Раджа Харсух Рай
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |

Раджа Харсух Рай (начало 19 века), глава общины Агравал и строитель нескольких джайнских храмов в Дели и его окрестностях, [ 1 ] был имперским казначеем во времена Сэма. 1852-Сэм. 1880. [ 2 ]
Когда Шахджахан построил свою нынешнюю столицу в Дели в 17 веке, он пригласил нескольких джайнских финансистов приехать и поселиться там. Среди них был Сах Дипчанд из Хисара , агравал-джайн, который построил 16 хавели для своих 16 сыновей в Дариба Калане , к югу от Чандни Чоук . [ 3 ] По другим сведениям, он был приглашен Шах Аламом II и имел пятерых сыновей. [ 4 ]
Харсух Рай, один из его потомков, был выбран официальным казначеем императора Шах Алама II и получил титул раджи . Харсух Рай построил большой и богато украшенный джайнский храм в районе Дхарампура в Старом Дели в 1807 году во время правления императора Великих Моголов Акбара II , его стоимость составила около 8 лакхов рупий, что на тот момент было огромной суммой. Ему удалось получить королевское разрешение на строительство шихары для храма впервые во время правления Великих Моголов. Таким образом, храм известен как Ная Мандир (новый храм), поскольку уже существовал более старый джайнский храм, ныне известный как Лал Мандир .
Когда строительство храма было почти закончено, Харсух Рай остановил строительство. Когда к нему подошли представители общины Агравал-Джайн и спросили об этом, он заявил, что у него закончились деньги и ему нужны пожертвования общины для завершения строительства. Приняв скромные пожертвования, Харсух Рай объявил храм панчаяти ( т.е. принадлежащим общине, а не себе) и завершил строительство.
Во время праздника освящения храма ( Панч-кальянак Пратиштха ) на праздничный пандал совершила набег местная группа и золотые и серебряные предметы (чхатра, чамар, утварь) были разграблены. Харсух Рай пожаловался императору, который приказал вернуть их.
В Самвате 1867 года он хотел получить императорское разрешение на рат-ятру (религиозное шествие), которое традиционно было запрещено. Он приказал заново позолотить Сунехри Масджид . В награду он попросил у императора разрешения получить ратха-ятру.
Он и его сын Раджа Суганчанд построили множество джайнских храмов в
- Патпаргандж
- Хастинапур
- Карнал
- Сонпат
- Гиссар
- Панипат и
- Санганер
Дели Ратх Ятра
[ редактировать ]На протяжении большей части периода Великих Моголов джайнам было запрещено совершать религиозные процессии. В 1810 году Харсух Рай смог получить разрешение императора на проведение джайнского религиозного шествия. Ратх-ятра вызвала сильное негодование среди неджайнов и привела к некоторым беспорядкам.
В 1877 году, после Индийского восстания 1857 года , джайны (в записях называемые Сараваги ) снова обратились за разрешением на проведение процессии с «50 музыкантами, одним слоном, несущим знамя, семью верблюдами с флагами, пятьдесятю паланкинами. , три колесницы..». Против этого снова выступили другие религиозные группы, которые предупреждали о «беспорядках, грабежах, убийствах» и т. д. [ 5 ] В конце концов джайнам удалось остановить процессию, но только через переулки.
Прачин Шри Агарвал Дигамбар Джайн Панчаят
[ редактировать ]Сет Гирдхари Лал, сын Раджи Шугана Чанда, основал организацию «Хиссар Панипат Агарвал Джайн Панчаят». Сейчас он известен как Прачин (то есть старый) Шри Агарвал Дигамбар Джайн Панчаят. [ 6 ] Это старейшая джайнская организация Агравала. Его возглавили потомки одной семьи. [ 7 ] Организация управляет историческим Ная Мандиром, а также Лал Мандиром .
Панчаят активно способствует единству джайнов разного сектантского происхождения. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Агравал Джайн
- Красный Храм
- Ная Мандир , также построенный Раджей Харсух Раем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джайн Джагран ке Аградут, А. П. Гоялия, 1952 г.
- ^ О джайнском храме Прачин Дигамбер, Хастинапур «Храмовая история» . Архивировано из оригинала 13 мая 2010 года . Проверено 5 августа 2008 г.
- ^ Джйотипрасад Джайн, Прамух Джайн Этихасик Пуруш аур Махилайен, Бхаратия Джнанапитха, 1975
- ^ Бхарат ке Дигамбар Джайн Тирт, Том 1, Балбхадра Джайн, 1974
- ^ Джиоти Хосаграхар, «Современность коренных народов», Ратледж, 2005 г.
- ^ Суд требует арестовать античного идола Лал Мандира, 31 декабря 2011 г., http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2011-12-31/delhi/30576182_1_antique-idol-summons-international-market . Архивировано 7 июля 2012 г., в архиве. сегодня
- ^ Прогрессивные джайны Индии Сатиш Кумар Джайн, Шраман Сахитья Санстан, 1975 г.
- ^ Ahimsa Times, февраль 2005 г., ДИГАМБАР-ДЖАЙНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ДЕЛИ СТАНОВИТСЯ ПИОНЕРОМ ПУТИ ЕДИНСТВА В ДЖАЙНСКОМ ОБЩЕСТВЕ, http://jainsamaj.org/magazines/ahimsatimesshow.php?id=85
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джайнский храм Хастинапур Прачин Дигамбер
- Шри Дигамбар Джайн Тиртх Кшетра Хастинапур
- Изучение Шахджаханабада: прогулка по Старому Дели. Архивировано 23 мая 2013 года в Wayback Machine.
- Прогулка по наследию по дорогам и переулкам Дели
- Особняки на полях: современность и домашние пейзажи исторического Дели, 1847–1910, Джиоти Хосаграхар, Журнал Общества историков архитектуры, Том. 60, № 1 (март 2001 г.), стр. 26–45 JSTOR 991677.