Пенджабские христиане
Общая численность населения | |
---|---|
в. 2 850 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 2,460,000 [ 1 ] [ 2 ] |
![]() | 350,000 [ 3 ] |
![]() | 20 000 (оценка) [ 4 ] |
Языки | |
Пенджаби ( различные диалекты ), урду , английский , хинди | |
Религия | |
![]() | |
Родственные этнические группы | |
Часть серии о |
Пенджабцы |
---|
![]() |
![]() Пенджабский портал |
Часть серии о |
христианство в Пакистане |
---|
Фон |
Люди |
Церкви |
Часть серии о |
Христианство в Индии |
---|
![]() |
Пенджабские христиане являются приверженцами христианства , которые идентифицируют себя этнически , лингвистически , культурно и генеалогически с пенджабцами . В основном они проживают в пакистанской провинции Пенджаб , образуя крупнейшее религиозное меньшинство. Они являются одной из четырех основных этнорелигиозных общин региона Пенджаб, остальные составляют мусульмане , сикхи и индуисты . [ 5 ] Пенджабские христиане традиционно делятся на различные касты . [ 5 ] и в основном являются потомками индуистов , принявших христианство во время британского владычества в колониальной Индии . [ 6 ]
Сегодня пенджабские христиане проживают в регионе Пенджаб , в который входят страны Пакистан и Индия; они почти поровну разделены между католицизмом и протестантизмом . [ 2 ] [ 7 ] По оценкам, в пакистанской провинции Пенджаб проживают три миллиона человек , что составляет 75 процентов всего христианского населения страны . [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] Это вторая по величине религиозная община в провинции после мусульман, составляющая примерно от 1,5 до 2,8 процента ее населения. [ 10 ] [ 11 ] В Индии значительная пенджабская христианская община также проживает в индийском штате Пенджаб . , при населении около 350 000 человек они составляют 1,26 процента населения штата Согласно официальным данным правительства Индии . [ 3 ]
История
[ редактировать ]
С середины 19 до начала 20 веков ряд христианских текстов был переведен и широко доступен на языке пенджаби , таких как Новый Завет , Евангелие и тексты, относящиеся к Иисусу . [ 12 ] Девяносто пять процентов пенджабских христиан обратились в христианство из индуизма , приняв свою новую веру во времена британского владычества в колониальной Индии . [ 6 ] проживало всего несколько тысяч христиан К 1870 году в провинции Пенджаб колониальной Индии ; В 1880-х годах численность пресвитерианской церкви выросла с 660 до 10 615 крещеных христиан . [ 13 ] Продолжающиеся по евангелизации усилия христианских миссионеров , особенно из Церкви Шотландии и Церковного миссионерского общества в Индии, привели к тому, что к 1930-м годам появилось почти полмиллиона пенджабских христиан. [ 13 ] В районах Гуджранвала, Сиалкот и Шейхупура провинции Пенджаб в колониальной Индии христиане стали составлять 7% от общей численности населения. [ 13 ]
Всеиндийская конференция индийских христиан провела свое первое заседание 28 декабря 1914 года под руководством раджи сэра Харнама Сингха из Капурталы , который был президентом Национального миссионерского общества (НМС); Первым генеральным секретарем AICIC был Б.Л. Раллиа Рам из Лахора . [ 14 ] [ 15 ] Заседание Всеиндийской конференции индийских христиан в Лахоре в декабре 1922 года, на котором присутствовало большое количество пенджабцев, решило, что священнослужителей Церкви в Индии следует набирать из рядов индийцев, а не иностранцев. [ 16 ] AICIC также заявил, что индийские христиане не потерпят никакой дискриминации по признаку расы или цвета кожи. [ 16 ] С. К. Датта из Лахора, который служил директором Христианского колледжа Форман в тогдашней колониальной Индии, стал президентом Всеиндийской конференции индийских христиан, представляя индийскую христианскую общину на Второй конференции за круглым столом , где он согласился с Махатмой Ганди . взгляды на меньшинства и депрессивные классы. [ 17 ]
В июне 1947 года общая численность пенджабских христиан в провинции Пенджаб колониальной Индии составляла 511 299 человек. Из них 450 344 базировались в Западном Пенджабе , а 60 955 - в Восточном Пенджабе . [ 9 ] После раздела Британской Индии большинство пенджабских христиан остались на месте, при этом большинство оказалось в границах Пакистана, а остальные - в независимой Индии. [ 18 ] Тем христианам, которые служили на официальных государственных должностях и государственной службе, был предоставлен выбор в пользу любой из стран. [ 19 ] Многие церкви и соборы британской эпохи, разбросанные по различным городам Пенджаба, были захвачены пенджабскими христианами, и они также продолжили наследие по поддержанию христианских образовательных учреждений и медицинских учреждений, которые оставались известными на национальном уровне. [ 20 ]
Культура
[ редактировать ]По мнению Сельвы Дж. Раджа, пенджабская христианская идентичность представляет собой объединение христианской веры с этнической близостью к культуре Пенджаба , которая включает пенджабский язык, пенджабскую кухню , различные обычаи и традиции Пенджаба, а также образ жизни. жизнь пенджабцев в целом. [ 21 ]
В результате проживания поколений рядом с пенджабцами других вероисповеданий произошло заметное межкультурное влияние; из - например, язык урду, отчасти за его эволюции в условиях мусульманского присутствия в Пенджабе, а также из-за его официального принятия британским владычеством позже, [ 22 ] занимает важное место в богословии и литературе пенджабских христиан. [ 18 ] Самые ранние христианские писания, опубликованные британскими миссионерами в Пенджабе, были написаны на римском языке урду . [ 22 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Пакистан
[ редактировать ]По состоянию на 1981 год Лахор был городом с самым большим христианским населением в Пакистане, насчитывавшим более 200 000 человек. В городах Фейсалабад , Сиалкот и Шейхупура проживают значительные общины. [ 23 ] В сельской местности Пенджаба многие христиане принадлежат к христианской общине далитов , в частности к общине чухра . [ 24 ] чьи предки обратились в христианство из индуизма в колониальную эпоху, чтобы избежать дискриминационной кастовой системы, в которой они считались неприкасаемыми . [ 23 ] [ 10 ] [ 6 ] [ 25 ] [ 9 ] По данным Dawn , по сравнению с более богатыми пакистанскими христианскими общинами англо-индийцев и католиков Гоа , которые во время обретения независимости жили в крупных городах, хорошо владели английским языком и поддерживали британские культурные манеры высшего класса, чухры отражали нижний социально-экономический конец Пакистана; В основном это были неквалифицированные рабочие и крестьяне, не владевшие землей, не отличавшиеся ни высоким образованием, ни богатством и жившие в деревнях центрального Пенджаба. [ 9 ] Несмотря на то, что они приняли христианство, они все еще сталкивались с дискриминацией на определенном уровне из-за своей касты, цвета кожи и экономического статуса. [ 9 ] Питер К. Фан утверждает, что эти чухры составляют подавляющее большинство пакистанских христиан. [ 6 ] На территории пакистанского Пенджаба по-прежнему существует несколько деревень и поселений с христианским большинством, таких как Кларкабад и Мартинпур. [ 23 ] Христиане, принадлежащие к слоям пакистанского общества с низкими доходами, сталкиваются с рядом социальных и экономических проблем, таких как кабальный труд . [ 9 ] [ 10 ] Из-за своего обнищания многие из них вынуждены работать на черной работе, например, уборщиками и подметальными машинами; только в Пенджабе около 80 процентов всех работников санитарных служб принадлежат к христианской общине. [ 10 ] В результате урбанизации, миграции в более крупные города, обусловленной трудоустройством, и расширения возможностей получения образования, все большее число пенджабских христиан в последнее время смогли получить высшее образование и занять социально респектабельные должности. [ 20 ]
В столичной территории Исламабада христианская община в больших количествах проживает в Колонии Фрэнсиса, юридически признанном жилом районе, расположенном в секторе F-7. Другие живут в трущобах ( катчи абади ), расположенных на государственной земле, куда они переехали из Наровала , Шакаргарха , Шейхупуры, Касура , Фейсалабада, Сахивала и Сиалкота в Пенджабе. [ 9 ] В Азад Кашмире проживает около 5000 пенджабских христиан, живущих в районах Бхимбер, Мирпур, Музаффарабад, Котли, Пунч и Баг. Их корни лежат в основном в Равалпинди и Сиалкоте . [ 26 ] Большинство из примерно 50 000 христиан в Хайбер-Пахтунхве говорят на пенджаби , и их предки поселились в этой области, но со временем постепенно стали пуштунизированными из-за культурной ассимиляции. [ 27 ] [ 23 ] [ 9 ] Самое большое христианское население проживает в Пешаваре . [ 23 ] есть несколько сотен христиан и в Свате . [ 9 ] Районы, образувшие бывшие племенные территории вдоль афганской границы, с начала 20 века были домом для тысяч христиан; По данным переписи 1998 года , в Южном Вазиристане проживало 1500 христиан, в Северном Вазиристане — 2000, в Баджауре — 500, в Моманде — 700 и в округе Хайбер — 1500 , предки всех которых мигрировали из Пенджаба. [ 9 ] В основном они работают медсестрами, преподавателями, уборщиками или канцелярскими работниками. [ 9 ]
В Синде уже несколько десятилетий проживают пенджабские христиане; в их число входят фермеры, землевладельцы, сельскохозяйственные рабочие и другие рабочие, занятые «синими воротничками» в сельской местности, при этом католические деревни существуют в Хайдарабаде , Навабшахе, Сангаре и Мирпур-Хасе. [ 28 ] [ 9 ] В мегаполисе Карачи проживает самое большое население: только в районе Эсса-Нагри проживает более 20 000 пенджабских христиан . [ 9 ] В Белуджистане большинство из 80 000–100 000 христиан провинции являются пенджабцами. [ 9 ]
В Гилгит-Балтистане христиане из Пенджаба присутствуют во всех десяти округах и участвуют в уборке как в государственном, так и в частном секторах. [ 25 ]
Индия
[ редактировать ]В Индии большинство пенджабских христиан и христианских пасторов принадлежат к общине джаттов, т.е. [ 29 ] класс земледелия. [ 24 ] [ 3 ] Их основные населенные пункты, составляющие чуть более одного процента населения Пенджаба, включают районы Гурдаспур , Амритсар , Фирозпур , Джаландхар и Лудхиана . [ 12 ] [ 30 ] существовали пенджабские христианские общины Исторически в Джамму . [ 24 ] Дели , [ 24 ] [ 31 ] и в Чандигархе , где христиане также известны как Исаи и принадлежат к различным сектам. Пенджабские христиане в Чандигархе часто носят фамилию Масих . [ 32 ] Аналогичным образом, в Харьяне некоторые из христиан, поселившихся там, являются пенджабцами, и их также обычно называют Исаи . [ 33 ] И Чандигарх, и Харьяна были частью Пенджаба до 1966 года, когда они были выделены в отдельную союзную территорию и штат соответственно. [ 32 ] [ 33 ]
Диаспора
[ редактировать ]В результате иммиграции большая христианская пенджабская диаспора . сегодня существует [ 9 ] ) есть значительные пенджабские христианские общины В Канаде (особенно в Торонто . [ 9 ] [ 34 ] США (особенно Филадельфия ), [ 9 ] Ближний Восток , [ 35 ] Соединенное Королевство , [ 18 ] а также другие части Европы и Австралии . [ 9 ] В Великобритании пенджабцы-христиане сконцентрированы в таких городах, как Лондон , Бедфорд, Бирмингем, Ковентри, Оксфорд и Вулверхэмптон. [ 21 ] Одним из самых выдающихся ранних пенджабских христиан в Великобритании был Далип Сингх , который впервые приземлился в стране в 1854 году. Он был сикхским принцем, похищенным британцами в молодом возрасте и обращенным без его ведома. Он оставил христианство в более позднем возрасте и вернулся к своим сикхским верованиям. [ 21 ]
Некоторые из тех, кто стремился переселиться на Запад, прибыли в Таиланд , Шри-Ланку и Малайзию в качестве своих первых пунктов назначения, где они подали заявления в УВКБ ООН . [ 9 ] Многие люди бежали из-за неблагоприятных условий для христиан в Пакистане, что вызвало опасения, что такая бессистемная диаспора привела к нелегальной иммиграции и торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации в таких регионах, как Китай . [ 36 ] [ 37 ] Среди других мотивов эмиграции христиане покинули Пакистан по экономическим причинам , большим возможностям получить высшее образование или богословскую подготовку, желанию присоединиться к родственникам, уже обосновавшимся за границей, а также избежать религиозной дискриминации/преследований. [ 9 ]
Генетика
[ редактировать ]Исследование, опубликованное в журнале Nature, проанализировало ДНК пенджабских христиан, проживающих в городе Лахор , и обнаружило, что они «показались генетически более связанными с южноазиатскими, особенно индийскими популяциями, такими как тамилы, Карнатака, Керала и Андхра-Прадеш, чем с остальным населением мира». [ 38 ]
Список людей
[ редактировать ]- Акрам Масих Гилл , пакистанский политик
- Амрит Каур , первый министр здравоохранения Индии
- Анкур Нарула , индийский евангелист, старший пастор и надзиратель Церкви знамений и чудес
- Энтони Теодор Лобо , бывший министр Пакистанской Римско-католической церкви
- Бир Масих Саунта , индийский политик и генеральный директор комитета Конгресса Пенджаб-Прадеша (отдел меньшинств)
- Бобби Джиндал , американский политик
- Брат Бахт Сингх , индийский евангелист
- Богемия (Дэвид Роджер), первый пенджабский рэпер
- Сесил Чаудри , пакистанский учёный, правозащитник и ветеран-лётчик-истребитель.
- Эдвард Нирмал Мангат Рай , главный секретарь Восточного Пенджаба с 1957 по 1962 год и главный секретарь Джамму и Кашмира с 1964 по 1966 год; архитектор Чандигарха
- Гурмит Сингх (наполовину пенджабец), сиганпорский актер и певец
- Харнам Сингх , президент Всеиндийской конференции индийских христиан
- Икбал Масих , пакистанский мальчик, ставший символом жестокого детского труда
- Майкл Стилл — пакистанский футболист.
- Наим Масих , пакистанский спортсмен
- Назир Латиф , бывший офицер ВВС Пакистана
- Никки Хейли (родившаяся как Нимрата Рандхава), индийско-американский дипломат, занимавшая пост губернатора Южной Каролины и посла США в Организации Объединенных Наций.
- Калпана Картик , актриса Болливуда и жена Дева Ананда
- Нирмал Рой , пакистанский певец
- Джасвиндер Сангера , британский активист
- Джулиан Питер , бывший генерал-майор пакистанской армии
- Лоуренс Салданья , католический епископ
- Питер Кристи , бывший офицер ВВС Пакистана
- Раджа Махарадж Сингх , первый индийский губернатор Бомбея, президентство
- Ракеш Стилл — индийский футболист.
- Садху Сундар Сингх , индийский христианский миссионер
- Самуэль Азария , пакистанский епископ
- Сэмюэл Мартин Берк , пакистанский дипломат, писатель и профессор
- Сардар Анджум , индийский поэт
- Шамми Джаландхари , индийский поэт
- Сатья Пракаш Сингха (наполовину пенджабец), спикер Ассамблеи Пенджаба в колониальной Индии; Пакистанский политик
- Шазия Хидаят , пакистанская легкоатлетка.
- Шае Гилл , пакистанская певица, известная благодаря Pasoori , Coke Studio.
- Шахбаз Бхатти , первый федеральный министр по делам меньшинств и член Национальной ассамблеи Пакистана
- Шазия Масих , пакистанская жертва пыток
- Сидра Садаф , пакистанский велосипедист
- Сунита Маршалл , пакистанская модель и телеактриса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозная демография Пакистана» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Дуглас Якобсен (21 марта 2011 г.). Христиане мира: кто они, где они и как они туда попали . Джон Уайли и сыновья. стр. 112–. ISBN 978-1-4443-9729-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Христиане ищут политического голоса в индийском штате Пенджаб» . Новости УЦА . 7 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2019 г. . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Данные переписи населения Великобритании 2011 года — Религия» . Управление национальной статистики . 2011 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Аншу Малхотра; Фарина Мир (21 февраля 2012 г.). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . ОУП Индия. стр. 352–. ISBN 978-0-19-908877-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Фан, Питер К. (2011). Христианство в Азии . Джон Уайли и сыновья. п. 25. ISBN 978-1-4443-9260-9 .
- ^ Джерард Мэннион (25 ноября 2008 г.). Церковь и религиозные «другие» . А&С Черный. стр. 88–. ISBN 978-0-567-03286-7 .
- ^ Вебер, Джереми (7 августа 2009 г.). «Были ли смертоносные беспорядки в Годжре в Пакистане достаточными, чтобы спровоцировать перемены?» . Христианство сегодня . Проверено 15 апреля 2020 г.
Пенджаб является центром небольшой христианской общины Пакистана, насчитывающей около 3 миллионов человек в мусульманской стране с населением 175 миллионов человек...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Акил, Асиф; Фаруки, Сама (26 февраля 2018 г.). «Изгнать: продолжающаяся борьба пенджабских христиан» . Рассвет . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Акил, Асиф (23 октября 2015 г.). « Христиане требуются только в качестве дворников » . «Фрайдей Таймс» . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Эдвард П. Липтон (2002). Религиозная свобода в Азии . Издательство Нова. стр. 40–. ISBN 978-1-59033-391-4 .
- ^ Jump up to: а б Августин Канджамала (21 августа 2014 г.). Будущее христианской миссии в Индии: к новой парадигме третьего тысячелетия . Wipf и Stock Publishers. стр. 128–. ISBN 978-1-63087-485-8 .
- ^ Jump up to: а б с Кокс, Джеффри (2002). Имперские линии разлома: христианство и колониальная власть в Индии, 1818-1940 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4318-1 .
- ^ Томас, Авраам Важаил (1974). Христиане в светской Индии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 106-110. ISBN 978-0-8386-1021-3 .
- ^ Чаттерджи, Н. (2011). Создание индийского секуляризма: империя, закон и христианство, 1830–1960 гг . Спрингер. п. 224. ИСБН 978-0-230-29808-8 .
- ^ Jump up to: а б Вебстер, Джон CB (2018). Социальная история христианства: Северо-Западная Индия с 1800 года . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-909757-9 .
В декабре 1921 года на собраниях Всеиндийской конференции индийских христиан в Лахоре, где преобладали пенджабцы, были более осторожны в своих предложениях, но менее осторожны в обосновании, которое они предлагали. Они приняли резолюции, сначала указав, что протестантские миссии «должны быть полностью объединены с Индийской церковью и что в будущем все иностранные миссионеры должны быть связаны с ней», а затем призвали миссии тем временем «назначать индейцев, обладающих способностями и характером, на увеличивающийся масштаб». Среди их аргументов в поддержку было то, что «индийские христиане не собираются мириться с различиями в цвете кожи и расовой принадлежностью», что иностранные миссионеры не могут решить проблемы общины «из-за отсутствия сочувствия», что миссии слишком разделены конфессиональными различиями, чтобы приносить пользу. об объединенной индийской церкви и о том, что «в наши дни индийцы уважают индийцев и не обращают особого внимания на иностранцев».
- ^ Блэк, Брайан; Хайман, Гэвин; Смит, Грэм М. (2014). Противостояние секуляризму в Европе и Индии: легитимность и разочарование в наше время . А&С Черный. п. 88-91. ISBN 978-1-78093-607-9 .
- ^ Jump up to: а б с Журнал религиоведения . Департамент религиоведения Пенджабского университета. 1986. с. 59.
Большинство пенджабских христиан остались на пакистанской стороне. Эмиграция, особенно в Великобританию, принесла огромные потери. В Великобритании они растворились в общей массе британских нерелигиозных людей. На индийской стороне пенджабские христиане обнаружили, насколько сильно на них повлиял ислам.
- ^ Бангаш, Якуб Хан (5 января 2020 г.). «Когда христиане были разделены в Пенджабе-IV» . Новости . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Чад М. Бауман; Ричард Фокс Янг (7 августа 2014 г.). Построение индийского христианства: культура, обращение и каста . Рутледж. стр. 182–. ISBN 978-1-317-56027-2 .
- ^ Jump up to: а б с Сельва Дж. Радж (1 апреля 2016 г.). Южноазиатская христианская диаспора: невидимая диаспора в Европе и Северной Америке . Рутледж. стр. 44–. ISBN 978-1-317-05229-6 .
- ^ Jump up to: а б Фарина Мир (2010). Социальное пространство языка: народная культура в британском колониальном Пенджабе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26269-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дэниел Филпотт; Тимоти Сэмюэл Шах (15 марта 2018 г.). Под мечом кесаря: как христиане реагируют на гонения . Издательство Кембриджского университета. стр. 230, 232–. ISBN 978-1-108-42530-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Вебстер, Джон CB «Пенджабские христиане» (PDF) . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре и Союзная духовная семинария . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Акил, Асиф (1 ноября 2018 г.). « Кастовая идентичность «неприкасаемых» преследует пакистанских христиан, таких как Асия Биби» . Монитор Всемирного дозора . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ «Бедственное положение меньшинств в Азад Кашмире » . Азиатский лайт . 14 января 2019 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
Христиане — единственная община, мигрировавшая сюда из Пенджаба, в основном из Равалпинди и Сиалкота.
- ^ Усман, Али (22 апреля 2013 г.). «Многоязычие: счастливые индуисты и сикхи Пешавара» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Пенджабские христиане покидают Синд» . Новости УЦА . 27 ноября 1989 года . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Обзор истории индийской церкви . Ассоциация церковной истории Индии. 2003. с. 66.
Поскольку пенджабские христиане в Индии, подавляющее большинство из которых происходят из племени чухра, подтверждают свою идентичность далитов наряду со своей христианской идентичностью.
- ^ «Индия: Христиане в шоке после того, как пастора застрелили в «безопасном» Пенджабе» . Монитор Всемирного дозора . 17 июля 2017 года . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Кумар Суреш Сингх (1998). Сообщества Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 2882. ИСБН 978-0-19-563354-2 .
Пенджабцы Дели в основном принадлежат к четырем основным религиям: индуизму, сикхизму, исламу и христианству.
- ^ Jump up to: а б Кумар Суреш Сингх; В. Бхалла; Сваран Сингх (1 января 1997 г.). Чандигарх . Антропологическое исследование Индии. п. 47. ИСБН 978-81-7304-119-8 .
Христиане Чандигарха, также известные как Исаи, имеют ряд сект... Не существует общепринятых титулов, используемых общиной, но многие христианские мигранты из Пенджаба используют Мэсси в качестве своих имен.
- ^ Jump up to: а б Мадан Лал Шарма; А.К. Бхатия; Антропологическое исследование Индии (1994). Харьяна . Антропологическое исследование Индии. п. 126. ИСБН 978-81-7304-091-7 .
Христиане в Харьяне малочисленны и широко известны как Иссаи. Большинство из тех, кто обосновался в Харьяне, не являются коренными жителями этого места. Они мигрировали в этот регион из Бенгалии, Пенджаба, Кералы, Карнатаки и Андхра-Прадеша... Поэтому их пищевые привычки, язык, праздники, религиозная вера и т. д. отражают влияние места их первоначального проживания. Например, христиане Кералы говорят на малаялам; Карнатака, Каннада; и выходцы из Пенджаба, Пенджаби.
- ^ «Пенджабская христианская община наконец-то получила собственную церковь в Суррее» . Индостан Таймс . 20 февраля 2014 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Масуди, Фейсал (17 декабря 2014 г.). «Пакистанские христиане Дубая молятся за жертв теракта в Пешаваре» . Новости Персидского залива . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Ганнон, Кэти (4 декабря 2019 г.). «629 пакистанских девушек проданы в Китай в качестве невест» . Христианство сегодня . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Ганнон, Кэти; Канг, Дэйк (8 мая 2019 г.). «Пакистанских христианских девушек продают в Китай в качестве невест» . АП Новости . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Рубаб, Акса; Шафик, Мухаммед; Джавед, Факиха; Салим, Самия; Захра, Фатима Туз; Макневин, Деннис; Шахид, Ахмад Али (3 ноября 2020 г.). «Популяционно-генетический портрет пакистанских христиан Лахора на основе 32 локусов STR» . Научные отчеты 10 (1). дои : 10.1038/ s41598-020-76016-2 hdl : 10453/145358 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вебстер, Джон CB «Пенджабские христиане» (PDF) . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре и Союзная теологическая семинария .