

Ученый-патристик Илария Рамелли утверждала, что Бардайсан, возможно, был одним из первых христианских сторонников апокатастасиса ( всеобщего восстановления). [20] цитируя, в частности, следующий отрывок из «Книги законов стран» Бардайсана как доказательство своей веры в эту доктрину:

Наступит время, когда даже эта способность причинять вред, оставшаяся в [человечестве], будет положена в конец наставлением, которое будет получено при ином порядке вещей. И как только этот новый мир будет создан, все злые движения прекратятся, все восстания прекратятся, дураки будут убеждены, а недостатки будут восполнены, и наступит безопасность и мир, как дар Господь всей природы. [21]

Сочинения

[ редактировать ]

Бардайсан, по-видимому, был объемистым автором. Хотя почти все его работы исчезли, сохранились ссылки на следующие: [7]

  • Диалоги против Маркиона и Валентина . [22]
  • Диалог «Против судьбы», обращенный к Антонину. Является ли этот Антонин просто другом Бардесана или римским императором, и в последнем случае о каком из Антонинов имеется в виду, остается спорным. Также неясно, идентичен ли этот диалог «Книге законов стран», о которой позже. [23]
  • «Книга псалмов», 150 экземпляров, подражающая Псалтири Давида . [24] Эти псалмы прославились в истории Эдессы; их слова и мелодии из поколения в поколение жили на устах народа. Лишь когда св. Ефрем составил гимны в том же пятисложном размере и стал петь их на те же мелодии, что и псалмы Вардесанские, последние постепенно потеряли популярность. Некоторые из гимнов Бардайсана, вероятно, сохранились в «Гностических Деяниях Фомы» ; Гимн Жемчужины (или «Гимн Душе»); «Обручи Мудрости»; освятительная молитва при Крещении и при Святом Причащении. Из них только «Гимн Жемчужине» общепризнанно принадлежит Бардезану, авторство остальных сомнительно. [7]
  • Астролого-теологические трактаты, в которых излагались его своеобразные положения. О них упоминает святитель Ефрем, и среди них был трактат о свете и тьме. Фрагмент астрономического труда Бардайсана был сохранен Георгием, епископом арабских племен, и переиздан Нау. [25]
  • «История Армении». Моисей из Хорены [26] утверждает, что Бардайсан, «укрывшись в крепости Ани, прочитал там храмовые записи, в которых также были записаны деяния царей; к ним он добавил события своего времени. Он написал все на сирийском языке , но его книга была впоследствии переведен на греческий язык». Хотя правильность этого утверждения не вызывает подозрений, оно, вероятно, имеет под собой реальные основания. [7]
  • «Отчет об Индии». Бардайсан получил информацию от индийских послов шраманов (странствующих аскетов) к римскому императору Элагабалу . Несколько отрывков сохранились у Порфирия и Стобея . [27]
  • «Книга законов стран». Этот знаменитый диалог, старейший остаток не только бардисанского учения, но даже и сирийской литературы, если не считать перевода Библии, написан не самим Бардаисаном, а неким Филиппом, его учеником. [7] Однако главным говорящим в диалоге является Бардайсан. Отрывки из этого произведения на греческом языке сохранились у Евсевия. [28] и в Кесарии; [29] на латыни в «Признаниях» Псевдо-Климента [30] Полный сирийский текст был впервые опубликован на основе рукописи шестого или седьмого века в Британском музее Уильямом Кюртоном в его Spicilegium сирийском языке (Лондон, 1855 г.) и Нау. Спорный вопрос, был ли оригинал на сирийском или греческом языке; Нау решено в пользу первого. Выступая против вопрошающего ученика по имени Абида, Бардайсан стремится показать, что действия человека не полностью обусловлены Судьбой, а являются результатом звездных комбинаций. На основании того факта, что одни и те же законы, обычаи и нравы часто преобладают среди всех людей, живущих в определенном районе, или из-за того, что они живут разбросано по одним и тем же традициям, Бардайсан пытается показать, что положение звезд при рождении людей может иметь только мало общего с их последующим поведением, отсюда и название «Книга законов стран». [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хоутсма, М. Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. ISBN  9004097910 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Продюсер Октор Скьяерво. Бардесанес . Энциклопедия Ираника. Том III. Фаск. 7-8. ISBN   0-7100-9121-4 .
  3. ^ После бардайсанских исследований преемственности и изменений в сирийском христианстве в честь профессора Хана. JW Drijvers (Orientalia Lovaniensia Analecta) , архивировано из оригинала 8 марта 2012 г. , получено 2 сентября 2018 г.
  4. ^ Кономос 2001 .
  5. ^ Эдесса — парфянский период , Университет Эвансвилля , заархивировано из оригинала 20 февраля 2007 г.
  6. ^ Церковная история , 4.30.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Арендзен 1913 года .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Маклин 1911 год .
  9. ^ Рамелли 2009 .
  10. ^ Патрисия Кроун (28 июня 2012 г.). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. стр. 546–220. ISBN  978-1-107-01879-2 .
  11. ^ Святой Ефрем Сирийский, перевод А. С. Дункана Джонса, 1904 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Рамелли 2015 .
  13. ^ Клин 1962 .
  14. ^ Посекель 1999 .
  15. ^ Посекель 2019 .
  16. ^ Порфирий, О воздержании от животной пищи , Книга IV, Параграфы 17 и 18.
  17. ^ [1] Жокур, Луи, рыцарь. «Саманейский». Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера. Перевод Э. М. Лангиля. Анн-Арбор: Michigan Publishing, Библиотека Мичиганского университета, 2012. http://hdl.handle.net/2027/spo.did2222.0002.611 (по состоянию на 30 апреля 2018 г.). Первоначально опубликовано как «Samanéen», Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des arts et des métiers, 14:590–592 (Париж, 1765 г.).
  18. ^ Арендзен 1913 цитирует Хаарбрукера тр. (Галле, 1850), I, 293.
  19. ^ HJW Drivers, Бардаисан Эдессы, Gorgias Press 2014, 122-123.
  20. ^ Рамелли, Христианская доктрина Апокатастасиса , 112-113.
  21. ^ Бардайсан, Книга законов стран , 608-611 Нау; в переводе Иларии Рамелли в «Христианской доктрине Апокатастасиса» , 112–113.
  22. ^ Арендзен 1913 цитирует Теодорита , Хаера. фаб., I, XXII; Евсевий Кесарийский , История Церкви , IV, xxx, 3.
  23. ^ Арендзен 1913 цитирует Евсевия , Церковную историю , IV, xxx, 2; Епифаний, Хаер., 56, 1; Теодорет, Хаер. Фаб., I, XXII.
  24. ^ Арендзен 1913 цитирует Св. Ефрем, серм. Адв. Хаер., лиии.
  25. ^ в «Бардезан-астролог» и т. д. (Париж, 1899 г.) (см. Арендзен 1913 ).
  26. ^ Арендзен 1913 цитирует Историю ГА, II, 66.
  27. ^ Арендзен 1913 цитирует Ланглуа в книге Карла Вильгельма Людвига Мюллера , Fragmenta Historicorum Graecorum , V , lxviii sqq.
  28. ^ Арендзен 1913 г. цитирует Евангелическую подготовку , VI, x, 6 кв.
  29. ^ Арендзен 1913 цитирует Quaestiones, xlvii, 48.
  30. ^ Арендзен 1913 г. цитирует IX, 19 кв.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef633bec48680c65a83967ea8fcc4847__1722634200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/47/ef633bec48680c65a83967ea8fcc4847.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bardaisan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)