Моральный интеллектуализм
Часть серии о |
Сократ |
---|
Одноимённые понятия |
Ученики |
Связанные темы |
Категория |
Моральный интеллектуализм или этический интеллектуализм — это точка зрения в метаэтике , согласно которой подлинное моральное знание должно принимать форму достижения дискурсивных моральных суждений о том, что следует делать. [1] Один из способов понять это состоит в том, что правильные поступки являются отражением того, что любое существо считает правильным. [2] Однако его можно интерпретировать и как понимание того, что рационально последовательное мировоззрение и теоретический образ жизни, примером которого является Сократ , превосходят жизнь, посвященную нравственной (но лишь практической) жизни. [ нужна ссылка ]
Древний моральный интеллектуализм
[ редактировать ]Для Сократа (469–399 до н. э.) интеллектуализм — это точка зрения, согласно которой «человек будет делать то, что правильно или лучше всего, как только он действительно поймет, что правильно или лучше»; что добродетель есть дело чисто интеллектуальное, так как добродетель и знание суть мозговые родственники, которые человек накапливает и совершенствует преданностью разуму . [3] [4] Определенный таким образом, сократический интеллектуализм стал ключевой философской доктриной стоицизма . [5] Стоики хорошо известны своим учением о том, что добро следует отождествлять с добродетелью. [5]
Очевидными, проблематичными последствиями этой точки зрения являются «сократовские парадоксы», такие как точка зрения о том, что слабости воли не существует (что никто сознательно не делает или сознательно не пытается сделать то, что является морально неправильным); что любой, кто совершает или пытается совершить моральный вред, делает это непреднамеренно; и что, поскольку добродетель есть знание, не может быть много разных добродетелей, подобных тем, которые защищает Аристотель , и вместо этого все добродетели должны быть едины. Среди так называемых сократовских парадоксов можно выделить следующие: [6]
- Никто не желает зла.
- Никто не ошибается и не поступает неправильно добровольно или сознательно.
- Добродетель – всякая добродетель – это знание.
- Добродетели достаточно для счастья.
Однако у Менона ясно, что добродетель – это не знание, а Истинная Вера.
Как правило, стоические представления о заботе о себе требовали особых аскетических упражнений, призванных гарантировать, что знание истины не только запоминается, но и усваивается, а затем интегрируется в себя в ходе превращения себя в хорошего человека. Следовательно, понимание истины означало «интеллектуальное знание», требующее интеграции с (универсальной) истиной и подлинного проживания ее в своей речи, сердце и поведении. Достижение этой трудной задачи требовало постоянной заботы о себе, но также означало быть человеком, который воплощает истину и поэтому может легко практиковать классической риторический прием парресии эпохи : «говорить откровенно и просить прощения за такие слова»; и, как следствие, соблюдать моральное обязательство говорить правду, даже подвергая себя личному риску. [7]
Современные взгляды
[ редактировать ]Современные философы оспаривают, что концепции Сократа о познании истины и этическом поведении можно приравнять к современным посткартезианским концепциям познания и рационального интеллектуализма. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адамс, Зед (2014). «Против морального интеллектуализма». Философские исследования . 37 (1): 37–56. дои : 10.1111/фин.12025 . ISSN 1467-9205 .
- ^ Моральный интеллектуализм Сократа Платона. Случай Малого Гиппия.
- ^ «Древняя этическая теория» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «ФОЛДОК» . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 г. (Определение и примечание к Сократу)
- ^ Перейти обратно: а б Древняя этическая теория
- ^ с. 14, Теренс Ирвин , Развитие этики , том. 1, Издательство Оксфордского университета, 2007 г.; п. 147, Герасимос Сантас, «Сократовы парадоксы», Philosophical Review 73 (1964), стр. 147–164.
- ^ Грос, Фредерик (редактор) (2005) Мишель Фуко: Герменевтика предмета , Лекции в Колледж де Франс 1981–1982. Пикадор: Нью-Йорк
- ^ Хеда Сегвич (2005). «Никто не ошибается добровольно: значение сократического интеллектуализма». Спутник Сократа . стр. 171–185. дои : 10.1002/9780470996218.ch10 . ISBN 978-0470996218 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Добродетель - это знание: моральные основы сократической политической философии , Лоррейн Смит Пэнгл , University of Chicago Press, 2014 г.