Уильямс Ф.В.
![]() Gijs van Lennep в ISO - Marlboro FW на Гран -при Голландии 1974 года | |||||||||
Категория | Формула -1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | ISO - Марлборо / Уильямс | ||||||||
Дизайнер (ы) | Джон Кларк | ||||||||
Предшественник | ISO - Marlboro FX3B | ||||||||
Преемник | Уильямс FW04 | ||||||||
Технические спецификации [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок , с двигателем в качестве полностью напряженного элемента. | ||||||||
Двигатель | Ford Cosworth 182,6 . ( 2993 DFV куб CC | ||||||||
Передача инфекции | Hewland FG 400 5-ступенчатое руководство . | ||||||||
Масса | 576 кг (1269,9 фунта) | ||||||||
Топливо | Отлично | ||||||||
Смазочные материалы | Отлично | ||||||||
Шины | Firestone (1973–1974) Goodyear (1975) | ||||||||
История конкуренции | |||||||||
Примечательные участники | Фрэнк Уильямс гоночные машины | ||||||||
Примечательные водители | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебютный | 1973 Гран -при испанского языка | ||||||||
| |||||||||
NB, если не указано иное, все данные относятся к Formula -One World Championship Grands Prix. |
Williams FW был автомобилем Формулы -1, используемом гоночными автомобилями Фрэнка Уильямса в течение сезонов 1973 , 1974 и 1975 годов . Он был разработан Джоном Кларком.
Автомобиль был первоначально обозначен в 1973 году как ISO -Marlboro IR , и два примера начали сезон. Один был уничтожен в результате несчастного случая на Гран -при Германии 1973 года , и была построена замена. Когда Marlboro и итальянский производитель спортивных автомобилей ISO оба отозвали свою поддержку до сезона 1974 года, эти две машины были переименованы в 1974 году как ISO -Marlboro FW . Другой пример был завершен в течение сезона 1974 года. Эти три выживших автомобиля были переименованы в автомобили Уильямса за 1975 год и имели отдельные обозначения: FW01 , FW02 и FW03 , хотя автомобили были такого же типа.
Разработка
[ редактировать ]Поскольку нынешнее шасси Уильямса, ISO -Marlboro FX3B, не соответствовало новым правилам деформируемой структуры 1973 года, необходимо было разработать новый автомобиль. Результатом стал IR (инициалы, которые стояли за ISO Rivolta, хотя компания не участвовала в беременности автомобиля), разработанных бывшим инженером марта Джоном Кларком. Еще один обычный дизайн, он последовал за дизайнерским мышлением о текущей тенденции автомобилей F1 низкого центра тяжести и формы клина, впервые подготовленным Lotus 72 и McLaren M23 . [ 4 ] Он имел двойную переднюю подвеску с пошлинами с верхними и нижними звенами сзади и подвесными пружинами вокруг. Топливные баки были расположены по обе стороны от кабины. Линии автомобиля были угловальными, за исключением округлой кабины. Итальянский инженер Джампаоло Даллара был привлечен в команду, чтобы перепроектировать заднюю подвеску в течение сезона 1973 года. [ 5 ] Рон Тауранак также внес некоторые изменения в развитие позже в этом сезоне. [ 6 ]
Гоночная история
[ редактировать ]1973
[ редактировать ]FX3B использовался для первых трех гонок сезона 1973 года, и его управляли новозеландцем Хауденом Ганли и Итальянским Нанни Галли , хотя Джеки Преториус заполнился на Гран -при Южной Африки, когда Галли получил травму. Новый IR появился в четвертой гонке сезона, Гран -при испанского , с Ганли и возвращающимися Галли за рулем. Квалифицируясь на двух последних рядах сетки, итальянец финишировал 11 -м, а Ганли ушел в отставку, когда у него кончилось топливо. [ 7 ] Оба водителя ушли в отставку в Бельгии , через сбой двигателя для Галли и аварию для Ганли, когда его дроссель застрял. [ 8 ] Оба водителя вышли на пенсию с неудачами на полуслом на Гран-при Монако , хотя Ганли имел квалифицированные десятые самые быстрые, [ 9 ] и после гонки Галли покинула команду и объявил о своем уходе из Формулы -1. [ 10 ]
Том Белсё заменил Галли в Швеции, но он принял участие только на практике (и был самым медленным), так как казалось, что его спонсоры не было доступно. Ганли разбился в разминке и финишировал одиннадцатым в машине, которую использовал Бельсо. [ 11 ] Автомобиль получил новую систему охлаждения до этой гонки. [ 12 ] Анри Пескароло вернулся, чтобы заменить Белсо для Гран -при Франции , но ушел в отставку с проблемами перегрева, пока Ганли финишировал 14 -м. [ 13 ] Грэм МакРей заменил Пескароло для Британского Гран -при , квалифицируясь в заднем ряду, но он ушел на пенсию с проблемой дроссельной заслонки на первом круге, в то время как Ганли начал 18 -е и финишировал девятым. [ 14 ]
Уильямс продолжал сдавать в аренду второго IR до PAYDIVERS, а GIJS Van Lennep заменил McRae для Гран -при Голландии . В гонке, омраченной смертью Роджера Уильямсона , Ван Леннеп финишировал шестым, на два круга, с Ганли девятым. Эта гонка ознаменовала первое место чемпионата мира, забитое ISO -Marlboro. [ 15 ] Пескароло вернулся на Гран -при Германии , квалифицируя 12 -е место и финишировал десятым, но Ганли сильно потерпел крушение на практике из -за проблем с тормозом, списывая шасси. [ 16 ] Замена была быстро построена (и с учетом того же номера шасси «02»), и Ван Леннеп вернулся за Гран -при Австрии . Голландец вступил в еще одно хорошее выступление, заняв девятое место, но Ганли был на десять кругов и не классифицировал. [ 17 ] В Италии Ганли был одиннадцать кругов и снова не был классифицирован, и Ван Леннеп ушел в отставку с перегревом. [ 18 ]
Другой новый водитель, австралийский Тим Шенкен , заменил Ван Леннепа для Гран -при Канады . Гонка началась в очень влажных условиях, что вызвало несколько инцидентов позже в гонке, и впервые в истории Формулы -1 был развернут автомобиль безопасности, был развернут автомобиль безопасности , [ 19 ] Хотя спорт будет ждать до 1993 года , прежде чем дать официальную роль этим автомобилям. Рассматриваемый автомобиль был Porsche 914, управляемым бывшим каперсором Формулы -1 Эппи Виттес . [ 20 ] Виттесс не смог забрать лидера, оставаясь перед Ганли по ошибке, что позволило нескольким водителям, включая возможного победителя Питера Ревсона на поле. [ 21 ] В последующей путанице некоторые полагали, что лидером является Ганли, а другие, включая команды Lotus менеджера Colin Chapman, были уверены, что это был Эмерсон Фиттипальди . Орден гонки был в хаосе, но когда машина безопасности вышла, IR Ганли руководил гонкой. «Когда они думали, что я впереди, я решил, что, возможно, мне лучше попытаться остаться там», - сказал Ганли впоследствии, и он привел Фиттипальди и Джеки Стюарт на восемь кругов. [ 6 ] [ 22 ] После того, как оба проезжали его, Ганли продолжал бороться со Стюартом, Майком Хейлвудом , Ревсоном и Джеймсом Хантом до конца гонки. Фиттипальди пересек линию, но клетчатый флаг не был махнул; Вместо этого он был помал в Ревсон, с шестым Ганли, заработав первое и второе место в чемпионате мира в сезоне. Шенкен финишировал 14 -м, пять кругов вниз. [ 23 ] Диаграммы кругов различались, но некоторые (включая диаграмму команды, хранящиеся подругой Ганли) предположили, что Ганли выиграл гонку. «Я полагал, что должен был закончить первым или третьим», - сказал он позже. [ 24 ]
Джеки Иккс , идущий на сезон заменил Шенкена на гран-при Соединенных Штатов и поехал хорошо, чтобы финишировать седьмым с Ганли 12-м. [ 25 ] Это была последняя гонка для автомобиля под IR Dementation, и он набрал два очка, оставив Уильямс десятый в турнирной таблице конструкторов.
1974
[ редактировать ]После того, как покровители ISO и Marlboro ушли до сезона 1974 года, слегка пересмотренный автомобиль был переименован в ISO -Marlboro FW, и Фрэнк Уильямс обнаружил, что он недооценен. Сначала, следовательно, один автомобиль (шасси "02") был введен для бывшего Ferrari водителя Arturo Merzario , который заменил Ганли в качестве водителя номер один. На открытии сезона аргентинский Гран-при итальянец квалифицировался 13-й, но вышел на пенсию с перегревами. [ 26 ] В Бразилии Мерзарио квалифицировался девятый, но его двигатель потерпел неудачу до старта, и ему пришлось гоняться в запасной машине. Он ушел на пенсию после 20 кругов с проблемой дроссельной заслонки. [ 27 ]
На Гран -при Южной Африки Уильямс въехал на второй автомобиль (шасси «01») для Тома Белсо , который в последний раз квалифицировался с Мерзарио, выдающейся третьей в сети. Дейн ушел на первом круге со скользящим сцеплением, но Мерзарио финишировал шестым, заработав команду свою первую чемпионат мира в сезоне. [ 28 ] Новое третье шасси («03») было завершено в это время, что позволило запасной машине (обычно «01»). В Испании Бельсо был самым медленным на практике и не смог преодолеть, и Мерзарио начал седьмой. Он хорошо мчался и лежал четвертым, когда ушел с трассы на 38 -м круге; Его машина прошла через барьеры, приземлившись среди группы фотографов, к счастью, без травм. [ 29 ]
Gijs van Lennep вернулся на Гран -при Бельгии , заменив Belsø, но голландцы квалифицировались в заднем ряду с седьмым Мерзарио. Ван Леннеп финишировал 14 -м, но Мерзарио вышел на пенсию со сломанным кардиологическим валом. [ 30 ] Запись для Гран -при Монако был вырезан, и только Мерзарио гонялся, но он ушел в отставку после многочисленной аварии в начале. [ 31 ] Перед Шведским Гран -при Гран -при Мерзарио сломал палец в спортивной автомобильной аварии, и после нескольких тренировочных кругов он решил не гонка в Швеции. Британский водитель Ричард Робартс должен был заменить его вместе с возвращающимся Белсо, но датчанин повредил его машину на практике и в конечном итоге гонялся за машиной Робарта. [ 32 ] Белсё квалифицировался 21 -й и финишировал восьмым, лучшим результатом его карьеры. [ 33 ] [ 34 ]
Разочаровывающий период в середине сезона следовал ряд неквалификаций для второго FW в качестве шасси «01», необходимо снова использовать из-за несчастных случаев. Ван Леннеп вернулся в Голландский Гран -при, но не смог квалифицировать, и Мерзарио ушел в отставку со сломанной коробкой передач, квалифицируясь в 21 -м. [ 35 ] Для Гран-при Франции . Жан-Пьер Джабуй был привлечен к замене голландца, но он также не смог пройти квалификацию (последнее появление для шасси «01»), в то время как Мерзарио начался 15-е и финишировал девятым [ 36 ] Белсё снова вернулся для Британского Гран -при , хотя Джабуй также практиковался, но датчанин не смог претендовать. Мерзарио снова начал 15 -е место, но ушел в отставку, когда его двигатель потерпел неудачу. [ 37 ]
Впоследствии француз Жак Лаффит занял второе место Уильямса на оставшуюся часть сезона. Он квалифицировал машину на 21 -м месте для Гран -при Германии с Мерзарио 16 -го, хотя оба вышли на пенсию в начале гонки; Лаффит с сбоем подвески и Мерзарио с проблемой дроссельной заслонки. [ 38 ] В Австрии квалификация улучшилась с Merzario Ninth и Laffite 12 -го, но итальянский ушел на пенсию с проблемой топливной системы, а Laffite был не классифицирован в конце, семнадцать кругов вниз. [ 39 ]
Судьба команды повернулась на Гран -при Италии . Хотя Мерзарио и Лаффит начались в полузащите, 15 и 17, соответственно, и Лаффит ушел в отставку с неудачей двигателя, Мерзарио финишировал четвертым, набрав три очка чемпионата мира. [ 40 ] Это в конечном итоге ознаменовало лучший результат автомобиля под любым из трех его обозначений. В Канаде их форма снова погрузилась, когда обе машины отбирали квалификацию в нижнем полузащите, и двойной пенсией. Мерзарио ушел в отставку на полупродаже с проблемами с обработкой, а француз был классифицирован 15-м после того, как бросился с прокола. [ 41 ] В конце сезона Гран-при Соединенных Штатов Лаффит впервые перешел Мерзарио (11-го и 15-го), но Лаффит ушел в отставку, а Мерзарио последовал за ним, когда его бортовой огнетушитель развернулся и вырезан двигатель. [ 42 ] Это была последняя гонка для машины как ISO -Marlboro.
Команда Уильямса набрала четыре очка чемпионата мира, заработав им десятое место в чемпионате конструкторов за второй сезон.
1975
[ редактировать ]Три оставшихся шасси FW были переименованы в Williams FW за 1975 год и пересмотрены Рэем Стоко, но к настоящему времени дизайн стал устаревшим. Они были прописаны FW01, FW02 и FW03, несмотря на то, что они были такого же типа. Самый старый автомобиль, FW01 (оригинальное ИК -шасси "01") продолжала использоваться только в качестве запасного автомобиля, а FW02 (IR шасси "02") использовался только для первых трех гонок сезона. Команда использовала чуть более новой FW03 в течение 1975 года, в то время как они работали над заменой, FW04 , который был готов к Гран -при испанского языка . Уильямс работал с низким бюджетом и иногда даже вынужден покупать подержанные шины у других команд. [ 43 ] И Мерзарио, и Лаффит остались с командой в 1975 году.
Уильямс начал сезон с того, что Лаффит управлял FW02 и Мерзарио в FW03. Они квалифицировались на открытие сезона Гран-при Аргентины в 17 и 20-м соответственно, а Лаффит ушел из гонки со сломанной коробкой передач. Мерзарио закончил одиннадцать кругов и не был классифицирован. [ 44 ] В Бразилии Мерзарио начал 11 -е место, но ушел в отставку с гонки с проблемой топливной системы, а Лаффит начал 19 -е и финишировал 11 -м. [ 45 ] В финальной гонке чемпионата мира за FW02, Гран -при Южной Африки , Лаффит начал 23 -е место и был не классифицирован в конце гонки, девять кругов. Мерзарио квалифицировал FW03 на 15 -м месте, но вышел на пенсию с отказом двигателя. [ 46 ]
В это время состоялись две гонки без чемпионата; Во -первых, гонка чемпионов 1975 года , в которой Уильямс вошел в FW02 для Маурицио Фламмини , который разбил его на практике и не начал гонку. Мерзарио проехал FW03 до седьмого места. [ 47 ] На международном трофее BRDC 1975 года Мерзарио управлял FW03, но не смог начать после проблем с двигателем. [ 48 ]
На Гран -при испанского языка молодой британский водитель Тони Бриз заменил Лаффита, который ехал в Формулу два в тот день. Бриз управлял FW03, превзошел Мерзарио, который управлял новым FW04 (18 -е и 25 -е место), и продолжил седьмой в гонке. Мерзарио вышел из гонки, протестуя против того, что барьеры не были прикреплены вместе. Позже заднее крыло Рольфа Стоммелена не удалось, и он врезался в толпу, убив пять человек. [ 49 ] В Монако сетка была вырублена всего на 18 автомобилей после аварии в Испании, и Мерзарио не смог квалифицировать FW03 на 20 -м месте. [ 50 ] В Бельгийском Гран -при Гран -при Мерзарио вышел на пенсию FW03 с неудачей сцепления на 2 -м круге, и впоследствии он покинул команду. [ 51 ] В Швеции Лаффит также снова отсутствовал, снова водил в Формулу -два, поэтому Дэмиен Маги был привезен на управление FW03. Он квалифицировался 22 -й и финишировал 14 -м, в то время как Ян Шектер разбился в FW04. [ 52 ]
Шектер вступил во владение Маги в FW03 для Гран -при Голландии, в то время как Лаффит управлял FW04 до конца сезона. Шектер квалифицировался 19 -го и занял 12 -е место. [ 53 ] FW03 впоследствии был обусловлен ряд драйверов на сделках в одну гону, и результаты были плохими. Франсуа Миго в 24 -м месте в 24 -м для своей домашней гонки во Франции, но не смог начать после проблем с двигателем. [ 54 ] Жан-Пьер Джабуй был введен в FW03 для Британского Гран-при Гран-при, но не ездил после того, как Уильямс не сдал двигателей. [ 55 ] И Ян Эшли сильно разбил FW03 во время практики Гран -при Германии и получил серьезные травмы лодыжки, которые привели к тому, что он не начинал. Laffite занял неожиданное второе место в FW04, привлекло в команду столь необходимый финансовый импульс. [ 56 ]
С ремонтом FW03 Джо Вонлантен была подписана для езды в Австрии , и он получил квалификацию на 28 -й позиции. Он ушел из гонки с отказа двигателя. [ 57 ] Vonlanthen также управлял FW03 в Швейцарском Гран-при не чемпионатов , начиная с заднего ряда и заканчивая неклассифицированные, девять кругов. [ 58 ] Ренцо Зорзи заменил его на Гран -при Италии , квалифицирующий 22 -й и финишировал 14 -е. [ 59 ] в конце сезона FW03, наконец, был вышел на пенсию перед Гран-при США , так как был построен второй FW04, хотя обе машины не смогли начать. [ 60 ]
Уильямс закончил сезон на девятом месте на чемпионате конструкторов с шестью очками, хотя все было забито новым FW04.
Аполлон-Уильямс
[ редактировать ]В 1976 году Фрэнк Уильямс продал FW03 Лорис Кессель , который сильно пересмотрел машину и переименовал его в Аполлон. Кессель вошел в эту машину в Гран -при Италии 1976 года, но не бежал, и на Гран -при Италии в 1977 году он прошел более шести секунд от квалификации на гонку, прежде чем потерпеть неудачу на последней квалификационной сессии. [ 61 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы -1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Участник | Шасси | Двигатель | Шины | Водители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Wcc | Точки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Фрэнк Уильямс гоночные машины | Iso -Marlboro и | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Фон | Арг | ХОРОШИЙ | RSA | Особенно | Бель | МОЙ | Swe | ОТ | Гбр | ВНИЗ | Герм | Или | ОНА | МОЖЕТ | олень | 10 -е место | 2 | |
Хауден Ганли | Верно | Верно | Верно | 11 | 14 | 9 | 9 | DNS | Северо -запад | Северо -запад | 6 | 12 | ||||||||||
Нанни Галли | 11 | Верно | Верно | |||||||||||||||||||
Том Белсо | DNS | |||||||||||||||||||||
Анри Пескароло | Верно | 10 | ||||||||||||||||||||
Грэм МакРей | Верно | |||||||||||||||||||||
GIJS VAN LENENEP | 6 | 9 | Верно | |||||||||||||||||||
Тим Шенкен | 14 | |||||||||||||||||||||
Джеки Иккс | 7 | |||||||||||||||||||||
1974 | Фрэнк Уильямс гоночные машины | Iso - Marlboro FW | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Фон | Арг | ХОРОШИЙ | RSA | Особенно | Бель | МОЙ | Swe | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | Или | ОНА | МОЖЕТ | олень | 10 -е место | 4 | |
Артуро Мерзарио | Верно | Верно | 6 | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | 4 | Верно | Верно | ||||||||
Ричард Робартс | DNS | |||||||||||||||||||||
Том Белсо | Верно | DNQ | 8 | DNQ | ||||||||||||||||||
GIJS VAN LENENEP | 14 | DNQ | ||||||||||||||||||||
Жан-Пьер Джабуй | DNQ | |||||||||||||||||||||
Жак Лаффит | Верно | Северо -запад | Верно | 15 | Верно | |||||||||||||||||
1975 | Фрэнк Уильямс гоночные машины | Уильямс FW02 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | Арг | ХОРОШИЙ | RSA | Особенно | МОЙ | Бель | Swe | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | Или | ОНА | олень | 9 -й | 6 * | ||
Жак Лаффит | Верно | 11 | Северо -запад | |||||||||||||||||||
Уильямс FW03 | Артуро Мерзарио | Северо -запад | Верно | Верно | DNQ | Верно | ||||||||||||||||
Тони Бриз | 7 | |||||||||||||||||||||
Дэмиен Маги | 14 | |||||||||||||||||||||
Ян Шектер | 12 | |||||||||||||||||||||
Франсуа Миго | DNS | |||||||||||||||||||||
Ян Эшли | DNS | |||||||||||||||||||||
Джо Вонлантен | Верно | |||||||||||||||||||||
Рензо Зорзи | 14 |
* Все очки, набранные Williams FW04
Результаты не чемпионата Формулы-1
[ редактировать ]( ключ ) (гонки в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение) (Гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | Водитель | Шины | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Фрэнк Уильямс гоночные машины | Iso - Marlboro FW | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Фон | Предварительный | Рок | Инт | |
Артуро Мерзарио | 3 | |||||||
1975 | Фрэнк Уильямс гоночные машины | Уильямс FW02 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | Рок | Инт | На | |
Маурицио Фламмар | DNS | |||||||
Уильямс FW03 | Артуро Мерзарио | 7 | DNS | |||||
Джо Вонлантен | Северо -запад |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "F1 Technical" . f1technical.net . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ "F1 Technical" . f1technical.net . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ "F1 Technical" . f1technical.net . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Браун, Аллен (13 июня 2018 г.). «Williams IR/FW Cary-Car Histories» . OldRacingCars.com . Получено 28 ноября 2019 года .
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). A - Z Гран -при автомобилей . Рамсбери, Уилтшир: Кроуд. п. 113. ISBN 1861263392 .
- ^ Jump up to: а беременный «1973 Канадский Гран При» . Моторный вид спорта. 7 июля 2014 года . Получено 30 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, испанский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, бельгийский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Monaco GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Small, Steve (1996). Гран При, кто есть кто -то второй . Энфилд, Middx: Гиннесс. п. 164. ISBN 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран -при, шведский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «1973 г. Шведский Гран При» . Моторный вид спорта. 7 июля 2014 года . Получено 30 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, французский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, британский врач 1973 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, голландский врач 1973 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, немецкий GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, австрийский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Итальянский GP 1973» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Ланг, Майк (1982). Гран При! Том 2 . Haynes Publishing Group. п. 244. ISBN 0-85429-321-3 .
- ^ Катри, Тарун (2012-02-07). «Первый в истории автомобиль безопасности в Формуле 1: перемотка в 1973 году» . aaformula1.com. Архивировано с оригинала 2015-04-07 . Получено 2015-04-03 .
- ^ «Биография Eppie Wietzes» . F1 отвергает. Архивировано из оригинала 16 августа 2012 года . Получено 9 октября 2010 года .
- ^ «1973 Канадский Гран При» . 8W - FORIX/AUTOSPORT . Получено 30 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, канадский врач 1973 года» . grandprix.com . Получено 21 декабря 2015 года .
- ^ Джонс, Дьюис (2015-05-04). «Ограбление прад -при Гран -при» . Журнал Velocity. [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Результаты Гран При, GP 1973 года в США 1973 года» . grandprix.com . Получено 21 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, аргентинский GP 1974» . grandprix.com . Получено 21 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, бразильский врач 1974 года» . grandprix.com . Получено 21 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Южноафриканский GP 1974» . grandprix.com . Получено 21 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Испанский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, бельгийский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Monaco GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Small, Steve (1996). Гран При, кто есть кто -то второй . Энфилд, Middx: Гиннесс. п. 359. ISBN 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран -при, шведский врач 1974 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Small, Steve (1996). Гран При, кто есть кто -то второй . Энфилд, Middx: Гиннесс. п. 58. ISBN 0851126235 .
- ^ «Результаты Гран -при, голландский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, французский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, британский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, немецкий GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, австрийский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Итальянский GP 1974» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, канадский врач 1974 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, GP 1974 года США» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). A - Z Гран -при автомобилей . Рамсбери, Уилтшир: Кроуд. п. 240. ISBN 1861263392 .
- ^ «Результаты Гран -при, аргентинский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, бразильский врач 1975 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Южноафриканский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ "Race of Champions 1975 года" . Силуэт . Получено 31 декабря 2015 года .
- ^ «1975 BRDC International Trophy» . Силуэт . Получено 31 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Испанский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Monaco GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран При, бельгийский врач 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, шведский врач 1975 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, голландский врач 1975 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, французский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран При, британский врач 1975 года» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, немецкий GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, австрийский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «1975 Швейцарский Гран При» . Силуэт . Получено 31 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран -при, Итальянский GP 1975» . grandprix.com . Получено 24 декабря 2015 года .
- ^ «Результаты Гран При, GP 1975 года» . grandprix.com . Получено 31 декабря 2015 года .
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). A - Z Гран -при автомобилей . Рамсбери, Уилтшир: Кроуд. п. 18. ISBN 1861263392 .