История Сандерленда

В 685 году король Экгфрит предоставил Бенедикту Бископу «Сандер-Ланд». Также в 685 году почтенный Бед перешел в недавно основанный монастырь Джарроу. Он начал свою монашескую карьеру в монастыре Monkwearmouth, а затем писал, что он был «нанесен на Sundorlande þæs ylcan mynstres» (родился в отдельной стране этого же монастыря). Это может быть воспринято как «Сандорланда» (будучи старым английским для «отдельной земли») или поселения Сандерленда. [ 1 ] [ 2 ] В качестве альтернативы, возможно, что Сандерленд был позже назван в честь связей Беде с этим районом людьми, знакомыми с этим его заявлением.
Ранняя история
[ редактировать ]Самыми ранними жителями района Сандерленда были за каменным веком обнаружены охотники и артефакты этой эпохи, в том числе микролиты, найденные во время раскопок в церкви Святого Петра, Монкьюармут . [ 3 ] На последнем этапе каменного века неолитический период (ок. 4000 - c. 2000 г. до н.э.) Гастингс Хилл , на западной окраине Сандерленда, был центром активности и местом захоронения и ритуального значения. Доказательства включают первое присутствие памятника Cursus . [ 4 ]
Римская империя
[ редактировать ]Считается, что Бриганты населяли район вокруг износа реки в до- и постмамскую эпоху . Существует давняя местная легенда о том, что на южном берегу реки было римское поселение на месте бывшего пивоваренного завода Vaux, хотя археологические исследования не проводились. [ 5 ]
В марте 2021 года в северном Хайлтоне была обнаружена «тропа» римских артефактов, в том числе четыре каменных якоря, открытие огромного значения, которое может подтвердить постоянную теорию римской плотины или порта, существующей у реки. [ 6 ]

Ранние средние века: англосаксонская Нортумбрия
[ редактировать ]
Записанные поселения в устье даты износа до 674 года, когда англосаксонский дворянин Бенедикт Бископ , предоставленный землей королем Экгфритом Нортумбрии «Уэдмут-ярроу» ( Святого Петра ) , основал монастырь на северном берегу реки-в районе Это стало известно как Monkwearmouth. Монастырь Бископа был первым из камня в Нортумбрии . Он нанял глазчи из Франции и, выполняя его восстановление в Британии. [ 7 ] В 686 году сообщество было захвачено Ceolfrid , и Wearmouth-Jarrow стал основным центром обучения и знаний в англосаксонской Англии с библиотекой из 300 томов. [ 8 ]
Кодекс амиатину , описанный Уайтом как «лучшую книгу в мире», [ 9 ] [ 10 ] был создан в монастыре и, вероятно, работал над Беде , который родился в Уирмуте в 673 году. [ 11 ] Это один из старейших монастырей, которые все еще стоят в Англии. Находясь в монастыре, Беде завершил историю Ecclesiastica Gentis Anglorum (церковная история английского народа) в 731 году, подвиг, который принес ему название «Отца английской истории» . [ 12 ]
В конце 8 -го века викинги совершили набег на побережье, и к середине 9 -го века монастырь был оставлен. Земли на южной стороне реки были предоставлены епископу Дарема Ательстаном из Англии в 930 году; Они стали известны как Bishopwearmouth и включали такие поселения, как Ryhope , которые попадают в современную границу Сандерленда. [ 13 ] [ 14 ]
Средневековые события после нормандского завоевания
[ редактировать ]В 1100 году в южном устье реки (ныне восточная края) приход БишопВармута включал рыбацкую деревню в южном устье реки (ныне восточная края) (которая превратилась в «Сандерленд»). [ 15 ] Это урегулирование было предоставлено Хартером в 1179 году Хью Падси , тогдашним епископом Дарема (который имел квазиномонархическую власть в районе Палатин ); [ 16 ] Хартия дала своим продавцам те же права, что и в Ньюкасле-на-Тайн , но, тем не менее, для Сандерленда потребовалось время, чтобы развиваться как порт . [ 17 ] Рыбалка была основной коммерческой деятельностью в то время: в основном сельдь в 13 -м веке, затем лосося в 14 и 15 веках. [ 18 ] С 1346 судов строились в Уирмуте, продавцом по имени Томас Менвилл, [ 19 ] и к 1396 году было экспортировано небольшое количество угля. [ 18 ]
Быстрый рост порта был первоначально вызван торговлей солью. [ 18 ] Экспорт соли из Сандерленда зарегистрирован уже в 13-м веке, но в 1589 году соляные кастрюли были заложены в Bishopwearmouth Panns (современное название района, которое оккупированные кастрюли-это банк Панн, на берегу реки между центром города и в Ист -Энд). [ 20 ] Большие чаны морской воды были нагреты с использованием угля; Когда вода испарилась, соль осталась. По мере того, как уголь должен был нагреть соляные сковороды, по добыче угля начало появляться сообщество . Только низкокачественный уголь использовался в солевой панорамировании; Более качественный уголь был продан через порт, который впоследствии начал расти. [ 21 ]
17 век
[ редактировать ]Как соль, так и уголь продолжали экспортироваться в течение 17 -го века, но торговля углем значительно выросла (2–3000 тонн угля были экспортированы из Сандерленда в 1600 году; к 1680 году это увеличилось до 180 000 тонн). [ 18 ] Из-за сложности для того, чтобы Коллиерс пытался ориентироваться в мелководье износа, уголь, добытый дальше внутри страны, был загружен на кили (большие лодки с плоским дном) и снят вниз к ожидаемым коллегам. Кили были укомплектованы сплоченной группой работников, известных как « Keelmen ». [ 22 ]
был предоставлен хартией В 1634 году епископ Томас Мортон , который включал жителей « Антимерного района » Сандерленда в качестве «мэра, олдерменов и общности» района и предоставил привилегию рынка и ежегодную ярмарку. Хотя как следствие, мэр и двенадцать олдерменов были назначены и созданы общий совет, их учреждение, похоже, не пережило последующую гражданскую войну . [ 23 ]
Перед 1 -й английской гражданской войной Север, за исключением Кингстона на Халле , объявлено королем. В 1644 году север был захвачен парламентом. [ 24 ] Деревни, которые позже становятся Сандерлендом, были взяты в марте 1644 года. [ 25 ] Одним из артефактов английской гражданской войны вблизи этого района был длинная траншея; Тактика более поздней войны. [ 25 ] В деревне Оффертон примерно в трех милях от этого района произошли стычки. [ 26 ] [ 27 ] Парламент также блокировал реку Тайн , наносящая на нет торговлю угля в Ньюкасле, которая позволила торговле углями в этом районе в течение короткого периода. Было интенсивное соперничество между портами Сандерленда и Ньюкасла, когда два города приняли противоположные стороны в гражданской войне.
В 1669 году, после восстановления , король Карл II предоставил письма, патентные Эдварду Эндрю, эсквайру. «построить пирс, построить маяк или маяки и очистить гавань Сандерленда» и санкционировать взимание на на судоходство судоходство, чтобы собрать необходимые средства; [ 28 ] Однако потребовалось время, прежде чем эти улучшения были реализованы.
Есть свидетельства того, что растущее число судостроителей или лодочных строителей активно участвовало в реке в конце 17 -го века: среди прочего, банковская семья Goodchilds открыла здание в 1672 году (в конечном итоге он закрылся, когда банк ушел из бизнеса в 1821 году) ; А в 1691 году один Томас Берн в возрасте 17 лет зарегистрирован как взяв на себя бег двора от своей матери. [ 29 ]
18 век
[ редактировать ]
Речные работы
[ редактировать ]Комиссия по износу реки была сформирована в 1717 году в ответ на растущее процветание Сандерленда в качестве порта. [ 30 ] В соответствии с Советом комиссаров (комитет местных земель владельцев, владельцев судов, владельцев Colliery и торговцев) последовательность инженеров -строителей адаптировала Natural Riverscape для удовлетворения потребностей морской торговли и судостроения. Их первой крупной работой в гавани была строительство в камне Южного пирса (позже известного как Старый Южный пирс), начавшейся в 1723 году с целью отвлечения речного канала вдали от песчаных банков ; [ 31 ] Здание Южного пирса продолжалось до 1759 года. К 1748 году река была вручную. [ 32 ] Северный аналог к южному пирсу еще не был на месте; Вместо этого в это время был сформирован временный взломан, состоящий из ряда свай, въезжающих в морское дно, вкрапленное со старыми кильботами. С 1786 года началась работа на более постоянном северном пирсе (который позже был известен как Старый Северный пирс): он был сформирован из деревянной рамы, заполненной камнями и сталкивался с каменной кладкой и в конечном итоге простирался на 1500 футов (460 м) в море. Полем Работа была первоначально контролирована Робертом Стаутом (инженер комиссаров износа с 1781 по 1795 год). В 1794 году на конец моря был построен маяк, в это время около половины пирса была заключена в каменную кладку; [ 31 ] Он был завершен в 1802 году. [ 33 ]
К началу 18 -го века берега износа были описаны как усеянные небольшими верфями, поскольку прилив течет. [ 29 ] После 1717 года были приняты меры по увеличению глубины реки, торговля судостроительными построениями Сандерленда значительно выросла (параллельно с экспортом угля). [ 34 ] Был построен ряд военных кораблей, наряду со многими коммерческими парусными кораблями. К середине столетия город, вероятно, был главным центром судостроения в Британии. [ 35 ] К 1788 году Сандерленд был четвертым по величине портом Британии (по меру тоннажа) после Лондона, Ньюкасла и Ливерпуля; Среди них это был ведущий экспортер угля (хотя он не конкурировал с Ньюкаслером с точки зрения торговли домом угля). [ 34 ] Дочерний рост был вызван по всему региону, к концу столетия, благодаря ненасытному требованию лондонского угля во время французских революционных войн . [ 29 ]
Третий по величине экспорт Сандерленда, после угля и соли, был стеклом. [ 36 ] Первые современные стеклянные заработки города были созданы в 1690 -х годах, и индустрия выросла до 17 -го века. [ 37 ] Его процветанию помогали торговые суда, которые приносят хороший качественный песок (как балласт ) из Балтии и в других местах, которые вместе с местным известняком (и уголь для стрельбы в печи) были ключевым ингредиентом в процессе создания стекла . Другие отрасли, развивающиеся рядом с рекой, включали в себя сжигание извести и изготовление глиняной посуды (первая коммерческая керамика города, глиняная керамика гарнизона, открылась в старом Сандерленде в 1750 году). [ 38 ]

Первый в мире паровой Dredger был построен в Сандерленде в 1796-7 и поставлен на работу на реке в следующем году. [ 32 ] Разработанный преемником Стаута в качестве инженера Джонатаном Пикернеллом-младшим (в почте с 1795 по 1804), он состоял из набора деджеров «Бэк и ложки», управляемых специально разработанным 4-сильным двигателем Boulton & Watt . Он был разработан для того, чтобы дногнуть до максимальной глубины 10 футов (3,0 м) ниже ватерлинии и оставался в эксплуатации до 1804 года, когда его составляющие детали были проданы в виде отдельных лотов. [ 32 ] На берегу многочисленные небольшие промышленности поддержали бизнес расцветающего порта. В 1797 году в Сандерленде была построена первая в мире патентная ропери (производящая машинную веревку , а не использование веревки ) с использованием паровой коноплящей машины, которая была разработана местным школьным учителем Ричардом Фотергиллом, в 1793 году; [ 36 ] Здание ропери все еще стоит, в районе Дептфорда города. [ 39 ]
Городские события
[ редактировать ]
В 1719 году приход Сандерленда был вырезан из густонаселенного восточного конца епископвормота из -за создания новой приходской церкви, церкви Святой Троицы, Сандерленд (сегодня также известная как Сандерлендская старая приходская церковь). Позже, в 1769 году, церковь Святого Иоанна была построена как часовня легкость в приходе Святой Троицы; Построенный местным угольным, Джон Торнхилл, он стоял в проспекте к северо-востоку от приходской церкви. (Святой Иоанн был снесен в 1972 году.) [ 40 ] К 1720 году была полностью построена портовая зона, с большими домами и садами, обращенными к городскому болоту и морю, и жилища рабочих, сочетающихся с мануфактами вдоль реки. [ 18 ] Три оригинальных поселения Wearmouth (Bishopwearmouth, Monkwearmouth и Sunderland) начали объединяться, движимым успехом порта Сандерленд и соляной панорамированием и судостроением вдоль берегов реки. Примерно в это же время Сандерленд был известен как «Сандерленд-нор-тере». [ 41 ]

К 1770 году Сандерленд распространился на запад вдоль своей главной улицы, чтобы присоединиться к Bishopwearmouth. [ 18 ] В 1796 году Bishopwearmouth, в свою очередь, получил физическую связь с Monkwearmouth после строительства моста, моста Wearmouth , который был вторым в мире железным мостом (после знаменитого пролета в Ironbridge ). [ 42 ] Он был построен на подстрекательстве Роуленда Бурдона , члена парламента (депутата) для графства Дарем , и описанный Николаусом Певснером как «триумф новой металлургии и инженерной изобретательности [...] превосходной элегантности». [ 18 ] Охватывая реку за один размер 236 футов (72 м), она была вдвое больше длины более раннего моста в Ironbridge, но всего на три четверти веса. Во время строительства это был самый большой мост в мире; [ 43 ] И поскольку Сандерленд развивался на плато над рекой, он никогда не страдал от проблемы прерывания прохождения сосудов с высоким уровнем масти.
Защита
[ редактировать ]
Во время войны за ухо Дженкинса была построена пара оружейных батарей (в 1742 и 1745 годах) на береговой линии к югу от Южного пирса, чтобы защитить реку от атаки (еще одна батарея была построена на вершине скалы в Рокере, Десять лет спустя). [ 44 ] Одна из пары была смыта морем в 1780 году, но другая была расширена во время во время французских революционных войн и стал известен как батарея Черной кошки. [ 45 ] В 1794 году за аккумулятором были построены казармы Сандерленда , недалеко от того, что тогда было вершиной мыса. [ 46 ]
19 -й век
[ редактировать ]
В 1802 году был построен новый восьмиугольный маяк высокого уровня 72 фута (22 м) высокого уровня, спроектированный главным инженером Джонатаном Пикернеллом. В то же время он построил маяк на южном пирсе, который показывал красный свет (или днем красный флаг), когда прилив был достаточно высоким, чтобы корабли проходили в реку. [ 31 ] С 1820 года маяк Пикернелла был зажжен газом из собственного газометра. [ 23 ] В 1840 году работа начала расширять Северный пирс до 1770 футов (540 м), а в следующем году его маяк был перемещен в целом, на деревянном колыбели, в свой новый конец моря, оставаясь каждую ночь на протяжении всего процесса. [ 31 ]
Местное правительство
[ редактировать ]
В 1809 году акт парламента [ который? ] был принят создание комиссии по улучшению, для «мощения, освещения, очищения, наблюдения и в противном случае улучшения города Сандерленд»; [ 23 ] Это обеспечило начало структуры местного самоуправления для поселка в целом. [ 36 ] Уполномоченные были назначены, с возможностью взимания взносов в работах, подробно описанных в Законе, и в 1812–14 гг. Суд, почтовое отделение и новостная комната. Это стало обычным местом для сбора для торговцев, ведя бизнес, а общественные комнаты на первом этаже были доступны для публичных функций, когда они не использовались для встреч уполномоченных. К 1830 году комиссары сделали ряд улучшений, начиная от создания полицейских сил до установки газового освещения по большей части города. [ 23 ]

В других аспектах, однако, местное правительство все еще было разделено между тремя приходами ( церковь Святой Троицы, Сандерленд , Святого Михаила, БишопВармут и Церковь Святого Петра, Монквеармут ), и когда в 1831 году холера разразилась их избранные Вестримы не смогли справиться с эпидемия . [ 47 ] Сандерленд, главный торговый порт в то время, был первым британским городом, который был поражен эпидемией «индийской холеры». [ 48 ] Первая жертва, Уильям Спруат, умер 23 октября 1831 года. Сандерленд был помещен в карантин, а порт был блокирован, но в декабре того же года болезнь распространилась на Гейтсхед , и оттуда он быстро пробился по всей стране, убив около 32 000 человек; Среди тех, кто умер, был военно -морской герой Сандерленда Джек Кроуфорд . (Роман «Господство» американского автора Шери Холман находится в Сандерленде во время эпидемии.) [ 49 ]
Требования к демократии и организованному городскому правительству увидели, что три прихода были включены как район Сандерленд в 1835 году. [ 50 ] Позже, Закон о районе Сандерленда 1851 года ( 14 и 15 Vict . [ 36 ]
Уголь, устойчивые, железные дороги и доки
[ редактировать ]
В начале девятнадцатого века «три великих владельца Collieries на износе [были] лорд Дарем , маркиз Лондондерри и Hetton Company». [ 23 ] В 1822 году была открыта железная дорога Hetton Colliery , связывая Collieries компании со Стейтсом («Hetton Staiths») на прибрежном направлении в Bishopwearmouth, где капли угля доставили уголь непосредственно на ожидающие корабля. Производившийся Джорджем Стивенсоном , это была первая железная дорога в мире, которая эксплуатировалась без животных, и в то время (хотя и кратко) была самой длинной железной дорогой в мире. [ 51 ] В то же время лорд Дарем начал устанавливать железнодорожные связи с прилегающим набором Staiths («Lambton Staiths»). Лорд Лондондерри, с другой стороны, продолжил передавать свой уголь вниз по течению на килах; Но он работал над созданием своего собственного отдельного порта вниз по побережью в гавани Сихэм .

Несмотря на то, что объем экспорта угля растет, возникала растущая обеспокоенность тем, что без создания специально построенного дока Сандерленда начнут потерять торговлю в Ньюкасле и Хартлпуле . [ 53 ] Связанные железнодорожники были на южной стороне реки, но сэр Хедворт Уильямсон , который владел большей частью земли на северном берегу, захватил эту инициативу. док году, получила королевскую Он хартию для создания сформировал компанию Wearmouth Dock в 1832 железнодорожная связь с противоположной стороной реки). Строительство дока пошло вперед (хотя и самое маленькое из предложений Брунеля), но не моста; Получающийся в результате северного дока, открытого в 1837 году, вскоре оказался слишком маленьким на 6 акрах (2,4 га), и он пострадал из -за отсутствия прямой железнодорожной связи с линии шариков к югу от износа (вместо этого он будет связан, с помощью Железная дорога Brandling Junction с 1839 года, в коллеги в районе Гейтсхеда). [ 53 ]
Также в Монквеармуте, в дальнейшем вверх по течению, в 1826 году началась работа по тонуту ямы в надежде достичь швов угля (хотя в этом месте они были глубоко под землей). Семь лет спустя уголь был поражен в 180 садах; [ 54 ] Копая глубже, шв Бенсам был найден в следующем году в 267 сахах, а в 1835 году в Коллиери из Wearmouth , которая была самой глубокой шахтой в мире, начала производить уголь. [ 55 ] Когда в 1846 году был достигнут превосходный Hutton Shew, на еще большей глубине, шахта (которая началась как спекулятивное предприятие господа Пембертон и Томпсон) стала прибыльной.

Тем временем, к югу от реки, Durham & Sunderland Railway Co. построила железнодорожную линию через городской мавр и основал там пассажирский термин в 1836 году. В 1847 году линия была куплена Джорджем Хадсоном в Йорке и железной дороге Ньюкасла . Гудзон, названный «Железнодорожный король», был членом парламента в Сандерленде и уже участвовал в схеме построения дока в этом районе. В 1846 году он сформировал компанию Sunderland Dock , которая получила акт парламента [ который? ] давая одобрение на строительство дока между южным пирсом и заливом Хендон. [ 56 ] Инженером, наблюдающим за проектом, был Джон Мюррей; Фонд Камень для входного бассейна был заложен в феврале 1848 года, и к концу года раскопки нового дока были в значительной степени завершены, а не добыча была использована в соответствующих работах по мелиорации земли . Выстроенный из известняка и вступил из реки через половину приливного бассейна , док (позже названный Хадсон Док) был официально открыт Гудзоном 20 июня 1850 года. [ 57 ] Большая часть доксайда на западе была занята углями, связанными с железнодорожной линией, но в северной части Джона Добсона был также склад и зернохранилище, построенное в северной части Джона Добсона (это, наряду со вторым складом с 1860 -х годов, было разрушен в 1992 году). [ 58 ]

В 1850–56 гг. Полуделятельный морской вход был построен в юго-восточном углу дока, защищенного парой вод, чтобы позволить более крупным кораблям войти в док прямо от Северного моря . первая из пары общественных могиле . В то же время (1853–55) Док Гудзон был продлен на юг и углублен, и, вместе с входным бассейном на север, была построена [ 57 ] В 1854 году открылась железная дорога Londonderry, Seaham & Sunderland, связывая лондондерри и южные колледжи с отдельным набором Staiths в Hudson Dock South. Это также обеспечило пассажирское обслуживание от Сандерленда в Seaham Harbour. [ 59 ]
В 1859 году доки были приобретены комиссарами River Wear. Под Томасом Мейком в качестве инженера доки были дополнительно расширены со строительством дока Хендона на юге (1864–67). (Хендон Док был введен через Гудзон Док Юг, но в 1870 году он также был предоставлен полуавременным морским входом, обеспечивающим прямой доступ от Северного моря.) Под преемником Мейка Генри Хей Уэйк Гудзон Док был дополнительно расширен и въезды. были улучшены: [ 57 ] В 1875 году были установлены ворота замка (вместе с качающимся мостом ) у входа в реку, чтобы позволить въезжать во всех состояниях прилива; Они были оснащены гидравлическим оборудованием , установленным сэром Уильямом Армстронгом в соседнем офисном здании дока. [ 60 ] новый морской замок в 1877–80 годах. Точно так же на юго-восточном входе был построен [ 61 ] Водол (известный как «Северо-восточный пирс»), который защищал вход в море в доки, был снабжен маяком (высотой 29 футов (8,8 м) и строительство решетки, с тех пор, как снести), который, как братья, оснащенные оптикой пятого порядка. и часовой обработки механизма в 1888 году; [ 62 ] На нем отображался секторный свет : белый, указывающий на фарватер и красный, указывающий на погруженные опасности. [ 63 ]
К 1889 году через док проходил два миллиона тонн угля в год. [ 64 ] Восточные причалы, напротив угля, были в основном заняты лесопильными мельницами и деревянными ярдами, с большими открытыми пространствами, передаваемыми для хранения пит -реквизитов для использования в шахтах; [ 65 ] В то время как к югу от док -станции Хендона, Wee Fuel Works дистиллировал угольную смолу для производства шага, нефти и других продуктов. [ 66 ]
После завершения док -станций HH Wake начал строительство пирса Рокер (часть схемы защиты речного подхода путем создания внешней гавани). Защита другого рода была обеспечена аккумулятором волнового бассейна, вооруженной четырьмя RML 80 -фунтовым 5 -тонным оружием , построенным прямо в старом южном пирсе в 1874 году. [ 67 ]
Растущая индустриализация побудила богатых жителей отойти от старого порта, при этом несколько поселились на пригородных террасах поместья Фосетт и парка Моубрэй . Район вокруг Фосетт -стрит сама все чаще функционировал как гражданский и коммерческий центр города. В 1848 году железная дорога Джорджа Хадсона в Йорке, Ньюкасл и Бервик построила пассажирский термин, станция Монквеармута , к северу от Бриджа Иудмута; и к югу от реки еще один пассажирский термин, на Фосетт -стрит, в 1853 году. Позже Томас Эллиот Харрисон (главный инженер на северо -восточной железной дороге ) планировал перевести железную дорогу через реку; Железнодорожный мост Wearmouth (по общему мнению, «крупнейший в 1879 году« крупнейший железный мост с борьбой в мире ») открылся в 1879 году. [ 36 ] В 1886–90 годах ратуша Сандерленда была построена на Фосетт -стрит, к востоку от железнодорожного вокзала, до дизайна Брайтвона Биньона . [ 18 ]
"Величайший корабль построения в мире"
[ редактировать ]
Судостроительная промышленность Сандерленда продолжала расти в течение большей части 19 -го века, став доминирующей промышленностью города и определяющей частью ее идентичности. [ 36 ] К 1815 году это был «ведущий порт судостроения для деревянных торговых судов» с 600 кораблями, построенными в этом году на 31 ярде. [ 69 ] К 1840 году в городе было 76 верфи, а в период с 1820 по 1850 год количество кораблей, построенных на износ, увеличилось в пять раз. С 1846 по 1854 год почти треть британских кораблей были построены в Сандерленде, и в 1850 году Сандерленд Геральд объявил город величайшим портом судостроения в мире. [ 70 ]
В течение столетия размер строительных кораблей увеличился, а технологии развивались: в 1852 году первый железный корабль был запущен на Wearside, построенный морским инженером Джорджем Кларком в партнерстве с судостроителем Джоном Баркесом. [ 71 ] Тридцать лет спустя корабли Сандерленда были построены в стали [ 36 ] (Последний деревянный корабль был запущен в 1880 году). [ 69 ] По мере развития века верфь на износ уменьшались в количестве, с одной стороны, но увеличивались в размере с другой, чтобы приспособить растущую шкалу и сложность строительных кораблей. [ 69 ]
Сервицы, основанные в 19 веке, и все еще работают в 20 -м, включали: [ 68 ]
- Сэр Джеймс Лейнг и сыновья (основанный Филиппом Лейнгом в Дептфорде в 1818 году, переименован в сэра Джеймса Лейнг и сыновья в 1898 году)
- SP Austin (учрежден в 1826 году в Монквеармуте, перемещаясь через реку к месту вдоль «Wearmouth Bridge» в 1866 году)
- Bartram & Sons (основанная в Hylton в 1837 году, переехала в Южный Док в 1871 году)
- William Doxford & Sons (создан в Кокс Грин в 1840 году, переехал в Паллион в 1857 году)
- Уильям Пикерсгилл (создан в Саутвике в 1845 году)
- JL Thompson & Sons (Yard, созданный в Северном Сэндсе Робертом Томпсоном в 1846 году, захваченным его сыном Джозефом в 1860 году, еще один сын (также Роберт), установив свой собственный двор в Саутвике в 1854 году)
- Джон Краун и сыновья (двор, основанный в Монквеармуте Люком Короной (или Кроне) к 1807 году, захваченным его внуком Джеки в 1854 году)
- Короткие братья (основанные Джорджем Шортом в 1850 году, переехали в Паллион в 1866 году)
- Сэр Дж. Пристман (основан в Саутвике в 1882 году)
Наряду с верфи, морские инженерные работы были созданы с 1820 -х годов, изначально предоставляя двигатели для пароварки весла ; В 1845 году корабль под названием «Эксперимент» был первым из многих, который был преобразован в движение парового винта . [ 29 ] Спрос на паровые суда увеличился во время Крымской войны ; Тем не менее, парусные корабли продолжались, в том числе быстрого полностью насыщенных композитных кусочек , в том числе город Аделаида в 1864 году и Торренс (последнее такое судно, когда -либо построенное), в 1875 году. [ 68 ]
Другие отрасли
[ редактировать ]
К середине столетия стеклянное изготовление было в его высоте на износ. James Hartley & Co. , основанная в Сандерленде в 1836 году, стала крупнейшим стеклом в стране и (запатентованной инновационной техникой производства для свернутого стекла ), производившей большую часть стекла, используемого при строительстве Кристаллического дворца в 1851 году. [ 38 ] К этому времени в Хартли было произведено треть всех изготовленных в Великобритании стекла. [ 36 ] Другие производители включали в себя стеклянные заводы Cornhill Flint (учрежденные в Саутвике в 1865 году), который специализировался на прессованном стекле , как и Flint Flint Steralworks (который первоначально был основан в 1697 году). [ 37 ] В дополнение к пластинкому стеклу и прессованным производителям стекла в 1850 -х годах было 16 бутылочных работ, и способность производить от 60 до 70 000 бутылок в день. [ 38 ]
Местные гончары также процветали в середине 19-го века, снова используя сырье (белую глину и камень), привезенные в Сандерленд в качестве балласта на кораблях. Сандерленд Керамика была экспортирована по всей Европе, а Сандерленд Лустраре оказался особенно популярным на домашнем рынке; Однако отрасль резко снизилась в конце века из -за иностранной конкуренции, и крупнейший оставшийся производитель (керамика Саутвика) закрылся в 1897 году. [ 38 ]
Виктория Холл катастрофа
[ редактировать ]
Виктория Холл была большим концертным залом на дороге, обращенной к парку Моубрэй . Зал был местом трагедии 16 июня 1883 года, когда погибли 183 детей. [ 72 ] Во время разнообразного шоу дети бросились к лестнице для угощений. [ 73 ] В нижней части лестницы дверь была открыта внутрь и сбежалась таким образом, чтобы оставить только разрыв, достаточно широкий, чтобы один ребенок мог пройти за раз. [ 74 ] Дети спустились по лестнице, а на фронте были пойманы в ловушку и раздавлены весом толпы позади них. [ 75 ]
Удыхание 183 детей в возрасте от трех до 14 лет является худшей катастрофой в своем роде в британской истории. [ 76 ] Мемориал, скорбящая мать, держащая мертвого ребенка, расположен в парке Маубрей в защитном навесе. [ 77 ] Газетные отчеты вызвали настроение национального возмущения, и запрос рекомендовал, чтобы общественные места были оснащены минимальным количеством чрезвычайных выходов наружу , что привело к изобретению аварийных дверей «Push Bar». Этот закон остается в силе. Виктория Холл оставался в использовании до 1941 года, когда она была разрушена немецкой бомбой. [ 78 ]
Театр Лицея
[ редактировать ]Lyceum был публичным зданием на Ламбтон -стрит, открытое в августе 1852 года, чьи многие комнаты включали в себя институт механики и зал 90 на 40 футов (27 м × 12 м), который Эдвард Д. Дэвис превратил в театр, открыл сентябрь 1854 года, Затем был потрошен пожаром в декабре следующего года. Он был отремонтирован и вновь открыт в сентябре 1856 года как Королевский театр Лицея и известен как место Генри Ирвинга . успеха [ 79 ] Здание было разрушено пожаром в 1880 году и снесено. Сайт был позже разработан для Армии спасения. [ 80 ]
20 -й и 21 -й веки
[ редактировать ]
Сеть общественного транспорта была улучшена в 1900–1919 годах с помощью электрической трамвайной системы . Трампы постепенно были заменены автобусами в течение 1940 -х годов, а затем были полностью укорочены в 1954 году. [ 81 ] В 1909 году был построен мост королевы Александра , связывающий Дептфорд и Саутвик . [ 82 ]

Первая мировая война привела к заметному увеличению в судостроении, но также привела к тому, что город был нацелен на рейд Зеппелина в 1916 году. В районе Монквеармут был поражен 1 апреля 1916 года, а 22 жизни были потеряны. Многие граждане также служили в вооруженных силах в течение этого периода, более 25 000 человек из населения 151 000 человек. [ 83 ]
После первой мировой войны и в результате Великой депрессии 1930 -х годов судостроение резко сократилось: количество верфи на износе сократилось с пятнадцати в 1921 году до шести в 1937 году. [ 69 ] Небольшие дворы J. Blumer & Son (в North Dock) и Sunderland Shipbuilding Co. Ltd. (в доке Гудзона) были закрыты в 1920 -х годах, а другие ярды были закрыты национальными судостроителями в 1930 -х годах (включая Осбурн, Graham & Co., Way Upriver в North Hylton, Robert Thompson & Sons в Саутвике, и «переполнение», управляемые Swan, Hunter & Wigham Richardson и William Grey & Co. ). [ 84 ]

С началом Второй мировой войны в 1939 году Сандерленд стал ключевой целью немецкого люфтваффе , который погиб 267 человек. [ 85 ] В городе нанес ущерб или разрушение 4000 домов, [ 86 ] и опустошенная местная промышленность. После войны было разработано больше жилья. Границы города расширились в 1967 году, когда соседние Ryhope , Silksworth , Herrington , South Hylton и Castletown были включены в Сандерленд.
Во второй половине 20 -го века судостроение и угольная режима снизились; Судостроение закончилось в 1988 году, и в 1993 году в худшем из кризиса безработицы до 20 процентов местной рабочей силы осталось безработным в середине 1980-х годов. [ 87 ]
По мере того как бывшие тяжелые отрасли снизились, были разработаны новые отрасли промышленности (включая электронное, химическое, бумажное и автопроизводство) и сектор услуг, расширенный в течение 1980 -х и 1990 -х годов. [ 88 ] В 1986 году японский производитель автомобилей Nissan открыл свою завод Nissan Motor Mother Bulity в Вашингтоне, который с тех пор стал крупнейшим автомобильным заводом в Великобритании. [ 89 ]
С 1990 года банки износа были восстановлены с созданием жилья, розничных парков и бизнес -центров на бывших площадках судостроения. Наряду с созданием Национального стеклянного центра Университета Сандерленда построил новый кампус на месте Святого Петра . Оформление площадки Vaux Breweries на северо -западной части центра города создало дополнительную возможность для развития в центре города. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]
Сандерленд получил статус города в 1992 году. [ 93 ] Как и во многих городах, Sunderland состоит из нескольких областей с их собственными разными историями, Fulwell , Monkwearmouth, Roker и Southwick на северной стороне износа, а также Bishopwearmouth и Hendon на юге. 24 марта 2004 года город принял Бенедикта Бископа в качестве своего покровителя . [ 94 ]

В 20 -м веке Sunderland AFC стал величайшим претензием в районе износовой зоны на спортивную славу. Основанная в 1879 году в качестве учителей Сандерленда и округа АФК школьным учителем Джеймсом Аллан , Сандерленд присоединился к футбольной лиге в сезоне 1890–91 . К 1936 году клуб был чемпионом в лиге пять раз. Они выиграли свой первый Кубок Англии в 1937 году , но их единственная после Второй мировой войны главная честь наступила в 1973 году, когда они выиграли второй Кубок Англии . У них была клетчатая история, и они упали в старую третью дивизию на сезон и были трижды вылечены из Премьер -лиги , дважды с самыми низкими точками за всю историю, [ 95 ] Заработать клуб репутацию клуба йо-йо . После 99 лет на историческом стадионе Roker Park , [ 96 ] Клуб переехал на стадион света на 42 000 мест на берегах реки в 1997 году. В то время это был крупнейший стадион, построенный английским футбольным клубом с 1920-х годов, и с тех пор был расширен до почти 50 000 сидящих зрители. [ 97 ]
В 2018 году Sunderland стал лучшим городом для жизни и работы в Великобритании финансовой фирмой OneFamily. [ 98 ] В том же году Сандерленд был оценен как один из 10 лучших городов Великобритании. [ 99 ]
Многие прекрасные старые здания остаются, несмотря на бомбардировку, которая произошла во время Второй мировой войны. [ 100 ] Религиозные здания включают церковь Святой Троицы, построенную в 1719 году для независимой церкви Сандерленда, церкви Святого Михаила, построенной как приходская церковь епископармута и в настоящее время известный как Минстер Сандерленд и церковь Святого Петра, Монкьюармут, часть которого датируется 674 г. н.э. Полем Церковь Святого Андрея, Рокер , известная как «Собор Движения искусства и ремесел », содержит работу Уильяма Морриса , Эрнеста Гимсона и Эрика Джилла . [ 101 ] Католическая церковь Святой Марии - самая ранняя выжившая церковь готического возрождения в городе. [ 102 ]
Сандерлендский гражданский центр был спроектирован Спенсом Боннингтоном и Коллинзом и был официально открыт принцессой Маргарет, графиня Сноудона в 1970 году. [ 103 ] Он закрылся в ноябре 2021 года после открытия новой мэрии на бывшем месте реконструкции пивоварни Vaux.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт, Джозеф (21 марта 2010 г.). Толлер, Томас Норкот ; Христос, Шон; Tichý, Ondřej (Eds.). «Сандор-Лэнд (дополнительная)» . Англосаксонский словарь онлайн . Факультет искусств, Университет Чарльза в Праге . Получено 22 декабря 2018 года .
- ^ Босворт, Джозеф (21 марта 2010 г.). Толлер, Томас Норкот ; Христос, Шон; Tichý, Ondřej (Eds.). "Сандор-ланд" . Англосаксонский словарь онлайн . Факультет искусств, Университет Чарльза в Праге . Получено 22 декабря 2018 года .
- ^ Глен Линдон Доддс (2001). История Сандерленда (2 -е изд.). Альбион. П. 5. ISBN 0-9525122-6-2 .
- ^ Глен Линдон Доддс (2001). История Сандерленда (2 -е изд.). Альбион. П. 6. ISBN 0-9525122-6-2 .
- ^ «Пивоварня может держать римские ответы» . BBC News . 2 сентября 2003 г. Получено 22 июля 2009 г.
- ^ «Каменные якоря, найденные в реке, могут показать римский порт» . BBC News . 21 марта 2021 года . Получено 20 марта 2020 года .
- ^ «Музей и зимние сады - посмотрите на стекло» . Сандерленд Эхо . 2005. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «История Сандерленда» . Сайт Weardaleway. 2005. Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ HJ White , Кодекс Амиатинус и его место рождения , в: Studia Biblica et ecclesisctica (Oxford 1890), vol. II, с. 273
- ^ "Библиотеки" . Католическая энциклопедия . Получено 23 января 2007 года .
- ^ «Академическая - почтенная кроват» . Мировой музей Беде. 2008. Архивировано из оригинала 4 июня 2003 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «Книга месяца, Беде возится в календаре» . Университет Глазго. 2001 . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «Происхождение епископвормота» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Получено 23 января 2007 года .
- ^ «Рейхоп -деревня» . Сайт WearSideOnline. 2008. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ "Что в имени?" Полем Сандерленд Эхо . Получено 17 января 2007 года . [ мертвая ссылка ]
- ^ Дэвид Симпсон (1991). «Страницы истории Северо -Восточной Англии» . Миллениумная история северо -восточной Англии . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ "Ньюкасл уголь" . Северо -восток Англии . Архивировано из оригинала 27 августа 2019 года . Получено 27 августа 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Певснер, Николаус; Уильямсон, Элизабет (1983). Здания Англии: графство Дарем (2 -е изд.). Лондон: Пингвин.
- ^ "Sunderland Ship Building" . Это веб -сайт Sunderland . 2008. Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ Тим Ламберт (2008). «Краткая история Сандерленда» . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «История Северо -Востока, ранняя добыча угля» . Северное эхо . 2003. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ "Вы знали?" Полем Сайт Северо -Восточной истории . 2003 . Получено 3 апреля 2008 года . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Бернетт, Джеймс (1830). История города и порта Сандерленда, а также приходы БишопВармута и Монквмута . Сандерленд: JS Burnett. п. 44
- ^ Сотрудники History.com (2009). «Английские гражданские войны» . История.com . A+E Networks . Получено 29 июля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Доддс, Дерек (20 октября 2005 г.). Нортумбия… (Британское поле Британии) . Англия: Leo Cooper Ltd (20 октября 2005 г.). п. 139. ISBN 1844151492 .
- ^ « История Сандерленда (второе издание, 2001), Глен Линдон Доддс, с. 46–48».
- ^ «Оффертон, сайт стычки гражданской войны - детали» . twsitelines.info . 14 октября 2015 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ Сайкс, Джон (1833). Местные записи: Или исторический реестр замечательных событий, которые произошли в Нортумберленде и Дареме, Ньюкасл на Тайне и Бервик на Твид (том 1) . Newcaste: J. Sykes. п. 114
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Марр, Ja «История судостроения на ношении» . Сайт Сандерленда . Получено 3 сентября 2019 года .
- ^ «История портов» . Порт Сандерленда . Архивировано с оригинала 26 августа 2019 года . Получено 26 августа 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джонс, Робин (2014). Маяки северо -восточного побережья . Веллингтон, Сомерсет: Халсгроув.
- ^ Jump up to: а беременный в Skempton, AW (1974). «История парового Dredger, 1797–1830». Труды Newcomen Society . 47 (1): 97–116. doi : 10.1179/tns.1974.008 .
- ^ «Джон Мюррей (1804–1882) - Graces Guide» .
- ^ Jump up to: а беременный Дэвис, Ральф (2012). Рост английской судоходной индустрии в семнадцатом и восемнадцатом веках (2 -е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 62
- ^ Новая энциклопедия Britannica: Микропедия . 1983.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Джонсон, Майкл; Поттс, Грэм (2013). Архитектура Сандерленда 1700–1914 . Stroud, Gloucs.: История пресса.
- ^ Jump up to: а беременный «Стекло изготовления на износ» . Би -би -си . Получено 5 сентября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Sunderland Industries" . Северо -восток Англии . Получено 5 сентября 2019 года .
- ^ Историческая Англия . «Websters Ropery (Listing II класса) (1207121)» . Список национального наследия для Англии . Получено 27 августа 2019 года .
- ^ "Фото: синяя табличка" . География . Получено 26 августа 2019 года .
- ^ Шегог, Эрик. "Сандерленд Минстер" . Город Сандерленд Колледж. Архивировано из оригинала 27 июня 2008 года . Получено 9 декабря 2006 года .
- ^ «Короткая история Сандерленда» . www.hodstw.org.uk. Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Получено 3 июня 2016 года .
- ^ "Сандерлендский мост иурод" . Wearside Onliine . Архивировано с оригинала 27 ноября 2011 года . Получено 24 сентября 2006 года .
- ^ «Сандерленд под атакой» (PDF) . Известняковые пейзажи . Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2019 года . Получено 26 августа 2019 года .
- ^ «Защита порта» . История округа Виктория . Получено 26 августа 2019 года .
- ^ «Сандерленд:« Старый Сандерленд » » . История износа . Получено 16 октября 2016 года .
- ^ «Дневник эпидемии Би -би -си» . Сайт Би -би -си . 2003 . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ Дневник эпидемии (холера) , BBC Radio 4 , [1]
- ^ "Кто был Джек Кроуфорд?" (PDF) . Сандерленд Совет. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2007 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «Жесткие вопросы» . Северное эхо . 2003 . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ "Hetton Colliery Railway" . Инженерные сроки . Получено 6 сентября 2019 года .
- ^ «Армстронг, Аддисон и Ко, Торговые торговцы, Сандерленд» . Национальный архив . Получено 16 сентября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Сандерленд Северный Док, место» . Инженерные сроки . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ "Wearmouth Colliery" . Даремский горнодобывающий музей . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ "Wearmouth Colliery" (PDF) . Aditnow: сайт для Mine Explorers и Mining Historians . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ «На набережной: первая морская связь с доками» . Сандерленд Эхо . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Сандерлендские доки» . Инженерные сроки . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ «Склады № 1 и 2, доки North Hudson, Sunderland, Tyne & Wear» . Историческая Англия . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ «Кольцевые железные дороги: Londonderry Seaham & Sunderland 1854/55» . Durham Records Online . 30 июля 2013 года . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ Историческая Англия . «Свинг-мост, замк и стены северного конца дока (1207097)» . Список национального наследия для Англии . Получено 17 сентября 2019 года .
- ^ Историческая Англия . «Свинг-мост в Ист-Сайде со стенами ашлара (1279892)» . Список национального наследия для Англии . Получено 17 сентября 2019 года .
- ^ Шанс, Джеймс Фредерик (2018). История фирмы Sance Brothers & Co. Шеффилд: Общество производителей стекла. п. 182.
- ^ Британские острова Пилот, вып. VII . Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. п. 299
- ^ «Тайн и носить ее (2874): Сандерленд, Южный Док (Хадсон Док) - детали» . Ситтелины . Получено 31 августа 2019 года .
- ^ Карта, 1894
- ^ Деталь карты, 1894
- ^ Историческая Англия . «Аккумулятор волнового бассейна рядом со старым южным пирсом (1207135)» . Список национального наследия для Англии . Получено 16 сентября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Судостроение на износ: часть 2» (PDF) . Сандерленд Совет . Получено 5 сентября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Судостроение на износ: часть 1» (PDF) . Сандерленд Совет . Получено 5 сентября 2019 года .
- ^ Кларк, Джозеф Финбар (1997). Здание кораблей на северо-восточном побережье . Bewick Press. п. 93.
- ^ «Сандерленд, Хадсон Док, Джордж Кларк, работает - детали» . Ситтелины . Получено 7 сентября 2019 года .
- ^ "Сандерленд из виктории Холл Сэмпед" . Северная страна . Архивировано из оригинала 8 января 2007 года . Получено 27 января 2007 года .
- ^ «Жертвы бедствия Виктории Холл» . Генуки . Получено 27 января 2007 года .
- ^ «Стихивание Виктории Холл 1883» (PDF) . Библиотека города Сандерленд . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2007 года . Получено 27 января 2007 года .
- ^ Кэрол Робертон (2000). «Дай им подходящий мемориал» . Сандерленд Эхо . Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «Бедствие Виктории Холл в 1883 году» . BBC H2G2 . Получено 26 мая 2007 года .
- ^ «Дети Toy Tradey Highted» . BBC News . 12 мая 2002 г. Получено 27 января 2007 года .
- ^ Тэлбот, Брайан (2007). Алиса в Сандерленде: развлечение . Лондон: Джонатон Кейп. С. 58–60. ISBN 978-0-224-08076-7 .
- ^ «Австралийская драматическая идентичность» . Джилонг рекламодатель . № 17, 387. Виктория, Австралия. 13 декабря 1902 г. с. 5 Получено 29 июля 2021 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Театр лицея» . Театральное доверие. 2017 . Получено 29 июля 2021 года .
- ^ «Йоркширский кино архив -» . Northestfilmarchive.com . Получено 4 августа 2017 года .
- ^ «SINE Project: детали структуры для моста королевы Александры» . Университет Ньюкасла на Тайн . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 12 октября 2006 года .
- ^ Хендерсон, Тони (29 мая 2014 г.). «Музей станции Монквеармут в Сандерленде проводит выставку плакатов Первой мировой войны» . Журнал. Архивировано с оригинала 16 июня 2016 года . Получено 3 июня 2016 года .
- ^ Карта, с датами
- ^ Хроника, вечер (1 января 2012 г.). «Десять интересных фактов о Сандерленде» . Получено 4 августа 2017 года .
- ^ Вудхаус, Роберт (2 февраля 2015 г.). Сандерленд в 100 свиданиях . История пресса. ISBN 9780750963244 .
- ^ «Лидер-пост-Google News Archive Search» . News.google.com . Получено 4 августа 2017 года .
- ^ Кевин Кларк (2006). "Хороший маленький бегун" . Сандерленд Эхо . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «История завода Nissan's Sunderland» . Ежедневный телеграф . Лондон Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Получено 3 июня 2016 года .
- ^ Лора Уайт (2004). «Центр снова станет стеклянным актом» . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ "Сэр Том получает собственный кампус!" Полем Сандерленд Эхо . 2002. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «Вы можете сказать на сайте Vaux» . Сандерленд Эхо . 2003. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ «История Сандерленда» . LocalHistories.org . 14 марта 2021 года.
- ^ «Святой этот хороший - наш собственный покровитель» . Сандерленд Эхо . 2005. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ [2] Архивировано 4 июля 2011 года на машине Wayback
- ^ [3] Архивировано 1 сентября 2010 года на машине Wayback
- ^ [4] Архивировано 1 сентября 2010 года на машине Wayback
- ^ "Является ли Сандерленд лучший город в Великобритании?" Полем 9 ноября 2018 года.
- ^ «Сандерленд занял первую десятку самых безопасных мест для жизни в Великобритании - вот почему» . 2 октября 2018 года.
- ^ «Редкие изображения вспоминают блиц военного времени» . BBC News . 12 апреля 2005 г. Получено 18 января 2007 года .
- ^ Сара Стоунер (2006). «Собор искусств и ремесел Рокера » . Сандерленд Эхо . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 3 апреля 2008 года .
- ^ Церковь Святой Марии и прикрепленных перил, Сандерленд из британских зданий, извлечена 12 декабря 2015 г.
- ^ «Тринадцать золотых воспоминаний о Сандерленде, как это выглядело в 1970 году - но сколько сцен вы помните?» Полем Сандерленд Эхо. 23 марта 2020 года . Получено 20 ноября 2020 года .