Яномами
![]() Женщина Yanomami и ее ребенок, июнь 1997 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 35,339 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 16,069 (2009) |
![]() | 19,420 (2011) |
Языки | |
Яномаманские языки | |
Религия | |
Шаманизм |
Yanomami на , также написанный Yąnomamö или Yanomama , представляют собой группу из примерно 35 000 коренных народов , которые живут в около 200–250 деревнях в тропическом лесу Амазонки границе между Венесуэлой и Бразилии .
Этимология
[ редактировать ]Этноним . yanomami был произведен антропологами на основе слова Yanõmami , которое, по выражению Янхами Тхпе , означает «люди» Это выражение противоречит категориям Yaro (Game Animals) и YAI (невидимым или безымянным существам), а также NAPE (враг, незнакомец, неиндийский). [ 1 ]
По словам этнолога Жака Лизота :
Yanomami -это самоотделение индейцев ... этот термин относится к сообществам, распространяемым на юге Ориноко, [тогда как] вариант Яномави используется для обозначения сообществ к северу от Ориноко. Термин Sanumá соответствует диалекту, зарезервированному для культурной подгруппы, которая сильно влияет соседние народ Ye'kuana . Другие конфессии, применяемые к Яномами, включают Вайку или Вайку, Гуаку, Шириана , Ширишану , Гуахарибо или Гуаджарибо, Яноама , Нинам и Ксаматари или Шаматари . [ 3 ]
Yanomamö и Yanomama - это варианты написания. Сторонники работы над племенем антрополога Наполеона Чагнона обычно используют Yanomamö , в то время как те, кто выступает против его работы или нейтраль, обычно используют Yanomamam или Yanomama . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Первый отчет Yanomami - с 1654 года, когда испанская экспедиция при Аполинаре Диас де ла Фуэнте посетила некоторых людей -югуаны, живущих на реке Падамо . Диас написал:
Благодаря индийству Ураманави я спросил вождя Йони, проходил ли он Ориноко к его верховьям; Он ответил да, и что он пошел, чтобы вести войну против индейцев Гуахарибо [Яномами], которые были очень смелыми ... и которые не будут дружить с какими -либо индейцами. [ 5 ]
Примерно с 1630 по 1720 год другие коренные общества, основанные на реке, которые жили в том же регионе, были уничтожены или уменьшены в результате экспедиций по охоте на раб, конкистадоров и бандирантов . [ 6 ] Как это повлияло на яномами, неизвестно. Постоянный контакт с внешним миром начался в 1950 -х годах с прибытия членов миссии «Новые племена» [ 7 ] а также католические миссионеры из общества Иисуса и Салезианцев Дона Боско . [ 8 ]
В Roraima 1970 -е годы были разработаны проекты развития в рамках «Национального плана интеграции», запущенного бразильскими военными правительствами того времени. Это означало открытие дороги Периметра (1973–76) и различных программ колонизации на земле, традиционно занимаемой Яномами. За тот же период проект Amazonian Resources Survey Radam (1975) обнаружил важные месторождения полезных ископаемых в регионе. Это вызвало прогрессивное движение золотых разведчиков, которое после 1987 года приняла форму настоящей золотой лихорадки . Сотни тайных взлетно -посадочных полос были открыты золотыми шахтерами в основных притоках реки Бранко в период с 1987 по 1990 год. Число золотых шахтеров в районе Яномами в Рорайме было оценено в 30-40 тысяч, примерно в пять раз больше, чем житель коренного населения там Полем Несмотря на то, что интенсивность этой золотой лихорадки сильно утихла с 1990 года, поиск золота продолжается сегодня на земле Яномами, распространяя насилие, серьезные здоровья и социальные проблемы. [ 1 ]
Повышение давления со стороны фермеров, ранчо скотоводства и золотых шахтеров, а также тех, кто заинтересован в обеспечении бразильской границы путем строительства дорог и военных баз в рамках сообществ Яномами, привел к кампании по защите прав Яномами на жизнь в защищенном районе. В 1978 году была создана Комиссия про-яномами (CCPY). Первоначально названа Комиссией по созданию парка Яномами, это бразильская неправительственная некоммерческая организация, занимающаяся защитой территориальных, культурных и гражданских и политических прав Яномами. CCPY посвятил себя долгой национальной и международной кампании по информированию и повышению общественного мнения и оказала давление на правительство Бразилии, чтобы разграничить область, соответствующую потребностям Яномами. Через 13 лет земля коренных народов Яномами была официально разграничена в 1991 году и одобрена и зарегистрирована в 1992 году, что гарантировало, что коренные народы имели конституционное право на исключительное использование почти 96 650 квадратных километров (37 320 кв. Рорайма и Амазонас . [ 9 ]
Биосферный заповедник Alto Orinoco-Casiquiare был создан в 1993 году с целью сохранения традиционной территории и образа жизни народов Яномами и Йекуаны . [ 10 ] Однако в то время как Конституция Венесуэлы признает права коренных народов на их происхождение , немногие получили официальное право собственности на свои территории, и правительство объявило, что откроет большую часть тропического леса Амазонки для юридической добычи. [ 11 ]
Организация
[ редактировать ]
Яномами не признают себя объединенной группой, а скорее как люди, связанные с их политически автономными деревнями. Сообщества Yanomami сгруппированы вместе, потому что они имеют схожие возрасты и родство, а милитаристские коалиции переплетают общины. Yanomami имеют общие исторические связи с ораторами Кариба , которые проживали недалеко от реки Ориноко и переехали в высокогорье Бразилии и Венесуэлы, место, которое в настоящее время занимает Яномами. [ 12 ]
Зрелые люди имеют большинство политических и религиозных властей. Тюксава (глава ) выступает в роли лидера каждой деревни, но ни один лидер не руководит всеми теми, которые классифицируются как Яномами. Директора получают политическую власть, демонстрируя навыки в урегулировании споров как в деревне, так и с соседними общинами. Консенсус зрелых мужчин обычно требуется для действий, которые связаны с сообществом, но люди не обязаны участвовать. [ 13 ] Местные группы спуска также играют важную роль в регулировании браков и урегулировании споров в деревнях.
Домашняя жизнь
[ редактировать ]
Группы Yanomami живут в деревнях, обычно состоящих из их детей и расширенных семей. Деревни различаются по размеру, но обычно содержат от 50 до 400 человек. В этой в значительной степени коммунальная система вся деревня живет под общей крышей под названием Shabono . Шабонос имеет характерную овальную форму, с открытыми основаниями в центре, измеряющих в среднем 100 ярдов (91 м). Укрытие Shabono укреплено представляет собой периметр деревни, если оно не было палисадами .
Под крышей существуют подразделения, отмеченные только вспомогательными постами, разделяющими отдельные дома и пространства. Шабонос построена из сырья из окружающего тропического леса, таких как листья, виноградные лозы и стволы деревьев. Они подвержены сильным повреждениям от дождей, ветров и заражения насекомыми . В результате новые шабонос строится каждые 4-6 лет.
Яномами может быть классифицирован как кормодобывающие садоводства, в зависимости от тропических лесов ресурсов ; Они используют садоводство . , растущие бананы , собирают фрукты, охотятся на животных и рыбу Пороты составляют до 75% калорий в рационе Яномами. Белок поставляется дикими ресурсами, полученными посредством сбора, охоты и рыбалки. Когда почва становится истощенной, Яномами часто движется, чтобы избежать областей, которые стали чрезмерно использоваться, практика, известная как изменение культивирования . [ 14 ]

Дети остаются рядом со своими матерями в молодости; Большая часть воспитания детей делается женщинами. Группы Yanomami являются известным примером из примерно пятидесяти задокументированных обществ, которые открыто принимают полиандрию , [ 15 ] Хотя полигиния среди амазонских племен также наблюдалось. [ Цитация необходима ] Многие профсоюзы моногамны. Полигамные семьи состоят из большого патрифокального семейного подразделения, основанного на одном мужчине, и меньших матрифокальных подсемейств: семейного подразделения каждой женщины, состоящей из женщины и ее детей. Жизнь в деревне сосредоточена вокруг небольшого, матрилокального семейного подразделения, в то время как более крупное патрилокальное подразделение имеет более политическое значение за пределами деревни.
Говорят, что мужчины Yanomami совершают значительные интервалы службы невесты, проживающие со своими родственниками, и левират или соратный брак . в случае смерти супруга может практиковаться [ 13 ] Группы родственников, как правило, локализованы в деревнях, и их генеалогическая глубина довольно мелкая. Родство имеет решающее значение для договоренности брака, и между родственными группами, которые обмениваются женщинами, развиваются очень прочные связи. Их система родства может быть описана с точки зрения ирокезной классификационной схемы . Цитируя антрополога Наполеона Чаньона , «Одним словом все в обществе Яномамо называют каким -то родственным термином, который можно перевести в то, что мы бы назвали кровными родственниками». [ 16 ]

Яномами известны как охотники, рыбаки и садоводства. Женщины культивируют кулинарные бананы и маниоку в садах в качестве основных культур. Мужчины делают тяжелую работу по очистке лесов для садов. Другим источником пищи для yanomami является личины . [ 17 ] Часто Yanomami вырубают ладони, чтобы облегчить рост личинок. Традиционная диета Yanomami очень низкая в съедобной соли. Их артериальное давление характерно среди самой низкой из любой демографической группы. [ 18 ] По этой причине Yanomami были предметом исследований, стремящихся связать гипертонию с потреблением натрия . [ Цитация необходима ]
Ритуалы являются очень важной частью культуры Yanomami. Яномами празднует хороший урожай с большим праздником, к которому приглашаются близлежащие деревни. Члены деревни Яномами собирают большое количество еды, что помогает поддерживать хорошие отношения со своими соседями. Они также украшают свои тела перьями и цветами. Во время праздника яномами много едят, а женщины танцуют и поют поздно вечером. [ Цитация необходима ]
Галлюциногены или энтеогены , известные как якоана или Эбена , используются Яномами Шаманы в качестве часть исцеляющих ритуалов для членов общины, которые больны. Якоана также относится к дереву, из которого оно происходит, Вирола Элонгата . Йопо , полученный из другого растения с галлюциногенными эффектами ( Anadenanthera Peregrina ), обычно выращивается в саду шаманом. Ксаматари также смешивает порошкообразную кору виролы Элонгаты с порошкообразными семенами Йопо для создания лекарственного средства Эбена . Препараты облегчают общение с Хекурой , духами, которые, как полагают, управляют многими аспектами физического мира. Женщины не участвуют в этой практике, известной как Шапури . [ 19 ]
Люди Яномами практикуют ритуальный эндоканизм , в котором они потребляют кости умерших родственников. [ 20 ] Тело обернуто в листья и помещено в лес на некотором расстоянии от Шабоно; Затем после того, как насекомые употребляют мягкие ткани (обычно от 30 до 45 дней), кости собирают и кремируются . Затем пепел смешивается с своего рода супом из бананов, который потребляется всем сообществом. Пепел может быть сохранен в тыкве , а ритуал повторяется ежегодно, пока пепел не исчезнет. Все личные вещи мертвых также сожжены, потому что считается, что они могут содержать некоторых злых духов. [ 21 ] В ежедневном разговоре не может быть сделано никаких ссылок на мертвого человека, кроме как в ежегодный «День памяти», когда поглощается пеплу мертвых, и люди вспоминают жизнь своих умерших родственников. Эта традиция предназначена для укрепления народа yanomami и поддерживать дух этого человека в живых. Инфантика также отмечается среди Яномами по причинам инвалидности, прелюбодеяния и изнасилования. [ 22 ]
Женщины несут ответственность за многие домашние обязанности и обязанности по дому, за исключением охоты игры и убийства для еды. Хотя женщины не охотятся, они работают в садах и собирают фрукты, клубни , орехи и другие дикие продукты. Садовые участки разделены на семью и выращивают бананы , бананы, сахарный тростник , манго , сладкий картофель , папайы , маниоку , кукурузу и другие культуры . [ 23 ] Женщины йаномами выращивают, пока сады больше не станут плодородными, а затем перемещают свои сюжеты. Ожидается, что женщины будут нести от 70 до 80 фунтов (от 32 до 36 кг) культур на спине во время сбора урожая, используя коры и тканые корзины . [ 24 ]
По утрам, когда мужчины не охотятся, женщины и маленькие дети отправляются в поисках гнезда термитов и других личинок, которые впоследствии будут жарены на очагах семьи. Женщины также преследуют лягушек , наземных крабов или гусениц , или даже ищут виноградные лозы, которые можно вплетать в корзины. В то время как некоторые женщины собирают эти небольшие источники еды, другие женщины уходят и рыбу в течение нескольких часов в течение дня. [ 25 ] Женщины также готовит маниоку , измельчая корни и выражая токсичный сок , затем жарить муку, чтобы сделать плоские пирожные (известные по -испански как казабе ), которые они готовят на небольшой куче угля. [ 26 ]
Ожидается, что женщины Yanomami возьмут на себя ответственность за детей, которые, как ожидается, помогут своим матерям с домашними делами с самого раннего возраста, а матери очень полагаются на помощь своих дочерей. Мальчики, как правило, становятся обязанностью мужчин -членов сообщества примерно после 8 лет.
Используя небольшие струны коры и корней , женщины Yanomami плетения и украшают корзины. Они используют эти корзины для переноски растений, культур и пищи, чтобы вернуть в Шабоно . [ 24 ] Они используют красную ягоду, известную как Оното или Уруку, чтобы окрасить корзины, а также нарисовать свои тела и покрасить их поясничные ткани. [ 25 ] После того, как корзины окрашены, они дополнительно украшены пигментом по угляму. [ 27 ]
Женское половое созревание и менструация
[ редактировать ]Начало менструации символизирует начало женственности . Девочки обычно начинают менструацию в возрасте от 12 до 13 лет. [ 28 ] [ 29 ] Девочек часто обручено до менархе , и брак может быть завершен только после того, как девушка начинает менструации, хотя табу часто нарушается, а многие девушки становятся сексуально активными до этого. [ 28 ] [ Лучший источник необходим ] Слово Yanomami для менструации ( ROO ) буквально переводится как «приседание» на английском языке, поскольку они не используют прокладки или ткани для поглощения крови. Из-за убеждения, что менструальная кровь ядовита и опасна, девушек скрыты на маленьком палаточном экране листьев. Глубокая дыра построена в структуре, над которой девочки сидят, чтобы «избавиться» от своей крови. Эти структуры рассматриваются как экраны изоляции. [ 30 ]

Мать . немедленно уведомляется, и она, наряду с старшими подругами девушки, несет ответственность за утилизацию ее старой хлопковой одежды и замены их новыми, которые символизируют ее женственность и доступность для брака [ 30 ] В течение недели этого первого менструального периода девушке питается палкой, потому что ей запрещено какое -либо направление. Находясь в заключении, она должна шептать во время разговора, и она может говорить только о закрытии родственников, таких как сестры или ее мать, но никогда с мужчиной. [ 20 ]
До времени менструации девочки рассматриваются как к детям и несут ответственность только за помощь их матерям в домашней работе. Когда они приближаются к эпоху менструации, их ищут мужчины как потенциальных жен . Половое созревание не рассматривается как важный период времени для детей -яномами, как и для женщин. После менструации впервые девочки должны покинуть детство, войти в зрелое возраст и взять на себя обязанности взрослой женщины Яномами. После того, как молодая девушка получает свой период, ей запрещено показывать свои гениталии , и она должна держать себя набедренной повязкой . [ 20 ]
Менструальный цикл женщин Яномами часто встречается из-за постоянного ухода за больными или детьми, и в настоящее время рассматривается как очень значительное явление. [ 31 ] [ Лучший источник необходим ]
Язык
[ редактировать ]Яномаманские языки включают четыре основных сорта: Нинам , Санума , Вайка и Яномамё . Существуют также много местных вариаций и диалектов, так что люди из разных деревень не всегда могут понять друг друга. Многие лингвисты считают, что семейство Яномамана является языковой изолятом , не связанной с другими южноамериканскими языками коренных народов, в то время как другие считают, что язык Яномами является частью группы макро-джа. [ 21 ] Происхождение языка неясно.
Насилие
[ редактировать ]
В ранних антропологических исследованиях культура Яномами была описана как пронизанная насилием. У народ Яномами есть история жестоко действует не только по отношению к другим племенам, но и к друг другу. [ 32 ] [ 33 ]
Влиятельная этнография антрополога Наполеона Чагнона описала Яномами как живую в «состоянии хронической войны». [ 17 ] Рассказ Ченона и подобные описания Яномами изображали их как агрессивные и воинственные, вызвав споры среди антропологов и создавая огромный интерес к Яномаму. Дискуссия была сосредоточена на степени насилия в обществе Яномами, и вопрос о том, были ли насилие и войну лучше всего объяснить как неотъемлемая часть культуры Яномами, или, скорее, как ответ на конкретные исторические ситуации. Письмо в 1985 году, антрополог Жак Лизот , который жил среди Яномами более двадцати лет, заявил:
Я хотел бы, чтобы моя книга помогла пересмотреть преувеличенное представление, которое было дано на насилие Yanomami. Яномами - воины; Они могут быть жестокими и жестокими, но они также могут быть деликатными, чувствительными и любящими. Насилие только спорадическое; Это никогда не доминирует в общественной жизни в течение какого -то времени, и долгие мирные моменты могут разделить два взрыва. Когда кто -то знаком с обществами североамериканских равнин или обществами Чако в Южной Америке, нельзя сказать, что культура Yanomami организована вокруг войны, как это делает Чагнон. [ 19 ]
Антропологи, работающие в традиции экологов, таких как Марвин Харрис , утверждали, что культура насилия развивалась среди яномами посредством конкуренции в результате отсутствия питательных ресурсов на их территории. [ 34 ] [ 35 ] Тем не менее, исследование 1995 года «война Яномами» Р. Брайана Фергюсона изучило все документированные случаи войны среди Яномами и заключил:
Хотя некоторые Yanomami действительно участвовали в интенсивной войне и других видах кровавого конфликта, это насилие не является выражением самой культуры Yanomami. Это, скорее, продукт конкретных исторических ситуаций: Яномами вступает в войну не потому, что западная культура отсутствует, а потому, что она присутствует и присутствует в определенных конкретных формах. Вся война Yanomami , о которой мы знаем, происходит в рамках того, что мы с Нилом Уайтхедом называют «племенной зоной», обширной областью, находящейся за пределами государственного административного контроля, населенного нестатурными людьми, которые должны реагировать на дальние последствия присутствия государства. [ 36 ]
Фергюсон подчеркивает идею, которая вопреки описанию Яномами Чаньона, как это не зависело от западной культуры, Яномами испытал последствия колонизации задолго до того, как их территория стала доступной для западных людей в 1950 -х годах, и что они приобрели много влияний и материалов от западной культуры через Торговые сети намного раньше. [ 32 ]
Лоуренс Кили поставил под сомнение анализ Фергюсона, написав, что характер и скорость изменений, вызванных контактом с цивилизацией, недостаточно понятны, и что болезни, торговые предметы, оружие и движения населения, вероятно, все существовали в качестве возможных участников войны перед цивилизацией. [ 37 ]

Насилие является одной из основных причин смерти Яномами. До половины всех мужчин Yanomami умирают насильственные смерти в постоянном конфликте между соседними общинами из -за местных ресурсов. Часто эти конфронтации приводят к тому, что Яномами покидают свои деревни в поисках новых. [ 30 ] Женщины часто являются жертвами физического насилия и гнева. Межвизиционная война распространена, но не слишком часто влияет на женщин. Когда племена yanomami сражаются и совершают набег на близлежащие племена, женщин часто изнасилованы , избивают и возвращают в Шабоно , чтобы быть усыновленными в сообщество похитителя. Жены могут быть часто избиты, чтобы держать их послушными и верными своим мужьям. [ 32 ] Сексуальная ревность вызывает большую часть насилия. [ 31 ] Женщины избивают клубами, палками, мачете и другими тупыми или острыми предметами. Сжигание с брендингом часто встречается и символизирует силу или доминирование мужчины над его женой. [ 20 ]
Известно, что мужчины Yanomami убивают детей во время набега вражеских деревень. [ 38 ] Хелена Валеро , бразильская женщина, похищенная воинами Яномами в 1930 -х годах, стала свидетелем рейда Караветари на ее племя:
Они убили так много. Я плакал из -за страха и от жалости, но я ничего не мог сделать. Они выхватили детей от своих матерей, чтобы убить их, в то время как остальные крепко держали матерей за руки и запястья, когда они встали на линии. Все женщины плакали ... мужчины начали убивать детей; Малыша, большие, они убили многих из них. [ 38 ]
После увеличения угроз и нападений на неопределенных Яномами, члена парламента Джоения Вапичана , Дарио Копенава Яномами и некоторых других бразильских лидеров коренных народов встретились с Мишель Баххелет , Верховным комиссаром Объединенных Наций по правам человека , чтобы оценить невозможности правительства защитить их конституционные права. 13 сентября 2021 года в своем докладе в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций Мишель Бачелет заявила, что она «была« встревожена недавними нападениями на членов Яномами и Мундуруку , «в Бразилии», «нелегальными шахтерами в Амазонке». [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Противоречия
[ редактировать ]Золото было обнаружено на территории Яномами в начале 1970 -х годов, а в результате приток шахтеров принес болезнь, алкоголизм и насилие. Культура Yanomami была подвержена суровому исчезновению.
В середине 1970-х годов Garimpeiros (небольшие независимые золотые диггеры) начали войти в страну Яномами. Там, где обосновались эти Garimpeiros , они убили членов племени Yanomami в конфликте над землей. Кроме того, методы добычи от Garimpeiros привели к деградации окружающей среды . Несмотря на существование Funai , федеральное агентство, представляющее права и интересы населения коренных народов, Yanomami получила небольшую защиту от правительства от этих навязчивых сил. В некоторых случаях правительство может быть названо поддержкой проникновения в горнодобывающие компании в земли Яномами. В 1978 году военизированное правительство под давлением антропологов и международного сообщества приняло план, который разграничил землю для Яномами. Эти резервы, однако, были небольшими «островными» участками земли, не имеющими внимания к образу жизни Яномами, торговых сетям и тропам, с границами, которые определялись исключительно концентрацией месторождений минералов. [ 42 ] В 1990 году более 40 000 Garimpeiros вошли в землю Яномами. [ 43 ] В 1992 году правительство Бразилии, возглавляемое Fernando Collor de Mello , разграничило район Яномами коренного населения по рекомендациям бразильских антропологов и Survival International , кампании, которая началась в начале 1970 -х годов. Не-яномами люди продолжают входить в землю; Бразильские и венесуэльские правительства не имеют адекватных программ по обеспечению соблюдения для предотвращения въезда посторонних. [ 44 ]
Этические споры возникли в отношении кровь Яномами, взятой для изучения учеными, такими как Наполеон Чаньон и его партнер Джеймс Нил . Хотя религиозная традиция Yanomami запрещает сохранению какой -либо телесной материи после смерти этого человека, доноров не были предупреждены, что образцы крови будут храниться на неопределенный срок для экспериментов. Несколько выдающихся делегаций Yanomami отправили письма ученым, которые их изучают, требуя возвращения их образцов крови. По состоянию на июнь 2010 года эти образцы находились в процессе удаления с хранения для доставки в Амазонку, в ожидании решения о том, к кому их доставить и как предотвратить какие -либо потенциальные риски для здоровья при этом. [ 45 ] В 2015 году образцы крови были возвращены и похоронены Яномами. [ 46 ]
В 2000 году Патрик Тирни опубликовал тьму в Эльдорадо , обвиняя, что антропологи неоднократно причиняли вред, а в некоторых случаях - смерти - членам яномами, которых они изучали в 1960 -х годах. [ 47 ] Это начало горячие дебаты. Было установлено, что утверждения книги в значительной степени сфабрикованы Тирни, а Американская антропологическая ассоциация в конце проголосовала 846 по 338 в 2005 году, чтобы отменить отчет 2002 года о обвинениях в неправомерных действиях учеными, изучающими народ Яномами. [ 48 ] В 2010 году бразильский режиссер Хосе Падилха вернул к себе тьму в споре Эльдорадо в своих документальных секретах племени .
Снижение населения
[ редактировать ]С 1987 по 1990 год население Яномами было серьезно затронуло малярией , отравлением ртути , недоеданием и насилием из -за притока Garimpeiros , ищущих золото на их территории. [ 49 ] Малярия, которая впервые была введена в популяции Яномами золотыми шахтерами в течение 1980 -х годов, в настоящее время часто бывает в популяциях Яномами. [ 50 ] Без защиты правительства популяции Яномами отказались, когда шахтерам было разрешено часто входить на территорию Яномами в течение этого 3-летнего периода. [ 51 ]
В 1987 году Funai президент Ромеро Джука отрицал, что резкое увеличение смерти Yanomami произошло из -за Garimpeiro вторжений , а Хосе Сарни , тогдашний президент Бразилии, также поддержал экономическое предприятие Garimpeiros по поводу права на землю Яномами. [ 52 ] Алсида Рита Рамос, антрополог, который тесно сотрудничал с Яномами, говорит, что этот трехлетний период «привел к обвинениям против Бразилии за геноцид». [ 53 ]
Массовые убийства
[ редактировать ]Резня Хамсу, также известная как резня Яномами, была вооруженным конфликтом в 1993 году, недалеко от Хакси, Бразилия, недалеко от границы с Венесуэлой. Группа Garimpeiros убила приблизительно 16 Yanomami. В свою очередь, воины Яномами убили по меньшей мере два гаримпироса и ранены еще два.
В июле 2012 года правительство Венесуэлы расследовало еще одну предполагаемую резню. Согласно организациям Yanomami, на деревню восьмидесяти человек был атакован вертолет, и единственными известными выжившими в деревне были трое мужчин, которые оказались в охоте, когда произошла атака. [ 54 ] Однако в сентябре 2012 года Survival International , который поддерживал Yanomami в этом утверждении, отказался от их поддержки, заключив, что отчет был ложным после того, как журналисты, доставленные в этот район предполагаемая резня. [ 55 ]
COVID-19 пандемия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел должен быть обновлен . ( Декабрь 2021 г. ) |
3 апреля 2020 года, во время Pandemic Covid-19 , 15-летнего мальчика Яномами из района реки Урарикоэра , у которого был Covid-19 и был госпитализирован в отдел интенсивной терапии в больнице Roraima General в Boa Vista , перед Умирая 10 апреля. [ 56 ]
По данным бразильского министерства здравоохранения , это была первая подтвержденная смерть Яномами и третья смерть из-за Covid-19 в коренном племени, и вызвала опасения по поводу воздействия вируса на коренных народов Бразилии. [ 57 ] Сообщалось, что десять детей Yanomami умерли от Covid-19 в январе 2021 года. [ 58 ]
2023 Национальный указ о чрезвычайных ситуациях
[ редактировать ]В 2023 году президент Луис Инасио Лула да Силва обвинил правительство в своем предшественнике Джере Болсонаро в совершении геноцида против Яномами, сославшись на широко распространенное голодание и загрязнение водоснабжения шахтерами, чья незаконная деятельность была неожиданностью при Болосоне. [ 59 ] Бразилии Министерство здравоохранения объявило о чрезвычайной ситуации национальной чрезвычайной ситуации после сообщений о смерти среди детей Яномами из -за недоедания и подверженности заболеваниям. [ 60 ]
В январе 2023 года министр здравоохранения коренных народов Weibe Tailba сравнил условия Yanomami с условиями «концентрационного лагеря». Tailba заявила, что 20 000 незаконных золотых шахтеров загрязняли местное водоснабжение и рыбу внутри и были ответственны за причинение отравления ртути . [ 61 ]
Группы, работающие на yanomami
[ редактировать ]Дэвид Гуд, сын Яримы и ее муж Антрополог Кеннет Гуд , создал хороший проект, чтобы помочь поддержать будущее народа Яномами. [ 62 ] [ 63 ]
Британская неправительственная организация Survival International создала глобальные кампании по повышению осведомленности о положении прав человека народа Яномами. [ 64 ]
США Всемирного фонда дикой природы финансировал музыкальный фонд В 1988 году Питер Роуз и Энн Конлон (WWF) , чтобы передать то, что происходит с людьми и их природной средой в тропических лесах Амазонки . [ 65 ] Он рассказывает о племенах Яномами/племен, живущих в Амазонке и исполняли многие драматические группы по всему миру. [ 66 ]
Немецкая неправительственная организация Yanomami-Hilfe EV строит медицинские станции и школы для Yanomami в Венесуэле и Бразилии. [ 67 ] Основатель Рюдигер Неберг пересек Атлантический океан в 1987 году на педало и вместе с Кристиной Хаверкамп в 1992 году на самодельном бамбуковом плоте, чтобы привлечь внимание к продолжающемуся угнетению народа Яномами. [ 68 ] [ 69 ]
Яномами из бразильского базирующегося сформировала свою собственную местную организацию Hutukara AssociaCão Yanomami и сопровождающий веб-сайт. [ 70 ]
Комиссия Pro-Yanomami (CCPY)
[ редактировать ]CCPY (ранее Комиссия по созданию парка Яномами ) - бразильская НПО, ориентированная на улучшение здравоохранения и образования для Яномами. [ 71 ] Основанный в 1978 году фотографом Клаудией Андуджаром , антропологом Брюсом Альбертом и католическим миссионером Карло Заккини, CCPY посвятил себя защите территориальных прав Яномами и сохранения культуры Яномами. CCPY начал международную кампанию по публикации разрушительных последствий вторжения Garimpeiro и способствовала политическому движению для обозначения области вдоль границы с Бразильской венесуэлой в качестве коренного района Яномами. [ 72 ] Эта кампания в конечном итоге была успешной. [ 73 ]
Following demarcation of the Yanomami Indigenous Area in 1992, CCPY's health programs, in conjunction with the now-defunct NGO URIHI (Yanomami for "forest"), succeeded in reducing the incidence of malaria among the Brazilian Yanomami by educating Yanomami community health agents in how диагностировать и лечить малярию. В период с 1998 по 2001 год заболеваемость малярией среди бразильских индейцев Яномами снизилась на 45%. [ 74 ] [ 75 ]
В 2000 году CCPY спонсировала проект по развитию рынка фруктовых деревьев, выращенных Yanomami. Этот проект был направлен на то, чтобы помочь Yanomami, когда они переходят к все более сидячий образ жизни из -за экологического и политического давления. [ 76 ] В отдельном предприятии CCPY, согласно запросу лидеров Yanomami, создала школы Yanomami, которые преподают португальцы, стремясь помочь Yanomami в их навигации по бразильской политике и международной аренам в их борьбе за защиту прав на землю. Кроме того, эти деревенские школы преподают Yanomami о бразильском обществе, включая денежное использование, хорошее производство, [ нужно разъяснения ] и ведение записей. [ 52 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Репутация Яномами в отношении насилия была драматизирована в Руггеро Деодато спорном фильме «Каннибал Холокост» , в котором туземцы, по -видимому, практиковали эндоканизм и участвовали в племенной войне против соседнего племени Якумо . [ 77 ] [ 78 ]
- Питер Роуз и Энн Конлон , Яномамо , [ 79 ] Музыкальное развлечение, опубликованное Джозефом Вайнбергером, Лондон (1983) [ 80 ]
- Христианский фильм 2008 года Yai Wanonabälewä: Вражеский Бог представлял один из Яномами в рассказе истории и культуры его народа. [ 81 ]
- В 1979 году чилийский видео исполнитель Дауни выпустил смех Хуан [ 82 ] 27-минутный документальный фильм о его двухмесячных остался в Амазонке с Яномами.
- Иллюзионист Дэвид Блейн показал Yanomami в своем телевидении 1997 года Magic Man . [ 83 ]
- В 2021 году «Последний лес» [ 84 ] Режиссер Луис Болоннесси показывает Yanomami в документальном фильме/драме, изображая их образ жизни и борьбу с золотыми разведчиками. В частности, активист коренного населения Дэви Копенава Яномами .
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в «Яномами - коренные народы в Бразилии» . pib.sociobiental.org . Архивировано с оригинала 19 июня 2018 года.
- ^ Создан, Мигель Ангель (29 октября 2014 г.). «Яномами идет на войну с незнакомцами в обмен на женщин, говорит исследователь» [Яномами идет на войну с незнакомцами в обмен на женщин, говорит исследователь]. Международный (на бразильском португальском языке). Архивировано с оригинала 8 марта 2016 года.
- ^ Жак Лизот, Дикионарио Яномами-Эсканол, Центральный университет Венесуэлы, факультет социальной и научной экономики, Каракас, 1975.
- ^ Икин, Эмили (2013-02-17). "Кто настоящие дикаря?" Полем Журнал New York Times . п. 32. ISSN 0362-4331 . Получено 2024-07-03 .
- ^ Франциско Мишелена Y Rojas, Официальное исследование, Нелли Арвело-Джиминез и Горасио Биорд Кастильо, ред., 1989. Iquitos, Peru: iiap-ceta; стр. 171–172.
- ^ Джон Хемминг, красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1978.
- ^ Ричи, Марк Эндрю. Дух тропического леса: история Яномамо Шамана. ISBN 0-9646952-3-5
- ^ Smiljanic, Maria Inês (January 2002). "Os enviados de Dom Bosco entre os Masiripiwëiteri. O impacto missionário sobre o sistema social e cultural dos Yanomami ocidentais (Amazonas, Brasil.)". Journal de la Société des Américanistes. 2002 (88): 137–158. doi:10.4000/jsa.2763. S2CID 161453622.
- ^ "CCPY - Pro -anomami Commission" . Proyanomami.org.br (на бразильском португальском). Бразилиа . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года.
- ^ «Справочник по биосферным запасам ЮНЕСКО - . ЮНЕСКО . Венесуэла . Архивировано из оригинала 9 марта 2007 года . Получено 2017-04-02 .
- ^ «Венесуэльские племена протестуют против насильственных банд добычи» . Survivalinternational.org . 18 июня 2015 года. Архивировано с оригинала 1 декабря 2023 года.
- ^ Рано, Джон (2000). Xilixana Yanomami Amazon: история, социальная структура и динамика населения . Гейнсвилл, Флорида: Университетская издательство Флориды. п. 4
- ^ Jump up to: а беременный Хеймс, Биерле, Рэймонд Б., Джон. «Краткое изложение культуры: яноама» . Нью -Хейвен, Коннектикут . Получено 10 декабря 2013 года .
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хеймс, РБ; Beierle, J. (1995). Краткое изложение культуры: Яноама . Нью -Хейвен, Коннектикут: Файлы области отношений с людьми. п. 3
- ^ Starkweather and Hames, 2012
- ^ Chagnon, NA (1967). Яномамо война, социальная организация и брачные альянсы . Энн Арбор, Мичиган: Университетские микрофильмы.
- ^ Jump up to: а беременный Ya̦nomamö: Жесткий народ (Chagnon 1968; Chagnon 1977; Chagnon 1983; Chagnon 1992; Chagnon 1998; Chagnon 2012)
- ^ «Индейцы yanomami в интерсальтовом исследовании» (по состоянию на 14 января 2007 г.)
- ^ Jump up to: а беременный Лизот, Жак. 1985. Сказки о Яномами: повседневная жизнь в Венесуэльском лесу , Кембриджские исследования по социальной антропологии, издательство Кембриджского университета, Вустер; ISBN 0-521406722 ; стр. XIV - XV. Оригинальный том на французском: Круг огней: факты, так известные как индейцы Яномами, (1976)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хороший, Кеннет, с Дэвидом Чанфо (1988) в сердце . Лондон: Фонд Ульверскрофта.
- ^ Jump up to: а беременный Leveratto, Юрий (5 декабря 2023 г.). «Происхождение Яномами» . neperos.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2024 года.
- ^ Толедо, Марсело (2016-01-06). «В Бразилии активисты защищают детоубийство среди коренных племен - WorldCrunch» . WorldCrunch.com . Folha de S. Paulo . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года.
- ^ Наполеон А. Чаньон (1992). Яномамо . Нью -Йорк: Harcourt Brace College Publishers. Четвертое издание.
- ^ Jump up to: а беременный Кеннет Гуд (1991). В сердце: стремление одного человека к любви и знаниям среди Яномами . Нью -Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Jump up to: а беременный Alcida Rita Ramos (1995). Те же меморы: этнография Яномами во времена кризиса. Мэдисон: Университет Висконсин Пресс.
- ^ Шварц, Дэвид М, с Виктором Энглбертом. Исчезающие народы Яномами народ Амазонки . Нью -Йорк: Lothrop, Lee & Shepard Books.
- ^ Круз, Вальдир (2002). Лица тропического леса: Яномами . Нью -Йорк: Powerhouse Books.
- ^ Jump up to: а беременный Changon, Наполеон (февраль 2013 г.). Благородные дикари: моя жизнь среди двух опасных племен - Яномамо и антропологи . Саймон и Шустер. ISBN 978-0684855110 .
- ^ Biocca, Ettore (октябрь 1969 г.). Яноама: Повествование о молодой женщине, похищенной амазонскими индейцами . Аллен и Unwin. ISBN 978-0045720187 .
- ^ Jump up to: а беременный в Chagnon, Napoleon A. (1992). Яномамо . Нью -Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Jump up to: а беременный Chagnon, Napoleon A. (1974). Изучение Яномамо . Нью -Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Jump up to: а беременный в Р. Брайан Фергюсон (1995). Яномами война: политическая история . Санта -Фе: Школа американской исследовательской прессы.
- ^ Рамос, Ар (1987), размышляя о Яномами: этнографические изображения и стремление к экзотике. Культурная антропология, 2: 284–304. doi : 10.1525/can.1987.2.3.02a00020
- ^ Харрис, Марвин. 1984. В войне, культуре и окружающей среде , Р.Б. Фергюсон (ред.) С. 111–40. Орландо: Академическая пресса.
- ^ Марвин Харрис. 1979. «Яномамё и причина войны в группах и деревенских обществах». В Бразилии: антропологические перспективы, эссе в честь Чарльза Вагли. М. Марголис и У. Картер (ред.) С. 121–32. Издательство Нью -Йорк Колумбийского университета .
- ^ Фергюсон, Р. Брайан. 1995. Яномами война: политическая история . SAR Press. п. 6
- ^ Лоуренс Х. Кили (1996). Война перед цивилизацией: миф о мирном диком. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а беременный Кристина Филдер, Крис Кинг (2006). « Сексуальный парадокс: взаимодополняемость, репродуктивный конфликт и человеческое появление ». Лулу Пр. с.156. ISBN 1-4116-5532-X
- ^ «Совет по правам человека открывает сорок восьмой регулярную сессию, услышав глобальное обновление прав человека и ее отдельные обновления о Венесуэле, Афганистане, Никарагуа и Шри-Ланке» . Совет по правам человека Организации Объединенных Наций . 13 сентября 2021 года. Архивировано с оригинала 15 сентября 2021 года . Получено 2022-01-17 .
- ^ «Экологический кризис: Верховный комиссар призывает к лидерству со стороны государств -членов Совета по правам человека» . Совет по правам человека Организации Объединенных Наций . 13 сентября 2021 года. Архивировано с оригинала 18 сентября 2021 года . Получено 2022-01-17 .
- ^ «Дэви Яномами предупреждает, что яномами в Бразилии не противоречит Яномами » . Survivalinternational.org . 24 марта 2020 года. Архивировано с оригинала 31 марта 2024 года . Получено 2022-01-17 .
- ^ Раббен, Линда (2004). Индейцы Бразилии и натиск цивилизации . Сиэтл: Университет Вашингтона Пресс. п. 96
- ^ Kottak, Conrad Phillip (2004) Антропология: исследование человеческого разнообразия , 10 -е изд., С. 464, Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Chagnon, N. Yanomamo: тематические исследования по культурной антропологии. 6 -е издание, Wadsworth Publishing, 1 января 2012 г.; С. 231–232.
- ^ Кузин-Франкель, Дженнифер (2010). «Исследователи, чтобы вернуть образцы крови в Yanomamö» . Наука . 328 (5983): 1218. Bibcode : 2010sci ... 328.1218c . doi : 10.1126/science.328.5983.1218 . PMID 20522749 .
- ^ «Бразилия: образцы крови вернулись на Яномами через почти 50 лет» . Survivalinternational.org . 13 апреля 2015 года. Архивировано с оригинала 30 апреля 2023 года . Получено 2023-04-30 .
- ^ Джашик, Скотт. "Неважно" . InsideHighered.com . Архивировано из оригинала 2005-08-23.
- ^ «AAA отменяет принятие отчета Эльдорадо» . Американская антропологическая ассоциация . 2005. Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Получено 30 августа 2013 года .
- ^ Ramos, Alcida (1995). Соблазненный и заброшенный: укрощение бразильских индейцев . Айова -Сити: Университет Айовы.
- ^ Grenfell P, Fanello CI, Magris M, Goncalves J, Metzger WG, Vivas-Martínez S, Curtis C, Vivas L. Анемия и малярия в сообществах Yanomami с различным доступом к здравоохранению. Trans R Soc Trop Med Hyg. 2008 июля; 102 (7): 645-52. doi: 10.1016/j.trstmh.2008.02.021. Epub 2008 10 апреля. PMID 18405929.
- ^ Хемминг, Джон. «Рорайма: самая северная граница Бразилии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2023 года.
- ^ Jump up to: а беременный Раббен, Линда (2004). Индейцы Бразилии и натиск цивилизации . Сиэтл: Университет Вашингтона Пресс. п. 103
- ^ Ramos, Alcida (1995). Те же память: этнография Yanomami во времена кризиса Мэдсон, Висконсин: Университетская Висконсин Пресс. П. XVI.
- ^ «Венесуэла расследует предполагаемую резню коренных народов в Амазонке» . Mercopress . 30 августа 2012 года. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 9 апреля 2013 года .
- ^ Уоттс, Джонатан (11 сентября 2012 г.). «Группа кампании отказывается от претензий Яномами« Резня » . Хранитель . Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Получено 13 сентября 2012 года .
- ^ Каур, Хармиет; Альберти, Миа (10 апреля 2020 года). «Мальчик из отдаленного амазонского племени умер, вызвав обеспокоенность по поводу воздействия Covid-19 на коренных народов» . CNN . Архивировано с оригинала 10 апреля 2020 года.
- ^ Филлипс, Том (10 апреля 2020 года). «Первая смерть Yanomami Covid-19 вызывает опасения за коренные народы Бразилии» . Хранитель . Рио -де -Жанейро .
- ^ Milhorance, Флавия (8 февраля 2021 г.). «Ковидная смерть детей Яномами - топливо о боящихся страхах для коренных групп Бразилии» . Хранитель . Рио -де -Жанейро . Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Получено 2023-01-23 .
- ^ Гоцци, Лора (24 января 2023 г.). «Бразильские воздушные перевозок голодают на яномами племенных людей из джунглей» . Би -би -си . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Получено 2023-01-25 .
- ^ «Бразилия объявляет чрезвычайную ситуацию в результате смерти детей Яномами от недоедания» . Рейтер . 22 января 2023 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Получено 2023-01-23 .
- ^ «Призывы к действию, поскольку Бразилия Яномами, коренные народы, сталкиваются с кризисом» . Аль -Джазира английский . 24 января 2023 года. Архивировано с оригинала 24 января 2023 года . Получено 25 января 2023 года .
- ^ «Помощь будущим лидерам тропического леса Амазонки» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года . Получено 31 июля 2015 года .
- ^ Кремер, Уильям (29 августа 2013 г.). «Вернись к тропическому лесу: поиск сына его амазонской матери» . BBC News Magazine . Би -би -си . Архивировано из оригинала 29 августа 2013 года . Получено 29 августа 2013 года .
- ^ «Чрезвычайная ситуация в области здравоохранения yanomami» . Survivalinternational.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2024 года . Получено 9 апреля 2013 года .
- ^ «Мюзиклы для школ» . wwf.org.uk. Архивировано с оригинала 14 апреля 2015 года.
- ^ «Яномамо» . Музыкальный театр International . 2016-03-31. Архивировано с оригинала 24 января 2018 года.
- ^ Хаверкамп, Кристина. «Кампании и проекты» . Yanomami-Hilfe Ev . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Получено 9 апреля 2013 года .
- ^ Хаверкамп, Кристина. "Бамбуковая поездка в плот (1992)" . Yanomami-Hilfe Ev . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Получено 9 апреля 2013 года .
- ^ Спретер, Джона; AFP; КНА, КНА Католическое информационное агентство (3 апреля 2020 г.). «Авантюрист: Рудигер Неберг мертв» . Время (на немецком языке). ISSN 0044-2070 . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Получено 2024-04-25 .
- ^ «Распространение радиофонии yanomami» [Расширение радиофонии Yanomami]. Hutukara.org (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 21 апреля 2024 года . Получено 9 апреля 2013 года .
- ^ "CCPY" . www.wald.org .
- ^ Бервик, Деннисон . «Дикари, жизнь и убийство Яномами» Архивировали 2019-09-26 на машине Wayback Macfarlane Walter & Ross (1992) ISBN 0921912331
- ^ Kopenawa, Davi (15 ноября 2013 г.). Падение небо . Гарвардский университет издательство. ISBN 9780674726116 - через Google Books.
- ^ Маколи, Кэмерон (2005). «Агрессивное обнаружение активных случаев: стратегия контроля малярии, основанная на бразильской модели». Социальная наука и медицина . 60 (3): 563–573. doi : 10.1016/j.socscimed.2004.05.025 . PMID 15550304 .
- ^ Работа Урихи в районе Яномами, 2000–2004 гг.
- ^ Поузи, Даррелл (2006). Воздействие человека на Амазонию: роль традиционных экологических знаний в сохранении и развитии . Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. п. 241.
- ^ "Каннибал Холокост-тот, который проходит весь путь !!!" Полем www.cannibalholocaust.net .
- ^ Эндрю Н. Возняки. «Эндоканизм яномами» . Время саммитов.
- ^ «Яномамо» . Роуз-конлонская музыка.
- ^ «Яномамо Хор Книга» . Йозеф Вайнбергер.
- ^ «Яй Ванонабалева обзор» . Сосредоточьтесь на семье.
- ^ «Смех аллигатор | www.li-ma.nl» . www.li-ma.nl .
- ^ «Дэвид Блейн - Волшебник (1997)» . YouTube.
- ^ "Последний лес" . IMDB .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доусон, Майк. Выросший yanomam'o: миссионерские приключения в тропическом лесу Amazon, Grace Acres Press, 1 мая 2009 г. SBN 160260098
- Бервик, Деннисон . «Дикари, жизнь и убийство Яномами» Архивировали 2019-09-26 на машине Wayback Macfarlane Walter & Ross (1992) ISBN 0921912331
- Чаньон, Наполеон . (1968) Ya̧nomamö (ранее называемый Ya̧nomamö: The Fierce People ) Холт Макдугал; 3 -е издание (12 декабря 1984 г.) ISBN 0030623286
- Хорошо, Кеннет; С Чаноффом, Дэвидом. В сердце: стремление одного человека к любви и знаниям среди Яномами . Аддисон-Уэсли издательская компания; (17 января 1997 г.) ISBN 0673982327
- Джейкоб, Фрэнк, они едят твою пепел, чтобы спасти твою душу - культуру смерти Яномами » .
- Жак Лизот . 1985. Сказки о Яномами: повседневная жизнь в Венесуэльском лесу, Кембриджские исследования по социальной антропологии, издательство Кембриджского университета, Вустер; ISBN 0-521406722 ; стр. XIV - XV. Оригинальный том на французском: Круг огней: факты, так известные как индейцы Яномами, (1976)
- Милликен, Уильям; Альберт, Брюс. Yanomami: Лесной народ . Королевские ботанические сады, Кью (15 января 1999 г.) ISBN 1900347733
- Pancorbo, Luis. Человеческий банкет. Культурная история каннибализма . 21 век Испании, Мадрид, 2008. ISBN 978-84-323-1341-7
- Pancorbo, Luis. Amazonas, último Destiny , Edelvives, Madrid, 1990. ISBN 84-263-1739-1
- Pancorbo, Luis. Перья и копья . Lunverg-Rtve, Madrid, 1990. ISBN 84-7782-093-7
- Петерс, Джон Фред. Жизнь среди Yanomami: история перемен среди Xilixana на реке Мукаджай в Бразилии . Университет Торонто Пресс, 1998. ISBN 978-1-55111-193-3
- Рамалхо, Моизес (2008). «Яномами и смерть», докторская диссертация, Университет Сан -Паулу, Департамент. антропологии.
- Ramos, Alcida Rita (1995). Те же меморы: этнография Яномами во времена кризиса. Мэдисон: Университет Висконсин Пресс. ISBN 0299146545
- О'Ханлон, Редмонд . Снова в беде: путешествие между Ориноко и Амазонкой . Penguin Books Limited, 2012. ISBN 0241963729
- Ричи, Марк Эндрю. Дух тропического леса: история Яномамо Шамана . Island Lake Press; (1 января 2000 г.) ISBN 0-9646952-3-5
- Smiljanic, Maria Inês (January 2002). "Os enviados de Dom Bosco entre os Masiripiwëiteri. O impacto missionário sobre o sistema social e cultural dos Yanomami ocidentais (Amazonas, Brasil.)". Journal de la Société des Américanistes. 2002 (88): 137–158. doi:10.4000/jsa.2763. S2CID 161453622.
- Тирни, Патрик. Тьма в Эльдорадо: как ученые и журналисты опустошили Амазонку . WW Norton & Company (17 января 2002 г.) ISBN 0393322750
- Валеро, Хелена. Яноама: История Хелены Валеро, девушка, похищенная амазонскими индейцами . Очевидный счет о плену, который достиг совершеннолетия в племени.
- Уоллес, Скотт . «Наполеон в изгнании», National Geographic Adventure, апрель 2002 г., с. 52–61, 98–100.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Яномами в Wikimedia Commons
- Страница Yanomami Survival International
- Jointhegoodproject.com, официальный сайт хорошего проекта
- Hutukara.org, официальный веб -сайт индейцев Yanomami и Ассоциации Hutukara
- Коренные народы Бразилии --аньями
- Истон Р.Д., Мерриветер Д.А., Крюс Д.Е., Феррелл Р.Е. (июль 1996 г.). «Изменение мтДНК в Яномами: доказательства дополнительных линий основания в Новом мире» . Являюсь. J. Hum. Генет . 59 (1): 213–225. PMC 1915132 . PMID 8659527 .