Имена сербов и Сербии
Часть серии о |
сербы |
---|
Имена сербов и Сербии это термины и другие обозначения, относящиеся к общей терминологии и номенклатуре сербов — ( сербский : Срби, Срби , произносится [sr̩̂biː] ) и Сербии ( сербский : Srbija/Srbija , произносится [sř̩bija] ). На протяжении всей истории различные эндонимы и экзонимы в отношении этнических сербов и их земель использовались . Основные термины, используемые в сербском языке , через классические языки ( греческий и латынь ) были введены в другие языки, включая английский . Процесс межъязыковой передачи начался в период раннего средневековья и продолжался до наших дней, завершившись на основных международных языках в начале 20 века.
Этимология
[ редактировать ]Этноним упоминается в средние века как Cervetiis ( Серветиис ), gentis (S)urbiorum , Suurbi , Sorabi , Soraborum , Sorabos , Surpe , Sorabici , Sorabiet , Sarbin , Swrbjn , servians , Sorbi , Сербия, Шрибия, Зирбия, Зрибия , Ароматный , Сербия , Сербулия (или Сорбулия ) и другие. [ 1 ] [ 2 ] Существуют две преобладающие теории происхождения этнонима *Sŕbъ (мн.ч. *Sŕby ): одна из праславянского языка , а другая из ирано-сарматского языка . [ 1 ] [ 3 ] Другие производные слова, например, от древнеиндийского sarbh- ( «сражаться, резать, убивать»), sero («составлять, составлять») и греческого : сиро ( σιρω , «повторять») считаются ненадежными. [ 4 ]
Самая известная теория считает, что он имеет праславянское происхождение. По словам Ханны Поповской-Таборской , который также утверждал исконно славянское происхождение этнонима, [ 5 ] теория выдвигает вывод о том, что этноним имеет значение семейного родства или союза, и это утверждают Павел Юзеф Шафарик , Йозеф Первольф , Александр Брюкнер , Франц Миклошич , Ян Отрембский , Хайнц Шустер-Шевц , Григорий Андреевич Ильинский , Дж. Дж. Миккола , Макс Фасмер , Францишек Славски среди других. [ 6 ] Немецко-сербский ученый Шустер-Шевц перечислил корни *srъb- / *sьrb- в славянских словах, означающие «глотать, жевать», встречающиеся в польском s(i)erbać , русском сербате и т. д., а также родственные им слова в неславянских языках. языки, такие как литовский suřbti , средненемецкий sürfen , которые все происходят от индоевропейских звукоподражательных корней. *serbh- / *sirbh- / *surbh- означает «глотать, кормить грудью, течь». По его мнению, в основе этнонима лежат « родство по молоку » и «братство по молоку», которые были широко распространены в ранних этносах (как между родственниками, так и неродственниками) и, таким образом, несли второстепенные значения «принадлежащих к та же семья, родственник»; "член одного рода, племени"; и, наконец, этноним (название народа, нации). [ 2 ] Согласно этимологическому словарю Фасмера, корень *sъrbъ, скорее всего, связан с русским paserb (пасерб, "пасынок") и украинским priserbitisya (присербитися, "присоединяться") в значении "союз". [ 4 ] Збигнев Голоб аналогичным образом вывел это слово из праиндоевропейского языка в значении «вырост, член семьи». [ 5 ] [ 6 ] Станислав Роспонд вывел наименование Срб от србати ( ср. sorbo , absorbo ), [ 7 ] и протоиндоевропейская основа *serpłynąć как возможная ссылка на влажные районы, населенные одними и теми же людьми, что также утверждал Станислав Козеровский . [ 5 ]
Другая теория считает, что он имеет иранское происхождение. [ 8 ] [ 9 ] Олег Трубачев вывел его из индоарийского *sar- (голова) и *bai- (бить), [ 10 ] или предполагаемая скифская форма *serv , которая в древнеиндийском языке sarva имеет значение «все», что имеет семантическую аналогию в германском Alemanni . [ 5 ] [ 6 ] Есть также такие люди, как Я. Налепа, который связал этноним сербов и хорватов, и Казимеж Мошиньский произошли славянские сьрбъ и сербой (Σέρβοι) от индоевропейского *ser-v- (защищать), имевшего эквивалент в классическом скифском языке *харв- , от которого предположительно произошел славянский этноним *хрвати (хорваты). [ 4 ] [ 5 ] Однако эта теория отвергается некоторыми украинскими учеными, а также российскими лингвистами, такими как Вячеслав Иванов и Владимир Топоров . Такие ученые утверждают, что сербы не связаны с восточными славянами, и, по их мнению, исследование ясно показывает, что происхождение и значение сербского этнонима далеки от хорватского этнонима. [ 11 ]
Endonym
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о сербах на Балканах, по-видимому, содержится в Эйнхарда » «Королевских франкских анналах , написанных в 822 году нашей эры, когда принц Людевит отправился из своей резиденции в Сисаке к сербам (предположительно, находившимся где-то в западной Боснии ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Эйнхард упоминает «сербов, народ, который, как говорят, Далмации » значительной владеет частью . [ 15 ] [ 16 ] De Administando Imperio , написанная византийским императором Константином VII в середине X века, рассказывает версию ранней истории сербов. Он упоминает Белую Сербию (или Бойки ), откуда переселились белые сербы . [ 17 ] [ 18 ] Император утверждал, что их имя на языке римлян означает «слуга»; из-за чего сербула означает «обувь прислуги», а цербулианой — для тех, кто носит обувь бедняка; и кроме того, что область или город Сервия ( Сербия ) близ Салоник получила свое название от сербов, которые когда-то там жили. [ 19 ] [ 20 ] Это происхождение является ложной этимологией (параэтимологией), и достоверность этого сообщения также оспаривается. [ 17 ] [ 18 ]
Некоторые ученые утверждают, что сербский этноним является древним. [ 21 ] Согласно этой теории, оно связано с упоминаниями Тацита в 50 году нашей эры, Плиния Старшего в 77 году нашей эры ( Naturalis Historia ) и Птолемея в его «Географии 2 века нашей эры», о сарматском племени сербоев Северного Кавказа и Нижней Волги . [ 8 ] Джордже Бранкович (1645–1711) в своих «Хрониках » писал: «Сербское имя происходит от имени Савромата , о чем свидетельствует Филипп Меланхтон … По второй версии сербское имя происходит от народа Сиров , жившего раньше в Азиатская часть Скифии . У Сиров шерсть росла так же, как и шелк». [ 22 ] В 1878 году Генри Хойл Ховорт города Сербинум Σέρβινον), современной , Босния и Герцеговина сербами ( с Градишки связал упоминание Птолемеем . , [ 23 ] В De Bello Gothico Прокопий (500–565) использует имя Спорои как общий термин для славянских племен антов и склавенов , однако неизвестно, использовали ли славяне это обозначение для себя или он сам придумал этот термин. Старшее поколение ученых предположило, что это имя является искажением этнонима сербы . [ 24 ] поскольку Спорой может быть идентичен «Сорпи=Серпи=Серби» и «Склавини». [ 7 ]
Экзонимы
[ редактировать ]В период средневековья и раннего Нового времени для обозначения сербов и Сербии использовалось несколько экзонимов.
- Раша и Рашиани
С конца 12 века термин Рашка ( Рашка, Рашка ) с несколькими вариантами (Rascia, Rassia, Rasia, Raxia) использовался в качестве экзонима Сербии в латинских источниках, наряду с другими названиями, такими как Сервия , Далмация и Славония. . Он произошел от города Рас , королевского поместья и резиденции епархии . Первое свидетельство содержится в грамоте из Котора , датированной 1186 годом, в которой Стефан Неманья великий князь (1166–1196) упоминается как « жупан Рашии». Это было одно из распространенных названий Сербии в западных источниках ( папство , итальянское, немецкое, французское и т. д.), часто в сочетании с Сербией ( Servia et Rascia ). «Расция» никогда не использовалась в византийских произведениях.
Этот термин часто используется в современной историографии для обозначения средневековой «сербской глубинки» или «внутренней Сербии», то есть внутренних территорий по отношению к морским княжествам на Адриатике (« Поморье »). Этот термин засвидетельствован с конца XII века, но в историографии раннесредневековое Сербское княжество иногда называют Рашкой (Рашкой). ошибочно (и анахронично) [ 25 ] В DAI сербскую глубинку называют «крещеной Сербией», а Рас упоминается только как приграничный город. [ 25 ] Заблуждения возникли из гораздо более поздней «Хроники священника Дукли» , в которой более поздняя терминология переносилась на более ранние периоды. [ 25 ] В исторической реальности периода раннего средневековья город Рас стал местным административным центром лишь в 970-975 годах, когда византийцы создали недолговечный Катепанат Рас . В 1019 году Расская епархия , была организована [ 26 ] с юрисдикцией над восточными частями внутренней Сербии, и таким образом была заложена основа для постепенного появления регионального названия, происходящего от Раса. Отвоевав город Рас у византийцев, местные сербские правители сделали его одной из своих главных резиденций, а поскольку он был еще и резиденцией местного епископа Раса, он постепенно стал важнейшим центром внутренней Сербии. [ 27 ] К концу XII века термин Рашка (Rascia) стал общим обозначением центральных частей внутренней Сербии, а также использовался для обозначения государства с центром в этом регионе, а именно сербского государства династии Неманичей .
Между 15 и 18 веками этот термин ( латынь : Rascia , венгерский : Ráczság ) использовался для обозначения южной Паннонской равнины , населенной сербами, или « расками » ( латынь : Rasciani, Natio Rasciana , венгерский : Rác(ok) ), которые поселились там после османских завоеваний и великой сербской миграции .
- Другие средневековые экзонимы
- В византийских произведениях сербов часто называли «трибалли». [ 28 ] Трибаллы — древнее фракийское племя , населявшее территорию долины Моравы на юге Сербии. Последний раз они упоминались в III веке. Образованные византийские авторы искали древнее название сербов и приняли его как наиболее вероятное. [ 29 ] Он использовался между 11 и 15 веками.
- В византийской хронике Алексиада , охватывающей XI век (написанной в 1148 году), Анна Комнен упоминает сербов под названиями Склавены и Далмати (Δαλμάται, Далмати ), причем Далмация начинается от Косово и Метохии . [ 30 ] Иоанн Киннамос в своей работе, охватывающей 1118–1176 годы, писал: «Сербы, далматическое (далматинское) племя» ( греч . Σέρβιοι, έθνος Δαλματικόν ), используя таким образом «далматинцы» или «далматические (далматинцы) люди». в контексте сербов, и «Далмация» в контексте Сербии. Есть множество других, менее выдающихся примеров, например, поэтических — Феодор Продром , Михаил Италик и типикон монастыря Пантократор и другие.
- Ранние современные экзонимы
- « Влахи », относящиеся к скотоводам, были обычным экзонимом сербов в Османской империи и позже. [ 24 ] Термин «валахи» также использовался для обозначения славян, которые вели образ жизни (как пастухи) с романскими народами ( валахами ); он использовался для сербов, заселивших военную границу. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Документы XIII–XV веков показывают, что влахи, потомки коренных народов, считались сербами «другими», отличными от них самих. Как сербы воспринимали эти различия или их основу для «иного» в значительной степени неизвестно, поскольку сохранилось очень мало свидетельств. Однако для сербов и валахов существовали особые и отдельные правила, которые включали запрет на смешанные браки. [ 35 ] Хорватская националистическая историография (включая усташскую пропаганду [ 36 ] ) утверждают, что поселенцы были не сербами, а этническими влахами, подразумевая тем самым, что сербы Хорватии не являются сербами. [ 34 ] Во всех южнославянских этнических группах присутствовали некоторые романские элементы, хотя нет никаких доказательств того, что все или большинство сербов в Хорватии были влахского происхождения. [ 36 ] В Боснии православных христиан называли «валахами», что фактически использовалось как синоним слова «сербы». [ 37 ] Он использовался как уничижительный термин и как общее название для православных сербов в католических странах и, в меньшей степени, в Османской империи. Тихомир Дордевич (1868–1944), как и другие ученые, подчеркивал, что имя «Влах» относилось не только к настоящим влахам (романоязычным людям), но и к скотоводам в целом. [ 24 ] Сербов, укрывшихся на военной границе Габсбургов , хорваты называли «валахами». [ 24 ] В работе «О влахах» (1806 г.) митрополит Стеван Стратимирович заявил, что католики из Хорватии и Славонии пренебрежительно использовали имя «Влах» для «словенцев (славян) и сербов, принадлежащих к нашей восточной [православной] конфессии». и что «турки (мусульмане) в Боснии и Сербии также называют каждого боснийца или сербского христианина влахом». [ 38 ] О том, что имя «Влах» обозначало сербов, свидетельствует Вук Караджич в своих многочисленных записанных пословицах. [ 24 ] Этот термин, возможно, возник из Старого Влаха , откуда прибыли беженцы на территорию тогдашней Священной Римской империи . [ 39 ]
- В Далмации для сербов использовались следующие термины: « Морлахи » ( Morlaci ), «Влахи» ( Vlasi ), Ркачи , [ 40 ] Ркачи , «греческие далматинцы» ( Garčki Dalmatini ), или «греческий народ». [ 41 ] Католики использовали уничижительное слово rkać , происходящее от венецианского языка, по отношению к православным людям. [ 42 ] Термины Ришчани , Ркачи ( греки ), Морлачи ( черные влахи ) использовались для обозначения первобытных пастухов, сербов, которые переселялись в Буковицу, и горные пастбища на границе Лики (Велебит) и Боснии (Динара). [ 43 ]
- Иллирийцы ( лат . Illyrii ) или иллирийская нация ( лат . Natio Illyrica ): В ранний современный период сербов также называли иллирийцами , чаще всего в государственной администрации Габсбургской монархии . С конца 17 века эти архаические термины использовались в классицистической манере как историческая справка по географическому положению сербской родины в регионах, которые раньше были покрыты древним Иллириком . [ 44 ] Среди официальных документов, в которых использовалась такая терминология, был Декларативный рескрипт иллирийской нации ( лат . Rescriptum Declaratorium Illyricae Nationis ), изданный в 1779 году императрицей Марией Терезией с целью регулирования ряда вопросов, связанных с положением Сербской православной митрополии Карловицкой . [ 45 ]
Неправильное название
[ редактировать ]Из-за смешения этнической принадлежности/национальности с религиозной принадлежностью многие авторы исторических времен называли и записывали сербов под следующими именами:
По основным региональным названиям
[ редактировать ]уничижительный
[ редактировать ]- Влахи , сербы в Хорватии и Боснии и Герцеговине.
- Идите , сербы в Косово.
- Сербоманы , сербы в Северной Македонии.
- Чуш, сербы в Австрии
- Рачи , сербы в Габсбургской монархии.
Антропонимия
[ редактировать ]- Мужские имена
Срба, Србислав, Србивое, Србко, Србое, Србомир, Срборад, Србомил, Срболюб, Србобран.
- Женские имена
Сербка, сербка и другие.
- Фамилии
Србинац, Србинич, Србинов, Србиновац, Србинович, Србиновски , Србич, Србович, Срблянович , Срблянин, Србляк, Српчич, Сербан и другие.
Топонимия
[ редактировать ]Есть много топонимов, которые предположительно связаны с эндонимами и экзонимами сербов.
Исторический
[ редактировать ]- Гордосервон/Сервохория , во Фригии Анатолийской (современная центральная Турция ) (раннее средневековье)
- Novaya Serbiya , military province in Imperial Russia (modern Ukraine) (1752–1764)
- Slavyanoserbiya , military province in Imperial Russia (modern Ukraine) (1753–1764)
- Республика Сербская Краина — самопровозглашенное сербское государство в Хорватии (1991—1995).
Рендеринг на других языках
[ редактировать ]Исторические рендеринги на других языках:
- Servii , латинский рендеринг. [ 46 ]
- Сервиани/Сервианцы , средневековый французский и английский перевод сербов.
Современные рендеры на других языках:
- Македонский, черногорский, боснийский, словацкий и словенский: сербы (сербы)
- Белорусский : Сербский , Болгарский : Сербский , Хорватский : Сербский , Итальянский : Сербский , Мальтийский : Сербский , Украинский : Сербский , Латынь : Сербский : Сербский
- Арабский : Сербский
- Азербайджанский : Сербы
- Упрощенный китайский : сербский
- Традиционный китайский : сербский
- Чешский : Сербы
- Валлийский : сербы
- Немецкий : Сербы
- Датский : сербы
- Эстонский : Сербы
- Греческий : сербы (Servi).
- Испанский : Сербиос
- Эсперанто : сербы
- Французский : Сербы
- Корейский : Сербский
- Иврит : Сербы
- Хинди : Сарбы.
- Армянский : Сербский
- Английский : Сербский
- Осетинский : сербский народ.
- Грузинский : Сербы
- Литовский : Сербы
- Латышский : Сербы
- Английский : сербы
- Малайский : Сербский
- Бирманский : Сербия
- Английский : сербы / сербы » [ 47 ]
- Английский : Сербский
- Норвежский : Сербы
- Английский : сербы
- Английский : сербы
- Румынский : праздновать
- Russian : Сербы
- Албанский : сербы
- Church Slavonic : Срь́би
- Финский : Serbit
- Шведский : Сербы
- Английский : сербский народ
- Татарский : Сербы
- Английский : сербы
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лучинский, Михал (2017). « Географ Баварский» — «Баварский географ» — Новые чтения». Полоника (на польском языке). XXXVII (37): 71. doi : 10.17651/POLON.37.9 . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Шустер-Шевц, Хайнц. «Происхождение и история этнонима серб «лужицкий серб» » . rastko.rs (на сербском языке). Перевод Петрович, Таня. Проект Растко-Будишин.
- ^ Рудницкий, Николай (1959). Протославянская земля, Лехия-Польска (на польском языке). Государственное издательство научный, Филиал в Познани. стр. 182.
- ^ Jump up to: а б с Vasmer, Max (1964–1973), "серб" [Serb], Etymological dictionary of the Russian language , Progress,
серб - род. п. -а, Сербия. Заимств. из сербохорв. срб, србин, србљин, которое засвидетельствовано в ср.-греч. , , др.-сербск. срьбинь, срьблинь (Нидерле, Маnuеl I, 94; Slov. Star. 2, 487). Древнее слав. племенное название, родственное в.-луж., н.-луж. serb "серболужичанин", ср.-лат. Zribiа "Мейссения" (Козьма Пражский, часто). В качестве названия вост.-слав. племени встречается только у Конст. Багр. (Dе adm. imp., гл. 9). Нидерле (Slov. Star. 4, 156) считает это искаженной формой сверяне. Этноним *sьrbъ (первонач. "союзник") родствен словам пасерб "пасынок", укр. присербитися "присоединиться" (Миккола, AfslPh 42, 91; РФВ 48, 273; Сольмсен, KZ 37, 592 и сл.). Сомнительно родство с себер, вопреки Сольмсену (там же), Преобр. (II, 267, 276 и сл.), Калиме (ZfslPh 17, 349 и сл.). Последнее слово нельзя возвести к *sьbrъ; ср. Миккола, там же. Недостоверны сравнения *sьrbъ с др.-инд. sarbh- "бить, рубить, убивать", вопреки Потебне (РФВ I, 91), или с лат. sero, -еrе "нанизывать, составлять (вместе)", греч. "ставлю в ряд" (Ильинский, ИОРЯС 24, I, 138 и сл.). •• [Мошинский (Zasiag, стр. 147 и сл.) возводит слав. sьrbъ, к и.-е. *ser-v- "охранять", которое дало в классическом скифском *хаrv-, откуда слав. *хrvati. – Т.]
- ^ Jump up to: а б с д и Поповска-Таборска, Ханна (1993). «Следы славянских этнонимов с инородным элементом в польской номенклатуре» . Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica (на польском языке). 27 : 225–230. дои : 10.18778/0208-6077.27.29 . hdl : 11089/16320 . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Поповска-Таборска, Ханна (1999). «Лингвистические представители противостояния свое-иностранное в процессе формирования этнической идентичности» . В Ежи Бартминьском (ред.). Лингвистическая картина мира (на польском языке). Люблин: Видау. Университет Марии Кюри-Склодовской. стр. 57–63 . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Лукашевич 1998 , стр. 132.
- ^ Jump up to: а б Дония и Файн 1994 , с. 14.
- ^ Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199752720 . , стр. 404-406.
- ^ Глухак, Алемко (1993). Хорватский этимологический словарь ( на хорватском языке). Загреб: Август Цезарек. стр. 573–574. ISBN 953-162-000-8 .
- ^ Pashchenko, Evgeniĭ Nikolaevich (1999). Etnogeneza i mitologija Hrvata u kontekstu Ukrajine . Zagreb: Meditor. p. 68. ISBN 978-953-6300-25-9 .
Считается, что к кругу славянских этнонимов, соответствующих иранским именам, относится и не столь «прозрачный» этноним серб. Его пытались связать с именем Сивержани. Позднее среди восточных славян не было обнаружено никаких следов сербов. Соединение имен сербов с хорватами, которое пытались сделать некоторые исследователи посредством фонетических различий, в украинской науке опровергается наличием источника, связанного с этнонимом хорват. В отличие от этнонима хорват, который квалифицируется как «прозрачный», в науке существует мнение, что этноним серб относится к группе «непрозрачных» и далек от этнонима хорват. Вот почему толкование имени серб следует искать в других отношениях, утверждают известные российские лингвисты Вячеслав Иванов и Владимир Топоров.
- ^ Чиркович 2004 , с. 14-15.
- ^ Файн 2005 , с. 35.
- ^ Короткий 2006 , с. 136.
- ^ Перц 1845 , с. 83.
- ^ Шольц 1970 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Курта (2001) , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Живкович (2012) , стр. 154–158.
- ^ Моравчик 1967 , с. 153, 155.
- ^ Уэллс, Колин (2008). Отплытие из Византии . Издательская группа Random House. п. 211. ИСБН 978-0-553-90171-9 .
- ^ Чиркович 2004 , с. ХII, 13.
- ^ Кречмер, Анна (2008). Сикимич, Биляна; Ашич, Тияна (ред.). Джордже Бранкович как этимолог: Этнонимы и топонимы на Балканах (PDF) . Романтические Балканы, 4–6 ноября 2006 г. – Сборник статей. Белград: Институт балканских исследований Сербской академии наук и искусств. стр. 45–63. п. 47:
Сербское имя происходит от имени Савромат, как свидетельствует Филипп Меланхтон... По второй версии сербское имя происходит от народа Сиров, жившего раньше в азиатской части Скифии. У Сиров шерсть росла так же, как и шелк.
- ^ Ховорт (1878) , с. 66–68.
- ^ Jump up to: а б с д и Элементы этнической идентификации сербов Даниэла Гаврилович. об университете Факты Серия: Философия, социология и психология Том. 2, № 10, 2003, стр. 100-1. 717-730.
- ^ Jump up to: а б с Новакович, Реля (2010) [1981]. «Где была Сербия с VII по XII век: Заключение и краткое содержание монографии» (Интернет-изд.).
- ^ Чиркович 2004 , с. 29-30.
- ^ Чиркович 2004 , с. 30.
- ^ Труды Византологического института . Том. 44. Научная работа. 2007.
Византийские авторы часто называли сербов трибалами.
- ^ Папазоглу 1978 , стр. 9.
- ^ Анна Комнин, Алексиада (Правление императора Алексея I Комнина 1081-1118) II, стр. 157:3-16; 1,66:25-169. Установленный текст переведен Б. Лейбом т. н. I-III (Париж, 1937-1945).
- ^ Б. Фаукс (6 марта 2002 г.). Этническая принадлежность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 12. ISBN 978-1-4039-1430-9 .
... но на самом деле это название применялось и к славянам, которые вели ту же пастушескую, кочевую жизнь, что и румынские пастухи. Православные беженцы, поселившиеся на границе (краине) между Габсбургами и османской территорией и частично являющиеся предками краинских сербов, живших в Хорватии до недавнего изгнания, также официально назывались влахами и получали в соответствии с этим привилегированный военный статус. название (правитель Габсбургов Фердинанд II издал для них «Статут валахов» в 1630 г.). Таким образом, применить термин «влах» к кому-либо означало сказать, что это были либо кочевники, либо свободные крестьяне-солдаты. Это не предполагало окончательного вывода об их этнической группе.
- ^ Лампе и Джексон 1982 , с. 62
В 1630 году император Габсбургов подписал Statuta Valachorum, или Влахские статуты (сербов и другие балканские православные народы часто называли влахами). Они формально признали растущую практику предоставления таким семьям беженцев бесплатного гранта коронной земли для совместного ведения сельского хозяйства в качестве их задруга. Взамен все мужчины старше шестнадцати лет были обязаны пройти военную службу. Дальнейшие гарантии религиозной свободы и отсутствия феодальных обязательств сделали православных сербов ценными союзниками монархии в ее борьбе XVII века...
- ^ Бела К. Кирай; Гюнтер Эрих Ротенберг (1979). Специальные темы и обобщения по XVIII и XIX векам . Издательство Бруклинского колледжа. п. 301. ИСБН 978-0-930888-04-6 .
После того как Фердинанд II издал 5 октября 1630 г. Статуту Влахорум51, предоставившую первые широкие привилегии влахам (сербам) в районе Вараждина, Венский суд попытался вывести Военную границу из-под гражданской юрисдикции. Статут определил права и обязанности пограничников и обеспечил первую официальную административную организацию военной границы, которая теперь была отделена от Хорватии. ... Термин влахи часто использовался как синоним серба, потому что последние тоже были в основном скотоводческим народом.
- ^ Jump up to: а б Трбович 2008 , с. 190
Это также объясняет, почему экстремистский хорватский национализм находит свое отражение и укоренен в попытках пересмотра истории. Хорватов всегда возмущали права, предоставленные сербам в Хорватии, и особенно историческое отдельное существование Краины. Хорватские историки утверждают, что поселенцы Краины были не сербами, а «валахами»81. Влахи ассимилировались с сербами к девятнадцатому столетию. Как объясняет Николас Миллер, «термин влахи стал оружием в войне, направленным на обесценивание сербских претензий. территория и история Хорватии».
- ^ Чиркович 2004 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Алекса Джилас (1991). Оспариваемая страна: югославское единство и коммунистическая революция, 1919–1953 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 210 . ISBN 978-0-674-16698-1 .
Хотя ни одна южнославянская группа не имела какого-либо компонента влахов, нет никаких доказательств того, что все или большинство сербов в Хорватии были валахского происхождения. Тезис о том, что хорватские сербы были «власами», регулярно появлялся в пропаганде усташей — без каких-либо серьезных доказательств в его поддержку.
- ^ Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. 13 июня 2013 г. стр. 42–. ISBN 978-90-04-25076-5 .
- ^ Т. Дордевич, 1984:110
- ^ Михайло Симич (1991). Римско-католическая церковь и сербы . Симекс. п. 15. ISBN 9788690122110 .
- ^ Андрич, Ясна. «Прозвище «Ркач» (Ркач)». Этнологический форум 18.11 (1988): 43-58.
- ^ Милорад Экмечич (1989). Создание Югославии 1790-1918 гг . Образование. п. 187. ИСБН 9788607004324 .
Для сербского населения в Далмации используется официальный термин Морлачи, или «Сгесо-Ва1таИ», который переводится как влахи, Ркачи («Аркачи»), «Гарчки-далматинцы» или «греческий народ»-113.
- ^ Драгослав Васич; Нада Якшич (2003). Лидер Караджордже и сербская революция: рассказы и фильмы о герое Топольской . Фильм Тополь. ISBN 9788690497102 .
Католики называют православных женщин уничижительным именем «ркач», ркачи. Слово, установленное лингвистом Миклошичем, произошло от венецианского термина «грекачо», обозначающего представителей православной веры и православных церквей. А православные...
- ^ Ратко Елич (1971). Альманах: Сербы и православие в Далмации и Дубровнике . Федерация ассоциаций православного духовенства СР Хорватии. стр. 128, 160.
- ^ Линс 1910 , с. 664.
- ^ Мартин и Пети 1907 , с. 781-850.
- ^ Масков, Иоганн Якоб (1738). История древних германцев: включая историю кимвров, свевов, алеманнов, франков, саксов, готов, вандалов и других древних северных народов, которые свергли Римскую империю и основали Германию и большинство королевств Европы. . Дж. Мечелл. п. 608. ИСБН 978-5-87956-527-0 .
- ^ «Крепостной, сербы / Серб, сербы» . OnzeTaal.nl.
Источники
[ редактировать ]- Начальный
- Мартин, Иоанн Креститель; Пети, Луи, ред. (1907). «Синод и церковные конституции сербов, проживающих в Венгрии». Новый и самый обширный сборник священных соборов . Том. 39. Париж: Юбер Вельтер, Библиополя. стр. 497–956.
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Перц, Георг Генрих , изд. (1845). Анналы Эйнхарди . Ганновер.
- Шольц, Бернхард Вальтер, изд. (1970). Каролингские хроники: Королевские франкские анналы и истории Нитхарда . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472061860 .
- Кунчер, Драгана (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 1. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Живкович, Тибор (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 2. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории.
- Вторичный
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 . Этот английский перевод в формате PDF «соответствует первому английскому изданию 2004 года». Размещено автором.
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, около 500–700 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-42888-0 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дония, Роберт Дж.; Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850652113 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (2005). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472025600 .
- Ховорт, Генри Хойл (1878), Распространение рабов , Журнал Антропологического института, JSTOR 2841191.
- Ивич, Алекса (2008) [1922]. «О сербских и хорватских именах» . Проект Растко.
- Кунстманн, Генрих (1996). «5.3. Что означает сербское имя» . Славяне: их название, их переселение в Европу и начало русской истории в историко-ономастическом аспекте . Издательство Франца Штайнера. стр. 42–44. ISBN 978-3-515-06816-1 .
- Лампе, Джон Р.; Джексон, Марвин Р. (1982). Балканская экономическая история, 1550-1950: от имперских пограничья до развивающихся стран . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-30368-0 .
- Линс, Джозеф (1910). «Иллирия». Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 663–664.
- Лукашевич, Адам (1998). «О рабах и рабах...» Диалоги древней истории (на французском языке). 24 (2): 129–135. дои : 10.3406/dha.1998.2394 .
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Шустер-Шевц, Η. (1985). «К истории и этимологии этнического названия сорб/серб/сарб/серб». Журнал славистики (на немецком языке). 30 (1–6): 847–852. дои : 10.1524/slaw.1985.30.16.847 . S2CID 170173568 .