Jump to content

Атар

(Перенаправлено из «Зороастрийского огня »)
Иранский бог огня Адур (Атар) на монете тюркских шахов короля Тегин-шаха , 728 г. н.э.

Атар , Аташ , Азар ( авестийский : 𐬁𐬙𐬀𐬭 , латинизированный: ātar ) или Даштаɣни , [ 1 ] — это зороастрийская концепция священного огня , иногда описываемая в абстрактных терминах как «горящий и несгорающий огонь» или «видимый и невидимый огонь» (Мирза, 1987:389). Считается видимым присутствием Ахура Мазды и его Аши через одноименного Язату . Ритуалы очищения огня совершаются 1128 раз в год. [ нужна ссылка ]

В языке авестийском атар — атрибут источников тепла и света, именительный падеж единственного числа которого — атарш , источник персидского аташ (огонь). Когда-то считалось, что оно этимологически связано с авестийским āθrauuan / aθaurun ( ведическим атхарваном ), типом жреца, но сейчас это считается маловероятным (Boyce, 2002:16). Окончательная этимология слова ātar , ранее неизвестная (Boyce, 2002:1), теперь считается от индоевропейского *h x eh x tr- «огонь». Это сделало бы его родственным латинскому ater (черный) и албанскому vatër (определенная форма: vatra ) «очаг», «камин», который был заимствован румынским vatră «очаг», «камин», а затем распространился на сербо- Хорватское ватра «огонь» и украинское ватра «костер». [ 2 ] [ 3 ]

В более позднем зороастризме атар ( среднеперсидский : 𐭠𐭲𐭥𐭥𐭩 ādar или ādur ) иконографически отождествляется с самим огнем, который на среднеперсидском языке является 𐭠𐭲𐭧𐭱 ātaxsh , одним из основных объектов зороастрийского символизма.

В Священном Писании

[ редактировать ]

В гатических текстах

[ редактировать ]

Атар уже очевиден в Гатах , древнейших текстах сборника Авесты , которые, как полагают, были составлены самим Зороастром . На этом этапе, как и в Ясне Хаптангаити из семи глав ( Ясна , которая структурно прерывает Гаты и лингвистически так же стара, как и сами Гаты), атар все еще - за одним исключением - абстрактное понятие, просто инструмент, средство, Создателя и еще не является божеством ( язата ) тепла и света, которым Атар должен был стать в более поздних текстах.

В самых древних текстах атар — это медиум, способность, посредством которой выносится суждение, и отражает дозороастрийский институт испытания теплом (авестийское: гармо-варах , испытание теплом; ср. Boyce 1996: ch. 6). Правосудие осуществляется через атар ( Ясна 31.3, 34.4, 36.2, 47.2), пылающий атар (31.19, 51.9), через жар атара (43.4), через пылающий, сияющий, расплавленный металл ( айангха Хшушта , 30.7, 32.7, 51.9). Человек, прошедший огненное испытание, безмятежно обрел физическую и духовную силу, мудрость, истину и любовь (30,7). Однако среди всех упоминаний об атаре в древнейших текстах только один раз он упоминается независимо от Ахура Мазды . В этом исключении об атаре говорится в третьем лице мужского рода единственного числа: «Он обнаруживает грешников по рукопожатию» ( Ясна 34.4). Всего «всего, как говорят, было проведено около 30 видов огненных испытаний». (Бойс, 2002:1)

Также в ранних текстах, что имеет отношение к его роли в установлении вины, атар — это свет откровения, посредством которого Зороастр избирается Ахура Маздой, Заратуштра Майнью Атра ( Ясна 31.3), излучаемый Ахура Маздой (43.9), несущий убеждение в «Благая цель» ( Воху Манах , 43.4; см. также Амеша Спента ) и просветление своего внутреннего «я» (46.7). В рамках концепции божественного освещения атар излучает «другие светила» (31.7), сущность (Ахура Мазды), из которой прозрение и мудрость пронизывают вселенную. Так же и наставление Зороастра всегда молиться в присутствии атар — либо к солнцу, либо к их собственному очагу — чтобы лучше сосредоточить свою молитву на аше , праведности и добродетели, к которой следует стремиться ( Ясна 43.9, см. также Бойс, 1975: 455).

В более поздних текстах

[ редактировать ]
Ацо (Атар) на реверсе монеты кушанского правителя Хувишки ( 150-180 гг. н.э.).

Гатическая роль атара как средства выявления вины не очевидна прямо в более поздних текстах Авесты, но вновь появляется в измененной форме как аллегория сожжения и уничтожения Ангра-Майнью посредством праведности, «где Аша Вахишта время от времени отождествляется с домашний огонь в очаге». Здесь «идентификация в сферах материи и духа служит лишь для того, чтобы еще больше выдвинуть на первый план основные положения учения Зороастра относительно Аши» (Дхалла, 1938:170). Пережиток древнего института испытания жаром, тем не менее, присутствует в Вендидаде 4.54–55, где высказывание против истины и нарушение святости обещания наказываются поркой и выявляются употреблением «пылающей воды золотого цвета, обладая способностью обнаруживать вину». Зендский перевод/комментарий к этому отрывку переводит «пылающий» как « имеющий серу и серу» и отмечает, что невиновность или вина были установлены путем употребления этой «жидкости, обнаруживающей вину». Аналогично, в Денкард , Адхарбад Мараспанд — первосвященник эпохи Сасанидов , которому приписывают сопоставление текстов Авесты , — якобы имел девять мер «несгорающего расплавленного цинка», нанесенных на его грудь в качестве доказательства точности священных текстов.

В хронологическом порядке переход от Атара как средства суда к Атар Язате, божеству, управляющему пылающим огнем, является резким. В то время как в более старых гатических авестийских текстах жар (и, следовательно, огонь) связан с суровым приговором, в младших авестийских текстах божество Атар полностью представляет и представляет сам огонь; ассоциируется с теплом и светом и необходим для роста. Аши Вахишты Однако связь с атаром продолжается, и они часто упоминаются вместе ( Ясна 62.3, Ньяшес 5.9 и т. д.). То же самое относится и к их роли защитников, поскольку «когда Злой Дух напал на создание Доброй Истины, вмешались Добрая Мысль и Огонь» ( Яшт 13.77).

Именно в более поздних текстах Атар персонифицируется как «сын» Ахура Мазды (стандартное наименование, Ясна 25.7 и др.) и обращается как «полный славы и полный целебных средств» ( Ньяш 5.6). В Ясне 17.11 Атар является «хозяином дома», напоминая о роли огня очага в Гатах. В том же отрывке перечисляются «пять видов огня»:

  1. атар берези-савах , «весьма благодетельный атар », в текстах Зенд описывается как «огонь, который ест пищу, но не пьет воду», и вид огня, который горит в Аташ-Бехраме высшего уровня , храме огня .
  2. atar vohu-fryana , « атар доброй привязанности», родственный бхаге и другу ), позже квалифицируемый как «огонь, рассеивающий добро», и «огонь, поглощающий и воду, и пищу».
  3. атар урвазишта , « атар величайшего блаженства», позже квалифицируемый как «огонь счастливой жизни» и «огонь, который пьет воду, но не ест еды».
  4. атар вазишта , « атар самый быстрый», позднее квалифицировался как огонь в облаках, т.е. молния, и как «огонь, который не пьет воду и не ест пищи».
  5. атар спеништа , « самый святой атар », [ 4 ] родственный балто-славянскому šventas «святой») (описанный в текстах «Зенд» как «огонь процветания» и как духовный огонь, горящий перед Ормуздом ).

Описание пожаров в комментариях эпохи Сасанидов ( зендских текстах) несколько отличается от описанных в « Бундахишне » («Первоначальное творение», завершенное в XI или XII веке). В последнем описание первого и последнего вида пожара меняется местами.

В культуре и традициях

[ редактировать ]
Парси - зороастрийская церемония Джашан (здесь благословение дома в Пуне , Индия)

Как божество

[ редактировать ]

В эпоху позднего Ахеменидов адар как квинтэссенция Язата Адара — был включен в зороастрийскую иерархию божеств. В этом положении Адар помогает Аше Вахиште (авестийский, среднеперсидский : Ардвахишт ), Амеше Спенте, ответственной за светила. Среди цветов, связанных с Язатами , Адара у — бархатцы ( календула ) ( Бундахишн 27.24).

Важность божества Адара очевидна из посвящения этому существу в зороастрийском календаре : Адар - один из пяти Язат , у которых есть посвящение имени месяца. Кроме того, Адар — это название девятого дня месяца в зороастрийском религиозном календаре и девятого месяца года гражданского иранского календаря 1925 года ( современный персидский : Азар ), названия месяцев которого произошли от тех, которые использовались в Зороастрийский календарь.

В зороастрийской космогонии Адар был седьмым из семи творений материальной вселенной. Только с помощью Адара , который служит жизненной силой, остальные шесть творений начинают свою работу ( Бундахишн 3.7–8; более логично объяснено в Зацпраме 3.77–83).

Культ огня

[ редактировать ]

Хотя зороастрийцы почитают огонь в любой форме, храмовый огонь не буквально предназначен для почитания огня, а вместе с чистой водой (см. Абан ) является средством ритуальной чистоты. Чистый, белый «зола для церемоний очищения [рассматривается] как основа ритуальной жизни», которая «по сути представляет собой обряды, необходимые для ухода за домашним огнем, поскольку храмовый культ – это культ очага, возведенного до нового уровня». торжественность» (Бойс, 1975: 455). Ибо «человеку, который приносит жертву огню с дровами в руке, с баресманом в руке, с молоком в руке, со ступой для дробления ветвей священной Хаомы в руке, дается счастье» ( Ясна 62.1) . няшес 5.7 )

Зороастрийский культ огня, по-видимому, намного моложе самого зороастризма и появляется примерно в то же время, что и культ святилища, впервые проявившийся в IV веке до нашей эры (примерно одновременно с появлением Адара как божества). В самой Авесте нет никаких упоминаний о храмовом культе огня, как и нет какого-либо древнеперсидского слова, обозначающего его. Более того, Бойс предполагает, что храмовый культ огня был установлен в противовес культу изображения/святыни, и «никаких фактических руин храма огня до парфянского периода обнаружено не было» (Boyce, 1975:454).

То, что культ огня был доктринальной модификацией и отсутствовал в раннем зороастризме, все еще очевидно в позднем Аташ Ньяше : в древнейших отрывках этой литургии именно огонь очага обращается ко «всем тем, для кого он готовит вечер и утро». еда», которая, как отмечает Бойс, не соответствует освященному огню. Храмовый культ представляет собой еще более позднее развитие: от Геродота известно, что в середине V в. до н. э. зороастрийцы поклонялись открытому небу, поднимаясь на курганы, чтобы зажечь свои костры ( «История» , т. 131). Страбон подтверждает это, отмечая, что в VI веке святилище в Зеле в Каппадокии представляло собой искусственный курган, обнесенный стеной, но открытый небу ( География XI.8.4.512).

К парфянской эпохе (250 г. до н. э. – 226 г. н. э.) в зороастризме фактически существовало два типа мест поклонения: одно, по-видимому, называемое багин или аязан , святилища, посвященные определенному божеству, построенные в честь покровителя Язаты отдельного человека или семьи. и включал икону или изображение заслуженного. Вторыми были атрошаны , «места горящего огня», которые, как отмечает Бойс (1997: глава 3), становились все более и более распространенными по мере того, как иконоборческое движение получало поддержку. После возвышения династии Сасанидов святилища Язатов продолжали существовать, а статуи – по закону – либо были оставлены как пустые святилища, либо заменены огненными алтарями (так же, как и популярные святилища Мехера/ Митры , которые сохранили название Дарб-э Мехр — Врата Митры — сегодня это один из зороастрийских технических терминов, обозначающих храм огня).

Кроме того, как заметил Шиппман ( loc. Cit. Boyce, 1975: 462), даже в эпоху Сасанидов (226–650 гг. н.э.) нет никаких свидетельств того, что пожары классифицировались в соответствии с их святостью. «Кажется вероятным, что фактически их было только два, а именно Аташ-и Вахрам [буквально: «победоносный огонь», позже ошибочно понятый как Огонь Бахрама , см. Gnoli, 2002:512] и меньший Аташ-и Адаран , или «Огонь огней», приходской пожар, как бы обслуживающий деревню или городской квартал» (Boyce, 1975: 462; Boyce 1966:63). Судя по всему, только в Аташ-и Вахраме огонь поддерживался постоянно, а костры Адарана ежегодно зажигались заново. В то время как сами костры имели особые названия, строения их не имели, и было высказано предположение, что «прозаическая природа среднеперсидских названий ( кадаг , ман и ксанаг — слова, обозначающие обычный дом), возможно, отражает желание со стороны тех, кто поощрял храмовый культ [...], чтобы сохранить его как можно ближе по своему характеру к древнему культу очага-огня и препятствовать его развитию» (Boyce, 2002:9).

Индийская парсово -зороастрийская практика перевода термина «атхорнан» (происходящего из авестийского языка «атраван») как «жрец огня» в английском языке основана на ошибочном предположении, что префикс «атра*» происходит от «атар» (Boyce, 2002: 16–17). Термин атраван не встречается в Гатах, где священником является заотар , и в его старейшем засвидетельствованном использовании ( Ясна 42.6) этот термин кажется синонимом «миссионера». В более позднем Яште 13.94 говорится, что сам Зороастр был атраваном , что в этом контексте не могло быть ссылкой на атар, если бы во времена Зороастра еще не существовало культа огня и связанного с ним жречества. Таким образом, по всей вероятности, «слово атраван имеет другое происхождение». (Бойс, 2002:17)

В мифологии и фольклоре

[ редактировать ]

В Вендидаде 1 Адар сражается с Ази-Дахакой , великим небесным драконом.

В Фирдоуси » « Шахнаме , Хошанг внук первого человека Гайомарда , обнаруживает огонь в скале. Он признает в этом божественную славу Ахура Мазды, воздает ей должное и учит тому же свой народ. Также в «Шахнаме» есть легенда о Севаваше , который проходит через «негорящий огонь» в доказательство своей невиновности.

Как королевский символ

[ редактировать ]
Серебряная монета Ардашира I с огненным алтарем на реверсе (180 – 242 гг. н.э.).

В эпоху Сасанидов (226–650 гг. н.э.) символ Огня играет почти ту же роль, которую крылатое солнце Фаравахар играло в период Ахеменидов (648–330 гг. до н.э.). Начиная с Ардашира I , основателя империи Сасанидов , многие цари династии выпускали одну или несколько монет с символом Огня на реверсе, а печати и буллы с символом огня были обычным явлением.

Первые серебряные монеты империи имели на аверсе шлемоподобные бюсты Ардашира I ( годы правления 226–241) или его отца Папака (фигура правящего монарха на аверсе соответствует всей династии) с изображением огня алтарь, сопровождаемый легендой аташ и артахшир , «Огонь Ардешира», на реверсе. Сын Ардашира, Шапур I ( годы правления 241–272), имеет почти такой же образ, но добавляет двух помощников у огненного алтаря. На монетах Хормизда I (также известного как Ардашир II, годы правления 272–273) император сам ухаживает за огнем с помощью слуги. Бахрам II (276–293) также появляется сам в сопровождении, возможно, его королевы и сына. Нарсе ( годы правления 293–303) также сам присутствует на пожаре, на этот раз один. На монетах Шапура III ( годы правления 283–388) божество кажется выходящим из огня. Форма жертвенника огня на монетах Йездигерда II ( годы правления 438–457) аналогична формам в современных храмах огня. Легенда, представленная при Ардешире, уступает знаку монетного двора и году выпуска при Пероз ( годы правления 457–484), эта особенность очевидна на всех монетах оставшейся династии.

В технологии

[ редактировать ]

Atar — название французского реактивного двигателя, разработанного и производимого компанией SNECMA.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Lubotsky 2011 , s.v. agni-.
  2. ^ Вермеер, Виллем (2008). «Предыстория албанской системы гласных: предварительное исследование». Исследования по славянскому и общему языкознанию . 32: Доказательства и контрдоказательства: Очерки в честь Фредерика Кортландта. т. 1: Балто-славянская и индоевропейская лингвистика: 591–608. JSTOR   40997529 . Румынский язык также, как известно, заимствовал vatër «очаг» у явно Tosk va- и начал распространять его повсюду, где впоследствии влахи расширились.
  3. ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры — Джеймс Мэллори — Google Boeken . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781884964985 . Проверено 27 августа 2012 г.
  4. ^ Бойс, Мэри (1983), «Aməša Spənta», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 933–936 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938). История зороастризма . Нью-Йорк: ОУП. ISBN  0-404-12806-8 .
  • Бойс, Мэри (1975). «О зороастрийском храмовом культе огня». Журнал Американского восточного общества . 95 (3). Анн-Арбор: AOS/UMich. Пресса: 454–465. дои : 10.2307/599356 . JSTOR   599356 .
  • Бойс, Мэри (1984). «О древности зороастрийской апокалиптики». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 47/1 . Лондон: SOAS: 57–75. дои : 10.1017/s0041977x0002214x .
  • Бойс, Мэри (1996). История зороастризма, Vol. Я, Ранний период . Лейден: Брилл. ISBN  90-04-10474-7 .
  • Бойс, Мэри (1997). История зороастризма, Vol. II, При ахеменянах . Лейден: Брилл. ISBN  90-04-06506-7 .
  • Бойс, Мэри (2002). «Аташ». Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. стр. 1–5.
  • Бойс, Мэри (2002). «Аташкада». Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. стр. 9–10.
  • Бойс, Мэри (2002). «Араван». Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. стр. 16–17.
  • Бойс, Мэри (2002). «Адур». Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. стр. 471–472.
  • Дроуэр, Элизабет Стивенс (1944). «Роль огня в парсийском ритуале». Журнал Королевского антропологического института . 74 (1/2). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 75–89. дои : 10.2307/2844296 . JSTOR   2844296 .
  • Дюшен-Гиймен, Жак (1963). Форма огня . стр. 14–17. В Джамаспаса, Кайхушру М., изд. (1964). Том Мемориала Унвалы . Бомбей: Восточный институт КР Кама.
  • Ньоли, Герардо (2002). «Бахрам в старых и среднеиранских текстах». Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. стр. 510–513.
  • Мирза, Хормаздиар (1964). Очерки истории парсов . Бомбей: Объединено.
  • Мур, Джордж Фут (1912). «Зороастризм» . Гарвардское теологическое обозрение . 5/2 (2): 180–226. дои : 10.1017/s0017816000013456 .
  • Лубоцкий, Александр (2011), «Индоарийский унаследованный лексикон», Проект Индоевропейского этимологического словаря , Brill.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3a2e4fbb3a3434c9fe0fbf42275d343__1722601560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/43/f3a2e4fbb3a3434c9fe0fbf42275d343.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)