Синий
Синий | |
---|---|
Clockwise, from top left: A Ukrainian Police officer on duty; Tiles of the Sheikh Lotfollah Mosque, Iran; Red-legged honeycreeper; Copper(II) sulfate; Sea at the Marshall Islands; Planet Earth. | |
Spectral coordinates | |
Wavelength | approx. 450–495 nm |
Frequency | ~670–610 THz |
![]() | |
Hex triplet | #0000FF |
sRGBB (r, g, b) | (0, 0, 255) |
HSV (h, s, v) | (240°, 100%, 100%) |
CIELChuv (L, C, h) | (32, 131, 266°) |
Source | HTML/CSS[1] |
B: Normalized to [0–255] (byte) H: Normalized to [0–100] (hundred) |
Синий — один из трёх основных цветов в цветовой модели RYB (традиционной теории цвета), а также в цветовой модели RGB (аддитивной) . [2] он находится между фиолетовым и голубым В спектре видимого света . Термин «синий» обычно описывает цвета, воспринимаемые людьми, наблюдающими свет с преобладающей длиной волны примерно от 450 до 495 нанометров . Большинство синих цветов содержат небольшую смесь других цветов; лазурь содержит немного зеленого, а ультрамарин — немного фиолетового. Ясное дневное небо и глубокое море кажутся голубыми из-за оптического эффекта, известного как рассеяние Рэлея . Оптический эффект, называемый эффектом Тиндаля, объясняет голубые глаза . Удаленные объекты кажутся более синими из-за другого оптического эффекта, называемого воздушной перспективой .
Синий был важным цветом в искусстве и декорировании с древних времен. Полудрагоценный камень лазурит использовался в Древнем Египте для изготовления украшений и украшений, а позже, в эпоху Возрождения , для изготовления пигмента ультрамарина , самого дорогого из всех пигментов. [3] In the eighth century Chinese artists used cobalt blue to colour fine blue and white porcelain. In the Middle Ages, European artists used it in the windows of cathedrals. Europeans wore clothing coloured with the vegetable dye woad until it was replaced by the finer indigo from America. In the 19th century, synthetic blue dyes and pigments gradually replaced organic dyes and mineral pigments. Dark blue became a common colour for military uniforms and later, in the late 20th century, for business suits. Because blue has commonly been associated with harmony, it was chosen as the colour of the flags of the United Nations and the European Union.[4]
In the United States and Europe, blue is the colour that both men and women are most likely to choose as their favourite, with at least one recent survey showing the same across several other countries, including China, Malaysia, and Indonesia.[5][6] Past surveys in the US and Europe have found that blue is the colour most commonly associated with harmony, confidence, masculinity, knowledge, intelligence, calmness, distance, infinity, the imagination, cold, and sadness.[7]
Etymology and linguistics
The modern English word blue comes from Middle English bleu or blewe, from the Old French bleu, a word of Germanic origin, related to the Old High German word blao (meaning 'shimmering, lustrous').[8] In heraldry, the word azure is used for blue.[9]
In Russian, Spanish,[10] Mongolian, Irish, and some other languages, there is no single word for blue, but rather different words for light blue (голубой, goluboj; Celeste) and dark blue (синий, sinij; Azul) (see Colour term).
Several languages, including Japanese and Lakota Sioux, use the same word to describe blue and green. For example, in Vietnamese, the colour of both tree leaves and the sky is xanh. In Japanese, the word for blue (青, ao) is often used for colours that English speakers would refer to as green, such as the colour of a traffic signal meaning "go". In Lakota, the word tȟó is used for both blue and green, the two colours not being distinguished in older Lakota (for more on this subject, see Blue–green distinction in language).
Linguistic research indicates that languages do not begin by having a word for the colour blue.[11] Colour names often developed individually in natural languages, typically beginning with black and white (or dark and light), and then adding red, and only much later – usually as the last main category of colour accepted in a language – adding the colour blue, probably when blue pigments could be manufactured reliably in the culture using that language.[11]
Optics and colour theory
The term blue generally describes colours perceived by humans observing light with a dominant wavelength between approximately 450 and 495 nanometres.[12] Blues with a higher frequency and thus a shorter wavelength gradually look more violet, while those with a lower frequency and a longer wavelength gradually appear more green. Purer blues are in the middle of this range, e.g., around 470 nanometres.
Isaac Newton included blue as one of the seven colours in his first description of the visible spectrum.[13] He chose seven colours because that was the number of notes in the musical scale, which he believed was related to the optical spectrum. He included indigo, the hue between blue and violet, as one of the separate colours, though today it is usually considered a hue of blue.[14]
In painting and traditional colour theory, blue is one of the three primary colours of pigments (red, yellow, blue), which can be mixed to form a wide gamut of colours. Red and blue mixed together form violet, blue and yellow together form green. Mixing all three primary colours together produces a dark brown. From the Renaissance onward, painters used this system to create their colours (see RYB colour model).
The RYB model was used for colour printing by Jacob Christoph Le Blon as early as 1725. Later, printers discovered that more accurate colours could be created by using combinations of cyan, magenta, yellow, and black ink, put onto separate inked plates and then overlaid one at a time onto paper. This method could produce almost all the colours in the spectrum with reasonable accuracy.
- Additive colour mixing. The combination of primary colours produces secondary colours where two overlap; the combination red, green, and blue each in full intensity makes white.
- Red, green, and blue subpixels on a liquid-crystal display.
On the HSV colour wheel, the complement of blue is yellow; that is, a colour corresponding to an equal mixture of red and green light. On a colour wheel based on traditional colour theory (RYB) where blue was considered a primary colour, its complementary colour is considered to be orange (based on the Munsell colour wheel).[15]
LED
In 1993, high-brightness blue LEDs were demonstrated by Shuji Nakamura of Nichia Corporation.[16][17][18] In parallel, Isamu Akasaki and Hiroshi Amano of Nagoya University were working on a new development which revolutionized LED lighting.[19][20]
Nakamura was awarded the 2006 Millennium Technology Prize for his invention.[21]Nakamura, Hiroshi Amano and Isamu Akasaki were awarded the Nobel Prize in Physics in 2014 for the invention of an efficient blue LED.[22]
Lasers
Lasers emitting in the blue region of the spectrum became widely available to the public in 2010 with the release of inexpensive high-powered 445–447 nm laser diode technology.[23] Previously the blue wavelengths were accessible only through DPSS which are comparatively expensive and inefficient, but still widely used by scientists for applications including optogenetics, Raman spectroscopy, and particle image velocimetry, due to their superior beam quality.[24] Blue gas lasers are also still commonly used for holography, DNA sequencing, optical pumping, among other scientific and medical applications.
Shades and variations

Blue is the colour of light between violet and cyan on the visible spectrum. Hues of blue include indigo and ultramarine, closer to violet; pure blue, without any mixture of other colours; Azure, which is a lighter shade of blue, similar to the colour of the sky; Cyan, which is midway in the spectrum between blue and green, and the other blue-greens such as turquoise, teal, and aquamarine.
Blue also varies in shade or tint; darker shades of blue contain black or grey, while lighter tints contain white. Darker shades of blue include ultramarine, cobalt blue, navy blue, and Prussian blue; while lighter tints include sky blue, azure, and Egyptian blue (for a more complete list see the List of colours).
As a structural colour
In nature, many blue phenomena arise from structural colouration, the result of interference between reflections from two or more surfaces of thin films, combined with refraction as light enters and exits such films. The geometry then determines that at certain angles, the light reflected from both surfaces interferes constructively, while at other angles, the light interferes destructively. Diverse colours therefore appear despite the absence of colourants.[25]
Colourants
Artificial blues
Egyptian blue, the first artificial pigment, was produced in the third millennium BC in Ancient Egypt. It is produced by heating pulverized sand, copper, and natron. It was used in tomb paintings and funereal objects to protect the dead in their afterlife. Prior to the 1700s, blue colourants for artwork were mainly based on lapis lazuli and the related mineral ultramarine. A breakthrough occurred in 1709 when German druggist and pigment maker Johann Jacob Diesbach discovered Prussian blue. The new blue arose from experiments involving heating dried blood with iron sulphides and was initially called Berliner Blau. By 1710 it was being used by the French painter Antoine Watteau, and later his successor Nicolas Lancret. It became immensely popular for the manufacture of wallpaper, and in the 19th century was widely used by French impressionist painters.[26] Beginning in the 1820s, Prussian blue was imported into Japan through the port of Nagasaki. It was called bero-ai, or Berlin blue, and it became popular because it did not fade like traditional Japanese blue pigment, ai-gami, made from the dayflower. Prussian blue was used by both Hokusai, in his wave paintings, and Hiroshige.[27]
In 1799 a French chemist, Louis Jacques Thénard, made a synthetic cobalt blue pigment which became immensely popular with painters.
In 1824 the Societé pour l'Encouragement d'Industrie in France offered a prize for the invention of an artificial ultramarine which could rival the natural colour made from lapis lazuli. The prize was won in 1826 by a chemist named Jean Baptiste Guimet, but he refused to reveal the formula of his colour. In 1828, another scientist, Christian Gmelin then a professor of chemistry in Tübingen, found the process and published his formula. This was the beginning of new industry to manufacture artificial ultramarine, which eventually almost completely replaced the natural product.[28]
In 1878 German chemists synthesized indigo. This product rapidly replaced natural indigo, wiping out vast farms growing indigo. It is now the blue of blue jeans. As the pace of organic chemistry accelerated, a succession of synthetic blue dyes were discovered including Indanthrone blue, which had even greater resistance to fading during washing or in the sun, and copper phthalocyanine.
- The Blue Boy (1770), featuring lapis lazuli, indigo, and cobalt colourants,[29]
- The Great Wave off Kanagawa illustrates the use of Prussian blue
- A synthetic indigo dye factory in Germany in 1890.
Dyes for textiles and food


Blue dyes are organic compounds, both synthetic and natural.[30] Woad and true indigo were once used but since the early 1900s, all indigo is synthetic. Produced on an industrial scale, indigo is the blue of blue jeans.
For food, the triarylmethane dye Brilliant blue FCF is used for candies. The search continues for stable, natural blue dyes suitable for the food industry.[30]
Pigments for painting and glass
Blue pigments were once produced from minerals, especially lapis lazuli and its close relative ultramarine. These minerals were crushed, ground into powder, and then mixed with a quick-drying binding agent, such as egg yolk (tempera painting); or with a slow-drying oil, such as linseed oil, for oil painting. Two inorganic but synthetic blue pigments are cerulean blue (primarily cobalt(II) stanate: Co2SnO4) and Prussian blue (milori blue: primarily Fe7(CN)18). The chromophore in blue glass and glazes is cobalt(II). Diverse cobalt(II) salts such as cobalt carbonate or cobalt(II) aluminate are mixed with the silica prior to firing. The cobalt occupies sites otherwise filled with silicon.
Inks
Methyl blue is the dominant blue pigment in inks used in pens.[31] Blueprinting involves the production of Prussian blue in situ.
Inorganic compounds
Certain metal ions characteristically form blue solutions or blue salts. Of some practical importance, cobalt is used to make the deep blue glazes and glasses. It substitutes for silicon or aluminum ions in these materials. Cobalt is the blue chromophore in stained glass windows, such as those in Gothic cathedrals and in Chinese porcelain beginning in the Tang dynasty. Copper(II) (Cu2+) also produces many blue compounds, including the commercial algicide copper(II) sulfate (CuSO4.5H2O). Similarly, vanadyl salts and solutions are often blue, e.g. vanadyl sulfate.
In nature
Sky and sea
When sunlight passes through the atmosphere, the blue wavelengths are scattered more widely by the oxygen and nitrogen molecules, and more blue comes to our eyes. This effect is called Rayleigh scattering, after Lord Rayleigh and confirmed by Albert Einstein in 1911.[32][33]
The sea is seen as blue for largely the same reason: the water absorbs the longer wavelengths of red and reflects and scatters the blue, which comes to the eye of the viewer. The deeper the observer goes, the darker the blue becomes. In the open sea, only about 1% of light penetrates to a depth of 200 metres (see underwater and euphotic depth).
The colour of the sea is also affected by the colour of the sky, reflected by particles in the water; and by algae and plant life in the water, which can make it look green; or by sediment, which can make it look brown.[34]
The farther away an object is, the more blue it often appears to the eye. For example, mountains in the distance often appear blue. This is the effect of atmospheric perspective; the farther an object is away from the viewer, the less contrast there is between the object and its background colour, which is usually blue. In a painting where different parts of the composition are blue, green and red, the blue will appear to be more distant, and the red closer to the viewer. The cooler a colour is, the more distant it seems.[35] Blue light is scattered more than other wavelengths by the gases in the atmosphere, hence our "blue planet".
- Earth's blue halo when seen from space
- Another example of Rayleigh scattering
- The sea
Minerals
- Natural ultramarine pigment
Некоторые из самых желанных драгоценных камней — синие, в том числе сапфир и танзанит . Соединения меди (II) имеют характерный синий цвет, как и многие медьсодержащие минералы. Азурит ( Cu 3 (CO 3 ) 2 (OH) 2 ) темно-синего цвета когда-то использовался в средние века, но это нестабильный пигмент, теряющий свой цвет, особенно в засушливых условиях. Лазурит , добываемый в Афганистане более трех тысяч лет, использовался для изготовления ювелирных изделий и украшений, а позже измельчался и измельчался в порошок и использовался в качестве пигмента. Чем больше его измельчали, тем светлее становился синий цвет. Натуральный ультрамарин , полученный путем измельчения лазурита в мелкий порошок, был лучшим доступным синим пигментом в Средние века и эпоху Возрождения . Он был чрезвычайно дорогим, и в итальянском искусстве эпохи Возрождения его часто использовали для одежды Девы Марии .
Растения и грибы
- Примула акаулис
- Ипомея остроконечная ( Ipomoea acuminata )
- Синий цветок дельфиниума
Интенсивные усилия были сосредоточены на синих цветах и возможности использования натуральных синих красителей в качестве пищевых красителей. [30] Обычно синий цвет растений представляет собой антоцианы : «самая большая группа водорастворимых пигментов, широко распространенная в царстве растений». [37] У тех немногих растений, которые используют структурную окраску, яркие цвета производятся структурами внутри клеток. Самая яркая синяя окраска, известная в любой живой ткани, обнаружена в мраморных ягодах Pollia sensata , где спиральная структура целлюлозных фибрилл рассеивает синий свет. Плоды куандонга ( Santalum acuminatum ) могут казаться синими из-за того же эффекта. [30]
Животные
- У овсянок индиго переливающиеся перья.
- Синие лицевые гребни мандрила
- Рыба -мандаринка — один из немногих видов животных с синим пигментом.
Животные с синей пигментацией встречаются относительно редко. [38] Примеры которых включают бабочек рода Nessaea , у которых синий цвет создается птеробилином . [39] Другие синие пигменты животного происхождения включают форкабилин, используемый другими бабочками Graphium и Papilio (в частности, P. phorcas и P. weiskei ), и сарпедобилин, который используется Graphium sarpedon . [40] Синепигментированные органеллы , известные как «цианосомы», существуют в хроматофорах как минимум двух видов рыб: рыбы-мандаринки и живописного дракончика . [41] Чаще всего синева у животных является структурной окраской ; эффект оптической интерференции, вызванный организованными чешуйками или волокнами нанометрового размера. Примеры включают оперение некоторых птиц, таких как голубая сойка и овсянка цвета индиго . [42] чешуйки бабочек, как у бабочки морфо , [43] коллагеновые волокна в коже некоторых видов обезьян и опоссумов , [44] и иридофорные клетки у некоторых рыб и лягушек. [45] [46]
Глаза

Голубые глаза на самом деле не содержат синего пигмента. Цвет глаз определяется двумя факторами: пигментацией глаза . радужной оболочки [47] [48] и рассеяние света мутной средой в строме радужной оболочки . [49] У человека пигментация радужной оболочки варьирует от светло-коричневого до черного. Появление голубых, зеленых и карих глаз является результатом тиндалловского рассеяния света в строме — оптического эффекта, подобного тому, который объясняет голубизну неба. [49] [50] Радужная оболочка глаз людей с голубыми глазами содержит меньше темного меланина , чем радужная оболочка людей с карими глазами, а это означает, что они поглощают меньше коротковолнового синего света, который вместо этого отражается зрителю. Цвет глаз также варьируется в зависимости от условий освещения, особенно для светлых глаз.
Голубые глаза наиболее распространены в Ирландии, странах Балтийского моря и Северной Европе . [51] а также встречаются в Восточной , Центральной и Южной Европе . Голубые глаза также встречаются в некоторых частях Западной Азии , особенно в Афганистане , Сирии , Ираке и Иране . [52] В Эстонии 99% людей имеют голубые глаза. [53] [54] В Дании в 1978 году только 8% населения имели карие глаза, хотя благодаря иммиграции сегодня это число составляет около 11%. [54] В Германии около 75% имеют голубые глаза. [54]
В США по состоянию на 2006 год 1 из каждых 6 человек, или 16,6% от общей численности населения, и 22,3% белого населения , имели голубые глаза, по сравнению с примерно половиной американцев, родившихся в 1900 году, и третью Американцы 1950 года рождения. Голубые глаза среди американских детей становятся все реже [ нужна ссылка ] . В США мужчины на 3–5% чаще имеют голубые глаза, чем женщины. [51]
История
В древнем мире
- Чаша из лазурита из Ирана, конец III – начало II тысячелетия до н.э. (Музей Лувр)
- Египетский синий стакан-тренога, имитирующий лазурит. Южная Месопотамия. (1399-1200 до н.э.)
- Фреска Полифема и Галатеи, Помпеи, с использованием египетского синего цвета (I в. до н.э.) (Метрополитен-музей)
Еще в 7 тысячелетии до нашей эры лазурит добывали в рудниках Сар-и-Санг , [55] в Шортугае и других шахтах провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана . [56]
Артефакты из лазурита, датированные 7570 годом до нашей эры, были найдены в Бхирране , который является старейшим местом цивилизации долины Инда . [57] Ляпис высоко ценился в цивилизации долины Инда (7570–1900 гг. до н.э.). [57] [58] [59] Бусы из ляписа были найдены в неолитических захоронениях в Мехргархе , на Кавказе , и даже в Мавритании . [60] Он использовался в погребальной маске Тутанхамона (1341–1323 гг. до н.э.). [61]
Термин «синий» был относительно редок во многих формах древнего искусства и декора и даже в древней литературе. Древнегреческие поэты описывали море как зеленое, коричневое или «цвет вина». Этот цвет несколько раз упоминается в еврейской Библии как « техелет ». Красный, черный, коричневый и охристый цвета встречаются в наскальных рисунках периода верхнего палеолита , но не синий. Синий также не использовался для окраски ткани до тех пор, пока не появился красный, охра, розовый и фиолетовый. Вероятно, это связано с постоянными трудностями изготовления синих красителей и пигментов. С другой стороны, редкость синего пигмента делала его еще более ценным. [62]
Самые ранние известные синие красители изготавливались из растений — вайды в Европе, индиго в Азии и Африке, а синие пигменты изготавливались из минералов, обычно лазурита или азурита , и их требовалось больше. [63] Синяя глазурь представляла собой еще одну проблему, поскольку первые синие красители и пигменты не были термически устойчивыми. В ц. В 2500 году до нашей эры голубая глазурь египетского синего цвета была использована для керамики, а также для многих других предметов. [64] [65] Греки импортировали краску индиго из Индии, называя ее индикон, и рисовали египетским синим цветом. Синий не был одним из четырех основных цветов греческой живописи, описанных Плинием Старшим (красный, желтый, черный и белый). Для римлян синий был цветом траура, а также цветом варваров. Сообщается, что кельты и германцы красили лица в синий цвет, чтобы напугать своих врагов, а когда старели, красили волосы в синий цвет. [66] Римляне широко использовали индиго и египетский синий пигмент, о чем частично свидетельствуют фрески в Помпеях .У римлян было много слов для обозначения разновидностей синего цвета, в том числе caeruleus , caesius , glaucus , cyaneus , lividus , venetus , aerius и Ferreus , но два слова, оба иностранного происхождения, стали наиболее устойчивыми; blavus , от германского слова blau , которое со временем стало синим или синим; и azureus , от арабского слова lazaward , которое стало лазурным. [67]
Синий широко использовался в отделке церквей Византийской империи. [68] Напротив, в исламском мире синий был второстепенным по отношению к зеленому и считался любимым цветом Пророка Мухаммеда . В определенные времена в мавританской Испании и других частях исламского мира синий цвет носили христиане и евреи, поскольку только мусульманам разрешалось носить белое и зеленое. [69]
В средние века
- Витраж в базилике Сен-Дени (1130-1140 гг.), окрашенный в синий кобальт.
- Деталь Голубого окна Богородицы Шартрского собора (XII в.)
- ( Диптих Уилтона 1395–1399). Деву Марию традиционно изображали в синем цвете (14 в.)
В искусстве и жизни Европы раннего средневековья синий цвет играл второстепенную роль. Ситуация резко изменилась между 1130 и 1140 годами в Париже, когда аббат Сугер перестроил базилику Сен-Дени . Сугерий считал свет видимым проявлением Святого Духа. [70] Он установил витражи, окрашенные кобальтом , которые в сочетании со светом от красного стекла наполняли церковь голубовато-фиолетовым светом. Церковь стала чудом христианского мира , а цвет стал известен как «голубой Сен-Дени» . В последующие годы еще более элегантные синие витражи были установлены в других церквях, в том числе в Шартрском соборе и Сент-Шапель в Париже. [71]
В XII веке Римско-католическая церковь потребовала, чтобы художники в Италии (и, следовательно, в остальной Европе) рисовали Деву Марию синим цветом, который стал ассоциироваться со святостью, смирением и добродетелью. В средневековых картинах синий цвет использовался для привлечения внимания зрителя к Деве Марии. Картины мифического короля Артура стали изображать одетым в синее. Гербом королей Франции стал лазурный или голубой щит, усыпанный золотыми геральдическими лилиями или лилиями. Синий пришел из безвестности и стал королевским цветом. [72]
Возрождение до 18 века
Синий стал широко использоваться начиная с эпохи Возрождения, когда художники начали рисовать мир с перспективой, глубиной, тенями и светом из одного источника. В картинах эпохи Возрождения художники пытались создать гармонию синего и красного, осветляя синий свинцовыми белилами и добавляя тени и блики. Рафаэль был мастером этой техники, тщательно балансируя красный и синий, чтобы ни один цвет не доминировал на картине. [73]
Ультрамарин был самым престижным синим цветом эпохи Возрождения и стоил дороже золота. Богатые меценаты заказывали работы с самым дорогим блюзом. В 1616 году Ричард Саквилл свой портрет заказал Исааку Оливеру с тремя разными оттенками синего цвета, включая ультрамариновый пигмент для чулок. [74]
- Портрет Ричарда Саквилля (1616 г.), использующего три дорогих голубых цвета, в том числе ультрамарин, для своих чулок.
- Династия Мин . Фарфоровая ваза, расписанная синим кобальтом под прозрачной глазурью. (15 в.) (Метрополитен-музей)
- Мемориальная доска из фаянсовой посуды с росписью синего кобальта (1683 г.) (Рейксмузеум, Амстердам)
- Портрет короля Франции Людовика XIV в коронационном одеянии работы Гиацинта Риго (ок. 1700 г.) (Лувр)
- Урна Джозии Веджвуда (1780-е гг.) (Метрополитен-музей)
- Королева Португалии Мария I (конец 1700-х гг.)
- «Девушка с жемчужной сережкой» Йоханнеса Вермеера выполнена с использованием ультрамарина. пигмента
Промышленность по производству тонкой синей и белой керамики началась в 14 веке в Цзиндэчжэне , Китай, с использованием белого китайского фарфора, украшенного узорами синего кобальта , импортированного из Персии. Сначала он был изготовлен для семьи императора Китая, затем экспортировался по всему миру, причем дизайн для экспорта был адаптирован к европейским сюжетам и вкусам. Китайский синий стиль был также адаптирован голландскими мастерами в Делфте и английскими мастерами в Стаффордшире в 17-18 веках. В 18 веке синий и белый фарфор производил Джозайя Веджвуд и другие британские мастера. [75]
19-20 века
- Бо Браммель (1776-1840) представил родоначальника современного синего костюма.
- Королева Португалии Мария II в сине- золотом платье (1835 г.)
- Калифорнийский золотодобытчик в синих джинсах (1853 г.)
- Изабель, императорская принцесса Бразилии в голубом платье (1853 г.)
- Полиция Нью-Йорка в 1871 году.
В начале 19 века появился прародитель современного синего делового костюма, созданный Бо Браммелем (1776-1840), который задавал моду при лондонском дворе. Здесь также были изобретены синие джинсы , очень популярная форма рабочего костюма, изобретенная в 1853 году Джейкобом У. Дэвисом , который использовал металлические заклепки для укрепления рабочей одежды из синего денима на золотых приисках Калифорнии. Изобретение было профинансировано предпринимателем из Сан-Франциско Леви Страуссом и распространилось по всему миру. [76]
- Ван Гога «Звездная ночь над Роной» (1888). Синий используется для создания настроения или атмосферы. Кобальтово-голубое небо и кобальтовая или ультрамариновая вода.
- «Разговор» Анри Матисса (1908–1912).
Признавая эмоциональную силу синего цвета, многие художники сделали его центральным элементом картин XIX и XX веков. В их число входили Пабло Пикассо , Павел Кузнецов и арт-группа «Голубая роза» , а также школа Кандинского и «Синего всадника». [77] Анри Матисс выражал глубокие эмоции с помощью синего цвета: «Определенный синий цвет проникает в вашу душу». [78] Во второй половине 20 века художники абстрактного экспрессионистского движения используют блюз для вдохновения идей и эмоций. Художник Марк Ротко заметил, что цвет — «всего лишь инструмент»; его интерес заключался «в выражении человеческих эмоций: трагедии, экстаза, обреченности и так далее». [79]
В обществе и культуре
Униформа
- Темно-синий получил свое название от униформы Королевского флота. офицеров
- Украинский полицейский в Донецке
- Офицеры военной полиции штата Рио-де-Жанейро , Бразилия
В 17 веке. Принц-курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I Прусский выбрал берлинский синий в качестве нового цвета прусской военной формы, потому что он был сделан из вада , местного урожая, а не из индиго , который производился в колониях соперника Бранденбурга. Англия. Его носила немецкая армия до Первой мировой войны, за исключением солдат Баварии, которые носили небесно-голубой цвет. [80]
В 1748 году Королевский флот принял темно-синий оттенок для униформы офицеров. [76] Сначала он был известен как морской синий, теперь известный как темно-синий . [81] Ополчение, организованное Джорджем Вашингтоном, выбрало синий и желтовато-коричневый цвета , цвета Британской партии вигов . Синий продолжал оставаться цветом полевой формы армии США до 1902 года и до сих пор является цветом парадной формы. [82]
В 19 веке полиция Соединенного Королевства, включая столичную полицию и полицию лондонского Сити, также приняла темно-синюю форму. Подобные традиции были приняты во Франции и Австрии. [83] Примерно в то же время он был принят и для униформы офицеров полицейского управления Нью-Йорка . [76]
Религия
- Голубые купола церкви Святого Спиру в Фиростефани, остров Санторини (Тира), Греция.
- Персидский синий цвет в мечети Шах (16 век) в Исфахане , Иран.
- На флаге Израиля используется особая разновидность синего цвета, называемая техелет.
- Синий в иудаизме : В Торе , [84] израильтянам было приказано прикрепить бахрому, цицит , по углам своей одежды и вплести в эту бахрому «скрученную голубую нить ( техелет )». [85] В древние времена эту синюю нить изготавливали из красителя, полученного из средиземноморской улитки под названием хилазон . Маймонид утверждал, что этот синий цвет был цветом «ясного полуденного неба»; Раши — цвет вечернего неба. [86] По мнению некоторых мудрецов-раввинов, синий — это цвет Славы Бога. [87] Взгляд на этот цвет помогает в посредничестве, позволяя нам увидеть «сапфировую плиту, подобную самому небу чистоты», которая является подобием Престола Божьего. [88] ( Еврейское слово, обозначающее славу) Многие предметы в Мишкане , переносном святилище в пустыне, такие как менора , многие сосуды и Ковчег Завета , при транспортировке с места на место были покрыты синей тканью. [89]
- Синий в христианстве : Синий особенно ассоциируется с Девой Марией . Это стало результатом указа Папы Григория I (540–601), который предписывал, чтобы все религиозные картины рассказывали историю, которая была бы ясно понятна всем зрителям, и чтобы фигуры были легко узнаваемы, особенно фигура Марии. Если она была в образе одна, ее костюм обычно окрашивался тончайшим синим цветом, ультрамарином . Если она была с Христом, ее костюм обычно красили менее дорогим пигментом, чтобы не затмить Его. [90] [91] [92] [93]
- Синий в индуизме : многие боги изображаются с синей кожей, особенно те, которые связаны с Вишну , который, как говорят, является хранителем мира и, таким образом, тесно связан с водой. Кришна и Рама , аватары Вишну, обычно изображаются с синей кожей. Шива , божество-разрушитель, также изображается в голубом цвете и называется Нилакантхой , или синегорлым, за то, что он проглотил яд, чтобы спасти вселенную во время Самудра Мантаны , пахтанья океана молока. Синий используется для символического обозначения пятой и горловой чакры ( Вишудха ). [94]
- Синий в сикхизме : воины Акали Ниханг носят полностью синюю одежду. У Гуру Гобинд Сингха также есть голубо-чалая лошадь . Сикхский Рехат Марьяда утверждает, что Нишан Сахиб , поднимаемый перед каждой Гурудварой, должен быть ксантического (Басанти на пенджаби ) или серовато-синего (современный темно-синий ) (Сурмааи на пенджаби ). цвета [95] [96]
- Синий в язычестве : Синий ассоциируется с миром, истиной, мудростью, защитой и терпением. Это помогает в исцелении, экстрасенсорных способностях, гармонии и понимании. [97]
Спорт
- Сборная Италии по футболу
- Сборная Сербии по волейболу, Олимпийские игры 2012 г.
В спорте синий цвет широко представлен в униформе, отчасти потому, что большинство национальных сборных носят цвета своего национального флага. Например, национальная мужская футбольная сборная Франции известна как Les Bleus (Синие). Точно так же Аргентина , Италия и Уругвай носят синие рубашки. [98] Азиатская футбольная конфедерация и Футбольная конфедерация Океании используют в своих логотипах синий текст. Синий широко представлен в бейсболе ( Блю Джейс ), баскетболе , американском футболе и хоккее . Сборная Индии по крикету носит синюю форму во время однодневных международных матчей, поэтому команду также называют «Люди в синем». [99]
Политика
- Флаг Организации Объединенных Наций , приближенный к «небесно-голубому».
- Флаг Европейского Союза - «рефлекторный синий», средний темно-синий цвет.
- Карта президентских выборов в США, 2008–2020 гг. Штаты, которые последовательно голосуют за демократов, называются «синими штатами».
В отличие от красного или зеленого, синий не был прочно связан с какой-либо конкретной страной, религией или политическим движением. В качестве цвета гармонии он был выбран цветом флагов ООН , Европейского Союза и НАТО . [100] В политике синий часто используется как цвет консервативных партий, контрастируя с красным, связанным с левыми партиями. [101] Некоторые консервативные партии, использующие синий цвет, включают Консервативную партию (Великобритания) , [102] Консервативная партия Канады , [103] Либеральная партия Австралии , [104] Либеральная партия Бразилии и Ликуд Израиля. [ нужна ссылка ] Однако в некоторых странах синий цвет не ассоциируется с основной консервативной партией. В США либеральная Демократическая партия ассоциируется с синим цветом, а консервативная Республиканская партия — с красным. Штаты США, в которых Демократическая партия выиграла на четырех президентских выборах подряд, называются «синими штатами», а те штаты, в которых победила Республиканская партия, называются «красными штатами». [105] Южная Корея также использует эту цветовую модель, а Демократическая партия слева использует синий цвет. [106] и Партия народной власти справа, использующая красный цвет.
См. также
Ссылки
- ^ «Модуль цвета CSS, уровень 3» . W3C . Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года.
- ^ Дефонсека, Крис (20 мая 2019 г.). Полимерные композиты с рисовой шелухой: введение . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-064320-6 .
- ^ «Пигменты сквозь века – История – Ультрамарин» . Веб-выставки . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Мишель Пастуро, Синий - История цвета
- ^ Хеллер 2009 , с. 22.
- ^ «Почему синий — любимый цвет в мире? | YouGov» . Today.yougov.com . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Хеллер 2009 , с. 24.
- ^ Седьмой новый университетский словарь Вебстера (1970).
- ^ Монах, Стивен, изд. (1987). Новый геральдический словарь . Лондон: Alphabooks/A&C Black . стр. 40, 343. ISBN. 978-0-906670-44-6 .
- ^ Лилло, Юлиус; Гонсалес-Перилли, Фернандо; Луговой Лев, Лилия; Мельникова, Анна; Альваро, Летисия; Колладо, Джозеф А.; Морейра, Умберто (2018). «Основные цветовые термины (BCT) и категории (BCC) в трех диалектах испанского языка: взаимодействие между культурными и универсальными факторами» . Границы в психологии . 9 :761.doi : fpsyg.2018.00761 10.3389/ . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 5968181 . ПМИД 29867702 .
- ^ Перейти обратно: а б Тим Ховард (20 мая 2012 г.). «Почему небо не голубое?» . Radiolab в WNYC Studios (подкаст). Лингвист: Гай Дойчер ; Профессор: Жюль Давидофф. Архивировано из оригинала 25 октября 2018 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Длина волны синего и красного света» . Центр научного образования . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Наука о цвете» . библиотека.si.edu . 2015 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Артур К. Харди и Фред Х. Перрин. Принципы оптики. McGraw-Hill Book Co., Inc., Нью-Йорк. 1932 год.
- ^ Сандра Эспинет. «Термин в словаре: Цветовой круг» . Sanford-artedventures.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Накамура, С.; Мукаи, Т.; Сено, М. (1994). «Высокояркие синие светоизлучающие диоды InGaN/AlGaN с двойной гетероструктурой класса Кандела». Письма по прикладной физике . 64 (13): 1687. Бибкод : 1994ApPhL..64.1687N . дои : 10.1063/1.111832 . ISSN 0003-6951 .
- ^ Накамура, Сюдзи. «Разработка синего светодиода» . Отдел новостей SPIE . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ Иваса, Нарухито; Мукаи, Такаши и Накамура, Сюдзи. Патент США № 5 578 839 «Светоизлучающее полупроводниковое устройство на основе нитрида галлия». Дата выдачи: 26 ноября 1996 г.
- ^ «Профессор Сюдзи Накамура сыграл ключевую роль в изобретении технологии Blu-Ray» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара . 12 января 2023 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Доктор Сюдзи Накамура» . Национальная инженерная академия . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Технологическая премия «Миллениум» 2006 г. присуждена Сюдзи Накамуре из UCSB . Ia.ucsb.edu (15 июня 2006 г.). Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ До свидания, Деннис (7 октября 2014 г.). «Нобелевская премия по физике» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Лазерное свечение – Оптогенетика» . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Радуга у чешуекрылых» . Естественная фотоника (первоначально в журнале Physics Review) . Университет Эксетера. Сентябрь 1998 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г. Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Мишель Пастуро, Bleu – История цвета , стр. 114–16
- ^ Роджер Киз, Японские гравюры на дереве: Каталог коллекции Мэри А. Эйнсворт , R, Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлинский колледж, 1984, стр. 42, табличка № 140, с. 91 и каталожная запись № 439, с. 185. Дополнительную информацию об истории берлинской лазури в японских гравюрах см. также на веб-сайте Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
- ^ Мерц и Пол (1930). Цветной словарь Нью-Йорка: McGraw Hill, с. 206
- ^ «Восемь синих моментов в истории искусства» . Тейт. Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ньюсом, Эндрю Г.; Калвер, Кэтрин А.; Ван Бримен, Ричард Б. (2014). «Палитра природы: поиск натуральных синих красителей». Журнал сельскохозяйственной и пищевой химии . 62 (28): 6498–6511. дои : 10.1021/jf501419q . ПМИД 24930897 .
- ^ Плаке, Мина; Фишер, Норберт; Кольдиц, Майкл; Кункель, Эрнст; Боне, Карл-Хайнц (2016). «Материалы для рисования и письма». Энциклопедия промышленной химии Ульмана . стр. 1–12. дои : 10.1002/14356007.a09_037.pub2 . ISBN 978-3-527-30673-2 .
- ^ «Почему небо голубое?» . ucr.edu . Архивировано из оригинала 2 ноября 2015 года.
- ^ Гленн С. Смит (июль 2005 г.). «Цветовое зрение человека и ненасыщенный синий цвет дневного неба» (PDF) . Американский журнал физики . 73 (7): 590–597. Бибкод : 2005AmJPh..73..590S . дои : 10.1119/1.1858479 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2011 года.
На восходе и закате большая часть видимого нами света падает почти по касательной к поверхности Земли, поэтому путь света через атмосферу настолько длинный, что большая часть синего и даже Зеленый свет рассеивается, оставляя солнечные лучи и облака, которые он освещает, красными. Поэтому при взгляде на закат и восход солнца красный цвет заметнее любого другого цвета.
- ^ Энн Мари Хельменстин. «Почему океан синий?» . О сайте Образование . Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года.
- ^ Хеллер 2009 , с. 14.
- ^ Хармон, AD; Вайсграбер, К.Х.; Вайс, У. (1980). «Предварительно сформированные азуленовые пигменты Lactarius indigo (Schw.) Fries (Russulaceae, Basidiomycetes)». Эксперименты . 36 : 54–56. дои : 10.1007/BF02003967 . S2CID 21207966 .
- ^ Нуно Матеас, Виктор де Фрейтас (2008). «Антроцианины как пищевые красители». Ин Гулд, К.; Дэвис, К.; Уайнфилд, К. (ред.). Антоцианы: биосинтез, функции и применение . Спрингер. п. 283. ИСБН 978-0-387-77334-6 .
- ^ Амберс, Кейт Д.Л. (2013). «О восприятии, производстве и функции синего цвета у животных» . Журнал зоологии . 289 (4): 229–242. дои : 10.1111/jzo.12001 .
- ^ Вейн-Райт, Ричард И. (22 февраля 1979 г.). «Окраска, идентификация и филогения бабочек Nessaea (Lepidoptera: Nymphalidae)» . Бюллетень Британского музея (Естественная история) . Серия «Энтомология». 38 (2): 27–56 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Симонис, Присцилла; Серж, Бертье (30 марта 2012 г.). «Глава номер 1 Как природа производит синий цвет» . В Массаро, Алессандро (ред.). Фотонные кристаллы – введение, применение и теория . ИнТех. ISBN 978-953-51-0431-5 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Года, Макото; Фуджи, Рёзо (1995). «Синие хроматофоры у двух видов рыб-каллионид» . Зоологическая наука . 12 (6): 811–813. дои : 10.2108/zsj.12.811 . S2CID 86385679 .
- ^ «Как птицы делают разноцветные перья» . 11 августа 2015 г.
- ^ Потырайло, Радислав А.; Бонам, Рави К.; Хартли, Джон Г.; Старки, Тимоти А.; Вукусич, Питер; Васудев, Милана; Баннинг, Тимоти; Наик, Раджеш Р.; Тан, Чжексюн; Паласиос, Мануэль А.; Ларсен, Майкл; Ле Тарт, Лори А.; Гранде, Джеймс С.; Чжун, Шэн; Дэн, Тао (2015). «На пути к превосходству традиционных сенсорных матриц с помощью изготовленных индивидуальных фотонных датчиков пара, вдохновленных бабочками Морфо » . Природные коммуникации . 6 : 7959. Бибкод : 2015NatCo...6.7959P . дои : 10.1038/ncomms8959 . ПМК 4569698 . ПМИД 26324320 .
- ^ Прум Р.О., Торрес Р.Х. (май 2004 г.). «Структурная окраска кожи млекопитающих: конвергентная эволюция когерентно рассеивающих массивов дермального коллагена» (PDF) . Журнал экспериментальной биологии . 207 (Часть 12): 2157–2172. дои : 10.1242/jeb.00989 . hdl : 1808/1599 . ПМИД 15143148 . S2CID 8268610 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Ариэль Родригес; Николай I. Манди; Роберто Ибаньес; Хайке Прёль (2020). «Красный, синий и зеленый: генетическая основа различий в окраске клубничной ядовитой лягушки ( Oophaga pumilio )» . БМК Геномика . 21 (1): 301. doi : 10.1186/s12864-020-6719-5 . ПМК 7158012 . ПМИД 32293261 .
- ^ Макото Года; Рёдзо Фуджи (1998). «Синяя окраска обыкновенной рыбы-хирурга Paracanthurus hepatus — II. Раскрытие цвета и изменения цвета» . Зоологическая наука . 15 (3): 323–333. дои : 10.2108/zsj.15.323 . ПМИД 18465994 . S2CID 5860272 .
- ^ Вельгус А.Р., Сарна Т. (2005). «Меланин в радужной оболочке человека разного цвета и возраста доноров». Ресурс пигментных клеток . 18 (6): 454–64. дои : 10.1111/j.1600-0749.2005.00268.x . ПМИД 16280011 .
- ^ Прота Г, Ху ДН, Винченси М.Р., Маккормик С.А., Наполитано А (1998). «Характеристика меланинов в радужной оболочке человека и культивированных увеальных меланоцитах из глаз разного цвета» . Эксп. Глазное разрешение . 67 (3): 293–99. дои : 10.1006/exer.1998.0518 . ПМИД 9778410 .
- ^ Перейти обратно: а б Фокс, Денис Ллевеллин (1979). Биохромия: естественная окраска живых существ . Издательство Калифорнийского университета. п. 9. ISBN 978-0-520-03699-4 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года.
- ^ Мейсон, Клайд В. (1924). "Голубые глаза". Журнал физической химии . 28 (5): 498–501. дои : 10.1021/j150239a007 .
- ^ Перейти обратно: а б Дуглас Белкин (17 октября 2006 г.). «Не делайте из-за этого мои голубые глаза карими, американцы видят резкое изменение цвета» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 23 февраля 2012 года.
- ^ «Пигментация, волосистая система и морфология мягких частей» . www.altervista.org . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
- ^ заявление Ханса Эйберга с кафедры клеточной и молекулярной медицины Копенгагенского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайзе, Элизабет (5 февраля 2008 г.). «Больше, чем кажется на первый взгляд: вы все можете быть родственниками» . США СЕГОДНЯ . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Дэвид Бомфорд и Ашок Рой, Пристальный взгляд - Цвет (2009), Компания Национальной галереи, Лондон ( ISBN 978-1-85709-442-8 )
- ^ Мури, Питер Роджер (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. стр. 86–87. ISBN 978-1-57506-042-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Раскопки Бхиррана | АСИ Нагпур» . excnagasi.in . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Саркар, Аниндья; Мукерджи, Арати Дешпанде; Бера, МК; Дас, Б.; Джуял, Навин; Мортекай, П.; Дешпанде, РД; Шинде, В.С.; Рао, Л.С. (25 мая 2016 г.). «Изотоп кислорода в археологических биоапатитах из Индии: последствия для изменения климата и упадка Хараппской цивилизации бронзового века» . Научные отчеты . 6 (1): 26555. Бибкод : 2016NatSR...626555S . дои : 10.1038/srep26555 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 4879637 . ПМИД 27222033 . S2CID 4425978 .
- ^ ДИКШИТ, К.Н. (2012). «Расцвет индийской цивилизации: недавние археологические свидетельства с равнин «потерянной» реки Сарасвати и радиометрические даты». Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 72/73: 1–42. ISSN 0045-9801 . JSTOR 43610686 .
- ^ Бауэрсокс и Чемберлин, 1995 г.
- ^ Алессандро Бонджоанни и Мария Кроче
- ^ См. Пастуро 2000 , стр. 13–17.
- ^ Мури, Питер Роджер (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. С. 86 – 87 . ISBN 978-1-57506-042-2 .
- ^ Чейз, WT 1971, «Египетский синий как пигмент и керамический материал». В: Р. Брилл (ред.) Наука и археология . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-02061-0
- ^ Дж. Бейнс, «Цветовая терминология и классификация цветов в древнеегипетской цветовой терминологии и полихромии», в «Американском антропологе» , том 87, 1985, стр. 282–97.
- ^ Цезарь, Галльские войны , Т., 14, 2. Цитируется Мишем Пастуру, с. 178.
- ^ Пастуро 2000 , с. 26.
- ^ Л. Брейе, Les мозаики на лазурном фоне , в «Византийских этюдах» , том III, Париж, 1945. стр. 46 и след.
- ^ Варичон 2005 , с. 175.
- ^ Лур, Матье, "Le Vitrail", Editions Jean-Paul Gisserot, Париж (2021)
- ^ Пастуро 2000 , стр. 44–47.
- ^ Пастуро 2000 , стр. 51–52.
- ^ Болл 2001 , с. 165.
- ^ Трэвис, Time, «Книга цветового дизайна Виктории и Альберта» (2020), стр. 185
- ^ Трэвис, Тим, «Книга цвета в дизайне Музея Виктории и Альберта» (2020), стр. 200-201
- ^ Перейти обратно: а б с Хеллер (2010) стр.32
- ^ Василий Кандинский, М. Т. Сэдлер (переводчик) О духовном в искусстве . Дувр Пабл. (Мягкая обложка). 80 стр. ISBN 0-486-23411-8 .
- ^ «Определенная синева проникает в твою душу». Цитируется у Райли, 1995 год .
- ^ Марк Ротко 1903–1970 . Издательство галереи Тейт, 1987.
- ^ Хеллер (2010) стр.31
- ^ Дж. Р. Хилл, Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота , Oxford University Press, 1995.
- ^ Уолтер Х. Брэдфорд. «Ношение армейского синего цвета: 200-летняя традиция» . армия.мил . Архивировано из оригинала 19 ноября 2014 года.
- ^ Жан Тюлар, Жан-Франсуа Файяр, Альфред Фиерро, История и словарь Французской революции , 1789–1799, Éditions Robert Laffont, коллекция Bouquins, Париж, 1987. ISBN 2-7028-2076-X
- ^ Числа 15:38.
- ↑ Tekhelet.com. Архивировано 30 января 2008 г. в Wayback Machine , организация Ptil Tekhelet.
- ^ Мишне Тора , Цицит 2:1; Комментарий к Числам 15:38.
- ^ Числа Раба 14:3; Халлин 89а.
- ^ Исход 24:10; Иезекииля 1:26; Халлин 89а.
- ^ Числа 4:6–12.
- ^ Хеллер, «Психология цвета - эффекты и символика», (2009), с. 32
- ^ «Ответ на ваш вопрос» . udayton.edu . Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 года.
- ^ «Дух Нотр-Дама» . Нд.еду . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Вопрос доски № 31244 | 100-часовая доска» . Theboard.byu.edu . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Стивенс, Саманта. Семь Лучей: универсальный путеводитель по архангелам . Торонто: Insomniac Press, 2004. ISBN 1-894663-49-7 . п. 24.
- ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел третий, глава IV, статья V, r.
- ^ «Нишан Сахиб Кханда Сикхские символы Сикхский музей История Наследие сикхов» . www.sikhmuseum.com .
- ^ «Магические свойства цветов» . Викка Жизнь . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Чемпионат мира по футболу 2010 года – историческая футбольная форма» . Сайт Historicalkits.co.uk . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Это причина, по которой индийская команда по крикету носит синюю майку во время ODI» . 3 июля 2016 г.
- ^ Хеллер, «Психология цвета», стр. 36-37
- ^ Стоун, Терри Ли (2006). Рабочая тетрадь по цветовому дизайну: практическое руководство по использованию цвета в графическом дизайне . Интернет-архив. Глостер, Массачусетс: Rockport Publishers. ISBN 978-1-59253-192-9 .
- ^ «Почему Консервативная партия синяя?» . Новости Би-би-си . 20 апреля 2006 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Официальные логотипы» . Консервативная партия Канады . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Какие цвета у австралийских политических партий? — Управление парламентского образования» . peo.gov.au. Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Баттальо, Стивен (3 ноября 2016 г.). «Когда красный означал демократов, а синий — республиканцев. Краткая история телевизионных избирательных карт» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «더불어민주당» . 8 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 13 февраля 2024 г.
Цитируемые работы
- Болл, Филип (2001). Яркая Земля, искусство и изобретение цвета . Лондон: Группа Пингвин. п. 507. ИСБН 978-2-7541-0503-3 . (номера страниц относятся к французскому переводу)
- Бауэрсокс, Гэри В.; Чемберлин, Бонита Э. (1995). Драгоценные камни Афганистана . Тусон, Аризона: Geoscience Press.
- Хеллер, Ева (2009). Психология цвета: эффекты и символика (на французском языке). Мюнхен: Пирамида. ISBN 978-2-35017-156-2 .
- Пастуро, Мишель (2000). Синий: История цвета (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-086991-1 .
- Райли, Чарльз А. II (1995). Цветовые коды: современные теории цвета в философии, живописи и архитектуре, литературе, музыке и психологии . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии.
- Трэвис, Тим (2020). Книга «Цвет в дизайне» Музея Виктории и Альберта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-48027-4 .
- Варичон, Энн (2005). Цвета: пигменты и красители в руках людей (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-084697-4 .
- Лур, Матье (2020). Витраж . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755-80845-2 .
Дальнейшее чтение
- Бальфур-Пол, Дженни (1998). Индиго . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1776-8 .
- Жоссеран, М.; Меуссен, Э.; Маджид, А. (27 сентября 2021 г.). «Окружающая среда и культура формируют как цветовой лексикон, так и генетику восприятия цвета» . Научный представитель . 11 (19095). Природа: 19095. Бибкод : 2021NatSR..1119095J . дои : 10.1038/s41598-021-98550-3 . ПМЦ 8476573 . ПМИД 34580373 . S2CID 238202924 .
- Макдональд, Фиона (7 апреля 2018 г.). «Есть доказательства того, что люди на самом деле не видели синего цвета до наших дней» . Научное предупреждение . Архивировано из оригинала 24 июня 2022 года . Проверено 24 июня 2022 г.
- Молло, Джон (1991). Униформа американской революции в цвете . Иллюстрировано Малкольмом МакГрегором . Нью-Йорк : Публикации Стерлинга. ISBN 978-0-8069-8240-3 .
Внешние ссылки
Словарное определение синего цвета в Викисловаре
СМИ, связанные с синим цветом, на Викискладе?
- «Пятничное эссе: от Большой волны до Звездной ночи: как синий пигмент изменил мир», Хью Дэвис, theconversation.com