Сангли
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Языки | |
---|---|
испанский , тагальский ( филиппинский ) хоккиен , кантонский диалект , тайшанский , кебуанский , илокано , хилигайнон , филиппинский , варай , Филиппинский и биколано варай , английский филиппинский / - илонгго , Chavacano, Kinaray-a, Surigaononдругие китайские и филиппинские языки | |
Родственные этнические группы | |
Китайские филиппинцы , филиппинские метисы |
Сангли (английское множественное число: Sangleys ; испанское множественное число: Sangleyes ) и метис де Сангли ( Sangley mestizo , mestisong Sangley , chino mestizo или китайский метис ) — архаичные термины, используемые на Филиппинах во время испанской колониальной эпохи для описания соответственно человека чистого зарубежного китайца. происхождение и человек смешанного китайского и коренного филиппинского происхождения. [ 1 ] Китайцы Сангли были предками как современных китайских филиппинцев , так и современных филиппинских метисов, потомков метисов де Сангли, также известных как китайские метисы, которые являются смешанными потомками китайцев Сангли и коренных филиппинцев. Китайские метисы были метисами (смешанными народами) в Испанской империи , классифицированными вместе с другими филиппинскими метисами .
У испанцев были такие категории, как индио ( испанский : indio , букв. «Индеец» для выходцев из Ост-Индии ), метисы de Español (потомки колониальных этнических испанцев и коренных филиппинцев), торнатра (испанско-китайские метисы, потомки колониальных испанских филиппинцев и китайцев Сангли), метисов Бомбея (индийские метисы, потомки колониальных индийских филиппинцев и коренных филиппинцев), метисов де японцев (японские метисы, потомки колониальных японских филиппинцев и коренных филиппинцев) и т. д.
Зарубежные китайцы прибыли на Филиппины в качестве торговцев до испанской колонизации. Многие эмигрировали на Филиппины, основав концентрированные общины сначала в Маниле и по всему острову Лусон , затем в других городах и поселениях по всему архипелагу, исторически идущему от Лусона до Висайских островов и Минданао .
Другие филиппинские термины, относящиеся к этническим китайцам или филиппинцам китайского происхождения:
- Инцик (происходит от филиппинского хоккиенского китайского : 引 叔 ; Pe̍h-ōe-jī : ín-chek ; букв. «дядя») [ 2 ] - это родной разговорный неформальный термин на тагальском / филиппинском и других филиппинских языках , используемый для обозначения китайцев в целом, хотя некоторые говорящие предпочитают «цино» (см. Ниже) из-за некоторых воспринимаемых неформальных вульгарных коннотаций.
- Чиной или Циной ( смесь испанского: Чино , букв. «Китайский» или тагальского: Цино , букв. «Китайский» с тагальским: Пиной , букв. «Филиппинский» или тагальского: -ой , букв. « уменьшительный суффикс ») это современный термин, который в настоящее время используется на филиппинском английском , тагальском/филиппинском и других филиппинских языках для обозначения Филиппин гражданина или постоянного жителя смешанного (частичного, половины или большинства) или чисто китайского происхождения, родившегося и/или выросшего на Филиппинах. , также известный как «китайские филиппинцы» или «Фил-Чи» .
- Чино или Цино происходит от испанского языка и буквально означает «китаец». « Цино » — формальное и литературное написание на тагальском/филиппинском и других филиппинских языках.
- Чинито или Цинито — это термин, полученный из испанского языка и означающий «молодой китаец», от испанского: Chino , букв. «Китайский» с уменьшительным суффиксом -ito . « Цинито » — это написание на тагальском/филиппинском и других филиппинских языках.
- Чинита или Цинита — это женская форма вышеуказанного, что означает «молодая китаянка», также от испанского : Chino , букв. «Китайский» с -ita . « Цинита » — это написание на тагальском/филиппинском и других филиппинских языках.
- Чеква или Цеква — это оскорбительный уничижительный сленг или оскорбление, относящееся как к филиппинцам китайского происхождения, так и к китайцам в целом. Оно происходит от -бисая как пропущенное соединение Insik ! + wákang , от « Insik wákang, káun , kalibang кебуано ", [ 3 ] уничижительный висайский детский лимерик поздней испанской колониальной эпохи , где « Инсик »/« Инцик » изначально было филиппинским хоккиенским китайцем : 引 叔 ; Pe̍h-ōe-jī : ин-чек ; горит. «дядя» и « вакан » от 我 工 ; гуа кан ; 'Я работаю'. Последние два слова происходят из кебуанского языка: каон , букв. «есть» и кебуанский : kalibang , букв. 'испражняться'; Таким образом, полная фраза звучала так: « Китаец (рабочий), я работаю, ем и срать! » И это было в то время, когда процветали опиумные притоны , когда многие китайские мигранты работали низкооплачиваемыми чернорабочими .
- Лангланг (происходит от хоккиен филиппинского китайского языка : 咱人 ; Pe̍h-ōe-jī : lán-lâng ; букв. «Наши люди») - очень устаревший термин на тагальском языке, относящийся к этническим китайцам . Это записано в Словаре языка тагала 1613 года . [ 4 ] где его запись на раннего Нового времени испанском языке гласит : Sangley) Langlan (pc) anſi llamauan los viejos deſtos [a los] ſangleyes cuando venian [a tratar] con ellos , букв. «Сэнгли) Лангланг (ПК) — так пожилые люди называли Сангли, когда приходили [разбираться] с ними». Он уже давно вышел из употребления, за исключением продуктов питания, таких как Pancit Langlang от Cavite . Этимон 人 , филиппинский хоккиенский китайский : 咱 ; Пэ-э-джи : лан-ланг ; горит. «наш народ» сохраняет свое значение и до сих пор используется в основном на филиппинском языке хоккиен китайскими филиппинцами в качестве эндонима .
Этимология
[ редактировать ]Существует несколько версий интерпретации слова Сангли, тем более что оно также используется в исторических топонимах, таких как Пунта Сангли ( Мыс Сангли ), северный мыс и бывшая США штаб-квартира военно-морской базы на полуострове Кавите . Обычно считается, что Сангли буквально означает «торговый путешественник» или «частый посетитель». [ 5 ] По мнению Го Бон Хуана, наиболее общепринятой версией обычно является то, что термин «сангли» происходит от хоккиен китайского языка : 生理 ; Pe̍h-ōe-jī : Сенг-ли, IPA : /ɕiɪŋ³³ li⁵⁵⁴/ ; горит. «бизнес», что соответствует деловому опыту первых китайцев на Филиппинах. [ 6 ] По словам Саула Хофиленьи-младшего, посвященного истории Сангли-Пойнт , название предположительно происходит от « сянгли» , китайского слова, означающего «торговец», которое для испанцев стало «сангли» . [ 7 ] По словам Го Бон Хуана, Хофиленья, очевидно, основывал это на произношении слова «торговец» на китайском языке : 商旅 ; пиньинь : шанглу ; Пэ-э-джи : сян-лу / сян-лир / сян-ли ; горит. «странствующий торговец», который Го Бон Хуан считал «довольно буквальным термином, необычным среди первых китайцев на Филиппинах», [ 6 ] хотя хоккиенский китайский : 商旅 ; Pe̍h-ōe-jī : siang-lú действительно записано в Dictionario Hispanico Sinicum (1626-1642), который доминиканские испанские монахи записали ранее в Маниле как один из терминов, перечисленных как испанский : mercader , букв. 'торговец'. Другой упоминаемый возможный этимон - хоккиен китайский : 常來 ; Пэх-э-джи : сианг лай ; горит. «часто приходит», которое появилось рядом с «Сэнгли», помеченным в Боксерском кодексе (около 1590-х годов), [ 6 ] Дасмариньяса Запись королю Испании , которая также содержит, вероятно, самую раннюю латинизацию Японии как «Япон». Говорят, что покойный Уильям Генри Скотт , знаток филиппинской истории , видел эту картину и поддержал эту версию. [ 6 ] Кроме того, Bocabulario de la lengua sangleya por las letraz de el ABC (1617 г.) также предлагает два объяснения: в нем также приводится хоккиен китайский язык : 常來 ; Pe̍h-ōe-jī : siâng lâi, объясняющий это как «тот, кто приходит очень часто» и хоккиен китайский : 商 來 ; Pe̍h-ōe-jī : siang lâi , что объясняется как «те, кто приходит торговать», однако Бокабуларио предпочитает последнее. [ 8 ] В Венсеслао Ретаны ( «Diccionario de filipinismos» 1921) запись о Сангли также была записана ранее ( sic ): [ 9 ]
Сангли (от кит. xiang-lay , торговец) прил. Имя, которое в древние времена было дано на Филиппинах китайским купцам, а позже стало общим для представителей этой расы, проживающих на этих островах.
Сангли (от кит. xiang-lay , купец.) прил. Имя, которое в древние времена было дано на Филиппинах китайским купцам, а позже стало общим для представителей этой расы, проживающих на этих островах.- Венсеслао Э. Ретанья , Словарь филиппинизмов, с обзором того, что опубликовала Королевская испанская академия по этому вопросу (1921).
Испанский генерал-губернатор Франсиско де Санде также отмечает в своей книге «Связь и описание филиппинских островов» ( «Связь и описание филиппинских островов» , 1576 г.), согласно Мануэлю (1948 г.): [ 10 ]
На всех этих островах китайцев называют «санглие», что означает «народ, который приходит и уходит», из-за их привычки ежегодно приезжать на эти острова для торговли или, как они там говорят, «обычного порта».
- Франсиско де Санде , Связь и описание Филиппинских островов («Связь и описание Филиппинских островов», около 1576 г.)
Большинство китайских приезжих, торговцев и поселенцев на Филиппинах в период испанской колонии были выходцами из южной провинции Фуцзянь и говорили на хоккиенском языке, оставив свой след в филиппинской культуре (особенно в кухне ). Хотя метис де сангли буквально означает «представитель смешанной расы (человека) бизнеса», это подразумевает «смешанную расу (человека) китайского и коренного/индийского (филиппинского) происхождения», поскольку многие ранние китайские иммигранты были торговцами и смешивались с местными жителями. население. За пределами Филиппин испанское слово «метис» (без уточнения de sangley ) обычно используется для обозначения лиц смешанного европейского и неевропейского происхождения, но из-за меньшего количества европейских метисов на Филиппинах термин «метис» стал означать метис де Сангли . Например, Бенито Легарда использовал это определение в разговоре с Филиппинской комиссией США (1899–1900), цитируя » Венсеслао Ретаны ( «Diccionario de filipinismos 1921). [ 11 ] Термин «чино-метис» также использовался как синоним термина «метис де Сангли» .
В испанских Филиппинах с 16 по 19 века термин метис де сангли отличал этнических китайцев от других типов островных метисов (например, метисов смешанного индейского и испанского происхождения, которых было меньше по численности. Их индейское происхождение (как правило, по материнской линии) сделало китайским метисам будет предоставлен юридический статус колониальных подданных Испании, с определенными правами и привилегиями, отсутствующими у чистокровных китайских иммигрантов ( сангли ).
Сегодня Циной или Чиной (от портманто филиппинского . слова Цино или Чино на испанском языке и филиппинского слова Пиной ) широко используется на филиппинском / тагальском и других филиппинских языках для описания сангли , человека, рожденного чистым или этническим ханьским китайцем или смешанного коренного филиппинца и ханьского происхождения, или человека со схожими чертами лица.
Фон
[ редактировать ]Метис де Сангли — это термин, который возник во время испанской колонизации Филиппин, когда обстоятельства отличались от колониального заселения Америки. Во время испанской колонизации Америки в 16-17 веках здесь поселились многочисленные испанцы мужского пола ( конкистадоры , исследователи, миссионеры и солдаты). На протяжении десятилетий большинство испанских мужчин поддерживали связи и вступали в брак с из числа коренного населения женщинами ; их дети считались смешанной расой и назывались метисами .
Китайские торговцы и рабочие-мужчины прибыли в колониальный период, большинство из которых вступили в брак с местными женщинами. Испанское правительство классифицировало всех, кто имел китайское происхождение, как Сангли, независимо от их этнического состава. Их потомки от смешанной расы с местными женщинами были классифицированы как метисы Сангли ; они были также известны как чино-метисы .
Например, в конце 19 века писатель и активист Хосе Ризал был классифицирован как метис де Сангли из-за его частичного китайского происхождения. Но у него также были коренные, японские и испанские предки, и он попросил, чтобы его классифицировали как индейцев . [ 12 ]
История
[ редактировать ]Испанские исследователи и конкистадоры высадились в Лас-Ислас-де-Филипинас , который они назвали в честь Филиппа II Испанского . Испанская колонизация Филиппин требовала более квалифицированных рабочих, и они нанимали китайских иммигрантов. Экономика стала сильно зависеть от китайцев из-за их экономической роли торговцев и ремесленников. Большинство китайцев, проживавших в районе Манилы, поселились в месте под названием Париан недалеко от Интрамуроса .
Испанцы призвали китайских торговцев перейти в католицизм. Многие китайские мужчины женились на местных женщинах, и со временем возникли мультикультурные сангли метисы касты . Хотя колониальное правительство никогда не требовало от них брать испанские фамилии, во многих случаях они предпочитали менять свои китайские имена. Они взяли такие имена, как Лопес, Халандони, Паланка, Патерно, Ризал, Лорел, Осменья и т. д., или использовали своего рода транслитерацию и испанское фонетическое написание, чтобы придать им латиноамериканский вид путем конкатенации , Гаспар, Туазон, Онгпин, Юченко, Квебенгко, Коджуангко, Куйегкенг, Гокилай, Яптинчай, Юченко, Юпанко, Силианко, Танчанко, Тионгсон, Танбенгко, Танхуатко, Локсин, Тетанко и др.
Материковые китайцы исторически придерживались расистских взглядов по отношению к жителям Филиппин, которых они называют дикарями. Эта точка зрения усилилась после того, как испанцы колонизировали архипелаг, где людей, включая испанских чиновников, китайцы называли «сяо сиянь» или варварами. [ 13 ] В 1574 году, через несколько лет после того, как испанцы сделали Манилу колониальной столицей Филиппин, китайский пират Лимахонг ( Teochiu китайский : 林阿鳳 ; Pe̍h-ōe-jī : Lîm A-hŏng ) напал на Манилу и сжег ее дотла. . Позже он отступил в другие места на побережье Лусона, где его войска продолжали убивать и грабить. Некоторые из них остались на Филиппинах, например, любовник Лимахонга Энг Канг, который позже стал крестником испанского губернатора и переименован в Хуан Баптиста де Вера, что позволило ему ассимилироваться и принимать участие в филиппинском обществе, не опасаясь последствий со стороны испанских властей. [ 14 ] Некоторые члены команды Лимаханга поселились и завели детей от коренных индейцев. [ 15 ] Многие сангли, такие как Лимахонг и Энг Канг, имели традиционные гомосексуальные отношения либо с другими сангли, либо с коренными индейцами. Испанцы, которые сами имеют расистские взгляды по отношению к Сангли или китайцам, давно хотели изгнать всех Сангли с Филиппин. Узнав о традиционной системе гомосексуальных связей Сангли, испанцы, особенно духовенство, использовали ее в качестве оружия, чтобы оправдать резню многих любовников-мужчин Сангли, с намерением очистить Филиппины от любых Сангли. [ 16 ]
Экономика
[ редактировать ]Большинство сангли работали квалифицированными ремесленниками или торговцами. Помимо ведения магазинов, сангли зарабатывали себе на жизнь плотниками, портными, сапожниками, слесарями, каменщиками, кузнецами по металлу, ткачами, пекарями, резчиками и другими искусными мастерами. Будучи кузнецами по металлу, они помогали строить испанские галеоны на верфях, расположенных в Кавите . Будучи каменщиками, они построили Интрамурос и его многочисленные постройки.
Испанцы предоставили метисам де сангли особые права и привилегии как колониальным подданным испанской короны и как крещеным, обращенным в католическую церковь. Им было отдано предпочтение в ведении внутренней торговли островов. Кроме того, им было разрешено арендовать землю у монастырских поместий через систему инквилино или арендатора, что позволяло им сдавать эти земли в субаренду.
Позже метисы де Сангли приобрели многие родные земли, в основном с помощью юридического инструмента, называемого pacto de Retro , или контракта о ретроцессии. С помощью этого инструмента ростовщик предоставлял кредиты фермерам, которые в обмен на наличные закладывали свою землю с возможностью выкупа ее обратно. В случае неисполнения обязательств ростовщик возместил ссуду, лишив права выкупа земли у фермера. многие местные фермеры потеряли свои земли из-за метисов де Сангли Таким образом, .
Торговля испанскими галеонами (1565–1815 гг.) связала Китай с Европой через Манилу и Акапулько, Мексика . Выступая в качестве перевалочного порта, Манила привлекала китайских торговцев из Сямэня (Сямэнь); они путешествовали на вооруженных кораблях для торговли с испанцами. Китайские предметы роскоши, такие как шелк , фарфор и изысканная мебель, обменивались на серебро из мексиканских и перуанских рудников. Дважды в год галеоны пересекали Тихий океан из Манилы в Акапулько и обратно. Позже товары были отправлены в Испанию через Веракрус , порт на побережье Мексиканского залива на атлантической стороне Мексики.
Поскольку испанские галеоны перевозили в основном китайские предметы роскоши, предназначенные для Европы, мексиканцы называли их náos de China (китайские корабли). Торговля испанскими галеонами была в основном деловым делом с участием испанских чиновников в Маниле, Мексике и Испании, а также китайских торговцев из Сямыня. В весьма прибыльной торговле галеонами перевозилось мало товаров, происходящих с Филиппинских островов или с участием местных местных торговцев. Торговля была настолько прибыльной, что мексиканское серебро стало неофициальной валютой Южного Китая; примерно треть серебра, добытого в Америке, в этот период перетекла в Китай. Испанские галеоны также перевезли в Америку филиппинскую команду и ополченцев, среди которых было много Сангли; Некоторые из них решили поселиться в Мексике, Луизиане и некоторых частях нынешних Соединенных Штатов, особенно в Калифорнии . Американцы называли этих иммигрантов Маниламенами , а мексиканцы — лос-индиос-чинос.
Помимо торговли Макао -Манила, контролируемой Великобританией -Манила, контролируемой португальцами в 17 веке, и торговли Мадрас , в 18 веке, именно торговля Манила-Акапулько, контролируемая Испанией, поддерживала колонию на протяжении большей части периода. Когда торговля закончилась с отплытием последнего корабля в 1815 году, испанцам потребовались новые источники дохода. В результате испано-американских войн за независимость, приведших к потере испанскими колониями в Америке, испанское правительство быстро утратило свое главенствующее положение среди западных держав .
Потеряв Мексику , когда она стала независимой в 1821 году, Испания взяла на себя прямой контроль над Филиппинами. им управляло Virreinato de Nueva España На протяжении большей части колониального периода или вице-королевство Новой Испании (Мексика). Совпадая с появлением пароходов и последующим расширением мировой экономики, испанцы решили открыть Филиппины для внешней торговли. Они назначили генерал-губернатора Баско-и-Варгаса , который сыграл важную роль в установлении табачной монополии на Филиппинах, хотя и с большой помощью со стороны других испанских интересов и опираясь на местную филиппинскую элиту, названную « принципалами». [ 17 ]
Поскольку натуральное хозяйство перешло к экономике экспортных культур ( сахар , абака и табак), в 1834 году испанцы разрешили как неиспанским жителям Запада, так и китайским иммигрантам селиться где угодно на островах. Метисы де Сангли были вытеснены из табачной торговли, когда испанцы установили свою монополию. [ 17 ] Некоторые оптовые и розничные торговцы конвертировали свой капитал в более крупные земельные владения. Они построили сахарные плантации для нового экспортного рынка, особенно в Центральном Лусоне, а также на островах Себу , Илоило и Негрос . Метисы Сангли воспользовались быстрыми изменениями по мере интеграции колониальной экономики в рынки западного мира.
С конца 18 века и на протяжении большей части 19 века испанцы поощряли развитие табака как еще одной товарной культуры, контролируя его как монополию. Выращивание было сосредоточено в Кагаяне , где испанцы полагались на принципали, чтобы их рабочие производили и доставляли табак. [ 17 ]
С открытием колонии для внешней торговли в 1834 году западные купцы основали в Бинондо импортно-экспортные и финансовые компании . Они сотрудничали с китайскими оптовыми и розничными торговцами на всех островах. Метисы де Сангли перешли к экспортному производству сельскохозяйственных культур, развивая и расширяя плантации, предназначенные для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Увеличение в конце 19 века британских и американских коммерческих интересов в Маниле совпало с основанием Великобританией сети договорных портовых городов в Гонконге , Сингапуре и Шанхае . Они также расширили торговлю Наньян , ранее ограничивавшуюся Сямэнь , Цюаньчжоу и Макао .
В 1868 году Соединенные Штаты и Китай подписали Берлингеймский договор , легализовавший и либерализовавший китайскую эмиграцию, которая была незаконной со времен династии Мин. Это привело к быстрому увеличению числа зарубежных китайских торговцев на Филиппинах. По мнению некоторых наблюдателей, к 1870-м годам экономическое доминирование британских и американских купцов и их китайских торговых партнеров превратило Филиппины в «англо-китайскую колонию под испанским флагом». [ 18 ]
Политика
[ редактировать ]Испанские власти изначально зависели от сангли как в предоставлении рабочей силы, так и в управлении колониальной экономикой островов. Однако после нападений китайского пирата Лимахонга испанские колонисты стали смотреть на сангли по-другому, опасаясь их как вражеских пришельцев, представляющих угрозу безопасности из-за своей численности. Чтобы защитить свое шаткое положение, испанцы приняли политику, направленную на контроль над жителями островов посредством расовой сегрегации и культурной ассимиляции, например, ограничив количество местных сангли примерно до 6000 - мера, которую вскоре оказалось невозможно поддерживать.
Испанцы основали Париан в 1581 году на территории, ставшей Манилой, в качестве официального рынка и места жительства сангли, не принявших католицизм. В обход королевского указа, запрещающего сангли , будучи генерал-губернатором Филиппин, Гомес Перес Дасмариньяс создал Бинондо в 1594 году для католических сангли , их индейских жен, а также их детей и потомков метисов де сангли . Он дал сангли и метису де сангли бессрочный грант на землю. Им было разрешено создать самоуправляющуюся организацию под названием Gremio de Mestizos de Binondo (Гильдия метисов Бинондо).
Испанские колонисты попытались ассимилировать сангли с латиноамериканской культурой и обратили многих в католицизм . Они разрешили католическим сангли вступать в брак с индио- женщинами. Они не признавали браки необращенных сангли , так как официально не санкционировали браки между подданными, заключавшиеся вне католической церкви.
Начиная с 1600 года первое поколение метисов де Сангли сформировало небольшую общину в несколько сотен человек в Бинондо. Именно здесь Сан-Лоренцо Руис вырос в начале 1600-х годов. Он был замучен под пытками в Японии вместе с тремя миссионерами ; никто не отказался бы от своих христианских убеждений. Долгое время почитавшийся на Филиппинах, позже он был беатифицирован католической церковью и канонизирован в 1987 году как первый филиппинский святой .
В 17 веке испанцы устроили четыре крупных массовых убийства и изгнания необращенных сангли, обычно вызванных реальными или воображаемыми опасениями неминуемого вторжения из Китая. После этого многие сангли обратились, по крайней мере номинально, в католицизм, приняли латиноамериканские имена и вступили в брак с индио- женщинами.
Современные историки XXI века изучали демографические и социальные изменения на Филиппинах в этот период. Они отмечают изменения в положении метисов де сангли в филиппинском обществе. В конце 18 века метисы де сангли начали заметно улучшать свое положение. После насилия и беспорядков, вызванных изгнанием Испанией китайско-филиппинского населения за то, что оно встало на сторону британцев при захвате Манилы в 1762 году ,
Экономическая мощь метисов возрастала вместе с их социальным и политическим влиянием. Формирование вспомогательных подразделений под названием Real Princípe в Тондо отразило эти тенденции. Испанские военные командиры публично выразили предпочтение полкам метисов местным ополченцам, что привело в ярость филиппинскую индейскую элиту и потребовало умелого учета политических реалий в Маниле.
— [ 19 ]
Основание китайских полков метисов на Филиппинах было частью Новой Испании военной модернизации в эпоху реформистского Бурбона . В то же время Новая Испания создала колониальную милицию в Латинской Америке, вербуя туда также метисов . Хотя колонии развивались по-разному, существовало сходство в росте классов метисов в Латинской Америке и на Филиппинах. Когда колониальные власти приняли их в ополчения и вооружили, это было признанием их растущего социального положения и интеграции в колониальную экономику. [ 19 ]
После того, как испанские колонисты упразднили париан в 1790 году, они разрешили сангли поселиться в Бинондо. В 19 веке население метисов де сангли с годами быстро росло по мере того, как прибыло все больше китайских иммигрантов-мужчин, обращенных в католицизм, поселившихся в Бинондо и вступивших в брак с женщинами -индио или метисами де сангли . Не имея юридических ограничений на передвижение, метисы де сангли в ходе работы и бизнеса мигрировали в другие районы, такие как Тондо , Булакан , Пампанга , Батаан , Кавите , Себу , Илоило , Самар , Капис и др. Число необращенных сангли упало с максимума в 25 000 человек, предшествовавшего первой великой резне 1603 года, до уровня ниже 10 000 к 1850 году.
С 18 века до второй половины 19 века испанские власти стали зависеть от метисов де Сангли как от буржуазии колониальной экономики. Из своей концентрации в Бинондо, Манила, метисы сангли мигрировали в Центральный Лусон, Себу, Илоило, Негрос и Кавите, чтобы заниматься внутренней торговлей островов. От торговли они перешли к аренде земли, ростовщичеству и позднее землевладению. Благодаря богатству они получили возможность давать своим детям элитное образование в лучших школах островов, а затем и Европы.
После обнародования Конституции Кадиса 1812 года Филиппинам был предоставлен статус испанской провинции с представительством в испанских кортесах . Этим подданным было предоставлено испанское гражданство, что позволило им получить юридическое равенство на Филиппинах с испанцами испанского происхождения. К концу испанского правления в 19 веке метисы Сангли идентифицировались как филиппинцы , что свидетельствует о их идентификации с этими островами.
также называющие себя «истинными сынами Испании», Метисы де Сангли, были склонны вставать на сторону белых испанских колонистов во время многочисленных восстаний индейцев против испанского владычества. В конце 19-го века Хосе Ризал в пятом поколении , метис де Сангли , вырос как интеллектуал из относительно богатых филиппинцев среднего класса, получивших испанское образование, известных как Илюстрадос . Он был среди тех, кто призывал к реформам в управлении колонией, интеграции в качестве провинции Испании и политическому представительству Филиппин в испанских кортесах.
Культура
[ редактировать ]С начала колониального периода на Филиппинах испанская администрация ставила перед собой цель обратить туземцев в католицизм . Миссионеры были среди испанских поселенцев в колонии. С помощью колониального правительства религиозные ордена построили на всех островах традиционные церкви из камня и кирпича в стиле испанского или мексиканского барокко. построенная в городе-крепости Интрамурос , Церковь Сан-Агустин, была первой каменной церковью, построенной на архипелаге. Он стал духовным центром христианства на Филиппинах, а также в Азии. Останки Мигеля Лопеса де Легаспи , Хуана де Сальседо и Мартина де Гоити (убитого во время осады Лимахонга) были захоронены в этой церкви. Церковь была разграблена во время битвы при Маниле в 1762 году, а затем восстановлена в 1854 году. [ 20 ]
Испанское колониальное правительство создало школы и колледжи, управляемые в основном религиозными орденами, в том числе Коледжио де Сан-Хуан-де-Летран , Муниципальный Атенео , Университет Санто-Томас в Маниле или Колледжо-де-Сан-Ильдефонсо в Себу, которые принимали все типы студентов. , независимо от расы, пола или финансового положения в случае обучения в начальной школе. [ нужна ссылка ] В 1863 году испанское правительство создало современную систему бесплатного государственного образования, первую в своем роде в Азии. [ нужна ссылка ]
Бинондо служил традиционным центром общественной жизни католических сангли и метисов де сангли . Gremio de Mestizos de Binondo была официальной гильдией, созданной для управления делами сообщества. родился в Бинондо и Сан Лоренцо Руис был метисом Сангли , служившим алтарником в церкви Бинондо (которая с тех пор была названа в его честь). Основанная испанскими доминиканцами для католических сангли , церковь Бинондо теперь известна как Малая базилика Сан-Лоренцо Руис . Он стал центром религиозных обрядов общины. Католические метисы де Сангли выражали религиозную преданность шествиями, отмечавшими важные события, такие как праздник Ла-Наваль-де-Манила, посвященный морской победе испанцев над голландцами у Манильского залива в 1646 году.
В конце 19 века в Бинондо возник космополитический меркантилизм , в то же время, когда западные и зарубежные китайские купцы вошли в экономику острова, которая интегрировалась в мировую торговую систему. Испанцы, как правило, были более изолированы от новой городской среды. Они жили в Интрамуросе , где в обнесенном стеной городе доминировал латиноамериканский католицизм. Быстрая урбанизация в других местах превратила этнический анклав Бинондо в процветающий торговый район внутри расширяющегося городского ядра. Зарубежные китайские ( традиционный китайский : 華僑; пиньинь : Хуацяо) купцы по существу вытеснили метисов де Сангли из их роли внутренних торговцев на островах. Хотя официально космополит Бинондо находился под властью Испании, он стал полуофициальной столицей «англо-китайской колонии» на Филиппинах в конце 19 века. [ нужна ссылка ]
Китайско-филиппинские купцы доминировали в текстильной промышленности Моло и Джаро. Илоило производил синамай , ткань ручной работы из тонких нитей абаки , которая использовалась для повседневной camisa de chino ; джуси (китайский термин, обозначающий шелк- сырец ), полупрозрачная ткань, сотканная из шелковой пряжи для формального тагальского баронга ; и пинья , ткань ручной работы из ананасового волокна для изготовления семейных реликвий. В конце 19 века метисы де сангли носили вышитый тагальский баронг, а индио носили разноцветные рубашки-де-чино . Чтобы сохранить социальное расслоение, испанцы запретили индейцам носить одежду европейского стиля как средство разделения групп. [ нужна ссылка ]
В еде китайско-филиппинцы адаптировали еду хоккиен из провинции Фуцзянь . Они использовали местные ингредиенты и испанские названия, чтобы импровизировать то, что стало частью развивающейся креольской филиппинской кухни. В 19 веке магазины лапши, называемые панцитериями, где подают comida China по островам разбросаны (китайскую еду). Вездесущий панцит (что означает « лапша » от хоккиенского слова пиан-э-сит ) превратился в панцит луглог и ломи (приправленный соусом); мами (подается с бульоном); панчит моло (приготовленный как макароны) и панцит малабон (смешанный с морепродуктами ). Китайцы привнесли рис в качестве основного продукта питания (и сельское хозяйство с использованием влажного риса). Одним из результатов стала местная рисовая каша под названием аррос кальдо . Другие известные филиппинские блюда, такие как лумпия (яичный рулет), маки (суп), киампонг (жареный рис) и ма-чанг (клейкий рис), берут свое начало от китайских иммигрантов.
В Вигане, Илокос-Сур , известном как касанглаян (что означает «где живут сангли»), зажиточные китайско-филиппинские купцы построили дома из камня и дерева (на самом деле из кирпича и дерева), называемые бахай на бато . Они следовали некоторым традициям малайских деревенских домов на сваях, называемых бахай кубо , но вместо использования бамбука использовались структурные балки из молаве и соломы для каркаса двухэтажного дома . Стены были построены из кирпича, покрытого штукатуркой. Раздвижные оконные панели, выполненные из полупрозрачных капиз ракушек , с решетчатым узором, закрывали обычно большие горизонтальные окна . Снаружи раздвижные деревянные ставни могут закрывать окна, обеспечивая еще один уровень конфиденциальности и контроля вентиляции. Эта территория признана историческим районом.
В отличие от типичных испанских колониальных домов из камня и кирпича, этот стиль проживания лучше соответствовал тропической среде островов. Он был более гибким и мог лучше противостоять частым землетрясениям . Крутые крыши с нависающими карнизами защищали от дождя и штормов, а также добавляли ощущения открытости и пространства, соединяющего интерьер и экстерьер. Это помогло защитить жителей от сезонных муссонов . Во время менее сильного дождя и жарким летом раздвижные окна можно было открыть, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха и больше света в доме. Такие дома, освещенные ночью, напоминают гигантские китайские фонарики. Дом из камня/кирпича и дерева получил настолько широкое распространение на островах, что дом этого китайско-филиппинского купца стал известен как «колониальный филиппинский» стиль.
Метисы Сангли синтезировали гибридную культуру, вобравшую в себя латиноамериканское и европейское влияние с местными и азиатскими элементами. В моде, кухне, дизайне и архитектуре возник особый стиль, особенно среди более состоятельного сегмента. По мере того, как сангли процветали благодаря торговле, они построили первые и во многих случаях единственные дома из камня и дерева в сельской местности. Как и другие восходящие элиты, они создали формы демонстративного потребления, чтобы обозначить свой статус. Метисы де Сангли устраивали пиры в память крещений, свадеб, похорон и шествий. Когда XIX век подошел к концу, колониальная Испанская империя на Филиппинах потерпела поражение от растущей западной империи Соединенных Штатов после испано-американской войны .
После войны Соединенные Штаты овладели Филиппинами и, в свою очередь, повлияли на их культуру. Филиппинцев, в том числе метисов де Сангли , называли «маленькими коричневыми американцами». [ нужна ссылка ] Филиппины стали протекторатом по отношению к Соединенным Штатам, жителям которых в то время был предоставлен особый статус, но не гражданство США. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Финансируемый
- Камбоджийский хоккиен
- Китайский Филиппинский
- Креолы
- Филиппинский метис
- Американцы Хоккиен и Хокло
- Японское поселение на Филиппинах
- Метисы
- Наньян (регион)
- Перанаканцы Малайзии, Сингапура, Брунея, Индонезии и Таиланда
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смешанные браки китайцев и коренных жителей в австронезийской Азии» . colorq.org. Архивировано из оригинала 24 декабря 2010 года . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ Чу, Ричард Т. (2012). Китайцы и китайские метисы Манилы: семья, идентичность и культура, 1860-1930-е годы . БРИЛЛ. п. 1. ISBN 9789047426851 .
- ^ Вольф, Джон У. (1972). Словарь кебуано-визайского языка . Нью-Йорк: Программа Юго-Восточной Азии Корнельского университета и Лингвистического общества Филиппин.
- ^ Св. Гуд Венчур, о. Петр (1613). де Сильва, Джон (Дон.) (ред.). Словарный запас тагальского языка: первое место в испанском романском языке (на тагальском и раннем современном испанском языке ). Благородная вилла Пилы. п. 545.
Сангли) Лангланг (шт.) ани называли старых deſtos [the] ſangleyes, когда они приходили [чтобы разобраться] с ними
[Sangley) Langlang (pc) это то, что пожилые люди называли [the] Sangleyes, когда они приходили [чтобы иметь дело] . с ними]{{cite book}}
: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка ) - ^ Окампо, Амбет Р. (19 августа 2020 г.). «Возвращение « » китайца INQUIRER.net . Филиппинский Daily Inquirer . Получено 21 октября ,
- ^ Перейти обратно: а б с д Вперёд, добрый Джон (23 декабря 2014 г. – 19 января 2015 г.). «Жемчужины истории: Сангли» Мост раз в две недели: китайско-филиппинский дайджест Том. XXVII, нет. 14. Кайса для обучения, Inc. стр. 100-1 5–6. ISSN 0116-6689 .
- ^ Хофиленья, Саул (2011). «Сэнгли-Пойнт и бывшая верфь ВМС США в Кавите-Сити». Под стопками . Манила. ISBN 978-971-95130-0-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ван дер Лун, Пит (1967). «Манильские инкунабулы и ранние исследования Хоккиена, часть 2» (PDF) . Большая Азия . Новая серия. 13 :101.
- ^ Куилис, Антонио; Касадо-Фреснильо, Селия; Килис-Санс, Мария Хосе (1997). Филиппинизмы и другие слова Филиппин содержатся в «Словаре» Академии (PDF) . Бюллетень Королевской испанской академии. п. 45.
- ^ Мануэль, Э. Арсениус (1948). Китайские элементы в тагальском языке Манила: Филиппинские публикации. п. 50.
- ^ Ретана, Вацлав Эмили (Свидетельство Бенито Легарды) (1921). Словарь филиппинского языка Нью-Йорк и Париж: отчет Филиппинской комиссии. п. 127.
- ^ Олсен, Розалинда Н. «Семантика колонизации и революции» . bulatlat.com . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ https://www.academia.edu/41990690/Chinese_Merchants_Silver_Galleons_and_Ethnic_Violence_in_Spanish_Manila_1603_1686?rhid=29283065663&swp=rr-rw-wc-44944949
- ^ https://worldhistoryconnected.press.uillinois.edu/14.3/forum_hawkley.html
- ^ https://worldhistoryconnected.press.uillinois.edu/14.3/forum_hawkley.html
- ^ расширение Chrome://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ https://repository.library.northeastern.edu/files/neu:336763/fulltext.pdf
- ^ Перейти обратно: а б с Крукшанк, Брюс (1982). «Обзор табачной монополии на Филиппинах: бюрократическое предпринимательство и социальные изменения, 1776–1880». Журнал азиатских исследований . 41 (4): 880–882. дои : 10.2307/2055499 . JSTOR 2055499 . S2CID 162600587 .
- ^ Де Хесус, Эд. С. (1980). Табачная монополия на Филиппинах: бюрократическое предпринимательство и социальные изменения, 1776–1880 гг . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Слэк, «Вооружение китайских метисов в Маниле: полк метисов «Настоящий принц» Тондо в конце восемнадцатого века», документ будет вручен 10 января 2010 г., Конференция Американской исторической ассоциации, по состоянию на 16 декабря 2009 г.
- ^ Торрес, Хосе Виктор З. (2005). Сьюдад-Мурада: прогулка по историческому Интрамуросу . Манила: Администрация Интрамурос и издательство Vibal, Inc. стр. 62–63. ISBN 971-07-2276-Х .
- ^ Рейес, Бобби (14 мая 2007 г.). «Как филиппинцев стали называть «коричневыми американцами» » . Мабухай Радио! . Проверено 8 января 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Бенедикт. (1988) Демократия касика на Филиппинах: истоки и мечты
- Крейг, Остин. (2004). Родословная, жизнь и труды Хосе Ризала, филиппинского патриота , Уайтфиш, Монтана : Kessinger Publishing
- (2006) «Колониальное воображение. Фотография на Филиппинах в испанский период 1860–1898 годов» , Casa Asia: Centrocultural Conde Duque . Мадрид, Испания.
- де Морга, доктор Антонио. История Филиппинских островов , тт. 1 и 2 (1609/1907), (Переведено и аннотировано на английском языке), Ред. Э. Х. Блер и Дж. А. Робертсон, Дж. А. (редакторы). Кливленд, Огайо: Компания Артура Х. Кларка
- Гамбе, Аннабель Р. (2000) Китайское предпринимательство за рубежом и капиталистическое развитие в Юго-Восточной Азии . Мюнстер, Гамбург и Берлин: LIT Verlag.
- Клётер, Хеннинг. (2011) Язык сангли: китайский диалект в миссионерских источниках семнадцатого века. Архивировано 19 мая 2012 года в Wayback Machine . Лейден , Южная Голландия : Брилл . ISBN 9004184937 ; ISBN 9789004184930 .
- Медина, Элизабет. (1999) Через призму Латинской Америки: широкоугольный взгляд на филиппинский колониальный опыт. Архивировано 9 февраля 2007 года, в Wayback Machine , Сантьяго, Чили.
- Монрой, Эмили. (23 августа 2002 г.) «Расовое смешение и вестернизация в Латинской Америке и на Филиппинах» , Analitica . Каракас, Венесуэла.
- (1999) «Исторический город Виган, Филиппины» , оценка консультативного органа , объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Тан, Хок Бенг. (1994). Тропическая архитектура и интерьеры , Сингапур: Page One Publishing Pte Ltd.
- Теттони, Лука Инверницци и Сосровардойо, Тара. (1997). Филиппинский стиль . Гонконг, Китай: Periplus Editions Ltd.
- Уэйтман, Джордж Х. (февраль 1960 г.). Филиппинские китайцы: культурная история маржинальной торговой компании . Анн-Арбор , Мичиган: UMI . Информационная служба диссертаций
- Викберг, Эдгар. (Март 1964 г.) «Китайские метисы в истории Филиппин» , Журнал истории Юго-Восточной Азии, 5 (1) , 62–100. Лоуренс, Канзас: Канзасский университет, CEAS.
|