Китайский крейсер Цзиюань
Японский крейсер Сайен (бывший китайский крейсер Цзиюань ) в Куре в марте 1895 года.
| |
История | |
---|---|
Императорский Китай | |
Имя | Цзиюань |
Строитель | AG Vulcan Штеттин , Штеттин , Германия |
Заложен | 16 января 1883 г. |
Запущен | 1 декабря 1883 г. |
Завершенный | Август 1884 г. |
Введен в эксплуатацию | 11 июня 1885 г. |
Судьба | Военный приз Японии, 16 марта 1895 г. |
Японская империя | |
Имя | Сайен |
Приобретенный | 16 марта 1895 г. |
Судьба | Заминирован у Порт-Артура , 30 ноября 1904 года. |
Общие характеристики | |
Тип | Защищенный крейсер |
Смещение | 2300 длинных тонн (2337 т) |
Длина | 236 футов (71,9 м) |
Луч | 34,5 футов (10,5 м) |
Черновик | 17 футов (5,2 м) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 × паровые машины сложного расширения , два вала |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 180 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Цзиюань ( упрощенный китайский : 济 远 ; традиционный китайский : 濟遠 ; пиньинь : Цзиюань, иногда Чиюань ; Уэйд-Джайлс : Ци Юань ), был защищенным крейсером Императорского флота Китая , приписанным к Бэйянскому флоту . Она была построена в Германии, поскольку в то время в Китае не было промышленных мощностей, необходимых для ее строительства. Первоначально «Цзиюань» задумывался как третий броненосный линкор класса «Динъюань» , но из-за проблем с финансированием его размер был уменьшен. После завершения ей не разрешили отплыть в Китай во время китайско-французской войны .
Во время Первой китайско-японской войны она участвовала в битве при Пунгдо и в битве на реке Ялу , в результате которой был казнён её капитан . Она была захвачена Императорским флотом Японии в качестве военного трофея в битве при Вэйхайвэй и введена в эксплуатацию как Сайен ( 済遠 巡洋艦 , Сайен дзунъёкан ) 16 марта 1895 года. Под японским флагом она использовалась для бомбардировки позиций в во время японского вторжения на Тайвань и был затоплен 30 ноября 1904 года после подрыва на русской мине во время битвы при Порт-Артуре во время русско-японской войны .
Дизайн
[ редактировать ]Когда Jiyuan первоначально был заказан Императорским флотом Китая , он должен был стать третьим Dingyuan класса броненосным линкором , построенным компанией AG Vulcan Stettin в Штеттине , Германия. Китайцы искали более крупные военные корабли у британских верфей, но переговоры зашли в тупик. Вместо этого они обратились к немецким верфям, с которыми китайцам удалось заключить сделку. Заказы на три броненосца были размещены после постройки немецкого Sachsen класса . Из-за проблем с финансированием его размер был уменьшен до защищенного крейсера , а запланированная постройка из дюжины кораблей была сокращена до этих трех. [ 1 ]
Jiyuan водоизмещением 2300 длинных тонн (2337 т) и общей длиной 236 футов (72 м) , шириной 34,5 футов (10,5 м) и средней осадкой 17 футов (5,2 м). Силовая установка состояла из указанной мощности 2800 лошадиных сил (2100 киловатт), вырабатываемой парой паровых двигателей комбинированного расширения с двумя валами, что обеспечивало крейсерскую скорость 15 узлов (28 километров в час; 17 миль в час). Обычно он был оснащен одной военной мачтой , но для морского путешествия из Германии в Китай он был оборудован дополнительными мачтами и парусами. [ 2 ]
Цзиюань Броня состояла из двух стальных барбетов толщиной 10 дюймов (254,0 мм) вокруг ее главных орудий, орудийных щитов толщиной 2 дюйма (51 мм) вокруг остальных и палубной брони толщиной 3 дюйма (76 мм). Ее основным вооружением были две казнозарядные 8,2-дюймовые (210-мм) пушки Круппа , установленные в барбете в передней части корабля. У нее была еще 5,9-дюймовая (150-мм) пушка Круппа, установленная в кормовом барбете, пять орудий Гочкиса и четыре надводных торпедных аппарата . [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Jiyuan был заложен 16 января 1883 года. После спуска на воду со верфи в Штеттине 1 декабря он был завершен в августе следующего года. Из-за продолжающейся китайско-французской войны трем кораблям, построенным в Штеттине, не разрешили отправиться в Китай, и они были задержаны на следующие десять месяцев. [ 3 ] 3 июля 1885 года «Цзиюань» , «Динъюань» и «Чжэньюань» отправились из немецкого Киля в путешествие в Китай в составе немецкого экипажа. По пути они остановились в Девонпорте , Англия; Гибралтар ; Аден , Йемен и Коломбо , Шри-Ланка. В конце октября корабли прибыли в форты Таку в Китае, где были погружены китайские экипажи. Их прибытие ознаменовало создание нового послевоенного Бэйянского флота с линкорами в центре формирования. [ 4 ]
Флот базировался в недавно расширенном Порт-Артуре (ныне район Люшунькоу ), однако, поскольку зимой порт замерзал, и Цзиюань , и линкоры проводили часть года в Шанхае . Три корабля работали вместе с крейсерами «Чаойонг» и «Янгвэй» в учениях, проведенных в 1886 году. [ 5 ] Несколько кораблей Бэйянского флота отправились в Гонконг в конце 1889 года из Шанхая, в том числе «Цзиюань» . Они отплыли в Сингапур , а затем вернулись в Шанхай в апреле следующего года. [ 6 ]
Первая китайско-японская война
[ редактировать ]Ко времени Первой китайско-японской войны в 1894 году капитаном Цзиюаня был Фан Пай-чэнь. [ 7 ] Он был среди нескольких кораблей, которые были назначены для сопровождения военных кораблей, направлявшихся в Корею в июне 1894 года. Цзиюань отправился 22 июля вместе с канонерской лодкой «Куанг И» из Вэйхайвея (ныне Вэйхай ) в Асан в Корее, начав обратный путь 25 июля. Два корабля должны были встретиться с военным кораблем « Ковшинг» , но вместо этого столкнулись с тремя крейсерами Императорского флота Японии в битве при Пунгдо . «Цзиюань» попыталась пройти вплотную к японскому крейсеру «Нанива» , поскольку его капитан ожидал торпедной атаки ближнего действия. Два других японских крейсера, «Ёсино» и «Акицусима», также открыли огонь по Цзиюаню . [ 8 ]
В Цзиюань попало множество снарядов, что вывело из строя ее переднюю пушку Круппа и серьезно повредило все конструкции над ее бронепоясом. Капитан Фанг отдал приказ бежать на полной скорости в сторону Вайхайвэй, Ёшино преследуя . Сообщения о том, почему «Цзиюань» не обогнал более быстрый японский крейсер, расходились: в одном утверждалось, что Цзиюаня установленная на корме пушка «Крупп » попала в мостик « Ёсино» , а в другом указывалось, что выстрел был произведен « Куанг И» . Пока Цзиюань уходил, « Куанг И» сражался с двумя оставшимися крейсерами, пока не получил пробоину и не затонул, после чего был выброшен на берег, чтобы позволить своей команде спастись. Направляясь в Вэйхайвэй, « Ци Юань» миновала Ковшинг , который все еще направлялся в Корею. Военный корабль был остановлен японцами и после длительных переговоров затоплен с потерей большого количества личного состава и экипажа на борту. [ 8 ]
По прибытии в Вэйхайвэй ее отправили в Порт-Артур для ремонта. [ 9 ] Капитан Фан с « Цзиюаня» предстал перед военным трибуналом за свои действия, но был признан невиновным и вернулся в строй. [ 10 ] Цзиюань был отремонтирован и воссоединился с флотом 7 августа в Вэйхайвэй, незадолго до того, как три дня спустя японцы атаковали порт, обстреляв оборонительные форты перед уходом. [ 9 ] 17 сентября в битве на реке Ялу он находился на крайнем левом фланге китайской линии и в боевой паре с крейсером «Гуанцзя» . [ 11 ] Цзиюань сразу же дала понять, что она повреждена, и была отозвана. Корабль маневрировал на близлежащей отмели, где экипажу было трудно управлять судном, и вместо этого он вернулся в бой. [ 10 ] При этом он столкнулся с китайским крейсером «Чаойонг» , который впоследствии затонул. [ 12 ] В какой-то момент боя капитан Фан был освобожден от своих обязанностей старшим лейтенантом Шэнь Соу Чангом, но Фан вернулся к командованию после того, как Шэнь был убит. [ 13 ]
Затем Цзиюань вернулся в Порт-Артур, где иностранный инженер отказался больше служить капитану судна и уехал. Капитан Фанг Пэ-Кьен был казнен за свои действия в бою. [ 11 ] [ 10 ] командование перешло к старшему лейтенанту Хуан Цзу-Леню. [ 13 ] Из уцелевших в бою китайских боевых кораблей « Цзиюань» пострадал меньше всего. [ 14 ] Когда другие уцелевшие корабли прибыли в Порт-Артур, их орудия были окрашены в красный цвет. «Цзиюань» был исключением, не имел украшений и был пришвартован отдельно от других судов. [ 15 ]
Он был одним из нескольких китайских кораблей, застрявших в гавани Вэйхайвэй, когда японцы осадили его зимой в начале 1895 года в битве при Вэйхайвэй . [ 16 ] Хуан отказался покинуть Цзиюань, чтобы обратиться за медицинской помощью от травм, полученных во время боя; вместо этого его раны перевязали, и он продолжил выполнять свои обязанности. Затем ему прострелили бедро, и он продолжал отказываться от лечения. Через несколько минут он был убит разрывным снарядом, выпущенным японским судном. [ 13 ] Адмирал Дин Ручанг , командующий флотом, сдался 12 февраля и вскоре после этого покончил жизнь самоубийством. В обмен на сдачу всей военной техники, включая флот, японцы обещали хорошее поведение. [ 17 ] Позже Цзиюань был зачислен в Императорский флот Японии как Сайен , то же китайское иероглифическое имя. [ 18 ]
Япония
[ редактировать ]Сайен был немедленно отправлен на службу Японии. Во время японского вторжения на Тайвань позднее в 1895 году ему вместе с шестью другими кораблями было поручено бомбардировать береговую оборону Такоу ( Гаосюн ). Флот прибыл к побережью 12 октября, предупредив иностранные суда, что атака начнется в 7 утра следующего дня. Японские корабли атаковали по графику, обстреливая оборону, пока через полчаса не прекратился ответный огонь. В 14.00 корабли приблизились к пляжу и начали спускать на воду лодки с десантом. К 14:35 их войска успешно захватили прибрежный форт. [ 19 ]
Японцы переоборудовали «Сайен» в 1898 году, заменив имеющиеся у нее легкие орудия восемью скорострельными 3-фунтовыми пушками . [ 20 ] [ 21 ] Поддерживая Императорскую японскую армию после битвы при Порт-Артуре на начальных этапах русско-японской войны 1904–1905 годов, Сайен 30 ноября 1904 года подорвался на затопленной русской мине. Восемь членов экипажа в машинном отделении погибли сразу же в результате взрыва. , при этом крейсер быстро затонул в течение следующих двух минут. За это время удалось спустить на воду только две лодки, что спасло 70 членов экипажа, а также коллекцию различных предметов, вверенных им офицерами, таких как сигнальная книга и несколько картин императорской семьи. [ 22 ]
Канонерская лодка «Акаги» находилась неподалеку, обстреливая позиции противника, и направилась к «Сайену» после взрыва . В общей сложности между катерами, «Акаги» и еще одной канонерской лодкой был спасен в общей сложности 191 офицер и экипаж. Сайена Капитан Тадзима погиб, как и еще 39 человек. [ 23 ] Обломок находится по адресу 38 ° 51' с.ш., 121 ° 05' в.д. / 38,850 ° с.ш., 121,083 ° в.д. . [ 20 ] Потери «Сайена » считались незначительными из-за его возраста и возможностей по сравнению с другими кораблями японского флота. Он был одним из нескольких японских кораблей, заминированных в Порт-Артуре в тот период, включая линкоры до дредноута « Хацусэ» и « Яшима» , которые продемонстрировали полезность военно-морских мин для защиты гавани. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Райт 2000 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , с. 53.
- ^ Райт 2000 , с. 54.
- ^ Райт 2000 , с. 66.
- ^ Райт 2000 , с. 81.
- ^ Райт 2000 , с. 83.
- ^ Райт 2000 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с «Военные вести по почте» . Квинсленд Таймс . 27 октября 1894 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2016 г. - через Trove .
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , стр. 90–91.
- ^ Райт 2000 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с «Храбрый китайский офицер» . Траралгон Рекорд . 23 августа 1901 г. с. 1 . Проверено 19 декабря 2016 г. - через Trove .
- ^ Райт 2000 , с. 93.
- ^ «Китайские методы ведения войны» . Сиднейская почта . 3 ноября 1894 г. с. 927 . Проверено 19 декабря 2016 г. - через Trove .
- ^ Райт 2000 , с. 98.
- ^ Райт 2000 , с. 104.
- ^ Райт 2000 , с. 105.
- ^ Дэвидсон 1903 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б Йентшура, Юнг и Микель, 1977 , с. 99.
- ^ Шено и Колесник 1979 , с. 229.
- ^ «Гибель японского крейсера» . Брисбенский курьер . 13 февраля 1905 г. с. 5 . Проверено 19 декабря 2016 г. - через Trove .
- ^ Касселла 1905 , с. 408.
- ^ «Комментарии по ситуации» . Сидней Морнинг Геральд . 12 декабря 1904 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2016 г. - через Trove .
Ссылки
[ редактировать ]- Кассел «История русско-японской войны» . Лондон; Париж; Нью-Йорк; Мельбурн: Касселл и компания. 1905.
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Дэвидсон, Джеймс В. (1903). Остров Формоза, прошлое и настоящее . Лондон; Нью-Йорк: Macmillan & Co.
- Йентшура, Хансгеорг; Янг, Дитер; Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Стилле, Марк (2016). Императорский флот Японии в Русско-японской войне . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-1121-9 .
- Райт, Ричард, Нью-Джерси (2000). Китайский паровой флот . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-144-6 .
38 ° 51' с.ш., 121 ° 05' в.д. / 38,850 ° с.ш., 121,083 ° в.д.
- Крейсеры Бэйянского флота
- Крейсеры Германии
- Корабли, построенные в Штеттине
- корабли 1883 года
- Первые крейсеры Китая китайско-японской войны
- Военные корабли Китая
- Захваченные корабли
- Крейсеры Императорского флота Японии
- Русско-японские военные крейсеры Японии
- Морские происшествия 1904 года
- Кораблекрушения в Желтом море
- Кораблекрушения Русско-Японской войны.
- Корабли, потопленные минами