Коренные народы Аризоны
Часть серии о |
Коренные американцы в Соединенных Штатах |
---|
![]() |
Коренные народы Аризоны — это коренные американцы , которые в настоящее время живут или исторически жили на территории нынешнего штата Аризона . В Аризоне проживают 22 признанных на федеральном уровне племени , в том числе 17 с резервациями , полностью расположенными в пределах ее границ. Резервации составляют более четверти территории штата. [ 1 ] [ 2 ] Аризона занимает третье место по численности коренных американцев среди всех штатов США. [ 2 ]
Археологические свидетельства присутствия палеоиндейцев в Аризоне датируются не менее 13 000 лет назад. [ 3 ] В последующие тысячелетия возникло несколько сложных и долгоживущих культур; в их число входили Хохокам , Моголлон , Синагуа и предки пуэблоанцев , которые считаются предками множества современных племен. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Первые испанские поселенцы прибыли в современную Аризону в середине 16 века, позже основав миссии и радикально разрушив образ жизни коренных народов. [ 3 ]
На протяжении XVIII и XIX веков современная Аризона поочередно находилась под властью Испании, Мексики и США. Поселенцы из всех трех стран столкнулись с сопротивлением со стороны коренных общин Аризоны, особенно апачей . [ 3 ] Во время американского правления в XIX и XX веках коренные жители Аризоны столкнулись с принудительной культурной ассимиляцией в рамках системы школ-интернатов , деградацией окружающей среды на землях резерваций и, в некоторых случаях, с этническими чистками . [ 3 ]
В 21 веке коренные общины Аризоны продолжают играть заметную роль в ее культуре, особенно в туристической индустрии. [ 8 ] Однако они также сталкиваются с системным неравенством, включая отсутствие инфраструктуры водоснабжения и повышенную восприимчивость к кризисам в области здравоохранения, таким как пандемия COVID-19 . [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]Доколумбовая эпоха
[ редактировать ]
Считается, что палеоиндейцы впервые заселили современную Аризону по крайней мере 13 000 лет назад. Острия копий Хлодвига были обнаружены в нескольких местах вдоль реки Сан-Педро , в том числе в местах убийства мамонтов Нако и Ленер . Палеоиндийские народы были охотниками-собирателями, которые во многом полагались на мегафауну Северной Америки в качестве источника пищи. [ 3 ] В следующий архаический период эти ранние культуры перешли от специализации на крупной дичи к более разнообразному питанию, включая появление ранних методов ведения сельского хозяйства. Архаичные культуры, выявленные в современной Аризоне, включают комплекс Сан-Диегито , традиции Пикоса и последующие традиции Ошара , а также ранних производителей корзин . [ 11 ]
После окончания архаического периода на территории современной Аризоны возникло несколько выдающихся культур, в том числе Хохокам , Моголлон , Синагуа и предки пуэблоанцев . Все эти народы построили пуэбло — монументальное многоэтажное строение, в котором могли разместиться до нескольких тысяч человек. Хохокам Несколько археологических памятников в Аризоне, где сохранились пуэбло, включают руины Синагуа Каса-Гранде, замок -Монтесума и Тузигут , а также древние структуры пуэбло в Национальном памятнике Вупатки . Хохокам также известны строительством сложной системы каналов на территории нынешнего агломерации Финикса , которая легла в основу современного проекта Соленой реки , обеспечивающего водой большую часть Центральной Аризоны. [ 12 ]
В течение 13 и 14 веков нашей эры народы хохокам, моголлон, синагуа и предки пуэбло пережили период серьезной депопуляции. [ 3 ] Хотя точные причины этого окончательно не известны, в качестве движущего фактора было предложено локальное изменение климата, включая сильную засуху и наводнения, а также истощение ресурсов и войны с вновь прибывшими в регион группами. На этот раз произошла миграция атабаскских предков навахо и апачей со Скалистых гор . [ 13 ] а также предки Явапаи . [ 14 ] Напротив, хохокам, моголлон, синагуа и предки пуэблоа считаются предками современных народов о'одхам , хопи и зуни , хотя это может быть трудно определить с уверенностью. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Испанская и мексиканская колонизация
[ редактировать ]
Первыми европейцами, вошедшими на территорию современной Аризоны, были Маркос де Ниса в 1539 году и Франсиско Васкес де Коронадо в 1540 году, оба столкнулись с зуни и встретили сопротивление. Во второй половине 17-го века Испанская империя начала широкое исследование территории современной Аризоны, в том числе основала Эусебио Кино более двадцати Пимерии - Альта миссий в для внедрения христианства среди местного населения Акимеля и Тохоно О'одхама . [ 3 ]
К середине 18 века десятилетия насилия и насильственных изменений образа жизни в результате испанской колонизации привели к недовольству среди О'одхамов, которые в 1751 году спровоцировали восстание Пима под руководством Луиса Оакпикаджигуа . [ 15 ] В конце 18-го века произошло интенсивное восстание против испанского правления апачей, особенно в 1770-х годах, что привело к расширению президиумов в современной Аризоне, включая Президио Сан-Агустин-дель-Тусон . [ 16 ] В конце 1780-х годов президиумы начали раздавать пайки апачам, что уменьшило масштабы конфликта.
В 1821 году окончание Мексиканской войны за независимость передало контроль над современной Аризоной от испанцев недавно созданной Мексиканской империи , что привело к выводу испанских войск и, в конечном итоге, к отказу от всех миссий, кроме миссии Сан-Ксавьер-дель-Бак . недалеко от Тусона . Конец испанской политики, которая привела к относительному миру с апачами, возобновил конфликт, что привело к десятилетиям кровавых апачско-мексикских войн . [ 3 ]
Американская Аризона
[ редактировать ]
Большая часть Аризоны, которая тогда была частью Нью-Мексико , перешла под управление Соединённых Штатов в конце 1840-х годов в результате американской победы в американо-мексиканской войне ; самая южная часть штата, включая Тусон, была куплена США в 1854 году. Вскоре после установления контроля над этой территорией правительство Соединенных Штатов построило ряд военных фортов, чтобы укрепить свою власть над коренным населением; первый из них, Форт Дефайанс , был основан на территории Навахо в 1851 году. [ 17 ] После серии конфликтов, включая Вторую битву при форте Дефайанс в 1860 году , военный командующий территории Нью-Мексико Джеймс Х. Карлтон и полковник Кит Карсон начали беспощадную кампанию против навахо. После капитуляции в 1864 году они вместе с апачами Мескалеро были вынуждены мигрировать со своих земель на территории современной Аризоны в лагеря для интернированных в Форт-Самнер /Боск-Редондо в ходе этнической чистки , которая впоследствии стала известна как « Долгая прогулка». . По оценкам, сотни навахо погибли во время самой миграции, и более 2000 человек умерли из-за плохих условий в Боске-Редондо. [ 18 ] Трудности армии в управлении резервацией вынудили их заключить договор 1868 года о Боске-Редондо с навахо, который позволил им вернуться на свою землю в обмен на создание там отдельной резервации.
Правительство США также участвовало в серии конфликтов с апачами. , длившиеся почти сорок лет с 1849 по 1886 год, Войны апачей остаются самым продолжительным вооруженным конфликтом в истории США. [ 19 ] Хотя конфликт вспыхнул ранее в Нью-Мексико, боевые действия в современной Аризоне были спровоцированы делом Баскома 1861 года . Кампании США против апачей, а также явапаи продолжались десятилетиями; они были особенно интенсивными после окончания Гражданской войны , когда до четверти всех войск США было размещено на Юго-Западе. [ 3 ] Тохоно О'одхам, которые сами враждебно относились к апачам, по крайней мере, с конца семнадцатого века, время от времени были союзниками американцев, например, в 1871 году, когда коалиция О'одхэма и американских поселенцев устроила резню 144 апачей. в Кэмп Гранте . Формальный конец войн апачей четко не определен; в то время как часто упоминается 1886 год, когда лидер апачей Джеронимо сдался американцам, а многие апачи чирикауа были депортированы во Флориду , спорадические бои продолжались до начала 20 века. [ 3 ]

Помимо прямых конфликтов, на образ жизни коренных жителей Аризоны глубоко повлияли и другие аспекты политики Соединенных Штатов в отношении коренных народов. Создание резерваций, начиная с индейской общины реки Гила в 1859 году, иногда сопровождалось переселением групп коренных народов с их традиционных земель. [ 20 ] Во второй половине XIX века также была создана система школ-интернатов для американских индейцев , в том числе школа индейцев Феникса , основанная в 1891 году. Школьная политика, направленная на насильственную ассимиляцию детей коренных народов Аризоны в американскую культуру , запрещала использование родных языков и одежды. и отделили детей из одного племени. [ 20 ] Хотя учебная программа претерпела серьезную реформу в 1930-х годах по указанию реформистского Бюро по делам индейцев руководителя Джона Кольера , школа оставалась открытой до 1990 года.
20 и 21 века
[ редактировать ]Примерно на рубеже 20-го века жестокое притеснение во время мексиканских войн яки вынудило многих яки бежать на север, в Аризону, став племенем паскуа яки ; к 1940 году в Аризоне проживало около 2500 яки. [ 21 ] Несмотря на это, паскуа-яки не были признаны правительством Соединенных Штатов до 1978 года, когда на окраине Тусона была создана резервация Паскуа-яки. Это последняя резервация, полностью созданная на территории Аризоны. [ 20 ]
В 20 веке также наблюдалось все более сильное движение за самоопределение среди коренных жителей Аризоны, особенно навахо. Во время строительства плотины Гувера Джон Коллиер и правительство США, полагая, что сельское хозяйство навахо наносит экологический ущерб этому району, заставили фермеров убивать скот; В результате экономический эффект заставил навахо участвовать в организованном политическом сопротивлении и более активном самоуправлении, и этот процесс еще больше ускорился после Второй мировой войны . [ 20 ] Некоторые племена Аризоны также участвовали в инициативах по возрождению языка , включая языки коренных народов в школьное обучение, хотя образовательные стандарты штата иногда вступают в противоречие с этими программами. [ 22 ]

После принятия в 1988 году Закона о регулировании азартных игр индейцев , который установил структуру регулирования азартных игр коренных американцев в Соединенных Штатах, многие индейские племена Аризоны обратились к казино как к источнику дохода. Хотя только около сорока процентов племен по всей стране имеют игровые заведения, в Аризоне эта доля намного выше: шестнадцать из двадцати двух признанных племен участвуют в азартных играх. [ 20 ] Казино, управляемые местными жителями, а также места на племенных землях, музеи и культурные фестивали внесли важный вклад в туристическую индустрию Аризоны в 21 веке. [ 8 ]
Коренные американцы в современной Аризоне продолжают сталкиваться с системным неравенством, усугубляемым отсутствием критически важной инфраструктуры. Во время пандемии COVID-19 коренные народы, особенно на племенных землях, столкнулись с непропорционально высоким уровнем заболеваемости. [ 10 ] В Нации Навахо , самой крупной резервации в Аризоне, 36% жителей живут за чертой бедности, 35% жителей не имеют проточной воды, а тысячи жителей не имеют электричества. [ 23 ] Проблемы доступа к воде в последние годы усугубились засухой, поразившей реку Колорадо ; более того, Верховный суд США постановил в деле «Аризона против народа навахо» (2023 г.), что правительство США не несет обязательств в соответствии с Договором Боске-Редондо по поставке воды навахо. [ 9 ]
Список современных народов
[ редактировать ]- Апач
- Чирикауа , юго-восточная Аризона
- Западный апач
- Сан-Карлос-Апач , юго-восточная Аризона.
- Тонто Апач , центральная Аризона
- Уайт-Маунтин-Апач , восточная Аризона
- Кокопа , юго-запад Аризоны
- Халчидхома , центральная Аризона
- Хавасупай , северная Аризона
- Хопи , северо-восточная и западная Аризона
- Хопи-Тева , северо-восточная Аризона
- Хуалапай , северо-запад Аризоны
- Марикопа (Пиипааш), центральная Аризона
- Мохаве , западная Аризона
- Навахо , северо-восток Аризоны
- О'одэм
- Акимел О'одхам (Пима), южная Аризона
- Hia C-eḍ O'odham , юго-западная Аризона
- Тохоно О'одэм , южная Аризона
- Кечан (Юма), юго-западная Аризона
- Южный Пайуте
- Яки
- Паскуа Яки , юго-восточная Аризона
Бронирование
[ редактировать ]Смотрите также: Список признанных на федеральном уровне племен по штатам § Аризона
Племя южных пайуте Сан-Хуан со штаб-квартирой в Туба-Сити признано на федеральном уровне, но в настоящее время у него нет резервации.
Языки
[ редактировать ]Коренные народы Аризоны говорят на разных языках нескольких языковых семей. Носителями языков юман-кочими являются хавасупай , хуалапай , явапай , мохаве , халчидхома , кечан , марикопа (пиипааш) и кокопа . Навахо и апачи - это люди, говорящие на южном атабаскском языке, которые мигрировали на юго-запад Америки с севера, возможно, около 1300 года нашей эры. [ 13 ] Банды апачей, связанные с Аризоной, включают Тонто-Апачи , Чирикауа , Сан-Карлос-Апачи и Белые Горные Апачи . Южные пайуте , включая чемеуеви , говорят на нумическом языке реки Колорадо , утто-ацтекском языке ; Среди других носителей юто-ацтекского языка — хопи , о'одхам и паскуа яки . Хопи -тева говорят как на языке хопи , так и на таноанском языке тева .
Зуни на говорят изолированном языке . различные теории взаимоотношений между языком зуни Были предложены и другими языками, но ни одна из них не получила широкого признания среди исследователей.
Язык | Языковая семья | Племя (а) | Количество динамиков |
---|---|---|---|
Чирикауа | Атабаскский | Чирикауа | 1,500 |
Кокопа | Юман-Кочими | Кокопа | 370 |
Река Колорадо Нумик | Уто-ацтекский | Чемеуеви , Кайбаб , Сан-Хуан | 920 |
Хавасупай – Хуалапай | Юман-Кочими | Хавасупай , Хуалапай | 1,500 |
Хопи | Уто-ацтекский | Хопи , Хопи-Тева | 6,100 |
Марикопа | Юман-Кочими | Халчидхома , Марикопа | 35 |
Мохаве | Юман-Кочими | Мохаве | 200 |
Навахо | Атабаскский | Навахо | 170,000 |
О'одэм | Уто-ацтекский | Акимель О'одхам , Хиа С-еод О'одхам , Тохоно О'одхам | 15,000 |
кечан | Юман-Кочими | кечан | 60 |
Тева | Просить | Хопи-Тева | 300 |
Западный апач | Атабаскский | Сан-Карлос-Апачи , Тонто-Апачи , Белые Горные Апачи | 13,445 |
Яки | Уто-ацтекский | Яки Пасха | 640 |
Явапай | Юман-Кочими | Явапай | 245 |
Зуни | Язык изолировать | Зуни | 9,620 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бюро по делам индейцев (12 января 2023 г.). «Индийские организации, признанные Бюро по делам индейцев США и имеющие право на получение услуг» . Федеральный реестр . 88 : 2112–2116.
- ^ Перейти обратно: а б «Штаты США с самым большим индейским населением» . Мировой Атлас . 25 апреля 2017 года . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Государственный музей Аризоны (2023 г.). «История культуры Южной Аризоны» . Государственный музей Аризоны . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виртуальный музей Юго-Запада Америки (2023 г.). «Моголлон» . Виртуальный музей юго-запада Америки . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аризонский музей естественной истории (2023 г.). «Хохокам» . Аризонский музей естественной истории . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виртуальный музей Юго-Запада Америки (2023 г.). «Синагуа» . Виртуальный музей юго-запада Америки . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виртуальный музей Юго-Запада Америки (2023 г.). «Наследственный пуэблоан» . Виртуальный музей юго-запада Америки . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блейзер, Келси (1 сентября 2022 г.). «Коренные общины Аризоны формируют прошлое и настоящее штата» . АВС 15 . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беченти, Арлисса Д.; Маккиннон, Шон (22 июня 2023 г.). «Верховный суд отклоняет иски народа навахо по ключевому делу о воде» . Республика Аризона . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Желтая Лошадь, Эгги Дж.; Ян, Цзе-Чуань; Хейзер, Кимберли Р. (2022). «Структурное неравенство создало основу для пандемии COVID-19 среди коренных американцев в Аризоне: перспектива географически взвешенной регрессии» . J Расовые этнические различия в состоянии здоровья . 9 (1): 165–175. дои : 10.1007/s40615-020-00940-2 . ПМЦ 7815191 . PMID 33469867 .
- ^ Виртуальный музей Юго-Запада Америки (2023 г.). «Архаика» . Виртуальный музей юго-запада Америки . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ СРП (2023 г.). «История каналов в Аризоне» . СРП . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур, Дени (май 2012 г.). «Ворота для миграции атабасков на юго-запад Америки» . Равнинный антрополог . 57 (222): 149–161. дои : 10.1179/pan.2012.015 . JSTOR 43700746 – через JSTOR.
- ^ Археологический центр долины Верде (2023 г.). «Явапай и Апач» . Археологический центр долины Верде . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Служба национальных парков (10 июня 2020 г.). «Восстание Пима 1751 года» . Служба национальных парков . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Служба национальных парков (10 августа 2023 г.). «Апач до 1861 года» . Служба национальных парков . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Офис куратора Сената (2023 г.). «Форт Дефайанс, Нью-Мексико (ныне Аризона)» . Сенат США . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Бернетт, Джон (15 июня 2005 г.). «След слез народа навахо » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Басслер, Хантер (5 января 2022 г.). «Самая продолжительная война Америки частично велась в Аризоне» . 12Новости . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шеридан, Томас (2011). «Другая Аризона, Редукс» . Журнал Юго-Запада . 53 (2): 139–176. дои : 10.1353/jsw.2011.0005 . JSTOR 41710083 – через JSTOR.
- ^ Миллер, Марк Эдвин (2004). «В обход бюро: стремление Паскуа Яки к законодательному признанию племен». Забытые племена: непризнанные индейцы и процесс федерального признания . Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- ^ Комбс, Мэри Кэрол; Николас, Шейла Э. (1 февраля 2012 г.). «Влияние языковой политики Аризоны на студентов из числа коренных народов Аризоны» (PDF) . Языковая политика . 11 : 101–118. дои : 10.1007/s10993-011-9230-7 .
- ^ Процветание сейчас (22 мая 2020 г.). «Историческая маргинализация сделала нацию навахо исключительно уязвимой к COVID-19» . Процветание сейчас . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Бюро переписи населения США (2021 г.). «Моя родовая территория» . Бюро переписи населения США . Проверено 15 октября 2023 г.