Jump to content

Синий

Страница полузащита
(Перенаправлен из синего цвета )

Синий
 
По часовой стрелке, сверху слева: дежурный офицер полиции украинской полиции; Плитки мечети шейх Лотфолла , Иран; Красные ноги с медом ; Медь (ii) сульфат ; Море на островах Маршалл ; Планета Земля .
Спектральные координаты
Длина волны примерно 450–495 нм
Частота ~ 670–610 ТГц
Об этих координатах Цветовые координаты
Хекс триплета #0000ff
Srgb Беременный ( r , g , b ) (0, 0, 255)
HSV ( H , S , V ) (240°, 100%, 100%)
Cielch UV ( L , C , H ) (32, 131, 266°)
Источник HTML/CSS [ 1 ]
B : нормализован до [0–255] (байт)
H : нормализован до [0–100] (сотня)

Синий - один из трех основных цветов в цветовой модели RYB (традиционная теория цвета), а также в цветовой модели RGB (аддитивная) . [ 2 ] Он лежит между фиолетовым и голубом на спектре видимого света . Термин синий , как правило, описывает цвета, воспринимаемые людьми, наблюдающие свет с доминирующей длиной волны , которая находится от приблизительно 450 и 495 нанометров . Большинство блюза содержат небольшую смесь других цветов; Azure содержит немного зеленого, в то время как ультрамарин содержит немного фиалки. Ясное дневное небо и глубокое море кажутся синим из -за оптического эффекта, известного как рассеяние Рэлея . Оптический эффект, называемый эффектом Тиндалла, объясняет голубые глаза . Отдаленные объекты кажутся более синим из -за другого оптического эффекта, называемого воздушной перспективой .

Синий был важным цветом в искусстве и украшении с древних времен. Полудракальный каменный лазули использовался в Древнем Египте для ювелирных изделий и украшений, а затем, в эпохи Возрождения , чтобы сделать пигмент ультрамарином , самым дорогим из всех пигментов. [ 3 ] В восьмом веке китайские художники использовали кобальтовый синий цвет , чтобы окрасить мелкий и белый фарфор . В средние века европейские художники использовали его в окнах соборов . Европейцы носили одежду, окрашенную в овощную краску , пока она не была заменена более тонким индиго из Америки. В 19 веке синтетические синие красители и пигменты постепенно заменяли органические красители и минеральные пигменты. Темно -синий стал общим цветом для военной формы, а затем, в конце 20 -го века, для деловых костюмов. Поскольку синий обычно ассоциировался с гармонией, он был выбран в качестве цвета флагов Организации Объединенных Наций и Европейского Союза . [ 4 ]

В Соединенных Штатах и ​​Европе синий - это цвет, который мужчины и женщины, скорее всего, выберут в качестве любимых, по крайней мере, один недавний опрос показывает то же самое в нескольких других странах, включая Китай, Малайзию и Индонезию. [ 5 ] [ 6 ] Прошлые опросы в США и Европе показали, что синий - это цвет, наиболее часто связанный с гармонией , уверенностью , мужественностью , знаниями , интеллектом , спокойствием , расстоянием , бесконечностью , воображением , холодом и грустью . [ 7 ]

Этимология и лингвистика

Современное английское слово «синее» происходит от среднего английского блю или блеу , от старого французского блю , слова германского происхождения, связанного со старым верным немецким словом Blao (что означает «мерцание, блестящее»). [ 8 ] В геральдике слово «лазур» используется для синего . [ 9 ]

На русском , испанском, [ 10 ] Монгольский , ирландский и некоторые другие языки, нет единого слова для синего, а довольно разных слов для светло -голубого ( голубо , голубодж ; Селеста ) и темно -синего ( Сини , синидж ; азул ) (см. Количество окрашивания ).

Несколько языков, в том числе японская и лакота -сиу , используют одно и то же слово, чтобы описать синий и зеленый. Например, у вьетнамцев цвет обоих листьев дерева и неба - Ксан . На японском языке слово для синего ( 青 青 , AO ) часто используется для цветов, которые динамики английского языка называют зеленым, таким как цвет сигнала трафика, что означает «go». В Лакоте слово Tȟó используется как для синего, так и для зеленого, два цвета, которые не различаются в старой Лакоте (для получения дополнительной информации о этой теме см. В голубо -зеленом различие на языке ).

Лингвистические исследования указывают на то, что языки не начинаются с того, что сглаживают слово для синего цвета. [ 11 ] Имена цвета часто развивались индивидуально на естественных языках, обычно начинающихся с черно -белого , и только намного позже - обычно как последняя основная категория цвета , (или темного и света), а затем добавляя красный принятая на языке - добавление цвета синего цвета, Вероятно, когда голубые пигменты могут быть надежно изготовлены в культуре, используя этот язык. [ 11 ]

Оптика и теория цвета

Термин синий , как правило, описывает цвета, воспринимаемые людьми, наблюдающие свет с доминирующей длиной волны между приблизительно 450 и 495 нанометрами. [ 12 ] Блюз с более высокой частотой и, следовательно, более короткая длина волны постепенно выглядит более фиолетовым, в то время как те, у кого более низкая частота, и более длинная длина волны постепенно кажутся более зелеными. Чистый блюз находится в середине этого диапазона, например, около 470 нанометров.

Исаак Ньютон включил синий как один из семи цветов в своем первом описании видимого спектра . [ 13 ] Он выбрал семь цветов, потому что это было количество нот в музыкальном масштабе, которые, по его мнению, были связаны с оптическим спектром. Он включил индиго , оттенок между синим и фиолетовым, как один из отдельных цветов, хотя сегодня он обычно считается оттенком синего. [ 14 ]

В живописи и традиционной теории цвета синий - один из трех основных цветов пигментов (красный, желтый, синий), которые можно смешать, чтобы сформировать широкую гамму цветов. Красный и синий смешанный вместе формируют фиолетовые, синие и желтые вместе, образуя зеленый. Смешивание всех трех основных цветов вместе создает темно -коричневый. Начиная с эпохи Возрождения, художники использовали эту систему, чтобы создать свои цвета (см. Модель RYB Color ).

Модель RYB использовалась для печати цветов Джейкобом Кристофом Ле Блоном еще в 1725 году. Позже принтеры обнаружили, что более точные цвета можно создать с помощью комбинаций голубого, пурпурного, желтого и черного чернила, положить на отдельные чернильные пластины, а затем наложенный по одному на бумагу. Этот метод может создать почти все цвета в спектре с разумной точностью.

На цветовом колесе ВПГ комплемент цвета синего желтый ; то есть цвет, соответствующий равной смесью красного и зеленого света. На цветовом колесе, основанном на традиционной теории цвета ( RYB ), где синий считался основным цветом, его дополнительный цвет считается оранжевым (на основе цветового колеса Munsell ). [ 15 ]

ВЕЛ

продемонстрировала высокоприбыточные синие светодиоды В 1993 году Шудзи Накамура из Nichia Corporation . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Параллельно Исаму Акасаки и Хироши Амано из Университета Нагоя работали над новым развитием, которое произвело революцию в светодиодном освещении. [ 19 ] [ 20 ]

Накамура был удостоен премии Millennium Technology 2006 года за его изобретение. [ 21 ] Накамура, Хироши Амано и Исаму Акасаки были удостоены Нобелевской премии по физике в 2014 году за изобретение эффективного синего светодиода. [ 22 ]

Лазеры

Лазеры , излучающие синюю область спектра, стали широко доступны для общественности в 2010 году с выпуском недорогой мощной технологии лазерного диода 445–447 нм . [ 23 ] Раньше синие длины волн были доступны только через DPS , которые являются сравнительно дорогими и неэффективными, но все еще широко используемыми учеными для применений, включая оптогенетику , спектроскопию комбинационного рассеяния и скорость изображения частиц из -за их превосходного качества луча. [ 24 ] Лазеры синего газа также все еще обычно используются для голографии , секвенирования ДНК , оптической накачки , среди других научных и медицинских применений.

Оттенки и вариации

Различные оттенки синего

Синий - это цвет света между фиолетовым и голубом на видимом спектре . Оттенки синего цвета включают индиго и ультрамарин , ближе к фиолетовой; чистый синий, без какой -либо смесью других цветов; Лазур, который представляет собой более легкий оттенок синего цвета, похожий на цвет неба; Голубой, который находится на полпути в спектре между синим и зеленым , а также с другими сине-зелеными, такими как бирюзовый , чирок и аквамарин .

Синий также варьируется в тени или оттенке; Более темные оттенки синего содержат черный или серый, а более легкие оттенки содержат белые. Темные оттенки синего цвета включают ультрамариновый, кобальтовый синий , темно -синий и прусский синий ; В то время как более легкие оттенки включают в себя Sky Blue , Azure и египетский синий (более полный список см. Список цветов ).

Как структурный цвет

В природе многие синие явления возникают из -за структурной окраски , результат вмешательства между отражениями от двух или более поверхностей тонких пленок , в сочетании с преломлением, когда свет входит и выходит из таких пленок. Затем геометрия определяет, что под определенными углами свет, отраженный от обеих поверхностей, конструктивно мешает, в то время как под другими углами свет мешает деструктивно. Таким образом, разнообразные цвета появляются, несмотря на отсутствие ковров. [ 25 ]

Ковры

Искусственный блюз

Египетский синий , первый искусственный пигмент, был произведен в третьем тысячелетии до н.э. в Древнем Египте. Он производится путем нагревания из пульверированного песка, меди и натрина . Он использовался в гробницах и похоронных объектах, чтобы защитить мертвых в их загробной жизни. До 1700 -х годов голубые ковры для произведений искусства были в основном основаны на Lapis Lazuli и соответствующем ультрамарине минералов. Прорыв произошел в 1709 году, когда немецкий аптекатор и производитель пигмента Иоганн Джейкоб Дисбах обнаружил прусский синий . Новый синий возник из -за экспериментов, связанных с нагреванием сухой крови с сульфидами железа и первоначально назывался Berliner Blau. К 1710 году он использовался французским художником Антуан Ватто , а затем его преемником Николасом Лансетом . Он стал чрезвычайно популярным для производства обоев, и в 19 веке широко использовался французскими импрессионистскими художниками. [ 26 ] Начиная с 1820 -х годов, прусский синий был импортирован в Японию через порт Нагасаки . Он назывался Bero-Ai , или Berlin Blue, и он стал популярным, потому что он не исчезал, как традиционный японский голубой пигмент AI-Gami , сделанный из дневного цвета . Прусский синий был использован как Хокусай , в его волновых картинах, так и Хиросиге . [ 27 ]

В 1799 году французский химик, Луи Жак Тенард , сделал синтетический кобальтовый голубой пигмент, который стал чрезвычайно популярным среди художников.

В 1824 году Societé Pour L'Udmater D'стри во Франции предложила приз за изобретение искусственного ультрамарина , который мог бы соперничать с естественным цветом, сделанным из Lapis Lazuli. Приз был выигран в 1826 году химиком по имени Джин Батист Гимет, но он отказался раскрыть формулу своего цвета. В 1828 году еще один ученый, Кристиан Гмелин, тогдашний профессор химии в Тюбингене, обнаружил процесс и опубликовал свою формулу. Это было началом новой отрасли для производства искусственного ультрамарина, который в конечном итоге почти полностью заменил натуральный продукт. [ 28 ]

В 1878 году немецкие химики синтезировали индиго . Этот продукт быстро заменил натуральный индиго, вытирая обширные фермы, выращивающие индиго. Теперь это синий из синих джинсов. По мере того, как ускорились темпы органической химии , была обнаружена последовательность синтетических синих красителей, в том числе индантрон -синий , который имел еще большую устойчивость к выцветанию во время промывки или на солнце, и медный фталоцианин .

Красители для текстиля и еды

Химическая структура красителя индиго , широко продуцированный синий краситель. Синие джинсы состоят из 1–3% по весу этого органического соединения .
Химическая структура Ci Acid Blue 9, краситель, обычно используемый в конфет.

Синие красители - это органические соединения, как синтетические, так и натуральные. [ 30 ] Woad и True Indigo Когда -то использовались , но с начала 1900 -х годов все индиго синтетическое. Произведенный в промышленном масштабе, Indigo - голубые джинсы.

Для еды триарилметановый краситель блестящий синий FCF используется для конфет. Поиск продолжается для стабильных, натуральных синих красителей, подходящих для пищевой промышленности. [ 30 ]

Пигменты для рисования и стекла

Голубые пигменты когда -то были получены из минералов, особенно Lapis Lazuli и его близкого относительного ультрамарина . Эти минералы измельчали, забрали в порошок, а затем смешивали с быстросохимся связывающим агентом, таким как яичный желток ( рисование температуры ); или с медленным маслом, таким как льняное масло , для живописи масла . Две неорганические, но синтетические голубые пигменты - это Cerulean Blue (в первую очередь кобальт (II) Stanate: CO 2 SNO 4 ) и прусский синий (Milori Blue: в первую очередь Fe 7 (CN) 18 ). Хромофор в голубом стекле и глазурях - кобальт (II). Разнообразные соли кобальта (II), такие как карбонат кобальта или алюминат кобальта (II), смешиваются с кремнеземом перед стрельбой. Кобальт занимает участки, заполненные кремнием.

Чернила

Метиловый синий является доминирующим синим пигментом в чернилах, используемых в ручках. [ 31 ] Блюдритинг включает в себя производство прусского синего на месте.

Неорганические соединения

Косо 4 . 5h 2 o
Безводный кобальт (II) хлорид

металлов Определенные ионы характерно образуют синие растворы или синие соли. При некоторой практической важности кобальт используется для изготовления темно -синих глазури и очков. Это заменяет кремниевые или алюминиевые ионы в этих материалах. Кобальт - это синий хромофор в витражах , например, в готических соборах и в китайском фарфоре, начиная с династии Тан . Медь (II) (Cu 2+ ) также производит много синих соединений, включая коммерческую альгицидную медную (II) сульфат (CUSO 4 . 5H 2 O). Точно так же ванадильские соли и растворы часто являются синими, например, ванадилсульфат .

В природе

Небо и море

Когда солнечный свет проходит через атмосферу, голубые длина волн более широко рассеяются по молекулам кислорода и азота, и на наши глаза появляются больше синих. Этот эффект называется Rayleigh Scatatering после лорда Рэйли и подтверждается Альбертом Эйнштейном в 1911 году. [ 32 ] [ 33 ]

Море рассматривается как синее по той же причине: вода поглощает более длинные волны красного и отражает и рассеивает синий, что приходит к глазу зрителя. Чем глубже наблюдатель идет, тем темнее становится синий. В открытом море только около 1% света проникает на глубину 200 метров (см. Подводную и эйфотическую глубину ).

На цвет моря также влияет цвет неба, отражаемое частицами в воде; и водорослей и растительной жизнью в воде, которые могут выглядеть зелеными; или от осадков, который может заставить его выглядеть коричневым. [ 34 ]

Чем дальше объект, тем больше синего он часто появляется в глазах. Например, горы на расстоянии часто кажутся синими. Это эффект атмосферной перспективы ; Чем дальше объект вдали от зрителя, тем меньше контраст между объектом и его фоновым цветом, который обычно является синим. В картине, где разные части композиции синие, зеленые и красные, синий цвет будет казаться более далеким, а красный ближе к зрителю. Чем прохладный цвет, тем больше далекий кажется. [ 35 ] Синий свет разбросан больше , чем другие длины волн от газов в атмосфере , отсюда и нашей «синей планеты».


Минералы

Некоторые из наиболее желательных драгоценных камней - синие, в том числе сапфир и танзанит . Соединения меди (ii) характерно синие, как и много минералов, содержащих медь. Азурит ( Cu 3 (Co 3 ) 2 (OH) 2 ) , с темно -синим цветом, когда -то использовался в средневековые годы, но это нестабильный пигмент, теряя свой цвет, особенно в сухих условиях. Lapis Lazuli , добытый в Афганистане более трех тысяч лет, использовался для ювелирных изделий и украшений, а затем был измельчен и пудру и использовался в качестве пигмента. Чем больше это было земли, тем легче стал синий цвет. Натуральный ультрамарин , изготовленный путем измельчения Lapis Lazuli в тонкий порошок, был лучшим доступным голубым пигментом в средние века и эпохи Возрождения . Это было чрезвычайно дорого, и в итальянском искусстве эпохи Возрождения он часто был зарезервирован для одежды Девы Марии .

Растения и грибы

Интенсивные усилия были сосредоточены на синих цветах и ​​о том, что натуральные голубые долюны можно использовать в качестве пищевых красителей. [ 30 ] Как правило, синие цвета в растениях являются антоцианинами : «Самая большая группа водорастворимых пигментов, которая обнаружила в королевстве растений». [ 37 ] У немногих растений, которые используют структурную окраску, блестящие цвета вырабатываются структурами внутри клеток. Самая блестящая голубая окраска, известная в любой живой ткани, обнаруживается в мраморных ягодах Pollia Condensata , где спиральная структура фибрилл целлюлозы разбросает синий свет. Плод Quandong ( Santalum acuminatum ) может выглядеть синим из -за того же эффекта. [ 30 ]

Животные

Синие пигментированные животные относительно редки. [ 38 ] Примеры которых включают бабочек рода Nessaea , где синий создается птеробилином . [ 39 ] Другие голубые пигменты животного происхождения включают форкабилин, используемый другими бабочками в графике и папилио (в частности P. Phorcas и P. weiskei ), а также Sarpedobilin, который используется Graphium Sarpedon . [ 40 ] Синепигментированные органеллы , известные как «цианосомы», существуют в хроматофорах как минимум двух видов рыб, рыб мандарина и живописного драконета . [ 41 ] Чаще всего голубость у животных является структурной окраской ; Эффект оптического интерференции, вызванный организованными масштабами или волокнами размером с нанометры. Примеры включают оперение нескольких птиц, таких как Blue Jay и Indigo Bunting , [ 42 ] Масштабы бабочек, такие как Морфо -Бабочка , [ 43 ] коллагеновые волокна в коже некоторых видов обезьян и опоссума , [ 44 ] и иридофорные клетки у некоторых рыб и лягушек. [ 45 ] [ 46 ]

Глаза

Голубые глаза на самом деле не содержат синего пигмента. Цвет вызван эффектом, называемым рассеянием Тиндалла .

Голубые глаза на самом деле не содержат синего пигмента. Цвет глаз определяется двумя факторами: пигментация глаза радужной оболочки [ 47 ] [ 48 ] и рассеяние света мутной средой в строме радужной оболочки . [ 49 ] У людей пигментация радужной оболочки варьируется от светло -коричневого до черного. Появление синих, зеленых и карие глаза возникает в результате рассеяния света Тиндалла в строме, оптического эффекта, сходного с тем, что объясняет голубость неба. [ 49 ] [ 50 ] Адризы глаз людей с голубыми глазами содержат меньше темного меланина , чем у людей с карими глазами, что означает, что они поглощают менее короткий синий свет, что вместо этого отражается для зрителя. Цвет глаз также варьируется в зависимости от условий освещения, особенно для глаз более светлых.

Голубые глаза наиболее распространены в Ирландии, в районе Балтийского моря и Северной Европе , [ 51 ] и также встречаются в восточной , центральной и южной Европе . Голубые глаза также встречаются в некоторых частях Западной Азии , особенно в Афганистане , Сирии , Ираке и Иране . [ 52 ] В Эстонии у 99% людей голубые глаза. [ 53 ] [ 54 ] В Дании в 1978 году только 8% населения имели карие глаза, хотя благодаря иммиграции сегодня это число составляет около 11%. [ 54 ] В Германии около 75% имеют голубые глаза. [ 54 ]

В Соединенных Штатах, по состоянию на 2006 год, 1 из каждых 6 человек, или 16,6% от общей численности населения и 22,3% белого населения , имеют голубые глаза, по сравнению с примерно половиной американцев, родившихся в 1900 году, и треть Американцы, родившиеся в 1950 году. Голубые глаза становятся менее распространенными среди американских детей [ Цитация необходима ] Полем В США у мужчин на 3–5% чаще имеют голубые глаза, чем женщины. [ 51 ]

История

В древнем мире

Еще в 7-м тысячелетии до н.э. , Лазули Лазули был добыт в шахтах SAR-I Sang , [ 55 ] в короткой связи и в других шахтах в Бадахшан провинции на северо -востоке Афганистана . [ 56 ]

Артефакты Lapis Lazuli, датированные 7570 г. до н.э., были найдены в Бхирана , которая является самым старым местом цивилизации долины Инда . [ 57 ] Лапис был высоко оценен цивилизацией долины Инда (7570–1900 гг. До н.э.). [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Бусины лапис были найдены на неолитических захоронениях в Мехргаре , Кавказе и столь же далеко, как Мавритания . [ 60 ] Он использовался в похоронной маске Тутанхамана (1341–1323 гг. До н.э.). [ 61 ]

Термин для синего был относительно редким во многих формах древнего искусства и украшения, и даже в древней литературе. Древнегреческие поэты описали море как зеленое, коричневое или «цвет вина». Цвет упоминается несколько раз в еврейской Библии как « Tekhelet ». Красные, черные, коричневые и охры встречаются в пещерных картинах из верхнего палеолитического периода, но не синего. Синий также не использовался для окрашивания ткани до долгого времени после красной, охры, розовой и фиолетовой. Вероятно, это связано с многолетней сложностью изготовления синих красителей и пигментов. С другой стороны, редкость синего пигмента сделала его еще более ценным. [ 62 ]

Самые ранние известные голубые красители были сделаны из растений - Индиго в Европе, , и в Азии и Африке, в то время как голубые пигменты были изготовлены из минералов, обычно либо лазули , либо азурит требовали большего. [ 63 ] Голубые глазури представляли собой еще одну проблему, так как ранние синие красители и пигменты не были термически устойчивыми. В C. 2500 г. до н.э. голубая голуба , египетская голубая была представлена ​​для керамики, а также для многих других предметов. [ 64 ] [ 65 ] Греки импортировали краситель индиго из Индии, назвав его Индиконом, и они нарисовали египетским синим. Синий не был одним из четырех основных цветов для греческой живописи, описанной Плиней Старшей (красный, желтый, черный и белый). Для римлян синий был цветом траура, а также цветом варваров. Кельты и немцы, как сообщается, покрасили свои лица, синие, чтобы напугать своих врагов, и окрашивали волосы синие, когда они стали старыми. [ 66 ] Римляне широко использовали индиго и египетское голубое пигмент, о чем частично подтверждается фресками в Помпеи . У римлян было много слов для сортов синего, включая Caeruleus , Caesius , Glaucus , Cyaneus , Lividus , Venetus , Aerius и Ferreus , но два слова, оба из иностранного происхождения, стали самыми устойчивыми; Блавус , из Германского Слова Блау , которое в конечном итоге стало блю или синим; и Azureus , от арабского слова Lazaward , который стал лазурным. [ 67 ]

Синий широко использовался в украшении церквей в Византийской империи. [ 68 ] Напротив, в исламском мире Блю был вторичным по отношению к зеленому, который, как полагают, был любимым цветом пророка Мухаммеда . В определенное время в мавританской Испании и других частях исламского мира синий был цвет, который носил христиане и евреи, потому что только мусульмане было разрешено носить белый и зеленый. [ 69 ]

В средние века

В искусстве и жизни Европы в начало средневековья Блю сыграл незначительную роль. Это резко изменилось между 1130 и 1140 годами в Париже, когда Абба Сугер восстановил базилику Святого Дениса . Сугер считал, что свет был видимым проявлением Святого Духа. [ 70 ] Он установил витражи, окрашенные кобальтом , которые в сочетании со светом из красного стекла наполнили церковь голубоватым фиолетовым светом. Церковь стала чудом христианского мира , и цвет стал известен как «Bleu de Saint-Denis» . В последующие годы в других церквях были установлены еще более элегантные витражи синего стекла, в том числе в соборе Чартрса и Сент-Шапелле в Париже. [ 71 ]

В 12 -м веке римско -католическая церковь продиктовала, что художники в Италии (и остальная часть Европы, следовательно,) нарисовать Деву Марию синим, что стало связано с святостью, смирением и добродетели. На средневековых картинах синий использовался, чтобы привлечь внимание зрителя к Девой Марии. Картины мифического короля Артура начали показывать его одетым в синий цвет. Герб королей Франции стал лазурным или светло-голубым щитом, посыпанным золотистым флер-де-лисом или лилиями. Синий пришел от безвестности, чтобы стать королевским цветом. [ 72 ]

Ренессанс до 18 -го века

Синий стал более широким использованием, начиная с эпохи Возрождения, когда художники начали рисовать мир с перспективой, глубиной, тени и светом из одного источника. На картинах эпохи Возрождения художники пытались создать гармонии между синим и красным, освещая синюю с свинцовой белой краской и добавляя тени и блики. Рафаэль был мастером этой техники, тщательно уравновешивая красные и блюзы, поэтому ни один цвет не доминировал на картине. [ 73 ]

Ультрамарин был самым престижным синим цветом эпохи Возрождения, будучи дороже, чем золото. Богатые покровители искусства заказали работы с самым дорогим блюзом. В 1616 году Ричард Саквилл поручил портрету самого себя Исааком Оливером с тремя различными блюзами, включая ультрамариновый пигмент для его чулков. [ 74 ]

Индустрия для изготовления тонкой сине -белой керамики началась в 14 -м веке в Джингдечжэне , Китай, с использованием белого китайского фарфора, украшенного узорами кобальтового синего , импортированного из Персии. Сначала он был сделан для семьи Императора Китая, а затем экспортировался по всему миру, а дизайн для экспорта адаптировался к европейским подданным и вкусам. Китайский синий стиль был также адаптирован голландскими мастерами в Делфте и английских мастерах в Стаффордшире в 17-18 веках. В 18 -м веке сине -белые фарфоры были продюсированы Джозией Веджвуд и другими британскими мастерами. [ 75 ]

19-20 век

В начале 19 -го века предок современного голубого бизнеса, созданного Бо Бруммелом (1776–1840), который установил моду на лондонском дворе. Он также увидел изобретение синих джинсов , очень популярной формы костюма рабочих, изобретенной в 1853 году Джейкобом В. Дэвисом , который использовал металлические заклепки для укрепления синей джинсовой одежды на золотых полях Калифорнии. Изобретение финансировалось предпринимателем Сан -Франциско Леви Штраусом и распространилось по всему миру. [ 76 ]

Признавая эмоциональную силу синего, многие художники сделали его центральным элементом картин в 19 -м и 20 -м веках. Они включали Пабло Пикассо , Павел Кузнетов и Группа «Голубая роза» , а также школа Кандинского и Дер Блауэ Рейтер (синий гонщик). [ 77 ] Анри Матисс выразил глубокие эмоции синим цветом: «Некий синий проникает в вашу душу». [ 78 ] Во второй половине 20 -го века художники абстрактного экспрессионистского движения используют блюз, чтобы вдохновить идеи и эмоции. Художник Марк Ротко заметил, что цвет был «только инструментом»; Его интерес - «выражать человеческие эмоции трагедию, экстаз, гибель и так далее». [ 79 ]

В обществе и культуре

Униформа

В 17 веке. Принц-электор Бранденбурга, Фредерик Уильям I из Пруссии , выбрал прусский синий в качестве нового цвета прусской военной формы, потому что он был сделан с помощью местного урожая, а не индиго , который был произведен колониями Бранденбургского конкурента, соперника Бранденбурга, Англия. Немецкая армия носила его до Первой мировой войны, за исключением солдат Баварии, которые носили небо-голубые. [ 80 ]

В 1748 году Королевский флот принял темный оттенок синего цвета для формы офицеров. [ 76 ] Впервые он был известен как морской синий, теперь известный как темно -синий . [ 81 ] Милиция, организованная Джорджем Вашингтоном, выбрала Blue и Buff , цвета британской вечеринки вига . Синий продолжал оставаться цветом полевой формы армии США до 1902 года и до сих пор остается цветом платья. [ 82 ]

В 19 веке полиция в Соединенном Королевстве, в том числе столичная полиция и лондонская полиция города, также приняла военно -морской синюю форму. Подобные традиции были приняты во Франции и Австрии. [ 83 ] Он также был принят примерно в то же время для формы офицеров полицейского управления Нью -Йорка . [ 76 ]

Религия

  • Синий в иудаизме : в Торе , [ 84 ] Израильтянам было приказано поставить полосы, Tzitzit , на углах своей одежды и плести внутри этих полос «скрученной нити синего ( Tekhelet )». [ 85 ] В древние дни эта синяя нить была изготовлена ​​из красителя, извлеченного из средиземноморской улитки под названием Hilazon . Маймонид утверждал, что этот синий цвет был цветом «ясного неба полдень»; Раши , цвет вечернего неба. [ 86 ] Согласно нескольким раввинским мудрецам, синий - цвет Божьей славы. [ 87 ] Глядя на этот цвет помогает в посредничестве, давая нам представление о «тротуаре сапфира, как саму небо для чистоты», что является подобием трона Божьего. [ 88 ] ( Еврейское слово «слава») Многие предметы в Мишкане , портативное святилище в пустыне, такие как менора , многие из сосудов и ковчег Завета , были покрыты синей тканью при перевозке с места на место. [ 89 ]
  • Синий в христианстве : синий особенно связан с Девой Марией . Это было результатом постановления Папы Григория I (540–601), который приказал, чтобы все религиозные картины рассказали историю, которая была явно понятна для всех зрителей, и что цифры должны быть легко узнаваемыми, особенно из фигуры Марии. Если она была одна на изображении, ее костюм обычно окрашивался лучшим синим, ультрамарином . Если бы она была со Христом, ее костюм обычно нарисовал менее дорогим пигментом, чтобы избежать его затмевания. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ]
  • Синий в индуизме . Многие из богов изображены как имеют кожу синего цвета, особенно те, которые связаны с Вишну , который, как говорят, является хранителем мира и, таким образом, тесно связана с водой. Кришна и Рама , аватары Вишну, обычно изображены с синей кожей. Шива , божество разрушителя, также изображена в голубого оттенка и называется нилакана , или с голубыми, за то, что он проглотил яд, чтобы спасти вселенную во время самудры мантаны , взбивания океана молока. Синий используется, чтобы символически представлять пятую, а горло, чакра ( Вишуддха ). [ 94 ]
  • Синий в сикхизме : Воины Акали Нихангс носят все голубые одежды. Гуру Гобинд Сингх также имеет Роан голубую лошадь . Сикхская Рехат Марьяда заявляет, что Нишан Сахиб , поднятый за пределы каждого Гурудвары, должен быть ксантиком (басанти в пенджаби ) или серовато -синий (современный флот синий ) (Sourmaaee в пенджаби ). [ 95 ] [ 96 ]
  • Синий язычество : синий связан с миром, истиной, мудростью, защитой и терпением. Это помогает с исцелением, психическими способностями, гармонией и пониманием. [ 97 ]

Спорт

В спорте синий широко представлен в форме отчасти потому, что большинство национальных команд носят цвета своего национального флага. Например, национальная мужская футбольная команда Франции известна как Les Bleus (The Blues). Точно так же Аргентина , Италия и Уругвай носят синие рубашки. [ 98 ] Конфедерация азиатской футбола и футбольная конфедерация Океании используют синий текст на своих логотипах. Синий хорошо представлен в бейсболе ( Blue Jays ), баскетболе и американском футболе , а также в хоккее . Индийская национальная команда по крикету носит синюю униформу в течение одного дня международных матчей, так как команда также называется «Men in Blue». [ 99 ]

Политика

В отличие от красного или зеленого, синий не был тесно связан с какой -либо конкретной страной, религией или политическим движением. Как цвет гармонии, он был выбран в качестве цвета для флагов Организации Объединенных Наций , Европейского Союза и НАТО . [ 100 ] В политике синий часто используется в качестве цвета консервативных партий, в отличие от красного, связанного с левыми вечеринками. [ 101 ] Некоторые консервативные партии, которые используют Color Blue, включают консервативную партию (Великобритания) , [ 102 ] Консервативная партия Канады , [ 103 ] Либеральная партия Австралии , [ 104 ] Либеральная партия Бразилии и Ликуд из Израиля. [ Цитация необходима ] Однако в некоторых странах синий не связан с главной консервативной партией. В Соединенных Штатах Либеральная демократическая партия ассоциируется с синим, а консервативная республиканская партия с красным. Государства США, которые были выиграны Демократической партией на четырех последовательных президентских выборах, называются «голубыми государствами», в то время как те, которые были выиграны Республиканской партией, называются «красными государствами». [ 105 ] Южная Корея также использует эту цветную модель, с Демократической партией слева, используя синий [ 106 ] и народная вечеринка власти справа, используя красный.

Смотрите также

Ссылки

  1. ^ "CSS Color Module Уровень 3" . W3C . Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года.
  2. ^ Денсенска, Крис (20 мая 2019 г.). Полимерные композиты с рисовыми корпусами: во введении . Уолтер Гриритер GmbH & Co Kg. ISBN  978-3-11-064320-6 .
  3. ^ «Пигменты на протяжении веков - история - ультрамарин» . WebExhibits . Получено 22 апреля 2023 года .
  4. ^ Мишель Пастеро, синий - история цвета
  5. ^ Хеллер 2009 , с.
  6. ^ «Почему синий любимый цвет мира? | Югов» . Сегодня. Yougov.com . Получено 16 апреля 2023 года .
  7. ^ Хеллер 2009 , с.
  8. ^ Седьмой новый университетский словарь Вебстера (1970).
  9. ^ Монарь, Стивен, изд. (1987). Новый словарь геральдики . Лондон: алфавука/A & C Black . стр. 40, 343. ISBN  978-0-906670-44-6 .
  10. ^ Лилло, Хулио; Гонсалес-Перрилли, Фернандо; Пардо Лонис, Лилия; Мельникова, Анна; Альваро, Летисия; Колладо, Хосе А.; Moreira, Humberto (2018). «Основные цветовые термины (BCT) и категории (BCC) на трех диалектах испанского языка: взаимодействие между культурными и универсальными факторами» . Границы в психологии . 9 : 761. DOI : 10.3389/fpsyg.2018.00761 . ISSN   1664-1078 . PMC   5968181 . PMID   29867702 .
  11. ^ Jump up to: а беременный Тим Ховард (20 мая 2012 г.). "Почему небо синий?" Полем Radiolab в WNYC Studios (подкаст). Лингвист: парень Дойшер ; Профессор: Жюль Давидофф. Архивировано с оригинала 25 октября 2018 года . Получено 27 апреля 2018 года .
  12. ^ «Длина волны синего и красного света» . Центр научного образования . Получено 25 июня 2022 года .
  13. ^ «Наука цвета» . Library.si.edu . 2015 . Получено 25 июня 2022 года .
  14. ^ Артур С. Харди и Фред Х. Перрин. Принципы оптики. McGraw-Hill Book Co., Inc., Нью-Йорк. 1932.
  15. ^ Сандра Эспинет. «Глоссарий термин: цветовое колесо» . Sanford- artedventures.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Получено 25 июня 2022 года .
  16. ^ Накамура, с.; Мукай, Т.; Senoh, M. (1994). «Класс-класс кандела высокий инган/Алган с двойной гетероструктурой синего света-эмидации». Прикладные физические буквы . 64 (13): 1687. Bibcode : 1994apphl..64.1687n . doi : 10.1063/1.111832 . ISSN   0003-6951 .
  17. ^ Накамура, Шуджи. «Разработка синего света диода» . Spie Newsroom . Получено 28 сентября 2015 года .
  18. ^ Iwasa, naruhito; Мукай, Такаши и Накамура, патент на США в США 5 578 839 "Светолезное составное полупроводниковое устройство на основе нитрида на основе нитрида галлия Дата выпуска: 26 ноября 1996 г.
  19. ^ «Профессор Шуджи Накамура был ключом к изобретению технологии Blu-ray» . Калифорнийский университет, Санта -Барбара . 12 января 2023 года. Архивировано с оригинала 24 марта 2023 года . Получено 4 июня 2023 года .
  20. ^ «Доктор Шуджи Накамура» . Национальная инженерная академия . Архивировано с оригинала 11 апреля 2019 года . Получено 4 июня 2023 года .
  21. ^ 2006 Millennium Technology Prize, присуждаемый Shuji Nakamura от UCSB . Ia.ucsb.edu (15 июня 2006 г.). Получено 3 августа 2019 года.
  22. ^ Overbye, Деннис (7 октября 2014 г.). «Нобелевская премия по физике» . New York Times .
  23. ^ "LaSerglow - синий, красный, желтый, зеленые лазеры" . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Получено 20 сентября 2011 года .
  24. ^ "Laserglow - Optogenetics" . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Получено 20 сентября 2011 года .
  25. ^ «Перепроизводство в lepidoptera» . Натуральная фотоника (первоначально в журнале Physics Review) . Университет Эксетера. Сентябрь 1998 года. Архивировано с оригинала 7 апреля 2014 года . Получено 27 апреля 2012 года .
  26. ^ Мишель Пастеро, Синий - История цвета , стр. 114–16
  27. ^ Роджер Кейз, Японские отпечатки Woodblock: каталог коллекции Мэри А. А. Эйнсворт , R, Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин -колледж, 1984, с. 42, табличка № 140, с. 91 и вход в каталог № 439, с. 185. Подробнее о истории прусского синего в японских принтах, см. Также веб -сайт Музея Виктории и Альберта, Лондон.
  28. ^ Маерз и Пол (1930). Словарь цвета Нью -Йорк: McGraw Hill p. 206
  29. ^ «Восемь синих моментов в истории искусства» . Тейт. Архивировано с оригинала 16 октября 2018 года . Получено 16 октября 2018 года .
  30. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Newsome, Andrew G.; Калвер, Кэтрин А.; Ван Бримен, Ричард Б. (2014). «Природная палитра: поиск натуральных синих цветов». Журнал сельскохозяйственной и пищевой химии . 62 (28): 6498–6511. doi : 10.1021/jf501419q . PMID   24930897 .
  31. ^ Плак, Мина; Фишер, Норберт; Colditz, Майкл; Кункель, Эрнст; Bohne, Karl-Heinz (2016). «Рисование и написание материалов». Энциклопедия промышленной химии Уллмана . С. Doi : 10.1002/14356007.a09_037.pub2 . ISBN  978-3-527-30673-2 .
  32. ^ "Почему небо синий?" Полем ucr.edu . Архивировано с оригинала 2 ноября 2015 года.
  33. ^ Гленн С. Смит (июль 2005 г.). «Человеческое цветовое зрение и ненасыщенный синий цвет дневного неба» (PDF) . Американский журнал физики . 73 (7): 590–597. Bibcode : 2005AMJPH..73..590S . doi : 10.1119/1.18584479 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2011 года. Рядом с восходом солнца и заката большая часть света, которое мы видим Зеленый свет разбросан, оставляя солнечные лучи, а облака освещаются красным. Поэтому, глядя на закат и восход солнца, цвет красный цвет более ощутимый, чем любой другой цвет.
  34. ^ Энн Мари Хельменстайн. "Почему океанский синий?" Полем О образовании . Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года.
  35. ^ Хеллер 2009 , с.
  36. ^ Хармон, AD; Weisgraber, KH; Вайс, У. (1980). «Предварительно сформированные азуленские пигменты Lactarius Indigo (Schw.) Fries (Russulaceae, Basidiomycetes)». Экспериментация . 36 : 54–56. doi : 10.1007/bf02003967 . S2CID   21207966 .
  37. ^ Nuno Mateas, Victor de Freitas (2008). «Антроцианины как пищевые цветы». В Гулде, К.; Дэвис, К.; Winefield, C. (ред.). Антоцианины: биосинтез, функции и приложения . Спрингер. п. 283. ISBN  978-0-387-77334-6 .
  38. ^ Умберс, Кейт Д.Л. (2013). «О восприятии, производстве и функции синей окраски у животных» . Журнал зоологии . 289 (4): 229–242. doi : 10.1111/jzo.12001 .
  39. ^ Vane-Wright, Ричард И. (22 февраля 1979 г.). «Окраска, идентификация и филогения бабочек Nessaea (Lepidoptera: Nymphalidae)» . Бюллетень Британского музея (естественная история) . Серия энтомологии. 38 (2): 27–56 . Получено 8 февраля 2018 года .
  40. ^ Симонис, Присцилла; Серж, Бертье (30 марта 2012 г.). «Глава № 1, как природа производит синий цвет» . В Массаро, Алессандро (ред.). Фотонные кристаллы - введение, приложения и теория . Intech. ISBN  978-953-51-0431-5 Полем Получено 8 февраля 2018 года .
  41. ^ Года, Макото; Fujii, Ryozo (1995). «Голубые хроматофоры у двух видов рыб Callionymid» . Зоологическая наука . 12 (6): 811–813. doi : 10.2108/zsj.12.811 . S2CID   86385679 .
  42. ^ «Как птицы делают красочные перья» . 11 августа 2015 года.
  43. ^ Potyrailo, Radislav A.; Бонам, Рави К.; Хартли, Джон Г.; Starkey, Timothy A.; Вукусич, Петр; Васудев, Милана; Баннинг, Тимоти; Найк, Раджеш Р.; Тан, Жексионг; Паласиос, Мануэль А.; Ларсен, Майкл; Le Tarte, Laurie A.; Гранде, Джеймс С.; Чжун, Шэн; Дэн, Тао (2015). «На пути к превосходству традиционных датчиков с изготовленными индивидуальными фотонными паровыми датчиками, вдохновленными морфо -бабочками» . Природная связь . 6 : 7959. Bibcode : 2015natco ... 6.7959p . doi : 10.1038/ncomms8959 . PMC   4569698 . PMID   26324320 .
  44. ^ Prum Ro, Torres RH (май 2004 г.). «Структурная окраска кожи млекопитающих: сходящаяся эволюция когерентно рассеяния массивов кожных коллагенов» (PDF) . Журнал экспериментальной биологии . 207 (Pt 12): 2157–2172. doi : 10.1242/jeb.00989 . HDL : 1808/1599 . PMID   15143148 . S2CID   8268610 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  45. ^ Ариэль Родригес; Николас И. Манди; Роберто Ибаньес; Heike Prohl (2020). «Быть ​​красным, синим и зеленым: генетическая основа различий в окраске в клубничной ядовитой лягушке ( oophaga pumilio . BMC Genomics . 21 (1): 301. DOI : 10.1186/S12864-020-6719-5 . PMC   7158012 . PMID   32293261 .
  46. ^ Макото Года; Ryozo Fujii (1998). «Голубая окраска общей хирургической рыбы, Paracanthurus hepatus - ii. Откровение цвета и изменения цвета» . Зоологическая наука . 15 (3): 323–333. doi : 10.2108/zsj.15.323 . PMID   18465994 . S2CID   5860272 .
  47. ^ Wielgus AR, Sarna T (2005). «Меланин в человеческих радующихся странах разного цвета и возраста доноров». Пигментная ячейка Res . 18 (6): 454–64. doi : 10.1111/j.1600-0749.2005.00268.x . PMID   16280011 .
  48. ^ Prota G, Hu DN, Vincensi MR, McCormick SA, Napolitano A (1998). «Характеристика меланинов у человеческих радужных и культивируемых увеальных меланоцитов из глаз разных цветов» . Эксплуат Глаз . 67 (3): 293–99. doi : 10.1006/exer.1998.0518 . PMID   9778410 .
  49. ^ Jump up to: а беременный Фокс, Денис Ллевеллин (1979). Биохромия: натуральная окраска живых существ . Калифорнийский университет. п. 9. ISBN  978-0-520-03699-4 Полем Архивировано с оригинала 3 октября 2015 года.
  50. ^ Мейсон, Клайд В. (1924). "Голубые глаза". Журнал физической химии . 28 (5): 498–501. doi : 10.1021/j150239a007 .
  51. ^ Jump up to: а беременный Дуглас Белкин (17 октября 2006 г.). «Разве это не заставляют мои голубые глаза коричневыми американцами видят драматическое изменение цвета» . Бостонский глобус . Архивировано из оригинала 23 февраля 2012 года.
  52. ^ «Пигментация, пилотная система и морфология мягких частей» . altervista.org . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
  53. ^ Заявление Ханса Эйберга из кафедры клеточной и молекулярной медицины в Университете Копенгагена
  54. ^ Jump up to: а беременный в Вайз, Элизабет (5 февраля 2008 г.). «Больше, чем встречает синий глаз: вы все можете быть связаны» . USA сегодня . Архивировано с оригинала 10 сентября 2012 года . Получено 23 декабря 2011 года .
  55. ^ Дэвид Бомфорд и Ашок Рой, более близкий цвет- Color (2009), Компания National Gallery, Лондон ((Лондон ( ISBN   978-1-85709-442-8 )
  56. ^ Мур, Питер Роджер (1999). Древние мезопотамские материалы и отрасли: археологические данные . Эйзенбрауны. С. 86–87. ISBN  978-1-57506-042-2 .
  57. ^ Jump up to: а беременный «Раскопки Bhirrana | asi nagpur» . Excnagasi.in . Получено 21 августа 2020 года .
  58. ^ Саркар, Анинда; Мукерджи, Арати Дешпанде; Bera, Mk; Das, B.; Juyal, Navin; Morthekai, P.; Deshpande, Rd; Шинде, против; Рао, LS (25 мая 2016 г.). «Изотоп кислорода в археологических биоааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааазы Научные отчеты . 6 (1): 26555. BIBCODE : 2016NATSR ... 626555S . doi : 10.1038/srep26555 . ISSN   2045-2322 . PMC   4879637 . PMID   27222033 . S2CID   4425978 .
  59. ^ Dikshit, KN (2012). «Рост индийской цивилизации: недавние археологические данные с равнин« Потерянной »реки Сарасвати и радиометрические даты». Бюллетень Деканского научно -исследовательского института колледжа . 72/73: 1–42. ISSN   0045-9801 . JSTOR   43610686 .
  60. ^ Bowersox & Chamberlin 1995
  61. ^ Алессандро Бонгиоанни и Мария Кроче
  62. ^ См. Pastoreau 2000 , стр. 13–17.
  63. ^ Мур, Питер Роджер (1999). Древние мезопотамские материалы и отрасли: археологические данные . Эйзенбрауны. С. 86 - 87 . ISBN  978-1-57506-042-2 .
  64. ^ Чейз, WT 1971, «Египетский синий как пигмент и керамический материал». В: Р. Брилл (ред.) Наука и археология . Кембридж, масса: MIT Press. ISBN   0-262-02061-0
  65. ^ J. Baines, «Цветовая терминология и классификация цветов в древней египетской цветовой терминологии и полихромии», у американского антрополога , том 87, 1985, с. 282–97.
  66. ^ , Гэльские войны В., 14, 178.
  67. ^ Pastoureau 2000 , p. 26
  68. ^ L. Brehier, Les Mosaiques во французском Bemur , Etudes Byzantines , том II, Париж, 1945. С. 46
  69. ^ Висцин 2005 , с. 175.
  70. ^ Lours, Mathieu, "Le Vitrail", издания Жан-Поль Гиссерот, Париж (2021)
  71. ^ Pastoureau 2000 , стр. 44–47.
  72. ^ Pastoureau 2000 , стр. 51–52.
  73. ^ Ball 2001 , p. 165.
  74. ^ Трэвис, Время, «Книга Цветового дизайна Виктории и Альберта» (2020), с. 185
  75. ^ Трэвис, Тим, «Цветная книга музея Виктории и Альберта в дизайне» (2020), с. 200-201
  76. ^ Jump up to: а беременный в Хеллер (2010) с.32
  77. ^ Wassily Kandinsky, Mt Sadler (переводчик) относительно духовного в искусстве . Dover Publ. (Мягкая обложка). 80 стр. ISBN   0-486-23411-8 .
  78. ^ «Некий синий проникает в вашу душу». Цитируется в Райли 1995 .
  79. ^ Марк Ротко 1903–1970 . Tate Gallery Publishing, 1987.
  80. ^ Хеллер (2010) с.31
  81. ^ Jr Hill, Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота , издательство Оксфордского университета, 1995.
  82. ^ Уолтер Х. Брэдфорд. «Ношение армии синего: 200-летняя традиция» . Армия. Мил . Архивировано с оригинала 19 ноября 2014 года.
  83. ^ Жан Тулард, Жан-Франсуа Файард, Альфред Фиерро, История и Словарь Французской революции , 1789–1799, Эйды Роберт Лаффин, Коллекционные Букины, Париж, 1987. ISBN   2-7028-2076-X
  84. ^ Числа 15:38.
  85. ^ Tekhelet.com Архивировал 30 января 2008 г. В The Wayback Machine , организация Ptil Tekhelet
  86. ^ Мишне Тора , Цитцит 2: 1; Комментарий к номерам 15:38.
  87. ^ Числа Рабба 14: 3; Hulty 89a.
  88. ^ Исход 24:10; Иезекииль 1:26; Халл 89а.
  89. ^ Числа 4: 6–12.
  90. ^ Хеллер, «Цветовая психология - эффекты и символическая», (2009), с. 32
  91. ^ «Ваш вопрос ответил» . udayton.edu . Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 года.
  92. ^ «Дух Нотр -Дама» . Nd.edu . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Получено 31 декабря 2011 года .
  93. ^ «Вопрос № 31244 | 100 -часовая доска» . Theboard.byu.edu . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Получено 31 декабря 2011 года .
  94. ^ Стивенс, Саманта. Семь лучей: универсальный гид по архангелам . Торонто: Insomniac Press, 2004. ISBN   1-894663-49-7 . п. 24
  95. ^ Sikh Rehat Maryada: Section Three, Chapter IV, Article V, r.
  96. ^ «Нишан Сахиб Кханда Сикх Символы Сикхский музей История История наследия сикхи» . www.sikhmuseum.com .
  97. ^ «Магические свойства цветов» . Викка Жизнь . Получено 24 декабря 2020 года .
  98. ^ «Чемпионат мира по футболу 2010 - исторические футбольные комплекты» . Historicalkits.co.uk . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Получено 31 декабря 2011 года .
  99. ^ «Это причина, по которой индийская команда по крикету носит синюю майку во время ODI» . 3 июля 2016 года.
  100. ^ Хеллер, «Цветовая психология» с. 36-37
  101. ^ Стоун, Терри Ли (2006). Рабочая книга по дизайну цветов: реальное руководство по использованию цвета в графическом дизайне . Интернет -архив. Глостер, штат Массачусетс: Rockport Publishers. ISBN  978-1-59253-192-9 .
  102. ^ "Почему консервативная партия синяя?" Полем BBC News . 20 апреля 2006 г. Получено 23 апреля 2018 года .
  103. ^ «Официальные логотипы» . Консервативная партия Канады . Получено 13 февраля 2024 года .
  104. ^ «Каковы цвета австралийских политических партий? - Парламентское образование» . peo.gov.au. ​Получено 13 февраля 2024 года .
  105. ^ Баттаглио, Стивен (3 ноября 2016 г.). «Когда Красный имел в виду демократическое и синий, был республиканцем. Краткая история телевизионных избирательных карт» . Los Angeles Times . Получено 28 ноября 2018 года .
  106. ^ "더불어민주당" . 8 марта 2023 года. Архивировано с оригинала 8 марта 2023 года . Получено 13 февраля 2024 года .

Работы цитируются

  • Ball, Philip (2001). Яркая земля, искусство и изобретение цвета . Лондон: Penguin Group. п. 507. ISBN  978-2-7541-0503-3 Полем (Номера страниц относятся к французскому переводу)
  • Bowersox, Gary W.; Chamberlin, Bonita E. (1995). Драгоценные камни Афганистана . Тусон, Аризона: Geoscience Press.
  • Хеллер, Ева (2009). Цветная психология: эффекты и символическая (на французском языке). Мюнхен: Пирамид. ISBN  978-2-35017-156-2 .
  • Pastoureau, Michel (2000). Синий: история цвета (по -французски). Париж: издание Du Seuil. ISBN  978-2-02-086991-1 .
  • Райли, Чарльз А. II (1995). Цветные коды: современные теории цвета в области философии, живописи и архитектуры, литературы, музыки и психологии . Ганновер, Нью -Гемпшир: Университетская пресса Новой Англии.
  • Трэвис, Тим (2020). Книга Цвета Виктории и Альберта в дизайне . Темза и Хадсон. ISBN  978-0-500-48027-4 .
  • Varichon, Anne (2005). Цвета: пигменты и красители в руках народов (по -французски). Париж: издание Du Seuil. ISBN  978-2-02-084697-4 .
  • Лурс, Матье (2020). Vitrai . Жан-Поль Гиссерот издания. ISBN  978-2-755-80845-2 .

Дальнейшее чтение


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 042a2648173b15c962d52fd1cd80b23f__1725591600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/3f/042a2648173b15c962d52fd1cd80b23f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)