Мишель Лейрис
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Мишель Лейрис | |
---|---|
![]() портрет 1984 года | |
Рожденный | 20 апреля 1901 г. ![]() |
Умер | 30 сентября 1990 г. ![]() |
Занятие | Писатель , поэт , коллекционер ![]() |
Семья | Пьер Лейрис ![]() |
Жюльен Мишель Лейрис (англ. Французский: [lɛʁis] ; 20 апреля 1901 года в Париже. [ 1 ] — 30 сентября 1990 в Сен-Илере, Эссон ) — французский писатель -сюрреалист и этнограф . Член группы сюрреалистов в Париже, Лейрис стал ключевым членом Колледжа социологии вместе с Жоржем Батаем и главой исследования этнографии в CNRS . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Мишель Лейрис получил степень бакалавра философии в лицее Янсона де Сайи в 1918 году и после непродолжительной попытки изучать химию у него появился сильный интерес к джазу и поэзии. Между 1921 и 1924 годами Лейрис встретился со многими важными фигурами, такими как Макс Жакоб , Жорж Анри Ривьер , Жан Дюбюффе , Робер Деснос , Жорж Батай и художник Андре Массон . [ 3 ] который вскоре стал его наставником. Через Массона Лейрис стал членом сюрреалистического движения, внес свой вклад в сюрреалистическую революцию . [ 4 ] опубликовал Симулякр (1925), [ 5 ] и Ле Пойнт Кардинал (1927), а также написал сюрреалистический роман «Аврора» (1927–28; впервые опубликован в 1946 году). В 1926 году он женился на Луизе Годон. [ 6 ] падчерица Пикассо арт-дилера Даниэля-Генри Канвейлера. [ 6 ] и путешествовал по Египту и Греции.
После ссоры с лидером сюрреалистов Андре Бретоном в 1929 году Лейрис написал эссе для антибретонской брошюры « Un Cadavre» : [ 7 ] и присоединился к команде Батая в качестве помощника редактора журнала « Документы », в который он также регулярно публиковал такие статьи, как «Заметки о двух микрокосмических фигурах 14-го и 15-го веков» (1929, выпуск 1), «В связи с «Музеем волшебников». '» (1929, вып. 2), «Цивилизация» (1929, вып. 4), «Капут Мортуум, или Жена алхимика» (1930, выпуск 8), а также о таких художниках, как Джакометти , Миро , Пикассо и художнике XVI века Антуане Кароне . Он также написал статью «Глаз этнографа» (о миссии Дакар-Джибути). )», прежде чем в 1930 году отправиться в качестве секретаря-архивиста в Марселя Гриоля. амбициозную организацию На основе этого опыта Лейрис опубликовал в 1934 году свою первую важную книгу « L'Afrique fantôme» , сочетающую в себе как этнографическое исследование, так и автобиографический проект, который порвал с традиционным этнографическим стилем письма Гриоля. По возвращении он начал свою практику. в качестве этнографа в Музее человека и занимал эту должность до 1971 года.
В 1937 году Лейрис объединился с Батаем и Роже Кайуа, чтобы основать Колледж социологии в ответ на текущую международную ситуацию. [ 8 ] , он принял участие в миссии в Кот-д'Ивуар во колониях в 1945 французских . году Все активнее занимаясь политикой [ 9 ] Лейрис участвовал в ряде политических столкновений, в том числе в войне в Алжире , и был одним из первых, кто подписал Декларацию о праве на свободу во время войны в Алжире . [ 10 ] манифест 1960 года в поддержку борьбы против колониальных сил в Алжире.
В 1961 году Лейрис был назначен руководителем этнографического исследования в CNRS ( Национальный центр научных исследований ) и опубликовал множество критических текстов. [ 11 ] о художниках, которыми он восхищался, в том числе о Фрэнсисе Бэконе , близком друге, для которого он работал моделью. [ 12 ] В том же году он также опубликовал « Ночи как день, дни как ночь». [ 13 ] (Английский перевод, Spurl Editions, 2017 г. ).
Мишель Лейри, считающийся ведущей фигурой французской литературы, социологии и культурной критики XX века, оставил значительное количество работ. Они варьируются от автобиографических произведений, таких как «L'Age d'homme» (1939), «La Règle du jeu» (1948–1976) и его «Журнал 1922–1989» (опубликован посмертно в 1992 году); искусствоведческая критика, такая как Au verso des images (1980) и Фрэнсис Бэкон, лицо и профиль (1983); музыкальная критика, такая как Operatiques (1992); и научные труды, такие как «Секретный язык догонов саги» (1948) и «Раса и цивилизация» (1951). (Области его интересов в антропологии варьировались от корриды до владения оружием в Гондаре , Эфиопия .)
Вместе с Жаном Жамином Лейрис основал Gradhiva . [ 14 ] журнал антропологии в 1986 году. Сейчас журнал является журналом антропологии и музеологии Музея на набережной Бранли (Париж, Франция).
Лейрис также был талантливым поэтом, и поэзия играла важную роль в его подходе к миру. В предисловии к Haut Mal, suivi de Autres Lancers (Gallimard 1969) он сказал, что «практика поэзии позволяет нам постулировать Другого как равного» и что поэтическое вдохновение — «очень редкая вещь, мимолетный дар». с Неба, к которому поэту нужно быть, ценою абсолютной чистоты, восприимчивым – и заплатить своим несчастьем за блага, извлекаемые из этого блага».
Работы (подборка)
[ редактировать ]- Симулякр (1925)
- Кардинальная точка (1927)
- Аврора (1927–28)
- Призрачная Африка (1934); Призрачная Африка (английский перевод, Брент Хейс Эдвардс, Seagull Books, 2018 )
- L'Age d'homme (1939); Мужественность (перевод на английский, Ричард Ховард, University of Chicago Press, 1992)
- Haut Mal (стихи) (1943) / переиздано как Haut Mal, за которым следуют броски Autres (1969)
- Тайный язык догонов по Саге (1948)
- «Правила игры» (1948–1976); Правила игры
- Том. 1: Biffures (1948) (англ. перевод: Scratches , Лидия Дэвис, 1991)
- Том. 2: Fourbis (1955) (англ. tr. Scraps , Лидия Дэвис, 1997)
- Полет. 3: Fibrils (1966) (англ. tr. Fibrils , Lydia Davis, 2017)
- Полет. 4: Frail Riffs (1976) (англ. tr. Frail Riffs , Ричард Зибурт, 2024)
- Раса и цивилизация (1951)
- Одержимость и ее театральные аспекты у эфиопов Гондэра (1958)
- Ночи без ночей и несколько дней без дней (1961); Nights as Day, Days as Night (английский перевод, Ричард Зибурт, Spurl Editions, 2017 )
- Сломанный (1966) (английский перевод, Лидия Дэвис, North Point Press, 1990)
- На обороте изображений (1980)
- Лента у горла Олимпии (1981) (английский перевод: Лента у горла Олимпии , Кристин Пичини, 2019)
- Лицо и профиль Фрэнсиса Бэкона (1983)
- Оператика (1992)
- Журнал 1922-1989 (1992)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фонд Веннера-Грена антропологических исследований» (PDF) . Чикагский журнал .
- ^ «Мишель Лейрис» . МТИ Пресс . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Оитяну, Валерий (4 июня 2012 г.). «АНДРЕ МАССОН Мифология желания: Шедевры с 1925 по 1945 год» . Бруклинская железная дорога . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Мишель Лейрис (Андре Бретон)» . www.andrebreton.fr . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ www.bibliopolis.com. «SIMULACRE Андре Массона, Мишеля Лейриса о компании William Reese» . Компания Уильяма Риза . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б www.metmuseum.org https://www.metmuseum.org/art/libraries-and-research-centers/leonard-lauder-research-center/research/index-of-cubist-art-collectors/leiris . Проверено 28 июля 2020 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Бретон, Андре; Рибемон-Дссезинь, Жорж; Превер, Жак; Кено, Раймон; Витрак, Роджер; Лейрис, Мишель; Лимбур, Жорж; Буаффар, Ж.-А; Десно, Роберт (1924). Труп (на французском языке). Париж: sn OCLC 801805934 .
- ^ Кайуа, Роджер (2003). Грань сюрреализма: читатель Роджера Кайуа . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3068-4 .
- ^ Дэвис, Ховард (апрель 1987 г.). "Введение" . Сартр и «Современные времена» . стр. 1–12. дои : 10.1017/CBO9780511897726.003 . ISBN 9780511897726 . Проверено 28 июля 2020 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ СИРИНЕЛЛИ, Жан-Франсуа (12 января 1998 г.). «Алжир, Манифест 121. «Декларация о праве на неповиновение в алжирской войне» » . Libération.fr (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Мишель Лейрис — Автор» . Издания CNRS (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Мишель Лейрис | Фрэнсис Бэкон» . www.francis-bacon.com . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Лейрис, Мишель; Дэвис, Лидия; Бланшо, Морис; Форт, Джефф (1998). «Журнал 1944 года [Освобождение Парижа]». Союзы (31): 201–231. ISSN 0278-2324 . JSTOR 24515878 .
- ^ «Градхива — журнал антропологии и истории искусств» . Journals.openedition.org (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
- Жан-Луи де Рамбюр , «Как работают писатели», Париж, 1978 г. (интервью с М. Лейрисом, на французском языке)