Цикл песен
Песенный цикл ( нем . Liederkreis или Liederzyklus ) — это группа или цикл индивидуально завершенных песен , предназначенных для последовательного исполнения, как единое целое. [ 1 ]
Песни предназначены либо для сольного голоса, либо для ансамбля, либо, реже, представляют собой комбинацию сольных песен, смешанных с хоровыми произведениями. [ 2 ] Количество песен в песенном цикле может составлять всего две песни. [ 3 ] или до 30 или более песен. [ 1 ] Термин «песенный цикл» не входил в лексикографию до 1865 года, в издании Аррея фон Доммера « Музыкального лексикона Коха» , но произведения можно определить ретроспективно, поскольку песенные циклы существовали задолго до этого. [ 1 ] Одним из самых ранних примеров может быть набор из семи Cantigas de amigo, XIII века созданный галисийским жонглером Мартином Кодаксом . [ 4 ] Джеффри Марк определил группу диалектных песен «Hodge und Malkyn» из Томаса Равенскрофта » «Краткого дискурса (1614 г.) как первый из ряда примеров начала 17 века в Англии. [ 5 ]
Цикл песен похож на сборник песен, и их бывает трудно различить. Однако некоторая связность считается необходимым атрибутом песенных циклов. Оно может происходить из текста (отдельного поэта; сюжетной линии; центральной темы или темы, например любви или природы; объединяющего настроения; поэтической формы или жанра, как в цикле сонетов или баллад) или из музыкальных процедур (тональных схем). повторяющиеся мотивы, отрывки или целые формальные структуры). Эти объединяющие черты могут проявляться по отдельности или в комбинации. [ 1 ] Из-за такого большого количества вариаций цикл песен «не поддается определению». [ 6 ] Поэтому природа и качество связности внутри песенного цикла должны рассматриваться «в отдельных случаях». [ 6 ]
Циклы песен в немецком Lieder
[ редактировать ]Хотя большинство европейских стран начали развивать жанр авторской песни к началу XIX века, рост популярности Лидера в «Австрии и Германии перевесил все остальные с точки зрения влияния». [ 7 ] Немецкоязычная песенная композиция в конце 18-го века изменилась от доступной, строфической формы , более традиционных народных песен к обстановке более сложной поэзии 19-го века для более образованного среднего класса, «который постепенно вытеснял аристократию в качестве главных покровителей искусства». [ 8 ] Поскольку эти песни представляли собой относительно небольшие произведения, как и лирика, используемая для их музыкального оформления, они часто публиковались в сборниках и, следовательно, заимствовали различные поэтические термины для обозначения своих групп: Reihe (серия), Kranz (кольцо), Zyklus ( цикл) или Kreis (круг). [ 9 ] В первые несколько десятилетий 1800-х годов сборники стихов и последующие песни приобрели большую связность и драматический сюжет, что привело к возникновению песенного цикла. [ 10 ] Эта связность позволила поднять песенный жанр на «высшую форму», достаточно серьезную, чтобы ее можно было сравнивать с симфониями и циклами лирических фортепианных пьес. [ 11 ]
Два самых ранних образца немецкого песенного цикла были написаны в 1816 году: Бетховена « An die Ferne Beloved» (соч. 98) и «Темпераменты при потере возлюбленной» (J. 200-3, \Op. 46) композитора. Карл Мария Вебера .
Жанр прочно утвердился циклами Шуберта ; его «Die schöne Müllerin» (1823) и «Winterreise» (1827), написанные на стихи Вильгельма Мюллера , входят в число его произведений, которыми больше всего восхищаются. Шуберта «Шваненгезанг» (1828), хотя и собранный посмертно, также часто исполняется как цикл.
Все великие циклы Шумана были написаны в 1840 году. Они включают «Поэзию любви» , «Женскую любовь» и «Жизнь» , два сборника под названием Liederkreis ( соч. 24 и 39 на тексты Генриха Гейне и Айхендорфа соответственно) — немецкое слово, означающее песенный цикл, — и Kerner Lieder (соч. 35), Liederreihe (буквально «песенный ряд») на стихи Юстинуса Кернера. Брамс составил постановку (соч. 33) на стихи из Людвига Тика романа «Магелона», а современные спектакли обычно включают в себя какое-то связующее повествование. Он также написал «Четыре серьезных песни» , соч. 121 (1896 г.). , Малера «Песни странствующего подмастерья» Kindertotenlieder и Das Lied von der Erde расширяют аккомпанемент от фортепиано до оркестра.
Вольф сделал составление песенных сборников одним поэтом чем-то вроде своей специальности, хотя только более короткие «Итальянский песенник» и «Испанский песенник» за один присест исполняются также Эйслера , а «Голливудские песни» попадают в категорию антологий.
«Книга висячих садов» и Шенберга книга Кренека путешествий по австрийским Альпам являются важными примерами XX века. Вильгельм Киллмайер составил несколько песенных циклов на стихи Сафо , французских поэтов эпохи Возрождения, немецких поэтов-романтиков и современных поэтов. Традицию продолжил Вольфганг Рим с такими циклами, как «Воспоминания» (2017). [ 12 ] Грэм Уотерхаус сочинил песенные циклы , в том числе «Шесть поздних песен» на Гёльдерлина в 2003 году. поздние стихи [ 13 ]
Песенные циклы во Франции
[ редактировать ]Шесть песен из Берлиоза оперы «Les nuits d'été» (1841), впервые опубликованные с фортепианным аккомпанементом, но позже оркестрованные, являются ярким ранним примером французского песенного цикла. [ 14 ] Французские циклы достигли апогея в Форе « Хорошем шансоне» (Верлен) начала 1890-х годов, «Песне д'Эв» , премьера которого состоялась в 1910 году, и «Химическом горизонте» (1921). Четыре «Песни скотного двора» Шабрие Равеля (1889) «ввели новую ноту в современную французскую музыку» и послужили прообразом «Histoires naturallles» . [ 15 ] Пуленк создал длинную серию песенных циклов, из «Бестиера» (1919), « Стихотворений Ронсара» 1925 года, «Шансонов Гайярда» (анонимных текстов 17-го века) следующего года, четырех стихотворений Гийома Аполлинера (1931), «Tel jour tel nuit». (стихи Поля Элюара ), 1937, Banalités (стихи Аполлинера, 1940), его последняя, La Courte Paille (1960) — семь песен за восемь минут.
Poèmes pour Mi , de Terre et de Ciel и Harawi Мессиана , . Paroles тканые и Chantefleurs et Chantefables Лютославского Chants а также Correspondances и Le temps l'école Дютийе (только почетного француза) , продолжили традицию французского цикла в конце 20-го века век.
Английские, шотландские и американские песенные циклы
[ редактировать ]Возможно, первым английским песенным циклом было Артура Салливана » «Окно ; или «Песнь о крапивниках» (1871) на текст одиннадцати стихотворений Теннисона . В начале 20 века Воан Уильямс составил свой знаменитый песенный цикл « Песни о путешествиях» . Другие песенные циклы Воана Уильямса — «Дом жизни» на сонеты Данте Габриэля Россетти и «На Венлоке Эдже» на стихи из А. Э. Хаусмана » «Шропширского парня , последний первоначально для голоса с фортепиано и струнным квартетом, но позже оркестрованный. Композитор и известный Лидера аккомпаниатор Бенджамин Бриттен также написал циклы песен, в том числе «Святые сонеты Джона Донна» , «Семь сонетов Микеланджело» , «Sechs Hölderlin-Fragmente» и «Winter Words» , все с аккомпанементом фортепиано, а также оркестровые «Les Illuminations» , «Серенада для тенора», Валторна и струнные и Ноктюрн .
«Поднимая искры» (1977) шотландского композитора Джеймса Макмиллана Более свежий пример — (1997). Тревор Холд написал множество циклов песен, многие из которых содержат свои собственные слова, такие как The Image Stays (1979), River Songs (1982) и Book of Beasts (1984). [ 16 ] английского композитора Робина Холлоуэя Среди многочисленных песенных циклов — «From High Windows» ( Филип Ларкин ) (1977), «Wherever We May Be» ( Роберт Грейвс ) (1980) и «Retreats and Advances» ( ASJ Tessimond ) (2016). его ученика Питера Сиборна Пять песенных циклов включают «Сонеты к Орфею» (2016), посвященные одиннадцати стихотворениям Райнера Марии Рильке . Стивен Хаф написал три цикла: Herbstlieder (Рильке) (2007), Dappled Things (Уайльд и Хопкинс) (2013) и Other Love Songs (2010) для четырех певцов и фортепианного дуэта. Грэм Уотерхаус сочинил несколько песенных циклов , основанных, среди прочего, на текстах Шекспира , Джеймса Джойса и ирландских писательниц.
Американские примеры включают Сэмюэля Барбера » «Песни отшельника (1953), «Пассажирские мелодии» , «Несмотря на и все еще» , «Фестиваль песен» Леонарда Бернстайна , «Портрет Хаммаршельда» (1974), «Олимпийские игры» (1976), «Дань герою» (1981), «Элегии для ангелов». , «Панки и бешеные королевы» (1989), «Следующий год в Иерусалиме» (1985) и «Год «Птицы » (1995) Малкольма Уильямсона , Мори Йестона » «Декабрьские песни (1991), заказанные Карнеги-холлом для празднования столетнего юбилея, «Мед и улица» Андре Превена (сочиненная для американского сопрано Кэтлин Бэттл ). Дэвида Конте ( «Американские баллады о смерти» 2015) получили премию Национальной ассоциации учителей пения за композицию в 2016 году. [ 17 ] Алекса Вейзера Цикл песен на идише и английском языке « И все дни были фиолетовыми» (2019) стал финалистом Пулитцеровской премии 2020 года . [ 18 ]
Песенные циклы в других странах
[ редактировать ]Мусоргский написал «Без солнца» (1874), «Детскую» (1868–72) и «Песни и пляски смерти» (1875–77), а Шостакович написал циклы об английских и идишских поэтах, а также Микеланджело и Александре Пушкине .
Оркестровый песенный цикл «Пой, поэзия» из альбома « Тройка » 2011 года состоит из постановок Владимира Набокова трех российских и трех американских композиторов. русских и англоязычных стихов [ 19 ]
Циклы на других языках написали Гранадос , Мохаммед Файруз , Криштиану Мелли, Фалья , Хуан Мария Соларе , Григ , Лоренцо Ферреро , Дворжак , Яначек , Барток , Кодай , Сибелиус , Раутаваара , Петер Шат , Монталь Момпу , Ават Сейдж и Сагу. и т. д.
Популярная музыка
[ редактировать ]Циклы песен, написанные популярными музыкантами (также называемые рок-операми ), представляют собой короткие серии песен, рассказывающих историю или посвященных определенной теме. Некоторые музыканты также смешивают треки вместе, чтобы начало следующей песни продолжалось с предыдущей. Современные примеры этого можно найти в Джеймса Пэнкоу « рок-опере Балет для девушки в Бьюкенноне» (для Чикаго на их одноименном втором альбоме ), Pink Floyd « рок-опере Стена» , Dream Theater прогрессив-металлических альбомах Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory и The Astonishing , а также Марвина Гэя классический соул- альбом What’s Going On . [ 20 ]
, исполненный R&B певцом Рафаэлем Саадиком в 2019 году Альбом Jimmy Lee , представляет собой цикл песен с личными рассказами, тематизирующими проблемы, затрагивающие афроамериканцев, включая зависимость, стресс, домашние конфликты, СПИД, постоянные финансовые трудности и массовые тюремные заключения. [ 21 ] [ 22 ]
Музыкальный театр
[ редактировать ]Одно из первых произведений музыкального театра из песенного цикла было создано в 1991 году. Это были «Декабрьские песни» (1991), созданные Мори Йестоном и заказанные Карнеги-холлом для празднования его столетия в 1991 году. Они были переведены, исполнены и записаны на французском языке. Немецкий. и польский. [ 23 ] Другие примеры включают «Призрачный квартет» Дэйва Маллоя (2014), «Песни для нового мира » Джейсона Роберта Брауна (1995), Уильяма Финна » «Элегии (2003), Билла Рассела ( «Элегии для ангелов, панков и бешеных королев» 1989), и «Мифы и гимны» Адама Геттеля (1998). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Инго Мюллер: «Один во всем и все в одном»: Об эстетике стихотворных и песенных циклов в свете романтической универсальной поэзии. В: Гюнтер Шницлер и Ахим Аурнхаммер (ред.): Слово и тон. Фрайбург и. Br. 2011 (= Rombach Sciences: серия Litterae. Том 173), стр. 243–274.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сьюзен Юэнс, Гроув онлайн
- ^ Одним из примеров является набор песен Шуберта из «Леди озера» . См. статью о «Аве Марии» Шуберта .
- ^ По словам Юенса, называемые диадными циклами.
- ^ Феррейра.
- ^ Марк, Джеффри. «Цикл песен в Англии: некоторые примеры начала 17 века» , в The Musical Times , Vol. 66, № 986 (1 апреля 1925 г.), стр. 325-328.
- ^ Перейти обратно: а б Даверио, Глава 9, «Цикл песен: Путешествие по романтическому пейзажу», Немецкие песни в девятнадцатом веке , изд. Руфус Холлмарк, с. 366
- ^ Танбридж, с. 2
- ^ Танбридж, стр. 2–3.
- ^ Танбридж, с. 3.
- ^ Танбридж, стр. 3–4.
- ^ Танбридж, с. 4
- ↑ Браун, Джеффри Арло: Вольфганг Рим, плодовитый композитор современной классической музыки, умер в возрасте 72 лет The New York Times , 29 июля 2024 г.
- ^ Шесть последних песен после Hölderlin klassika.info.
- ^ Бернак, Пьер (1970). Интерпретация французской песни. Нью-Йорк – Вашингтон: Издательство Praeger. стр36.
- ^ Майерс, Ролло. Эммануэль Шабрие и его окружение. Associated University Press, Крэнбери, 1970, с. 90-91.
- ^ Поттер Джон. Некролог Тревора Холда, The Guardian , 26 февраля 2004 г.
- ^ «Конте выигрывает премию NATS за авторскую песню 2016 года» . Национальная ассоциация преподавателей пения . 01.04.2016 . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ «Финалист: и все дни были фиолетовыми, автор Алекс Вайзер» . Пулитцер.орг . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Тройка: Западная поэзия России в трех циклах оркестровых песен» , Rideau Rouge Records, ASIN: B005USB24A, 2011, аннотации, стр. 4
- ^ О'Делл, Кэри (2003). « Что происходит» — Марвин Гэй (1971)» (PDF) . Библиотека Конгресса . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Кот, Грег (23 августа 2019 г.). «Рафаэль Саадик является душевным свидетелем страданий своей семьи из-за «Джимми Ли» » . Чикаго Трибьюн . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Кристгау, Роберт (13 ноября 2019 г.). «Руководство для потребителей: ноябрь 2019 г.» . И это не останавливается . Подстек . Проверено 1 февраля 2020 г. (требуется подписка)
- ^ «Декабрьские песни | Произведения» . Mauryeston.com .
Библиография
[ редактировать ]- Бингхэм, Рут О., «Цикл песен начала девятнадцатого века», в «Кембриджском спутнике лжи» , изд. Джеймс Парсонс (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004), стр. 101–119.
- Hallmark, Руфус, изд. (2010). Немецкий Лидер в девятнадцатом веке . Исследования Рутледжа в музыкальных жанрах (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-99038-7 .
- Феррейра, Мануэль Педро. 2001. «Codax [Кодаз], Мартин». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Танбридж, Лаура (2010), Кембриджские представления музыки: цикл песен , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-72107-3
- Юэнс, Сьюзен. и «Цикл песен». Grove Music Online под редакцией Дина Рута. Издательство Оксфордского университета. Веб. (по состоянию на 23 сентября 2014 г.) (требуется подписка)