Мартин Дж.РМ. Марс
JRM Марс | |
---|---|
JRM-2 Mars «Кэролайн Марс» на вооружении ВМС США. | |
Роль | Летающая лодка |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 23 июня 1942 г. |
Введение | 30 ноября 1943 г. |
Ушедший на пенсию | 1956 (УСН)
2024 г. (гражданский) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВМС США (исторический)
|
Произведено | 1945–1948 |
Количество построенных | 7 |
Развитый в | Мартин 193 |
Martin JRM Mars — большая четырехмоторная грузовая транспортная летающая лодка , спроектированная и построенная компанией Martin для ВМС США во время Второй мировой войны . Это была самая большая союзников летающая лодка , запущенная в производство, хотя было построено всего семь. ВМС США заключили контракт на разработку XPB2M-1 Mars в 1938 году как летающую лодку дальнего действия для океанского патрулирования , которая позже была запущена в производство как транспортный корабль дальнего действия JRM Mars.
Четыре из уцелевших самолетов позже были переоборудованы для гражданского использования в водные бомбардировщики для тушения пожаров . Два самолета остались базироваться на озере Спроат недалеко от Порт-Алберни , Британская Колумбия , а один, «Гавайский Марс», оставался в эксплуатации до 2016 года. 28 марта 2024 года Музей авиации Британской Колумбии объявил о приобретении Hawaii Mars. от Coulson Aviation . Свой последний рейс он совершил в Викторию 11 августа 2024 года и станет частью постоянной экспозиции, получив титул «Жемчужины короны». [ 1 ] 25 апреля 2024 года было объявлено, что Филиппинский Марс будет приобретен Музеем авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона, для размещения там в постоянной экспозиции. [ 2 ] Туда его отправят позднее в этом году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Компания Glenn L. Martin расширила PBM Mariner конструкцию патрульного бомбардировщика для производства прототипа XPB2M-1 Mars. [ 3 ] О XPB2M-1 было объявлено 8 ноября 1941 года. Из-за возгорания двигателя во время наземных обкаток самолет впервые поднялся в воздух 23 июня 1942 года. После летных испытаний XPB2M в период с 1942 по 1943 год он был передан ВМФ. Первоначальная концепция патрульного бомбардировщика к этому времени считалась устаревшей, и «Марс» был переоборудован в транспортный самолет, получивший обозначение XPB2M-1R . Военно-морской флот остался доволен характеристиками и заказал 20 модифицированных JRM-1 Mars . [ 3 ] Первый, названный Hawaii Mars , был поставлен в июне 1945 года, но с окончанием Второй мировой войны ВМС сократили свой заказ, купив только пять самолетов, которые тогда находились на производственной линии. [ 4 ] Хотя первоначальный «Гавайский Марс» был потерян в результате аварии в Чесапикском заливе через несколько недель после его первого полета, остальные пять «Марсов» были построены, а последний доставлен в 1947 году.
Операционная история
[ редактировать ]служба ВМС США
[ редактировать ], получившие названия «Марианские Марс» , «Филиппинский Марс» , «Маршалл Марс» , «Кэролайн Марс» и второй «Гавайский Марс» Пять серийных самолетов Mars , поступили в эксплуатацию и переправляли грузы на Гавайи и острова Тихого океана 23 января 1944 года. [ 5 ] Последний серийный самолет ( Caroline Mars ) получил обозначение JRM-2, был оснащен двигателями Pratt & Whitney R-4360 мощностью 3000 л.с. (2200 кВт) , отличался более высоким максимальным весом и другими улучшениями. 4 марта 1949 года « Кэролайн Марс» установила новый мировой рекорд пассажиропотока, перевезя 269 человек из Сан-Диего в Сан-Франциско, Калифорния . [ 6 ] 5 апреля 1950 года « Маршалл Марс» затонул недалеко от Гавайских островов, когда у самолета загорелся двигатель после эвакуации экипажа. Оставшаяся «Большая четверка» эффективно перевозила рекордные объемы военно-морских грузов по маршруту Сан-Франциско — Гонолулу до 1956 года, когда они были выброшены на берег в авиабазе NAS Alameda . [ 3 ]
Гражданское использование
[ редактировать ]В 1959 году оставшиеся самолеты Mars должны были быть проданы на металлолом, но была создана канадская компания Forest Industries Flying Tankers (FIFT) , которая подала заявку на четыре самолета и большой запас запасных частей. Компания представляла консорциум лесозаготовительных компаний Британской Колумбии , предложение было принято, и продажа завершилась в декабре 1959 года. Четыре самолета были отправлены компании Fairey Aviation в Виктории, Британская Колумбия, для переоборудования в водные бомбардировщики . Переоборудование включало установку двигателя объемом 27 000 л; Фанерный бак емкостью 7 200 галлонов США (6 000 имп галлонов) в грузовом отсеке с выдвижными приемными ковшами, позволяющими заливать воду во время руления самолета. Черпаки позволили набрать на борт 27 тонн (27 длинных тонн; 30 коротких тонн) воды за 22 секунды. Позже часть корпусных топливных баков заменили на водяные. [ 7 ]
« Марианские острова Марс» разбился недалеко от Норт-Западного залива, Британская Колумбия, 23 июня 1961 года во время тушения пожара; все четыре члена экипажа погибли. Чуть более года спустя, 12 октября 1962 года, во время стоянки на берегу в аэропорту Виктории, « Кэролайн Марс» была повреждена и не подлежала ремонту тайфуном «Фреда» , когда ее отнесло на 200 метров, сломав ей спину. [ 8 ] Гавайи Марс и Филиппинский Марс были переоборудованы в водные бомбардировщики и поступили на вооружение в 1963 году. [ 3 ] Они появлялись на местных авиашоу, демонстрируя свою способность сбрасывать воду. Компания Flying Tankers Inc. отправляла водные бомбардировщики в горячие точки по всей провинции, когда возникала такая необходимость, например, в августе 2003 года, когда большой лесной пожар угрожал окраинам Келоуны, Британская Колумбия .
10 ноября 2006 года компания TimberWest Forest Ltd. объявила, что ищет покупателей Mars. Условием продажи было то, что покупатель должен был вернуть один самолет обратно в Порт-Алберни, когда они выйдут на пенсию, как историческую достопримечательность. [ 9 ] Музей авиации Гленна Л. Мартина в Мэриленде и Авиационный совет Британской Колумбии инициировали совместные усилия по сохранению самолетов: один для демонстрации в Мэриленде, а другой - на нынешнем месте в Канаде. [ 10 ] 13 апреля 2007 года TimberWest объявила о продаже обоих самолетов Coulson Forest Products, местной лесозаготовительной компании в Порт-Алберни, Британская Колумбия . Два уцелевших танкера в настоящее время эксплуатируются компанией Coulson Flying Tankers и базируются и обслуживаются на озере Спроат недалеко от Порт-Алберни. 25 октября 2007 года корабль Hawaii Mars («Redtail») прибыл к озеру Эльсинор в южной Калифорнии по частному контракту для оказания помощи в тушении лесных пожаров в Калифорнии в октябре 2007 года . Тем временем филиппинский Марс находился на «обширном техническом обслуживании и реконструкции» и, как ожидается, будет снова готов к полету к 2010 году. [ 11 ] По состоянию на 13 августа 2009 г. [update], « Гавайи Марс» участвовал в борьбе с пожаром Ла-Бреа к востоку от Санта-Марии в Южной Калифорнии.
Самолет может перевозить 7200 галлонов США (27000 л; 6000 имп галлонов) воды, и каждое развертывание может покрывать территорию до 4 акров (1,6 га). Самолет также может перевозить до 600 галлонов США (2300 л; 500 имп галлонов) пенообразователя для желирования падения груза. [ 12 ] В основном их используют для тушения пожаров вдоль побережья Британской Колумбии, а иногда и во внутренних районах. По состоянию на 29 июля 2010 года «Мартин Марс» использовался для тушения пожара на озерах Мейсон и Бонапарт к северу от Камлупса. [ 13 ]
23 августа 2012 года Coulson Group объявила, что Филиппинский Марс из-за того, что он не использовался в течение пяти лет, будет выведен из эксплуатации и отправлен в Национальный музей военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида , чтобы стать статической выставкой. Самолет был перекрашен в первоначальные цвета ВМС США и должен был быть доставлен в музей в ноябре 2012 года. [ 14 ] После многих задержек торговая сделка по передаче самолета музею была приостановлена ВМС в июне 2016 года в ожидании результатов президентских выборов в США в 2016 году . [ 15 ]
10 мая 2013 года правительство провинции Британская Колумбия объявило, что контракт с Hawaii Mars больше не будет заключаться после сезона 2013 года, поскольку в течение двух лет он не использовался для тушения пожаров в Британской Колумбии, а также из-за эксплуатации более новых и универсальных самолетов, группа Коулсона, включающая Lockheed C-130 Hercules, переоборудованный для пожаротушения. Хотя Коулсон заявил, что в последнее время « Гавайи Марс» подвергались многочисленным модернизациям, чтобы сделать его более безопасным и надежным. [ 16 ] ни один покупатель не высказался о покупке самолета. Коулсон также предостерег от любых планов открыть самолет в качестве туристической достопримечательности, сославшись на закрытие в 2013 году музея базы бомбардировщиков «Летающие танкеры» из-за плохой посещаемости. [ 17 ]
В мае 2015 года компания Hawaii Mars получила небольшой контракт на кратковременное использование для обучения китайских пилотов. Это было сделано с использованием Martin Mars для оценки соответствия правилам гражданской сертификации Международной школы летчиков-испытателей по управлению таким большим самолетом-амфибией. Пилоты будут сотрудничать с китайской государственной корпорацией авиационной промышленности Китая , когда они будут готовиться к запуску своего будущего AVIC AG600 . самолета [ 18 ] Впоследствии, в июле 2015 года, после протестов общественности, самолет был снова введен в эксплуатацию, и правительство Британской Колумбии заключило 30-дневный контракт на помощь в особенно тяжелый пожароопасный сезон. [ 19 ]
В 2016 году Hawaii Mars впервые появился на выставке EAA AirVenture Oshkosh в надежде, что его продадут или сдадут в аренду новому дому или бизнесу. [ 20 ] Одним из пилотов, направлявшихся в Ошкош, был небезызвестный Кермит Уикс .
В январе 2022 года Hawaii Mars стал предметом множества новостных статей, когда компания Platinum Fighter Sales выставила его на продажу за более чем 5 миллионов долларов. [ 21 ] [ 22 ] В июне 2023 года завершались планы по передаче « Гавайского Марса» Музею авиации Британской Колумбии . [ 23 ]
1 апреля 2024 года Coulson Aviation опубликовала официальное заявление, публично объявив, что Гавайи Марс будут переданы в дар Музею авиации Британской Колумбии, расположенному в международном аэропорту Виктория в Норт-Сааниче, Британская Колумбия. [ 24 ] После этого объявления на базе бомбардировщиков Спроат-Лейк в Порт-Алберни велась подготовка. 28 марта 2024 года провинция Британская Колумбия предоставила грант в размере 250 000 долларов на «защиту и сохранение» самолета, который сыграл важную роль в защите лесов Западного побережья. [ 25 ]
25 апреля 2024 года компания Coulson Aviation опубликовала официальное заявление, публично объявив, что Филиппинский Марс будет передан в дар Музею авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона. Coulson Aviation планирует доставить оба оставшихся самолета Martin JRM Mars в свои музеи к концу 2024 года. [ 26 ] Предвестником такого развития событий стало пожертвование Коулсоном Марса на Гавайях Музею авиации Британской Колумбии, о котором было объявлено всего за несколько недель до этого.
4 июня 2024 года Coulson Aviation объявила, что предложит два уровня «VIP-пакетов впечатлений» платящим клиентам, желающим «поближе познакомиться со своими водными бомбардировщиками Martin Mars». [ 27 ] Эти пакеты были описаны в уровнях по 5000 и 15 000 долларов США. Осознав местный спрос и популярность, Коулсон добавил уровень «Жители Альберни» за 1000 канадских долларов, который требовал подтверждения адреса для покупки.
Пакеты VIP-впечатлений включали базовый пакет «Водное такси». «Этот опыт будет состоять из подробного осмотра самолета и участия в ежедневном осмотре с командой технического обслуживания». Верхним уровнем был пакет «Пилотная повторность». «Это для наших заядлых энтузиастов авиации, которые мечтают оказаться за штурвалом гиганта массой 100 000 фунтов (45 т) и мощностью 10 000 л.с. (7500 кВт)». Билеты на программу VIP Experience были распроданы за 3 дня. [ 29 ]
1 августа 2024 года Гавайи Марс совершили полет впервые с 2016 года. [ 30 ] продолжает подготовку к паромному перелету в Патрисия-Бэй 11 августа 2024 года, «с маршрутом полета от Порт-Алберни до реки Кэмпбелл, реки Пауэлл, затем обратно в Комокс и вниз по побережью в Викторию». Гавайи Марс сопровождали Snowbirds Королевских ВВС Канады во время последнего полета в залив Патрисия в Северном Сааниче. [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- XPB2M-1
- Прототип патрульной летающей лодки дальнего действия модели 170 с четырьмя поршневыми двигателями Wright R-3350-8, один построен и переоборудован в XPB2M-1R.
- XPB2M-1R
- Опытный образец переоборудован в декабре 1943 года в опытный транспортный вариант, снято вооружение, установлены дополнительные грузовые люки и грузовое погрузочное оборудование, существующие люки увеличены и усилен палубный настил.
- ДРМ-1
- Модель 170А, серийный вариант дальнего транспорта, первоначально было заказано 20 самолетов, позже их сократили до шести. Однокилевое оперение, более длинный корпус с меньшим количеством переборок и большей максимальной взлетной массой. Он также был оснащен оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ и оснащен четырьмя двигателями Wright R-3350-24WA Cyclone с 4-лопастными воздушными винтами, пять построено, четыре уцелевших преобразованы в JRM-3.
- ДРМ-2
- Последний заказанный JRM-1 был завершен как JRM-2 с двигателями, замененными на двигатели Pratt & Whitney R4360-4T мощностью 3000 л.с. (2200 кВт) с 4-лопастными гребными винтами Curtiss Electric диаметром 16 футов 8 дюймов (508 см). Полная масса увеличилась на 20 000 фунтов (9 100 кг). [ 32 ]
- ДРМ-3
- Модель 170B, переоборудование оставшихся четырех JRM-1 с модернизированными двигателями Wright R3350-24WA мощностью 2400 л.с. (1800 кВт), поворачивающими винты Curtiss-Electric диаметром 16 футов 8 дюймов (508 см), два внутренних двигателя из которых были оснащены реверсивными -шаговые устройства.
Самолет
[ редактировать ]- Старушка - номер бюро (BuNo) 1520. Заказан 23 августа 1938 года и построен как прототип дальнего патруля XPB2M-1. Он совершил первый полет 3 июля 1942 года и в декабре 1943 года был преобразован в транспортный вариант и получил обозначение XPB2M-1R. . Первоначально назначенный VR-8 на авиабазе NAS Patuxent River , штат Мэриленд, для обучения экипажа, позже он был переведен на VR-2 на авиабазе NAS Аламеда , штат Калифорния, и списан в 1945 году.
- Hawaii Mars I - JRM-1 BuNo 76819 впервые поднялся в воздух 21 июля 1945 года и доставлен в ВМС США. Он затонул 5 августа 1945 года в Чесапикском заливе и был утилизирован на металлолом.
- Филиппинский Марс — JRM-1 BuNo 76820 , доставлен в ВМС США 26 июня 1946 года и приписан к VR-2 в авиабазе NAS Аламеда , Калифорния. Переоборудован и переименован в JRM-3. Выведенный из эксплуатации 22 августа 1956 года и проданный в 1959 году, он был переоборудован в самолет для борьбы с лесными пожарами и получил обозначение CF-LYK (позже C-FLYK). Самолет продолжал летать с Flying Tankers Incorporated, пока он и Hawaii Mars не были куплены в 2007 году компанией Coulson Group. Филиппинский Марс не летал при пожарах с лета 2006 года и был перекрашен в первоначальную маркировку ВМС США при подготовке к передаче для музейной экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в NAS Пенсакола , Флорида. Планируем переправить ее в музей в апреле или мае 2016 года. [ 34 ] было приостановлено. [ 15 ] По состоянию на сентябрь 2020 года «Филиппинский Марс» по-прежнему хранится на базе озера Спроат рядом с « Гавайским Марсом» . 25 апреля 2024 года Музей авиации и космонавтики Пима в Аризоне объявил, что приобрел филиппинский Марс и что он будет доставлен в музей в конце 2024 года. [ 35 ]
- Марианские острова Марс — JRM-1 BuNo 76821 , доставлен в ВМС США 26 февраля 1946 года и приписан к VR-2 на авиабазе NAS Аламеда. Переоборудованный и переименованный в JRM-3, он был выведен из эксплуатации 22 августа 1956 года и продан в 1959 году. Переоборудованный в самолет для борьбы с лесными пожарами и получивший обозначение CF-LYJ, самолет врезался в гору Мориарти недалеко от Нанаймо , остров Ванкувер , 23 июня. 1961 год, когда механизм сбрасывания воды вышел из строя, и самолет не смог набрать высоту достаточно быстро, чтобы преодолеть гору. В результате авиакатастрофы погиб экипаж из четырех человек.
- Маршалл Марс — JRM-1 BuNo 76822 , доставлен в ВМС США, переоборудован и переименован в JRM-3. Он был уничтожен пожаром двигателя и затонул 5 апреля 1950 года у Даймонд-Хед , Оаху, Гавайи . [ 36 ] [ 37 ]
- Hawaii Mars II — JRM-1 BuNo 76823 , доставлен в ВМС США 23 апреля 1946 года и приписан к VR-2 на авиабазе NAS Alameda. Переоборудованный и переименованный в JRM-3, он был выведен из эксплуатации 22 августа 1956 года и продан в 1959 году. Переоборудованный в самолет для тушения лесных пожаров и получивший обозначение CF-LYL (позже C-FLYL), он остается единственным самолетом этого типа, находящимся на вооружении. летал с FIFT (Flying Tankers Forest Industries), FTI (Flying Tankers Inc.) и Coulson Group в Спроат-Лейк, Британская Колумбия, пока В 2013 году и кратко в 2015 году. Согласно информации о парке самолетов, предоставленной веб-сайтом Coulson Aviation , «Coulson Aviation значительно модернизировала Hawaii, доведя его до более высоких стандартов авиации и безопасности современных пожаротушения. Hawaii Mars следующего поколения имеет EFIS Стеклянная кабина и возможность потоковой передачи данных в реальном времени от некоторых ключевых бортовых систем индикации. Другие данные, которые теперь доступны с самолета, включают отслеживание полета в реальном времени, измерение данных о нагрузке, статистику производительности самолета, атмосферные условия при падении и т.д. точная отчетность о месте падения». [ 38 ] Самолет также оснащен спутниковым телефоном и диктофоном в кабине, рассказала вице-президент Coulson Group Бритт Коулсон Тому Паттерсону из CNN во время осмотра кабины экипажа в 2016 году. [ 39 ] 28 марта 2024 года Музей авиации Британской Колумбии объявил, что приобретет Hawaii Mars II и перевезет его в международный аэропорт Виктория. Свой последний полет он совершил там 11 августа 2024 года. [ 40 ]
- Кэролайн Марс — JRM-2 BuNo 76824 , доставлена в ВМС США 10 мая 1948 года и приписана к VR-2 на авиабазе NAS Аламеда. Он был продан в 1959 году и переоборудован в самолет для борьбы с лесными пожарами компанией Forest Industry Flying Tankers. Зарегистрирован CF-LYM. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту во время тайфуна Фреда в Виктории, Канада, 12 октября 1962 года. [ 32 ]
- «КОРАБЛЬ 8» - незаконченная носовая часть того, что впоследствии стало восьмым самолетом Martin JRM-3. Эта носовая часть была первоначально приобретена компанией Forest Industries Flying Tankers в 1960-х годах и хранилась на базе бомбардировщиков Спроат-Лейк недалеко от Порт-Алберни. Он пролежал в кустах несколько десятилетий, прежде чем был обнаружен компанией Coulson Aviation и в 2007 году выставлен на обозрение в Центре для посетителей озера Спроат. В настоящее время «ШИП 8» вместе с двумя родственными самолетами находится на базе бомбардировщиков Спроат-Лейк, судьба которого еще не решена. [ 41 ] Название «Корабль 8» происходит от нескольких заводских этикеток, нанесенных распылением на переборки незавершенной секции, с надписью «SHIP8».
Технические характеристики (JRM-3 Марс)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов Джейн времен Второй мировой войны. [ 4 ] [ 42 ]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре человека (с помещением для второй спасательной бригады)
- Вместимость: JRM Mars — 133 военнослужащих, или 84 носилочных пациента и 25 обслуживающего персонала, или полезная нагрузка 32 000 фунтов (15 000 кг), включая до семи Willys MB . джипов
- Нагрузка воды/пены: водный бомбардировщик Mars - 60 000 фунтов (27 000 кг)
- Длина: 117 футов 3 дюйма (35,74 м)
- Размах крыльев: 200 футов 0 дюймов (60,96 м)
- Ширина: 13 футов 6 дюймов (4,11 м)
- Высота: 38 футов 5 дюймов (11,71 м) на плаву, 48 футов (15 м) на берегу
- Осадка корпуса: 5 футов 6 дюймов (1,68 м)
- Площадь крыла: 3686 кв. футов (342,4 м ). 2 )
- Вес пустого: 75 573 фунтов (34 279 кг)
- Полная масса: 90 000 фунтов (40 823 кг)
- Максимальный взлетный вес: 165 000 фунтов (74 843 кг)
- Запас топлива: Гавайи, Марс: 6 485 галлонов США (24 550 л; 5 400 имп галлонов) Филиппинский Марс: 13 200 галлонов США (50 000 л; 11 000 имп галлонов)
- Силовая установка: 4 Wright R-3350 Duplex-Cyclone мощностью 18-цилиндровых радиальных двигателя 2500 л.с. (1900 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты Curtiss Electric с регулируемым шагом диаметром 15 футов 2 дюйма (4,62 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 221 миль в час (356 км/ч, 192 узла)
- Крейсерская скорость: 190 миль в час (310 км/ч, 170 узлов)
- Диапазон: 4900 миль (8000 км, 4300 миль)
- Практический потолок: 14 600 футов (4500 м)
- Скорость падения: 138 миль в час (120 узлов; 222 км/ч)
- Скорость захода на посадку: 115 миль в час (100 узлов; 185 км / ч)
- Скорость приземления: 92 миль в час (80 узлов; 148 км / ч)
- Расход топлива (крейсерский): 420 галлонов США (1600 л; 350 имп галлонов) в час.
- Расход топлива (операции): 780 галлонов США (3000 л; 650 имп галлонов) в час.
- Продолжительность операций (нормальная): 5 + 1 ⁄ часа
- Крытая площадь, одна капля: от 3 до 4 акров (от 1,2 до 1,6 га)
- Высота падения: от 150 до 200 футов (от 46 до 61 м)
- Полная загрузка резервуара для воды: 7200 галлонов США (27000 л; 6000 имп галлонов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блом и Восс Б.В. 222
- Блом и Восс Б.В. 238
- Консолидированный PB2Y Коронадо
- Каваниси H8K
- Сондерс-Роу Принцесса
- Короткие Шетландские острова
- Шорт Сандерленд
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Исторический водный бомбардировщик BC Martin Mars совершит полет в последний раз» . Новости долины Альберни . 28 марта 2024 г. Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Филиппинский марсианский водный бомбардировщик Coulson Aviation навсегда приземлится в музее Аризоны» . ЧЕК . 25 апреля 2024 г. Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гебель, Грег. «Летающие лодки Martin Mariner, Mars и Marlin». Air Vectors, 6 мая 2006 г. Дата обращения: 13 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1946, стр. 244–245.
- ^ Associated Press, «Воздушный крытый вагон отправлен в Нимиц», The Spokesman-Review , Спокан, Вашингтон, понедельник, 24 января 1944 г., том 61, номер 255, стр. 1.
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (июль 2007 г.). За пределами дикой синевы (2-е издание): История ВВС США, 1947–2007 гг . Пресса Святого Мартина. п. 465. ИСБН 978-0-312-35811-2 . .
- ^ МакЮэн, Джуди (1984). «Летающий огнетушитель». Слушания . 110 (11). Военно-морской институт США : 187–189.
- ^ Сентябрь, Дирк (июнь 2002 г.). «Мартин Марс, «Бог дождя» » (PDF) . Информационный бюллетень по истории лесов Британской Колумбии (66): 6 . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ «TimberWest ищет покупателей для водяных бомбардировщиков Martin Mars». TimberWest Forest Ltd., 12 ноября 2006 г.
- ^ «Канадская авиационная организация и музей США создают альянс». Архивировано 28 сентября 2007 г. в Музее авиации Wayback Machine Мэриленда, 12 ноября 2006 г.
- ^ Хансен, Дара. «Пожары тушат без супер-замачивателей». Архивировано 11 августа 2009 г. в Wayback Machine Vancouver Sun , 6 августа 2009 г. Дата обращения: 6 августа 2009 г.
- ^ "Авиационный флот". Flying Tankers Inc., 6 мая 2006 г.
- ^ "Пожар Камлупса". [ постоянная мертвая ссылка ] bclocalnews.com. Проверено: 13 ноября 2010 г.
- ^ Маккалок, Сандра. «Водный бомбардировщик уходит в США». Архивировано 6 ноября 2012 г. в Wayback Machine Alberni Valley Times, 23 августа 2012 г. Дата обращения: 27 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Сделка по созданию филиппинского музея Марса обоснована» . Новости долины Альберни . 23 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2016 года . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Маккалок, Сандра. «Прошлым летом для водяного бомбардировщика Марса в Порт-Алберни, поскольку провинция расторгает контракт». Times Colonist , 10 мая 2013 г. Дата обращения: 12 мая 2013 г.
- ^ «Будущее марсианского бомбардировщика уже в воздухе» . Альберни Вэлли Таймс . 14 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Слепян, Катя. «Школа летчиков-испытателей добилась успеха для Мартина Марса - Alberni Valley News» . Новости долины Альберни . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Белл, Джефф (27 августа 2015 г.). «Сезон пожаротушения Мартина Марса, вероятно, закончился» . Колонист Времени . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Владелец ищет новый дом для водного бомбардировщика Мартина Марса» . Колонист Времени . 10 мая 2016 г. Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Легендарный водный бомбардировщик, который когда-то использовался для борьбы с лесными пожарами в Британской Колумбии, продается за 5 миллионов долларов , Воскресенье, 16 января 2022 г., CBC через сайт Yahoo News.
- ↑ Знаменитый «Гавайи Марс», крупнейший в мире летающий водный бомбардировщик, выставлен на продажу за 5 миллионов долларов , Автор: Саймон Литтл Global News, опубликовано 15 января 2022 г.
- ^ «Знаменитый водный бомбардировщик Мартина Марса могут отправить в музей» . 14 июня 2023 г.
- ^ «Гавайский Марс будет передан в дар Музею авиации Британской Колумбии» . КОУЛСОН АВИАЦИОННЫЙ . 01.04.2024 . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Мартин Марс находит новый дом в Музее авиации Британской Колумбии Норт-Саанича» . Новости Виктории . 30 марта 2024 г. Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Водяной бомбардировщик Martin JRM Mars компании Coulson Aviation, Филиппинский Марс, приземлится в Музее авиации и космонавтики Пима в Аризоне» . КОУЛСОН АВИАЦИОННЫЙ . 25 апреля 2024 г. Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Coulson Aviation предлагает VIP-пакеты Мартина Марса» . ЧЕК . 04.06.2024 . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ "Мартин Марс от Coulson Aviation |" . martinmars.com . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ "Мартин Марс от Coulson Aviation |" . martinmars.com . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Hawaii Martin Mars летает впервые с 2016 года, поскольку подготовка к последнему полету продолжается» . ЧЕК . 03.08.2024 . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Hawaii Martin Mars летает впервые с 2016 года, поскольку подготовка к последнему полету продолжается» . ЧЕК . 03.08.2024 . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «JRM-2 76824». Мемориальная коллекция Готье. Проверено: 13 ноября 2010 г.
- ^ «МАРС ОБНАРУЖЕН ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ МОРСКОГО ДНА ВОКРУГ ЯПОНСКОЙ МИНИ-ПЛОДНОЙ ПОДВОДНОЙ ПЛАНКИ НОАА и партнеры обследуют места крушения летающих лодок» . Журнал НОАА. 14 декабря 2004 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ «Филиппинский бомбардировщик в цветах Второй мировой войны — Alberni Valley Times» . Альберни Вэлли Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Музей авиации и космонавтики Пима приобретает культовый филиппинский Марс» . Старинные новости авиации. 25 апреля 2024 г. Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ «Военно-морская авиация и глубоководные открытия: Перл-Харбор, 2004 г.». Национальные морские заповедники. Проверено: 28 декабря 2010 г.
- ^ Горелл, Фред. «Марс обнаружен при исследовании морского дна вокруг японской мини-подлодки. НОАА и партнеры исследуют места крушения «летающих лодок». Национальное управление океанических и атмосферных исследований Министерства торговли США, журнал NOAA. Проверено: 28 декабря 2010 г.
- ^ «Флот» .
- ^ Паттерсон, Том (июль 2016 г.). «Экскурсия по кабине Гавайского Марса» . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Анонс Гавайского Мартина на Марс: короткометражный фильм об истории спасения первоисточника» . Ютуб . 29 марта 2024 г. Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «AirHistory.net — Мартин Дж. Р. М. Марсианский аэротанкер» . www.airhistory.net . Проверено 6 августа 2024 г.
- ^ «Технические характеристики» (PDF) . www.martinmars.com . Летающие танкеры Коулсона. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 7 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард. «Мартин Модель 170 Марс». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Коулсон, Уэйн и Стив Гинтер. Могучий Мартин Марс: с 1945 года транспорт ВМС США до 21 века, пожаротушение на начальном этапе . Порт-Алберни, Британская Колумбия, Канада: Half Moon Bay Publications, 2009. ISBN 978-0-9812987-0-2
- Гинтер, Стив. Летающие лодки Martin Mars XPB2M-1R и JRM (Морские истребители 29) . Сими-Вэлли, Калифорния, США: Ginter Books, 1995. ISBN 0-942612-29-9 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мормилло, Фрэнк Б. (март – апрель 1999 г.). «Призыв к огневой атаке!: Построение «один-два» Марса и PBY все еще может превзойти современные варианты». Любитель воздуха (80): 5–11. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мартин Марс - документальный фильм Speedvision
- «Марс приносит пользу», Popular Science , статья, апрель 1944 г.
- «Линия жизни флота», «Популярная механика» , июнь 1944 г., стр. 69,70 фотографий.
- Flying Tankers, Inc. Архивировано 26 января 2018 г. в Wayback Machine.
- Страница Мартина Марса из Музея авиации Гленна Л. Мартина в Мэриленде
- Создан Музейно-Канадский Марсианский Альянс
- Мартин Марс - Airtanker Supreme
- Мартин Марс - Подробный производственный список всех семи построенных самолетов
- «Памятка: Overocean Airlines RE: Мартин Марс», реклама полета на Марс 1945 года.
- Фотографии Джорджа Строка из жизни прототипа Марса, 1941 год; Мародеры на заднем плане
- Фотографии Мартина Марса, старые и недавние, на сайте Нанаймо.
- Приветствуя Мартина Марса - история с 1946 по 2014 год. Архивировано 12 августа 2014 года в Wayback Machine.