Железнодорожный транспорт в Испании
Испания | |||||
---|---|---|---|---|---|
Высокоскоростной поезд AVE , линия Мадрид-Барселона. | |||||
Операция | |||||
Национальная железная дорога | Ренфе | ||||
Инфраструктурная компания | Адиф | ||||
Основные операторы | Ренфе, Феве , Эускотрен , ФГК , ФГВ | ||||
Статистика | |||||
Пассажиропоток | ![]() | ||||
Длина системы | |||||
Общий | 16026 км (9958 миль) | ||||
Электрифицированный | 10182 км (6327 миль) | ||||
Ширина колеи | |||||
Широкая колея 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) | 11829 км (7350 миль) | ||||
Стандартный калибр 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | 3100 км (1900 миль) | ||||
Метр манометр 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 1926 км (1197 миль) | ||||
Узкая колея 914 мм ( 3 фута ) | 28 км (17 миль) | ||||
Электрификация | |||||
3000 В постоянного тока | Основная сеть | ||||
25 кВ переменного тока | Высокоскоростные линии , недавняя электрификация | ||||
Функции | |||||
Самый длинный туннель | Сьерра-де-Гуадаррама , 28,4 км (17,6 миль) | ||||
|
Железнодорожный транспорт в Испании работает на четырех колеях , а услуги предоставляются различными частными и государственными операторами. Общая протяженность железных дорог в 2020 году составила 15 489 км (электрифицировано 9 953 км). [ 2 ] Испанская сеть высокоскоростных железных дорог является самой длинной сетью высокоскоростных железных дорог в Европе - 3966 км (2464 мили) и второй по длине в мире после сети Китая. [ 3 ] [ 4 ]
Большинство железных дорог находятся в ведении Renfe ; метровые и узкоколейные линии эксплуатируются подразделением Renfe Cercanías AM . В число местных государственных операторов входят Euskotren в Стране Басков , FGC в Каталонии и Serveis Ferroviaris de Mallorca на Балеарских островах. Частные железнодорожные операторы включают Уиго и Ирио .
Предлагается и планируется построить или перевести больше линий на стандартную колею. [ 5 ] включая некоторую двойную колею ширококолейных линий, особенно там, где эти линии ведут во Францию, включая платформы , которые будут подняты .
Испания является членом Международного союза железных дорог (UIC). Код страны UIC для Испании — 71.
История
[ редактировать ]Первая железнодорожная линия на Пиренейском полуострове была построена в 1848 году между Барселоной и Матаро . [ 6 ] В 1851 году была открыта линия Мадрид — Аранхуэс . В 1852 г. была построена первая узкоколейная линия; в 1863 году линия достигла границы с Португалией. К 1864 году линия Мадрид-Ирун была открыта и достигла границы с Францией. [ 6 ] В 1900 году первой электрифицированной линией стала Ла-Поведа-Мадрид. [ 7 ]
После гражданской войны в Испании испанская железнодорожная система находилась в аварийном состоянии из-за ущерба, нанесенного конфликтом. В 1941 году компания RENFE была создана путем национализации частных компаний, которые строили и до этого управляли сетью, что привело к созданию государственной железнодорожной сети. [ 6 ] [ 8 ]
К 1950-м годам испанская железнодорожная сеть достигла своего исторического максимума — почти 19 000 километров. [ 9 ] Однако с середины 1950-х годов сеть начала сокращаться из-за экспоненциального роста числа частных автомобилей в Испании. Во время испанского экономического чуда 1950-х и 1960-х годов количество частных автомобилей в Испании увеличилось более чем в 14 раз с середины 1940-х до середины 1960-х годов. [ 10 ] Это привело к снижению спроса на железнодорожные перевозки и закрытию некоторых железнодорожных линий, которые перестали быть прибыльными. К 1993 году было демонтировано почти 8000 км железнодорожных путей. [ 11 ]
Последний паровоз был выведен из эксплуатации в 1975 году, а в 1986 году максимальная скорость на железных дорогах была поднята до 160 км/ч, а в 1992 году открылась высокоскоростная линия Мадрид-Севилья. [ 6 ] начало процесса создания общенациональной высокоскоростной сети, известной как AVE (Alta Velocidad España) .
Текущие планы испанского правительства заключаются в завершении строительства высокоскоростной сети стандартной колеи путем строительства новых участков пути, а также модернизации и перевода на стандартную колею существующей линии вдоль побережья Средиземного моря, соединяющей порты Барселоны, Таррагоны, Валенсии, Картахены и Альмерия, чтобы связать Мадрид с Виго, Сантьяго и Ла-Коруньей в Галисии, чтобы продлить линию Мадрид-Вальядолид до Бургоса и баскских городов Бильбао и Сан. Себастьяна и Андай на французской границе, а также связать Мадрид с Лиссабоном и портом Синиш через Бадахос. Бывшие планы правительства Народной партии под руководством премьер-министра Аснара связать все столицы провинций высокоскоростной железной дорогой были отложены как нереалистичные, недоступные и противоречащие всей экономической логике, поскольку для таких проектов не будет предоставлено европейское финансирование.
После открытия сети AVE классические железные дороги с иберийской колеей потеряли значение для междугородних поездок, например, по железной дороге Мадрид-Барселона поездка между двумя городами с остановкой на каждой станции занимает более девяти часов. Благодаря высокоскоростной железнодорожной линии Мадрид-Барселона самая длинная поездка занимает всего три часа. [ 12 ] Это позволило традиционным линиям уделять больше внимания региональным и пригородным перевозкам, а также грузовым перевозкам. Некоторые линии, в том числе участок Кордова — Бобадилья классической железной дороги Кордова — Малага , полностью потеряли пассажиропоток из-за открытия AVE, обслуживающего те же направления.
Многие важные города материковой Испании по-прежнему отключены от железнодорожной сети, крупнейшим из которых является Марбелья с населением более 140 000 человек, а также Рокетас-де-Мар (население 96 800 человек), Эль-Эхидо (население 84 000 человек), Торревьеха (население 83 000 человек) и Михас . (население 82 000 человек). но связаны с системами легкорельсового транспорта или метро, например Санта-Колома-де-Граманет Другие города и муниципалитеты не входят в национальную железнодорожную сеть , в Барселоне (население 118 000 человек); Чиклана-де-ла-Фронтера , Кадис (население 83 000 человек); Торрент , Валенсия (население 83 000 человек); Гечо , Бискайя (население 78 000 человек); и Бенидорм , Аликанте (население 70 000 человек).
Начиная с режима Франко и вплоть до 1980-х годов, несколько линий испанской железнодорожной сети были закрыты. Существуют кампании за открытие прежних линий, включая повторное открытие ветки на вышеупомянутую Торревьеху от главной линии Аликанте-Мурсия; [ 13 ] бывшая линия от Гуадикса до Лорки через Базу [ 14 ] (который обеспечит прямое железнодорожное сообщение из Мурсии в Гранаду ); Пласенсия — Саламанка [ 15 ] и Гандия в Дению . [ 16 ]
С 2007 года работа грузовых линий была либерализована и открыта для частных операторов. Renfe была разделена на две компании ( Renfe , публичная компания, которая управляет грузовыми и пассажирскими линиями, и ADIF , публичная компания, которая управляет инфраструктурой для всех государственных и частных операторов).
В 2020 году пассажирские линии дальнего следования также были открыты для частных операторов. Ouigo España начала выполнять рейсы по маршруту Мадрид – Барселона в 2021 году, к ней в 2022 году присоединился Iryo .
С 1 сентября по 31 декабря 2022 года в Испании будут доступны бесплатные билеты на поезд при определенных условиях. Необходимо внести депозит от 10 до 20 евро, и эта схема доступна только для многоразовых билетов или абонементов, а не для одиночных билетов. Чтобы получить полный возврат средств, необходимо совершить 16 или более поездок на поезде между вышеупомянутыми датами. [ 17 ] Полный возврат средств возможен при пригородных поездках и поездках на средние расстояния длиной менее 300 км (186 миль). [ 8 ] Инициатива финансируется за счет налога на непредвиденные доходы для банков и энергетических компаний, которые получили прибыль от процентных ставок и цен на энергоносители. Налог будет введен в 2023 году, и, по оценкам, за два года его объем составит до 7 миллиардов евро. Деньги, полученные от налога, также будут использованы для строительства 12 000 новых домов и финансирования программ стипендий для молодежи. [ 17 ]
Высокоскоростная сеть
[ редактировать ]
Высокоскоростная железная дорога была впервые предложена в Испании в 1980-х годах, соединив Центральную Месету и Андалусию. Первая линия, соединяющая Мадрид и Севилью , была открыта в 1992 году, к выставке Seville Expo '92 . Линия была построена по стандартной колеи и повторно использовала сегменты существующей линии Мадрид-Сьюдад-Реаль. После этого было открыто сообщение с Барселоной, Валенсией, Малагой и Галисией. Длина нынешней сети составляет 3966 км. [ 18 ] самый длинный в Европе и второй по длине в мире после Китая.
В сети представлено множество услуг, которыми управляют три компании под разными брендами. Renfe предоставляет услуги под брендом AVE для высокоскоростных перевозок на дальние расстояния, AVANT для высокоскоростных перевозок на средние расстояния, а также ALVIA и Euromed для услуг со сменой колеи. Французский оператор SNCF осуществляет международные перевозки под брендом inOui и национальные услуги под Ouigo брендом low-cost . Iryo управляет несколькими высокоскоростными услугами.
Текущая сеть разделена на множество линий, которые в основном выходят за пределы Мадрида:
- Атлантический коридор, соединяющий мадридскую станцию Чамартин с большей частью северо-восточной части полуострова. Первые линии этого коридора были открыты в 2011 году. Этот коридор включает линии в Галисию, Астурию, Кастилию и Леон. В настоящее время его расширяют до Кантабрии через Паленсию и до Страны Басков через Бургос; ожидается, что оба объекта откроются к 2027 году.
- Северо-восточный коридор, который включает линию границы Мадрид-Барселона-Франция и ответвление Сарагоса-Уэска. Участок Мадрид-Сарагоса-Льейда открылся в 2003 году, а остальная часть линии открывалась поэтапно с 2006 по 2013 год, когда она достигла границы.
- Восточный коридор, соединяющий Мадрид с Валенсией и Аликанте через Куэнку и Альбасете. Впервые открылся в 2010 году, последний сегмент открылся в 2013 году.
- Средиземноморский коридор, в основном строящийся. Это часть более крупного средиземноморского коридора TEN-T , и он проходит в основном параллельно побережью Средиземного моря от порта Альхесирас до французской границы в Фигерасе. В настоящее время открыты только два участка: от Кастельо-де-ла-Плана до Валенсии со смешанной колеей и от Аликанте до Мурсии. Оставшуюся часть линии планируется открыть в несколько этапов, начиная с 2025 года.
- Кантабрийско-Средиземноморский коридор. Примерно параллельно реке Эбро, он в конечном итоге соединит Страну Басков и Кантабрию со средиземноморским побережьем, присоединившись к линии Мадрид-Барселона в Сарагосе.
- Южный коридор, включающий все линии, соединяющие Мадрид с Андалусией. Сюда входят линия Мадрид-Севилья, линия Кордова-Антекера-Малага, линия Антекера-Гранада, линия Севилья-Кадис и будущая линия Антекера-Севилья, которая соединит Малагу и Гранаду с Севильей. Сюда также входит ветка, ведущая в Толедо.
- Юго-западный коридор, все еще в основном строящийся, который в конечном итоге будет перевозить пассажиров между Мадридом, Лиссабоном и городами между ними и который возьмет на себя ответвление от Толедо в качестве отправной точки магистрали.
За исключением Средиземноморского и Кантабрийско-Средиземноморского коридоров, все линии начинаются с двух терминалов Мадрида, Аточа и Чамартин, которые соединены перекрестным туннелем.
Высокоскоростная сеть включает не только чисто высокоскоростные поезда, поскольку службы Alvia и Euromed используют подвижной состав с возможностью изменения колеи, чтобы иметь возможность добраться до пунктов назначения, не входящих в высокоскоростную сеть. Таким образом, в таких городах, как Сан-Себастьян и Бильбао в Стране Басков, Хихон и Овьедо в Астурии или Памплона в Наварре, на некоторых участках услуги высокоскоростной сети работают.
Операторы
[ редактировать ]- Renfe — государственная компания, выполняющая грузовые и пассажирские поезда длиной 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) « Иберийская колея », 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартной ширины и 1000 мм ( фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов 3 Железнодорожные сети колеи испанской национализированной инфраструктурной компании ADIF ( испанский : Administrador de Infraestructuras Ferroviarias ). Оба были сформированы в результате распада бывшего национального перевозчика Renfe (исп. Red Nacional de los Ferrocarriles Españoles , «Испанская национальная железнодорожная сеть»), а затем FEVE ( исп . Ferrocarriles Españoles de Vía Estrecha , «Узкоколейные испанские железные дороги»). ").
-
Станция Самора
-
Станция Толедо
-
Станция Аточа, Мадрид
-
Северный вокзал, Валенсия
-
Станция Лерида-Пиренеи
- Ouigo España — дочерняя компания французской компании SNCF , которая управляет пассажирскими поездами дальнего следования на высокоскоростных линиях.
- Iryo — это бренд ILSA, испано-итальянской компании, созданной Air Nostrum и Trenitalia, которая также управляет пассажирскими поездами дальнего следования на высокоскоростных линиях. Renfe, OUIGO и Iryo конкурировали на нескольких высокоскоростных линиях, принадлежащих ADIF, после либерализации пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования.
- Euskotren ( баскский : Eusko Trenbideak , испанский: Ferrocarriles Vascos , «Баскские железные дороги») управляет поездами на части узкоколейной железнодорожной сети в Стране Басков .
- FGC ( каталанский : Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya , «Каталонские государственные железные дороги») управляет несколькими несвязанными линиями в Каталонии . Он управляет 140 км (87 миль) узкоколейных , 42 км (26 миль) стандартной колеи и 89 км (55 миль) маршрутов с иберийской колеей , двумя метровой колеи зубчатыми железными дорогами и четырьмя фуникулерами .
- FGV ( валенсийский : Ferrocarrils de la Generalitat Valenciana , «Правительственные железные дороги Валенсии») управляет несколькими линиями метровой колеи в Валенсийском сообществе .
- FS (каталанский: Ferrocarril de Sóller , « Железные дороги Сольера ») управляет электрифицированной 914 мм ( 3 фута узкоколейной железной дорогой длиной ) на испанском острове Майорка между городами Пальма и Сольер .
- SFM (каталонский: Serveis Ferroviaris de Mallorca , «Железнодорожные службы Майорки») управляет линией длиной 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма ) железнодорожная сеть колеи метра на испанском острове Майорка .
- Acciona Rail Services , дочерняя компания Acciona , управляет линией грузовых перевозок угля между Астурией и провинцией Леон .
- COMSA Rail Transport , дочерняя компания COMSA , управляет грузовой линией из порта Хихон в Вальядолид .
- Continental Rail занимается доставкой материалов в ущелья высокоскоростных линий . строящихся
Линии
[ редактировать ]
Обычные линии иберийской колеи
[ редактировать ]- Железная дорога Алькасар-де-Сан-Хуан – Кадис
- Железная дорога Альхесирас-Бобадилья
- Железная дорога Барселона – Сербер
- Железная дорога Касетас – Бильбао
- Железная дорога Шиншилла-Картахена
- Железная дорога Кордова – Малага
- Железная дорога Леон – Корунья
- Железная дорога Линарес Баэса – Альмерия
- Железная дорога Мадрид-Барселона
- Мадрид-Аранда-Бургос (в основном не работает)
- Железная дорога Мадрид – Андай
- Железная дорога Мадрид-Валенсия
- Железная дорога Мадрид-Валенсия-де-Алькантара
- Железная дорога Валенсия-Сан-Висенте-де-Кальдерс
- Продажа ванных комнат – железная дорога Хихон
- железная дорога Уэльва-Севилья
Высокоскоростные линии стандартной колеи
[ редактировать ]Оперативный
[ редактировать ]- Высокоскоростная железнодорожная линия Антекера – Гранада
- Высокоскоростная железнодорожная линия Atlantic Axis
- Высокоскоростная железнодорожная линия Мадрид-Барселона
- Высокоскоростная железнодорожная линия Перпиньян-Барселона (участок Фигерес-Барселона)
- Высокоскоростная железнодорожная линия Мадрид-Астурия
- Сеть высокоскоростных железных дорог Мадрид-Леванте (Мадрид-Валенсия, Мадрид-Аликанте)
- Высокоскоростная железная дорога Мадрид-Малага
- Высокоскоростная железная дорога Мадрид-Севилья
- Высокоскоростная железнодорожная линия Мадрид-Галисия
Узкоколейные линии
[ редактировать ]В Испании существует обширная система железных дорог метровой колеи протяженностью 1250 км (780 миль) .
Системы метро / легкорельсового транспорта
[ редактировать ]

- Аликанте ( трамвай Аликанте )
- Барселона ( Барселоны метро / трамвай )
- Бильбао ( Бильбао метро / трамвай )
- Кадис ( трамвай-поезд Cádiz Bay )
- Корунья. Начал работу в 1997 году, но был демонтирован в 2011 году.
- Гранада ( метро Гранады ).
- Хаэн ( Jaén Tram ) построен в 2011 году, но не обслуживается по политическим причинам.
- Мадрид ( Мадридское метро )
- Малага ( метро Малаги )
- Мурсия ( трамвай Мурсии )
- Пальма ( метро Пальма )
- Разговор ( Разговор в трамвае )
- Санта-Крус-де-Тенерифе ( трамвай на Тенерифе )
- Сан-Себастьян ( метро Сан-Себастьян )
- Севилья ( метро / трамвай Севильи )
- Валенсия ( Метроваленсия )
- Велес-Малага ( трамвай Велес-Малага ) открыт в 2006 г., закрыт в 2012 г.
- Витория-Гастейс ( трамвай Витория-Гастейс )
- Сарагоса ( трамвай Сарагосы )
Железнодорожное сообщение с соседними странами
[ редактировать ]В Андорре нет железнодорожной системы (ближайшая станция к Андорре — французская станция Andorre-L’Hospitalet ). На британской заморской территории Гибралтар также отсутствует железнодорожная система.
Испания имеет железнодорожное сообщение с Францией и Португалией. Ни в Андорре, ни на британской заморской территории Гибралтара нет железнодорожной системы, хотя было предложено сообщение с Андоррой. [ 19 ] Марокканская железнодорожная сеть не связана ни с Пиренейским полуостровом (хотя предлагался подводный туннель ), ни с испанскими автономными городами Мелилья и Сеута (соответственно, ближайшими к марокканским станциям Бени-Ансар и Танжер -Мед).
Франция
[ редактировать ]Поезда могут пересекать границу в пунктах Ирун – Андай и Портбу – Сербер по обычной сети, а также через туннель Пертус на высокоскоростных поездах.
Перекресток Ирун-Андай находится на западной оконечности Пиренеев и имеет две железнодорожные линии, пересекающие реку Бидасоа . На магистральной линии поезда могут пересекать границу, но им приходится менять колею или пересаживать грузы или пассажиров на другие поезда. Узкоколейная линия Лезама — Андай, которой управляет компания Euskotren, действительно пересекает границу, хотя у нее есть только одна остановка на французской стороне рядом с главной железнодорожной станцией Андай. С испанской и французской стороны строится высокоскоростной железнодорожный переезд, который также позволит осуществлять грузовые перевозки без изменения колеи в рамках Баскского железнодорожного пути Y. [ 20 ]
Переход Портбу-Сербер находится на восточной оконечности границы, на побережье Средиземного моря. Поездам также требуется пересадка на станциях Портбу или Сербер, которые разделены коротким туннелем. Границу пересекают как службы SCNF TER, так и службы Renfe Regional и MD.
Туннель Пертус — единственный нынешний пограничный переход, не нарушающий колею. Он соединяет испанские и французские высокоскоростные сети, поскольку обе работают по стандартной колеи. Он осуществляет как пассажирский, так и грузовой транзит. Поезда SNCF и RENFE AVE пересекают туннель, соединяя Мадрид и Барселону с Марселем, Лионом, Парижем и промежуточными пунктами назначения. С будущим открытием высокоскоростной линии Монпелье-Перпиньян поезда смогут проходить весь маршрут по высокоскоростным путям.
был третий переезд Раньше на международной железнодорожной станции Канфранк . Линия соединяла Сарагосу с По , но была закрыта в 1970 году после обрушения моста на французской стороне границы. [ 21 ] В настоящее время со станции Канфранк ходят два поезда в день, но продолжаются исследования по возобновлению работы линии. [ 22 ]
Португалия
[ редактировать ]Поскольку и португальская, и испанская сети используют иберийскую колею , поездам не нужно менять колею, чтобы пересечь границу. В настоящее время действуют три перехода, хотя только один поезд обслуживает несколько пунктов назначения по обе стороны границы.
Переправы бывают:
- Туи – Валенса, через реку Минью. По маршруту Tren Celta в день курсируют два пассажирских поезда и два региональных поезда между Виго и Валенсой. Между Виго и Порту курсирует поезд Tren Celta, которым управляет португальский национальный перевозчик CP .
- Барка д'Альва – Ла Фуэнте де Сан-Эстебан , закрыта в 1985 году.
- Фуэнтес-де-Оньоро – Вилар Формосо, в настоящее время работает, но без пассажирских перевозок. Поезд Surexpreso , следовавший через этот переход из Парижа в Андай и Мадрид, был приостановлен в марте 2020 года.
- Валенсия-де-Алькантара – Бейра-Альта, где находился Trenhotel Lusitania вплоть до закрытия португальской части в 2012 году. [ 23 ]
- Бадахос – Элвас , в настоящее время действующий. В настоящее время по нему ходят только два региональных поезда в день, которые начинают свое движение с португальской станции Энтронкаменто и заканчивают в Бадахосе.
Два новых перехода для высокоскоростных поездов находятся на разных стадиях разработки: новый переход Виго-Порту, который соединит испанскую атлантическую ось с высокоскоростной линией Лиссабон-Порту, и новую высокоскоростную железнодорожную линию Лиссабон-Мадрид .
Были предложения построить новый южный переход через реку Гвадиана между городами Аймонте и Вила-Реаль-де-Санту-Антониу . Поезда добирались до реки по обе стороны, но переправы через реку не было. Испанская линия от Хибралеона до Аймонте была закрыта в 1987 году.
Субсидии
[ редактировать ]В 2004 году правительство Испании приняло новый стратегический план развития транспорта до 2020 года, получивший название PEIT (Стратегический план по инфраструктуре и транспорту). Это подробные железнодорожные субсидии в среднем около 9,3 миллиардов евро в год в период с 2005 по 2020 год. В 2010 году он реализовал двухлетний план по инвестированию дополнительных 11 миллиардов евро каждый год в течение двух лет в рамках финансового стимулирования в ответ на глобальный экономический спад . [ 24 ] В 2015 году федеральный бюджет железных дорог составил 5,1 миллиарда евро. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистика железнодорожного транспорта» . ine.es . 9 июля 2024 г. Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Железные дороги — Всемирная книга фактов» . www.cia.gov . Проверено 8 августа 2024 г.
- ^ «Высокоскоростная сеть» . Адиф . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Рамирес, Мария (11 октября 2023 г.). «Высокоскоростные поезда Испании не просто эффективны, они изменили жизнь людей» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Веркерсрундшау, 30 апреля 2007 г.» . Архивировано из оригинала 29 января 2019 г. Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Важные события в истории испанской инфраструктуры и железных дорог. Архивировано 4 сентября 2009 г. на сайте Wayback Machine www.fomento.es . См. также www.biada.com.
- ^ Ферротрансмадрид. Архивировано 12 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Гадхави, Жасмин (15 июля 2022 г.). «Испания объявляет о бесплатных железнодорожных перевозках с сентября до конца года» . Хранитель . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Бакалавр, Кармен (28 марта 2021 г.). «У железной дороги в Испании большое будущее, но мы должны дать ему его, сделав ставку на товары » . elDiario.es (на испанском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Дж. Л. Гарсиа Руис, «Баррейрос Дизель и развитие автомобильной промышленности в Испании» (PDF) .
- ^ Плаза, Аналия (22 февраля 2021 г.). «Какой была бы Испания, если бы 7600 километров железнодорожных путей не исчезли?» . elDiario.es (на испанском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Расписания PDF — Renfe.com» . Ренфе . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «Железная дорога Торревьехи продолжается» . www.theleader.info . 15 мая 2019 г.
- ^ «Сосредоточиться на Базе, чтобы запросить поезд между Андалусией и Мурсией и бороться с опустевшей Испанией» . Гранада сегодня (на испанском языке). 31 декабря 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Правительство Эстремадуры теперь требует вновь открыть безрельсовую железнодорожную линию от Пласенсии до Саламанки» . Газета Саламанки . 9 апреля 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Вся компания Marina Alta согласовывает станцию поезда Дения-Гандия, которая находится в Ла-Харе» . Ла Марина Плаза (на испанском языке). 12 марта 2020 г. Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фрост, Рози (1 сентября 2022 г.). «Испания вводит бесплатные билеты на поезд всю осень благодаря налогу на непредвиденные доходы» . Евроньюс . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Высокоскоростная сеть» .
{{cite web}}
:|first=
отсутствующий|last=
( помощь ) - ^ Валира, The (2 августа 2022 г.). «Предложение соединить Андорру и Барселону поездом за два с половиной часа» . Ла Валира (на каталонском языке) . Проверено 2 сентября 2024 г.
- ^ «Баскская сеть высокоскоростных железных дорог» . Железнодорожная техника . Проверено 2 сентября 2024 г.
- ^ «27 марта 1970 года: несчастный случай» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 года.
- ^ «Проект – Открытие международной железнодорожной линии По-Канфранк-Сарагоса» . Keep.eu. Проверено 2 сентября 2024 г.
- ^ «Протесты против закрытия филиала в Касересе» . www.cmjornal.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 2 сентября 2024 г.
- ^ «Глобальная конкурентоспособность железнодорожной и транзитной отрасли стр. 20-21» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2013 г. Проверено 03 января 2016 г.
- ^ «Испанские железные дороги борются с потерей прибыли за счет увеличения инвестиций» . 17 сентября 2015 года . Проверено 10 марта 2016 г.