Люди моро
Общая численность населения | |
---|---|
5 – 10,7 млн. [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Филиппины , Малайзия , Индонезия , Бруней , Ближний Восток | |
Языки | |
Филиппинский , Английский Магинданао , маранао , таусуг , якан , сама , иранун и другие филиппинские языки . | |
Религия | |
Суннитский ислам [ 3 ] |
Народ моро или народ Бангсаморо — это 13 этнолингвистических австронезийских групп с мусульманским большинством на Минданао , Сулу и Палаване , уроженцы региона, известного как Бангсаморо (букв. «Нация моро» или «страна моро» ). [ 4 ] Будучи этническими группами с мусульманским большинством, они составляют самую многочисленную нехристианскую группу населения на Филиппинах . [ 5 ] и составляют около 5% от общей численности населения страны, или 5 миллионов человек. [ 1 ] [ 2 ]
Большинство моро являются последователями ислама шафиитской школы фикха суннитского . Моро когда-то были независимыми в рамках множества местных государств, включая Султанат Сулу , Султанат Магинданао и Конфедерацию султанатов в Ланао ; несмотря на неоднократные испанские вторжения, штаты моро оставались де-факто независимыми вплоть до восстания моро в начале 20 века. После обретения Филиппинами независимости в 1946 году моро продолжили борьбу за самоопределение против преимущественно христианских Филиппин, кульминацией которой стал многолетний мятеж вооруженных повстанческих группировок, главными из которых были Фронт национального освобождения моро (ФНОМ) и Исламское освобождение моро. Фронт (ИФОМ) против Вооружённых сил Филиппин .
гарантирует народу моро автономный регион Конституция Филиппин ; Однако создание автономного региона на мусульманском Минданао не удовлетворило требования повстанческих групп. Прекращение огня и успешные мирные переговоры между правительством Филиппин и ИФОМ привели к созданию в 2018 году региона с большей политической автономией и полномочиями, известного как Автономный район Бангсаморо на мусульманском Минданао .
Сегодня, за пределами автономного региона Бангсаморо, люди моро составляют значительное меньшинство в других близлежащих провинциях Южного Минданао и в провинциях Палаван , Самар , регион Бикол , а также являются видимым и интегрированным меньшинством в различных городских центрах страны. такие как Манила , Себу и Давао . За пределами Филиппин некоторые моро остаются в районах, некогда контролируемых султанатом Сулу, вдоль восточного побережья Сабаха ; другие эмигрировали в соседние Малайзию , Индонезию и Бруней в конце 20-го века из-за конфликта моро на Минданао . Новые сообщества сегодня можно найти в Кота-Кинабалу , Сандакане и Семпорне в Сабахе , Малайзия. [ 6 ] Северный Калимантан в Индонезии и Бандар-Сери-Бегаван в Брунее.
Этимология
[ редактировать ]Слово моро (родственное английскому « мавры ») происходит как экзоним , который до прибытия испанцев на Филиппинский архипелаг стал использоваться испанцами по отношению к мусульманам в целом. Термин происходит от « Мауру », латинского слова, обозначавшего жителей древнеримской провинции Мавритания на северо-западе Африки, которая сегодня включает в себя современные мусульманские государства Алжир , Мавританию и Марокко . [ 7 ] С возвышением Мавритании в составе мусульманского халифата Омейядов мусульманские армии завоевали и правили большей частью Пиренейского полуострова с 711 по 1492 год, в общей сложности примерно 781 год, в течение которых христиане участвовали в конфликтах за возвращение Иберии. Этот термин стал распространяться на мусульман в целом. Этот термин аналогичным образом применялся испанцами к мусульманским общинам, которые они обнаружили в некоторых частях Филиппинского архипелага по прибытии. [ 7 ]
В борьбе за самоопределение этот термин позже был принят в названиях сепаратистских организаций, таких как Фронт национального освобождения моро (ФНОМ), Рашида Лукмана Организация освобождения Бангса Моро (BMLO), а также Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ). ). [ 8 ]
Недавно придуманный термин «бангсаморо» происходит от малайского слова « бангса » (первоначально означавшего «нация», но измененного для обозначения « расы » в колониальные времена), где «моро» означает «народ» и может также использоваться для описания как этнолингвистические группы с мусульманским большинством, так и их родина. Рамочное соглашение о Бангсаморо признает «Бангсаморо» как идентичность и призывает к созданию нового автономного политического образования под названием Бангсаморо . [ 9 ]
Хотя для некоторых этот термин может иметь уничижительный оттенок, термин «моро» превратился в единую силу, особенно со стороны филиппинского правительства, несмотря на противодействие со стороны некоторых современных мусульманских общин на Филиппинах, которые возражают против происхождения этого термина в испанская колониальная эпоха. Марвик Леонен , который был главным мирным переговорщиком правительства Филиппин с Исламским фронтом освобождения моро , сказал: [ 10 ]
Это Бангсаморо, это место; есть Бангсаморо, личность.
- Марвич Леонен, пресс-брифинг, 8 октября 2012 г.
Этнические группы
[ редактировать ]По данным Бюро культурного наследия (BCH) Бангсаморо, к филиппинским этническим группам с мусульманским большинством относятся: [ 11 ]
Языки
[ редактировать ]Народ моро говорит на своем родном языке. Неродными языками являются илокано , чабакано , хилигайнон , кебуано и тагальский , из которых два последних используются в качестве linguae francae . Это справедливо и для кебуано из-за массового прибытия кебуанских поселенцев на Минданао. Таусуги легко говорят на кебуанском языке, потому что и таусуг, и кебуано являются висайскими языками . Чабакано — лингва-франка коренных жителей архипелага Сулу, наряду с тагальским языком, а также в Басилане . Многие местные жители и торговцы на архипелаге Сулу также могут говорить на сабахском малайском языке .
Общество
[ редактировать ]Область
[ редактировать ]Большинство народа моро исторически проживало в районе, который сейчас называется регионом Бангсаморо , который в 1989 году, когда была создана АРММ, был известен как мусульманский Минданао. Эта земля расположена в провинциях Басилан , Котабато , Давао-де-Оро , Давао-дель-Сур , Ланао-дель-Норте , Ланао-дель-Сур , Магинданао-дель-Норте , Магинданао-дель-Сур , Палаван , Сарангани , Южный Котабато , Султан Кударат , Сулу и Тави. -Тави . [ нужна ссылка ] Города Котабато . , Дапитан , Диполог , Сантос Илиган , и Марави Генерал [ нужна ссылка ] Некоторые восточные районы нынешнего малайзийского штата Сабах , бывшего британского протектората Северное Борнео , также заявлены Фронтом национального освобождения моро как часть предполагаемого штата Бангсаморо Республика . Однако эта идея провалилась, поскольку лидер-основатель НФОС Нур Мисуари сослал себя после столкновения с правительством в 2013 году в городе Замбоанга , поскольку он протестовал против дальнейших односторонних изменений правительства в взаимно подписанном Окончательном мирном соглашении 1996 года. Во время осады Мисуари был назван «террористом». [ 12 ] [ ненадежный источник? ] [ 13 ] [ 14 ]
5 августа 2008 года, после почти 10 лет переговоров, когда все международные организации, связанные с Фивами, были готовы стать свидетелями предполагаемого исторического события - попытки группы по мирным переговорам филиппинского правительства подписать Меморандум о соглашении о наследственных владениях с Исламским освобождением моро. Фронт по петиции политиков-поселенцев на Минданао, таких как губернатор Мэнни Пинол и губернатор Лобрегат, был затем объявлен Верховным судом Филиппин неконституционным. [ 15 ] После принятия этого решения сразу же вспыхнул конфликт, в результате которого почти полмиллиона человек были вынуждены покинуть свои дома и сотни были убиты. [ 15 ] наблюдатели [ ВОЗ? ] теперь согласны с тем, что два командира моро — Кумандер Умбра Като и Кумандер Браво — действительно начали нападения в Ланао-дель-Норте и Северном Котабато в ответ на отказ от подписания договора, который пошатнул мирный процесс в регионе. [ нужна ссылка ]
В Рамочном соглашении о Бангсаморо Бангсаморо определяется как «[т]люди , которые во время завоевания и колонизации считались коренными жителями или коренными жителями Минданао и архипелага Сулу и прилегающих к нему островов, включая Палаван, и их потомков, будь то смешанного или полного происхождения. кровь". [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Ислам оказал большое влияние на культуру моро со времен султаната Магинданао и Сулу . Большие и маленькие мечети можно найти по всему региону. В соответствии с исламским правом следует любой ценой избегать употребления алкоголя, блуд запрещен . Свинина и свиные субпродукты не допускаются. Пост во время Рамадана и оказание благотворительной помощи бедным являются обязательными в Исламе. Хадж пяти также является важным требованием, поскольку он является одним из столпов ислама . Женщины моро покрывают себя вуалью ( тудонг ), как и в Малайзии, Индонезии, Брунее, Сингапуре и южном Таиланде. Мужчин моро, особенно пожилых людей, всегда можно увидеть в черной тюбетейке, называемой сонгкок , или белой, называемой такия . В отличие от своих малайских родственников в соседних странах, единственная основная проблема, связанная с группами моро, заключается в том, что они не всегда едины и лишены чувства солидарности. [ 16 ]
Музыка
[ редактировать ]Одним из типов традиционных музыкальных инструментов моро является кулинтанг , гонг из бронзы или латуни, найденный на юге Филиппин. Это создает уникальный звук, который зависит от скорости удара, включая Binalig, [ 17 ] [ ненадежный источник? ] Тагонго и капаниронг также часто можно услышать в Малайзии, Индонезии и Брунее.
Образование
[ редактировать ]Хотя большинство моро посещают как государственные, так и частные учебные заведения, особенно в таких ключевых городах, как Давао, Себу и Манила, некоторые могут выбрать формальное исламское образование и поступают в исламские/арабские учебные заведения, такие как Мусульманский Джамиату Минданао в городе Марави. На уровне высшего образования существуют государственные и частные учебные заведения в районах, где традиционно проживает моро. В Марави многие посещают Государственный университет Минданао , второй по величине государственный университет на Филиппинах после Филиппинского университета , который имеет несколько кампусов по всему Минданао. На территории государственного университета Минданао также есть Исламский институт (Центр исламского арабского языка и азиатских исследований имени короля Фейсала). Благодаря стипендиям некоторые даже учатся в университетах за пределами страны. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]До прихода ислама территориями нынешнего Бангсаморо управляли лидеры, носившие такие титулы, как раджа и дату . Малайские королевства взаимодействовали и торговали с различными племенами на островах.
В 13 веке прибытие мусульманских миссионеров, таких как Махдум Карим, в Тави-Тави инициировало обращение коренного населения в ислам. Торговля между другими султанатами на территории нынешнего Брунея, Малайзии и Индонезии помогла установить и укрепить исламскую религию на юге Филиппин. В 1457 году введение ислама привело к созданию султанатов . Сюда входили Раджа Буаян , Султанат Магинданао и Султанат Сулу , который считается старейшим мусульманским правительством в регионе и был аннексирован Соединенными Штатами в 1898 году.
Как и империя Брунейского султаната , Сулу и другие мусульманские султанаты на Филиппинах были приобщены к исламу через китайских мусульман , персов и арабских торговцев. Китайские купцы-мусульмане участвовали в местной торговле, и султанат имел дипломатические отношения с Минским Китаем . Поскольку он был вовлечен в систему дани, лидер Сулу Падука Батара и его сыновья переехали в Китай, где он умер, а его сыновей впоследствии воспитали китайские мусульмане. [ 18 ]
Колониальный период
[ редактировать ]Испанское завоевание
[ редактировать ]В 1519 году началась испанская экспедиция в Ост-Индию в поисках пути на запад к островам Малуку («Острова пряностей») под руководством португальского исследователя Фернана Магеллана . В марте 1521 года флот достиг Филиппинского архипелага, где Магеллану суждено было погибнуть в битве при Мактане до успешного кругосветного плавания экспедиции вокруг Земли и возвращения в Европу. На острова было совершено несколько последующих экспедиций, в том числе экспедиция Мигеля Лопеса де Легаспи в 1564 году, которая положила начало испанской колонизации территории, которая позже стала Филиппинами.
Местные султанаты активно сопротивлялись испанцам. [ 19 ] С намерением умиротворить острова испанцы вторглись на территорию моро, воздвигнув военные станции и гарнизоны с католическими миссиями, что привлекло обращенных в христианство выходцев из гражданских поселений. Наиболее известные из них — Замбоанга и Котабато . В Испании царила инквизиция , которая требовала от евреев и мусульман обращения в католицизм или ухода из страны, иначе им грозила смертная казнь; таким образом, испанцы пытались запретить и подавить ислам в завоеванных ими территориях. В ответ моро бросили вызов испанскому правительству, проводя набеги на католические прибрежные города. Эти набеги моро достигли апогея во время правления Дату Бантилана в 1754 году. [ нужна ссылка ]
Конфликт между Испанией и Моро начался с Кастильской войны 1578 года, которая велась между испанцами и Моро на территориях, контролируемых Султанатом Бруней . Хотя сама кастильская война длилась всего два месяца, конфликт между Испанией и моро продолжался на протяжении столетий. Ряд прибрежных укреплений, военных гарнизонов и фортов, построенных испанцами, гарантировал, что набеги моро, хотя и были разрушительными для экономики местных поселений, в конечном итоге были подавлены. Появление паровых военных кораблей в 1800-х годах, наконец, вынудило устаревший флот моро, состоящий из красочных проа и винт, вернуться на свои базы. Потребовалось как минимум два десятилетия испанского присутствия на Филиппинах, чтобы началось обширное завоевание Минданао. [ 20 ] Султанат Сулу , один из последних оставшихся султанатов, вскоре пал под согласованным военно-морским и наземным нападением испанских войск. В последней четверти XIX века Морос в султанате Сулу разрешил испанцам строить форты, но контроль Испании над этими территориями оставался слабым, поскольку их суверенитет ограничивался военными станциями, гарнизонами и гражданскими поселениями в Замбоанге и Котабато ( последний под султанатом Магинданао ). До этого, чтобы сохранить свою независимость, султанат Сулу уступил Палаван Испании в 1705 году и Басилан в 1762 году; Султанат Сулу также предоставил Испании частичное правление над Сулу и Тави-Тави. [ нужна ссылка ]
В 1876 году испанцы начали кампанию по умиротворению Холо и сделали последнюю попытку создать правительство на южных островах. 21 февраля того же года испанцы собрали в Холо самый крупный контингент, состоящий из 9000 солдат на 11 транспортах, 11 канонерских лодках и 11 пароходах. Хосе Малькампо оккупировал Холо и основал испанское поселение, а Паскуаль Сервера был назначен для создания гарнизона и выполнения обязанностей военного губернатора. Он служил с марта 1876 по декабрь 1876 года, за ним следовали Хосе Полин (декабрь 1876 - апрель 1877), Карлос Мартинес (сентябрь 1877 - февраль 1880), Рафаэль де Ривера (1880–1881) и Исидро Г. Сото (1881–1882). , Эдвард Бремон (1882), Хулиан Паррадо (1882–1884), Франсиско Кастилья (1884–1886), Джон Аролас (1886–1893), Цезарь Маттос (1893), Венансио Эрнандес (1893–1896) и Луис. Уэрта (1896 –1899). [ нужна ссылка ]
Китайцы продавали стрелковое оружие, такое как винтовки Энфилд и Спенсер , Буаянскому султанату Дату Уто. Они использовались для борьбы с испанским вторжением в султанат Буаян . Дату заплатили за оружие рабами. [ 22 ]
Население китайцев на Минданао в 1880-х годах составляло 1000 человек. Китайцы провозили оружие через испанскую блокаду, чтобы продать его Минданао Моросу. Закупки этого оружия оплачивались моро рабами в дополнение к другим товарам. Основной группой торговцев оружием были китайцы из Сулу. Китайцы взяли под свой контроль экономику и использовали пароходы для перевозки товаров на экспорт и импорт. Опиум, слоновая кость, ткани и посуда были среди других товаров, которые продавали китайцы. Китайцы на Маймбунге отправили это оружие султанату Сулу, который использовал его для борьбы с испанцами и отражения их атак. Китаец -метис был одним из зятьев султана, султан был женат на его сестре. Он и султан владели акциями корабля (названного «Дальний Восток»), который помогал контрабандой оружия. [ 22 ]
Испанцы начали внезапное наступление под командованием полковника Хуана Ароласа в апреле 1887 года, атаковав столицу султаната Маймбунг, пытаясь подавить сопротивление. Оружие было захвачено, имущество китайцев уничтожено, а китайцы были депортированы в Холо. [ 22 ] К 1878 году испанцы укрепили Холо стеной по периметру и башенными воротами, построили внутренние форты под названием Пуэрта Блокаус, Пуэрта Испания и Пуэрта Альфонсо XII, а также два внешних укрепления под названием Принцесса де Астурия и Торре де ла Рейна . Войска, в том числе кавалерия во главе с лейтенантом-командиром, располагались в пределах защитных стен. В 1880 году Рафаэль Гонсалес де Ривера, назначенный губернатором, направил 6-й полк для управления островами Сиаси и Бонгао. [ нужна ссылка ]
Моро-мусульмане, такие как Дату Пианг , и семьи с фамилиями Конг и Тан возникли в результате того, что китайские торговцы-немусульмане женились на Моро, а их потомки -метисы-ханьцы-моро стали мусульманами. [ 23 ] [ 24 ] Китайский купец Туя Тан из Сямэнь был отцом лидера моро Дату Пианга, который родился у женщины из Магинданаон Моро. [ 25 ] [ 26 ]
Филиппинские христианские поселенцы были убиты моро под предводительством Джимбанана, его брата Дату Али и Дату Пианга в сентябре и декабре. [ 27 ] Только китайцы не пострадали. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Афганец по имени Шариф Мухаммад Афдал, говорящий на урду, жил на Минданао и помогал советом Дату Пиангу. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Шариф Мухаммад Афдал помог США попытаться убедить моро сотрудничать во время войны США против моро. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Серийный комплект (№4001-4500) [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
«Тогда моро разграбили город, хотя, судя по всему, к китайским жителям, с которыми они всегда были дружелюбны, не приставали — только филиппинцы» [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Дату Пианг, как моро-китайский метис, привел китайцев и моро к победе и убийству филиппинских революционеров под предводительством Рамона Вило, которые пытались захватить контроль над Котабато, когда испанцы ушли в январе 1899 года. [ 59 ]
По словам Наджиба Салиби, «во время испанской эвакуации [Пианг] стал самым богатым моро на Минданао и самым влиятельным вождем на острове». Китайские торговцы из Котабато, имевшие тесные связи с Дату Пиангом, в 1901 году купили гуттаперчу, альмасигу, кофе, пчелиный воск и рис на сумму 150 000 мексиканских долларов. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Американская колонизация
[ редактировать ]После испано-американской войны Испания уступила Соединенным Штатам Филиппинский архипелаг, в который входили Сулу и Минданао, в соответствии с Парижским договором 1898 года . С приходом к власти американских чиновников начали подавлять оставшееся насилие и сопротивление в районах моро. Нападения хураментадос продолжались и в начале 20 века, но в конечном итоге были остановлены американцами.
Японская оккупация
[ редактировать ]Моро боролись против японской оккупации Минданао и Сулу во время Второй мировой войны и в конечном итоге изгнали их. Морос также помогал сопротивлению японцам на Северном Борнео после неудавшегося восстания Джесселтона , в отместку за которое японцы совершили зверства против местного населения.
И американцы, и японцы устроили резню против Моро Маранаоса. 400 маранао были убиты артиллерийским обстрелом США капитаном Джоном С. Першингом в 1903 году. Япония вторглась на Минданао в 1942 году и отдала приказ Маранао сдать лезвия, чтобы каждые два домохозяйства разделили один клинок и отдали все свое оружие, убивая любого, кто не подчинился приказу. Казни японцами марано, сохранивших огнестрельное оружие, привели к нападениям Маранао на японцев. Маналао Миндалано был одним из повстанцев Маранао, сражавшихся с японцами. Японцы в Дансалане убили и закололи штыками 24 мирных жителя Маранао, мужчин и женщин, в деревне Вату во время поисков Маналао Миндалано, хотя они не имели никакого отношения к его партизанской группе. Затем маранао уничтожили японский конвой, обстреляв его шины и водителей, в результате чего они упали с мостов и дорог. Затем японцы сожгли дома Маранао. Японская пехотная рота была уничтожена холодным оружием в деревне Маранао в сентябре 1942 года в битве при Тампаране. Сражение началось в 1-й день Рамадана 12 сентября, когда японцы в поисках лидера партизан Маранао в Тамапране отправили туда 90 японских пехотинцев. Японцы обстреляли Маранао из минометов после того, как бросили вызов японскому патрулю. Маранаос вокруг и в Тампаране пришел с холодным оружием и винтовками, чтобы атаковать японцев, когда они услышали минометные выстрелы. У большинства маранао были только лезвия, и они атаковали японцев напрямую, минометным и пулевым огнем, в то время как марано с винтовками атаковали японцев с тыла, ползая по траве. Японцы были скованы с трех сторон, у них закончились боеприпасы, и они попытались бежать, чтобы похвастаться на озере Ланао, но застряли в болоте. Японцы застряли в грязи своими ботинками, пытаясь использовать штыки, а моро, ходившие босиком, рубили их. Японцы пытались сдаться, поскольку потерпели поражение от Маранао, отказавшись принять капитуляцию. Некоторые японские солдаты под командованием 1-го лейтенанта Ацуо Такеучи попытались сбежать в лодке на пристани, но принудительные работы на лодках уже убежали в озеро, и японцы застряли. Такеучи попытался сдаться и выбросил свой меч, но маранао зарубил его до смерти и издевался над ним, говоря: «Не сдавайся, Текеучи!» поскольку он вспомнил, что Текучи раньше хвастался, что японцы никогда не сдавались. 85 японцев были зарублены на озере недалеко от Тампарана. Маранао изрубили и изуродовали трупы японцев. Японцы ответили на битву бомбардировками деревень Маранао, включая Тампаран, с воздуха и артиллерии в течение 25 дней, убивая мирных детей и женщин Маранао. 80 гражданских детей, женщин и мужчин Маранао были убиты в мечети японской бомбой. Затем Маранаос заблокировал водопропускные трубы, срубил деревья и сравнял дорогу, чтобы заблокировать движение японцев, поскольку из-за срубленных деревьев и заблокированных водопропускных труб дождь разрушит то, что осталось от дорог. В Ганасси японский гарнизон был осаждён Маранао. К концу 1942 года у озера Ланао Маранао прервало связь и контакты между тремя японскими гарнизонами. Еще до того, как американские партизаны начали восстание против Японии, плато Ланао было освобождено Маранао от японского контроля. Морос в других местах, таких как Дату Удтуг Маталам, сражался с японцами в верхней долине Котабато и Букдонне. Японцы избегали Дату Удтуга с 1942 года, поскольку он постоянно нападал на их гарнизоны. Шурин Удтуга Маталама Салипада Пендатун сражался с японцами в Букидноне, изгнав их из Малайбалая, столицы провинции, аэродрома Дель-Монте и гарнизонов в Букидноне в течение шести месяцев в 1942–1943 годах и выиграв битву в лагере для военнопленных. [ 63 ]
По словам японского солдата Фудзиока Акиёси, который был одним из немногих, кто остался в живых к концу войны, 97% японских солдат, оккупировавших Холо, были убиты партизанами-моро-мусульманами Таусуг. [ 64 ] [ 65 ] Фудзиока описал моро как жестоких людей и вспомнил, как моро отрезали печень и золотые зубы японским солдатам и за месяц убили 1000 японцев после того, как они прибыли на остров. [ 66 ] [ 67 ] Фудзиока и его сослуживцы-японцы были вне себя от радости, когда они, наконец, достигли американской базы, чтобы сдаться, поскольку они знали, что их единственная судьба - быть зарезанными мусульманами-моро или умереть от голода. [ 68 ] [ 69 ] Раненые японцы были убиты моро своими кинжалами крис , поскольку моро постоянно атаковали, атаковали и убивали японских солдат. [ 70 ] [ 71 ] Позже Фудзиока опубликовал на Джоло дневник своего военного опыта под названием «Хайсен но ки: Гёкусаичи Хоро-то но Кироку» и личный аккаунт «Уидзин но Ки». [ 72 ] [ 69 ] В его дневнике упоминается, что большинство японцев на Холо были убиты, заболев малярией и нападениями моро. Трупы японцев валялись на земле, разлагаясь, кишащие личинками и ужасно пахнущие. Фукао и другие выжившие японцы сдались американцам, чтобы их не убили мусульмане моро, и после того, как они оказались под стражей у американцев, группа моро, схватившая свои кинжалы, увидела их и захотела зарезать. Один моро рассказал, как его 12-летнего сына съели японские солдаты на горе, и он убивал всех японских солдат в этом районе, и Фудзиока увидел, что на нем были наручные часы японского сержанта Фукао. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
Современные дни
[ редактировать ]На современных Филиппинах
[ редактировать ]Политика правительства Филиппин
[ редактировать ]После обретения независимости от США население моро испытало множество недовольств; исключение из основного филиппинского общества, дискриминация со стороны филиппинского правительства (которого они воспринимали как бывших пехотинцев Испании), потеря своих исконных земель поселенцам и корпорациям из-за законов о землевладении, формирование поселенцев-ополченцев и правительства политика «филиппинизации». В конечном итоге это привело к вооруженному сепаратистскому движению. [ 3 ] [ 78 ] Таким образом, борьба моро за независимость длилась несколько столетий, начиная с испанской колонизации и продолжаясь по сей день.
В 1960-е годы правительство Филиппин представляло себе новую страну, в которой и христиане, и моро будут ассимилированы в одну культуру. Это видение, однако, в целом было отвергнуто обеими группами, поскольку христиане вспоминали испанские сообщения об ожесточенном сопротивлении моро, а Морос помнил три столетия порабощения испанцами-христианами. Эти предрассудки сохраняются и по сей день. По этой причине в 1960-х годах национальное правительство создало Комиссию по национальной интеграции (CNI), которая позже была заменена Управлением по делам мусульман и культурных сообществ (OMACC), которое теперь называется Управлением по делам мусульман (OMA). [ нужна ссылка ]
После создания этих агентств моро были сделаны уступки: население моро получило исключения из национальных законов, запрещающих многоженство и развод. В 1977 году правительство Филиппин предприняло еще одну паллиативную попытку гармонизировать обычное право моро с национальным законодательством. [ нечеткий ] Эти достижения считались поверхностными. [ кем? ] Моро, все еще недовольные политикой и непониманием прошлого правительства Филиппин. [ кем? ] создала первую сепаратистскую группу, известную как Фронт национального освобождения моро (ФНОМ), во главе с Нуром Мисуари, с намерением создать независимую страну. Это положило начало современному конфликту моро на Филиппинах, который продолжается до сих пор и с тех пор углубил раскол между мусульманами, христианами и людьми других религий. НФОМС является единственной признанной представительной организацией мусульман Филиппин Организацией исламского сотрудничества (ОИС). К 1970-м годам в Котабато начала действовать военизированная организация, созданная мэрами-поселенцами в сговоре с филиппинской полицией , в основном из вооруженных хилигайно- христианских поселенцев-поселенцев материкового Минданао, называемая Илагас, происходящая из общин поселенцев. [ 79 ] в группах с большим количеством старого традиционного оружия, такого как крисы , копья и баронги , такие как « Чернорубашечники Котабато » и « Барракуды Ланао » В ответ добровольцы моро с минимальным вооружением также начали появляться , и вступать в бой с илагасами . Также были развернуты Вооруженные силы Филиппин ; однако их присутствие, похоже, только привело к еще большему насилию и сообщениям о том, что армия и поселенческое ополчение помогают друг другу. [ 80 ] Илагас, Mundo Oscuro ( по-испански « Тёмный мир »), также организован в Замбоанге и Басилане. [ нужна ссылка ]
В 1981 году внутренние разногласия внутри НФОМС привели к созданию отколовшейся исламской военизированной организации под названием Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ). Группа продолжила конфликт, когда НФОС подписал мирное соглашение с правительством Филиппин в 1994 году. Сейчас она стала самой крупной и наиболее организованной вооруженной группировкой моро на Минданао и Сулу. Исламский фронт освобождения моро сейчас находится на заключительной стадии разработки необходимого приложения к Рамочному соглашению по Бангсаморо, для полного осуществления которого установлены сроки в 2016 году.
Автономия
[ редактировать ]Хотя мирные переговоры с НФОС были парафированы в 1976 году, а в 1987 году они стали результатом революции EDSA , они ускорились с намерением создать автономный регион для мусульман на Минданао. 1 августа 1989 года на основании Республиканского закона № 6734, известного как Органический закон, плебисцит 1989 года был проведен в 18 провинциях Минданао, архипелага Сулу и Палавана без учета последствий непрерывной миграции поселенцев из Лусона и Висайских островов. Было сказано, что это определит, захотят ли жители по-прежнему быть частью автономного региона. Из всех провинций и городов, участвовавших в плебисците, только четыре провинции решили присоединиться, а именно: Магинданао, Ланао-дель-Сур, Сулу и Тави-Тави. Даже его региональная столица, город Котабато, отказался присоединиться к автономному региону, поскольку численность поселенцев сейчас значительно превосходит численность моро и лумад. Если раньше они были большинством, то теперь стали меньшинством. Однако это все же привело к созданию ARMM. Второй плебисцит, проведенный годом позже, в 2001 году, позволил включить Басилан (кроме его столицы Изабела-Сити) и Марави-Сити в автономный регион. Из первоначальных 13 провинций, согласовавших Окончательное мирное соглашение (FPA) с MNLF, только 5 теперь включены в современный ARMM из-за непрерывной программы поселенцев Республики Филиппины, которая началась в самом начале 1901 года. [ нужна ссылка ]
ARMM возглавляет региональный губернатор в результате Окончательного мирного соглашения между MNLF и правительством Филиппин в 1996 году при президенте Фиделе Рамосе . Губернатор региона и вице-губернатор региона действуют как исполнительная власть и подчиняются региональному кабинету министров, состоящему из региональных секретарей, что отражает национальные правительственные учреждения Филиппин. АРММ имеет однопалатную региональную ассамблею, возглавляемую спикером. Он действует как законодательная ветвь власти региона и отвечает за региональные постановления. В его состав входят по три члена от каждого избирательного округа . В настоящее время членство составляет двадцать четыре человека. Некоторые из актов Региональной ассамблеи с тех пор были признаны недействительными Верховным судом на том основании, что они являются «неконституционными». Примером может служить аннулирование создания провинции Шариф Кабунгсуван региональной законодательной ассамблеей (RLA), поскольку это создаст дополнительное место в Палате представителей Конгресса Филиппин, полномочия, зарезервированные исключительно за Конгрессом Филиппин - Сенатом и Палатой представителей. совместно — принять решение. Некоторые сказали бы: [ кем? ] что это само по себе доказывает ошибочность ее автономии, предоставленной центральным правительством в ходе мирного процесса. [ нужна ссылка ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Моро имели историю сопротивления испанскому, американскому и японскому правлению на протяжении более 400 лет. Вооруженная борьба против испанцев, американцев, японцев и филиппинцев рассматривается нынешними лидерами моро как часть четырехвекового «суверенного конфликта» Бангсаморо (нации моро). [ 81 ] 400-летнее сопротивление моро японцам, американцам и испанцам продолжалось и переросло в нынешнюю войну за независимость против филиппинского государства. [ 82 ] Некоторые моро сформировали свои собственные сепаратистские организации, такие как MNLF, MILF, и стали членами более экстремистских группировок, таких как Абу Сайяф (ASG) и «Джемаа Исламия» (JI), а последней сформированной организацией является «Исламский борец за свободу Бангсаморо» (BIFF).
Исламский фронт освобождения моро бойкотировал первоначальный референдум, основанный на референдуме по Органическому закону, и продолжал свою вооруженную борьбу до сих пор. Тем не менее, оно остается партнером мирного процесса, поскольку Филиппины не желают называть ИФОМ «террористической» группой. [ 83 ] Сегодня народ моро стал маргиналом и меньшинством на Минданао. Они также находятся в невыгодном положении, чем большинство христиан, с точки зрения занятости и жилья; они также подвергаются дискриминации . [ 84 ] Из-за этого возникла эскалация напряженности, которая способствовала продолжающемуся конфликту между правительством Филиппин и народом моро. Кроме того, с 1970-х годов произошел крупный исход народов моро, включая таусуг, самал, баджау, илланун и магинданао, в Малайзию (Сабах) и Индонезию (Северный Калимантан) из-за незаконной аннексии их земель католическим большинством. в некоторых регионах, а также вооруженные формирования поселенцев, такие как Илага , которые разрушили доверие между поселенцами Минданао и общинами моро. Кроме того, законы о землевладении в значительной степени изменили статистику населения Бангсаморо и привели к постепенному вытеснению моро с их традиционных земель. [ 85 ]
Проект Основного закона Бангсаморо 2014 г.
[ редактировать ]Офис советника президента по мирному процессу опубликовал набор часто задаваемых вопросов об Основном законе Бангсаморо (BBL), проект которого президент Бениньо Акино III представил лидерам Конгресса. Основной закон Бангсаморо упраздняет автономный регион на мусульманском Минданао и устанавливает на его месте новую политическую идентичность Бангсаморо. Закон основан на Всеобъемлющем соглашении по Бангсаморо, подписанном правительством Филиппин и Исламским фронтом освобождения моро в марте 2014 года. Правительство еще должно реализовать его по мандату Конгресса.
В Малайзии
[ редактировать ]Из-за конфликта на юге Филиппин многие моро эмигрировали в малазийский штат Сабах с 1970-х годов в поисках лучшей жизни из-за непосредственной близости между островами Сулу и штатом Сабах. [ 86 ] Большинство из них являются нелегальными иммигрантами и живут в нищете, поэтому правительство штата Сабах работает над их переселением в подходящее поселение, чтобы облегчить управление. [ 87 ]
Нация Суг и Нация Моро
[ редактировать ]началось объединительное собрание всех султанов архипелага Сулу и представителей всех этнических общин архипелага Сулу В 2018 году в городе Замбоанга , объявивших себя народами Бангса Суг и отделивших их от народов Бангса Моро на материковой части центрального Минданао. Основной причиной их разделения они назвали полную разницу в культурах и привычных образах жизни с мусульманами центрального Минданао. Они также призвали правительство создать отдельное филиппинское государство под названием Бангса Суг на территории материковой части Бангса Моро или включить архипелаг Сулу в состав любого штата, образованного на полуострове Замбоанга, если когда-либо федерализм на Филиппинах будет одобрен в ближайшие годы. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ]
См. также
[ редактировать ]- Этнические группы на Филиппинах
- присягнул
- Приручение (щит)
- Совет молодых профессионалов моро
- Люди Магинданао
- Люди Маранао
- Иранский народ
- родной
- Тагальский народ
- Таусуг люди
- Капампанган люди
- Илокано люди
- Иватан люди
- Игорот люди
- Пангасинанский народ
- Биколано люди
- Смелый
- Висайские люди
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Филиппины . Доклад о международной религиозной свободе за 2013 год (Отчет). Государственный департамент США. 28 июля 2014. РАЗДЕЛ I. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕМОГРАФИЯ.
Исследование 2000 года показывает, что ислам является крупнейшей религией меньшинства, составляющей примерно 5 процентов населения. Однако по оценкам Национальной комиссии по делам филиппинских мусульман (NCMF) за 2012 год, насчитывается 10,7 миллиона мусульман, что составляет примерно 11 процентов от общей численности населения.
- ^ Перейти обратно: а б «Филиппины» . Государственный департамент США .
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд, Джеймс Р. (2011). Война моро: как Америка боролась с мусульманским восстанием в филиппинских джунглях, 1902–1913 гг . Издательство Блумсбери. стр. 3–. ISBN 978-1-60819-365-3 .
- ^ Камлиан, Джамаил А. (20 октября 2012 г.). «Кто такие люди моро?» . Получено 12 февраля.
- ^ «Филиппины: отсутствие безопасности и недостаточная помощь препятствуют возвращению» . Норвежский совет по делам беженцев . РельефВеб . 13 августа 2003 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ «Сделка заключена, но для большинства филиппинцев Малайзия является домом» . Звезда . 9 октября 2012 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джамаил А. Камлиан (20 октября 2012 г.). «Кто такие люди моро?» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Ларусс, Уильям (2001). Поместная церковь, живущая ради диалога: мусульманско-христианские отношения в Минданао-Сулу, Филиппины: 1965–2000 гг . Григорианский библейский книжный магазин. ISBN 978-88-7652-879-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Рамочное соглашение по Бангсаморо» . Канцелярия советника президента по мирному процессу . Скрибд . 7 октября 2012 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Пресс-брифинг пресс-секретаря президента Ласьерды и председателя комиссии мира GPH Леонена» . Официальный вестник . Правительство Филиппин . 8 октября 2012 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Племя Бангсаморо» . Бюро по культурному наследию . 7 ноября 2019 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ БАНГСАМОРО: ДОРОЖНАЯ КАРТА К НЕЗАВИСИМОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ» . Фронт национального освобождения моро . 23 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Депасюпил, Уильям Б. (17 февраля 2014 г.). «Военные говорят, что Мисуари «прячется, как крыса» » . Манила Таймс . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Сенатор Акилино «Коко» Пиментель III (27 ноября 2013 г.). «Резолюция, предписывающая соответствующему сенатскому комитету провести расследование в поддержку законодательства по мотивам осады города Замбоанга в сентябре 2013 года, которая привела к гуманитарному кризису в указанном городе, с целью принятия мер по предотвратить повторение подобного инцидента в будущем» (PDF) . Сенат Филиппин . Проверено 28 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Англия, Водин (8 сентября 2008 г.). «Мирный процесс на Филиппинах мертв?» . Новости Би-би-си . Проверено 9 сентября 2008 г.
- ^ Хоакин, Ник (2004). Культура и история: отдельные заметки о процессе становления Филиппин . Пасиг: Издательство Anvil. п. 226. Хоакин, Ник (2004). Культура и история: отдельные заметки о процессе становления Филиппин . Пасиг: Издательство Anvil. п. 226. [ нужна проверка ]
- ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 30 апреля 2014 года . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Абиналес, ПН; С любовью, Донна Дж. (2005). Государство и общество на Филиппинах . Роуман и Литтлфилд. стр. 100-1 43–. ISBN 978-0-7425-1024-1 .
- ^ Ховита Вентура Кастро (1989), Антология литературы АСЕАН Хосе Ризала , Коллекция репрезентативных произведений ЮНЕСКО, стр. 4, ISBN 971-8715-00-2
- ^ «Новая история для быстрого ознакомления, чтения и исследований: настоящие слова лучших историков, биографов и специалистов мира»; Полная система истории для всех целей, распространяющаяся на все страны и предметы и представляющая лучшую и новейшую историческую литературу . Том. VIII. На основе работы покойного Дж. Н. Ларнеда . Спрингфилд, Массачусетс: Издательская компания CA Nichols. 1924 год.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кригер, Герберт В. (1899). Коллекция примитивного оружия и доспехов Филиппинских островов в Национальном музее США . Смитсоновский институт – Национальный музей США – Бюллетень 137. Вашингтон: Правительственная типография.
- ^ Перейти обратно: а б с Уоррен, Джеймс Фрэнсис (2007). Зона Сулу, 1768–1898 гг.: Динамика внешней торговли, рабства и этнической принадлежности в трансформации морского государства Юго-Восточной Азии . НУС Пресс. стр. 129–. ISBN 978-9971-69-386-2 .
- ^ Хау, Кэролайн С. (2014). Китайский вопрос: этническая принадлежность, нация и регион на Филиппинах и за их пределами . Киотская серия CSEAS по азиатским исследованиям. НУС Пресс. п. 60. ИСБН 978-9971697921 .
Китайские торговцы действительно приняли ислам и женились на членах королевской семьи, в результате чего в рядах современной мусульманской элиты появились такие фамилии, как Тан и Конг (С. Тан, 1994). Карьера сильного лидера Магинданао Дату Пианга — сына торговца Сямэнь, ...
- ^ Такезава, Ясуко И., изд. (2011). Расовые представления в Азии . Издательство Киотского университета. п. 79. ИСБН 978-1920901585 .
Китайские торговцы приняли ислам и женились на членах королевской семьи, таким образом, в рядах современной мусульманской элиты появились такие фамилии, как Тан и Конг (S. Tan 1994; T. See 2004: 48). Более того, смешанные браки обычно принимаются в...
- ^ Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы: повседневная политика и вооруженный сепаратизм на юге Филиппин . Сравнительные исследования мусульманских обществ. Том. 26. Издательство Калифорнийского университета. п. 91. ИСБН 0520210166 . ISSN 1051-0354 .
- ^ Маккенна, Томас М. (1990). Ислам, конкуренция элит и этническая мобилизация: формы доминирования и инакомыслия в Котабато, Южные Филиппины . Университетские микрофильмы. п. 196.
Согласно агиографической биографии Пианга, содержащейся в путеводителе Котабато 1952 года (Millan 1952), он родился около 1850 года в семье китайского торговца из Сямэнь по имени Туя Тан и матери Магинданаон.
- ^ Эдгертон, Рональд К. (2020). Американские данные: Джон Дж. Першинг и борьба с повстанцами на мусульманских Филиппинах, 1899–1913 гг . Битвы и кампании. Университетское издательство Кентукки. п. 292. ИСБН 978-0813178950 .
Вместе с Дату Али он также согласился на погром филиппинских христиан в городе Котабато. «Филиппинские революционные чиновники были казнены...; их женщины были публично опозорены; [а когда город Котабато был разграблен] ...
- ^ Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы: повседневная политика и вооруженный сепаратизм на юге Филиппин . Сравнительные исследования мусульманских обществ. Том. 26. Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 0520210166 . ISSN 1051-0354 .
- ^ Маккенна, Томас М. (1990). Ислам, конкуренция элит и этническая мобилизация: формы доминирования и инакомыслия в Котабато, Южные Филиппины . Университетские микрофильмы. п. 198.
Китайцы Котабато остались под защитой Пианга и были пощажены. Илето сообщает, что Пианг также объявил себя султаном Минданао, несмотря на отсутствие у него правила генеалогического прецедента: D lev 1899, Great Cant assis 198.
- ^ Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы: повседневная политика и вооруженный сепаратизм на юге Филиппин . Сравнительные исследования мусульманских обществ (переиздание). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520919648 .
- ^ Салман, Майкл (2003). Смущение рабства: споры по поводу рабства и национализма на американских колониальных Филиппинах (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 112. ИСБН 0520240715 .
Дату Али предоставил услуги своему зятю, «афганцу» Шарифу Мохаммеду Афдалу для переговоров с Маранао Датус о колониальном государстве в марте и...
- ^ Фултон, Роберт А. (2007). Мороланд, 1899–1906: первая попытка Америки преобразовать исламское общество (иллюстрированное, исправленное издание). Тумало Крик Пресс. п. 125. ИСБН 978-0979517303 .
Болдуин поручил мусульманскому священнослужителю Шарифу Мухаммаду Афдалу (афганцу, который жил в озерной стране, но переехал в Рио-Гранде, чтобы жениться на дочери Дату Али), передать от него послание в южную часть страны. ...
- ^ Кларенс-Смит, Уильям Г. (2017). «6 арабских мигрантов-мусульман на колониальных Филиппинах: связь с Хадрамаутом» . В Брехони, Ноэль (ред.). Хадрамаут и его диаспора: йеменская политика, идентичность и миграция . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1786721679 .
У Джамал ад-Дина, султана Сулу (1862–1881 гг.), был «афганский» главный кади неопределенного этнического происхождения, который был ключевой фигурой в
- ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (2004). «Ближневосточные мигранты на Филиппинах: предприниматели и культурные посредники» . Азиатский журнал социальных наук . 32 (3): 427. JSTOR 23654532 .
- ^ Салиби, Наджиб Митри (1905). Исследования по истории, праву и религии моро . Том. 4, Часть 1 изданий Отдела этнологии. Бюро общественной печати. стр. 22, 25.
Сначала рассказывается о происхождении Кабунгсувана от Мухаммеда, затем… ... Шариф Афдал из Дулавана дает следующий приказ: 1. Раджа Сирунган; 2. Дату Мапути; 3. Сначала сообщается о происхождении Кабунгсувана Ирома Мухаммеда, затем рассказывается о... Оно было получено благодаря: благосклонности Шарифа Афдала, зятя...
- ^ Публикация, Том 4, Выпуск 1 . Филиппинское научное бюро. Департамент сельского хозяйства и природных ресурсов, Бюро науки. 1905. с. 22.
Баратамай 10. Майтум Султан Кайиб, данный Шарифом Али, вероятно, является Баратамаем. В записях нет никаких указаний на то, что Тамай, Бурхан, Джамалу-л-Алам и Бансвиль когда-либо были раджами Бваяна, как, по-видимому, думает Шариф Афдал.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Филиппины. Отдел этнологии (1905 г.). Отдел этнологических публикаций, Том 4, Часть 1 . Бюро печати. п. 22.
Баратамай 10. Майтум Султан Кайиб, данный Шарифом Али, вероятно, является Баратамаем. В записях нет никаких указаний на то, что Тамай, Бурхан, Джамалу-л-Алам и Бансвиль когда-либо были раджами Бваяна, как, по-видимому, думает Шариф Афдал.
- ^ Филиппины. Бюро науки. Отдел этнологии (1905 г.). Публикации, Том 4 . п. 22.
Дешево 10. Майтум Султан Кайиб, подаренный Шарифом Али, вероятно, дешевый. В записях нет никаких указаний на то, что Тамай, Бурхан, Джамалу-л-Алам и Бансвиль когда-либо были раджами Бваяна, как, по-видимому, думает Шариф Афдал.
- ^ Салиби, Наджиб Митри (1905). Исследования по истории, праву и религии моро . Документы исполнительной власти США, СНГ, 1789-1909 гг. Том. 4, Часть 1 публикаций (Филиппины. Этнологический обзор). Бюро общественной печати. п. 22.
Сакандар Джамалу - л - Алам 3. Султан Сабараба Джамалу - д - Дин 4. Кайиб Алимуи - д - Дин 9. Султан Майтум 5. Мюланг Джалалу - д - Дин 8. Пакир Мавлана Алиму - д - Дин с' 9. Сакандар Шариф Афдал из Дулавана дает следующий приказ: 1.
- ^ Филиппины. Этнологическое обследование (1905). Публикации этнологического обзора, Том 4, Часть 1 . Бюро общественной печати. п. 22.
Баратамай 10. Майтум Султан Кайиб, данный Шарифом Али, вероятно, является Баратамаем. В записях нет никаких указаний на то, что Тамай, Бурхан, Джамалу-л-Алам и Бансвиль когда-либо были раджами Бваяна, как, по-видимому, думает Шариф Афдал.
- ^ Собрание Элиу Рута документов США, касающихся Филиппинских островов, том 140 . Элиху Рут, США. Типография правительства США. 1904. с. 22.
Баратамай 10. Майтум Султан Кайиб, данный Шарифом Али, вероятно, является Баратамаем. В записях нет никаких указаний на то, что Тамай, Бурхан, Джамалу-л-Алам и Бансвиль когда-либо были раджами Бваяна, как, по-видимому, думает Шариф Афдал.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Работа мира, Том 38 . Уолтер Хайнс Пейдж, Артур Уилсон Пейдж. Даблдей, Пейдж и компания. 1919. с. 88.
В октябре он был освобожден от отбытия. Но перед тем, как полковник Болдуин выполнил умственные обязанности и приказал принять командование начатой экспедицией, шериф Мохаммед Афдал - афганский пост в Илигане, остановившийся в Куво во время путешествия и...
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Собрание Элиу Рута документов США, касающихся Филиппинских островов, том 49 . Элиуй Рут. Типография правительства США. 1902. с. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который во время испанского...
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Серийный комплект Конгресса США, том 4451 . Конгресс США. Типография правительства США. 1902. с. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который в испанские времена жил в . ..
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Годовые отчеты...., Том 9 . Типография правительства США. п. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который в испанские времена жил в . ..
- ^ Серийный комплект (№4001-4500) . 1902. с. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который в испанские времена жил в . ..
- ^ Шариф, Насер С. «Помимо Сайида и Шарифа Кирима, чтение сальсилы: хирургическое вскрытие» .
Помимо Сайида и Шарифа Кирима, чтение сальсилы: хирургическое вскрытие 1 ... Шариф Мохаммад Акил; Шариф Алави; Шариф Мохаммад Шарифудин (Ая...
- ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Годовые отчеты военного министра, том 9 . п. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который в испанские времена жил в . ..
- ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Доклад командующего армией генерал-лейтенанта, часть 9 . Типография правительства США. п. 484.
Примерно в конце марта шериф Мохаммед Афдал, афганский и мусульманский священник, проживавший вместе с Дато Али в долине Рио-Гранде (на дочери которого женат шериф) и который в испанские времена жил...
- ^ Магдалена, Федерико В. (2002). Битва при Баянге и другие очерки Мороланда . Исследовательский центр Мамитуа Сабер, офис проректора по исследованиям и распространению знаний, Государственный университет Минданао. п. 3.
Послание было передано шерифом Мохаммедом Афдалом, афганским первосвященником из Рио-Гранде (Котабато), чтобы убедить непокорных датусов уступить требованиям властей США (Дэвис, в Ежегодных отчетах военного министерства...
- ^ Журнал Минданао, том 17, выпуски 1–2 . Университетский исследовательский центр Государственного университета Минданао. 1990. с. 68.
Послание было передано шерифом Мохаммедом Афдалом, афганским первосвященником из Рио-Гранде, чтобы убедить непокорных датус уступить требованиям 68 Mindanao Journal, Vol. XVII, №№. 1-2 (1990)
- ^ Магдалена, Федерико В. (1994). «Баянг, провинция Моро, Филиппины, битва (1902 г.)» . В Биде, Бенджамин Р. (ред.). Война 1898 года и интервенция США, 1898–1934 годы: энциклопедия . Том. 933 Справочной библиотеки гуманитарных наук Гарленд, 2 Справочной библиотеки гуманитарных наук Гарленд: Военная история Соединенных Штатов. Рутледж. п. 43. ИСБН 9781136746901 .
Послание передал шериф Мохаммед Афдал, афганский первосвященник из Рио-Гранде, который убедил непокорных датус уступить требованиям властей США (Ежегодные отчеты военного министерства, 1902 г., т. 9, стр. 485).
- ^ Серийный комплект Конгресса США, том 4451 . Типография правительства США. 1902. с. 523.
Моро затем разграбили город, хотя, видимо, к китайским жителям, с которыми они всегда были дружелюбны, приставаниям не подвергались - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Серийный комплект (№4001-4500) . 1902. с. 523.
Моро затем разграбили город, хотя, видимо, к китайским жителям, с которыми они всегда были дружелюбны, приставаниям не подвергались - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Годовые отчеты...., Том 9 . Типография правительства США. п. 523.
Моро затем разграбили город, хотя, судя по всему, китайские жители, с которыми они всегда были дружелюбны, не подвергались приставаниям - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Собрание Элиу Рута документов США, касающихся Филиппинских островов, том 49 . Типография правительства США. 1902. с. 523.
Моро затем разграбили город, хотя, судя по всему, китайские жители, с которыми они всегда были дружелюбны, не подвергались приставаниям - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Доклад командующего армией генерал-лейтенанта, часть 9 . Типография правительства США. п. 523.
Затем моро разграбили город, хотя, судя по всему, китайские жители, с которыми они всегда были дружелюбны, не подвергались приставаниям - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Соединенные Штаты. Военное ведомство (1902). Годовые отчеты военного министра, том 9 . п. 523.
Моро затем разграбили город, хотя, видимо, к китайским жителям, с которыми они всегда были дружелюбны, приставаниям не подвергались - только филиппинцы. Примерно в то же время они овладели и разграбили Таммонтаку и Колаганан...
- ^ Салман, Майкл (2003). Смущение рабства: споры по поводу рабства и национализма на американских колониальных Филиппинах (иллюстрированное издание). Университет Калифорнии Пресс. п. 67. ИСБН 0520240715 .
... выкуп молодых рабов в 1872 году, когда оспа ... голод заставил Магинданао продавать рабов по значительно сниженным ценам. Таммонтака стала сельскохозяйственной колонией, поддерживаемой пожертвованиями и церковной иерархией Манилы. Иезуиты...
- ^ Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы: повседневная политика и вооруженный сепаратизм на юге Филиппин . Сравнительные исследования мусульманских обществ. Том. 26. Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 0520210166 . ISSN 1051-0354 .
- ^ Маккенна, Томас М. (2023). Мусульманские правители и повстанцы: повседневная политика и вооруженный сепаратизм на юге Филиппин . Сравнительные исследования мусульманских обществ. Том. 26 (переиздание). Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН 978-0520210165 . ISSN 1051-0354 .
- ^ Маккенна, Томас М. (1990). Ислам, конкуренция элит и этническая мобилизация: формы доминирования и инакомыслия в Котабато, Южные Филиппины . Университетские микрофильмы. п. 198.
Рис, пчелиный воск, кофе, альмасига и гуттаперча, совокупная стоимость которых оценивалась в 150 000 мексиканских долларов (1982: 402). Беккет отмечает, что: большая часть этих продуктов поступала из верхней долины, и поэтому
- ^ Маккенна, Томас (4 мая 2022 г.). «Битва при Тампаране и забытые моро-герои Второй мировой войны» . Положительно филиппинский .
- ^ Омар, Ибрагим С. (2018). Дневник колонизированного туземца: (Годы скрытого колониального рабства) . Издательство Партридж, Сингапур. ISBN 978-1543743272 .
- ^ Эспалдон, Эрнесто М. (1997). С самыми храбрыми: нерассказанная история борцов за свободу Сулу во время Второй мировой войны . Фонд Эспалдон-Вирата. п. 181. ИСБН 9719183314 .
Более 97 процентов погибших погибли на острове Холо, и считается, что уровень смертности едва ли был равен где-либо еще в течение всей войны. Данные не были неожиданными и не удивили. Оглядываясь назад в историю...
- ^ Маттиссен, Свен (2015). Японский паназиатизм и Филиппины с конца девятнадцатого века до конца Второй мировой войны: поехать на Филиппины — это как вернуться домой? . Библиотека японоведов Брилла. БРИЛЛ. п. 172. ИСБН 978-9004305724 .
- ^ Маттиссен, Свен (2016). «Глава 4: Оккупация Филиппин» . Японский паназиатизм и Филиппины с конца девятнадцатого века до конца Второй мировой войны . Брилл. стр. 78–183. дои : 10.1163/9789004305724_005 . ISBN 9789004305724 – через сайт brill.com.
- ^ Ёшими, Ёсиаки (2015). Массовый фашизм: военный опыт японского народа . Книги Уэзерхеда об Азии. Перевод Итана Марка. Издательство Колумбийского университета. стр. 196, 197, 198. ISBN. 978-0231165686 .
- ^ Перейти обратно: а б «Новый фашизм: военный опыт японского народа; перевод и аннотации Итана Марка [PDF] [2kqjt81hmvs0]» . vdoc.pub .
- ^ Джанглер, Том 48 . Объединение 41-й пехотной дивизии. 1992. с. 2.
Баху мимо гробовой тишины Южной горы Дахо, где погиб гарнизон морской пехоты. По праву своего японского солдата генерал Судзуки решил командовать. Это была его последняя почетная позиция. 2. Средняя колонна насчитывала 150 человек из 363 пехотного батальона. Их марш может быть безопаснее на южной стороне «гор» Холо, таких как Мабусинг и Дату. 3. Двигаясь к северу от линии «гор» Холо, левая колонна состояла из 150 человек из 365 пехотных батальонов и 55 пехотных батальонов FA. Огибая северные склоны «гор» Холо, они, возможно, наиболее удалены от атак моро. (Среди солдат FA был рядовой Акиёси Фудзиока, который до сих пор помнит ожесточенные бои. Будучи против войны, Фудзиока отказался от возможности стать офицером.) Японское оружие превосходило карабины Моро и Крисы, несмотря на их минометный план. У японцев было около 10 ручных пулеметов, несколько пулеметов и 100 винтовок и штыков. Каждый мужчина имел при себе одну-две гранаты – на случай самоубийства. Некоторые моро зарезали умирающих людей. А 29 июля три стойкие колонны двинулись к горе Баху – вероятно, с первыми лучами солнца. Позади них раздался резкий треск гранат, в результате которого больные и раненые убивали себя. Расстояние по воздуху от Туматангаса до Баху составляло всего 8 миль, но переезд длился слишком много дней. Левый столбец занял всего 5 дней, но средний и правый столбцы заняли на 5 дней больше. Большинство из 500 человек были убиты. Марш длился слишком долго, потому что он не мог быть прямым маршем против толпы моро перед ними. Возможно, японцам время от времени приходилось отступать – или пытаться обойти фланги моро – или идти ночью, чтобы спрятаться и отдохнуть днем. В левой колонне Фудзиока до сих пор вспоминает марш с тяжелыми воспоминаниями. Морос часто выслеживал их и убивал людей. Японец Мг помог собрать мертвых фанатичных рывков, но половина этих Мг была потеряна из-за обвинений Моро. Иногда японцы применяли кирикомэ – почти самоубийственную атаку прикладами и штыками. После одного из них мужчина задался вопросом, зачем он живет. Фудзиока хранит острые воспоминания о страхе, голоде и яростной битве. Однажды ночью голодающие Левые колонны обнаружили поле камотов (сладкого картофеля). Когда они устало копали их голыми руками или штыками, Морос окружил их и убил множество людей, прежде чем они были отбиты. На следующий день японцы надеялись отдохнуть в узкой долине. Морос снова окружил их и атаковал. И снова был кирикомэ – рукопашный бой, раны, страдания и смерть. Вперед боролась с этой левой колонной. Огибая северные склоны гор Магусинг, Агао, Пула и Дату, они покрыты преимущественно второстепенными лесами. Тем не менее, к тому времени, когда они достигли Магусинга, у них было 70 потерь из 150 человек. Через 5 дней, 2 апреля, они первыми достигли горы Баху. На южной стороне «гор», где шла Левая колонна, 150-сильная Средняя колонна 563-го батальона вел более тяжелый бой. Спустя три дня после старта они все еще миновали гору Туматангас. У горы Каганган партизаны обстреляли их из минометов. Они прорвали позиции партизан, но потеряли 50 из 150 своих. Через два дня они воссоединились с остатками «Правой колонны» Судзуки. Но генерал Судзуки погиб в бою за день до объединения двух колонн. Его средняя колонна прошла через деревню Инданан и вдоль южных склонов горы Дахо. На всем пути они подвергались нападениям. Сузуки погиб 1 августа. Лишь 50 из 150 выжили. 2 августа Средняя и Правая колонны объединились. 7 августа, через 10 дней после ухода с высоты 785, японская «армия» воссоединилась на горе Баху — около 180 из 500 человек, отправившихся в путь. На Баху смерть настигла 180 больных, голодающих и вечно жаждущих людей. Им не хватило сил даже окопать периметр. Родника для воды им не хватало - всего несколько капель струйки по траве между камнями. Днем им приходится ловить медленные капли воды в флягах, поскольку ночью у них не было света, чтобы набрать воду. Морос подстерег их и поразил. Внезапно американский самолет разбросал среди них листовки. «Война окончена», — сказали они. «Если есть солдаты, пожалуйста, приходите с оружием в Матанден, небольшой холм в 2 км к северо-востоку от Баху». Новый командующий майор Теммио сказал: «Это ложь. Если вы в нее верите, мы вас сейчас убьем!» Но Фудзиока в них верит, потому что они сказали: «Идите под ружье». Он знал, что без капитуляции они все умрут в течение 10 дней — от голода или кризиса Моро. Итак, рядовой Фудзиока подписал контракт с пятью мужчинами, которые сбежали вместе с ним. Через 30 минут все шестеро собрались, огорченные уходом, но надеющиеся выжить. Сержант, знавший английский язык, открыл карту и решил, что место встречи — не Матанден, а гора Танбанг. И в Танбанге эти шесть японцев получили свои жизни и Японию обратно — от черных солдат и белых офицеров 368-й пехотной 92-й дивизии. Вернувшись на гору Баху, япошки майора Теммио также получили свои жизни. ... Майор Теммё никогда официально не отдавал должное людям Фудзиоки за спасение его жизни. Но Фудзиока жив и здоров в Токио. КРЕДИТ: В книге Р. Р. Смита «Возвращение на Филиппины» рассказывается, как было сформировано 55 IMB. Артиллерист Фудзиока рассказывает о путешествии с Лусона, своем орудии на Холо, марше смерти и капитуляции. Даты его писем: 22 октября 1986 г.; 9 января, 1 февраля, 9 марта, 30 июня 1987 г.; и 20 января, 26 апреля 1989 года. (Фудзиока частично цитирует его книгу в твердом переплете «Мемуары выжившего на Холо», написанную японским шрифтом, который я не умею читать.) Послевоенное интервью майора Токичи Тенмё с американским офицером содержит статистические данные и даты 3 колонны сражаются за достижение горы Баху и окончательная капитуляция. (Более позднее название Баху — гора Синумаан, которую Фудзиока находит в современных филиппинских школьных учебниках.) Наш последний день АНЗАК АНЗАК — это аббревиатура от 22.
- ^ Пойер, Лин (2022). Война на полях: опыт коренных народов во Второй мировой войне . Пилотная монография по устойчивой истории. Издательство Гавайского университета. п. 94. ИСБН 978-0824891800 .
Рота полевой артиллерии Фудзиока Акиёси поддалась внезапной атаке моро вскоре после высадки на Холо на Филиппинах в октябре 1944 года: «Фудзиока писал, что у мертвых солдат было оружие, одежда, золотые зубы и сырая печень…
- ^ Ёшими, Ёсиаки (2015). Массовый фашизм: военный опыт японского народа . Книги Уэзерхеда об Азии. Перевод Итана Марка (переиздание). Издательство Колумбийского университета. п. 312. ИСБН 978-0231538596 .
Haisen no ki — пластинка, написанная после войны в американском лагере для военнопленных; от второго призыва Фудзиоки до его прибытия на остров Холо и до его сдачи...
- ^ Фудзиока, Акиёси (1991). Запись о поражении: Запись острова Гёкусайдзи Холо , стр. 258, 11, 155, 205, 155. ISBN. 4122017904 .
Страница 258 Записи об острове Дзёкусайдзи Холо Акиёси Фудзиока. Избранные книги). Г-н Фудзиока не является тем, кого вы бы назвали коллаборационистом США, но если бы мне пришлось так его назвать, я бы сказал, что он принадлежит к типу Q с некоторыми дополнениями. В случае с островом Холо американские военные, имевшие подавляющую огневую мощь и господство в воздухе и на море, потеряли треть острова и были окружены... Результаты 1-3 из 4 Страница 11 , посвященная скелетам 6000 человек, которые до сих пор разбросаны в никому неизвестных горах Тумантангас и Широман острова Хо и похоронены в перегноех джунглей. Декабрь 1978 года (В оригинальном тексте есть места, где топонимы и имена людей сокращены, но в этой книге максимально используются настоящие имена... Страница 155 Никаких действий против этого ублюдка предпринято не будет. Приходите и Если у тебя слабое сердце, мое место будет местом твоей смерти». Никто не обернулся, чтобы послушать этот разговор. Вокруг нас были разбросаны тела, опухшие. Когда я поднялся наверх, я кишел личинками. и от зловония меня стошнило. Хотя мир людей постоянно меняется, я думал, что стану частью этой смерти, но я был тем, кто остался, когда меня перевели. Они были повсюду мертвы. Некоторые были покрыты личинками. , другие были полускелетными, а некоторые были закопаны в грязи. Этот ублюдок не будет лечиться, он пойдет в чужое место и умрет. Если у тебя слабое сердце, мое место будет твоим местом. '' Никто не повернул головы, когда услышал этот разговор. Вокруг нас были тела, опухшие и кишащие личинками, и от зловония нас стошнило.'' Некоторые люди до сих пор знают эту историю в горах Тумантангас и Широман на острове Хо. Посвящается скелетам 6000 человек, разбросанных и похороненных в перегноем джунглей. В этой книге я буду максимально использовать их настоящие имена... Хотя мир людей постоянно меняется, я подумал, что так и сделаю. быть частью этой смерти, но те, кто остался во время перехода, в конечном итоге умерли в том же месте. Маленькие ребра были опухшими, некоторые были полностью покрыты личинками, некоторые представляли собой полускелеты, а некоторые были закопаны в грязь.
- ^ https://kosho.or.jp/products/search_list.php?search_word=%E8%97%A4%E5%B2%A1+%E6%98%8E%E7%BE%A9 [ мертвая ссылка ]
- ^ Хаясе, Синдзо (март 2021 г.). «Пытается переписать военные мемуары бывших солдат» . Азиатско-Тихоокеанские исследования (41): 111–141. Архивировано из оригинала 23 июля 2022 г.
- ^ «Попытка собрать военные истории тех, кто участвовал в боях» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года.
- ^ Только вот тред 18 [Смерть] во время войны на Тихом океане» . toro.5ch.net «[Директор ]
- ^ ван Доорн-Хардер, Нелли (2004). «Юго-Восточная Азия, ислам внутри». Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Макмиллана. п. 47. [ нужна проверка ]
- ^ Ансон, Джон (28 сентября 2013 г.). «Группа антиморо вновь появляется в Нкотабато» . Филиппинская звезда . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ «Документация для Илагаса» . Проект базы данных проправительственных ополченцев (PGMD) . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Банлаой, Роммель К. (2012), Аль Харакатул Аль Исламия: Очерки о группе Абу Сайяфа (3-е изд.), Кесон-Сити: Филиппинский институт исследований мира, насилия и терроризма, стр. 24/137 , получено 2 ноября 2015 г.
- ^ Банлаой, Роммель К. (2005). «Морской терроризм в Юго-Восточной Азии (угроза Абу-Сайяфа)» . Обзор военно-морского колледжа . 58 (4): 68/7.
- ^ Лингга, Абхуд Сайед М. (13 июля 2007 г.), «Определяющие факторы» , openDemocracy , заархивировано из оригинала 11 августа 2007 г. Лингга, Абхуд Сайед М. (13 июля 2007 г.), «Определяющие факторы» , openDemocracy , заархивировано из оригинала 11 августа 2007 г.
- ^ Монтлейк, Саймон (19 января 2005 г.). «Христиане в Маниле осуждают мусульманскую молитвенную комнату в торговом центре » Христианский научный монитор . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Хау, Брендан М., изд. (2016). Постконфликтное развитие в Восточной Азии . Рутледж. ISBN 978-1317077404 . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ В поисках Индонезии: политико-демография после Сухарто (на индонезийском языке). Индонезийский фонд Обор. 2007. стр. 123–. ISBN 978-979-799-083-1 .
- ^ Мугунтан Ванар (16 февраля 2016 г.). «Сабах стремится положить конец проблеме скваттеров» . Звезда . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Гарсия, Бонг (10 мая 2018 г.). «Султанат Сулу и Бангса Суг продвигают пересмотр BBL» . Солнечная Звезда .
- ^ «Султан Сулу Муэдзул Лаил Тан Кирам - 35-й законный султан Сулу и Северного Борнео » 31 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. – на www.youtube.com.
- ^ Карреон, Френси (9 мая 2018 г.). «Федеральное государство настаивало на полуострове Замбо, архипелаге Сулу» . МиндаНьюс .
- ^ Сигарал, Ян Николас (30 января 2018 г.). «Предлагаемая структура федерального правительства хочет, чтобы Сабах был включен в состав территории Филиппин» . philstar.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Магдалена, Федерико В. (1996). «Моро-американские отношения на Филиппинах». Филиппинские исследования . 44 (3): 427–438. JSTOR 42634618 .
- Борьба моро как миф и как историческая реальность ( архивная ссылка ) Патрисио Н. Абиналеса из Rappler
- Борьба Бангсаморо за самоопределение. Архивировано 15 апреля 2023 года в Wayback Machine Гуьямелем М. Алимом из Центра исследований Юго-Восточной Азии.
- «Проблема моро» на Филиппинах: три перспективы Городской университет Гонконга (CityU)
- Конфликт моро и филиппинский опыт автономии Австралийский национальный университет (АНУ)
- Джубайр, Салах (1999). Бангсаморо, нация под бесконечной тиранией . IQ Марин.
- Туазон, Бобби М., изд. (2008). Читатель моро: история и современная борьба народа Бангсаморо . Дилиман, Кесон-Сити: Публикация политических исследований и пропаганда, Центр расширения прав и возможностей людей в управлении в партнерстве с Движением «Зажги свечу за социальные перемены». ISBN 978-971-93651-6-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Моро-националисты/сепаратисты:
Сайты Моро:
- Bangsamoro.com Bangsamoro Онлайн
- Moro Herald Bangsamoro Новости, история, традиции, политика и социальные комментарии
- Моро-блоггеры