Дай люди
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: некитайское использование должно быть перенесено на народы Тай и. ( февраль 2017 г. ) |
![]() Фотография 1962 года: девушка Дай, ткущая шелк, в префектуре Дэхун, Юньнань. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 8 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 6,345,236 |
![]() | 1,818,350 |
![]() | 1,159,000 [ 1 ] |
![]() | 126,250 |
![]() | 145,236 |
Языки | |
Тай Лю , Тай Нуэа , Тай Дам , китайский , вьетнамский , лаосский , тайский | |
Религия | |
Буддизм Тхеравады и народная религия Дай [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
Шанцы , тайцы , лаосцы |
Народ дай ( бирманский : ရှမ်းလူမျိုး; Тай Лю : ᨴᩱ/ᨴᩱ᩠ᨿ ; лаосский : ໄຕ ; тайский : ไท ; Шан : တႆး , [tai˥˩] ; Tai Nuea : ᥖᥭᥰ , [tai˥] ; китайский : 傣傣族 ; пиньинь : Dώizú ) — несколько тайскоязычных этнических групп, проживающих в Сишуанбаньна-Дайском автономном округе и в автономных префектурах Дэхонг-Дай и Цзинпо в китайской провинции Юньнань. Провинция . Народ дай образует одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. В более широком смысле, этот термин может применяться к группам в Лаосе , Вьетнаме , Таиланде и Мьянме, когда Дай используется для обозначения конкретно Тай Яй , Лю , китайского Шаня , Тай Дама , Тай Кхао или даже Тай в целом. Другие названия смотрите в таблице ниже.
Неоднозначность имени
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . В частности, первый абзац. ( Ноябрь 2023 г. ) |
Народ дай тесно связан с шанами , лаосцами и тайцами , которые составляют большинство в Лаосе и Таиланде и значительное меньшинство в Мьянме . Первоначально тай , или дай, жили тесно вместе в современной провинции Юньнань, пока политический хаос и войны на севере в конце династий Тан и Сун и различные кочевые народы не побудили некоторых переселиться дальше на юг, в современный Лаос, а затем в Таиланд. Как и в случае со многими другими официально признанными этническими группами в Китае (см. Гаошань и Яо ), термин Дай , по крайней мере, в китайском использовании, является общим термином и, как таковой, не имеет эквивалента в языках Тай , где есть только более общие термины для «Тай». народы в целом» (например, Тай Лю: tai˥˩ . Этот термин относится ко всем народам дай, не включая чжуана) и «народу тай в Китае» (например, тайцы: ชาวไทในจีน '), оба из которых включают , например, чжуан , чего нет в китайских и более конкретных терминах, как показано в таблице ниже. Поэтому [ сомнительно – обсудить ] Слово Дай , как и вышеупомянутое Яо , представляет собой культурную концепцию ханьского Китая, которая теперь принята в других языках, таких как английский , французский и немецкий (см. соответствующие Википедии). Однако в тайском языке, как и в английском, термин Тай Лю может означать Дай, несмотря на то, что он относится к другим группам, как показано в таблице ниже. Это потому, что две основные группы на самом деле носят одно и то же название, означающее «Северный Тай» ( люэ и нюа — родственные слова).
Хотя они официально признаны китайским государством как единый народ, эти тайцы образуют несколько отдельных культурных и языковых групп. Двумя основными языками Дай являются Дай Лю (Сибсонбанна Дай) и Дай Нюа (Дайхонг Дай); два других письменных языка, используемых Дай, - это Тай Понг и Тай Дам . Все они относятся к тайским языкам , группе родственных языков, в которую входят тайский, лаосский и чжуанский языки и которые входят в языковую семью тай-кадай . На разных языках языковой семьи тай-кадай говорят от Ассама в Индии до Хайнаня и Гуйчжоу в Китае. Люди дай следуют своей традиционной религии, а также буддизму Тхеравады и поддерживают обычаи и фестивали (такие как Сонгкран ), как и другие тайскоязычные народы и, в более широком смысле, в отношении некоторых культурных аспектов, с несвязанными доминирующими этническими группами Мьянмы . Камбоджа и Шри-Ланка . Они входят в число немногих коренных народов Китая, которые номинально исповедуют буддийскую школу Тхеравады. Термин Тай в Китае также иногда используется, чтобы показать, что большинство людей, относящихся к национальности «Дай», в основном говорят на тайских языках (т.е. языках Юго-Западного Тай). Некоторые используют термин Дайзурян относится конкретно к китаизированному народу тай, живущему в Юньнани. Этот термин произошел от китайского термина 傣族人; пиньинь: Dώizúrén , что переводится на шанский как တႆးၸူး taj4 tsuu4, что означает «Тай, которые находятся в ассоциации/объединились».
Это подгруппы
[ редактировать ]китайский | Пиньинь | Тай Лу | Тай Нуа | тайский | Общепринятый | Район(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|
Дай Лай (Сишуанбаньна Дайский автономный округ) |
Ежедневно (Сишуангбонна Дуи) |
tai˥˩ lɯː˩ | Тай Лю | Тай Люй (Тай Читай, Читай) | Сипсонгпанна Тайский автономный округ , Лаос , Таиланд , Бирма , Вьетнам | |
Дай На (Дэхонг Дай) |
Дуина (Дехонг Дуи) |
tai˥˩ nəː˥ | этот le6 |
Тай Нуэа, Тай Тай Хонг, Тай Яй | Тай Нюа (Северный Тай, Верхний Тай, Китайский Шан, Тай Яй) | интерпретация бирманская , |
Дайдан | Сегодня | tai˥˩ dam˥ | Дамба Тай, Лаосун, Плотина Тай Сонг | Тай Дам (Блэк Тай, Тай Лам, Дамба Лао Сонг*, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай Дэн) | Цзиньпин ( 金平 ), Лаос , Таиланд | |
Дайбанг | Дуйбенг | tai˥˩pɔːŋ˥ | Тай Бэенг, Тай Мао, Тай Яй | Тай Понг | Жуйли , Генгма , Линцанг вдоль Меконга | |
Дай Дуань | Дуидуан | tai˥˩doːn˥ | Белый Тай | Белый Тай, Тай Дон (Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, Белый Дай, Красный Тай, Тай Блан, Тай Кав, Тай Лай, Тай Транг) | Цзиньпин ( 金平 ) | |
Дайя | Дойи | tai˥˩jaː˧˥ | Тай развод | Тай Я (Тай Кунг, Кунг, Я) | Синьпин 新平 , Юаньцзян | |
Дай друзья | Вот и все | tai˥˩jiu˩ | Тайю | Тай Йо | Юаньян ( 元阳 ), вдоль Красной реки | |
* букв. «Лао [носил] чёрные брюки» |
Языки
[ редактировать ]Народы, классифицируемые как дай в Китае, говорят на следующих языках Юго-Западного Тай .
- Язык Тайлюй ( 壂仂语 ; Дуиле Ю )
- Язык Тай Нуа ( язык Дехонг Дай ; Дехонг Дуийу ; язык Шан )
- Тай (傣哪语 / 傣担语 Дам Dǎinǎ Yǔ / Dǎidān YǔЯзык
- Язык Тай Я ( 壣雅语 ; Dώiyώ Yϔ ) или Тай Хунцзин ( 红金壣语 ; Hóngjīndǎi Yǔ )
Юньнань (1998:150) [ 3 ] перечисляет 4 основных разновидности тайского языка.
- Язык тайлюй ( 傣泐方言 ): 400 000 человек говорят в Сипсонгпанна , округе Мэнлянь , округе Цзингу , округе Цзянчэн и т. д.
- Язык Тай Нюа : и т. д 400 000 человек говорят в Дэхонге , Гэнме , Шуанцзяне , Тэнчуне , Баошане , Лунлине , Чаннине , Цангюане , Ланьцане , Чжэнькане , Цзиндуне .
- Тай Руй ( диалект Дай Дуань ): 40 000 говорящих в округах Цзиньпин, Магуань, Малипо и т. д.
- Тяньсинь ( диалект天心 ): 20 000 говорящих в уездах Удин, Луцюань, Юнжэнь, Даяо и т. д. Репрезентативный диалект : Тяньсинь ( 天心 ), округ Удин
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]В 109 г. до н.э. династия Хань основала префектуру Ичжоу на юго-западе И (современные части Юньнани, Сычуани и Гуйчжоу). В двенадцатом веке Дай (в тот период называвшийся Дай-Лю или Тай-Лю) основал Королевство Золотой зал Цзинхун в Сипсонг-Панна (современный Сишуанбаньна). Цзинхун был столицей этого королевства. Население королевства составляло более миллиона человек и, согласно местным записям, признавало китайцев своим сувереном. Король обладал политической и экономической властью и контролировал большую часть земли и местной водной системы. [ 4 ]
Период Юань и Мин
[ редактировать ]Во времена династии Юань Дай перешел в подчинение Юньнани (который недавно был завоеван монголами). Потомственные лидеры назначались властями среди меньшинств региона. Эта система продолжалась и при династии Мин , и феодальные системы в этот период позволяли поместным лордам устанавливать политическую власть вместе с собственной армией, тюрьмами и судами. Однако некоторые общины дай имели свои собственные аспекты классовой, политической структуры и землевладения, которые значительно отличались от других групп. Также во времена династии Мин восемь дай туси (вождей) контролировали регион, каждый из которых имел свою экономическую и политическую власть. [ 4 ] Хотя буддизм присутствует в Юньнани, по крайней мере, с седьмого века, даи обратились в буддизм Тхеравады в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [ 5 ] [ 6 ]
Цин и современный Китай
[ редактировать ]Династия Цин сохранила системы Юань и Мин в неизменном виде, но с некоторыми отличиями. Цин имел больше экономической власти в регионе и регулярно отправлял в этот район чиновников для прямого надзора и контроля. Эта устоявшаяся система была полностью заменена китайским правительством только в 1953 году. 1953 год также ознаменовал конец древней правящей семьи, существовавшей со времен Королевства Цзинхун. Последний король, Чао Хмоам Гам Ле (Дао Шисюнь по-китайски), затем стал заместителем главы префектуры Сишуанбаньна. [ 4 ]
Исход
[ редактировать ]Первоначальные территории Тай Люэ включали оба берега реки Меконг в Сипсонгпанне . Согласно Тай Люэ, на восточном берегу было пять городов-государств и шесть на западе, которые вместе с Цзинхуном сформировали двенадцать дивизий рисовых полей, причем все двенадцать имели еще 32 небольшие провинции. Это были:
На западном берегу — Рунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Луанг, Хун, Фан, Чианг Чонг, Хай, Чианг Ло и Манг; На восточном берегу — Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Фонг, Юань, Банг и Чианг Тонг (современный Луанг Прабанг ). (Эти имена транскрибируются в соответствии с их тайским произношением, а не с их произношением Тай Лю (Дай). Если транскрибировать в соответствии с их произношением Тай Лю, они будут следующими: Хунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Лонг, Хун, Пан, Ченг. Чоенг, Хай, Ченг Ло, Манг, Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Понг, Ён, Банг и Ченг Тонг)
Некоторые части этих тай лю либо добровольно переселились, либо были насильно изгнаны из этих городов-государств около одной-двухсот лет назад, прибыв в страны современной Бирмы , Лаоса и Таиланда .
Кухня
[ редактировать ]Основной пищей народа дай является рис. Люди дай в районе Дэхун в основном едят японский рис.
Бамбуковый рис — известная закуска народа Дай. Его готовят, помещая клейкий рис в ароматную бамбуковую трубку, замачивая его в воде на 15 минут и запекая на огне. [ нужна ссылка ] Пурпурный рис с ананасом также является известным блюдом Дай.
Сырые, свежие, кислые и пряные – вот характеристики кухни Дай. Люди дай верят, что употребление кислой пищи может сделать их глаза яркими, улучшить пищеварение, а также помочь облегчить жар. Сладкое способно снять усталость. Острый может повысить аппетит. Кислота считается самым вкусным вкусом в кухне Дай, а все блюда и закуски в основном кислые, например, кислые побеги бамбука, кислая свинина. [ нужна ссылка ]
Или читайте в Таиланде
[ редактировать ]
В Таиланде Тай Люэ встречаются во многих провинциях верхних регионов Северного Таиланда ; эти провинции:
- Чианграй : районы Мае Сай , Чианг Хонг и Чианг Саен (часть бежала в Чианг Рунг в начале Аютско - бирманской войны )
- Чиангмай : Самоенг и Дой Сакет. районы
- Нан : районы Тха Ванг Пха , Пуа , Чианг Кланг и Тхунг Чанг (наибольшее число, бежавшие из регионов Сайябури и Сипсонгпанна)
- и ) Районы Чианг Муан Чианг Кхам (много
- Лампанг : Муанг Лампанг и Мае Тха. районы
- Лампхун : Муанг Лампхун и Бан Тхи. районы
Фестиваль
[ редактировать ]Праздники народа дай в основном связаны с религиозной деятельностью. Основные фестивали включают фестиваль закрытия дверей, фестиваль открытия дверей и фестиваль брызг воды.
Закрытие фестиваля зафиксировано 15 сентября по календарю Дай (середина июля по григорианскому календарю). Праздник открытия дверей, время которого зафиксировано в календаре Дай 15 декабря (середина октября по григорианскому календарю). Во время двух фестивалей в один и тот же день все люди пойдут в буддийский храм для проведения ритуальных мероприятий. Люди будут предлагать Будде еду, цветы и монеты. Три месяца между праздником закрытия дверей и праздником открытия — это время «закрытия» в году, самое религиозное время в году.
Фестиваль брызг воды — традиционный праздник народа дай, означающий Новый июньский год. Время приходится на конец июня или начало июля по календарю Дай (середина апреля по григорианскому календарю). Он проводится примерно через 10 дней после фестиваля Цинмин и символизирует «самый красивый день». Праздник обычно длится три дня. Ранним утром во время фестиваля жители деревни Дай пошли в буддийский храм, чтобы очистить фигуру Будды. После церемонии в буддийском храме юноши и девушки поливают друг друга водой. Затем группы людей маршировали вокруг, окропляя пешеходов в знак благословения. Они представляют собой благословения.
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Даи – преимущественно буддисты Тхеравады . Буддизм Дай также терпел многие добуддийские анимистические верования и практики. Даи были анимистами до того, как буддизм стал популярным, и их вера в природных духов сохраняется. [ 5 ] До недавнего времени в каждой деревне Дай был по крайней мере один буддийский храм , тогда как в более крупных деревнях было от двух до пяти храмов. Многие из их буддийских храмов были разрушены во время Культурной революции . [ 5 ] Родители обычно отправляли своих сыновей (от 7 до 18 лет) в буддийские монастыри, чтобы они стали послушниками и получили монашеское образование. Мальчики остаются в монастырях на три и более лет, обучаясь письму, чтению и практике веры. После этого большинство мальчиков и молодых людей возвращались в светское общество, а некоторые из них оставались в монастырях, чтобы стать полностью рукоположенными монахами . Эта система образования привела к высокому уровню грамотности и знанию письма Дай среди мужчин Дай, который сегодня превышает 80 процентов. [ 4 ]
Небольшое меньшинство дай исповедует ислам . Эти конкретные Даи часто называют « Парши Дай» или « Дай Хуэй» . Хуэйские (китайские мусульманские) купцы из Дали и других частей Юньнани поселились в Сишуанбаньне в начале девятнадцатого века. Эти поселенцы ассимилировались и вступили в брак с местными жителями, что в конечном итоге привело к созданию уникальной дайской и китайско-исламской культуры. Нынешние парши Даи имеют материальную культуру, идентичную их буддийским коллегам. Они говорят на одном языке, носят похожую одежду, имеют схожие обычаи, ритуалы и диету. [ 7 ]
Литература и наука
[ редактировать ]Даи исторически имели богатый набор астрономических и литературных произведений. У Дай есть собственный календарь, который начинается с 638 года, и имеется множество астрономических книг по расчету солнечных и лунных затмений (большинство из которых написано письмом Дай). Исторические документы, легенды, рассказы, стихи, басни и детские рассказы также многочисленны. [ 4 ]
Жилье
[ редактировать ]Традиционные деревни Дай в основном расположены на бамбуковых равнинах возле рек и ручьев. Дома дай обычно строятся на сваях, а некоторые имеют квадратную форму. Некоторые дома двухэтажные: верхний этаж служит жилым помещением, а нижний — складом. Нижний этаж иногда может быть без стен. [ 4 ]
Экономика
[ редактировать ]В результате проживания в субтропическом регионе для многих дай средства существования включают использование и выращивание риса , кофе , каучука , чая , сахара и многих видов фруктов . У Дай также есть высокоразвитая ремесленная промышленность, которая включает ткачество , маслобойку, виноделие и обработку бамбука . С 1980-х годов туризм стал источником дохода для дай в Сишуанбаньна благодаря строительству аэропортов в Цзинхун и Мангши. Рост инфраструктуры и уровня жизни в регионе привел к тому, что даи ассимилировались в основную китайскую экономику лучше, чем другие меньшинства. [ 4 ]
Брак и женские роли
[ редактировать ]Исторически браки заключались в основном между представителями одного социального или экономического класса, а среди вождей была распространена полигамия. Общество дай традиционно было патриархальным, женщины имели низкий статус и не могли наследовать собственность. Девочки (от 7 до 8 лет) отвечали за уход за детьми младшего возраста и домашние обязанности. Когда они стали старше, в их обязанности входила работа на рисовых полях по удалению сорняков, уборке урожая, посадке растений и т. д. Сегодня женщины и молодежь дай имеют больше свобод, чем в прошлом, и некоторые женщины (имеющие доступ к образованию) начали профессиональную карьеру, например, преподаванием или медсестрой. [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Контейнеры Дай (серебро). Металлообработка в Провинциальном музее Юньнани .
-
Буддийский текст Дай. Рукописи/системы письма в Музее национальностей Юньнани
-
Трубки из тыквы Дай, также известные как хулуси , в Музее национальностей Юньнани.
-
Бамбуковый дом Дай . Инструменты и посуда в Музее национальностей Юньнани, Куньмин, Юньнань, Китай.
-
Дай совокупляющиеся фигурки. Народное искусство в Музее национальностей Юньнани
-
Буддийский стример Дай. Народное искусство в Музее национальностей Юньнани
-
Маска Дай. Экспонат в провинциальном музее Юньнани.
-
Деревянная статуя Тайского Будды Лю внутри Ват Нонг Буа , район Тха Ванг Пха , Таиланд
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этнические группы» . China.org.cn. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 17 октября 2008 г.
- ^ Хаймэй Шен. Общество риска, трудности народной религии и опыт современности: духи-хранители в этническом обществе Манди Дайлюэ в Сишуанбаньне. Архивировано 6 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Китай: Международный журнал, Том. 11, № 2
- ^ Комиссия по справочнику Юньнани , изд. Хроники провинции Юньнань, том 59, Хроники языков и символов меньшинств. [ Справочник провинции Юньнань, том 59: Справочник по орфографии языков меньшинств ]. Куньмин: Yunnan People's Press.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 361, 362. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хейс, Джеффри (июль 2015 г.). «Дай Религия и фестивали» . факты и подробности . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Кантвелл, Кэти (2010). Буддизм: основы . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 148 . ISBN 978-0-415-40880-6 .
Среди народа дай Сишуанбаньна... Тхеравада была основана в пятнадцатом веке.
- ^ Ма, Чуанг (2016). «Изменения в кругу смешанных браков паши дай (мусульмане в обществе дай): пример из деревни Хуэй в Маньлуане». Ин Ронг, Гуй (ред.). Мусульмане Хуэй в Китае . Левен: Издательство Левенского университета. стр. 87–95. ISBN 978-94-6270-066-6 .
Цитируемые работы
- Чжу, Лянвэнь (1992). Дай: или Тай, их архитектура и обычаи в Южном Китае . Бангкок , Таиланд, и Куньмин , Юньнань, Китай: DD Books и The Science and Technology Press of Yunnan.
- Les Dai de Chine: Zhongguo de Dai zu (на французском языке) , Жан А. Берли , 136 страниц, Париж, Франция, опубликовано в 1990 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии, связанные с буддизмом Дай Тхеравады
- Сайт, содержащий информацию о некоторых находящихся под угрозой исчезновения письменностях Тай.
- Тропический ботанический сад Сишуанбаньна
